V Всероссийское совещание работников сферы дополнительного образования детей. Состоялось заседание экспертного совета по общему образованию и дополнительному образованию детей Прогноз экспертный совет по программе дополнительного образования

Дела домашние

24 сентября 2018 года заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Любовь Духанина провела заседание Экспертного совета по общему образованию и дополнительному образованию детей, посвященное компетенциям цифровой экономики.

В заседании приняли участие депутат Государственной Думы Сергей Боженов , председатель Экспертного совета по общему образованию и дополнительному образованию детей Алла Инглези , главный научный сотрудник Института проблем управления РАН Роман Мещеряков , декан факультет психологии МГУ, вице-президент Российской академии образования Юрий Зинченко , генеральный директор ООО «Мобильное Электронное Образование», член-корреспондент РАО Александр Кондаков , координатор Центра компетенций по направлению «Кадры и образование» АНО «Агентство стратегических инициатив» Олег Подольский , директора московских школ, члены Экспертного совета и приглашенные эксперты.

Александр Кондаков выступил с докладом «Разработка базовых моделей компетенций цифровой экономики». Он сообщил о ходе реализации федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" в части разработки концепции «Базовых моделей компетенций цифровой экономики». Итоговый документустанавливает систему единых требований к формированию, непрерывному и преемственному наращиванию компетенций цифровой экономики в течение всей жизни человека.

«Впервые модель компетенций разрабатывается исходя не из требований к выпускникам соответствующего уровня образования, а основываясь на требованиях общества, государства и рынка труда к компетенциям человека - личности и работника цифрового общества с учетом реалий Четвертой промышленной революции », - подчеркнул докладчик.

С докладом «Кадры для цифровой экономики» выступил координатор Центра компетенций по направлению «Кадры и образование» АСИ Олег Подольский. «По прогнозам исследователей, 40% населения к 2024 году будет обладать цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики на достаточном уровне », - сообщил Подольский.

Затем докладчики ответили на вопросы присутствующих. Любовь Духанина, подводя итоги заседания Экспертного совета, отметила, что цифровая экономика охватывает все сферы деятельности человека, и работа над цифровыми компетенциями должна иметь опережающий характер. «Сфера образования является одной из самых передовых в плане готовности к цифровому будущему. При этом разработка цифровых компетенций должна отвечать интересам и детей, и родителей, и учителей, и потенциальных работодателей », - подчеркнула зампред Комитета по образованию.

Члены Экспертного совета приняли к сведению представленную концепцию «Базовых моделей компетенций цифровой экономики» и договорились продолжить обсуждение различных вопросов, связанных с развитием «цифровой школы».

Обсуждение «цифровых компетенций» прошло в русле поставленной Президентом РФ Владимиром Путиным задачи по развитию цифровой экономики как нового уклада жизни страны и основы для развития государственного управления, бизнеса и социальной сферы. А также в рамках утвержденных Председателем Государственной Думы ФС РФ Вячеславом Володиным планов по законодательному обеспечению цифровой экономики.

Комитет Государственной Думы по образованию и науке ведет законотворческую деятельность в сферах образования и науки. Комитет ведет активную работу по подготовке, рассмотрению и принятию законов, затрагивающих интересы образования и науки. Своей главной задачей Комитет считает защиту интересов образования и науки и строит свою работу на принципах конструктивного сотрудничества с Правительством Российской Федерации, профильными министерствами, Российской академией наук и отраслевыми академиями, ЦК профсоюза работников народного образования и науки, с педагогической и научной общественностью.

В состав Комитета Государственной Думы по образованию и науке входит 20 Экспертных советов разной направленности (по дошкольному образованию, по общему образованию и дополнительному образованию детей, по среднему профессиональному образованию и профессиональному обучению, по высшему образованию, по дополнительному профессиональному образованию и корпоративному обучению, дополнительному образованию взрослых и др.)

8 декабря 2016 года решением Комитета Государственной Думы по образованию и науке был утвержден состав Экспертного совета по среднему профессиональному образованию и профессиональному обучению.

В состав этого совета вошла Ольга Геннадьевна Кондратьева, заместитель директора по научно-методической и инновационной деятельности ГАУ ДПО Иркутской области «Региональный центр мониторинга и развития профессионального образования».

Совет в соответствии с тематической направленностью своей деятельности осуществляет следующие полномочия:

  • проводит предварительную экспертизу законопроектов, законодательных инициатив, проектов иных нормативных актов, находящихся на рассмотрении Комитета;
  • разрабатывает предложения по внесению изменений и дополнений к законопроектам и проектам иных нормативных актов, находящимся на рассмотрении Комитета;
  • разрабатывает предложения по основным направлениям развития федерального законодательства в сферах образования и науки;
  • проводит по запросам депутатов-членов Комитета правовую экспертизу нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также оценку законопроектов, находящихся на рассмотрении других Комитетов Государственной Думы;
  • проводит анализ правоприменительной практики и готовит аналитические материалы по его итогам.

Первое заседание Экспертного совета по среднему профессиональному образованию и профессиональному обучению состоится 23 января 2017 года . В повестке заседания вопрос о ходе реализации Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года (в рамках парламентского контроля выполнения рекомендаций «круглого стола» от 25 июня 2015 г. по теме «Повышение качества подготовки кадров по рабочим профессиям»).

В современном стремительно меняющемся мире система образования недолго сможет оставаться прежней. По прогнозам экспертов, уже в ближайшие годы школа перестанет играть основную роль в получении детьми образования. Слишком появляется много новых знаний, компетенций, предметных областей и профессиональных специализаций.

В Институте образования ВШЭ прошел вебинар, посвященный основным принципам разработки информационного навигатора по дополнительным общеобразовательным программам в рамках проекта «Организационно-аналитическое, экспертное, информационное сопровождение и мониторинг реализации мероприятий по модернизации организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей, которое предусмотрено Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы».

Эксперты Института образования ВШЭ рассказали специалистам органов управления образованием, культуры и спорта регионального и муниципального уровня, руководителям и специалистам организаций, осуществляющих дополнительное образование детей, о разработке и функционировании информационного навигатора, а также о его использовании при организации и проведении независимой оценки качества дополнительного образования.

В последние годы в российской государственной политике особое внимание уделяется развитию системы дополнительного образования. Одной из последних важных инициатив в этом направлении стал приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей».

Разнообразие и вариативность программ – это огромное преимущество системы дополнительного образования. Но они влекут за собой серьезные риски в части качества этих программ и создают непростые барьеры для выбора семьёй, ребенком той программы, которая в наибольшей степени отвечала бы его интересам и возможностям.

В государственной политике эти риски и барьеры учитываются и даже предлагаются некоторые механизмы их минимизации и преодоления.

В приоритетном проекте «Доступное дополнительное образование для детей» поставлена задача создать в регионах электронные сервисы для потребителей услуг дополнительного образования, которые должны помочь им в выборе программ обучения для детей. Речь идет о сервисах-навигаторах, с помощью которых родители или сами дети могут найти интересующие их программы для получения дополнительного образования.

Самый простой вариант Навигатора: создать базу данных всех реализуемых в регионе лицензированных дополнительных общеобразовательных программ, указав адрес места их реализации, контактные данные, название, тему и направленность программы, на каких обучающихся она рассчитана (возраст, особые требования, например, к физической подготовке и др.). Можно также указать авторов программы или реализующих ее педагогов… Это уже немало. Особенно если учесть, что в регионах реализуются тысячи дополнительных общеобразовательных программ для детей, подростков и молодежи, и собрать сведения обо всех стоит немалого труда. И вот городская семья в поиске вариантов дополнительного образования для своего ребенка заходит на такой информационный портал. Набирает в поиске интересующую ее направленность, например, «танцы», и перед ней разворачивается полный список предложений. Отфильтровав его по территории доступности, семья получает перечень, например, из 5 вариантов. Все более или менее подходят под запрос. Как выбрать из них?

Можно зайти на сайт каждой организации, которые реализуют эти программы. Можно посетить каждую из этих организаций, пообщаться с педагогами и родителями… Но все это требует времени и не всегда приводит к искомой информации. Сайт может оказаться очень скудным на информацию о конкретных интересующих пользователей программах. В организации может не оказаться на месте нужных педагогов, а встреченные родители просто не захотят разговаривать.

Альтернативой всем этим реальным и виртуальным визитам могла бы стать информация о качественных характеристиках программ, размещенная всё на том же информационном портале – Навигаторе. И здесь, казалось бы, может оказаться полезным использование результатов независимой оценки качества образования, которая, согласно законодательству, в обязательном порядке должна проводиться в отношении ВСЕХ организаций, реализующих образовательные программы.

В дополнительном образовании детей отсутствуют Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Федеральные государственные требования (ФГТ) действуют только в отношении программ предпрофессиональной подготовки. Все это ограничивает возможности государственного контроля качества дополнительного образования… Эффективным решением этой проблемы может стать независимая оценка, учитывающая, в том числе, мнения и оценки потребителей образовательных услуг.

Однако уникальность сферы дополнительного образования детей требует специфических подходов к ее оценке. Эта специфика на сегодняшний момент не нашла достаточного отражения в федеральных нормативных правовых документах, регулирующих вопросы независимой оценки качества образования. Некоторые предложенные в этих документах показатели и индикаторы не могут быть в полной мере применены к организациям дополнительного образования детей.

Данная предложенная процедура предполагает оценивание организации в целом. Особого внимания заслуживает задача оценки качества подготовки обучающихся, которое, согласно опросам, очень сильно интересует большинство родителей.

Оценка качества образовательных результатов, достижений обучающихся в дополнительном образовании – непростая и неоднозначная задача. Из-за отсутствия ФГОС и ограниченности влияния ФГТ, которые задают определенные требования и к условиям, и к результатам только дополнительных предпрофессиональных программ, огромный спектр дополнительных общеобразовательных программ остается за рамками этих нормативов. Как оценить образовательные результаты, полученные детьми при их освоении?

В дополнительном предпрофессиональном образовании (музыкальных, спортивных школах, например) наработан богатый опыт проведения оценки достижений обучающихся. Этот опыт можно и нужно использовать в отношении оценки результатов обучения по дополнительным общеобразовательным программам.

Использование результатов независимой оценки в сервисах Навигатора по программам дополнительного образования для детей сделают такую оценку реальным и практичным инструментом и для потребителей образовательных услуг, и для руководителей образовательных систем и организаций, и даже для самих педагогов дополнительного образования.

Навигатор может стать сервисом, не только представляющим результаты независимой оценки, но и ресурсом, позволяющим привлекать родителей к участию в оценке. Встроенные интерактивные сервисы, механизмы обратной связи обеспечат качественное и недорогое проведение оценочных процедур, их прозрачность и клиентоориентированность оценки.

Механизмы включения результатов независимой оценки в информационную базу Навигатора и использования обратной связи для проведения оценки качества программ дополнительного образования детей в настоящее время предложены Институтом образования ВШЭ. Данная модель проходит этап технической разработки как один из модулей Навигатора, разрабатываемого компанией «Образовательные технологии» (www.inlearno.ru).

Очно-заочные магистерские программы для учителей истории, обществознания, русского языка и литературы, директоров и завучей школ , специалистов органов управления образованием.

Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%. Подробнее .

"Управление в высшем образовании " - очно-заочная магистерская программа для руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования , способных разрабатывать и реализовывать планы развития вузов и их подразделений.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.

Аспирантская школа по образованию - вторая волна приема документов с 1 августа по 15 сентября 2017г.

Координационный экспертный совет по дополнительному образованию МПГУ – коллегиальный совещательный орган, создаваемый в целях обеспечения и контроля ключевых показателей эффективности дополнительных образовательных программ МПГУ, координации действий сотрудников структурных подразделений Университета, в функционал которых входит разработка и осуществление стратегических и тактических мероприятий по развитию системы дополнительного образования Университета.

Состав КЭСДО МПГУ формируется из профессорско-преподавательского состава и представителей структурных подразделений МПГУ, задействованных в разработке и реализации программ дополнительного образования, а также представителей федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных (муниципальных) учреждений, унитарных предприятий, других организаций, государственных компаний или хозяйственных обществ, представителей профессиональных ассоциаций и др.

Председателем Совета является проректор, курирующий дополнительное образование. Председатель КЭСДО МПГУ может делегировать свои полномочия заместителю председателя Совета. Решения КЭСДО МПГУ принимаются коллегиально и обязательны для исполнения членами Совета, а также работниками Университета, участвующими в разработке и реализации программ дополнительного образования, их финансовом, материально-техническом и организационно-методическом обеспечении.

Основные задачи Координационного экспертного совета по дополнительному образованию МПГУ:
1. Экспертиза и утверждение программ дополнительного образования в МПГУ: программ дополнительного профессионального образования (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки); программ дополнительного образования детей и взрослых (дополнительных общеобразовательных-общеразвивающих программ).
2. Разработка методических рекомендаций по разработке и реализации программ дополнительного образования.
3. Создание критериальной базы осуществления экспертизы программ дополнительного образования.
4. Определение приоритетных направлений развития дополнительного образования педагогических, научно-педагогических, и управленческих кадров. Определение соответствия программ дополнительного образования МПГУ социальному заказу регионов России.
5. Координация действий структурных подразделений Университета по институциональному оформлению дополнительного образования как особого образовательного сектора университета.
6. Разработка предложений Учёному совету Университета по совершенствованию системы дополнительного образования в МПГУ.
7. Анализ результатов реализации программ дополнительного образования в Университете, обоснование управленческих решений, обеспечивающих целесообразное развитие вузовской системы дополнительного образования и др.