Библиографический список
1. Дригайло, В. Г. Основы управления библиотекой высшего учебного заведения: науч.-практ. пособие / В. Г. Дригайло, Е. В. Башун. В. Н. Волынец. – М. : Либерея, 2004. – 2004. – 328 с.
2. Суслова, И. М. Диверсификация библиотечного менеджмента: учеб. пособие / И. М. Суслова, В. В. Кармовский. – М.: Изд. МГУКИ, 2002. – 66 с.
3. Суслова, И. М. Менеджер библиотеки: требования к профессии и личности: учеб. пособие для вузов и колледжей культуры и искусств. – М.: Профиздат, 2000. – 144 с.
4. Суслова, И. М. Основы библиотечного менеджмента: учебник. – М.: Либерея, 2000. – 232 с.
5. Управление библиотекой: учебно– практ. пособие / Аверьянов А. С., Ванеев А. Н., Горев В. Г. – СПб.: «Профессия». – 2002. – 457 с.
(Шумакова В. И.)
Научно–методическая деятельность включает два самостоятельные части: методическая работа в коллективе библиотеки и оказание методической помощи библиотекам сети со стороны библиотек –методических центров.
Система методических центров построена по отраслевому и территориальному принципу. Выделяются методические центры федеральные, региональные и муниципальные.
Важнейшим принципом методической деятельности является принцип научности. Он означает, что все методические решения и рекомендации должны строиться на основе новейших достижений библиотечной теории, быть научно обоснованными и экспериментально проверенными, т. е. должны быть результатом научно-исследовательской деятельности методических центров по поиску и созданию новшеств, направленных на совершенствование работы библиотек, на преодоление противоречий в их деятельности.
Принцип активности заключается в том, что методические центры не должны ограничиваться пассивной помощью библиотекам по их запросам, а стремиться активно влиять на их работу через методические рекомендации, информацию о результатах НИР и передовом библиотечном опыте и т.д.
Методическая деятельность должна быть направлена на совершенствование работы библиотек, на внедрение в их практику новых, прогрессивных форм и методов. Цель методического обеспечения заключается в том, чтобы всемерно помогать библиотекарям сделать их работу наиболее разнообразной, помочь каждой библиотеке найти «свое лицо».
Методические центры всю свою деятельность строят с учетом специфики типов и видов библиотек, профессий, образования и практического опыта библиотечных работников, тех условий, в которых работает библиотека. Методические центры призваны оказывать помощь библиотекам по всем участкам и направлениям их работы.
Принцип непосредственной связи с библиотеками заключается в том, что методическое обеспечение должно строиться на основе непосредственного изучения работы библиотек, оказания им помощи на месте.
Принцип оперативности. Для совершенствования деятельности библиотек крайне важно оперативно выявлять недостатки и просчеты в работе и своевременно оказывать консультационно-методическую помощь, вовремя обеспечивать работу библиотеки методическими рекомендациями, способствующими качественному выполнению всех позиций ее плана.
Эффективность методического обеспечения тесно связана с его систематичностью и плановостью. Очевидно, что обеспечить непрерывное совершенствование работы библиотек можно лишь на основе систематической и планомерной помощи библиотекам, а не путем отдельных, разрозненных методических мероприятий.
Методическое обеспечение функционирования библиотек и библиотечных систем включает несколько взаимосвязанных направлений: аналитическое, консультационно-методическое, инновационное.
Одним из направлений является повышение квалификации и переподготовка библиотечных кадров.
В основе методического обеспечения работы библиотек лежит аналитическая деятельность, направленная на анализ состояния и развития как отдельных библиотек, так и библиотечной сети в целом. Она основывается на методическом мониторинге, т. е. слежении за изменениями в деятельности библиотеки или сети библиотек в целях определения уровня их работы и принятия на этой основе методических решений, направленных на ее совершенствование.
На основе аналитической деятельности осуществляется консультационно-методическая помощь, имеющая своей целью оказание консультационной и практической помощи библиотекарям. Эта помощь базируется на принципе активности, т. е. осуществляется не только по просьбе библиотекарей, которые в ней нуждаются, но и по инициативе библиотечных менеджеров (руководителей библиотек и методистов).
Важным направлением является инновационная деятельность, включающая поиск, разработку и использование новшеств, способствующих повышению эффективности и качества деятельности библиотек.
В процессе методического обеспечения библиотечной деятельности реализуется ряд функций, которые находятся в тесном взаимодействии, представляя в совокупности систему методического влияния на работу библиотеки или сети библиотек.
Ведущее место в методическом обеспечении принадлежит информационной функции, направленной на своевременную и полную библиографическую и фактографическую информацию библиотекарей на базе методического мониторинга о достижениях современной библиотечной теории и практики, о всем новом, что появляется в библиотечном деле.
Значение педагогической функции определяется тем, что методические центры призваны осуществлять обучение библиотечных работников. В основе ее лежит повышение квалификации и переподготовка библиотекарей, содействие их непрерывному образованию. Осуществление этой функции предполагает охват всех групп и категорий библиотекарей, дифференцированный подход к повышению их квалификации, последовательность и преемственность в обучении, использование различных форм повышения квалификации, в том числе и самообразования, повышение качественного уровня обучения библиотечных кадров.
Организационная функция предполагает включение в методическое обеспечение не только консультационно-информационной деятельности, но и практической помощи библиотекарям в реализации методических рекомендаций. Она особенно ярко проявляется в общении библиотечных менеджеров (руководителей библиотечных коллективов и методистов) с библиотекарями. Именно через эту функцию реализуется активное влияние на библиотечную практику, на освоение библиотеками новшеств.
Научно-исследовательская функция, так как в последние годы в методической деятельности произошли существенные перемены, связанные с повышением роли научных исследований в развитии библиотечной практики, с изменением соотношения научно-исследовательской и методической работы, что обусловлено тем, что уровень советов и рекомендаций во многом определяется глубоким исследованием как существующей библиотечной практики, так и перспектив ее развития.
Библиотека как объект консультационно-методического обеспечения (оказания методической консультационной помощи): организационно-функциональная структура, технология, локальная нормативно-регламентирующая документация. Задачи и формы методического консультирования библиотекарей: устные консультации, письменные консультации, требования к ним. Общая методика подготовки и оказания консультационных услуг. Консультационная помощь библиотекам в освоении новшеств и нововведений. Система методических изданий, выпускаемых методическими службами.
Практические и лабораторные занятия.
Библиотечное образование и повышение квалификации. Цели и задачи повышения квалификации библиотечных кадров, повышение квалификации в системе непрерывного образования. Требования к системе повышения квалификации: всеобщность, дифференцированный подход, развитие творческой инициативы библиотекарей, систематичность и последовательность. Формы повышения квалификации: курсы, конференции, семинары, совещания, практикумы и стажировки библиотекарей. Активные формы повышения квалификации: деловые игры, состязательные формы. Современные решения и подходы к повышению квалификации. Система повышения квалификации в республике: опыт научно-методических служб. Роль научно-методических служб в самообразовании сотрудников библиотеки. Профессиональные издания, их роль в самообразовании.
Практическое занятие.
Деловая игра.
Национальная библиотека Беларуси, республиканские отраслевые библиотеки, областные библиотеки как научно-методические центры библиотечных сетей своих ведомств, организационно-функциональная структура, иерархические уровни. Координация научно-методических служб республики: координационные планы научно-исследовательской и научно-методической работы, их роль, процедура формирования. Методические службы в системе библиотечного менеджмента. Методическая служба в централизованной библиотечной системе: организационная форма, штат, нормативно-правовая документация, структура подсобного фонда, материально-техническая база. Участие методической службы в управлении центральной библиотекой и библиотеками-филиалами: планирование, отчетность, управление библиотечной технологией и инновациями, участие в разработке локальных нормативных правовых документов, в реализации маркетинговых программ, профессионализация кадров. Требования, предъявляемые к работнику научно-методической службы.
Аудиторные практические и лабораторные занятия.
Посещение отдела библиотековедения Минской областной библиотеки им. А. С. Пушкина.
Научно-методические службы библиотек как элементы инфраструктуры инновационной деятельности: цели, задачи, направления. Научно-методическое обеспечение инновационного развития библиотек, характеристика системы: «библиотекарь – новация – методист – инновация – библиотекарь». Основные направления и методика изучения библиотечных инноваций. Аналитическая деятельность библиотек – как способ выявления, изучения и внедрения инновационных форм работы в деятельность библиотеки. Организация работ по распространению и продвижению новшеств в библиотечном деле. Методист библиотеки – как инициатор инновационной деятельности.
Практическое занятие.
Аудиторные практические занятия.
Методист - это не администратор, не представитель власти в учреждении, а прежде всего специалист, помогающий педагогу найти свое предназначение. Основная составляющая его деятельности заключается в организации и реализации такой помощи.
Этот материал поможет методисту дополнительного образования найти новые направления организации методической помощи педагогам. Сделанная автором подборка приемов консультирования будет полезна также школьным заместителям директоров по УВР и методистам дошкольных учреждений .
Методическая помощь – это оперативное и перспективное реагирование методиста на запросы и потребности детских коллективов, педагогических кадров, методистов системы дополнительного образования детей школ и дошкольных учреждений . Методическая помощь осуществляется различными средствами – консультированием, методическим руководством, методическим обеспечением и т.д.
Консультативная деятельность методиста – одно из важнейших направлений работы, она напрямую касается повышения профессионального мастерства педагогов учреждения и социума. Методист может дать консультации по заранее запланированным темам, а также подготовить методический материал по запросам. Это могут быть подготовленные тематические папки, сборники рекомендаций по конкретному вопросу и, наконец, живое общение с педагогом.
Давайте разберёмся, какие виды консультаций можно, а главное, нужно предложить педагогам?
Тематическая консультация позволяет глубоко, разносторонне рассмотреть определенный вопрос, обстоятельно раскрыть существо темы. Как правило, тематические консультации планируются методистом заранее и вносятся в перспективное планирование (см. перспективный план, п.2 раздел ) Возможно проведение цикла тематических консультаций в начале учебного года для различных категорий педагогических кадров. Тематические консультации могут включаться в программу обучающих семинаров. При подготовке к тематической консультации методист подбирает наглядные пособия, методический материал.
Приведу пример нетрадиционного вида тематической консультации: консультацию проводит не методист или руководитель отдела, а педагог, да, да, именно педагог! Подойдет любая актуальная тема, например, «Формы и методы контроля на занятии в образовательном объединении». Проведение консультации можно предложить либо наиболее опытному и компетентному в данном вопросе педагогу, либо, наоборот, тому, кто испытывает трудности в этой области. Во втором варианте в процессе подготовки к консультации педагог изучает подобранную методистом литературу, выясняет трудные вопросы темы. Он начинает апробировать на практике изученные методы и приемы и потом уверенно проводит консультацию для коллег. Таким образом, решая свою собственную профессиональную проблему, педагог параллельно консультирует своих коллег. Так работает обратная связь, т.е. активное включение педагогов в воспроизведение, изучение и закрепление материала.
Текущая консультация проводится систематически по различным вопросам, возникающим у педагогических работников в ходе их профессиональной деятельности. Она даёт возможность получить нужную информацию по очередным повседневным вопросам, возникающим в практике воспитательной работы. Для проведения текущих консультаций методисту целесообразно в плане работы выделить специальное время (см. перспективный план, п.3 раздел Консультационно-методическая помощь ).
Текущая консультация возникает, в основном, по итогам посещений учебных занятий методистом, при выявлении проблем или затруднений, либо по вопросам, возникающим у педагогических работников в ходе их деятельности.
Оперативная консультация проводится по инициативе методиста, администрации, педагогов в ходе организации и проведения конкретных мероприятий. Компетентность методиста проявляется в мгновенной реакции на допущенные просчеты и в оказании незамедлительной помощи. Оперативные консультации, как правило, не планируются, они могут проводиться по инициативе методиста (например, как реакция методиста на замеченную во время посещения занятий ошибку в организации образовательного или воспитательного процесса, конкретных дел).
Примером может быть оперативное консультирование педагога в процессе подготовки к конкурсу или аттестации по следующим вопросам: как писать самоанализ педагогической деятельности, что должно быть отражено в его содержании, как он может быть связан с темой конкурса, каким языком должен быть написан и т.д. Здесь для проведения консультации можно подключать психолога с целью формирования у педагога умений работать с аудиторией, проявляя свои коммуникативные навыки при публичном выступлении, умений быстро адаптироваться к новой для педагога конкурсной ситуации, быстро устанавливать контакт с коллегами и детьми.
Интересные виды консультаций приводит Т.А. Дужик, старший воспитатель МОУ «СОШ №8 им. А.С. Пушкина» (г. Прохладный) в статье «Использование различных форм методической работы с педагогами для повышения эффективности внедрения современных педагогических технологий» (http://uo-prohladny.narod.ru/novosti/logoped/opit.htm)
Консультация-практикум предполагает устное изложение материала для слушателей по освоению какой-то методики, технологии. После прослушивания педагогам предлагается выполнить задания самостоятельно, например, подготовить наглядное пособие или диагностический материал, провести игру, разработать конспект занятия и т.д.).
Такой вид консультации можно провести, например, с целью формирования ИКТ- компетенций педагога по таким темам, как сервисы и ресурсы Интернета: основы поиска и отбора информации; телекоммуникационные проекты — поддержка работы учащихся средствами ИНТЕРНЕТА; проектирование и создание электронных учебных материалов.
Консультация-тренинг — устное изложение материала сочетается свыполнением упражнений, направленных на развитие, формирование, коррекцию у педагога необходимых профессиональных качеств. Такие консультации могут проводиться по по развитию коммуникативных навыков, по созданию благоприятной развивающей среды, эмоционального комфорта, снятия напряжения и стрессов и др.
Консультация-инструктаж. Чтобы определить, способствует ли консультация повышению квалификации, насколько педагоги понимают обсуждаемую проблему, используются активные методы обратной связи, к которым относится экспресс-тестирование, или экспресс-опрос. Для этого наиболее подходит работа с перфокартами или тестовыми заданиями. Перфокарта или тестовое задание имеют варианты ответов по обсуждаемой теме. Каждый выбирает правильный, на свой взгляд, ответ и отмечает его в перфокарте. Затем проводится проверка. Педагог, выполнивший правильно все задания, получает допуск к новому оборудованию, использованию новых компьютерных программ в работе с детьми и т.п.
И снова о перспективном планировании. После приобретения определённого опыта методической работы вы вдруг обнаружите, что в вашем учреждении, оказывается, существуют категории работников, которые нуждаются в особой помощи методиста и тогда ваше перспективное планирование однозначно должно расшириться.
Мы приводим пример плана, предложенный Н.В. Немовой в книге «Методическая служба в школе. Учебно-методическое пособие – М.: Педагогическое общество России, 2007:
Особенности планирования |
|
Молодые специалисты |
· организация обучения у опытных педагогов; · организация посещения учебных занятий; · помощь в разработке программно-методического обеспечения ОП; · организация обучающих семинаров; · создание благоприятных условий для активного включения в деятельность ОУ; · другое |
Вновь пришедшие специалисты |
· знакомство с целями и задачи деятельности ОУ; · изучение уровня мастерства, достигнутого педагогом; · выявление профпроблем и разработка программ профроста; · другое |
Участники инновационных процессов |
· прогнозирование проблем, которые могут быть решены в ходе применения новых технологий, и прогнозируемые результаты; · помощь в изучении теории, на которую опирается данная образовательная технология; · другое |
Немаловажное значение во всех разнообразных подходах к теории и практике консультирования имеют индивидуальная и культурная эмпатия, наблюдательность методиста, его оценка личности и социальной среды, применение методов позитивного роста и развития: психологического тренинга, индивидуальных бесед, решений педагогических ситуаций, коучинг и др.
В завершение данной статьи хочется обратить внимание на примерные проблемы, которые могут возникнуть в ходе различного рода консультирования:
— отсутствие системы работы в этом направлении в учебном заведении;
— ожидание педагогов готовых рецептов решения проблем;
— отсутствие поддержки в этом вопросе со стороны администрации;
— собственная инерция педагогов;
— недостаточный уровень оперативного информирования по вопросам методической деятельности и педагогического анализа;
— недостаточный уровень подготовки методистов, отсутствие специальной базовой подготовки методиста.
В следующей части практических советов — создание методической продукции.
Успешное развитие сферы досуга немыслимо без разработки его теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическая деятельность
. В научной литературе методическая деятельность рассматривается как совокупность действий, направленных на получение, систематизацию и распространение методических знаний. Основными субъектами методической деятельности являются методисты
, профессионально занимающиеся ею. Методическая деятельность является одним из аспектов профессиональной деятельности методиста, которую он осуществляет наряду с другими (например, педагогической, организационно-массовой и др.) Она включает в себя, прежде всего изучение теории, методики и практики культурно-досуговой работы и разработку методики осуществления и анализа культурно-досуговых мероприятий.
Основные виды методической деятельности
:
самообразование;
описание и обобщение передового опыта;
создание методической продукции;
обучение кадров культурно-досуговой работы, методическое руководство;
методическая помощь;
методическая коррекция.
Методическая помощь
- это оперативное и перспективное реагирование методиста на запросы и потребности творческих коллективов, кадров культурно-досуговой сферы, учреждений культуры.
Методическая помощь осуществляется различными средствами - консультированием, методическим руководством, методическим обеспечением и т.д.
Основные формы методической помощи
Тематическая консультация
позволяет глубоко, разносторонне рассмотреть определенный вопрос, обстоятельно раскрыть существо темы. Как правило, тематические консультации планируются методистами заранее и вносятся в перспективное планирование. Тематические консультации могут включаться в программу обучающих семинаров. При подготовке к тематической консультации методист подбирает наглядные пособия, методический материал.
Текущая консультация
проводится систематически по различным вопросам, возникающим у культорганизаторов и руководителей художественных коллективов в ходе их профессиональной деятельности.
Консультация-оперативка
проводится по инициативе методиста, администрации, руководителей творческих коллективов в ходе организации и проведения, конкретных культурно-досуговых программ. Компетентность методиста проявляется в оперативной реакции на допущенные просчеты и в оказании незамедлительной помощи.
Наставничество
используется в работе с молодыми специалистами культурно-досуговых учреждений, а также при освоении результативного передового опыта. В основе этого вида помощи находятся данные проблемного самоанализа деятельности организатора культурно-досуговой работы, анализа процесса и условий апробации новых методик, культурных программ и т. д.
В практике учреждений культурно-досуговой сферы сложились следующие подходы к ведению методической документации по консультативным вопросам
: в методическом кабинете методисты ведут записи в «Журнале консультативной помощи работникам». Форма журнала: виды оказываемой консультативной помощи; ФИО методиста, проводящего консультацию; число, месяц, год проведения консультации; ФИО работника, принимающего консультацию и его отзыв о полученной консультации, заявка на следующую тематическую консультацию; росписи консультируемого и методиста в журнале.
Методическое руководство
выражается в четком определении методистом совместно с культорганизаторами перспективных и конкретных целей совместной творческой деятельности, соответствующих способов их достижения, намечает этапы и порядок организации образовательной деятельности, разрабатывает критерии и показатели результативности образовательной деятельности, осуществляет контроль за выполнением программ и планов работы.
Методическое обучение
- это участие методиста в создании и работе методических объединений в учреждениях культуры, это - создание творческих мастерских, проблемных семинаров, дискуссионных клубов, творческих лабораторий. Данные средства деятельности позволяют повысить профессиональную компетентность кадров культурно-досуговой работы, пополнить методический фонд, расширить издательскую деятельность.
Эти и другие средства методической помощи наиболее эффективно реализуются в следующих формах методической деятельности: теоретические семинары (доклады, сообщения);
семинары-практикумы (доклады, сообщения);
диспуты, дискуссии («круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, кассета «идей» и др.);
«деловые игры», ролевые игры, занятия-имитации;
лектории ученых-дидактов, психологов, социологов, логопедов и врачей;
обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений в сфере организации досуга;
обсуждение отдельных открытых мероприятий или их цикла;
обсуждение и оценка авторских программ и проектов, методических разработок, учебно-методических пособий;
обсуждение методов диагностики развития культурно-досуговой среды;
разнообразные выставки, отчеты по самообразованию (доклады, рефераты, разработки занятий);
обсуждение результативного передового опыта и рекомендации к его распространению и внедрению;
конкурсы «Лучший методист», «Лучший культорганизатор года»;
научно-практические конференции, семинары и др.