Электронная приемная. Устный вступительный экзамен на журфаке в МГУ. Когда задание кажется невыполнимым…

Хобби

Между ЕГЭ в школе и моментом, когда становишься всемирно известным журналистом, существует один из самых значимых этапов – обучение в университете по соответствующему профилю. Журналистика в нашей стране считается творческой специальностью, поэтому для поступления в большинство вузов требуется сдать дополнительный экзамен.

По традиции самыми популярными вариантами для выбора университета являются те, которые у всех на слуху – МГУ, МГИМО, ВШЭ и так далее. В МГИМО журналистика тесно переплетена с дипломатией и коммуникациями – один из немногих по Москве профиль «международная журналистика», МГУ придерживается классического подхода к профессии и поощряет желание студентов практиковаться вне учёбы – даёт возможность совмещать обучение и работу, Высшая школа экономики, наоборот, позиционирует максимально современную журналистику.

Из этих трёх университетов первым дополнительное вступительное испытание проводит всегда МГИМО – в первых числах июня. Сперва всех собирают у нового корпуса, некоторые абитуриенты жмутся в кучку, другие – держатся особняком, пытаются надышаться перед смертью, повторяя фамилии главных редакторов, в последний раз пролистывая новостную ленту. Говорят, что, чтобы сдать на высокий балл здесь, нужно знать всё. Это не совсем так, нужно знать немного, но обо всём.

Девочка Лиза, стоящая прямо перед входом, очень громко похвасталась в ответ собеседнице, что у неё на ЕГЭ по литературе 100 баллов, и продолжила перечислять свои заслуги – вернувшись потом домой, я посмотрела по спискам: ни у одной Лизы по литературе 100 баллов не было. В этом, пожалуй, состоит самый главный пункт при поступлении: не нужно поддаваться на провокации, зазря принижать себя или чувствовать себя хуже кого-то другого. Много у кого при поступлении есть ещё и публикации. А у тебя, допустим, нет, и ты стоишь, со страхом глядя на девочку со стопкой своих статей в руках. Во-первых, даже тексты в «Российской газете» или сюжеты на «Первом» (что вряд ли) не дают абсолютно никаких гарантий: важно помнить, что в любом издании есть редакторы, которые правят недочёты перед публикацией материала, а на экзамене никто не поможет. Во-вторых, за публикации не добавляют баллов, разве что экзаменаторы у себя в голове поставят тебе плюсик – мол, молодец, уже есть, что показать, — но ничего более.

Какие темы эссе на творческом конкурсе в МГИМО?

Намного важнее всего этого написать хорошее эссе, которое даёт максимум 70 баллов от всего экзамена. Кто-то, у кого счастливая рука, выбирает конверт, в котором запечатано несколько тем; Ярослав Львович Скворцов, декан факультета международной журналистики, на консультации рассказывал, что темы он придумывает в ночь перед экзаменом, чтобы никто больше о них не узнал.

Темы для эссе традиционно затрагивают социальные вопросы, а так же важнейшие события последнего года. Можно выбрать любую, главное, написать как можно больше и лучше. То, в чём традиционно ошибаются абитуриенты, – приводят литературные аргументы. Журналистика в МГИМО, если судить по обучению, скорее, экономическая, политическая, но не культурная. Здесь много часов отводится литературе, культурологии и схожим предметам, но на профессиональных предметах тексты пишутся, скорее, по вышеупомянутым темам. В творческом эссе проверяются знания, и если написать один литературный или исторический аргумент, ничего плохого не будет, наоборот, покажет вас как разносторонне развитую личность, но основу текста должны составлять факты. Факты – это знание новостей, известных личностей. Надо всегда держать у себя в голове мысль: «Если я не покажу, что я это знаю, никто об этом не узнает» — ведь экзамен – это единственный шанс показать свои способности. Ограничений по объёму эссе нет, но для целостного текста потребуется четыре-пять фактов, а работа в одну страницу не вызывает особого радушия у проверяющего. Оригинальность ценится, но не нужно переходить границы разумного: Ярослав Львович всегда шутит про девушку, которая написала эссе исчезающими чернилами, а потом ставит в пример молодого человека, который оформил свою работу как письмо другу на фронт.

Что будет на устном вступительном экзамене в МГИМО?

Одна абитуриентка написала эссе буквально за полчаса, взяла сумку и пошла на выход; экзаменатор окликнул её, сказав, в каком кабинете ждать устной части. «Тут что, ещё и устная часть есть?» — искренне удивилась девушка. «Минус один», — засмеялся кто-то с заднего ряда, намекая на то, что конкурентом меньше. Таким абитуриентом быть не надо. Если идёте поступать, то нужно как минимум почитать о факультете, о преподавателях, об университете – о вступительных испытаниях и говорить не стоит. Перед устной частью всех собирают в одном кабинете, оттуда выводят пятёрками и распределяют по комнатам: их всего пять-шесть, в каждом по два экзаменатора. У всех свой подход и свои методы отбора: декан спросит, о чём вы писали эссе, Юрий Павлович Вяземский любит беседовать о театре и спрашивать цифры, кто-то будет допытываться, почему вы выбрали журналистику и именно этот вуз. Когда абитуриентов сажают в очередь перед определённой комнатой, многие стремятся поменяться – не надо. Если от одного экзаменатора все выходят счастливые, то это не значит, что на вас цепочка не кончится. От Вяземского многие выходили расстроенными: спрашивал о населении США и о размере долга Греции во время кризиса. Но тут туда входит Маша – с ней мы тесно общаемся, так как попали в одну языковую группу, и Маша – человек абсолютно театральный, ни капли не журналист – и выходит с высоким баллом, довольная: рассказывала про театр, спектакли, актёров, режиссёров. Мораль в том, что надо быть собой, показывать свои знания, держаться уверенно. Многих смущает то, что один из экзаменаторов всего что-то записывает – это не ошибки, он просто ведёт протокол.

Результаты устного экзамена сообщают сразу, письменного – вводятся в таблицу несколькими днями позже, и их можно оспорить на апелляции, но не стоит надеяться, что получится отвоевать много, обычно это 1-2 балла.

За два года до поступления абитуриенты могут дополнительно обучаться в школе журналистики при МГИМО, где раз в неделю пишут тренировочные эссе и обсуждаются вместе с квалифицированным преподавателем с кафедры журналистики.

Как пройти творческий конкурс МГУ на журфак?

Школа Юного Журналиста – или сокращённо ШЮЖ – при МГУ многим абитуриентам знакома не понаслышке, в том числе и поступающим в другие вузы. Школа готовит не только к дополнительному вступительному испытанию на журфак, но и к ряду других предметов, которые тем или иным образом также могут помочь на экзамене. Однако годы подготовки в ШЮЖ не дают никаких гарантий: десятки абитуриентов, посещавших её, получили в результате 0 или целый 1 балл.

Величественное высотное здание, известное всем и видное издалека почти отовсюду – вот что представляется, когда думаешь об МГУ. Но вступительное испытание проводится в Шуваловском корпусе, это несколько левее от главного. Учатся студенты факультета журналистики тоже, к слову, не в основном здании, а на Моховой улице, в центре – там же, где подаются заявления на зачисление. Огромная толпа абитуриентов жмётся поближе к входу и ждёт, когда же уже будет можно войти, чтобы всех сразить. Зал, в который приводят, возможно, будущих студентов, огромный, причём таких несколько, четыре или пять, по которым всех распределяют в алфавитном порядке по фамилиям. Совет: садиться лучше на первые парты, ведь списывать всё равно бессмысленно и прятать нечего, а огромного количества конкурентов за спиной не видно, так будет спокойнее.

Как написать хорошее эссе на вступительных экзаменах в МГУ?

Темы пишутся на доске. Вот, что требуют от абитуриентов при написании работы:

Умение творчески интерпретировать тему, демонстрация умений продемонстрировать свою позицию и аргументировать её, привлекая знания из смежных областей вроде истории и литературы.

Первая часть может принести 70 баллов, это сочинение. Даётся две темы на выбор, и абитуриенты пишут работы, приводя литературные или исторические аргументы, то есть, используя произведения отечественной литературы и факты из отечественной истории. МГУ славится патриотизмом и преданностью своей стране, и вступительное испытание – точно не то место, где нужно доказывать свою точку зрения, идущую вразрез с убеждениями университета. Поэтому если в правилах написано об отечественных произведениях, значит, лучше придерживаться этого.

Что такое «редакционное задание» на вступительных экзаменах в МГУ?

Вторая часть задания оценивается в 30 баллов, и это редакционное задание. Требуется представить, будто вы готовите материал, посвящённый одному из двух исторических событий, кратко описать предполагаемое содержание, выбрать трёх невыдуманных людей, свидетелей события, задать им по три вопроса. Это задание появилось сравнительно недавно, в этом году оно будет проводиться только второй раз. На сайте специально обозначен большой список литературы для качественной подготовки к первой части, и список в два раза длиннее – с произведениями по отечественной истории для подготовки к этой части.

Два года назад формат дополнительного вступительного испытания в МГУ был таким же, как и в МГИМО и ВШЭ, но, начиная с 2016 года, устную часть заменили редакционным заданием. Тогда на доске тоже были две темы, но аргументы не обязательно должны были быть литературными, можно было использовать и новостные факты – одна из тем, например, звучала так: «Мой плейлист». Написав эссе по второй теме за полчаса, я сидела и наблюдала за божьей коровкой, которая ползала под столом наблюдателей – это нередкое явление среди абитуриентов, многие боятся первыми идти сдавать работу, предполагая, что тогда его сочтут слишком легкомысленным и не поверят, что хорошую работу можно написать так быстро.

Устный вступительный экзамен на журфаке в МГУ

Вторая часть экзамена в МГУ была устной, проводилась в здании факультета журналистики примерно в том же формате, что и в МГИМО, но несколькими днями позже письменного испытания.

Это была настоящая лотерея. На билетах было написано одно-два слова – тема, по которой надо было рассуждать. Девочка, которая вышла одна из первых, разрыдалась прямо на ступенях: её, как она сказала, «завалили», а тема ей попалась «самая ужасная на свете» — тяжёлая промышленность. Понимая, что про тяжёлую промышленность я ничего не знаю, а прочесть уже не успею, я просто держала в голове мысль: «только не эта тема, только не эта тема», словно умоляла Распределяющую шляпу не отправлять меня на Слизерин. Мне попалась тема «астрология». На самом деле это пример того, что устное испытание намного лучше выявляет достойных будущих журналистов, чем историческое, то есть названное редакционным, задание. Ведь знание истории – большой плюс для журналиста, но не главный пункт, в то время как МГУ сделало его главным критерием отбора. Так вот, по теме астрологии мне пришлось говорить полчаса без остановки, и ведь действительно в голове случайно всплывали те или иные факты – понятное дело, никто в здравом уме при подготовке к экзамену не будет целенаправленно изучать новости об астрологии. По окончании моего монолога, который ни разу, ни кем не прерывался, меня удивлённо спросили: «Вы, правда, можете вот так говорить по любой теме?». И я, то ли помня правило, что надо позиционировать себя уверенной, то ли действительно чувствуя себя так, просто ответила: «Да». И в этот момент меня спросили про тяжёлую промышленность. Вышла я крайне довольная собой, но была встречена отчего-то почти плачущей мамой: оказалось, мама звонила папе и жаловалась, что видела, как передо мной выходят абитуриенты и все повально плачут – и тут я такая радостная. К слову, за устную часть мне поставили максимальный балл.

Результаты экзамена в МГУ тоже можно оспорить на апелляции, но здесь ещё меньше шансов, чем в МГИМО – добавляют баллы очень редко, бывает, что даже не показывают работы. Это становится обычно поводом для разногласий университета и родителей несчастных абитуриентов. Дело в том, что абстрактных критериев оценивания, помимо указанных выше, в МГУ нет – шутят, что их придумывают уже после проверки работ, – поэтому и складываются такие ситуации.

Как пройти творческий конкурс ВШЭ?

Высшая школа экономики тоже проводит дополнительное вступительное испытание на профиль журналистики и состоит из двух частей. Первый тур — написание журналистского материала в электронном виде в одном из предложенных жанров: информационная подборка, обзор, очерк по одной из тем на выбор, второй тур – устное собеседование. Начиная с 2017 года творческая работа в ВШЭ выполняется на компьютере. На сайте вуза значится: «При создании текста абитуриент может использовать любую доступную информацию из интернета. Персональный компьютер со стандартной клавиатурой предоставляется НИУ ВШЭ, использование собственных технических устройств абитуриентов — ноутбуков, PC, иных устройств — не допускается».

Все экзаменационные работы, однако, проходят проверку в системе «Антиплагиат» университета, и работы, в которых доля заимствований превышает 30%, выбывают из конкурса.

Нововведение испробуют только в этом году, поэтому пока что неизвестно, насколько это эффективно. С одной стороны, это странно и не имеет никакого смысла – искать информацию в интернете все умеют, журналистом для этого быть не надо. С другой – все в абсолютно равных условиях, проверяются навыки поиска и использования информации, и, в принципе, это реалии, в которых работают журналисты в изданиях. Даётся несколько тем на выбор, половина «журналистская», требующая использования новостных фактов, другая «литературная», аналог вступительного экзамена на филологию в МГУ.

Творческое испытание оценивается по 100-бальной шкале. За первый тур оценка составляет максимум 50 баллов, за второй, соответственно, также. К устному туру допускаются абитуриенты, набравшие на первом туре не менее 20 баллов из пятидесяти.

Ловушка ВШЭ: критерии оценки работ абитуриентов

Апелляция проводится, естественно, только к письменной части и всегда до устной. Здесь надо быть очень внимательным, потому что критериев оценки очень много. Среди них есть, например, разнообразие источников и корректность их использования, а так же богатство языка. Получив свою работу, я увидела, что за богатство языка балл у меня едва перевалил за половину возможных, и возмутилась настолько, что на устный экзамен даже не пошла. Но придётся признать, что экзаменаторы были в чём-то правы, мой материал был, пожалуй, слишком журналистским – слишком сухим и официальным. В этом заключается типичная ошибка абитуриентов: они пытаются позиционировать себя как состоявшиеся журналисты с многолетним опытом – никто при поступлении этого не требует. Поэтому если текст будет живым и неординарным, в этом и будет заключаться успех работы.

Важно отметить, что в ВШЭ ценятся публикации, а так же сертификаты и дипломы, связанные с медиа-сферой. Те, у кого нет публикаций, ничего не теряют, а для тех, у кого есть, они не станут соломинкой для утопающего при плохом результате собеседования. Однако Высшая школа экономики оставляет за собой право при наличии публикаций и при хорошем ответе повышать результат на пять баллов.

Эти три крупнейших университета Москвы не единственные, кто готовит будущих журналистов, есть не менее достойные вузы в других городах России, а так же не такие известные вузы столицы. Но важно помнить, что громкое имя университета никогда не обеспечит громкое имя каждому студенту – он должен добиваться успеха сам, а высшее образование даст ему необходимую базу знаний и станет основой его карьеры.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Moscow State University

The best known university of Russia is the Moscow State University. It was founded in 1755 on the initiative of the prominent Russian scientist Mikhailo Lomonosov. The university has got a high reputation of the world"s scientific centres. Among its students were famous Russian scientists, historians, philosophers and others.
There are about twenty faculties at the University. The University Library is one of the leading libraries in the country and in the world. It contains millions of books and manuscripts. There is a number of graduate schools at Moscow State University. Every year thousands of students from different countries enter the famous Russian university. They study physics, mathematics, economy, law and many other sciences.
The laboratories and observatories of the Moscow State University have got the world"s fame. There are also several Research Centres.
The main building of the University is situated on Sparrow Hills. In 1920 the Sparrow Hills were given Lenin"s name. After World War II the building site was offered to the Moscow University. It had only one building on Mohovaya Street at that time and could not house all its faculties. The new building was designed by Lev Rudnev, an outstanding Soviet architecture.

Московский государственный университет

Самый известный университет в России - это Московский государственный университет. Он был основан в 1755 г. по инициативе великого русского ученого Михайло Ломоносова. Университет заслужил высокую репутацию мирового научного центра. Среди его студентов были знаменитые русские ученые, историки, философы и т. д.
Университет насчитывает около 20 факультетов. Университетская библиотека - одна из крупнейших в стране и в мире. В ней находятся миллионы книг и манускриптов. При Московском государственном университете существует несколько аспирантур.
Каждый год тысячи студентов из разных стран поступают в знаменитый российский университет. Они изучают физику, математику, экономику, правоведение и многие другие науки.
Лаборатории и обсерватории Московского государственного университета снискали мировую известность. Также на его базе работает несколько научно-исследовательских центров.
Основное здание университета расположено на Воробьевых горах. В 1920 г. Воробьевы горы получили имя Ленина.
После Второй Мировой войны место для строительства было предложено Московскому университету, в его распоряжении было всего одно здание на Моховой, которое не вмещало все факультеты. Новое здание было спроектировано Львом Рудневым, выдающимся советским архитектором.

Questions:

1. What Russian university is the best known one?
2. When was it founded?
3. On whose initiative was it founded?
4. Who were its students?
5. How many faculties has it got?
6. What does its library contain?
7. Are there any graduate schools at the Moscow State University?
8. Who enters Russian universities?
9. What do they study?
10. Where is the main building of the Moscow State University situated?
11. When was the building site on Sparrow Hills offered to the Moscow University?
12. How many buildings had the University got at that time?
13. Where was the University situated?
14. Why was it necessary to build a new building?
15. By whom was the new building designed?


Vocabulary:

on the initiative of по инициативе кого-л.
graduate school аспирантура
to offer предлагать
to house вмещать, содержать в себе

Решила собрать темы сочинений филфака в один файл. Получилось 22 года:). То есть 21, поскольку в 2009-м году на филфаке не было вступительного сочинения:).

2017 год, основной поток


1. Читательский кругозор женщины как средство её характеристики в произведениях А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя.
2. Мотивы радости и скорби в лирике Ф.И.Тютчева и Н.А.Некрасова.
3. Сюжетная ситуация поединка в произведениях А.Т.Твардовского и М.А.Шолохова ("Василий Тёркин", "Судьба человека").

2017 год, резервный день


1. Музыкальные мотивы в романе И.А.Гончарова "Обломов" и повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет".
2. Персонажи-резонёры в драматургии А.С.Грибоедова и А.Н.Островского ("Горе от ума", "Гроза").
3. Некрасовские традиции в лирике В.В.Маяковского.

2016 год, основной поток


1. Рассуждения о литературном труде как тема авторских отступлений в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин" и поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души".
2. Дмитрий Разумихин и Дмитрий Старцев как литературные типы (по произведениям Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" и А.П.Чехова "Ионыч".
3. Комические эпизоды в поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин".

2016 год, резервный день


1. Особенности «места действия» в комедиях А.С. Грибоедова «Горе от ума» и А.П. Чехова «Вишневый сад».
2. Своеобразие женских портретных характеристик в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
3. Мотив нежности в лирике С.А. Есенина.

2015 год, основной поток


1. Образы персонажей-пленников в произведениях Л.Н. Толстого и М.А. Шолохова («Война и мир», «Судьба человека»).
2. Смысл финальных сцен в драмах А.Н. Островского «Гроза» и А.М. Горького «На дне».
3. Сатирические образы в лирике Н.А. Некрасова и В.В. Маяковского.

2015 год, резервный день


1. «Русское поле»: сельский пейзаж в лирике М.Ю. Лермонтова и С.А. Есенина.
2. Герой-индивидуальность и герой-народ в поэмах Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хоро-шо» и А.Т. Твардовского «Василий Теркин».
3. Принципы изображения человека на войне в произведениях Л.Н. Толстого, М.А. Шолохова и В.П. Астафьева.

2014 год, основной поток


1. Сны и их художественные функции в поэзии В.А. Жуковского, А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
2. «Заветы отца» на страницах произведений русской литературы XIX века.

2014 год, резервный день


1. Жизнь губернского города в произведениях Н.В. Гоголя и А.П. Чехова.
2. Исторические сражения на страницах произведений XIX века.
3. Черты эпохи в поэмах А.А. Блока («Двенадцать»), В.В. Маяковского («Во весь голос»), А.А. Ахматовой («Реквием»).

2013 год, основной поток


1. Русская элегия XIX века (В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов).
2. Функции авторских отступлений в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
3. Мотив воспоминания в пьесах А.П. Чехова «Вишневый сад» и М. Горького «На дне».

2013 год, резервный день


1. Мотив пути в поэмах М. Лермонтова «Мцыри» и А. Блока.
2. Средства сатирического изображения представителей власти в прозе Н.В Гоголя и в «Сказках» М.Е. Салтыкова-Щедрина.
3. Новые социальные типы в литературе 1920-х годов (М.А. Булгаков, А.П. Платонов, М.А. Шолохов).

2012 год


1. Внутренний мир «маленького человека» в изображении Н.В. Гоголя и А.И. Куприна («Шинель» и «Гранатовый браслет»).
2. Мотив страдания в произведениях Н.А. Некрасова и Ф.М. Достоевского.
3. Традиции М.Е. Салтыкова-Щедрина в сатире В.В. Маяковского.

2011 год


1. Образ Швабрина и его функции в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
2. Образ главного героя и основные средства его создания в романе И.А. Гончарова «Обломов».
3. Мотив любви в пьесе М. Горького «На дне».


1. Мотивы мечты и сна в поэзии М.Ю. Лермонтова.
2. Сцены дуэли и их роль в романах И.С. Тургенева «Отцы и дети» и Л.Н. Толстого «Война и мир».
3. Проблематика веры и неверия в драме М. Горького «На дне».


1. Тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова и А.А. Блока.
2. Образ Штольца и его роль в романе И.А. Гончарова «Обломов».
3. Особенности конфликта в пьесе М.А. Булгакова «Дни Турбиных».


1. Гипербола и гротеск в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
2. Образы студентов в русской литературе второй половины XIX века («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Студент» А.П. Чехова).
3. Мир природы в поэзии Б.Л. Пастернака.


1. Ирония и ее роль в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
2. Изображение усадебной жизни в романах И.С. Тургенева («Отцы и дети») и Л.Н. Толстого («Война и мир»).
3. Своеобразие метафор в лирике В.В. Маяковского.

2004 год, 1-й поток


1. Мотив возвращения к прошлому в лирике А.С. Пушкина.
2. Женские образы в комедии А.Н. Островского «Лес».
3. Социально-нравственная проблематика рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор».

2004 год, 2-й поток


1. Романтическая образность «Песни про… купца Калашникова» и «Мцыри» М.Ю. Лермонтова.
2. Патриархальный мир в изображении И.А. Гончарова («Обломов») и А.Н. Островского («Гроза»).
3. Сюжетно-композиционное своеобразие рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».


1. Русская деревня в изображении А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
2. Человек на войне в изображении Л.Н. Толстого.
3. Москва и москвичи в произведениях М.А. Булгакова.


1. Художественное мастерство Н.В.Гоголя в создании словесного портрета героя (поэма «Мертвые души»).
2. Ирония и юмор в рассказах А.П.Чехова.
3. Образ Куликова поля в творчестве А.А.Блока.


1. Мотив странствий в русской литературе первой половине XIX века.
2. Народное миропонимание и авторская позиция в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
3. Образ Москвы в повести «Собачье сердце» и романе «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова.


1. Внесюжетные элементы и их художественная роль в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
2. Мотив гибели «дворянского гнезда» и художественные способы его воплощения в комедиях А.Н.Островского («Лес») и А.П.Чехова («Вишнёвый сад»).
3. Поэт и Россия в творчестве А.А Ахматовой.


1. Письма и их художественная роль в произведениях А.С.Пушкина.
2. Роль эпилога в романах Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" и Л.Н.Толстого "Война и мир".
3. Тема любви в поэзии С.А.Есенина и традиция русской лирики XIX века.

1997 год, 1-й поток


1. Лирический герой в поэзии В.А.Жуковского.
2. Художественное значение внесценических событий и персонажей в пьесе А.П.Чехова "Вишневый сад".
3. "Тихий Дон" М.А.Шолохова как роман-эпопея.

1997 год, 2-й поток


1. Место и роль образа автора в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин".
2. Средства сатирической типизации в комедии Н.В.Гоголя
3. Проблема нравственного выбора в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".

1996 год, 1-й поток


1. Образ автора в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин".
2. Внутренний монолог в романах Л.Н.Толстого "Война и мир" и Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание".
3. Чеховские традиции в пьесе М.А.Булгакова "Дни Турбиных".

1996 год, 2-й поток


1. Мотив слухов и сплетен в произведениях А.С.Грибоедова и Н.В.Гоголя.
2. Авторская позиция и ее художественное выражение в пьесе А.П.Чехова "Вишневый сад".
3. Личность и история в пьесе М.А.Булгакова "Дни Турбиных".

Здравствуйте! Сколько дополнительных баллов будет начисляться при поступлении в МГУ на юридический факультет в 2017 году за золотой значок ГТО, а также за золотую медаль и "президентское" сочинение, которое является допуском к сдаче ЕГЭ? Что касается последнего, то хотелось бы тоже понимать, каковы критерии оценки сочинения? Если абитуриент является и обладателем золотого значка ГТО, и золотой медали за окончание школы, то дополнительные баллы суммируются или начисляются за что-то одно? И последнее - какой алгоритм действий при поступлении на программу двойных дипломов? И на каких факультетах она действует? Заранее благодарю за ответ.

10.05.2017 | - деканат юридического факультета

При приеме в МГУ в 2017 г. на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета начисляются баллы за следующие индивидуальные достижения:

Наличие статуса чемпиона и призера Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпиона мира, чемпиона Европы, лица, занявшего первое место на первенстве мира, первенстве Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, наличие золотого знака отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) и удостоверения к нему установленного образца - 2 балла;

Наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием или аттестата о среднем общем образовании (среднем (полном) общем образовании), содержащего сведения о награждении золотой или серебряной медалью или диплома о среднем профессиональном образовании с отличием - 5 баллов;

Оценка, выставленная по результатам проверки итогового сочинения, являющегося условием допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования - не более 3 баллов.

Баллы, начисленные за индивидуальные достижения, включаются в сумму конкурсных баллов.

06.06.2016 | Минера

Прямая ссылка

Добрый день. Подскажите пожалуйста, какие документы предоставляются для подтверждения сдачи сочинения в 2016 году. Спасибо за ответ.

23.06.2016 | Проректор - начальник Управления академической политики и организации учебного процесса Петр Владимирович Вржещ

Вам необходимо указать в личном заявлении факт написания итогового сочинения. Подтверждение написания итогового сочинения осуществляется автоматически в Федеральной информационной системе обеспечения проведения единого государственного экзамена и приёма граждан в образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего образования.

21.01.2016 | Виктор Бушуев

Прямая ссылка

Здравствуйте. Я обучаюсь в одной из школ Санкт-Петербурга. В декабре все одиннадцатиклассники писали обязательное итоговое сочинение по литературе, за которое в Университете начисляется до 3-ех дополнительных баллов. Есть ли необходимость получать копию данного сочинения в школе, чтобы предоставить его в Приемную комиссию при подаче документов, или есть специальный ресурс, благодаря которому Университет получит доступ к моему сочинению?

05.02.2016 | Проректор - начальник Управления академической политики и организации учебного процесса Петр Владимирович Вржещ

Доступ к итоговым сочинениям абитуриентов будет осуществляться автоматически. От абитуриента требуется только указать в личном заявлении на факт наличия такого сочинения.

11.12.2015 | Настя

Прямая ссылка

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, учитывается ли итоговое сочинение (2 декабря), при поступлении на биологический факультет МГУ?

18.12.2015 | Проректор - начальник Управления академической политики и организации учебного процесса Петр Владимирович Вржещ

В соответствии с пунктом 19 Правил приема в МГУ в 2016 году в число индивидуальных достижений, за которые начисляются баллы при приеме в МГУ на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, входит оценка, выставленная по результатам проверки итогового сочинения, являющегося условием допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (не более 3 баллов).

06.04.2015 | Алиса

Прямая ссылка

Здравствуйте, на пресс-конференции ректора прозвучала фраза: "Во время сдачи вступительных экзаменов для абитуриентов предусматривается возможность получить дополнительные баллы. Десять балов мы начислим, если поступающий предоставит свое проверенное и оцененное школьное сочинение. За аттестат с отличием - шесть баллов, нормы ГТО - четыре балла" Насколько актуальна эта информация для абитуриентов поступающих в этом году. В правилах поступления в МГУ это не прописано. Чему(кому) верить?

06.04.2015 | Проректор - начальник Управления академической политики и организации учебного процесса Петр Владимирович Вржещ

В соответствии с п. 19 Правил в приема в Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова в 2015 году предусмотрено начисление баллов за индивидуальные достижения: При приеме в МГУ на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета начисляются баллы за следующие индивидуальные достижения: . наличие статуса чемпиона и призера Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпиона мира, чемпиона Европы, победителя первенства мира, первенства Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, наличие серебряного и (или) золотого значка, полученного за результаты сдачи норм физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне», - при поступлении на обучение по специальностям и направлениям подготовки, не относящимся к специальностям и направлениям подготовки в области физической культуры и спорта - 4 балла; . наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием - 6 баллов; . оценка за итоговое сочинение в выпускных классах организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования (в случае представления поступающим указанного сочинения) порядке, устанавливаемом Министерством образования и науки Российской Федерации - не более 10 баллов. Правила приема в Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова в 2015 году размещены на официальном сайте МГУ по адресу: http://cpk.msu.ru/files/2015/rules.pdf