Педагогический проект «Игровая гостиная. Основные задачи проекта

Мода и стиль

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 2530
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Играют все!»
(по созданию настольных дидактических игр гусек с правилами для детей старшего дошкольного возраста)
Гусек – это общее название игр на развороте картона, где есть старт, финиш и обозначенный точками путь, а также кубик для определения числа ходов и несколько фигурок или фишек. Такие игры существуют на основе великого множества сюжетов, которые придают игре смысл и азарт. Для дошкольников нужно выбирать понятный и близкий сюжет, в зависимости от индивидуальных интересов ребенка.

Скачать конспекты

В пять лет интересы и возможности ребенка существенно меняются, и в жизнь старшего дошкольника уверенно входят настольные игры с правилами. В младшем возрасте далеко не все дети не в состоянии мириться с очередностью, принимать разделение игрового поля на свое и чужое, понимать и принимать проигрыш. Педагогам и психологам хорошо известно, что дидактические игры способствуют формированию и развитию произвольного внимания, учат соблюдать правила, организовывать собственную деятельность, планировать ее. После пяти лет у ребенка пробуждается устойчивый интерес к изготовлению различных поделок из всевозможного материала, и это весомый повод к организации деятельности детей по созданию разнообразных настольных игр. Дети сейчас в основном играют в изготовленные игры. К сожалению, сюжет в них однообразный и ребенок быстро устает повторять этот сюжет снова и снова. Деятельность становиться монотонной и скучной. Идея нашего проекта — результат творческой работы, а результат нашего проекта — улучшение психологического климата среди детей. Совместная деятельность помогает детям стать партнерами: вести диалог, учитывать интересы друг друга, договариваться, разрешать возникающие конфликты. Взрослые занимают позицию наблюдателя: не навязывают свое мнение и уважают детскую позицию.
Покажем решение этих задач на примере создания игры «Книга Мастеров». Вместе с детьми педагоги решили создать такую игру, в которой можно менять правила, форму и длину игровой дорожки. Наша техническая находка состояла в следующем: к каждой ее съемной детали с обратной стороны приклеили шершавую сторону тканевой «липучки», что позволило легко отделять и вновь прикреплять эти детали к игровому полю. Благодаря этому можно всякий раз, в зависимости от желания игроков, прокладывать новую игровую дорожку, меняя на ней количество и последовательность ходов, в связи с этим будут изменяться правила игры.
Игра «Книга Мастеров» – вид ролевой игры, в которой игроки действуют за вымышленных или реальных (современных или исторических) персонажей, и совместно разыгрывают или создают сюжет игры – становятся участниками приключения. При этом главные аспекты – вербальное общение и живое взаимодействие.
Технология игры:
1.наличие ведущего (мастер игры).
2.определенная система правил (игровая система).
3.конкретное место действия (игровой мир).
4.сюжетная завязка игры, заранее обдуманная мастером-взрослым (запланированные элементы сюжета или весь сюжет), однако существует свобода детской импровизации в этих заданных рамках.
«Книга Мастеров»– это розыгрыш сюжета, придуманного Мастером. Как правило, игра происходит за столом или на полу и состоит из общения игроков между собой и с Мастером, а также взаимодействия игроков с миром, в котором происходит действие. Это взаимодействие может быть любым: общение с жителями деревни, замка или мегаполиса, бой с драконом или врагом, сражение отрядов или армий, расследование убийства или поиск древней реликвии. Сюжет историй может меняться, и стать основой для новой игры.
Участники, играющие каждый за своего персонажа, прилагают совместные усилия по разрешению сюжетных противоречий. Хотя это может быть не единая команда, а соперники и враги, задачей которых является помешать друг другу.
Процесс игры:
Игровой процесс состоит из четырех основных составляющих:
А) игроки вместе с ведущим создают персонажей, зависящих от конкретной игровой системы;
Б) ведущий рассказывает игрокам, что происходит, описывает мир вокруг них, дает сюжетную завязку, ставит игроков и их персонажей в определенную начальную ситуацию;
В) игроки обдумывают и заявляют действия своих персонажей.
Например, четверо друзей-подмастеров начинают игру в классических обстоятельствах – гончару недостает глиняного материала; нужно как можно быстрее отправляться в горы, чтобы там в ущелье найти глину.
Персонажи отправляются в путь, по пути преодолевая не только препятствия, но и выполняя определенные задания, например, переправиться через огненную реку, сразиться с драконом, построить корабль. Игра длиться до тех пор, пока первый мастер не достигнет цели – горного ущелья (он и будет победителем – Лучшим мастером).

При любом взаимодействии игроков включается механика игры – свод правил, по которым она происходит. Правила могут быть разными — это зависит от конкретной игровой системы. Во время игры участникам для прохождения уровня необходима помощь других участников (если ты мне поможешь, то на следующем ходе, если тебе понадобиться помощь — я тебе тоже помогу).

Детская ролевая игра носит прежде всего социальный характер, и является неотъемлемым психологическим механизмом создания детско-взрослого
Со-бытийного общества посредством:
1) максимальной свободы действий игроков.
Здесь нет ограничивающего поля и правил хода для каждой фигуры, как в шахматах. Единственным ограничением является фантазия ведущего и игроков и рамки соответствия образу (персонажу), которого ведет каждый из участников. К тому же, образовательный и развивающий аспекты ролевых игр предполагают, что игра за персонажа, которому игрок мало соответствует, может способствовать его развитию.
2) минимального уровня ресурсов.
Нет необходимости шить костюм, здесь главное – интересный сюжет, актерские способности ведущего и игроков.
3) творчества.
Творческие качества игроков и особенно мастеров проявляется, пожалуй, ярче, чем в других видах ролевых игр.

Во-первых, это коммуникативное, актерское творчество. В игре есть, куда приложить талант и продуманные усилия, чтобы создать запоминающийся, яркий и живой образ. Есть, где развернуться человеку, наделенному актерским талантом, умением убеждать других людей, вести за собой.
При выборе материала для изготовления фигурок мы остановились на глине, поскольку в этом случае фигурки более долговечны, чем из бумаги, объемны и удобны в обращении. Работа с глиной хорошо знакома нашим детям, потому что педагогом дополнительного образования с ними регулярно проводятся индивидуальные занятия в гончарной мастерской. Продумывая организацию лепки и последующей росписи, мы исходили из их индивидуальных различий детей. Многие дети пяти-шести лет, посещающие детский сад, уже имеют определенный опыт создания глиняного образа. Таким детям достаточно показать образец, и они сами выстраивают последовательность своих действий; помощь педагога им практически не требуется. Другим – нужна дозированная помощь: взрослые лепят части фигурок, а дети примазывают их друг к другу и самостоятельно украшают.

При этом педагог эмоционально сопереживает каждому ребенку, помогает ему обрести уверенность в себе (надо сказать, что среди наших детей было немало таких, кто, увидев красивый образец, засомневался в своих силах: «Я никогда такую красивую не смогу сделать!»).
В ходе работы для оформления игрового поля воспитатель помогал изготавливать старт, финиш. В случае необходимости тактично помогал детям договориться, кто из них какие детали будет склеивать.
Перед сборкой игры коллективно обсуждались ее правила: как должен поступать игрок, если его фишка попадет на кружок черного или белого цвета. Знакомые детям правила – бросание кубика и отсчитывание «шагов» по числу выпавших на кубике точек – были дополнены новыми, связанными с цветом круга, на который попадает фишка: например, черный круг означает «Пропусти ход!». Процесс подготовки игры чрезвычайно увлекает детей: каждый раз можно все изменять! Мы не раз наблюдали, как в свободное время они создавали свой, оригинальный, вариант игры, воплощая в нем собственные фантазии, устанавливая новые правила.
Первое время воспитатели играли вместе с детьми, помогали им договариваться о правилах. Постепенно взрослый переходит на роль равноправного партнера по игре, игроки перед каждой игрой договариваются о ее правилах уже сами и, в зависимости от этого, выкладывают игровую дорожку. Важно не упустить момент, когда детям можно предоставить самостоятельность, а педагогу стать лишь наблюдателем!

Ольга Лир
Педагогический проект «Игра как средство интеллектуального развития старших дошкольников»

Модернизация современного образования заставляет по-новому посмотреть на проблему игры и организацию игровой деятельности детей дошкольного возраста .

Представленный практико-ориентированный проект описывает интегрированный характер деятельности педагогов детского сада по созданию единого игрового пространства. В работе отражены актуальность и значимость, проекта , его характеристика, этапы реализации и предполагаемые результаты.

Предназначено педагогам ДОУ .

Актуальность проекта

Значимость и новизна проекта

Цель и задачи проекта

Характеристика проекта

Результаты проекта

Описание проекта

Этапы реализации проекта

Литература

Приложения

Приложение 1. Анкеты для родителей

Приложение 2. Конспекты мероприятий с детьми

Приложение 3. Картотека по использованию нестандартного оборудования

Приложение 4. Модель интеграции деятельности педагогов ДОУ

Приложение 5. Формы работы с родителями

Актуальность проекта

В последнее время серьезное беспокойство со стороны педагогов и психологов вызывает «утончение» первичного игрового пласта в общечеловеческой культуре и постепенный уход в небытие в первую очередь игр, имеющих тысячелетнюю историю, без которых умирает народная душа. Сегодня все чаще раздаются тревожные сигналы, свидетельствующие о том, что в силу разных причин происходит утрата традиций, связанных с игрой, игра уходит из жизни детского коллектива. Несмотря на длительность периода детства, ребенок зачастую не успевает «наиграться » и «выиграться » .

В настоящее время игра ребенка - это уже не спонтанные сюжетные игры, не стихийно усвоенные от старших поколений игры с правилами, бытовавшие в разновозрастной «дворовой» среде . За последнее время в играх детей произошли существенные изменения. Дети дошкольного возраста стали меньше играть , особенно в сюжетно-ролевые игры.

Настораживает и то обстоятельство, что в сохранившихся ролевых детских играх практически отсутствуют «профессиональные сюжеты» , которые, как традиционно считалось, в наибольшей мере способствуют вхождению ребенка в мир взрослых. На смену им приходят достаточно оторванные от реальной детской жизни сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, видео- и мультипликационных фильмов.

Игра уходит из жизни ребенка, а вместе с ней и само детство, и сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к игре у детей .

Анкетирование родителей с целью определения, как они понимают задачи воспитания через игру, умеют ли организовывать игры, создать для этого условия, выявлять интересы детей , показало заинтересованность родителей в сотрудничестве семьи и детского сада по развитию игровой деятельности

Значимость и новизна проекта

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника , являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Игнорирование игры в дошкольных учреждениях и семье в угоду так называемому «раннему обучению» приводит к тому, что ребенок, пресытившись принудительными учебными занятиями, не хочет идти в школу или быстро утрачивает к ней интерес .

Игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего интеллектуального воспитания , и в первую очередь формирования нравственной стороны личности ребенка. Например, игра , в которой дети воспроизводят в наглядно-образной, действенной форме труд и взаимоотношения людей, не только позволяет лучше понять и глубже пережить эту действительность, но и является мощным фактором развития мышления и творческого воображения, воспитания высоких человеческих качеств.

Цель и задачи проекта

Цель : предоставлять каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства .

Задачи :

Уважать свободу и достоинство каждого ребенка как маленького, но полноправного человека;

Использовать игры как формы, средства организации детской жизни, как методы интеллектуального развития ребенка , подготовки его к школе, развития «детского общества» .

Создавать условия для развития индивидуальности каждого малыша;

Обеспечивать атмосферу психологического комфорта для детей;

Учитывать возрастные психологические особенности детей при отборе содержания и методов воспитания и обучения;

Использовать возможности игры в диагностических и коррекционных целях;

Пропагандировать среди родителей игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными .

Характеристика проекта

Направленность проекта : комплексный (разные виды детской деятельности : познавательно-речевая, изобразительная, ручной труд, физическая, игровая).

Тип проекта : практико-ориентированный, групповой.

Продолжительность : долгосрочный (1 год)

Основополагающие принципы реализации проекта опираются на принципы программы Дороновой Т. Н. «Радуга :

преемственность и непрерывность;

интеграции разных видов деятельности;

учет индивидуальных особенностей;

чередование организованной деятельности и самостоятельного времени для свободной игры;

изменение работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требований к их сочетаемости;

включение моментов, способствующих эмоциональной нагрузке, создающих у детей радостное настроение.

Результаты проекта :

Предполагаемые результаты :

Создание развивающей среды , которая включает зону для свободной самостоятельной игровой деятельности.

Оформление методической разработки для педагогов дошкольного учреждения о современных подходах к организации игрового пространства;

Обобщение материала для родительских собраний и консультаций;

Описание проекта

Проект «игра как средство развития интеллектуальных способностей у старших дошкольников » разделен на три этапа.

Диагностический этап на начальном этапе проекта помогает выявить степень активности родителей в организации игр детей через анкетирование, определить уровень владения воспитанниками игровой деятельности. В последующей деятельности диагностика помогает проследить динамику и эффективность мероприятий п. Диагностику проводят воспитатели. (Г. Репринцева кандидат педагогических наук . Институт социальной педагогики РАО . Москва)

Так как проект реализуется на протяжении 1года, практический этап осуществляется согласно учебному и тематическому плану.

Практический этап включает в себя различные виды деятельности : познавательные занятия игровой направленности, использование игровых тренингов для развития мелкой моторики рук и речи на занятиях по развитию речи , многообразие игр в свободное от занятий время на развитие внимания , мышления, память, нравственно-волевых качеств, формирование детского сообщества и другое. Эффективность проекта достигается путем интеграции деятельности различных педагогов ДОУ .

Основным и значимым разделом проекта является сотрудничество с родителями. «Родители являются первыми педагогами » . Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» (п. 1 ст. 18 Закон РФ «Об образовании» ). На протяжении всего срока осуществления проекта в план воспитательно-образовательного процесса вносятся мероприятия по привлечению родителей к информационной, досуговой, продуктивной деятельности.

На заключительном этапе созданная развивающая среда , которая включает зону для самостоятельной игровой деятельности, методическая разработка для педагогов дошкольного учреждения о современных подходах к организации игрового пространства, и материал для родительских собраний и консультаций будут являться продуктом проекта .

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Вид проекта: Игровой. Творческий.

Цель проекта: Организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания. Собственная деятельность - это деятельность, которой ребенок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает и слышит, смотрит и говорит.

Задачи проекта:

1. Развивать у детей умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими.

2. Развивать индивидуальность и сообразительность детей.

3. Формировать у детей навык слаженной работы.

4. Содействовать накоплению игрового опыта детей, предлагая им различные сюжеты и способы взаимодействия со сверстниками.

Участники проекта: дети; педагоги; родители; представители социума.

Образовательная область: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Художественная литература»,«Музыка», «Художественное творчество», «Безопасность».

Предполагаемые результаты

  • Дети умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию;
  • у детей развивается речевое взаимодействие, память, мышление, внимание, воображение.
  • формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
  • дети учатся отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;
  • у них исчезает чувства страха за ошибку.
  • педагоги и родители стараются поддерживать дружеские связи детей, не мешают проявлять самостоятельность, создают условия для общения детей друг с другом.

Направления работы, этапы. Планирование

1. Подготовительный этап

Работа с педагогами. Цели:

  • вызвать у педагогов интерес к проекту;
  • познакомить с его задачами;
  • подвести к видению своего места в проекте;
  • обеспечить педагогов всем необходимым для успешного проведения проекта

Взаимодействие с родителями. Цели:

  • заинтересованность родителей проектом;
  • дать представление о том, как можно участвовать в нем;
  • направить на совместную игровую деятельность с детьми.

Цель: расширить представления дошкольников о сюжетно - ролевых, творческих, интеллектуальных и театрализованных играх.

2. Основной этап

Работа с педагогами. Цели:

  • повышение теоретического и практического уровня профессионализма педагогов;
  • повышение компетентности педагогов ДОУ в организации игровой деятельности (знакомство с новыми сюжетно - ролевыми и другими играми)

Взаимодействие с родителями. Цели:

  • повышение уровня педагогической культуры родителей в области «Социализация» детей дошкольного возраста.
  • заинтересованность родителей проблемой переноса игровой деятельности в семью, организации единого игрового пространства.

Образовательная деятельность для детей дошкольного возраста. Цели:

  • помочь детям разнообразить, отразить богатство действий лица, изоб-ражаемого ребенком, выделить чётко действия, направленные к разным персонажам игры. развернуть действия в последовательности, строго воссоздающей реальную логику.
  • развитие у дошкольников познавательного интереса, развитие мышления и воображения, обогащение эмоций детей через игру.
  • формирование у детей нравственных качеств: доброты, сочувствия, честности, благодарности;
  • воспитание уважительного и бережного отношения к близким людям, сочувствия, сопереживания;

3. Заключительный этап

Работа с педагогами. Цели:

  • повышение качества игровой деятельности, а через неё, развитие интереса к познавательной деятельности;
  • систематизация накопленного педагогического опыта;

Взаимодействие с родителями. Цели:

  • совместные семейные игры, просматривание спектаклей, мультфильмов с детьми, обогащение детской домашней библиотеки;
  • привлечение к работе родителей по подготовке костюмов и декораций для театрализованных игр

Образовательная деятельность для детей дошкольного возраста. Цели:

  • развитие творческих способностей детей, закреплять у них желание выразить в игровой деятельности (театрализованные игры по сказке), продуктивной (выставка творческих работ детей «Моя любимая игра», коллективная работа по конструированию «Дворец Чудища», пластилинопластика «Мы играем»), полученные знания, умения, навыки, расширять нравственные представления о проявлении добра и зла;
  • понимать связь между настоящим и будущим родного края (Д/И «Путешествие в прошлое», С/Р игра «Знатоки заказника «Сенгилеевские горы», «Прогулка по улицам города Сенгилея», «Путешествие по Волге»);
  • эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольника (литературная викторина «Сказки у нас в гостях», интеллектуальная игра «Звёздочки»).

Перед внедрением проекта родители ссылались на занятость, незнание и неумение что-либо делать по содержанию проекта, но с ними была проведена следующая работа: беседы с родителями: «Роль игры в развитии речи ребенка », «Роль сказки в воспитании детей», «Семейный театр».

Было проведено анкетирование «Любите ли Вы театр?», «В какие игры играет ваш ребёнок?», консультация: «Справиться с детским непослушанием поможет игра в сказки», «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через игру», круглый стол «Театрализованные игры как средство развития речи детей», конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая игра», родительское собрание «Роль игры в воспитании детей».

В уголок для родителей была помещена папка - передвижка «Театральная разминка» с фотографиями детей занятых музыкально - театральной деятельностью, памятка для родителей «Сказка на ночь».

Родители помогли обустроить костюмерную с костюмами сказочных героев, приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам, настольно-печатные игры по мотивам сказок. Всегда помогали в изготовлении декораций и костюмов, приобретали билеты для посещения кукольного театра. Очень активно родители посещали нашу «Театральную гостиную», где смотрели музыкальные спектакли, развлечения, концерты, отмечая успехи своих маленьких артистов: преодоление стеснительности, уверенность в себе, улучшение чёткости и выразительности речи.

Работа по проекту велась не только с родителями, но и с социальными партнерами: работниками библиотеки, музея, магазина, ЗАГСа, почты кинотеатра. Дети выступали на педагогической конференции, на юбилее Сенгилеевского района, где читали стихи, пели песни и танцевали, смотрели весёлый спектакль. Мы часто ходим в местный музей, где нас знакомят с прошлым нашего города, с его обычаями и традициями.

Отчет по проекту

В подготовительной к школе группе «А» реализуется игровой, творческий проект «Играя - учимся, играя - познаём!», в рамках которого у детей формируются навыки игровой деятельности, обогащается практический и игровой опыт ребенка, самостоятельная игра побуждает дошкольников к творческому отображению действительности, расширяются нравственные представления о проявлении добра и зла.

Продолжая осваивать метод проектирования - метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивается творческое и познавательное мышление дошкольника.

Осуществление проекта строится на основе реализации принципа единства деятельности детей и педагогов, сотрудничества со специалистами ДОУ и семьями воспитанников, сотрудничества с социальными партнёрами.

Проект охватывает различные виды игровой деятельности детей дошкольного возраста. Познавательно-речевая деятельность включает сюжетно - ролевые игры, театрализованные и интеллектуальные игры, экскурсии, целевые прогулки, рассказы, беседы, занятия по темам, включенным в содержание проекта; чтение произведений писателей-земляков. В разделе изобразительного искусства проводятся беседы о богатстве и красоте родного края, беседы о творчестве местных художников с рассматриванием картин, иллюстраций, экскурсии в музей. Полученные знания дети реализуют в игровой и продуктивной деятельности: дидактических и сюжетно - ролевых играх. рисование цветными карандашами или красками по выбору детей «Любимая игра», конструирование из бумаги «Театр цветов», аппликация с использованием нетрадиционных материалов «Сказка про тыкву», лепка с использованием нетрадиционных материалов «Театр для малышек» и др. На музыкальных занятиях дети не только прослушивают и разучивают песни и танцы, слушают классику, но и играют в музыкальные игры, придумывают новые танцевальные зарисовки для сказочных героев.

У родителей расширились возможности сотрудничества со своими детьми, они стали прислушиваться к их мнению. Родители стали осознавать себя более компетентными в организации совместной игровой деятельности детей.

Проект - игровой, творческий, долгосрочный. Реализован в рамках ДОУ с привлечением семьи и социума (библиотека, музей, магазин, почта, детская школа искусств, дом творчества.) Работа с социальными партнёрами продолжается. Дети проявляют потребность в посещении библиотеки, музея, театра.

Проект межпредметный, так как игра включается в НОД по каждой области образования, в нерегламентированную деятельность, в прогулки. В быту, на занятиях, на прогулке, во время просмотра телепередач, рассматривания иллюстраций ребенок усваивает назначение предметов, смысл действий людей, сущность их взаимоотношений, у него формируются первые эмоционально-нравственные оценки. Все это служит источником возникновения замысла игры, постоянного обогащения ее содержания.

Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных в обучающих играх, нацеливают дошкольника на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре.

Предметную среду стараемся изменять с учетом практического и игрового опыта детей. Новые игрушки для театра, связанные педагогом и родителями, новая одежда для «Ателье». Новая многофункциональная ширма: это и стенд по театрализованной игре, и ширма для кукольного театра взрослых, окошечко в ширме - для детского кукольного театра, это - и декорация для спектакля.

Ребенок в проекте - участник от зарождения идеи до получения результата. Каждый ребёнок вносит свою посильную лепту в общее дело, дети проявляют инициативность, индивидуальность, видят себя в проекте, оценивают своё личное участие, убеждаются в пользе общих усилий для достижения единой цели.

Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально-насыщенной, включающей интеллектуальное решение игровых задач, стараемся комплексно руководить ее формированием, а именно: обогащать практический и игровой опыт ребенка, организуем деятельность дошкольников в усложняющихся проблемных игровых ситуациях с учетом их конкретного практического опыта, а также игровой среды.

В проект вошли разработанные мною сюжетно - ролевые игры: «Приглашение», «День рождения куклы Кати», «Волшебники нашей группы», «Прогулка по улицам города Сенгилея», «Знатоки заказника «Сенгилеевские горы», «Путешествие по Волге», Театрализованная игра по сказке Аксакова «Аленький цветочек», по сказке Б. Гримм «Заяц и ёж», продолжение сказки А. Волкова «Элли и её друзья». Интересными получились сценарии интеллектуальных игр: «Звёздочки», «Умники и умницы», викторина «Сказки у нас в гостях».

Приложение. Проект.

Наталья Владимировна Борисова
Педагогический проект «Игровая гостиная»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №9 «Чайка» городского округа город Октябрьский

Республики Башкортостан

Педагогический проект

Тема : «Игровая гостиная »

Тип проекта : практико-ориентировочный, долгосрочный 2015-2016 учебный год (сентябрь – февраль) .

Место реализации : МБДОУ Детский сад №9 «Чайка»

Руководитель проекта : старший воспитатель МБ ДОУ Детский сад №9 «Чайка» Борисова Н. В.

Участники проекта : воспитатели 2 группы раннего возраста Шагиева Э. М., Баркалова А. Р., музыкальный руководитель Салахова Г. И.

Целевая группа (объект) : родители (законные представители обучающихся 2 группы раннего возраста, в количестве 28 человек.

Постановка проблемы :

Дети раннего дошкольного возраста много времени проводят в игре, но не только потому, что игра считается ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника, но и потому, что игра вызывает значительные и глубокие изменения во всей психике малыша. Некоторые родители смотрят на игру как на забаву, как на бесполезную трату времени, ничего не дающую ребёнку. «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало» , - рассуждают некоторые родители. Им совершенно безразлично, во что и как играют их дети, лишь бы ребёнок не беспокоил, не надоедал вопросами, дал возможность заняться своими делами.

В настоящее время педагоги и психологи , работающие с детьми младшего дошкольного возраста, отмечают что дети, приходящие в детский сад играют мало, игры носят однообразный характер. При анкетировании родителей по вопросам игровой деятельности , выяснилось, что дома родители не знают, чем занять ребёнка младшего дошкольного возраста, в какие игры с ним можно поиграть, какие игрушки купить ребёнку, чтобы они были доступны для понимания, познавательны, эстетичны. Родители предпочитают, чтобы дети смотрели телевизор, играли в компьютер, в лучшем случае играли конструктором. Данная проблема существует по следующим причинам :

Недостаточный уровень педагогической игровой деятельности ;

Отсутствие целенаправленной работы педагогов по педагогическому просвещению родителей по вопросам игровой деятельности .

Взаимодействие педагогического коллектива с родителями по вопросам игровой деятельности необходимо начать с изучения условий, которые созданы для игровой деятельности ребёнка в семье. С этой целью проведено старшим воспитателем и педагогами младших групп начальное анкетирование родителей по вопросам игровой деятельности .

Цель проекта :

Оказание практической помощи родителям воспитанников раннего дошкольного возраста в организации совместной игровой деятельности с детьми.

Задачи :

1. Повысить уровень педагогической компетентности родителей в вопросах игровой деятельности .

2. Познакомить родителей с разновидностями детских игр с учётом специфики их применения в семейном воспитании.

3. Активизировать взаимодействие с родителями через работу игровой программы «Игровая гостиная » .

Стратегия и механизмы реализации.

Условия реализации проекта .

Кадровые : в детском саду работают специалисты : старший воспитатель, музыкальный руководитель, педагоги групп , которые могут оказать методическую и практическую помощь родителям в вопросах игровой деятельности . Решение этой проблемы должно быть осуществлено в тесном сотрудничестве педагогов с родителями воспитанников.

Материально -технические : есть помещение – музыкальный зал с аудиоаппаратурой для проведения занятий с родителями, проектор , компьютер.

Программно-методические : имеется методическая литература по вопросам взаимодействия с родителями; картотеки игр.

Организационные : педагоги 2 группы раннего возраста ежедневно общаясь с родителями, могут решить вопросы времени, места занятий, организовать родителей для встреч в игровой гостиной . Педагоги ДОУ могут проводить занятия в «Игровой гостиной » в течение своего рабочего дня, встречи будут проходить 1 раз в месяц с 16.30 до 17.30. Между занятиями будет проводиться работа по педагогическому просвещению и промежуточные диагностики игровых умений детей , повторное анкетирование родителей.

Руководство проектом воспитателями :

Проведение занятий с родителями в «Игровой гостиной » .

Индивидуальные консультации с родителями и педагогами по мере необходимости по вопросам игровой деятельности .

Выпуск письменных консультаций для родителей.

Оформление картотеки игр «Играем дома, играем вместе» .

Разработка электронной презентации «Организация игровой деятельности с детьми дома» .

Руководство проектом старшим воспитателем :

Разработка анкет и анализ анкетирования родителей по вопросам игровой деятельности .

Анализ планирования и проведения консультативной работы педагогов с родителями по данной проблеме.

Изучение особенностей педагогического руководства игрой по следующим вопросам :

Какое место в режиме дня воспитатель отводит играм?

Как он обогащает опыт детей с целью развития игры?

Какие виды игровой деятельности педагоги предпочитают организовывать?

Умеет ли педагог включаться в игру , брать на себя роли? Как дети относятся к участию воспитателя в игре?

Как использует прямые и косвенные приёмы руководства игрой , проблемные ситуации, обогащение опыта детей?

Как воспитатель регулирует взаимоотношения детей по ходу игры?

Учитывает ли индивидуальные особенности детей при руководстве игрой ?

Использует ли игру с целью развития детей, коррекции их поведения?

Рабочий план реализации проекта .

п/п Мероприятие Сроки Ответственный

1 Подборка и изучение материалов по выбранной тематике. Сентябрь Воспитатели.

2 Анкетирование родителей по вопросам игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста. Сентябрь Воспитатели.

3 Анализ анкетирования родителей. 1 неделя октября Старший воспитатель.

4 1 встреча с родителями в игровой гостиной .

Тема 2 неделя октября

Старший воспитатель. Воспитатели. Музыкальный руководитель.

5 Выпуск консультации :

«Какие игрушки для детских игр необходимы ребёнку до 3 лет» . 3 неделя октября

Воспитатель первой младшей группы.

6 Выпуск консультации и индивидуальные консультации по теме : «Как и во что играть с ребёнком» . 1 неделя ноября

Воспитатели.

7 2 встреча в игровой гостиной

Тема «Игры, родившиеся на кухне» .

2 неделя ноября

Старший воспитатель.

Воспитатели

8 Анкетирование родителей.

Диагностика игровых умений детей 2-3 лет (наблюдения, беседы) .

Оформление папки–передвижки

. 3 неделя ноября

Воспитатели.

9 3 встреча в игровой гостиной .

Тема . 1 неделя декабря

Старший воспитатель.

Воспитатели

Музыкальный руководитель.

10 Выпуск консультаций :

«Пальчиковые игры. Их польза и значение» .

«Развиваем пальчики, учим рисовать» . 2 неделя декабря

Воспитатели

11 4 встреча в игровой гостиной .

Тема . 2 неделя января

Старший воспитатель.

Воспитатели.

12 Совместные развлечения с детьми и родителями «Как хорошо уметь играть!» . Январь Воспитатели.

13 Награждение активных участников проекта грамотами и благодарностями Январь Старший воспитатель

Воспитатели

14 Создание презентации в электронном виде «Организация игровой деятельности с детьми дома» . Январь Воспитатели

15 Создание картотеки игр «Играем дома, играем вместе» . Февраль Воспитатели

Ожидаемые результаты :

Качественные.

1. Повышение уровня родительской компетенции в организации игр с детьми раннего дошкольного возраста.

2. Обогащение репертуара игрового поведения родителей и навыков игровой деятельности с детьми.

3. Совершенствование способов взаимодействия педагогов и родителей по вопросам игровой деятельности .

Количественные.

1. Участие в занятиях в «Игровой гостиной » 50% родителей детей раннего дошкольного возраста.

2. Проведение 4 образовательно-игровых встреч с родителями «Игровая гостиная » .

3. Разработка сценариев проведения встреч.

4. 2 анкетирования родителей.

5. Выпуск 4 консультаций.

6. Оформление папки–передвижки «Игры нашего детства для наших детей» .

7. Создание презентации «Организация игровой деятельности с детьми дома» .

8. Создание картотеки игр «Играем дома, играем вместе» .

9. Проведение совместных развлечений «Как хорошо уметь играть» .

Оценка результатов.

Оценка достижения поставленной цели и задач будет осуществляться по следующим критериям :

Выполнение рабочего плана реализации;

Результаты анкетирования родителей;

Ведение документации по проведению встреч с родителями (дневник посещений, фото) ;

Отзывы родителей о проведении встреч.

Возможные риски :

Загруженность родителей на работе;

Отмена встреч по причине карантина в детском саду;

Изменение тематики проведения встреч из-за болезни педагогов .

Трансляция проекта .

1 трансляция : на родительских собраниях, педагогическом совете ДОУ – апрель 2016г.

2 трансляция : на заседании ШМВ – февраль 2016г.

3 трансляция – отчёт на общем родительском собрании и педагогическом совете ДОУ о реализации и дальнейшем развитии проекта – май 2016г .

Литература :

1. Бочкарёва О. И. «Взаимодействие семьи и ДОУ» . Волгоград, 2008 г.

2. Виноградова Н. В, Микляева Н. В. «Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы» . Методическое пособие. М.: Айрисс-пресс, 2008г.

3. Губанова Н. Ф «Игровая деятельность в ДОУ » . М.: Мозаика - Синтез, 2008г.

4. Доронова Т. Н., Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик «Вместе с семьёй» . - М.: Просвещение, 2004г.

5. Давыдова О. И., Богославец Л. Г. «Работа с родителями в ДОУ» . Управление ДОУ 2008г., №5

6. Зенина Т. Н. . - М.: Педагогическое общество России , 2006г.

7. Зимина М. С. «Домашние детские праздники» . Изд.: АСТ, ВКТ, 2008г.

8. Калугина В. А. «Организация и содержание работы с родителями» . Изд.: Школьная Пресса, 2008г.

9. Лысова В. Я., Яковлева Т. С. «Игры и развлечения с детьми младшего дошкольного возраста» . – М.: Аркти, 2000г.

10. Михальски Т. «Увлекательные детские игры» . – Москва, 2001г.

11. Миронова М. М. «Психология. Игры- занятия с детьми младшего дошкольного возраста» . – Изд.: «Корифей» , 2005г.

12. Свирская Л. «Работа с семьёй : необязательные инструкции» . Методическое пособие. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007г.

13. Журналы : «Дошкольное воспитание» , «Ребёнок в детском саду» , «Воспитатель ДОУ» , «Старший воспитатель» , «Управление ДОУ» .

Вводное анкетирование.

1. Помните ли Вы игры своего детства?

2. Играете ли Вы в них со своим ребёнком?

3. Как часто Вы приобретаете своему ребёнку игрушки? Задумываетесь ли об их педагогической ценности и значимости?

4. Знаете ли Вы, как можно использовать для игр с детьми бросовый и природный материал? Как использовать в игре предметы-заместители?

5. Как проводится детский день рождения? В какие игры играют дети на этом празднике?

6. В какие игры Вы играете с детьми в вечернее время? В выходные дни?

7. Какую полезную для Вас информацию по вопросам игровой деятельности Вы хотели бы узнать от педагогов ДОУ ?

Результаты вводного анкетирования :

В большинстве семей приобретается достаточно игрушек, но появление новой игрушки происходит случайно, покупают, не задумываясь о её педагогической ценности , влиянии на развитие ребёнка.

Родители помнят игры своего детства, но на вопрос : «Играете ли вы в них со своим ребёнком?» - подавляющее большинство родителей ответило отрицательно. Хотя на самом деле многие ролевые и подвижные игры нравятся современным детям.

Лишь немногие родители могут придумать, как использовать в играх с ребёнком различный бросовый материал, не знают, как пользоваться предметами–заместителями.

Дни рождения детей в семье проходят, как правило, с приглашением взрослых и детей. Лишь в некоторых семьях устраиваются детские дни рождения с проведением игр. Большинство родителей не знают, в какие игры, в соответствии с возрастом играть с детьми. Чем занять детей, кроме игр и т. д.

В выходные дни и вечерние часы некоторые родители заняты, предпочитают, чтобы дети посмотрели телевизор, DVD, играли самостоятельно. Вместе с тем многие родители просто не знают чем занять ребёнка, что ему предложить.

На вопрос «Какую хотели бы получить информацию и помощь по вопросам игровой деятельности от педагогов ДОУ ?», большинство родителей ответили, что хотели бы получить практическую помощь : научиться играть с ребёнком; узнать разнообразие детских игр для использования в домашней обстановке; приобрести знания о проведении детских праздников.

Программа занятий в игровой гостиной .

1 встреча

«Запомнившиеся игры прошедшего детства. Чем они дороги?» .

«Значение подвижных игр для всестороннего и гармоничного развития детей» (проводит Баркалова А. Р.) .

Тест–рассуждение о значении подвижных игр (проводит Шагиева Э. М.) . Литература : Т. Н. Зенина «Родительские собрания в детском саду» .

Мини-анкета .

Играете ли Вы с ребёнком в подвижные игры?

Назовите, пожалуйста, подвижные игры, в которые играете вместе с ребёнком.

Помните ли Вы считалочки? (напишите хотя бы одну) .

Знает ли Ваш ребёнок считалочки?

Кто его научил этому? (родители, в детском саду) .

«Вопросы – ответы» ; вывод (проводит старший воспитатель) .

Вопросы :

Скажите, кто из Вас прыгал в детстве через резиночку, играл в классики, салки? А учите ли вы играть в эти игры своих детей?

Какие ещё игры своего детства Вы помните? – «Игра с мячом» .

Во что играли с Вами родители в детстве во время прогулок?

Обучение родителей подвижным играм с детьми 2-3 лет (проводит Баокалова А. Р.) .

Литература : В. Я. Лысова, Т. С. Яковлева «Спортивные игры и развлечения. Младший дошкольный возраст» ; картотека подвижных игр по младшему дошкольному возрасту; журнал «Воспитатель ДОУ» , №7-2008 - «Подвижные игры и упражнения с детьми на природе» .

2 встреча

«Игры, родившиеся на кухне» .

«Значение развития мелкой моторики рук в процессе игр с детьми»

(проводит Шагиева Э. М.) .

Мини–анкета :

В какие игры любит играть Ваш ребёнок?

Когда вы заняты на кухне, находится ли ваш ребёнок рядом с Вами? Чем он занят в это время?

Знаете ли Вы, чем его можно занять в это время?

Если играете с ним на кухне, то как?

«Пальчиковые игры» - воспитатели групп (литература : С. О. Ермакова «Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста» ; журнал «Дошкольное воспитание» № 1-2003, стр. 50-53).

Игры :

«Раз, два, три четыре, пять» ; «Поиграли – отдохните» ; «В домике сидит волчок» ; «Сосчитаем помощников» ; Пальчики в перчатках»; «Солнечные зайчики» ; «Пять подружек из избушки» , «Смешные человечки» , «Разыгра» , «Две подружки» , «Семья могучая» .

«Речевые игры» (Баркалова А. Р.)

Проговаривание чистоговорок, потешек, разучивание небольших стихотворений.

Игры : «Помоги кукле накрыть стол и расскажи, что ты сделал (поставил на стол, «Помоги мишке найти предметы мебели на кухне» , «Где что лежит?» , «Расскажите, из чего приготовлен суп» , «Найди овощи (фрукты) и назови», «Найди круглый (квадратный, треугольный и т. д.) предмет» и другие (игры по возрасту и программе) .

«Рисование крупой, лепка из теста, выкладывание рисунка их макарон и т. д. (Шагиева Э. М.) .

Массаж кистей и пальцев рук (взрослый показывает и делает с ребёнком, затем взрослый говорит, а ребёнок делает).

(материалы семинара-практикума «Пальчиковый игротренинг » - нетрадиционные игровые приёмы ).

3 встреча

«Традиционные дни рождения в семье глазами детей» .

«День рожденья каждый год» - выступление старшего воспитателя о значении празднования дня рождения в семье, о подготовке к нему и проведении.

(материалы книги Т. Михальски «Увлекательные детские игры» , стр. 47, М. С. Зимина «Домашние детские праздники» ).

«День рожденья – праздник детства» - сценарий мероприятия с детьми.

(Литература «Работа с родителями в ДОУ» , стр. 128 - 131) - ответственные воспитатели, музыкальный руководитель.

Предложить родителям памятки с хороводными играми и играми–забавами для использования в домашней обстановке.

Хороводные игры : И. Е. Аверина «Динамические паузы в ДОУ» (музыкальный руководитель) .

Игры-забавы : (Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Социально-нравственное воспитание детей).

Советы опытных родителей (обмен опытом проведения праздников в семье для детей и с участие детей) .

Оформление списка-шпаргалок «Что подарить ребёнку от года до двух (от двух до трёх) – ответственный Шагиева Э. М. (М. С. Зимина «Домашние детские праздники» ).

4 встреча

«Вечерние игры с ребёнком перед сном»

Выступление : «Психологические особенности детей раннего дошкольного возраста. Значение игры». (Старший воспитатель)

«Игры детей младшего дошкольного возраста в ДОУ» - Баркалова А. Р. (знакомство с программными задачами в игровой деятельности ).

(Н. Ф. Губанова. «Игровая деятельность в ДОУ » , М. М. Миронова «Психология. Игры-занятия с детьми младшего дошкольного возраста» ).

Раздать памятки с играми для индивидуальной работы с ребёнком раннего дошкольного возраста, направленными на развитие психических процессов - ответственные воспитатели.

Знакомство с потешками для детей раннего дошкольного возраста. Их использование в режимных моментах дома (умывание, приём пищи, укладывание спать и т. д.) – воспитатели. (Литература : журналы «Ребёнок в детском саду» , «Воспитатель ДОУ» ).

Итоговое анкетирование.

1. Задумываетесь ли Вы при покупке очередной игрушки ребёнку об её педагогической ценности ?

2. Какую информацию и помощь по вопросам игровой деятельности Вы получили в течении года от педагогов ДОУ ?

3. Как применяете данную информацию?

4. Какие виды совместных игр наиболее интересны Вам и Вашему ребёнку?

5. Какую помощь хотели бы ещё получить?

6. Ваши предложения по работе «Игровой гостиной » .

7. Ваши отзывы и пожелания о дальнейшем совершенствовании работы по вопросам игровой деятельности

Критерии педагогической компетентности родителей в игровой деятельности :

Знание психологических особенностей детей младшего дошкольного возраста; значимость игры для них.

Знание педагогической ценности детских игрушек : их правильный подбор в соответствии с возрастом.

Знания и умения совместной игры с ребёнком в домашней обстановке.

Знания и умение проводить детские праздники в семье.

Условия организации совместных игр с детьми дома :

Вступать в совместную игру с ребёнком можно только по желанию ребёнка.

В процессе игры важно развивать творчество ребёнка, побуждать его придумывать различные сюжеты.

Быть для ребёнка равным партнёром в игре, признавать его право на переживания, эмоциональные реакции, чутко реагировать на социальные потребности.

Учитывать индивидуальные особенности ребёнка, его темперамент, опыт

Не критиковать ребёнка, способствовать его самовыражению в игре, поощрять его.

Организовывать различные игры; использовать природный, бросовый материал, окружающую среду дома.

Дальнейшее развитие проекта .

Использование опыта работы педагогами ДОУ .

Реализация проекта может быть продолжена в ДОУ с родителями других групп с изменением тематики проведения встреч.

Методическое обеспечение проекта :

Материалы для проведения бесед, консультации, мероприятия, рекомендации, памятки, анкеты.

5 встреча

Выступление : Значение сюжетно – ролевой игры в воспитании и развитии личности дошкольника. (Н. Ф. Губанова. «Игровая деятельность в ДОУ » , М. М. Миронова «Психология» . (Баркалова А. Р.)

«Помощь взрослого в организации сюжетно – ролевой игры» (Материалы книги Т. Михальски «Увлекательные детские игры» , стр. 14-15, Л. Ф. Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника» ) (Шагиева Э. М.)

Мини-опрос «Как мы играем с ребенком» (Шагиева Э. М.)

Структура сюжетно-ролевой игры (рассказ воспитателей при просмотре видео «Один день из жизни детского сада) – Баркалова А. Р.

Чему обучается ребенок в сюжетно-ролевой игре? (БаркаловаА. Р.)

6 встреча

«Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка»

ОСТРОЕ БЛЮДО. Ситуации для анализа. (Шагиева Э. М.)

Видео презентация «Вопрос-ответ (дети) »

Как родителям научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры?

Какие сюжетно-ролевые игры можно организовать дома?

Сколько времени нужно уделять игре?

Роль родителей в игре.

Памятки для родителей. (Литература : О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец «Работа с родителями в ДОУ» ) (Шагиева Э. М.)