Жалоба постановление комиссии по делам несовершеннолетних. Комиссия по делам несовершеннолетних: причины и последствия постановки на учет. Правовой статус КДН

Финансы

1. Заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц и являются, как правило, открытыми.
В целях обеспечения конфиденциальности информации о несовершеннолетнем, его родителях или иных законных представителях комиссия с учетом характера рассматриваемых материалов может принять решение о проведении закрытого заседания.
2. Заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав правомочно, если на нем присутствует не менее половины от общего числа членов комиссии.
3. Материалы в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 4 статьи 15 настоящего Федерального закона, а также материалы о правонарушениях, влекущих административную ответственность и совершенных несовершеннолетними, не достигшими возраста, с которого наступает административная ответственность, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривает в присутствии несовершеннолетних, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних.
4. Материалы об исключении обучающихся, достигших возраста 15 лет и не получивших основного общего образования, из образовательных учреждений, материалы о расторжении трудового договора с несовершеннолетними работниками по инициативе работодателя комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривает в присутствии несовершеннолетнего, родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего, а также представителя образовательного учреждения или представителя работодателя.
5. Другие материалы в отношении несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может рассмотреть в их отсутствие при условии, что указанные лица получили приглашение на заседание комиссии и ходатайство об отложении рассмотрения этих материалов в комиссию не поступало.
6. На время исследования обстоятельств, обсуждение которых может отрицательно повлиять на несовершеннолетнего, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав вправе удалить его из зала заседания.
7. Адвокат несовершеннолетнего допускается к участию в работе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с момента подготовки материалов к заседанию комиссии.
8. Заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав оформляется протоколом, в котором должны быть указаны:
1) наименование и персональный состав комиссии;
2) дата и место заседания комиссии;
3) содержание рассматриваемых материалов;
4) фамилия, имя, отчество, дата и место рождения лица, в отношении которого рассматриваются материалы, место его жительства, место учебы или место работы, а также иные сведения, имеющие значение для рассмотрения материалов;
5) сведения о явке приглашенных на заседание комиссии лиц, причинах неявки несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей, а также других лиц, чье присутствие на заседании комиссии обязательно;
6) выводы комиссии о возможности рассмотрения материалов в случае неявки на заседание приглашенных лиц;
7) сведения о разъяснении лицам, участвующим в заседании комиссии, их прав и обязанностей;
8) объяснения участвующих в заседании комиссии лиц;
9) сведения о документах и вещественных доказательствах, исследованных при рассмотрении материалов;
10) заявленные ходатайства и результаты их рассмотрения;
11) сведения об оглашении решения, принятого на заседании комиссии;
12) сведения о разъяснении сроков и порядка обжалования принятого комиссией решения.
Протокол подписывается председательствующим на заседании и ответственным секретарем комиссии.
Участвующим в заседании комиссии лицам разъясняются их права на ознакомление с протоколом заседания и подачу замечаний по его содержанию.
9. Решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по рассмотренным материалам принимается в форме постановления или представления простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании.
В случае равенства голосов мнение председательствующего на заседании комиссии является решающим.
10. Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав принимается по результатам рассмотрения материалов в отношении несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей, а также представлений органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обращений иных органов и организаций, информации работодателей.
В постановлении должны быть указаны:
1) персональный состав комиссии;
2) дата и место рассмотрения материалов;
3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрены материалы;
4) обстоятельства, установленные при рассмотрении материалов;
5) мотивированное решение комиссии по рассмотренным материалам;
6) срок и порядок обжалования постановления.
Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав обязательно для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами.
11. Представление вносится комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав в органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации в целях устранения нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, выявленных при рассмотрении материалов, а также в целях устранения причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних, совершению ими правонарушений и антиобщественных действий.
В представлении излагаются сведения о конкретных нарушениях прав и законных интересов несовершеннолетних, лицах, нарушивших права и законные интересы несовершеннолетних, а также о выявленных комиссией причинах и условиях, способствовавших нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорности, беспризорности, совершению несовершеннолетними правонарушений или антиобщественных действий.
Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций обязаны в течение месяца рассмотреть полученное представление и о принятых мерах по его исполнению сообщить в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Жалоба на постановление комиссии по делам несовершеннолетних подается родителями малолетнего гражданина, если они не согласны с решением представителей этого контролирующего органа. Спорные вопросы решаются путем переговоров.

Если же мирно рассмотреть дело не удается, подключается суд. Через суд также подается и и многие другие процессуальные документы, которые касаются брачно-семейных отношений. Наш адвокат поможет Вам решить проблему: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня

Порядок постановки на учет комиссии по делам несовершеннолетних

Трудными подростками по закону занимается не только полиция, органы опеки и попечительства, помощник прокурора района по надзору за делами несовершеннолетних, психологи, руководители школ, в которых зарегистрирован несовершеннолетний правонарушитель.

По сути комиссия - это коллегиальный орган, задача которого не допустить того, чтобы ребенок и далее не нарушал закон. Полномочия комиссии по делам несовершеннолетних при выявлении факта совершения подростком правонарушения или преступления специальное уполномоченное лицо, составляет протокол, который впоследствии будет направлен на рассмотрении органа. В срок до десяти дней должностное лицо обязана поставить на учёт лицо, совершившее правонарушение. При постановке на учет учитывается мнения законных представителей ребенка (родителей, опекунов и т.д.).

После этого, итоговое решение о постановке на учёт направляются начальнику местного ОВД, который утверждает или не утверждает данное постановление. При утверждении, заводится карточка с данными о правонарушителе, с данного момента несовершеннолетний является состоящим на учете ПДН.

Правовые последствия постановки на учет комиссии ПДН

Как правило, это негативно отражается на будущем ребенка, особенно если он в дальнейшем захочет связать своё будущее с юриспруденцией. Также данные сведения будут переданы в учебное заведение, в котором обучается несовершеннолетний.

Также если ребенок был поставлен на учет в результате употребления спиртного в общественном месте, тогда его личность будет занесена в наркологический диспансер, к которому в наше время имеют доступ работодатели. Как проводится , читайте далее по ссылке.

За малолетних нарушителей правопорядка несут ответственность родители. На них возлагаются штрафные санкции, а ребенок попадает под непрерывный контроль со стороны представителей органов МВД. Если вы не согласны с таким исходом, нужно знать, как обжаловать решение.

Как обжаловать постановку на учет ПДН несовершеннолетнего?

Когда подается жалоба на постановку на учет? Существует немало ситуаций, когда представители комиссии по делам несовершеннолетних заводят дела на своих подопечных, ставят их на особый учет.

Оснований для этого множество, от разбитого окна в школе, до серьезных правонарушений - краж, разбойных нападений, массовых потасовок. Не всегда такие решения аргументированные. Родители интересуются, как обжаловать постановку на учет несовершеннолетнего, защитить и при этом не запятнать свою репутацию. Желательно сразу после неприятной ситуации, участниками которой вы невольно стали, обратиться к адвокату, который будет защищать права ребенка. Многие юристы специализируются на таких вопросах как или иных органах.

Обращайтесь к такому профессионалу. Он обычно действует в нескольких направлениях:

  • проводит беседы с ребенком относительно произошедшей ситуации;
  • ведет переговоры с представителями комиссии;
  • собирает доказательства невиновности своего подопечного.

Чтобы обжалование постановление комиссии по делам несовершеннолетних получило юридическую силу, необходимо подать соответствующий запрос представителям этой службы. Заявление составляется на имя председателя, в нем излагается суть претензии. Этот документ обязательно регистрируется у секретаря или направляется заказным письмом с уведомлением. Комиссия обязана дать ответ на такой запрос. Если ваше прошение не удовлетворено, подается заявление в суд об отмене постановления комиссии по делам несовершеннолетних.

ПОЛЕЗНО : смотрите видео и Вы узнаете, почему Доверители выбирают нашу организацию в помощники, пишите свой вопрос в комментариях ролика и получайте БЕСПЛАТНО совет адвоката по любому вопросу

Самостоятельно доказать свою правоту в суде сложно, а адвокат быстрее и легче справиться с проблемой. Таким способом вы добьетесь не только отмены принятого решения, но и компенсации морального ущерба, если это будет оговорено в исковом заявлении.

Если жалоба на постановку на учет несовершеннолетних составлена грамотно, то суд примет решение в вашу пользу. Репутация несовершеннолетнего ребенка не будет очернена.

Наш адвокат поможет Вам в процедуре снятия с учета комиссии по делам несовершеннолетних: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните или оставляйте заявку прямо сейчас!

» апелляционная жалоба на постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

КОМИССИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ АДМИНИСТРАЦИИ СЕВЕРНОГО ОКРУГА г. ОРЕНБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № по делу об административном правонарушении

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в составе: Председательствующий: Т.Ю. Климантова Секретарь: В.Н. Салдина

Члены комиссии: Баленко Н.С., Баканач О.В., Бережная Л.Ю., Долгополова Н.В., Авдеев А.А., Ураева Н.В., Мерзликина Ю.И., Панченко О.П., Седова Г.В. с участием старшего помощника прокурора в присутствии законных представителей: Рассмотрев материал об административном правонарушении

УСТАНОВИЛА:

Ф.И.О.: Крюкова Екатерина Александровна Дата рождения: <**>

Место рождения:

Адрес проживания: г. Оренбург, ул. <**>Место работы (учебы): МОБУ СОШ №<**>, учитель Обстоятельства, установленные при рассмотрении дела:

гр. Крюкова Е.А., 01.01.2014г., нарушила порядок общения н/л детей Крюкова В.В. и Крюковой У.В. с отцом гр. Крюковым В.И., установленный решением Дзержинским районным судом г. Оренбурга, от 30.10.2013г., гр. Крюкова Е.А. отсутствовала дома в 18.30ч. с детьми чем ненадлежащим образом исполнила родительские обязанности по воспитанию детей.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ, признано: не установлено;

Обстоятельством, отягчающим административную ответственность, в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ, признано: не установлено

_______________________________________

РЕШЕНИЕ
Дзержинский районный суд г. Оренбурга

В составе председательствующего судьи Хлыниной Е.В.,

при секретаре Сазоновой А.А.,

с участием

представителя заявителя Ибрагимовой О.В.

представителя КДН администрации Северного округа г. Оренбурга Мерзликиной Ю.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Крюковой Екатерины Александровны на постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Северного округа г. Оренбурга от 22.01.2014 года по делу об административном правонарушении по ст.5.35 ч. 2 КоАП РФ в отношении Крюковой Екатерины Александровны,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Северного округа г. Оренбурга от 22.01.2014 года Крюкова Е.А. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.5.35 ч. 2 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 2000руб.

Согласно указанного постановления правонарушение было совершено Крюковой Е.А. при следующих обстоятельствах: 01.01.2014 года Крюкова Е.А. нарушила порядок общения н/л детей - Крюкова В.В., Крюковой У.В. с отцом Крюковым В.И., установленный решением Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 30.10.2013г., а именно Крюкова Е.А. отсутствовала дома в 18.30 часов с детьми, чем ненадлежащим образом исполнила родительские обязанности по воспитанию детей.

Не согласившись с постановлением от 22.01.2014г. Крюкова Е.А. обратилась в Дзержинский районный суд г. Оренбурга с жалобой на данное постановление, в которой просила отменить постановление от 22.01.2014г. как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить. В обосновании жалобы указав, что копия протокола об административном нарушении Крюковой Е.А. не вручалась; в постановлении не указано место совершения правонарушения; в постановлении воспроизведена диспозиция ч.1 ст. 5.35 КоАП РФ, однако, при этом не указано, в чем конкретно выразилось противоправное действие именно ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ; в резолютивной части постановления отсутствуют указания на то, что Крюкова Е.А. признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ, однако, наказание ей назначено; в постановлении неверно указан срок его обжалования; лицо, привлекаемое к административной ответственности, имеет право участвовать при рассмотрении дела о правонарушении, давать свои пояснения: Крюкова Е.А. такой возможности была лишена, так как на заседание КДН ее не пригласили. Отсутствие Крюковой Е.А. в 18.30 часов дома не является нарушением обязанностей, установленных решением суда, поскольку встреча детей с отцом может происходить во время прогулок.

В судебное заседание Крюкова Е.А. не явилась, была извещена надлежащим образом, представила заявление с просьбой рассмотреть жалобу в ее отсутствие.

С учетом мнения сторон, суд рассмотрел жалобу в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенной о дне и месте судебного заседания и не явившейся в судебное заседание.

Представитель заявителя жалобу поддержала по указанным в ней основаниям, просила постановление от 22.01.2014 г. отменить, производства по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Представитель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Северного округа г. Оренбурга в судебном заседании пояснила, что с доводами жалобы не согласна, просила оставить постановление без изменения.

Проверив доводы жалобы, заслушав представителя заявителя, представителя комиссии по делам несовершеннолетних, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении его о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно ч.1 ст. 25.15. КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Исходя из положений ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, необходимо выяснить факт извещения участников производства по делу об административном правонарушении, а также причины их неявки, после чего принять решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Как следует из представленных материалов, а именно из протокола об административном правонарушении и расписки Крюкова Е.А. извещалась о времени рассмотрения дела об административном правонарушении на 15.01.2014года, однако рассмотрение протокола состоялось 22.01.2014г.

Каких-либо данных свидетельствующих о том, что Крюкова Е.А. извещалась о дне рассмотрения протокола на 22.01.2014г. в представленном материале не имеется. Из постановления следует, что протокол был рассмотрен в отсутствии Крюковой Е.А.

Таким образом, орган рассмотревший протокол об административном правонарушении в отношении Крюковой Е.А. не предпринял все предусмотренные законом меры для надлежащего извещения Крюковой Е.А. о времени и месте рассмотрения дела, назначенного на 22.01.2014г., в связи с чем, Крюкова Е.А. была лишена возможности воспользоваться предоставленными ей правами, предусмотренными ст.25.1 КоАП РФ.

Отсутствие надлежащего извещения Крюковой Е.А. о месте и времени рассмотрения протокола является существенным нарушением процессуальных требований, поскольку это не позволило полно и объективно рассмотреть дело, и лишило ее возможности реализовать свои права.

В соответствии с ч.2 ст.5.35 КоАП РФ нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Согласно ч.4 ст. 14 Закона Оренбургской области об административных комиссиях в Оренбургской области от 01.10.2003 постановление и определение по делу об административном правонарушении оформляются в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно п. 3 ст.29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы предусмотренные КоАП РФ.

Согласно ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. В случае неявки физического лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении если оно извещено в установленном порядке протокол составляется в его отсутствии.

В соответствии с п.4 4.1 ст.29.10 КоАП РФ, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, статья КоАП или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, мотивированное решение по делу, срок и порядок обжалования постановления.

В обжалуемом постановлении отсутствует мотивированное решение по делу. Наказание Крюковой Е.А. было назначено по ч.2 ст.5.35 КоАП РФ, тогда как при рассмотрении дела было установлено, что Крюкова Е.А. нарушила порядок общения несовершеннолетних детей с отцом, чем ненадлежащим образом исполнила родительские обязанности по воспитанию детей, то есть фактически указана объективная сторона административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.5.35 КоАП РФ.

Ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении по делу об административном правонарушении в нарушение п.4, п.6 ст.26.1, п.4 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ не установлены обстоятельства, имеющие значение по делу, а именно в каких действиях со стороны Крюковой Е.А. имели место нарушения, повлекшие лишение права несовершеннолетних детей на общение с одним из родителей, в чем конкретно выразилось неисполнение судебного решения о порядке исполнения родительских прав, кроме того, в резолютивной части постановления не указана конкретная статья КоАПРФ по которой была признана виновной Крюкова Е.А.

Таким образом, при рассмотрении дела об АП комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав не были установлены фактические обстоятельства произошедшего, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Принятое решение о назначении административного наказания в виде штрафа в отношении Крюковой Е.А. не является мотивированным, поскольку не указано чем руководствовалась комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Северного округа г. Оренбурга при его назначении.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Отменить постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Северного округа г. Оренбурга от 22.01.2014 года по делу об административном правонарушении по ст.5.35 ч. 2 КоАП РФ в отношении Крюковой Екатерины Александровны.

Материалы административного дела в отношении Крюковой Екатерины Александровны в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.5.35 КоАПРФ возвратить на новое рассмотрение в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Северного округа г. Оренбурга.

При новом рассмотрении дела устранить допущенные нарушения, послужившие основанием для отмены постановления от 22.01.2014г.

После массовых задержаний в ходе акции против коррупции в Москве и регионах 26-го марта правоохранительные органы начали угрожать многим «несовершеннолетним» участникам постановкой на профилактический учет. Тем, кто находится в группе риска, нужно знать, как процедура постановки на профилактический учет должна проходить в соответствии с законом и как добиться его снятия.

Как ставят на учет в соответствии с законом

Порядок постановки «несовершеннолетних правонарушителей» на учет регулируется Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» , региональными законами «О комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» и действующим Приказом МВД России от 15.10.2013 г. N 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН) органов внутренних дел Российской Федерации» .

Главным термином здесь является «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении» - только такие «несовершеннолетние» подлежат постановке на профилактический учет. То есть имеется в виду человек младше 18 лет, который «вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия».

Под антиобщественными действиями закон понимает систематическое употребление «наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции», занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также «иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц».

Правонарушением же в соответствии с ч. 2 ст. 1.5 КоАП признается только то действие, вина в совершении которого доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в силу постановлением судьи, органа, должностного лица, который рассматривал дело.

Иными словами, признать «несовершеннолетнего» находящимся в социально опасном положении и в дальнейшем поставить его на учет можно только в двух случаях:

  • Если комиссия (КДН) и подразделение по делам несовершеннолетних (ПДН) в ОВД по месту жительства «несовершеннолетнего», а также начальник или заместитель этого ОВД убедится, что тот действительно систематически употреблял алкоголь, принимал наркотики либо занимался проституцией, бродяжничеством и попрошайничеством.
  • Если в отношении «несовершеннолетнего» должно вступить в законную силу постановление об административном правонарушении.

Без вынесенного в соответствии с законом постановления об административном правонарушении на учет вас поставить нельзя, сколько бы лет вам ни исполнилось.

Деятельность КДН

  • подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации
  • рассматривают представления органа, осуществляющего управление в сфере образования, об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательной организации и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»
  • применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации

Деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и меры воздействия, которые она может применять, помимо упомянутых документов регулируется законодательством субъекта Федерации, в котором вы проживаете. В зависимости от региона оно может отличаться, однако на всей территории России, если в Вашем отношении рассматривается дело, Вы можете пользоваться всеми правами, предусмотренными КоАП РФ, в частности, правом на юридическую помощью защитника с момента поступления дела в комиссию и правом на обжалование решения.

Чего КДН делать не может

КДН не вправе самостоятельно принимать решения и должно ходатайствовать перед судом:

  • о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (часть 1 статьи 26 ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности»)
  • о проведении медицинского освидетельствования несовершеннолетнего без его согласия либо без согласия его родителей или иных законных представителей (часть 3.1 статьи 26 ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности»)
  • о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (касается только подростков, уже помещенных ранее и самовольно покинувших центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, совершивших преступление в возрасте, недостаточном для наступления уголовной ответственности, совершивших правонарушение, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение 3х часов с момента доставления (подпункты 3–6 пункта 2 статьи 22 ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности»).

Возраст имеет значение: младше или старше 16 лет

Если «несовершеннолетнему» еще нет 16 лет и в его отношении вынесено постановление об административном правонарушении, которое вступило в законную силу, с ним может проводиться «индивидуальная работа» - в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» .

Индивидуальной работой с «несовершеннолетними правонарушителями» занимаются инспекции по делам несовершеннолетних и подразделения по делам несовершеннолетних, входящие в состав органов внутренних дел РФ (в народе все это называют «детской комнатой милиции», хотя детские комнаты были фактически упразднены вместе с самой милицией).

Однако такая «индивидуальная работа» совершенно не обязательно предполагает постановку на учет в качестве «несовершеннолетнего правонарушителя». Постановка на профилактический учет - мера, к которой прибегают только при наличии определенных оснований.

Основаниями для постановки на профилактический учет в соответствии со ст. 6 ФЗ «Об основах системы профилактики» , пунктом 42,3 Приказа МВД России № 845 могут стать только конкретные обстоятельства, зафиксированные в определенных документах. Такими документами являются: приговор, определение или постановление суда (например, об избрании не связанной с лишением свободы меры пресечения по уголовному делу), постановление КДН об административном правонарушении с назначением наказания.

Разрешение же о постановке на профилактический учет дается в письменном виде начальником территориального органа МВД России или его заместителем в соответствии с пунктом 48 Приказа МВД России № 845 .

Подразделения по делам несовершеннолетних МВД России проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении «несовершеннолетних», которые: совершили правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания; или же совершили правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, - в соответствии с пунктами б), в), части 1 статьи 1 Приказа .

Меры административного взыскания - это мера наказания, избранная при вынесении постановления об административном правонарушении.

Возраст, с которого наступает административная ответственность - 16 лет , в соответствии с ст. 2.3 КоАП .

Иными словами, если вам менее 18, но более 16 лет , вас задержали на митинге или пикете, доставили в ОВД, но отпустили без оформления протоколов после взятия объяснения, ни о какой постановке на специальный учет либо об индивидуальной профилактической работе речь идти не может .

Если, несмотря на все попытки доказать свою правоту государственным органам, вас все-таки необоснованно поставили на профилактический учет, то в случае неподтверждения обстоятельств, послуживших основанием для постановки на профилактический учет, он должен быть снят.

Как обжаловать постановление КДН

Как можно обжаловать постановление Комиссии по делам несовершеннолетних, рассказали коллеги из Фонда «Общественный вердикт» :

Вы можете подать жалобу в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Если постановление вынесено по делу об административном правонарушении, его обжалуют только в районном суде.

Жалоба подается в КДН. КДН должна в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее в суд. В суде рассмотрение по делу, поступившему из КДН, производится в аналогичном порядке, что и рассмотрение в КДН.

Как сниматься с учета: практическое руководство

1. Родители или законные представители несовершеннолетнего должны направить с просьбой предоставить копию решения о постановке несовершеннолетнего на профилактический учет. Заявление следует направить заказным письмом с уведомлением по почте или отдать его лично. При личной подаче заявления следует иметь копию, на которой принимающий заявление сотрудник полиции должен поставить штамп с датой приема документа и входящим номером, присвоенным заявлению.

2. Если же Вам удалось получить копию решения о постановке несовершеннолетнего на учет, то вы можете обжаловать его двумя путями: в прокуратуру и в суд. Мы рекомендуем подавать , и административный иск о признании незаконными действий начальника территориального органа МВД России в суд.

2.1. Срок рассмотрения такого заявления в прокуратуре составляет 30 дней, если же в прокуратуре Вам не ответят в течении этого времени, то Вы можете обратиться в вышестоящую прокуратуру с заявлением об административном правонарушении (см. п. 1 выше).

2.2. Срок подачи административного искового заявления в суд о признании незаконной постановки на профилактический учет несовершеннолетнего - составляет 3 месяца с момента получения копии соответствующего решения (см. п. 1 выше). Поэтому, если прокуратура не будет отвечать на ваши заявления, не теряйте время и параллельно обращайтесь в суд.

Административный иск направляется в районный суд по месту нахождения ОВД, в котором принято такое решение. Для грамотного составления административного иска либо жалобы в прокуратуру целесообразно обратиться к профессиональному юристу или адвокату, поскольку согласно статье 55 Кодекса административного судопроизводства РФ представителем в суде может быть только адвокат, либо человек, имеющий высшее юридическое образование. Само по себе участие представителя не обязательно, но дает больше шансов на позитивный исход дела.

При подаче жалобы, как и при рассмотрении дела в Комиссии по делам несовершеннолетних очень важно предоставить максимально возможное количество положительных характеристик (от участкового по месту жительства, соседей, с мест учебы, работы), различных грамот и прочих документов, на основании которых можно сделать вывод, что несовершеннолетний - социализированный, конструктивно настроенный и законопослушный человек.

Также важно обратить внимание на допущенные процессуальные нарушения, в том числе при составлении протокола об административном правонарушении, проигнорированные или не оцененные надлежащим образом при рассмотрении дела КДН, на некорректное, оскорбительное поведение или насилие, в том числе психологическое, если оно имело место со стороны сотрудников полиции, членов комиссии, других людей, которые были привлечены в ходе рассмотрения дела и принятия по нему решения.

Если в районном суде вам не удастся признать незаконным постановку несовершеннолетнего на учет, не следует опускать рук - у вас есть месяц, чтобы обжаловать это решение в вышестоящий суд (для Москвы это Мосгорсуд). После апелляционной жалобы в региональном суде у Вас есть 6 месяцев на подачу кассаций в Президиум регионального суда и в Верховный суд РФ. После этого остается возможность направления жалобы Председателю Верховного суда РФ (на все эти жалобы у Вас 6 месяцев с момента вынесения апелляционного определения региональным судом).

После прохождения всей судебной системы (или параллельно с судебными тяжбами) есть возможность направления заявления Уполномоченному по правам Человека в Вашем регионе или Уполномоченному по Российской Федерации, а также направления заявления Уполномоченному при президенте РФ по правам ребенка.

Мы надеемся, что Вам не придется задействовать всю указанную процедуру обжалования. Мы представили ее подробно для того, чтобы показать вам множество предусмотренных законом путей защиты своих прав и прав своих детей.

Документы

Заявление о выдаче копии решения о постановки несовершеннолетнего на учет в ПДН

Жалоба на действия ПДН

Послесловие

ОВД-Инфо выражает огромную благодарность помощнику адвоката Жаклин Яковлевой и Денису Шедову (Правозащитный центр «Мемориал») за помощь в разработке юридических рекомендаций. Все возможные юридические ошибки в тексте остаются на совести ОВД-Инфо .

Мы будем очень благодарны и вам, если вы поделитесь с нами своим и оцените .

Дело № 2а-1423/15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Новоусманский районный суд Воронежской области в составе судьи Сорокина Д.А.

при секретаре Власовой С.В.,

с участием административного истца Белининой Татьяны Владимировны,

представителя административного ответчика - Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области ответственного секретаря комиссии Жидковой Елены Юрьевны,

рассмотрев административное исковое заявление Белининой Татьяны Владимировны об обжаловании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области,

УСТАНОВИЛ:

Белинина Татьяна Владимировна обратилась в суд с административным иском с требованием отменить Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ. комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области (далее по тексту КДН), которым несовершеннолетнему ФИО3 вынесено предупреждение, матери несовершеннолетнего Белининой Татьяне Владимировне вынесено общественное порицание, в отношении несовершеннолетнего ФИО3 и его матери Белининой Татьяны Владимировны применено профилактическое воздействие в форме профилактической беседы.

В их обоснование указала, что ДД.ММ.ГГГГ. между несовершеннолетними ФИО5 и ФИО3 произошел конфликт с применением физической силы. По результатам проверки ОМВД России по Новоусманскому району приняло постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении обоих несовершеннолетних по ст. в связи с недостижением возраста привлечения к административной ответственности, материал был направлен в КДН. На заседании КДН ДД.ММ.ГГГГ. было принято обжалуемое решение. Она с ним не согласна, поскольку ее ребенок противоправных действий, предусмотренных ст. не совершал, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела прокуратурой было отменено как незаконное и необоснованное. Поэтому комиссия вынесла постановление, основываясь на непроверенных и недостоверных фактах.

В судебном заседании Белинина Т.В. требования поддержала по изложенным в заявлении обстоятельствам. Уточнила, что постановление об отказе в возбуждении дела прокуратурой было отменено. В ходе дополнительной проверки в действиях несовершеннолетних усмотрены лишь признаки состава преступления, предусмотренного ст. , ей разъяснено право обратиться в суд в порядке частного обвинения.

Представитель КДН требования не признал, суду пояснил, что к Белининой Т.В. и ее ребенку были приманены ничего не значащие меры воздействия, которые не влекут никаких правовых последствий.

Выслушав участвовавших в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд установил указанные ниже обстоятельства и пришел к следующим выводам.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются на территории субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные органами местного самоуправления, осуществляют деятельность на территориях соответствующих муниципальных образований субъектов Российской Федерации. Порядок осуществления деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав определяется законодательством субъекта Российской Федерации. Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 года "Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" муниципальные комиссии применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в том числе, рассматривают информацию (материалы) о фактах совершения несовершеннолетними, не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением возраста наступления уголовной ответственности, общественно опасных деяний и принимают решения о применении к ним мер воспитательного воздействия.

В соответствии со статьей 17 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года (фактически утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 года N 995), на районные (городские), районных в городах комиссии по делам несовершеннолетних возлагалось рассмотрение дел о несовершеннолетних, совершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия.

Комиссии в этом случае могли объявить несовершеннолетнему предупреждение (пункт "б" статьи 18 Положения).

Порядок образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также осуществления ими отдельных государственных полномочий на территории Воронежской области урегулирован Законом Воронежской области от 04.10.2005 N 62-ОЗ "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Воронежской области".

Согласно п. 15 ст. 10 указанного Закона КДН рассматривают информацию (материалы) о фактах совершения несовершеннолетними, не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением возраста наступления уголовной ответственности, общественно опасных деяний и принимают решения о применении к ним мер воспитательного воздействия.

Законом Воронежской области от 03.04.2006 N 29-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Воронежской области отдельными государственными полномочиями Воронежской области по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" Новоусманский муниципальный район в числе прочих районов был наделе государственными полномочиями по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В Новоусманском районе КДН была создана Постановлением администрации Новоусманского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ. № №

Из вышеприведенных нормативно-правовых актов, в том числе из Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Комиссии предоставлено право применить меры воздействия в отношении несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности в связи с недостижением возраста ее наступления, по факту совершения несовершеннолетним общественно опасного деяния.

Комиссия в оспариваемом постановлении установила, что ДД.ММ.ГГГГ. несовершеннолетний ФИО3 гулял у своего дома в, где встретил несовершеннолетнего ФИО5 Между ними на фоне ранее возникших неприязненных отношений возник конфликт, в ходе которого ФИО5 толкнул и ударил ФИО3 рукой в область головы, а ФИО3 ударил Щербакова металлической трубой в бок. В медицинские учреждения они не обращались. В действиях несовершеннолетнего ФИО3 КДН усмотрела признаки состава преступления, предусмотренного ст. . Поскольку несовершеннолетний не достиг возраста привлечения к уголовной ответсвенности, отделом МВД России по было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО3 (л.д. 3).

Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью является уголовно наказуемым деянием, ответственность за которое прямо предусмотрена статьей Уголовного кодекса Российской Федерации.

Между тем, как следует из Постановления заместителя прокурора от ДД.ММ.ГГГГ., постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ. по ст. , послужившее основанием для выводов, сделанных КДН, было отменено как незаконное и необоснованное, постановление направлено в ОМВД для дополнительной процессуальной проверки (л.д. 15).

Представитель КДН не представил суду допустимых и достаточных доказательств наличия в действиях ФИО3 признаков состава преступления, предусмотренного ст. . Суждений о наличии в действиях ФИО3 признаков иных противоправных деяний оспариваемое постановление не содержит.

Таким образом, вменение в оспариваемом постановлении в вину ФИО3 причинения средней тяжести вреда здоровью ФИО5, применение в связи с этим мер профилактического воздействия в виде предупреждения в адрес ФИО3, общественного порицания в адрес Белининой Т.В. и профилактического воздействия в форме профилактической беседы незаконно и нарушает права несовершеннолетнего и его матери.

На основании изложенного, суд пришел к выводам о том, что заявленные требования являются обоснованными подлежат удовлетворению в полном объеме.

Р Е Ш И Л:

Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области, которым несовершеннолетнему ФИО3 вынесено предупреждение, матери несовершеннолетнего Белининой Татьяне Владимировне вынесено общественное порицание, в отношении несовершеннолетнего ФИО3 и матери несовершеннолетнего Белининой Татьяны Владимировны применено профилактическое воздействие в форме профилактической беседы отменить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Д.А. Сорокин

Суд:

Новоусманский районный суд (Воронежская область)

Судьи дела:

Сорокин Дмитрий Аркадьевич (судья)

Судебная практика по:

Побои

Судебная практика по применению нормы ст. 116 УК РФ