Плюсы и минусы категории земли населенных пунктов (ЗНП). Населенный пункт

Финансы
  • занимаемся обработкой земель, чтобы получить необходимые продукты питания,
  • строим на земле дома,
  • пользуемся лесом и водой.

Одной из базовых потребностей людей является наличие жилья .

В России использование земельных участков регламентируется земельным законодательством.

Согласно Земельному кодексу жилое строительство осуществляется на специальном виде территорий. Название этой категории земель — земли населенных пунктов.

Они не являются самой распространенной (протяженной по площади) категорией, но на них проживает большинство населения нашей страны.

Помимо категории «земли населенных пунктов» существуют и другие, которые обозначены в зависимости от допустимой деятельности на земле. Очевидно, что участок не может параллельно использоваться :

  • для выращивания леса,
  • прокладки железной дороги,
  • выращивания пшеницы,
  • строительства многоэтажного жилого комплекса.

Существует законодательное разделение , чтобы:

  • разграничить возможности использования земли,
  • минимизировать вредные последствия,
  • обеспечить необходимее процедуры по охране и обновлению земель.
  • – наиболее ценные. Эти плодородные территории предназначены для культивирования сельскохозяйственных растений и разведения скота. В первую очередь Они выделяются для ведения хозяйства, а оставшиеся — для других целей.
  • земли водного фонда – дно водоемов и земли, занятые техническими и иными сооружениями, связанными с водой.
  • земли запаса – пустые земли на территории государства, для использования которых необходимо изменение категории.

Что такое ЗНП?

Земли населенных пунктов (ЗНП) – участки, которые рассчитаны на застройку и расширение территорий проживания людей и используются указанным образом, то есть на них уплотненно проживают люди.

Сейчас понятия «поселение» и «населенный пункт» не синонимичны, в состав поселения может входить не один населенный пункт.

Уже из определения видно, на данной категории земель предполагается строительство , а эта деятельность подпадает под регулирование также и градостроительные нормы. Подробнее о том, на каких категориях земли можно строить, читайте статье.

В зависимости от размеров, численности населения и других факторов населенные пункты делятся на:

  • городские,
  • сельские.

НП могут быть в составе муниципального образования (территория, на которую распространяется компетенция конкретных местных органов власти).

Категория земли ЗНП особая, поскольку она предполагает размещение на своей территории объектов, которые должны были бы относиться к иным категориям, но относятся к ЗНП, поскольку обеспечивают жизнедеятельность населенных пунктов (транспорт, особо охраняемые объекты, сельское хозяйство).

Границы

Граница представляет собой «линию», отделяющую населенный пункт от других видов земель.

Границы НП должны располагаться так, чтобы не было наслоений границ муниципальных образований и участков, которые предоставлены кому-либо.

Как первоначальное утверждение границ НП, так и их изменение фиксируется в главных документах муниципальных образований.

В зависимости от муниципального образования таким документом может быть:

  • генеральный план,
  • схемы территориального планирования.

В другом порядке происходит изменение границ городов с особым статусом :

  1. Москвы,
  2. Санкт-Петербурга,
  3. Севастополя.

Они утверждаются Советом Федерации .

Если какой-то участок из одного НП «переместился» в соседний, то это не влечет каких-либо изменений прав на этот участок.

В территорию населенного пункта не могут быть включены земли иных категорий, поэтому перенос границ предполагает изменение категории земель (либо прилегающие земли становятся землями НП, либо земли НП переходят в другую категорию).

По периметру населенного пункта располагается пригородная зона , она не входит в территорию населенного пункта, а является как бы «запасной» на случай расширения НП.

Не любое пространство подходит для создания населенного пункта. Например, это касается затапливаемых земель и территорий, где предпринимаются попытки сохранения объектов животного мира.

Состав и зонирование

Помимо собственно жилья для людей в населенных пунктах предполагается наличие инфраструктуры , обеспечивающей нормальную жизнедеятельность поселения:

  • школы,
  • транспорт,
  • магазины и прочее.

Любой современный населенный пункт имеет подобные инфраструктурные зоны в составе своих земель.

Зонирование

В населенных пунктах возможно существование различных зон :

  • жилая – предполагается строительство домов для проживания (индивидуальных, малоэтажных, среднеэтажных, многоэтажных и др.) и бытовых объектов. В рамках жилой зоны могут располагаться еще и земли для ведения садового хозяйства.
  • общественно-деловая зона – объекты для общественного использования в сфере администрирования (например, суды, здания органов власти), образования (например, детский сад, университет), социальной сфере (например, интернат), сфере культуры (например, музей, галерея) и иных.
  • производственная – возведение промышленных объектов (например, склад, завод),
  • инженерная и транспортная инфраструктура – прежде всего, в данных зонах строятся объекты транспорта различного вида (речной, трубопроводный, железнодорожный и др.).
  • рекреационная – зона отдыха, где находятся сады, парки, скверы, пруды и др.
  • сельскохозяйственная – занятая под объектами сельского хозяйства (например, конюшня, пашня).
  • зона размещения военных объектов – объекты, обеспечивающие безопасность и охрану жителей (например, воинская часть),
  • иные зоны.

Территориальное зонирование проводится с учетом того, что земельный участок не может находиться одновременно в разных зонах .

Градостроительные регламенты

Использование категории земель населенных пунктов регулируется также специальными регламентами.

Градостроительные регламенты – представляют собой часть правил землепользования и застройки и устанавливают возможные виды деятельности на земле.

Регламент определяется для конкретных территориальных зон с учетом множества факторов :

  • происхождение,
  • история развития,
  • расположение,
  • возможность осуществления различных видов деятельности и др.

Требования градостроительной документации распространяются не только на саму плоскость земельного участка, но и на все, что находится над и под поверхностью вплоть до недр, и регламентируют процесс строительства и дальнейшей эксплуатации зданий на участке.

ВРИ

Они устанавливают, что люди могут делать на конкретном земельном участке. ВРИ фиксируются в специальном документе – приказе Министерства экономического развития РФ.

В предусмотрены ВРИ для всех категорий земель.

Например, ВРИ «Малоэтажная жилая застройка» (жилье для индивидуальных нужд; дачи) предполагает строительство жилья, которое не будет разделено на квартиры для разных семей, а также смежную деятельность:

  • создание огородов,
  • цветников,
  • строительство гаражей и других подсобных помещений.

А ВРИ «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)», наиболее характерный для категории земель городов, подразумевает высотное жилое строительство (от 9 этажей), когда в каждом доме множество квартир. Еще в рамках данного ВРИ разрешается облагораживание территорий вокруг домов и другая деятельность.

Подробнее про классификатор ВРИ Вы можете прочитать .

Код

Видео по теме

Подробнее о землях населенных пунктов можно узнать из представленного ниже видео:

Выводы

Земли населенных пунктов – центральная категория земель, так как именно они составляют основу жизнедеятельности людей .

Сегодня, когда на ЗНП сосредоточено практически все народонаселение государства, особую важность приобретает вопрос о рациональности использования имеющихся ограниченных площадей.

Прежде всего, это касается соблюдения законодательного регулирования – градостроительных регламентов, ВРИ, а также неотвратимости применения санкций за нарушения.

Поскольку земли являются невосполнимым ресурсом, немаловажным также являются:

  • соблюдение принципов охраны земель,
  • осуществления безопасного землепользования,
  • нанесение минимального ущерба естественной среде,
  • возмещение причиненного вреда.

Вконтакте

  • 9. Населенные пункты в рабовладельческом обществе и при феодализме.
  • 10. Развитие населенных мест при капитализме.
  • 11. Этапы развития населенных мест в Росси в период XVIII- нач. XX вв.
  • 12. Этапы развития сельских населенных мест в советский период.
  • 13. Населённый пункт (определение). Виды населённых пунктов. Виды населенных мест
  • 14.Сельские населённые пункты(определение).Виды сельских населённых мест
  • 15. Сельские населённые пункты (определение). Особенности сельских н.П.
  • 16. Функции с.Н. Мест на современном этапе.
  • 17. Планировка с.Н. Мст (определение) Значение планировки для эфф. Развития с.Н.М.
  • 18. Планировка с.Н.М. (определение) Основные стороны с.Н.М.
  • 19. Планировка с.Н.М. (определение) .Основные закономерности планировки сельских населенных мест.
  • 20. Основные принципы планировки сельских населенных мест.
  • 21. Проект планировки (определение). Задачи проекта планировки
  • 22. Состав графической части проекта планировки и застройки сельских населенных мест.
  • 23. Состав расчетно-текстовой части проекта планировки и застройки сельских населенных мест.
  • 24. Исходные материалы для проектирования к проекту планировки сельских населенных мест.
  • 25. Задание на проектирование к проекту планировки и застройке сельских населенных мест.
  • 26. Функциональное зонирование населенных мест (определение). Состав функциональных зон сельских населенных мест
  • 27. Требования предъявляемые к участкам для строительства и реконструкции населенных мест.
  • 28. Ограничения к выбору участков для строительства и реконструкции населенных мест.
  • 29. Расчетные сроки проекта планировки и застройки сельских населенных мест.
  • 30. Расчет перспективной численности населения методом трудового баланса
  • 31. Расчет перспективной численности населения статистическим методом.
  • 32. Расчет количества семей на перспективу
  • 33. Расчёт объёмов и структуры жилищного строительства
  • 34. Расчет объемов культурно-бытового строительства
  • 35. Расчет объемов производственного строительства
  • 36. Предварительное определение площади территории населенного пункта
  • 37. Архитектурно-планировочная композиция сельских населенных мест. Компоненты архитектурно-планировочной композиции.
  • 38. . Улицы. Регулярные системы уличной сети.
  • 39. Улицы (определение).Свободные и смешанные системы уличной сети
  • 40. Классификация улиц и дорог в сельских населенных местах.
  • 41. Архитектурно-планировочный профиль улицы (определение, виды).
  • 42. Трассирование улиц. Влияние местных условий на размещение улиц и дорог.
  • 43. Размещение транзитных путей в сельских населенных пунктах.
  • 44. Планировочная структура, структурно планировочная единица (определение, виды).
  • 45. Квартал (определение). Группы сельских жилых кварталов.
  • 46. Типы сельских жилых домов.
  • 47. Планировка кварталов с усадебными и блокированными домами.
  • 48. Планировка кварталов с секционными домами. Условия, учитываемые при планировке.
  • 49.Группы участков общественного назначения. Объекты, размещаемые на участках.
  • 50. Планировка участков дду
  • 51. Планировка участков общеобразовательных школ
  • 52. Планировка парков, бульваров, скверов
  • 53. Планировка участков медицинских учреждений
  • 54. Производственный комплекс, зона, центр (определение). Группы производственных комплексов
  • 55. Взаимное размещение производственных комплексов в границах производственной зоны.
  • 56. Условия, учитываемые при размещении производственных комплексов.
  • 57. Основные требования, учитываемые при планировке производственных комплексов
  • 58. Благоустройство снм (определение). Группы мероприятий по благоустройству снм
  • 59. Инженерная подготовка территории снм (определение). Мероприятия по инженерной подготовке территории
  • 60. Понижение уровня грунтовых вод при планировке территории населенных мест
  • 61. Защита территории от затопления при планировке территории населенных мест
  • 62.Противоползневые работы и борьба с оврагообразованием при планировке территории населенных мест
  • 63.Вертикальная планировка территории снм.
  • 64. Дорожное строительство в сельских населенных пунктах
  • 65. Водоснабжение снм
  • 66.Водоотведение сельских населенных пунктах
  • 67.Теплоснабжение снм
  • 68.Газоснабжение снм
  • 69.Электроснабжение снм
  • Вопрос 70. Группы зеленых насаждений в сельских населенных пунктах
  • Вопрос 71. Озеленение селитебной территории
  • Вопрос 72. Озеленение производственной зоны
  • 73. Загрязнение окружающей природной среды. Система природоохранных мероприятий
  • Вопрос 74. Содержание комплексной схемы охраны окружающей природной среды в населенных пунктах.
  • Вопрос 75 Критерии технико-экономического обоснования проектных решений при планировке и застройке сельских населенных пунктов.
  • Вопрос 76. Определение общей жилой площади, общей площади застройки, количества обеспеченного жильем населения
  • Вопрос 77 определение плотности населения, плотности жилого фонда, плотности застройки.
  • Вопрос 78. Расчет стоимости строительства, благоустройства
  • Вопрос 79. Расчет площади зеленых насаждений, протяженности улиц и дорог
  • Вопрос 80. Проектный баланс территории сельских населенных мест.
  • 13. Населённый пункт (определение). Виды населённых пунктов. Виды населенных мест

    Поселения как места постоянного длительного проживания появились при переходе людей к оседлому образу жизни в связи с развитием земледелия и животноводства.

    Согласно В.И. Далю, поселенье - это заселенное место, жилое, где поселены люди.

    Таким образом, населенный пункт (населенное место, поселение) -первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного участка, используемого как место длительного постоянного или временного проживания.

    Все населенные пункты в нашей стране подразделяются на городские и сельские населенные пункты. Отнесение поселения к категории городских или сельских осуществляется органами государственной власти. При этом в первую очередь принимают во внимание род занятий и численность проживающего населения, а также административное, народохозяйственное, культурно-историческое значение поселения.

    Таблица 1. Изменение численности населения страны

    По народнохозяйственной принадлежности населенные пункты подразделяются на города, поселки городского типа, сельские населенные пункты.

    Высокие темпы градостроительного развития в стране обусловили быстрый рост городского населения. Тенденция развития городов и увеличения численности городского населения в дальнейшем будут сохраняться (табл.1). В целях совершенствования размещения производительных сил страны целесообразно сдерживать рост больших городов, осуществлять регулирование их роста.

    Город - поселение, численность населения которого составляет не менее 10 тыс. человек, а жители заняты главным образом в промышленности, сферах обслуживания, управления, науки, культуры.

    В настоящее время большое развитие получили так называемые города-спутники, размещающиеся вокруг крупных городов, на расстоянии 30-60 км от них. При помощи городов-спутников, рассчитанных на 60-80 тыс. жителей, разгружаются густонаселенные города. Основные условия размещения городов спутников - хорошая связь с крупным городом. Для Нижнего Новгорода городами-спутниками являются города Бор, Дзержинск, Балахна и др.

    Поселок городского типа - населенный пункт, преобладающая часть населения которого связана с промышленным производством и транспортом. Поселки городского типа подразделяются на:

      рабочие поселки - поселения при крупных заводах, фабриках, шахтах, электростанциях, железнодорожных станциях и других экономически важных объектах. Численность населения рабочих поселков 3-12 тыс. чел.;

      дачные поселки - поселения, расположенные вне городской черты, основное назначение которых - обслуживание городов в качестве санаторных пунктов, мест летнего отдыха. В сельском хозяйстве должно быть занято не более 25% населения поселка;

    3) курортные поселки - поселения, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение с числом жителей не менее 2 тыс, чел., половина из которых - временные жители.

    В России исторически сложилась разветвленная сеть сельских поселений. В настоящее время их насчитывается более 150 тыс. Сеть поселений является динамичной, так как зависит от наличия и состояния производства. Разрушаются одни поселения, появляются другие.

    Сельские населенные пункты - все поселения, не имеющие статуса города или поселка городского типа независимо от величины и отраслевой принадлежности.

    Такие поселения очень разнообразны по своим экономическим, географическим, историческим, национальным и иным условиям развития. Однако общим признаком, объединяющим их, является то, что основная часть трудоспособного населения занята в сельском хозяйстве.

    Обычно под сельскими населенными местами понимаются деревни и села.

    Деревня - рядовое жилое поселение, образовавшееся путем размещения линейной застройки вдоль дороги или природных линий (берегов реки, озера, оврага).

    Село - крупное сельское поселение, служащее хозяйственным и административным центром для группы обслуживающих деревень. Отличающим признаком села в дореволюционный период было наличие церкви, храма, в советский период - сельсовета, поселкового совета.

    В настоящее время сельские населенные пункты подразделяются на три основных типа:

    а) сельскохозяйственные сельские населенные пункты - производственные центры сельскохозяйственных предприятий и их объединений, подсобных хозяйств и т.д. В настоящее время это самый распространенный тип сельских поселений, так как к нему откосятся около 85% общей численности сельских населенных пунктов;

    б) несельскохозяйственные сельские населенные пункты ~ поселки при отдельных предприятиях, поселения по охране лесных массивов, транспортных путей и т.п.;

    в) сельские населенные пункты смешанного типа ~ районные центры, населенные пункты в пределах землепользовании сельскохозяйственных предприятий, основная часть населения которых занята на предприятиях, расположенных за пределами данного населенного пункта (промышленных, транспортных и др.).

    В связи с бурным ростом городов вблизи крупнейших из них стали появляться поселения пригородного типа, обеспечивающие производственную базу этих городов трудовыми ресурсами, а также являющиеся местом отдыха горожан (дачные поселки, рекреационные центры и др.).

    Все перечисленные сельские поселения относятся к стационарным населенным пунктам. Кроме них, в сельской местности выделяются поселки сезонно обитаемого типа: летние лагеря скота, полевые станы, поселки изыскателей, лесозаготовителей и т.п.

    В связи с реформированием экономических и земельных отношений, сопровождающимся появлением новых форм собственности на землю и хозяйствования на ней появился новый тип сельского поселения -крестьянское (фермерское) хозяйство. Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой жилищно-хозяйственный комплекс, состоящий из трех функциональных зон (жилой, производственной и сельскохозяйственных угодий), располагающихся на одном или нескольких земельных участках. Кроме того, в последнее время все большее распространение получают коттеджные поселения и садоводческие товарищества, предназначенные для проживания городских жителей в летнее время.

    Для организации садоводческих товариществ выделяют земли сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий, а также земли малых поселений, в которых отсутствует постоянное население. Выделяемые массивы обычно имеют площадь 20-50 га (реже 100-1000 га). Так как в крупных сезонных поселениях количество проживающего населения может достигать 100 тыс. человек, то возникает необходимость организации медицинской помощи с постоянным дежурством медицинского персонала, выездной торговли и других социальных мероприятий.

    Под коттеджную застройку выделяют участки вблизи существующих поселений на свободных (не используемых) землях. Коттеджные поселения могут быть использованы не только для сезонного, но и для постоянного проживания.

    В соответствии с п. 1.4. СНиП 2.07.01-89 все населенные пункты в зависимости от численности населения подразделяются на следующие группы (табл.2):

    Таблица 2. Группы поселений по численности жителей

    Группы поселений

    Население, тыс. чел.

    Сельские поселения

    Крупнейшие

    Свыше 1000

    Менее 0,05

    В группу малых городов входят и поселки городского типа.

    Населенный пункт - место постоянного или временного обитания людей. Это территория, застроенная жилыми и производственными зданиями, сооружениями культурно-бытового назначения.

    Отделение промышленного труда от труда сельскохозяйственного привело к возникновению двух основных типов населенных пунктов - городского и сельского. В разных странах приняты различные количественные признаки, по которым то или иное поселение относится в разряд городского или сельского. Однако главные различия между ними заключаются не столько в числе жителей, сколько в функциях (экономических, культурных, административно-политических), которые выполняет населенный пункт. В Латвии, например, все поселения с численностью жителей более 2 тыс. человек считаются городскими, а вот в Молдавии значительная доля населения проживает в селах, насчитывающих более 5 тыс. жителей.

    Изучение города требует особого сочетания познаний в области не только географии, но и истории, искусства и архитектуры и т. д. Каждый может открыть в своем городе какие‑то новые, никем еще не раскрытые черты. Большую роль в этом играет и экономическая география.

    Что же требуется для познания экономико-географических особенностей современного города?

    Важно понять и оценить его экономико-географическое положение, установить происхождение названия. Необходимо также проследить развитие города, рост численности и изменения в составе его жителей, увеличение занимаемой им территории.

    Следует определить хозяйственную специализацию города и его место в едином экономическом комплексе страны. Поэтому обязательно изучаются его транспортно-экономические связи с другими городами и районами. Наконец, очень интересно выяснить перспективы дальнейшего развития родного города.

    По численности населения города разделяют на малые (до 50 тыс. жителей), средние (до 100 тыс. жителей) и большие (более 100 тыс. жителей). Рост числа городов с населением более 500 тыс. человек вызвал появление категории сверхбольших, или крупнейших, городов. В 1917 г. в нашей стране их было только 2, а по данным переписи населения 1979 г.- уже 45. Настоящими гигантами являются города с населением более миллиона человек.

    Наша страна действительно стала страной больших городов. В общей сложности в них проживает около 50 млн человек, или почти 40% населения. На долю малых и средних городов, поселков городского типа приходится около 30 млн человек, или примерно 22% населения страны.

    Большой город - это одновременно крупный промышленный центр, административный, научно-культурный центр, мощный транспортный узел. За редким исключением все столицы автономных республик, областные и краевые центры являются большими городами. В то же время другая часть больших городов, не будучи официально теми или иными административными центрами, тем не менее выполняют важные организационно-хозяйственные функции по отношению к определенному району.

    Большие города накапливают не только материальные и духовные ценности. Они множат и недостатки, рождают целый ряд сложных научно-технических проблем. Одна из главных - сохранение здоровой среды обитания человека.

    Малые и средние города - опора и рычаг преобразования сельского расселения, важный инструмент преодоления различий между городом и деревней. Одновременно они являются средством регулирования крупных городов, которым грозит чрезмерный рост.

    С городами связана одна из важнейших особенностей современной жизни людей во многих странах мира. Их рост, увеличение доли горожан в населении, распространение городского образа жизни на деревню - все это называется урбанизацией.

    По территории России, как и по всей планете, города распределились неравномерно. На севере и востоке нашей страны они отстоят друг от друга на весьма почтительных расстояниях. Иная картина вокруг крупнейших городов в обжитых районах, там, где уже сформировались мощные территориально-производственные комплексы , а также у главных портовых «входов и выходов» из страны. Здесь наблюдается тесное соседство больших и малых городов. Разрыв между ними сокращается до немногих километров. Иногда же города-соседи настолько сближаются, что начинают как бы врастать друг в друга. Сплошной полосой вдоль значительных по протяженности участков железных дорог тянутся, не прерываясь, городские поселения в Подмосковье. Здесь настоящие созвездия городов.

    Группы и скопления городов, близко расположенных и тесно связанных в трудовом, культурном и бытовом отношении, называются агломерациями. В них проживает свыше 80% всех горожан страны.

    Сельские населенные пункты - это поселения с относительно небольшим числом жителей, большинство которых заняты в сельском хозяйстве. К сельским относят и такие пункты, где жители заняты в лесном хозяйстве, в обслуживании транспорта и т. п. Размеры сельских населенных пунктов колеблются от крохотных, с числом жителей до 10 человек, до сёл‑гигантов с населением в 5 и более тысяч жителей.

    Кооперирование мелкого крестьянского хозяйства и создание мощных сельскохозяйственных предприятий, дали толчок концентрации сельского населения в крупных селах и поселках. Этот процесс позволяет успешно решать задачу нежелательных различий между городом и деревней. В каждом из нескольких сотен тысяч имеющихся у нас в стране сел и деревень далеко не всегда экономически целесообразно сооружать водопровод и проложить канализацию, наладить электро- и газоснабжение, даже иметь школу и клуб, библиотеку и магазин. Все это доступно лишь крупным современным сельским поселкам.

    Углубление специализации сельского хозяйства, его концентрация и механизация, создание агропромышленных комплексов достижимы только на базе больших сельских поселений. Вот почему основным направлением совершенствования сложившейся системы расселения сельских жителей во многих районах страны, например в Нечерноземной зоне России, является переход от сети мелких населенных пунктов к поселкам, гораздо большим по размеру и с более высоким уровнем благоустройства.

    В географическом краеведении сельские населенные пункты изучаются как составная часть более крупных и сложных объектов. Проводится анализ размещения поселений в пределах данного хозяйства, дается оценка экономико-географического положения центральной усадьбы и выясняется значение каждого населенного пункта. Необходимо собрать сведения о численности жителей, их возрастном составе, занятости определенными видами сельскохозяйственного труда. Такие данные желательно иметь в динамике, т. е. за достаточно продолжительный ряд лет. Анализ завершает характеристика культурно-бытовых условий и перспектив их улучшения на селе.

    Подобное изучение сельских населенных пунктов дает возможность проследить социально-экономические сдвиги на селе, помогает выявить наиболее перспективные для дальнейшего роста и развития поселения.

    Административно-территориальное, муниципально-территориальное устройство

    Лекция №7 от 27.09.2011

    А-Т деление относится к исключительной компетенции субъектов, за исключением наименования А-Т единиц, отдельных населенных пунктов, организации ЗАТО. Эти вопросы отнесены к компетенции РФ

    А-Т деление - это разделение территории субъектов на А-Т единицы, населенные пункты, для упорядоченного осуществления функций гос.управления, МСУ, общественно политической жизни в интересах жителей данного субъекта

    Муниципально-территориальное деление осуществляется с целью упорядоченного осуществления МСУ и предполагает деление территории субъекта на территории МО

    Необходимо отличать деление территории и классификацию населенных пунктов от А-Т деления, предусмотренного для нужд градостроительной деятельности

    А-Т единица - это внутренняя часть территории субъекта в установленных границах, имеющая свое наименование, постоянный центр, характеризующиеся единством, непрерывностью, включающая один или несколько населенных пунктов, выделяемая с целью комплексного решения гос. и местных задач для обеспечения жизнедеятельности населения.

    Виды А-Т единиц:

    Сельсоветы.

    Это место постоянного проживания людей, приспособленное для жизни, хоз. деятельности, отдыха, сосредоточивающее жилье, административные и хоз. постройки

    Виды:

    Деревни.

    Станицы.

    Поселки.

    Поселки городского типа.

    Районы в городах.

    НП могут быть городскими и сельскими.

    По закону свердловской области от 7.07.2004 года "Об А-Т устройстве свердловской области" А-Т единицами являются районы, внутригородские районы и сельсоветы (схожесть муниципального района с МО)

    Виды НП:

    Городской населенный пункт - это населенный пункт, имеющий сложившуюся производственную и соц. инфраструктуру: в виде города (население свыше 12 тыс. человек); поселок городского типа (от 3 до 12 тыс. человек); рабочие поселки (менее 3 тыс. человек).

    В городах с численностью населения свыше 100 тыс. человек могут создаваться внутригородские районы и сельсоветы

    Сельский населенный пункт - это НП, не относящийся к категории городских.

    Субъекты по-разному регламентируют вопросы соотношения А-Т деления и муниципального деления. Существует три возможных ситуации:

    1) МСУ осуществляется в пределах А-Т единиц, т.е. МО отождествляются с А-Т единицами.

    2) предусматривает обособление А-Т единиц и МО. В данном случае А-Т единицы создаются для решения гос.задач, МО - для решения вопросов местного значения и выделяются данные территории с учетом особенностей НП.


    3) разведение А-Т и муниципально-территориальных единиц. Предполагается различная степень универсальности МО и А-Т единиц.

    ФЗ 131 не предусматривает никакой связи между А-Т и муниципально-территориальным устройством.

    Решение КС от 15.05.2007 - А-Т деление, включающее вопросы образования, преобразования и упразднения А-Т единиц не может вторгаться в интересы территориальной организации МСУ.

    Решение КС от 24.01.1997 - А-Т единицы формируются субъектом и в них могут быть созданы ОГВ.

    Решение КС от 03.11.1997 - А-Т деление и МСУ не связаны.

    Решение КС от 30.11.2000 - любое изменение территориальных основ не ведет к отказу от его осуществления.

    Федеральная гос.служба статистики ведет параллель на две системы классификации:

    Общероссийский классификатор объектов А-Т деления.

    Общероссийский классификатор территории МО.

    Термин «населенный пункт» (поселение) имеет широкое толкование в литературе. В Словаре русского языка С.И. Ожеговапод поселением понимается «населенный пункт, а также вообще место, где кто-нибудь живет, обитает». В свою очередь, населенным пунктом является «общее название мест, где живут люди (город, деревня, поселок и т. п.)». Ряд авторов предлагает понимать под поселением «место, где компактно (на определенной ограниченной территории) проживают люди».

    По мнению других исследователей, населенный пункт - это «место постоянного проживания людей, приспособленное для жизни, хозяйственной деятельности и отдыха, где сосредоточены жилье, административные и хозяйственные постройки». Таким образом, понятия «поселение» и «населенный пункт» практически совпадают.

    До недавнего времени федеральное законодательство не раскрывало понятия «населенный пункт», а также не устанавливало (и не устанавливает) административно-территориальное устройство и порядок его изменения в субъектах РФ. Причиной этого является отнесение Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросов административно-территориального устройства к числу полномочий законодательного органа субъекта РФ.

    Из этого, в свою очередь, вытекает проблема соотношения понятия «муниципальное образование» с понятием «административно-территориальная единица». Муниципальное образование «может быть, а может и не быть административно-территориальной единицей, а одно лишь наличие административно-территориальной единицы само по себе не влечет в обязательном порядке осуществления в ее границах местного самоуправления».

    Границы, в которых осуществляется местное самоуправление, не всегда могут совпадать с границами административно-территориальных единиц, поэтому следует различать понятия «территория населенного пункта» и «территория муниципального образования». На территории населенного пункта может находиться одно муниципальное образование («городской округ»), и тогда эти понятия совпадают, но могут находиться и несколько муниципальных образований («внутригородских территорий»), либо несколько населенных пунктов входить в состав одного муниципального образования («сельского поселения»). Тогда у этих понятий разная смысловая нагрузка.

    Как отмечалось в научной юридической литературе, «законы субъекта Федерации об административно-территориальном делении и законодательство, регулирующее территориальное устройство местного самоуправления, действуют очень в близких, но не совпадающих плоскостях. Институт административно-территориального устройства функционирует как основа государственной власти, а институт территориального устройства местного самоуправления - как организация муниципальной власти. Нечеткость дефиниций, определяющих административно-территориальное деление субъекта Федерации и территориальное устройство муниципального образования, привела к фактическому смешиванию этих двух различных явлений».


    Действительно, трудно отрицать наличие ряда отличий в целях и задачах административно-территориального деления территории субъекта Российской Федерации и разграничения его территории на ряд муниципальных образований. В тоже время, установление несовпадающей системы внутреннего строения субъекта РФ влечет за собой определенную путаницу и неопределенность. Появление последней во многом обусловлено отсутствием единообразия в подходах субъектов РФ по определению внутреннего строения своей территории. В законах ряда субъектов РФ установлено, что границы муниципальных образований могут не совпадать с границами административно-территориальных единиц. В свою очередь, оба вида указанных границ могут, как совпадать, так и не совпадать с границами населенных пунктов.

    Так, согласно п.1 ст.8 Закона Воронежской области «Об административно-территориальном устройстве Воронежской области и порядке его изменения» от 27 октября 2006 г., границы административно-территориальных единиц городской округ, городское поселение могут не совпадать с границами территориальных единиц город или поселок городского типа. Исходя из ст.2 Закона Ростовской области «Об административно-территориальном устройстве Ростовской области» от 25 июля 2005 г. № 340-ЗС (в ред. от 14 января 2008 г.), административно-территориальное образование - это городской округ или муниципальный район в границах и с наименованием, установленными соот-ветствующим областным законом об установлении границ и наделении ста-тусом муниципального образования.

    Соответственно, одним из принципов административно-территориального устройства является совпадение границ и наименований административно-терри-ториальных образований, административно-территориальных единиц и границ и наименований соответствующих муниципальных образований.

    Поскольку административно-территориальное устройство отнесено к ведению субъектов РФ в регионах наблюдаются разные подходы к определению понятия «населенный пункт». В законах одних субъектов РФ под населенным понимается «часть территории, имеющая сосредоточенную застройку в пределах установленной границы и служащая постоянным местом проживания населения». В законах других субъектов РФ населенный пункт - это часть населенной территории административно-территори-альной единицы, имеющая сосредоточенную застройку и служащая постоянным (в том числе сезонным) местом проживания городских и сельских жителей.

    В третьей группе регионов (Астраханская область) под населенным пунктом понимается территория, имеющая сосредоточенную застройку, служащая местом проживания людей, которой в установленном федеральным законодательством порядке присвоено наименование, и отнесенная в соответствии с Федеральным законом от 18 декабря 1997 г. № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» к географическим объектам.

    Таким образом, большинство законов субъектов РФ при определении населенных пунктов обращает внимание на два их основных признака: территория и население. Ранее в числе таких признаков дополнительно обращалось внимание на специализацию деятельности большинства населения.

    До недавнего времени в законодательстве существовала коллизионная ситуация, вызванная использованием терминологии, в которую разные федеральные законы вкладывали неодинаковый смысл. Дело в том, что ЗК РФ употреблял термин «земли поселений» для обозначения категории земель, а Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под «поселением» понимал разновидность муниципальных образований, в состав которой входили как земли собственно населенных пунктов, так и земли иных категорий, находящиеся в границах таких муниципальных образований.

    Ясность в использование данной терминологии была внесена лишь после вступления в силу 1 января 2007 г. федерального закона, изменившего ряд норм ЗК РФ и переименовавшего «земли поселений» в «земли населенных пунктов». Поэтому в настоящее время согласно ст. 83 ЗК РФ земли населенных пунктов - это земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

    Из этого определения остается непонятным, что же такое «населенный пункт», а также какова единая классификация населенных пунктов на виды. Согласно ст. 131 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Названное конституционное положение конкретизировано ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г., подразделяющей муниципальные образования на городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ и внутригородскую территорию города федерального значения.

    Поскольку единый подход к классификации населенных пунктов в законах РФ отсутствует, попробуем сформулировать нашу собственную научную классификацию населенных пунктов на виды по следующим основаниям.

    Во-первых, по критерию количества населения. Такую классификацию проводит Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», устанавливая разную выкупную цену земли в населенных пунктах с различной численностью населения (ст. 2).

    Кроме того, согласно ст.11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г., в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3000 человек каждый).

    Следовательно, наличие указанного количества жителей является основанием формирования отдельного муниципального образования со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями (включая земельно-правовые).

    Во-вторых, в зависимости от значения населенного пунктав системе управления федеральный и региональный законодатель различает города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), регионального (республиканского, краевого, областного и т.д.) значения, города районного значения, поселки городского типа, сельские населенные пункты.

    Проживание в последних из указанных видов населенных пунктов дает гражданам ряд льгот. Так, согласно п.5 ст.55 Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (в ред. от 1 декабря 2007 г.), педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

    В соответствии со ст.350 Трудового кодекса РФ, медицинским работникам организаций здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности и в поселках городского типа , продолжительность работы по совместительству может увеличиваться по решению Правительства РФ, принятому с учетом мнения соответствующего общероссийского профессионального союза и общероссийского объединения работодателей.

    В-третьих, населенные пункты различаются исходя из наличия на их территории специфических экологических факторов. Так, существует ряд особенностей правового статуса населенных пунктов, расположенных в границах эколого-курортного региона Кавказских Минеральных Вод (Пятигорск, Кисловодск), в пределах федерального курортного региона Анапа, населенных пунктов, расположенных на территории заповедников и национальных парков. Существует ряд особенностей правового статуса городов и сел, расположенных в зоне экологического бедствия, в зоне защитных мероприятий вокруг объекта по хранению химического оружия и т.д.

    В-четвертых, исходя из основной научно-производственной либо иной специализации населенного пункта, можно выделить «наукограды»; городские и сельские населенные пункты, расположенные в границах территории закрытых административно - территориальных образований (например, город Заозерск Мурманской области, поселок Локомотивный Челябинской области), населенные пункты - места расположения игорного бизнеса и т.д.

    Как уже отмечалось нами выше, существующая региональная практика показывает, что в одних случаях границы населенного пункта и границы муниципального образования совпадают; в других случаях (и таких большинство) в состав муниципального образования входят собственно населенный пункт (пункты) и прилегающие к ним иные территории. Последняя ситуация вытекает из ст.11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями). Аналогичную ситуацию мы наблюдаем и в случае с городскими округами.

    Данный подход отчасти является следствием давно разрабатываемой в градостроительной науке конструкции города-мегаполиса (городской агломерации). Необходимость ее разработки обусловлена тем, что создание городской агломерации позволяет более рационально использовать имеющиеся земли для более современной формы расселения, а также решать проблему комплексной планировки городов-центров и их пригородных зон, поднять на качественно новую ступень архитектурно-планировочную организацию производственно-территориальных комплексов, труда, быта и отдыха проживающего в них населения. Следовательно, данная категория необходима для совершенствования градостроительного планирования развития территорий.

    Одной из первых в российской юридической науке на проблемы формирования рассматриваемой новой правовой категории обратила внимание Г.В. Выпханова. По ее мнению, городская агломерация - это сложная природно-социально-экономическая система, включающая в себя «территориально и функционально взаимосвязанные, юридически самостоятельные населенные пункты (городские и сельские), объединенные вокруг одного или нескольких крупных городов, в пределах которой возникает регулируемый правом комплекс общественных отношений».

    С учетом современного градостроительного законодательства, возникает необходимость дальнейшего развития данной правовой конструкции. Мы предлагаем следующее нормативное определение: «агломерация - совокупность примыкающих к городу федерального значения или административному центру субъекта РФ территорий муниципальных образований, предназначенная документами территориального планирования субъектов РФ для расширения столицы субъекта РФ и составляющая с ним единое экономическое, рекреационное и иное пространство».

    При этом следует подчеркнуть, что агломерация - это не просто город с пригородами (городской округ), а несколько иное качественное состояние планировки развития города федерального значения или областного (краевого, республиканского) центра. Правовое закрепление эффективной городской агломерации вокруг таких городов с сопутствующим приведением их инфраструктуры под стандарты европейских городов является важнейшей предпосылкой успешного социально-экономического развития.

    В перспективе такие агломерации должны использовать выгоды своего географического положения на транспортных путях между различными частями страны, а также между зарубежными странами. Вместе с тем, развитие доктринальных представлений и нормативного закрепления данной правовой категории неизбежно приведет к обсуждению территориального соотношения (и правового статуса) агломерации и пригородной зоны. Здесь есть дискуссионные проблемы.

    Так, Л.В. Овчинникова полагает, что «при установлении границы территории муниципального образования необходимо разрешить противоречие, складывающееся в законодательстве при определении режима пригородной зоны. Если эта зона (согласно ст. 86 Земельного кодекса РФ) включает земли, находящиеся запределами черты городских поселений и не входящие в состав земель иных поселений (то есть на межселенной территории - вне границ поселений), то: а) трудно найти в условиях урбанизации такую территорию особенно в густо населенном федеральном округе; б) управление пригородной зоной будет осуществляться исключительно «сверху», без учета интересов граждан, проживающих на территории. Предлагается (наряду с земельным понятием «пригородной зоны») восстановить статус пригородного муниципального образования, имеющего с городом общую границу».

    На наш взгляд, в данном случае следует обратить внимание на следующие обстоятельства. Во-первых, в границах, например, Южного федерального округа с высоким уровнем урбанизации действительно пригородная зона достаточно хорошо заселена. Однако в свете ст.11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пригородная зона вовсе не является межселенной территорией. Как следует из данной статьи, территория субъекта РФ разграничивается между поселениями.

    Территории с низкой плотностью сельского населения, могут не включаться в состав территорий поселений. Такого рода территории с низкой плотностью населения и являются межселенными, входя «напрямую» в состав муниципальных районов. Во-вторых, «пригородная зона» может либо входить в состав городского округа, либо находиться за пределами его границ. В первом случае действуют общие правила по учету мнения населения при принятии решений, например, об изменении границ муниципальных образований, и такое мнение населения учитывается в соответствии с имеющимися процедурами.

    Если же «пригородная зона» не входит в границы городского округа, то она находится на территории иных муниципальных образований, и управлять ей «исключительно сверху» весьма затруднительно. При этом в последнем случае мы как раз и наблюдаем совокупность «пригородных муниципальных образований, имеющих с городом общую границу». В приведенном случае и нужно понятие «агломерация».

    Итак, Конституция Российской Федерации и ряд федеральных законов подразделяют все населенные пункты России на городские и сельские. Однако существует и иной подход к классификации населенных пунктов, осуществленный в Общероссийском классификаторе объектов административно-территориального деления ОК 019-95 (далее ОКАТО), введенном в действие с 1 января 1997 г. ОКАТО разграничивает населенные пункты по трем уровням, выделяя города (федерального, областного (краевого, республиканского) районного подчинения), поселки городского типа, сельские населенные пункты. В качестве поселков городского типа в нем выделяются рабочие, курортные и дачные поселки.

    ОКАТО предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления в таких сферах, как статистика, экономика и другие. Представляется, что ОКАТО выполняет преимущественно статистическую функцию, так как он предназначен для фиксации объективно существующего административно-территориального деления, а также наименования и статуса населенных пунктов и административно-территориальных единиц, установленных ранее на основе иных нормативноправовых актов, преимущественно советского периода.

    Указанный подход к классификации населенных пунктов до недавнего времени широко использовался земельным и налоговым законодательством в 90-х годах прошлого века. Так, в статьях 70 и 71 ЗК РСФСР от 25 апреля 1991 г. населенные пункты подразделялись на города, рабочие, курортные, дачные поселки и сельские населенные пункты. Основанием деления поселков на рабочие, курортные и дачные являлся, как отмечалось в научных работах, «характер трудовой деятельности населения и количество жителей».

    Согласно ст.6 Закона РФ «О плате за землю» от 11 октября 1991 г., земельный налог за земельные участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, взимался со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района. Налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимался со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки по ставкам, устанавливаемым для городских земель (ст. 7). Действующее налоговое законодательство подобных различий уже не предусматривает.

    Приказ Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июня 2007 г. № П/0152 «Об утверждении технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» выделяет 27 типов населенных пунктов, включая аул, выселки, городок, дачный, курортный поселок, местечко, микрорайон, планировочный район, разъезд, станция, территория, улус и т.д. Не возражая в целом относительно многообразия наименований видов населенных пунктов, вместе с тем заметим, что «микрорайон» или «планировочный район» в качестве наименования (типа) населенного пункта - это пример не совсем удачного подхода. Например, микрорайон, по определению, является лишь частью крупного населенного пункта, например, города - областного центра.

    В законах субъектах РФ классификация населенных пунктов на ряд видов осуществляется сегодня в рамках административно-территориального устройства. Законодательство большинства субъектов Российской Федерации в настоящее время различает города (областного (краевого, республиканского) и районного значения либо без такой конкретизации); рабочие поселки (поселки городского типа), дачные и курортные поселки; сельские населенные пункты (село, деревня, станица, хутор, сельский поселок и т.д.).

    Под городским населенным пунктом в законах большинства субъектов Российской Федерации понимается поселение, которое, исходя из численности населения, характера занятий большинства его жителей, отнесено в установленном законодательством порядке к категории городов или рабочих, курортных и дачных поселков. Так, например, в Брянской области под городским поселением понимается населенный пункт, который, исходя из численности населения, характера занятий большинства его жителей, географического, экономического, исторического и культурного значения, отнесен в установленном законодательством порядке к категориям городов или поселков. Отмечаются и особенности правового положения областного центра.

    К городам областного значения региональные законы относят населенные пункты, являющиеся экономическими и культурными центрами, имеющие развитую промышленность и численность населения от 25 000 человек и более. Статус городов районного значения может быть присвоен городским населенным пунктам с численностью населения не менее 12 тысяч человек, из которых не менее 85 процентов должны составлять рабочие, служащие (члены их семей), являющимся промышленными и культурными центрами.

    К рабочим поселкам могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения не менее 3 000 человек, на территории которых имеются промышленные предприятия, железнодорожные узлы, предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции и другие экономически важные объекты и с долей занятых вне сельского хозяйства не менее 85 процентов трудоспособного населения.

    Курортные поселки - населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение, с численностью населения не менее двух тысяч человек, при условии, что количество приезжающих ежегодно для лечения и отдыха в эти населенные пункты составляет не менее 50 процентов от количества постоянно проживающего населения. Дачные поселки - населенные пункты, основным назначением которых является обслуживание населения городов в качестве мест летнего отдыха.

    По общему правилу, дачные поселки не утрачивают своего характера, если часть населения постоянно проживает в них. По причине небольшой численности населения, иногда такие поселки не включают в перечни населенных пунктов муниципального образования, что влечет за собой ряд серьезных гражданско-правовых последствий (например, отказ в государственной регистрации прав на земельные участки, как это случилось с одной из собственниц земельного участка в дачном поселке Старых большевиков Наро-Фоминского района).

    Сельским населенным пунктом является село, деревня, аул, хутор и иной населенный пункт, расположенный в сельской местности, который не отнесен к категории городских населенных пунктов, и жители которого заняты преимущественно сельскохозяйственным производством. В ряде субъектов РФ проведена следующая градация таких населенных пунктов: поселок - крупный, большой и средний сельский населенный пункт; село - большой, средний и малый сельский населенный пункт; поселок железнодорожной станции - крупный, большой и средний сельский населенный пункт, расположенный вблизи железнодорожной станции; хутор - средний и малый сельский населенный пункт. Крупным является сельский населенный пункт с численностью населения более 3 000 человек, большим от 1 000 до 3 000, средним - от 200 человек до 1 000 человек, малым - менее 200 человек.

    Законами ряда субъектов РФ подчеркивается, что в отдельных случаях к категории городов областного и районного значения, рабочих, курортных и дачных поселков могут быть отнесены населенные пункты с меньшей численностью населения, имеющие важное социально-экономическое значение, перспективу дальнейшего экономического развития и роста численности населения. Порядок отнесения населенных пунктов к категориям городских и сельских, преобразование их из одной категории населенных пунктов в другую или иное изменение их статуса определяется законом субъекта РФ на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации и муниципальных образований. В законах ряда субъектов Российской Федерации предусмотрены основания и процедура изменения статуса населенного пункта по причине изменения численности населения.

    Отнесение населенных пунктов к категории городов областного и районного значения или поселков производится представительным органом власти субъекта РФ. Так, в Волгоградской области эти решения принимает Волгоградская областная Дума по заключению главы администрации Волгоградской области на основании предложений государствен-ных органов и (или) представительных органов муниципальных образований. Изменение статуса поселков и сельских населенных пунктов также осуществляется посредством принятия постановлений Волгоградской областной Думы.

    Таким образом, законодательством субъектов Российской Федерации были во многом восприняты существовавшие еще в СССР структура и критерии деления населенных пунктов на города (областного и районного значения), рабочие, курортные и дачные поселки, сельские населенные пункты. Заметим, что еще в 20-х годах XX века советское земельное законодательство разделяло все населенные пункты на две категории: городские поселения и сельские поселения. Из этой классификации исключались рабочие, курортные и дачные поселки, правовой статус которых определялся особыми положениями. Однако если проанализировать правовые акты, посвященные статусу рабочего поселка, дачного поселка, курортного поселка, можно обнаружить лишь небольшие отличия правового режима в части особенностей планировки и застройки. В остальном их правовой статус не различался.

    Как указывалось в названных правовых актах, земли отводились всем трем видам поселков на общих основаниях в общеустановленном порядке, а земельные отношения в дачных, рабочих, курортных поселках регулировались на основании Положения о земельных распорядках в городах. На это обстоятельство обращалось внимание и в юридической литературе, где, в частности, отмечалось, что «законодательные акты не делают различий между поселками городского типа и рабочими поселками», а в ряде случаев «законодательство многих союзных республик относит курортные поселки к городским». Таким образом, изначально законодатель приравнивал статус рабочего, курортного и дачного поселка к статусу городского населенного пункта и не выделял существенных отличий правового режима города и рабочего, дачного, курортного поселка.

    В отдельном нормативном акте были сформулированы основания и порядок отнесения населенных пунктов к категориям городов (областного, краевого, республиканского подчинения и местного значения), рабочих и курортных поселков. Например, к рабочим поселкам могли быть отнесены населенные пункты при крупных заводах, шахтах, рудниках, электростанциях, железнодорожных станциях, строительствах больших гидротехнических сооружений и других экономически важных объектах, с населением не менее 3 тысяч человек, при наличии в составе этого населения не менее 85 % рабочих, служащих и членов их семей.

    Законами субъектов РФ названные нормы были заимствованы, в большинстве случаев дословно, несмотря на то, что социально-экономическая, государственно-политическая ситуация в стране принципиально изменилась. На наш взгляд, заслуживает поддержки осуществленное в ряде законов субъектов Российской Федерации размещение поселков в составе сельских населенных пунктов, однако трудно согласиться с разделением поселков как категории населенных пунктов на две части - на рабочие, курортные (а в ряде регионов еще и дачные) и поселки, отнесенные к числу сельских населенных пунктов. Деление поселков на виды представляется излишним. В противном случае возникает необходимость отображать посредством введения новых наименований населенных пунктов современные реалии формирования мест компактного проживания граждан в пригородах - коттеджные поселки и т.д.

    Между тем объективно существуют определенные правовые различия, с одной стороны, в статусе города, и с другой стороны в статусе поселка и сельского населенного пункта. Во-первых, принципиальная разница заключается в том, что города, как правило, являются самостоятельными муниципальными образованиями (либо на территории города создано несколько муниципальных образований - внутригородских территорий). В них представительные и исполнительные органы местного самоуправления города вправе самостоятельно распоряжаться муниципальной собственностью в соответствии с действующим законодательством, включая земельную собственность.

    В тоже время поселки и сельские населенные пункты самостоятельными муниципальными образованиями обычно не являются, а входят в состав сельских поселений как муниципальных образований, административно подчиняются главе органа местного самоуправления и не имеют, например, собственного бюджета, муниципальной собственности и т.д.

    Так, согласно ст. 6 Устава Волгоградской области, на ее территории расположено 6 городов областного значения и 33 административных района, включающих в себя города районного значения, сельсоветы и иные территориальные единицы. Поселки и сельские населенные пункты, расположенные в названных районах, не являются муниципальными образованиями, но являются самостоятельными населенными пунктами.

    Представляется, что один населенный пункт не может входить в состав другого - в этом случае меняется его правовой статус. Однако с этим выводом не всегда согласуются федеральные, региональные и муниципальные нормативные акты. Согласно ст.2 Закона Санкт-Петербурга от 7 июня 2005 г. № 237-ЗО «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге», внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга - часть территории города федерального значения Санкт-Петербурга (муниципальный округ, город, поселок), в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные органы местного самоуправления. Таким образом, в состав города федерального значения входят еще какие-то города и поселки.

    Аналогичные примеры можно привести и по другим субъектам РФ. Между тем не допустимо, на наш взгляд, отождествление понятий микрорайона и населенного пункта. Представляется логичным, что если село или поселок включены в границы города, они должен изменить свой правовой статус и стать улицей, микрорайоном или иной административной частью города. Поэтому границы административно-территориальных единиц (т.е. границы городов областного, краевого, республиканского значения) и границы соответствующих муниципальных образований должны совпадать, что позволит предотвратить терминологическую путаницу, существующую сегодня, в части возможности нахождения одного населенного пункта в составе другого.

    Вместе с тем, представляется обоснованным учет историко-культурных традиций на территории городского округа или иного муниципального образования, связанных с наименованием отдельных местностей, входящих в его состав. Например, на территории города Волгограда существует несколько «поселков», административно входящих в состав соответствующих районов города, но по традиции именуемых жителями и органами местного самоуправления поселками, например, Нижний поселок (на территории Тракторозаводского района) или поселок им. М. Горького (входит в состав Советского района города Волгограда).

    Ряд авторов выделяет, кроме того, такие поселки, как Металлургов (Краснооктябрьский район), Нижняя Ельшанка, Купоросный (Советский район), Бекетовка (Кировский район) и другие. Такое название «поселки» получили на рубеже XIX-XX в., когда происходило интенсивное развитие центра города Царицына, а на окраинах формировались места расселения рабочих. Данные наименования, безусловно, представляют историческую и культурную ценность, что может быть отражено в наименовании остановок городского автотранспорта, однако указание в нормативных правовых актах на такое деление города представляется необоснованным.

    Существенные различия в правовом режиме земель городов, поселков и сельских населенных пунктов заключаются в различных ставках земельного налога за одинаковые по размеру и качеству земельные участки, расположенные в городах (поселках) и сельских населенных пунктах (по причине их различной кадастровой стоимости, в процентах от которой исчисляется земельный налог), что обусловлено чисто экономическими причинами.

    Таким образом, статус поселка и деление поселков на рабочие, курортные и дачные носит противоречивый характер. Законодатель Федерации и субъекта РФ в одних случаях приравнивает поселки к городам, в других случаях - к сельским населенным пунктам. Не существует и принципиальных правовых отличий между различными подвидами поселков городского типа - рабочих, курортных и дачных поселков, например, в части оснований приобретения и прекращения прав на земельные участки, оборота земельных участков, охраны земель и т.д. Вместе с тем следует признать обоснованность самого деления населенных пунктов на категории городских и сельских.

    В некоторых случаях федеральный законодатель прямо адресует правовые нормы конкретным видам населенных пунктов. Так, Законом РФ «О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы» от 15 января 1993 г. предусмотрено бесплатное получение названными категориями граждан земельных участков площадью 0,20 га в городах и поселках городского типа и 0,40 га в сельской местности. Нормативные акты, разграничивающие правовой статус городских и сельских населенных пунктов приняты не только на федеральном уровне, но и в субъектах РФ.

    В связи с этим деление населенных пунктов на городские и сельские представляется обоснованным определенной спецификой землепользования в них. Если в городах главной целью использования земель является размещение производственных, жилых, культурных, общественно-деловых и иных подобных объектов, то в сельской местности главной целью является рациональное размещение приусадебных участков, территорий для выпаса скота, а также ведения сельскохозяйственного производства в границах сельских населенных пунктов.

    Следовательно, в законодательстве субъектов Российской Федерации должна быть учтена специфика землепользования в городских и сельских населенных пунктах при разработке документов территориального планирования и градостроительного зонирования, в частности, для того, чтобы при отводе земельных участков их максимальные (предельные) размеры для сельскохозяйственного использования в городских и сельских населенных пунктах существенно различались в пользу сельских.

    Подводя итоги, сформулируем современное научное юридическое определение населенного пункта и земель населенных пунктов.

    Населенный пункт - часть территории России, имеющая наименование, сосредоточенную застройку и служащая местом проживания людей, подразделяемая на городские и сельские населенные пункты.

    Земли населенных пунктов - категория земель в земельном фонде России, являющаяся пространственно-операционным базисом для размещения жилых, производственных, общественно-деловых, рекреационных и иных объектов жизнеобеспечения населения в соответствии с требованиями градостроительного, экологического и земельного законодательства, отделенная установленными границами от земель иных категорий.