Что случилось с дочкой и алексея баталова. Алексей Баталов оставил наследство только младшей дочери, потому что всю жизнь испытывал вину. Старшая дочь и внучка остались ни с чем. А Надежда не обижается, что ее в завещании не указали

Красота

Предоставлено: AO Komsomolskaya Pravda Publishing House Алексей Баталов

В последние годы жизни Алексей Владимирович больше всего переживал о дальнейшей судьбе младшей дочери Марии, с детства являющейся инвалидом. Еще одним грузом на сердце актера была боль из-за старшей дочери от первого брака Надежды. Даже много лет спустя Баталов корил себя, что в молодости был недостаточно хорошим отцом.

В ЗАГС - тайком

© Предоставлено: AO Komsomolskaya Pravda Publishing House Алексей Баталов в юности. Источник: Globallookpress.com

В первый раз Алексей Баталов женился рано - в 16 лет. С Ириной Ротовой, дочерью художника и карикатуриста Константина Ротова он был знаком с детства, дачи ее родителей и отчима Баталова, писателя Виктора Ардова, воспитывавшего мальчика с пятилетнего возраста, были рядом. В детстве Ирина и Алексей играли в одной компании, а потом снова встретились, уже вернувшись из эвакуации.Как вспоминал актер, в юношеском возрасте с девчонками он «был очень робким», даже подойти познакомиться с понравившейся девушкой для него было сложно. Впоследствии, вспоминая свой первый брак, Баталов говорил, что это было «юношеское увлечение», которое «проистекало из его стеснительности». Родных Алексей и Ирина оповещать о том, что они собираются пожениться, не стали. Просто, дождавшись, когда им исполнится по 16 лет, отправились в ЗАГС. Родные актера, считавшие его встречи и прогулки с Ириной простой дружбой, конечно, были потрясены. Но поделать уже ничего было нельзя. Жила молодая семья то у одних родителей, то у других, о такой роскоши, как отдельная комната, они могли только мечтать.С тещей, писательницей и драматургом Екатериной Борисовой, у Алексея отношения не сложились. А вот с отцом Ирины он, наоборот, очень подружился. Константин Павлович, работавший тогда в журнале «Крокодил», часто просил юношу попозировать для очередного наброска, а потом начал учить рисовать и самого Баталова.

Работа и семья

В 1953 году молодой актер был утвержден на роль в фильме Иосифа Хейфица «Большая семья», снимавшемся в Ленинграде. Ради нее ему пришлось пожертвовать местом во МХАТе, откуда его не хотели отпускать на съемки, и надолго расстаться с женой: жить в чужом городе Баталову было негде, поначалу он снимал койку в квартире неподалеку от «Ленфильма», потом квартировал у Хейфица на раскладушке.

Затем стартовали съемки в фильмах «Дело Румянцева» и «Мать», и это было только начало бесконечного рабочего марафона, растянувшегося на годы. Дочь Надежду, родившуюся в 1955 году, актер видел редко, появлялся дома, когда выдавались перерывы в съемках. Много лет спустя Алексей Владимирович грустно скажет: так получилось, что из-за постоянных съемок для Нади он стал «воскресным папой». Супруги начали ссориться, Ирину не устраивало постоянное отсутствие мужа дома, ей не хватало внимания, она хотела его вклада в семейный быт. Свою роль сыграли и сплетни: и так недолюбливавшей Алексея Баталова теще кто-то рассказал, что на очередных съемках актер якобы закрутил роман. В итоге Ирина приняла решение уйти от мужа. Баталову об этом сообщила его мама - и актер даже плакал. Но склеить разбитые отношения было уже нельзя.


© Предоставлено: AO Komsomolskaya Pravda Publishing House Алексей Баталов и Татьяна Лаврова в фильме «Девять дней одного года», 1961 г. Источник: Globallookpress.com

Официально они развелись в 1961-м. Годы спустя Алексей Баталов признается, что очень виноват перед своей первой семьей, особенно перед дочерью. Вскоре после развода Ирина снова вышла замуж. Баталов, приезжая в Москву, периодически виделся с дочерью, однако по мере того, как та росла, отношения между ними становились прохладнее. «Жизнь так сложилась», - однажды с грустью признался в одном из своих интервью актер. И со свойственной ему повышенной требовательностью к себе добавил, что, увы, он был плохим отцом для старшей дочери, из-за постоянных съемок и разъездов не мог уделять ей столько внимания, сколько требовалось.В последние годы жизни Баталова они снова сблизились, Надежда, ставшая переводчиком, навещала Алексея Владимировича в больнице в последние месяцы его жизни. Но в то же время, как отмечали некоторые родственники, очень близкими их отношения все равно назвать было нельзя, с внучкой и правнучкой знаменитый актер не виделся.

Боль на всю жизнь

Актеру, невероятно увлеченному работой, повезло: он встретил родственную душу. С потомственной цирковой артисткой Гитаной Леонтенко Баталов познакомился в начале 1950-х годов в Ленинграде: после съемок друг затащил актера в цирк, на арене которого Баталов и увидел Гитану, выступавшую со своим коронным номером - на лошади.

И у Леонтенко, и у Баталова была общая страсть - работа. Как признавалась Гитана Аркадьевна, замуж она в те годы не стремилась, для нее главным в жизни был цирк, но в то же время Алексей ей очень нравился. «Он был потрясающим», - вспоминала она.Поженилась пара в 1963 году. Ни о каком налаживании быта супруги не задумывались: актер по-прежнему пропадал на съемках, его жена каждый день выходила на арену цирка.

В 1968-м у них родилась долгожданная дочь Маша. Счастливое событие, которого так ждали супруги, обернулось трагедией: девочка стала инвалидом. Гитана Аркадьевна не раз говорила, что если бы ей сделали кесарево, как она и просила, - все, скорее всего, было бы иначе, со здоровьем Маши все бы было в порядке, но в ночь, когда она рожала, хирургическую сестру почему-то отпустили домой.То, что у девочки серьезные проблемы со здоровьем, выяснилось не сразу. Когда родители, обеспокоенные тем, что их дочь плохо двигается, обратились к врачам, медики провели обследование и вынесли вердикт: детский церебральный паралич.Жена Алексея Баталова оставила работу. «Конечно, мы надеялись, что дочь выздоровеет. Не хотели сдаваться», - вспоминал актер. Когда Маша достигла школьного возраста, Гитана добилась, чтобы учителя приходили к ним домой, вместе со своей мамой она много занималась с девочкой сама. Дочь Баталова успешно закончила школу, затем, дистанционно, — сценарный факультет ВГИКа, стала членом Союза писателей, выпустила книжку, написала несколько сценариев.

Две дочери знаменитого отца

Актер всегда гордился, что его дочь выросла очень образованным человеком. И с гордостью признавался, что Маша прочла книг раз в десять больше, чем он. Но одновременно Алексей Баталов страшно беспокоился о ее судьбе, и чем старше он становился - тем больше переживал, думая о том, что будет с Марией, когда его не станет. И до конца жизни актер страдал из-за того, что в тот ставший переломным для их семьи день он был не рядом, в Москве, а на съемках. «Алеша всю жизнь очень страдал. Корил себя, что, когда я рожала, он работал и был далеко, ничем не смог помочь», - рассказывала Гитана Аркадьевна.


© Предоставлено: AO Komsomolskaya Pravda Publishing House Дочери Алексея Баталова Надежда (вторая слева), Мария (вторая справа), и дочь Валентины Терешковой Елена Николаева-Терешкова (крайняя справа) во время гражданской панихиды по актеру, 2017 г. Фото: Миаил Фролов/Архив «КП»

Согласно завещанию актера, его основной наследницей стала младшая дочь Мария. Когда через некоторое время после смерти Алексея Баталова в прессе стали появляться статьи о том, что знаменитый артист якобы «обделил» старшую дочь, вдова актера пояснила, что все эти слухи беспочвенны, а сама Надежда не обижается на поступок своего отца и прекрасно понимает, почему он так поступил. Гитана Аркадьевна и Надежда Алексеевна дружат много лет. «В Наде я абсолютно уверена, что Машу она не оставит», - заверила вдова Алексея Баталова.


Благодарю за поднятую тему.Каждый из нас проходит определенные уроки в этой жизни.Важнее всего понять и правильно воспринимать их.Это работа всего нашего организма и нашей жизни.За все приходится платить и научиться любить другого человека.Приносить каждый день радость не только себе любимой,но и рядом соседу,сослуживцу и т. д.

Мария Баталова – инвалид от рождения. Казалось бы, с диагнозом ДЦП ей суждено было влачить жалкое существование, но дочери известного актера удалось получить образование и стать сценаристом. Она не живет в роскоши, даже наоборот, во многом нуждается. Зарабатывая деньги, жертвует на благотворительность. Потому что считает: на свете есть люди, которым еще больнее.

Маша появилась на свет в результате большой любви, прошедшей через многие испытания. Ее родители, начинающий актер Алексей Баталов и потомственная цирковая артистка, цыганка Гитана Леонтенко, познакомились в 1953 году. Их роман тянулся десять лет. Алексей не был свободен. Он женился в 16 лет по любви, в браке родилась дочка Наденька. Но к моменту встречи с Гитаной брак начал распадаться. Несколько лет Баталов метался между семьей и новой любовью. Да и родственники юной циркачки не особенно-то его жаловали, ведь цыгане неохотно выдают замуж дочерей за инородцев. И все же в 1963 году они поженились, а через пять лет родилась долгожданная дочка Маша. Во время родов малышка получила травму. Каким же ударом для родителей было узнать страшный диагноз ребенка! Казалось, это приговор.

– Но у нас даже мысли не было отказаться от ребенка! – вспоминает Алексей Владимирович. – Считаю, что любые нормальные люди поступили бы так же, как и мы.

Родители утешались надеждой: ребенок выздоровеет! И растили Машу, внушая ей, что она – полноценный человек и обязательно одолеет болезнь. Старались, чтобы она не отставала от своих сверстников, училась. Машеньку не хотели принимать в обычную среднюю школу. Родителям стоило большого труда, чтобы убедить комиссию: девочка дееспособна!

– Ею постоянно занимались бабушка и мама, – рассказал Алексей Баталов. – Только благодаря им она нормально окончила школу. Мы надеялись на выздоровление дочери. Когда я преподавал в Канаде, Америке, то пытался найти какие-то лекарства, которых нет в России, искал врачей, которые могли бы помочь. Но, к сожалению, чуда не произошло. Дочь прикована к коляске. Но я купил ей специальную клавиатуру, с помощью которой она может печатать одним пальцем. Дочка у меня очень упорная, постоянно занимается. Она по несколько раз в день выполняет специальные упражнения, чтобы хоть чуть-чуть двигаться. Становится аж мокрой – столько усилий ей приходится прилагать. Это, конечно, адовы муки…

Благодаря усилиям родных Маша окончила школу. А потом отец, занимавший пост руководителя кафедры актерского мастерства во ВГИКе, задумался, как дать дочери высшее образование. Конечно, пришлось убеждать руководство вуза, чтобы человека, который не может говорить и двигаться, приняли на сценарный факультет. Но творческое задание на вступительных экзаменах Маша выполнила сама. Преподаватели убедились: девушка обладает писательским талантом. По просьбе отца преподаватели приезжали домой к Баталовым и начитывали курс. Мария успешно сдала экзамены и получила диплом сценариста.

Свой первый в жизни сценарий Маша написала благодаря матери. Гитана Аркадьевна много рассказывала дочери о цирковом прошлом. Так родился фильм «Дом на Английской набережной», режиссером которого стал Михаил Богин. В 2008 году на фестивале «Московская кинопремьера» Мария получила из рук Эльдара Рязанова приз за лучший сценарий.

– Это был для нас самый счастливый момент в жизни! – вспоминает Алексей Владимирович. – У меня навернулись на глаза слезы. Кто бы мог подумать, что наша дочка добьется такого успеха, станет признанным сценаристом. Тем более это не единственное ее достижение, она пишет музыкальные рецензии в газетах, ее знают в мире музыкальной критики.

Обычно день Маши проходит в работе. Она часами сидит у компьютера. Интернет для нее – мир в окно. А недавно она получила заказ еще на один сценарий.

– Пока что мы не хотим говорить, кто режиссер и о чем фильм, чтобы не сглазить, – рассказала мама Марии Гитана Аркадьевна. – Дочь очень трепетно относится к своей работе, нервничает, мы уж стараемся ее не трогать… Маша характером пошла в отца, привыкла к работе подходить ответственно. Она пишет долго, но все делает на совесть!

Гитана Аркадьевна из скромности не говорит об одном поразительном обстоятельстве. Все свои доходы от выпуска книг и сценариев Маша уже не раз жертвовала на Дом ветеранов кино в Матвеевском. Это место, где доживают свои дни актеры, которые на старости лет оказались забытыми, ненужными родственникам.

– Мы поражены поступком этой мужественной девочки. Ей самой нужна помощь, да и ее отец едва сводит концы с концами, – говорит актриса Римма Маркова, которая также участвует в помощи этому учреждению. – Но Машенька объяснила, что не считает себя обделенной. Она сказала: «Люди должны не сетовать на физические страдания, а радоваться каждому дню и жить полной жизнью, несмотря ни на что».

У всемирно известного физика Стивена Хокинга появились первые симптомы паралича, когда он был студентом. Но стремительно развивающаяся болезнь, которая в итоге посадила талантливого ученого в инвалидное кресло, не помешала ему стать преподавателем Кембриджа. Используя так называемый синтезатор речи, ученый передает свои знания учащимся посредством компьютерных лекций. Врачи говорят, что в мире крайне мало людей, которые с таким диагнозом доживают до преклонного возраста, а Хокингу это удалось. К тому же у него есть трое детей и один внук, и все они здоровы.

Алексей Баталов является одним из наиболее ярких и запоминающихся актеров кино советского времени. Он был, надо сказать, человеком весьма нестандартным. Много его фильмов все еще остаются любимыми многими зрителями. Стоит отметить, что актерство было не единственным талантом Баталова.

Кроме деятельности актера, он также обладал талантом сценариста, режиссера и учителя. Невзирая на то, что Алексей Баталов уже покинул этот мир, его поклонники все еще помнят и любят этого актера.

Рост, вес, возраст. Годы жизни Алексея Баталова (актер)

Как могут помнить современники советского периода, в молодые годы Баталов был высоким, худым и действительно очень привлекательным мужчиной. Когда он достиг популярности в актерской карьере, не было, пожалуй, ни одного человека среди его поклонников, который не знал бы об Алексее все. И такие параметры, как его рост, вес, возраст. Годы жизни Алексея Баталова (актер) оборвались летом 2017-го года. Артисту было 88 лет.

Стоит упомянуть, что весил Баталов почти 100 кг (98, если точнее), однако при росте в 182 сантиметра лишний вес был малозаметен.

Биография Алексея Баталова (актер)

Артист появился на свет в далеком ноябре 1928-го года, в столице России. Оба его родителя работали сотрудниками театра, потому все свое детство Алексей провел в окружении театрального закулисья.

К большому сожалению, отец и мать Алеши развелись уже через несколько лет после рождения мальчика. Но когда маленькому Алексею было всего пять, его мама вышла замуж снова. Отчимом будущего актера стал писатель-сатирик Виктор Ардов. Семья жила благополучно, Ардов принял мальчика. Однако в соседней квартире проживала бывшая супруга писателя, и временами это создавало определенные трудности для безмятежной жизни.

Биография Алексея Баталова (актер) начала меняться, после того как однажды они купили квартиру в доме, где проживали исключительно деятели литературы. Так, к примеру, их соседями стали Мандельштамы. Очень часто к ним в гости приходили разные известные люди. Алексей начал расти в атмосфере интеллигенции и вежливости, потому неудивительно, что и сам он в итоге стал таким. Эти люди всерьез восхищали Алексея.

Безмятежная жизнь завершилась с наступлением Второй мировой. Алексея с матерью вынудили бежать в татарский городок Бугульма. Там они и прожили до самого завершения войны. Все это время мать Алеши посвящала, как и раньше, своему самому любимому делу – театру. Баталову на тот момент было уже пятнадцать. И он старался оказывать матери любую помощь в театре. Поначалу подрабатывал в качестве разнорабочего, а несколько позже начал исполнять мелкие роли в постановках. Конечно, Баталов не сомневался в том, что, подобно родителям, посвятит свою жизнь театру. Но у него были сомнения по поводу собственного актерского таланта.

С окончанием войны Алексей вместе с матерью вернулся в Москву. В пятидесятом Баталов закончил учебу и пошел работать в театр Советской Армии, которому отдал три года своей жизни.

В кинематограф он пришел еще школьником. Дебютным его фильмом стала кинолента «Зоя». Следующую роль он получил уже десять лет спустя, в кинокартине «Большая семья». А дальше все пошло уже по накатанной. Приглашать его стали все чаще.

В 1956-м, он сыграл в фильме «Мать», снятом по одноименной повести М. Горького. Первую серьезную популярность актеру принес фильм «Летят журавли». Последующей его работой стала экранизация очередного литературного творения «Дама с собачкой». Он снялся там в 1960-м году и Алексею пришлось серьезно поработать над собой, чтобы органично влиться в образ, исполнять который ему предстояло впервые. Однако все получилось по высшему разряду.


Алексей Баталов в фильме ‘Мать’

Еще через пару лет он исполнил роль облученного радиацией физика в фильме «Девять дней одного года». Эта роль, как и многие до нее, дались ему на отлично. Причем, конкретно за эту роль он даже смог получить кинопремию. Позже артист даже стал увлекаться режиссурой и радиотеатром.

В 75-м году Алексей решил попробовать силы в преподавании, и это дело ему также, бесспорно, удалось.

Вторная волна славы пришла к Баталову после фильма «Москва слезам не верит», в 1980-м. Его «Гога» стал любимцем всей страны.


Алексей Баталов в роли Гоши в фильме ‘Москва слезам не верит’

В зрелом возрасте артист словно получил награду за нелегкое детство – ему прекрасно удавалось все, за что бы он не брался. И это касалось не только актерской деятельности, но и режиссуры. Однако в последние годы Баталова начало подводить здоровье. Были сведения, что он попал в больницу с переломом шейки бедра. Но полное обследование показало, что никаких серьезных заболеваний у мужчины нет. Правда, по словам жены актера, у него начала ухудшаться память.

Личная жизнь Алексея Баталова (актер)

Личная жизнь Алексея Баталова (актер) никогда не была спрятана от публики. Все его поклонники были в курсе, что Баталов был женат два раза, и что от обоих браков у него остались две дочери. Стоит отметить, что, в отличие от карьеры, любовные отношения у Алексея складывались не так легко и гладко. В первый раз проблемы оказались связаны с его работой, а во второй – уже с рожденным ребенком. Актеру пришлось перенести множество трудностей, однако все их он пережил с присущим ему достоинством и высоко поднятой головой.


Семья Алексея Баталова (актер)

Семья Алексея Баталова (актер) всю оставшуюся его жизнь состояла из двух, как он сам говорил, любимых девочек – второй жены и младшей дочери. И мужчина был абсолютно уверен в том, что они также любят его, как и он сам обожает их. Этой семье вместе пришлось пережить немало разных бед, но благодаря взаимной поддержке и титаническому терпению, они не сломились и остались вместе до самого конца. Остается лишь пожелать его жене и дочери не терять это терпение и не переставать поддерживать друг друга.

Дети Алексея Баталова (актер)

У Алексея Баталова было два брака, в каждом из которых родилось по одному ребенку. Дети Алексея Баталова (актер) – это две его дочери. Судьба старшей остается неизвестной, поскольку Баталов не поддерживал с ней общения после разрыва отношений с первой женой. Что касается второй дочери, то она родилась с инвалидностью по врачебной ошибке. Однако, это не помогло ей вырасти счастливым человеком и получить профессию.

Дочь Алексея Баталова - Надежда

Первая дочь Алексея Баталова – Надежда родилась в первом же браке актера. Девочку назвали Надей. Алексей очень любил и жену, и дочь, однако жена Баталова не вынесла испытания карьерой мужа и через несколько лет после рождения девочки, родители Надежды развелись. Но после этого развода Алексей не стал поддерживать отношений ни с бывшей женой, ни со старшей дочерью.


Дочь Алексея Баталова - Мария

Как уже было упомянуто ранее, дочь Алексея Баталова – Мария в результате врачебной ошибки получила родовую травму. Ее диагнозом стал детский церебральный паралич. Но родители ребенка смогли сделать так, что это не стало приговором для их дочери. Они окружили ее любовью. В настоящее время Мария Баталова получила специальность литератора и работает сценаристом.


Бывшая жена Алексея Баталова - Ирина Ротова

Бывшая жена Алексея Баталова – Ирина Ротова познакомилась с артистом, будучи еще совсем юной. Им обои тогда было всего по шестнадцать. Для Баталова она тоже стала любовью с первого взгляда. Они поженились спустя пару лет, едва достигнув совершеннолетия. Вскоре после знаменательной даты, у них родилась дочь Надюша. Но, к большому сожалению, брак развалился, когда Наденьке исполнилось всего три года. Проблема заключалась в том, что большую часть времени актер проводил на работе, почти не видясь при этом с семьей. Долго Ирина не смогла выдерживать подобных испытаний, и потому Ротова подала на развод.


Жена Алексея Баталова - Гитана Леонтенко

Вторая и последняя жена Алексея Баталова – Гитана Леонтенко работала в цирке. С четырех лет она была трюкачкой. И Алексей влюбился в нее почти мгновенно. Долгие годы это были простые встречи без обязательств. Но, в конце концов, Баталов сделал возлюбленной предложение.

Последний брак Алексея оказался куда прочнее и счастливее. Хотя радость семейной жизни была омрачена родовой травмой их ребенка. Но даже несмотря на инвалидность, они смогли справиться со всеми проблемами и вырастить замечательную дочь.


Фото Алексея Баталова до и после пластики

Сейчас в интернете несложно при желании отыскать фото Алексея Баталова до и после пластики. Однако все они – просто подделка. Делать пластические операции Баталову не позволяло не отсутствие нужной суммы денег, а воспитание. Он считал, что внешняя красота должна быть настоящей. Невзирая на все шрамы, морщины и прочие недостатки. К слову, пластические операции себе делают сейчас не только женщины, но и многие мужчины. Особенно публичные. Ранее пластическая хирургия была необходимостью для исправления серьезных физических изъянов. Теперь это такая же косметическая процедура, как и другие.


Сам Баталов считал, что человеческая красота заключается не во внешности, а в характере и поступках. Нужно стараться делать окружающий мир лучше. Ценить то, что мы имеем и не стараться брать от жизни то, в чем мы не имеем необходимости.

Инстаграм и Википедия Алексея Баталова

В сети можно найти достаточно много информации об этом знаменитом актере, но собственного блока у него нет.

Инстаграм и Википедия Алексея Баталова – один из самых частых запросов среди его поклонников. Инстаграма Баталова не существует, но страница в интернет-энциклопедии имеется. В ней, как и о других артистах, вы можете узнать немного информации касательно биографии и личной жизни актера, а также просмотреть перечни его наград и работ в качестве актера и режиссера.

Баталов безумно любил театр, потому, на склоне своей жизни, он и стал преподавателем в одном из актерских ВУЗов. Кроме прочего, он издал несколько книг.

Алексей жил по собственным «правилам счастья», которые, как он считал, и помогли ему пережить все те трудности, которые встречались ему на пути. А ведь испытал он их немало. Взять хотя бы последний известный случай, когда дочь у него родилась инвалидом.

Среди таких правил можно упомянуть такие, как: не стыдится любой работы, любить то, чем занимаешься, оставаться верным своей семье и не предавать дорогих сердцу людей.

Алексей Баталов действительно был значительной личностью в кинематографе советского времени. Ему и театру он посвятил всю свою жизнь.

Алексей Баталов: «Он же Гога он же Гоша» - смотреть онлайн

В последние годы своей жизни Баталов перестал сниматься в кино и театральных постановках, полностью посвятив себя преподавательской деятельности. К работе он относился, как и всегда, со всей ответственностью, и студенты очень его любили.

Нередко можно было увидеть в сети информацию о том, что актер находится в затруднительном финансовом положении. так это или нет, доподлинно неизвестно, однако все его поклонники знают, что Алексей полностью отдавался своей профессии, и больше не из-за денег, а просто из-за любви к этой деятельности.

И нельзя не отметить, что подобное отношение к работе редко можно встретить в наши дни. Своим фильмам он отдавал всего себя. И даже всех своих студентов – новое поколение будущих артистов – он учил, прежде всего, любить свое дело и не пытаться угнаться за славой, не заниматься актерством лишь ради денег, поскольку это может загубить талант. Разумеется, он понимал, что прислушивались к нему не все, но Алексей очень надеялся, что все это понимают.

Алексей Баталов: «Он же Гога он же Гоша» - смотреть онлайн можно в одном из самых знаменитых его фильмов «Москва слезам не верит».

Умер Алексей Баталов: причина смерти и похороны актера

Умер Алексей Баталов: причина смерти и похороны актера не замедлили осветиться в телерепортажах. Новости о гибели известного таланта поразили зрителей. По словам семьи, артист умер во сне.


Первым, кто рассказал о произошедшем, стал один из друзей семьи. По решению жены Баталова, певец был похоронен на Преображенском кладбище, там же, где нашли покой и его родители. На самом деле настоящая причина смерти Баталова так и осталась неизвестной, но, один из его братьев говорил, что у артиста ухудшилось здоровье после тяжелого перелома ноги.

Алексей Владимирович Баталов. Родился 20 ноября 1928 года во Владимире - умер 15 июня 2017 года в Москве. Советский российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист, педагог и общественный деятель. Народный артист СССР (1976). Герой Социалистического Труда (1989). Лауреат Государственной премии СССР (1981), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1966), Государственной премии России (2005).

"Родители моей мамы, актрисы Нины Ольшевской, - замечательные врачи, почетные граждане города Владимира. К сожалению, в 1937 году они были арестованы. Дед попал во Владимирский централ и умер там, а бабушка отсидела десять лет. Тогда, конечно, я не понимал, что происходит в стране. Я был обычным счастливым ребенком. Моего дядю, Николая Баталова, еще в 1916 году Станиславский пригласил в Московский Художественный театр. Именно благодаря дяде туда попали и другие родственники, в том числе и мой отец, Владимир Баталов.

Станиславский сначала обратил на него внимание благодаря обаянию старшего брата, Николая. Но потом именно Владимир Баталов стал помощником Станиславского, все время был рядом с ним. С мамой отец познакомился уже в театре. Когда в 1928 году на свет должен был появиться я, она поехала к родителям, домой. Поэтому место моего рождения - город Владимир", - рассказывал он.

Отец - Владимир Петрович Баталов (1902-1964), актёр, режиссёр.

Мать - Нина Антоновна Ольшевская (1908-1991), актриса.

Отчим - (1900-1976), писатель-сатирик, драматург, сценарист.

"Виктор Ардов стал для меня близким и родным человеком. У меня появились братья - Михаил, Борис", - говорил Баталов.

Дядя - Николай Петрович Баталов (1899-1937), актёр театра и кино. Заслуженный артист РСФСР (1933).

Тётя - Ольга Николаевна Андровская (1898-1975), актриса театра и кино, педагог. Народная артистка СССР (1948).

Брат - (род. 1937), протоиерей, писатель, публицист и мемуарист.

Брат - (1940-2004), актёр театра и кино, режиссёр.

Племянница - (род. 1969), актриса театра, кино и телевидения.

Двоюродная сестра Светлана Николаевна Баталова - актриса.

С пятилетнего возраста рос в семье писателя В. Е. Ардова.

Впервые вышел на сцену во время войны в эвакуации в Бугульме, где его мать организовала свой театр.

В 1944 году дебютировал в кино, снявшись в эпизодической роли в фильме Л. О. Арнштама «Зоя» .

"Это получилось случайно! Когда в 1944 году мы вернулись в Москву, весь наш класс сняли в фильме «Зоя» о Зое Космодемьянской. Мне даже достался небольшой текст, который нужно было сказать перед камерой", - вспоминал он.

В 1950 году в Москве окончил Школу-студию МХАТ имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. М. Горького (мастерская С. К. Блинникова и В. Я. Станицына).

Решение поступать в Школу-студию МХАТ было естественным, ведь почти все его родственники были актерами. "У нас были замечательные педагоги. Например, княгиня Волконская вела такой предмет, как хорошие манеры", - рассказывал актер.

С 1950 года - актёр Центрального театра Советской Армии, где проходил срочную службу в Советской армии.

В 1953-1956 годах играл на сцене МХАТ (оба в Москве), в 1957-1975 - актёр и режиссёр киностудии «Ленфильм» (Ленинград, ныне Санкт-Петербург).

В 1954-м снялся в картине Иосифа Хейфица «Большая семья» . Режиссер тогда создавал на экране новый образ рабочего, и помогал ему в этом молодой Баталов. Позже он не раз играл в фильмах Хейфица: в 1955 году фильм «Дело Румянцева» , в 1960 - «Дама с собачкой», в 1964 - «День счастья». Во всех этих кинолентах герои Баталова - интеллигентные, сильные духом люди. Этот образ понравился режиссерам, и актер начинает получать новые предложения.

Алексей Баталов в фильме "Дело Румянцева"

В 1956 году Марк Донской приглашает его играть роль Павла Власова в экранизации повести Горького «Мать». В следующем году Алексей Баталов играет роль, которая стала новой вехой в его биографии - в картине «Летят журавли» Михаила Калатозова. Фильм, ставший легендарным, принес Баталову известность и любовь зрителя. Он создал неповторимый образ солдата, не вернувшегося с войны. Спокойствие, ирония, мужество и интеллигентность - вот каким стал солдат благодаря игре Баталова.

Алексей Баталов в фильме "Летят журавли"

Новые грани актера открыла экранизация «Дамы с собачкой» в 1960 году. Артисту пришлось перешагнуть уже устоявшийся позитивный образ на экране. Роль Гурова потребовала от него немало работы, но результат стоил того. Картина получила множество наград, в том числе международных.

В 1962 году Алексей Владимирович играет в фильме «Девять дней одного года» роль Дмитрия Гусева, физика, который получил большую дозу радиации. От Баталова требовалось не скатываться в трагедию. Актер должен был показать человека мысли, ученого, представителя элиты ХХ века, и Баталов отлично справился с этой задачей. Артист в 1966 году за эту роль получил Государственную премию РСФСР.

С начала 60-х годов Баталов все больше увлекается радиотеатром и режиссурой. И только в 70-х опять начинает появляться на экранах.

Алексей Баталов в фильме "Звезда пленительного счастья"

Новая волна всенародной любви хлынула на артиста в 1980 году после выхода на экраны фильма «Москва слезам не верит» . Слесарь Гоша вернул на экраны созданный артистом персонаж рабочего-интеллигента и стал легендой советского кинематографа. До сих пор гордый и независимый "Гоша, можно Гога", мастерский воплощенный Баталовым в оскароносном фильме режиссера Владимира Меньшова, является секс-символом отечественного кино.

Алексей Баталов в фильме "Москва слезам не верит"

С 1975 года преподаёт актёрское мастерство во ВГИКе (Москва) (с 1979 - профессор, с 1989 - заведующий кафедрой актёрского мастерства). Выпустил в качестве руководителя курса 7 актёрских мастерских.

Многие годы являлся секретарём правления Союза кинематографистов СССР, председателем комиссии ВЦСПС по премиям в области литературы, искусства и журналистики. Работал в Советском комитете защиты мира, Фонде мира, Ассоциации «Родина».

С 2007 по 2013 год - президент Российской академии кинематографических искусств «Ника». Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России.

Принимает активное участие в работе Международного фонда «Мир искусства».

Избран Почётным президентом Парижского Киноклуба «Жар-птица», председателем Оргкомитета ежегодной премии российских деловых кругов «Кумир» за лучшие актёрские работы года, почётным членом правления региональной благотворительной организации «Московская Ассоциация содействия и помощи инвалидам с детским церебральным параличом», членом Попечительского совета Марфо-Мариинского благотворительного общества (при его участии была восстановлена Марфо-Мариинская обитель).

Является президентом российского кинофестиваля «Московская премьера».

11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики Президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму.

Смерть Алексея Баталова

Последние месяцы перед кончиной Алексей Баталов тяжело болел. Супруга артиста Гитана Леонтенко рассказывала, что он два месяца находился в больнице после двойного перелома ноги. Позже Баталова перевели в реабилитационный центр.

Известно, что в январе 2017 года актер сломал шейку бедра, в феврале ему сделали операцию. У артиста диагностировали осложнения после протезирования сустава. Его состояние врачи оценивали как "средней тяжести". С мая он проходил реабилитацию. Накануне смерти в палату к Баталову приходил священник, который его причастил.

Как рассказал Владимир Иванов, Алексей Баталов умер тихо во сне - вечером лег спать, а утром не проснулся. По просьбе семьи артиста он не стал разглашать подробностей.

"Алексей Владимирович скончался сегодня между часом ночи и шестью утра в одном из пансионатов, где он находился в последнее время", - сказал Иванов, отметив, что родственники просили не указывать название учреждения. "Вчера Алексей Владимирович причастился. Он ушел из жизни спокойно, во сне", - сказал Иванов.

19 июня в Доме кино в Москве состоялось . Отпевание артиста прошло в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке. Богослужение совершил глава синодального Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополит Волоколамский Иларион. . Могила актера располагается рядом с захоронением матери.

Алексей Баталов - Я не торгуюсь с судьбой

Рост Алексея Баталова: 182 сантиметра.

Личная жизнь Алексея Баталова:

Дважды был женат.

Первая жена - Ирина Константиновна Ротова, дочь художника Константина Павловича Ротова. Женился еще учась в школе, в 16 лет.

"Вместе с моим отчимом, писателем Виктором Ардовым, Ротов работал в журнале «Крокодил». Так что можно сказать, что с Ириной мы были знакомы буквально с детского сада! В юности я не так чтобы много дружил с девчонками - был не очень уверен в себе. Отвратительно учился из-за того, что за годы эвакуации растерял все знания. Чтобы я мог получить аттестат, меня устроили в школу рабочей молодежи. Короче говоря, Ирина была родным для меня человеком, поэтому отношения с нею сложились сами собой. Мы расписались еще до того, как я поступил в Школу-студию МХАТ", - рассказывал актер.

Ирина Ротова - первая жена Алексея Баталова

"Признаюсь, я был плохим отцом, домапоявлялся редко. Надолго уезжал на съемки. Возможно, это и разрушило нашу семью. Однажды, когда я снимался в Киеве, кто-то в Москве наговорил маме Ирины о моей распутной жизни... Оправдываться не имело смысла, мы с Ириной отпустили друг друга и разошлись по-хорошему. У нее остались отличные отношения с моей матерью, она нередко приводила к ней внучку. Сейчас Ирины уже нет в живых, а дочь Надежда стала переводчиком", - говорил Баталов.

От этого брака имеет дочь Надежду и внучку Екатерину. Отношения с ними не поддерживает.

В 1963-м женился во второй раз. Вторая жена - (род. 1935), артистка цирка.

Познакомились они еще в 1953-м. Баталов рассказывал: "Это было в 1953 году. Я тогда снимался в фильме «Дело Румянцева». И однажды вечером после съемок актер Сергей Лукьянов, который играл в фильме полковника милиции, мне говорит: «А пойдем в цирк, там цыгане выступают!» Мы пошли. И я впервые увидел Гитану, она выполняла сложный цирковой номер на лошади и танцевала".

В этом браке имеет дочь Марию, с рождения страдает детским церебральным параличом. Окончила сценарный факультет ВГИКа, занимается литературным трудом.

Фильмография Алексея Баталова:

1944 - Зоя - Алексей, школьник
1952 - Служу Советскому Союзу - Павел Соснов
1954 - Большая семья - Алексей Ильич Журбин
1955 - Дело Румянцева - Саша Румянцев
1955 - Михайло Ломоносов - рыжий мужик
1955 - Мать - Павел Власов
1957 - - Борис Фёдорович Бороздин
1958 - Дорогой мой человек - Владимир Афанасьевич Устименко
1960 - Дама с собачкой - Дмитрий Дмитриевич Гуров
1961 - Девять дней одного года - Дмитрий Гусев
1963 - День счастья - Александр Николаевич Берёзкин
1964 - Свет далёкой звезды - Пётр Степанович Лукашёв
1966 - Три толстяка - Тибул
1966 - В городе С. - Шергов
1967 - Седьмой спутник - комиссар
1968 - Живой труп - Фёдор Васильевич Протасов
1969 - Внимание, черепаха! - дедушка Тани Самохиной
1970 - Бег - Сергей Павлович Голубков
1971 - Красный дипломат. Страницы жизни Леонида Красина - эпизод
1973 - Возврата нет - Алексей Владимирович Егоров
1974 - Чисто английское убийство - доктор Ботвинк
1975 - Звезда пленительного счастья - князь Сергей Петрович Трубецкой
1975 - Рикки-Тикки-Тави - Роберт Лоусон
1976 - Гореть, чтобы светить - Савин
1978 - Поздняя встреча - Сергей Иванович Гущин
1979 - Москва слезам не верит - Георгий Иванович (Гоша)
1983 - Скорость - Игорь Владимирович Лагутин
1984 - Время отдыха с субботы до понедельника - Павел
1986 - Зонтик для новобрачных - Дмитрий Павлович Красков
1986 - Досье человека в «Мерседесе» - Сергей Владимирович Григорьев
1990 - Похороны Сталина - отец Жени
1991 - Полтергейст-90 - профессор Вильницкий
1998 - Чехов и Ко (9-я серия «Рассказ госпожи NN») - Пётр Сергеевич
2006 - Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя - камео

Режиссерские работы Алексея Баталова:

1959 - Шинель
1966 - Три толстяка (совм. с И. Н. Шапиро и И. Ольшевским)
1972 - Игрок

1966 - Три толстяка (совм. с М. Ольшевским и Ю. К. Олешей)
1977 - Зайчонок и муха (анимационный)
1985 - Чужая шуба (анимационный)
1989 - Поездка в Висбаден
2009 - По ту сторону экрана (документальный)

Радиопостановки Алексея Баталова:

«Казаки» по Л. Н. Толстому
«Поединок» по А. И. Куприну
«Белые ночи» по Ф. М. Достоевскому
«Герой нашего времени» по М. Ю. Лермонтову
«Ромео и Джульетта» по У. Шекспиру

Озвучивание Алексея Баталова:

1985 - Господин Великий Новгород - Ребров (роль Дмитрия Балашова)
1991 - Верный Руслан - текст от автора
1994 - Железный занавес - текст от автора
1995 - Роковые яйца - текст от автора
1995 - Первая любовь - текст от автора
1997 - Маленькая принцесса - текст от автора
2005 - Казус Кукоцкого - закадровый текст

Озвучивание мультфильмов Алексея Баталова:

1974 - Загадочная планета
1975 - Ёжик в тумане
1975 - Слоно-дило-сёнок
1983 - Девочка и Дракон (из мультсериала «Сказки Дональда Биссета»)
1984 - Забытый день рождения (из мультсериала «Сказки Дональда Биссета»)
1984 - Ель
1985 - Крококот (из мультсериала «Сказки Дональда Биссета»)
1986 - Снегопад из холодильника (из мультсериала «Сказки Дональда Биссета»)
1986 - Урок музыки (из мультсериала «Сказки Дональда Биссета»)
1986 - Приключения пингвинёнка Лоло
1987 - Вреднюга (из мультсериала «Сказки Дональда Биссета»)
1996 - Лягушка-путешественница
2004 - Жадная мельничиха (из мультсериала «Гора самоцветов»)
2004 - Как обманули змея (из мультсериала «Гора самоцветов»)
2004 - Как пан конем был (из мультсериала «Гора самоцветов»)
2004 - Лиса-сирота (из мультсериала «Гора самоцветов»)
2004 - Толкование сновидений (из мультсериала «Гора самоцветов»)
2004 - Ключи от времени

Документальные фильмы Алексея Баталова:

1967 - Слово о России (документальный) - закадровый текст
1967 - Твоё щедрое сердце (документальный) - закадровый текст
1974 - Звёздная минута (документальный) - закадровый текст
1979 - Огневой вы человек! (документальный) - закадровый текст
1999 - Россия. XX век. Взгляд на власть (документальный) - закадровый текст



Впервые откровенно рассказывает о своем первом юношеском браке с Ириной Ротовой и о старшей дочери Надежде, отношения с которой актеру почти не удалось сохранить...

О семье Алексея Баталова - дочери Маше и супруге Гитане, с которой актер в браке уже более полувека, - известно всем поклонникам Алексея Владимировича. Но в юности у него была другая семья, и в том браке тоже есть дочь. В интервью «7Д» актер впервые честно рассказал, как он женился в 16 лет и почему ему не удалось сохранить семью.

- Алексей Владимирович, в первый раз вы женились в 16 лет.

Расскажите, пожалуйста, об этом…

С первой женой мы были знакомы с детства. С семьей художника Константина Ротова, отца Иры, у моего отчима Виктора Ардова дачи были рядом, в писательском поселке на Клязьме. Мы с Ирой ровесники, так что у нас была общая компания: мы бегали вместе, играли. Помню, как я эффектно появился перед всеми на белом коне. Ирина это запомнила. Хотя все получилось случайно. Водовоз позволил мне проехать верхом, а лошадка была совсем старенькая. Это было незадолго до войны. Все довоенное детство кажется таким беззаботным, солнечным. Помню, как однажды встретил Иру на катке на стадионе «Динамо».

Она каталась мастерски, что в то время было редкостью, и это произвело на меня впечатление. Она была небольшого роста, темноволосая, характер озорной. А потом нас разлучила война. Меня увезли в эвакуацию в Чистополь, а Иру - в Алма-Ату. Мы снова встретились, когда, вернувшись из эвакуации, я зашел в гости к своему другу, Пете Петрову. Туда заглянула и Ира. Нам было по 16 лет, хотя взрослые нас все еще считали детьми. Для меня большое значение имело, что она своя, проверенная долгими годами дружбы. Ведь с девчонками я был очень робкий. Я не мог жениться на чужой девушке, даже подойти к незнакомке мне было трудно! Так что, скорее всего, это было просто юношеское увлечение, которое проистекало из моей стеснительности. Словом, мы с Ирой снова стали общаться, гулять вместе. Вот буквально по улицам ходили. В то время не было никаких кафе, а если и были, то нам не по карману.

Еще даже продовольственные карточки не отменили, не редкостью было, что люди недоедали. Нет, это не такое ухаживание, как себе представляют нынешние молодые люди. И цветов не продавали - их можно было только где-то украдкой нарвать. И подарков я делать не мог вообще никаких! И одевался черт-те во что… Помню, у меня была шинель, солдатские ботинки и флотские брюки. И никаких носков - их тогда вообще невозможно было достать! Чтобы ноги не «белели» под черными брюками, я их красил ваксой.

- Почему же вы с Ириной решили пожениться? Разве не страшно заводить семью в таких условиях?

В те годы люди так не рассуждали, ведь бедствовали все. А молодым все равно хотелось любить, создавать семьи.

Жениться на любимой девушке - это было нормально. Но конечно, если бы мы стали спрашивать совета у старших, пожениться нам, школьникам, никто бы не разрешил. Поэтому, дождавшись, пока возраст подошел, мы удрали в загс тайком.

Зашли и расписались. Правда, у нас было кольцо - одно на двоих, мы купили его, одолжив денег у домработницы Николая Погодина. Такое маленькое золотое колечко, на внутренней стороне мы попросили выгравировать: «Алеша + Ира = Любовь». Помню, в загсе нам сказали, что мы самая юная пара, но все-таки расписали и вручили свидетельство о браке. С ним-то мы и пошли к родителям, которые и не подозревали, что «дети» поженились! Конечно, они пришли в ужас. Еще не окончили школу, нигде не работаем, никакого жилья нет, и вдруг - муж и жена… Двое сумасшедших!

Они-то не обращали внимания на нашу дружбу, думали, что мы еще маленькие. Ну ходят друг к другу в гости и ходят, и тут вдруг эти «гости» получили документальное подтверждение. Однако ничего с нами нельзя было поделать, и нам пошли навстречу. Отдельной комнаты для нас взять было, правда, негде. У нас на Ордынке жили отчим, мама, два брата, еще часто приезжала и жила Анна Ахматова в моей комнатке. Я ее на это время освобождал. У Ирочки тоже лишнего метража не было. Поэтому мы как-то крутились, жили то у меня, то у нее. Вскоре после нашей свадьбы из лагеря вернулся Ирин отец - художник Константин Ротов. Дело в том, что он был очень хорошим художником, и кто-то из зависти написал донос, будто бы он тайком рисовал какие-то портреты Сталина. И Константина Павловича посадили, он отсидел несколько лет. А когда вернулся, Ирина познакомила меня с ним уже в новом качестве.

И мы быстро нашли общий язык. Более того, именно Ротов первый стал учить меня рисовать! Получилось это случайно. Константин Павлович работал в журнале «Крокодил», ему нужна была натура. И вот он меня использовал: просил встать в ту или иную позу и делал зарисовки. Получается, что я у него работал натурщиком. Ну а раз я оказался рядом, то начал и красочки смешивать, еще в чем-то помогать. И вот так постепенно Константин Павлович стал меня учить рисовать. Кстати, благодаря Ротову, который в свое время получил заказ на иллюстрации к «Дяде Степе» Михалкова, Дядя Степа приобрел мое лицо. Тесть объяснял: «Ведь у тебя, Леша, размер ноги сорок пятый. И у Дяди Степы тоже! Так, значит, вы похожи». Сейчас я уже никому не могу доказать, что был Дядей Степой, но это действительно так!

- А теща как к вам относилась?

С тещей, Екатериной Борисовной, с самого начала не сложились отношения. Сама она была драматургом, автором нескольких пьес и книг для детей. При этом ей совершенно не нравилось, что я хочу стать актером. Но я не рассматривал никакие другие варианты. Ведь я буквально родился и вырос в театре. Когда был совсем маленьким, мы с мамой жили прямо в здании МХАТа, в бывшей дворницкой. Чтобы выйти во двор, мне достаточно было перешагнуть через подоконник. А там кругом декорации и загримированные люди в париках, с бородами и в разных костюмах. Все это я принимал за реальность. На улицу меня лет до пяти вообще не выводили, я играл только в этом дворе и на полном серьезе воспринимал его как весь город. Это был мой мир, и я искренне думал, что все люди на свете работают в театре!

Мы как играли? Вот лето, театр в отпуске, можно бегать по сцене. Мы под нее заползали на пузе и доставали из-под сцены кошек. В здании МХАТа в те годы кошек была бездна. Они во время спектакля когда хотели, тогда и выходили на сцену, и никто даже не смеялся, до того это было привычным делом. И вот мы этих кошек доставали. Так что никаких сомнений не было: театр - мой дом, и я должен быть здесь.

- Нетрудно предположить, что, когда вы пришли в Школу-студию, где преподавал ваш родственник Виктор Станицын, зазвучали разговоры: «Ну конечно, за этого попросили!»

За меня никто бы не стал хлопотать. Это было не принято в те годы. И если кто-то мне и помог поступить в Школу- студию, то Галина Христофоровна.

Эта удивительная женщина, педагог, была другом дома и стала со мной заниматься, увидев, какой я неуч. Ведь во время войны мы с мамой и двумя братьями жили бог знает где. Отец и отчим ушли на фронт, а мы проехали по маршруту Свердловск - Уфа - Казань - Бугульма. Это сейчас Бугульма большой город, а в 1941-м была самой настоящей деревней. Там я, воспитанный домашний мальчик, впервые увидел лошадь, корову и крестьянскую избу, где, собственно, нас и поселили. Пришлось много работать по хозяйству, а потом устроиться рабочим сцены в местный театр. Учиться было некогда и негде. Поэтому, вернувшись в Москву, я среди товарищей чувствовал себя недоучкой и стеснялся этого. Часто уроки просто прогуливал, и поэтому возник вопрос о моем исключении. Тогда родители определили меня в школу рабочей молодежи, ее я кое-как дотянул.

Так вот Галина Христофоровна пожалела меня и стала специально приходить, чтобы со мной заниматься. Я ей обязан всем! Ну а родственные связи меня даже несколько сковывали. Я чувствовал, что за мной тень дядей, в том числе Николая Баталова, имя которого в тридцатые годы гремело. Я не мог подвести своих родственников, недопустимо было бы, если бы им сказали: «Ваш Алексей там выкаблучивается!» Так что в институте я старался не высовываться и вел себя очень скромно. Может, поэтому поначалу не производил впечатления на педагогов и не проявил себя. У меня в голове была установка: «Не выставляться! Я буду как все. Мне - как положено!» Даже когда после дипломного спектакля Ольга Книппер-Чехова сама подошла ко мне и предложила подписать диплом, я сначала отказывался. Она меня слушала, слушала, а потом все-таки подписала и сказала: «Бери, дурак!

Потом поймешь». Так я окончил Школу-студию. Наконец-то можно было идти в большую жизнь, что-то делать… Но мои планы резко оборвались - меня совершенно неожиданно призвали в армию. Я-то думал, что это меня уже не коснется. Мы в институте проходили военное дело, а теперь я стал дипломированным актером… Но тут Сталину вдруг приходит в голову, что снова может начаться война. И он издает специальный указ, по которому все молодые люди нашего возраста призываются, независимо ни от чего. Меня вполне могли бы отправить служить куда-нибудь на Дальний Восток.

В столице я остался просто чудом! В Театре Красной Армии не хватало призывников для массовки. Это даже не актеры, а солдаты, которых используют в спектаклях, и надо признаться, что использовали нас много, почти в каждом спектакле.

А когда спектакль заканчивался, мы еще и разбирали декорации, а ночью по очереди несли охрану театра. Вот на такое место я и попал. Но все равно был счастлив: все-таки можно было что-то сыграть. В более крупных ролях я был занят в двух спектаклях, с которыми мы гастролировали по гарнизонам.

- После армии вы стали актером МХАТа, но не прошло и трех лет, как вы сделали выбор в пользу кино. Это был смелый шаг...

Когда я радостно сообщил в театре, что мне нужно ехать на очередные съемки, услышал ответ: «Это невозможно! Если ты поедешь - придется тебя уволить». Уйти из театра, где кругом родственники, в котором я буквально родился...

Это было невероятно трудно! И страшно. Театр - это стабильность, постоянный заработок, служебная лестница, артистов МХАТа тогда все уважали и знали… А в кино - полная неразбериха: сегодня ты нужен, завтра - нет. Показывают фильм с твоим участием, а ты уже сидишь дома без работы, и неизвестно, когда тебя в следующий раз позовут. Поэтому все были, мягко говоря, удивлены. Администрация театра уговаривала меня остаться, но и на съемки не отпускала. Нужно было выбирать. И я написал заявление об уходе, которое, по словам старожилов, было чуть ли не единственным с истории основания театра. Поэтому его потом долго хранили как реликвию... Ради съемок мне то и дело приходилось оставлять и молодую жену, потому что не было никакой возможности взять ее с собой, например, в Ленинград, где снимался фильм «Большая семья».

Думаю, меня туда взяли не потому, что я блеснул талантом на пробах, а просто я оказался «в масть» с главными героями: Борисом Андреевым, Сергеем Лукьяновым. Нужен был младший сын, похожий на них - с голубыми глазами, курносый. Там попробовали человек пятнадцать, в итоге Иосиф Хейфиц выбрал меня. Так началось наше знакомство…

- А почему нельзя было взять с собой на съемки жену?

Потому что я ехал в абсолютно чужой город, без денег, и там у меня никого нет. Вы знаете, как я жил в Ленинграде? Одно время снимал койко-место у домоуправа - у него была комната напротив «Ленфильма». Это уж потом Хейфиц, слава богу, пригласил меня жить к себе, и я там у них спал на раскладушке. На киностудии ставка была совсем небольшая, ее едва хватало, чтобы прокормиться.

Так что я буквально бедствовал. Не было ни одного приличного костюма, ходил в чем попало. Позже, когда мне понадобилось поехать на первый кинофестиваль, мне сшили костюм в долг. Я написал расписку, что со следующего гонорара у меня вычтут деньги.

- Вы скучали по своим родным?

Конечно, скучал! В Ленинграде поначалу я чувствовал себя чужим и одиноким. Я привык, что в Москве все родное, все привычное. Вот тут театр, тут мама, тут отчим-писатель. Все тебя знают, все готовы помочь. А там ты чужак - и на «Ленфильме», и везде, никто тебя знать не знает. При этом я понимал, что сейчас вся моя судьба решается, и от того, как я буду работать в кадре, все зависит. Я вообще больше ничем не занимался, кроме работы.

Старался изо всех сил! Даже если меня не снимали в этот день, я приходил на съемочную площадку и наблюдал за мастерами. Смотрел, как они играют, что они делают. И потом, мы же с Хейфицем репетировали просто день и ночь. Поздно вечером закончатся съемки, мы садимся в его машину, я - за рулем. И даже в дороге все равно обсуждаем какую-то роль. Приезжаем домой, там допоздна репетируем. И в таком режиме я жил постоянно. То же было с Марком Донским на съемках фильма «Мать». Я жил у него в кабинете, то есть буквально спал там. Только поднимешься - репетиция! Он меня не отпускал от себя. Так что эти люди, а прежде всего Хейфиц, для меня в сто раз больше, чем режиссеры!

- А как же ваша семья? Ведь со временем у вас родилась дочь, Надя. Вы как-то участвовали в ее воспитании?

Я никак в этом не участвовал. Конечно, я помню, как Надя родилась, как впервые взял ее на руки. Это было интересно… Но для Нади я стал просто… воскресным папой. Появлялся, когда выдавались какие-то перерывы в съемках. Помню, Наде было года три. А я в очередной свой приезд в Москву возился с машиной и придумал такое устройство, благодаря которому машина сама двигается по кругу, а руль заблокирован. Посадил дочь за руль, якобы она ведет. Сам сел рядом и окликнул свою маму и Ирину. Когда они высунулись из окна, оцепенели: трехлетняя девочка за рулем! Говорю честно: я не участвовал в быту, я этого ничего не знал. И не стремился этим заниматься. Вся семейная жизнь была подчинена графику моих съемок. Сниматься было самым главным, и я этого не скрывал.

- А Ирина работала?

Пока была замужем за мной - нет. А потом, насколько я помню, получила профессию художника-ретушера.

- Из-за чего же вы все-таки расстались?

Тут сослужили плохую службу сплетни. Теще кто-то сказал, что на съемках в Киеве я закрутил какой-то роман. А она и так была уверена, что актер - профессия несерьезная, и поверила в это… Но главное, вероятно, заключалось в том, что жене не хватало моего внимания. Мы начали ссориться. Крушение семьи происходило постепенно. То тут провал, то там… Вот так и получилось. Насколько я помню, официально в 1961 году. В те времена еще сохранялась традиция печатать объявления о разводах в «Вечерней Москве». И вот однажды там появилась информация и про нас с Ириной. Но, по сути, расстались мы гораздо раньше, потому что я начал активно сниматься.

Как раз тогда в Москве шли съемки фильма «Летят журавли», и я день и ночь проводил на площадке. После нашего развода Ира потом снова вышла замуж. А сейчас ее уже нет на свете.

- Если говорить откровенно, вы считаете себя виноватым перед той семьей?

Да. Виноват, конечно, тут не может быть никаких сомнений! И прежде всего перед дочкой. Она была маленькая совсем, она тут вообще ничего не решала… Это старшие воевали и принимали за нее решения. Она же ничего не могла тогда ни понять, ни сказать, в том-то все и дело…

- Вы тоже были совсем маленький, когда ваши родители развелись.

Для меня развод родителей прошел незаметно. Тем более что мне повезло: моим отчимом стал Виктор Ардов. Он очень ответственно к этому отнесся. Мне не было отказа ни в советах, ни в карманных деньгах. Правда, деньги я просить всегда стеснялся. И когда это делал, всегда начинал издалека: «Витя, намечается такой небольшой юбилей… Мы решили пойти туда-то…» Он тут же меня прерывал: «Не морочь мне голову! Сколько нужно?» В общем, для меня Ардов был отцом в квадрате, очень близким человеком! К тому же и родной отец никуда не делся, он был тут же, в Москве, работал со Станиславским, мы все общались.

- А с дочерью вы после развода общались?

Конечно. Моя мама, Нина Антоновна, вообще очень ее любила. Ира вместе с дочерью нередко гостила у нее в доме на Ордынке.

И я с дочкой встречался. Правда, по мере того, как выходили мои фильмы и меня стали все больше узнавать на улице, это становилось все труднее. Однажды мы пошли в зоопарк и не смогли там гулять из-за нахлынувшей толпы. Меня такие случаи всегда смущали. И Надя стала приходить к моему гаражу, где я любил возиться с машиной. В вопросы ее воспитания я никогда не вмешивался. Но мог устроить представление. Как-то я спросил ее, когда мы шли по Ордынке: «А ты будешь меня любить, когда я буду старый и кривой?» Надя не задумываясь ответила: «Конечно!» И тогда я притворился - стал припадать на одну ногу, скосил глаза… А ведь это Ордынка, нас там все знали: соседи, дворники. И это было самым важным - что была публика. Дочке, конечно, стало стыдно за меня, она просила: «Папа, не надо!» Но главное, что не бросила. Так и бежала за мной по улице.

- Почему же сейчас вы с ней почти не общаетесь? Ведь кроме старшей дочери у вас есть еще внучка и даже правнучка…

Жизнь так сложилась. Все-таки Надежда выросла в другой семье, и она теперь сама по себе… Работает переводчиком. Окончила институт иностранных языков по специальности «английский язык». Да дело не в этом! Я просто признаю: был хреновым отцом для нее. Вот и все.

- Алексей Владимирович, когда речь идет о годах юности, нередко актеры жалеют: вот меньше бы пить, а больше делом заниматься! Про вас никогда ничего такого не было слышно…

Ну, я физически не мог выпивать. Дело в том, что еще во время войны я тяжело переболел, что-то с печенью.

Потом, когда стал старше, несколько раз пытался принять алкоголь - и тут же накатывала боль, опоясывающая, невыносимая… Помню, когда студентом в свой день рождения выпил чуть-чуть, на следующий день едва доехал до учебы. С тех пор я вообще никогда не пил. Что курил с 13 лет - это правда, и продолжаю курить, тут уж ничего не поделаешь. А вообще, в студенческие годы у нас было очень мало времени на баловство. Понимаете, мы, вчерашние пацаны, недоучившись, ничего не зная, пришли в Школу-студию, и здесь из нас сделали людей! Педагоги были серьезные, предметы интересные - например, хорошие манеры нам преподавала настоящая княгиня Волконская, из бывших. Нам показывали, как подать руку даме, как сесть в машину - мы же этого ничего не умели.

- А почему вы начали курить?

Элементарно: чтобы заглушить голод! Был такой способ в войну: покуришь махорки - и вроде есть не так хочется. Достать ее было легко, ведь даже в тылу кругом - военные. Мы с мамой ходили по госпиталям, выступали. Я ей помогал, мог стихотворение прочитать. И с ужасом смотрел на покалеченных людей: кто без рук, кто без ног, у кого забинтована половина лица... Это было страшно. Но постепенно страх проходил, потому что, когда мы начинали выступать, эти люди улыбались... Они становились живыми, близкими. Я понимал, что это за нас они отдавали жизни, здоровье. Поэтому в Москву я вернулся уже другим, повзрослевшим… К сожалению, передать атмосферу сороковых-пятидесятых годов просто невозможно, сколько ни снимай о них фильмы. Другое время было, другие совершенно люди. Ни с кем и никогда этого больше не повторится. А мне еще и особенно везло на людей.

Со мной постоянно случалось какое-то чудо. Что была в моей жизни Анна Ахматова, что встретились на моем пути такие люди, как Иосиф Хейфиц, Михаил Ромм, что Владимир Меньшов снял меня в «Москва слезам не верит». Ведь все они потом вошли в историю кино. То, что я работал с ними, - это абсолютное счастье! И важно, что фильмов с моим участием не так много - пять-шесть настоящих. Честно скажу: я сам от многого отказывался. Всю жизнь я стремился не изменять себе и быть никому не обязанным. Вот только за это иногда приходилось очень дорого платить.