Совет экономической взаимопомощи сэв был создан в. Контрольная работа: История Совета Экономической Взаимопомощи. Цели и задачи совета экономической взаимопомощи, его структура и функции. главные этапы и направления социалистической экономической интеграц

Красота

СЭВ - межправительственная экономическая организация социалистических стран, учрежденная в 1949 г. со штаб-квартирой в Москве. Объединяла НРБ, ВНР, СРВ, ГДР, Кубу, МНР, ПНР, СРР, СССР, ЧССР. С распадом СССР и социалистического содружества прекратила существование. Ныне в здании штаб-квартиры СЭВ размещается Московская мэрия.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СЭВ) - межправительственная экономич. орг-ция социалистич. стран, созданная в целях содействия, путем объединения и координации усилий стран-членов Совета, планомерному развитию нар. х-ва, ускорению экономич. и технич. прогресса, ускорению индустриализации стран с менее развитой пром-стью; непрерывному росту производительности труда и неуклонному подъему благосостояния народов в этих странах. Решение о создании СЭВ (первоначально объединявшего лишь европ. страны) было принято на Экономич. совещании представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии, состоявшемся 5-8 янв. 1949 в Москве. В 1949 в СЭВ вступила Албания (с конца 1961 перестала принимать участие в работе СЭВ из-за раскольнической позиции, занятой ее руководителями), в 1950 - ГДР, в 1962 - МНР (после состоявшейся в июне 1962 16-й сессии Совета, утвердившей изменения в его Уставе, к-рые позволили принимать в СЭВ неевроп. страны, разделяющие принципы и цели Совета). Организац. оформление Совета произошло на первой сессии, состоявшейся в апр. 1949. В сент. 1964 было заключено соглашение между СЭВ и пр-вом СФРЮ об участии Югославии в работе органов СЭВ. В качестве наблюдателей в работе органов СЭВ участвуют представители ДРВ, КНДР и Республики Куба. До 1966 в работе СЭВ участвовали в качестве наблюдателей представители КНР. Сотрудничество в СЭВ осуществляется в соответствии с лежащими в основе социалистич. интернационализма принципами полного равноправия, уважения суверенитета и национальных интересов, взаимной выгоды и товарищеской взаимопомощи. Соблюдение этих принципов дает возможность успешно преодолевать известные трудности в развитии экономич. сотрудничества социалистич. стран, связанные с различиями в уровне экономич. развития, неодинаковой обеспеченностью сырьевыми ресурсами и др. Формы сотрудничества в рамках СЭВ развиваются и совершенствуются по мере роста и укрепления экономики стран - членов Совета. На первом этапе (примерно в 1949-57) сотрудничество стран СЭВ в основном охватывало внешнюю торговлю, передачу технич. документации и научно-технич. опыта. В сер. 50-х гг., когда созрели условия для сотрудничества в области произ-ва, были созданы отраслевые комиссии, и страны - члены СЭВ приступили к координации своих экономич. планов. Но только на следующем этапе (1958-62) эта форма коллективной деятельности получила широкое развитие. Состоявшееся 20-23 мая 1958 в Москве Совещание представителей коммунистич. и рабочих партий стран-участниц СЭВ дало принципиальные указания по вопросам разработки перспективных планов развития их нар. х-ва, обратив внимание на необходимость специализации и кооперирования произ-ва, всемерного развития сырьевых отраслей нар. х-ва и энергетики, внедрения новой техники. 2-3 февр. 1960 в Москве было проведено Совещание коммунистич. и рабочих партий социалистич. стран Европы, посвященное обмену опытом в развитии с. х-ва. Участники совещания признали целесообразным развивать произ-во зерновых и фуражных культур во всех странах - членах СЭВ и высказались за то, чтобы СЭВ изучил возможности специализации в с.-х. машиностроении, а также в производстве химич. средств для нужд с. х-ва. В эти же годы органами СЭВ были приняты рекомендации по специализации и кооперированию произ-ва многих видов продукции машиностроения, пластмасс, синтетич. каучуков, химич. волокон, минеральных удобрений, отдельных видов проката, развитию сырьевой базы стран - членов СЭВ; было принято решение о строительстве нефтепровода "Дружба" и энергосистемы "Мир". Углубилось научно-технич. сотрудничество. 6-7 июня 1962 в Москве состоялось Совещание представителей коммунистич. и рабочих партий стран-участниц СЭВ, к-рое указало, что координация нар.-хоз. планов является основным методом деятельности СЭВ, и одобрило "Основные принципы международного социалистического разделения труда", разработанные 15-й сессией Совета. Это Совещание положило начало третьему этапу деятельности СЭВ (1962-69), характе- ризующемуся углублением и расширением сотрудничества его участников. 24-26 июля 1963 проходило Совещание первых секретарей коммунистич. и рабочих партий и глав пр-в стран - членов СЭВ, к-рое разработало направления работы по координации народнохоз. планов на 1966-70 (дальнейшая работа по координации планов на эти годы проведена так же, как и на 1956-60, 1959-65, странами и органами Совета). 7 июля 1966 в Бухаресте состоялась новая встреча руководителей коммунистич. и рабочих партий и глав пр-в стран-членов СЭВ; ее участники заявили о необходимости дальнейшего развития взаимного сотрудничества. В соответствии с рекомендациями СЭВ в 60-х гг. был осуществлен ряд крупных экономич. мероприятий: в 1-й пол. 60-х гг. сооружен нефтепровод "Дружба" и объединены энергосистемы стран - членов СЭВ (энергосистема "Мир"), в 1963 заключено соглашение о многосторонних расчетах в переводных рублях, в 1964 организован Междунар. банк экономич. сотрудничества. Успешное развитие специализации, кооперирования и др. форм экономич. и научно-технич. сотрудничества стран СЭВ находит выражение в социалистич. экономич. интеграции, к-рая представляет собой объективный, планомерно регулируемый процесс сближения, взаимного приспособления и совершенствования экономич. структур этих стран, формирования глубоких и устойчивых связей в ведущих отраслях произ-ва, науки и техники, расширения и укрепления междунар. рынка стран СЭВ путем создания соответствующих экономич., технологич. и организационных условий. Переход к этому новому этапу сотрудничества ознаменовала 23-я (специальная) сессия СЭВ, проводившаяся в Москве 23-26 апр. 1969 с участием первых секретарей ЦК коммунистич. и рабочих партий и глав пр-в стран - членов СЭВ. Сессия постановила приступить к разработке основных направлений дальнейшего развития экономич. и научно-технич. сотрудничества стран - членов СЭВ и конкретных мер, касающихся их осуществления, рассчитанных на длительный перспективный период. Эти меры должны содействовать развитию в рамках СЭВ эффективной, устойчивой междунар. специализации и кооперированию произ-ва, в особенности в отраслях, определяющих технич. прогресс; содействовать развитию связей между мин-вами, хоз. орг-циями, предприятиями, научными, технич., исследовательскими институтами, а также созданию заинтересованными странами по мере необходимости междунар. научно-технич. и др. орг-ций. В соответствии с решениями сессии создан Инвестиционный банк стран-членов СЭВ, образованы временные рабочие группы по разработке комплексной, рассчитанной на длительную перспективу программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества стран-членов СЭВ. С учетом решений 23-й сессии начата работа по координации нар.-хоз. планов на 1971-75. Заинтересованным странам рекомендовано осуществить совместное планирование по некоторым видам металлорежущих станков, электронно-вычислит. техники, контейнерной транспортной системы, нек-рым дефицитным видам листового проката, труб и других профилей. В 1970 заинтересованными странами - членами СЭВ создан Междунар. ин-т экономич. проблем мировой социалистич. системы для комплексной теоретич., методологич. и прикладной разработки проблем социалистич. интеграции. В целях совершенствования договорно-правовых основ экономич. сотрудничества в рамках СЭВ в 1969 было образовано Совещание представителей стран - членов СЭВ по правовым вопросам. Ширится сотрудничество в области строительства хоз. объектов совместными усилиями заинтересованных стран СЭВ. Проводится большая работа по совершенствованию форм внешнеторг. и валютно-финансовых отношений, по стандартизации. 12-14 мая 1970 в Варшаве проходила 24-я сессия СЭВ, на к-рой был рассмотрен вопрос о ходе выполнения решений его 23-й сессии. Сессия одобрила представленные предложения о совершенствовании сотрудничества в области плановой деятельности стран-членов СЭВ и приняла решения, направленные на успешное завершение работ по составлению комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистич. интеграции стран-членов СЭВ. Многосторонняя деятельность СЭВ содействует решению ряда актуальных проблем развития нар. х-ва его участников, удовлетворяя все больше их потребности в сырье, топливе и энергетике, черных и цветных металлах, продукции химич. пром-сти, машиностроения, радиотехники и электроники. За счет взаимных поставок страны - члены СЭВ удовлетворяют 98% своей импортной потребности в каменном угле, 96% - в нефтепродуктах, ок. 80% - в железной руде, 95% - в машинах и оборудовании. Большую роль при этом играют советские поставки. Они почти полностью удовлетворяют потребности стран - членов СЭВ в нефти и чугуне, на 3/4 - в нефтепродуктах и фосфорных удобрениях, на 3/5 - в хлопке и прокате черных металлов, почти наполовину в коже, на 70% - в лесоматериалах. Поставки СССР покрывают одну треть импортных потребностей стран - членов СЭВ в машинах и оборудовании. Ок. 90% потребностей стран - членов СЭВ в электрокарах и электротельферах и 20% их потребностей в аккумуляторах удовлетворяет болгарский экспорт. Венгрия обеспечивает основные потребности стран-членов СЭВ в автобусах, дизельных поездах, оборудовании. ГДР обеспечивает страны - члены СЭВ рефрежираторными поездами, цементными заводами, кузнечно-прессовым оборудованием. Из МНР страны - члены СЭВ получают шерсть, пушно-меховое и кожевенное сырье, а также плавиковый шпат. Польша поставляет в страны - члены СЭВ морские суда, комплектное оборудование химич., сахарных, дрожжевых заводов, пассажирские вагоны. Румыния поставляет нефтебуровое и нефтепере- рабатывающее оборудование, оборудование химич. промышленности. Из Чехословакии страны - члены СЭВ получают оборудование для химич. пром-сти, металлорежущие станки, электровозы, прокатное и др. оборудование. Деятельность СЭВ по организации экономич. и научно-технич. сотрудничества способствует быстрому росту экономики стран-членов СЭВ. В 1969 по сравнению с довоен. уровнем пром. произ-во в Болгарии увеличилось в 33 раза, в Венгрии - в 7,7 раза, в ГДР - в 5,6 раза, в МНР - в 17 раз, в Польше - в 15 раз, в Румынии - в 15 раз, в СССР - в 11 раз, в Чехословакии - в 6,6 раза. Доля стран - членов СЭВ в мировом промышленном производстве достигла в 1969 почти одной трети. Деятельность СЭВ определяется его Уставом, принятым в дек. 1959, с изменениями, внесенными на 16-й (июль 1962) и 17-й (дек. 1962) сессиях СЭВ. Высший орган СЭВ - сессия Совета; главный исполнит. орган - Исполнит. комитет, к-рый имеет Бюро исполнит. комитета по сводным вопросам хоз. планов. В целях содействия развитию экономич. связей и организации многостороннего сотрудничества в отд. отраслях нар. х-ва созданы постоянные комиссии, а также Совещание представителей фрахтовых и судовладельч. орг-ций стран-членов СЭВ, Совещание руководителей водохоз. органов стран-членов СЭВ и Институт СЭВ по стандартизации. Совет имеет Секретариат, являющийся его экономич. и исполнительно- административным органом (местонахождение Секретариата - г. Москва). Секретари СЭВ: апр. 1949 - март 1954 - А. И. Лощаков; март 1954 - июнь 1958 - А. А. Павлов; с июня 1958 - Н. В. Фаддеев. Лит.: Многостороннее экономическое сотрудничество социалистических государств (сборник документов), М., 1967; Фаддеев Н. В., Совет Экономической Взаимопомощи, М., 1969; Иванов Н. И., Международные экономические отношения нового типа, М., 1968. Л. И. Лукин. Москва.

К созданию Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) СССР и страны Восточной и Центральной Европы шли с 1945 года, когда СССР начал оказывать помощь освобожденным государствам Европы. С образованием СЭВ в 1949 году эта помощь должна была стать взаимной.

До 1949 года помощь странам Восточной Европы была односторонней: со стороны СССР. Например, неурожай 1947 года мог бы ввергнуть Чехословакию в такие экономические затруднения, из которых страна не могла бы вырваться в течение ряда лет.

Ущерб от неурожая 1947 года исчисляется 13 млрд ч/с крон. Только благодаря бескорыстной помощи со стороны Советского Союза Чехословакия не только не пережила кризис с продовольствием, но вышла из него без серьезного пассивного баланса.

Уже в 1945 году, когда Румыния перешла на сторону антигитлеровской коалиции, советское командование впервые предоставило румынской стороне пшеницу, кукурузу и картофель для посева. Румынии было предоставлено 150 тыс. т пшеницы и 150 тыс. т кукурузы в рамках кредита, который необходимо было вернуть в 1946-1947 годах. Подобный объем зерна на мировом рынке на тот момент стоил около 35 млн долларов. Власти Румынии не смогли вернуть кредит.

Засуха 1946 года вновь обострила ситуацию с продовольствием. Тем не менее СССР, который также испытывал довольно серьезные трудности с продовольствием, вновь предоставил Румынии 100 тыс. т зерна. В 1947 году Бухарест вновь обратился к Москве с просьбой о помощи, и СССР поставил в Румынию еще 80 тыс. т зерна.

Премьер-министр Румынии Петру Гроза прокомментировал оказанную СССР помощь: «Годы засухи поставили нас в тяжелое положение… Мы были вынуждены снова стучаться в двери наших друзей на востоке. Мы знаем, что у них была засуха и что, несмотря на это, они дали нам взаймы в прошлом году 30 тыс. вагонов зерна с доставкой на дом, не требуя взамен никаких гарантий, не требуя золота, а мы не смогли отдать этот долг. Несмотря на это, мы снова обратились к нашим друзьям, и они поняли нас и помогают нам снова…».

Но не только продовольствием в трудные годы СССР помогал странам Восточной Европы. В той же Румынии совместными усилиями румынских нефтяников и советских специалистов к апрелю 1945 года удалось восстановить 1 217 из 1 450 нефтяных скважин, что позволило значительно увеличить добычу нефти. Кроме того, Советский Союз передал Румынии большую часть германского имущества, подлежащего вывозу в СССР в счет репараций.

Надо отметить, что в планах СССР при Иосифе Сталине не было создания нового самодостаточного региона в Восточной Европе или чрезвычайно успешной экономики. Восточная Европа прежде всего вошла в сферу особых интересов СССР после Второй мировой войны как пространство, которое отделяло его от Германии, от Западной Европы, проамериканской. И тем не менее, несмотря на тяжелейшее послевоенное положение в самом СССР, странам Восточной Европы была оказана существенная материальная и экономическая поддержка для восстановления после войны.

Планировать создание чрезвычайно успешной экономики в странах Восточной Европы начали при Никите Хрущеве, вероятно, потому, что в 1957 году западноевропейские страны сформировали Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).

Через пять лет после смерти Сталина СЭВ стал оформляться в мощную организацию типа ЕЭС, что стоило СССР больших материальных затрат. Штаб-квартира организации находилась в Москве. Работа структур СЭВ соответствовала работе аппарата большого государства.

Экономика стран Восточной Европы развивалась успешно и в темпах развития даже опережала западноевропейские страны ЕЭС. При сравнении СЭВ и ЕЭС надо учитывать, что страны Западной Европы не лежали в 1945 году в руинах, как страны Восточной Европы, а также изначально, еще в довоенное время, имели более высокое промышленное развитие, а США имели по сравнению с СССР более широкие возможности для кредитования региона.

Только Чехословакия до начала Второй мировой войны не уступала в промышленном развитии странам Западной Европы, но даже не гитлеровская Германия, а США приложили все силы для разрушения промышленности Чехословакии. Промышленное производство Чехословакии после войны составляло около 50% от предвоенного уровня.

Реформы в отношениях со странами - участницами СЭВ, проводимые при Хрущеве, как и подавляющее большинство проводимых им реформ, не были до конца продуманы и наносили ущерб СССР. Например, в 1959 году производство самого массового и незаменимого в сельскохозяйственной авиации самолета Ан-2, которому не было равных в мире, было передано Польше.

В 1965 году Польша начала серийное производство легкого с двумя газотурбинными двигателями вертолета Ми-2, производство которого также было передано СССР Польше. США не могли создать подобного вертолета до 1971 года.

СССР передавал странам СЭВ не сборку, как это делают западные страны, а полное производство. Даже запасные части на вертолет Ми-2 СССР покупал у Польши. Мир не создал для обработки сельхозугодий лучшей авиационной техники, чем самолет Ан-2 и вертолет Ми-2. Кроме того, они изготавливались в пассажирском варианте для местных авиалиний, а также в санитарном и других видах.

Россия в настоящее время для перевозки небольшого количества людей и грузов вынуждена использовать более дорогостоящие в эксплуатации тяжелые вертолеты вместо рассчитанного на восемь пассажиров и 800 кг груза вертолета Ми-2.

Передача производства двух выдающихся типов авиационной техники, остро необходимых народному хозяйству СССР, конечно, наносила ущерб экономическим интересам страны. Но, главное, указанные факты говорят об огромном вкладе СССР в развитие промышленности и сельского хозяйства стран - членов СЭВ. Та же Польша не испытывала никаких затруднений в помощи и количестве заказов на строительство кораблей.

К сожалению, в настоящее время страны Восточной Европы забыли, что основное количество ныне действующих в странах бывшего СЭВ производственных (включая пищевые отрасли), транспортных и энергетических мощностей было создано с помощью СССР или исключительно Советским Союзом.

Наряду с наукоемким производством в страны СЭВ было передано значительное количество производства товаров легкой промышленности. Эти товары пользовались большим спросом среди населения Советского Союза. Спрос опережал предложение и обеспечивал интенсивное развитие легкой промышленности стран - членов СЭВ.

По решению Сессии СЭВ (10-е заседание Сессии, декабрь 1958 года) осуществлено строительство крупнейшего в мире нефтепровода «Дружба» (свыше 4,5 тыс. км) для транспортировки советской нефти в ВНР, ГДР, ПНР и ЧССР. По решению Сессии СЭВ (11-е заседание Сессии, май 1959 года) была организована параллельная работа объединенных энергосистем «Мир». В 1962 году образовано Центральное диспетчерское управление объединенных энергосистем (Прага).

В этом же 1962 году были одобрены «Основные принципы международного социалистического разделения труда». Сотрудничество в области координации народно-хозяйственных планов стран - членов СЭВ еще более углубилось.

Для организации сотрудничества в конкретных областях экономики были созданы международные экономические организации типа «Интерметалл». В октябре 1963 года было подписано Соглашение о многосторонних расчетах в переводных рублях и организации Международного банка экономического сотрудничества.

Сессия СЭВ 1969 года приняла решение о разработке Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ. Указанная программа развития СЭВ на 20 лет была принята в июле 1971 года на 25-м заседании Сессии СЭВ.

Сессия СЭВ 1975 года поручила Комитету и Секретариату СЭВ организовать в 1975-1977 годах разработку проектов долгосрочных целевых программ сотрудничества на период до 1990 года.

Программы были разработаны для совместного решения проблем, носящих комплексный характер: обеспечения экономически обоснованных потребностей стран - членов СЭВ в основных видах энергии, топлива и сырья; согласованного на двусторонней и многосторонней основе развития машиностроения на базе глубокой специализации и кооперирования производства; удовлетворения потребностей в продовольствии, а также потребностей в товарах народного потребления.

Страны СЭВ участвовали в совместных строительствах крупных промышленных предприятий, магистральных газопроводов, линий электропередачи и других объектов. Это были наиболее сложные объекты, например заводы по производству металлорежущих станков с программным управлением.

Соглашения охватывали свыше 3 800 наименований сложной продукции. В 1972-1974 годах страны - члены СЭВ создали международную экономическую организацию «Интерэлектро», хозяйственные объединения «Интератомэнерго», «Интертекстильмаш», «Интерхимволокно», «Интератоминструмент».

На долю стран СЭВ приходилось 18,5% территории и 9,4% населения земного шара. Эти 9,4% населения земного шара в 1974 году произвели продукцию, которая составляла одну третью часть (более 33%) мирового производства промышленной продукции. В 1950 году страны СЭВ производили 18% мирового промышленного производства.

Китай и Северная Корея не входили в число стран - членов СЭВ, но являлись социалистическими странами, и с учетом промышленного производства в указанных странах очевидно, что социалистические страны уже в 1974 году, несмотря на принесенную войнами разруху, произвели продукцию, которая составляла почти половину мирового производства промышленной продукции.

Только за пять лет, с 1971 по 1975 год, национальный доход стран - членов СЭВ увеличился в целом на 36%, выпуск промышленной продукции - на 46%, среднегодовая продукция сельского хозяйства - на 14%.

За 1971-80 годах объем производственного национального дохода увеличился в целом по странам СЭВ на 66%, в Болгарии - на 96%, в Венгрии - на 62%, в ГДР - на 59%, в Монголии - на 81%, в Польше - на 73%, в СССР - на 62%, в ЧССР - на 57%.

В период с 1971 по 1980 год произошло увеличение объема капиталовложений в экономики стран - членов СЭВ на 73%. За счет больших масштабов капитального строительства возросли основные производственные фонды. К примеру, за период с 1971 по 1980 год фонды возросли в Болгарии в 2,2 раза, в Венгрии - в 1,9 раза, в ГДР - в 1,7 раза, в Монголии - в 2,4 раза, в Польше - в 2,2 раза, в Румынии - в 2,9 раза, в СССР - в 2,2 раза, в ЧССР - в 1,8 раза.

В 1980 году доля стран - членов СЭВ в мировом производстве электроэнергии составила 20,8%, в добыче угля - 27,3%, в производстве стали - 29,2%, цемента - 24,5%.

С 1971 года и до середины 1980-х годов, то есть до прихода к власти в СССР Михаила Горбачева, в братских странах СЭВ быстрыми темпами развивалась промышленность. Общий объем изготовленной промышленной продукции повысился более чем на 80%.

Объем продукции машиностроительной и металлообрабатывающей отраслей увеличился в 2,5 раза, электроэнергетической и топливной - в 1,7 раза и химической - в 2,2 раза. Валовая продукция сельского хозяйства в странах СЭВ в целом повысилась в 1980 году на 22% по сравнению с 1970 годом.

Доходы рабочих увеличились, в том числе в СССР - на 36%, в Болгарии - на 20%, в Венгрии - на 22%, в Чехословакии - на 23%, и это было реальное их увеличение, так как инфляция практически отсутствовала.

За 1971-1980 годы было возведено более 30 млн квартир, и таким образом более 130 млн человек улучшили свои жилищные условия. Квартиры предоставлялись бесплатно, за исключением сравнительно небольшого количества кооперативного строительства. В Болгарии за этот период было построено 603 тыс. квартир, в ГДР - 1422 тыс., на Кубе - 162 тыс., в Монголии - 32 тыс., в ЧССР - 1 262 тыс. квартир.

Данные факты однозначно указывают на то, что страны СЭВ в темпах экономического развития опережали страны Запада и СЭВ прекратил свое существование не по экономическим причинам. Мнение о том, что СССР и СЭВ развалились по экономическим причинам, навязано нашему обществу Западом.

Протокол о расформировании организации страны - члены СЭВ подписали в Будапеште 28 июня 1991 года на 46-м заседании Сессии СЭВ. И если СССР всячески способствовал производству разнообразных промышленных товаров в странах СЭВ, то Евросоюз с первого дня начал ограничивать количество промышленных товаров, производимых в странах Восточной Европы.

Фактически Запад снова превращает восточноевропейскую экономику в аграрно-сырьевую, какой она в основном была до начала Второй мировой войны.

Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) был организацией, альтернативной ЕС. Это был наш, советский ЕС, «общий рынок» со штабом в Москве.

Очень интересно здесь то, что Европейский Союз возник не раньше, а позже, чем СЭВ — в 1951 году. Тогда, как первые шаги по интеграции соц. стран начались ещё в 1949-м, а в 1950-м организация уже была создана. Мы были полностью экономически изолированы.

Основные решения принимались на ежегодно созываемых сессиях, проходивших поочерёдно в столицах стран-членов в порядке названий по русскому алфавиту. Делегации стран возглавляли главы правительств, на 16-18-м и 23-м заседаниях делегации стран возглавляли первые (генеральные) секретари центральных комитетов коммунистических и рабочих партий. В 1962 году был создан исполнительный комитет, состоявший из представителей стран-членов на уровне заместителей глав правительств по одному от каждой страны. Действовал секретариат СЭВ - экономический и исполнительно-административный орган, располагался в Москве, работой секретариата руководил секретарь СЭВ (главное должностное лицо Совета) и его заместители.

Мы ездили на немецких (Ифа) и польских (Жук) автомобилях, венгерских автобусах Икарус, на чехословацких автомобилях ТАТРА, трамваях, троллейбусах и локомотивах, у нас стояла дома румынская, чешская или югославская мебель, немецкие игрушки и оптика, мы если болгарские, венгерские и румынские консервы, носили одежду и обувь, сделанные в соц.странах. И многое-многое другое.

В качестве ответа на эти поставки мы строили в этих странах инфраструктуру, создавали энергетические мощности, помогали в строительстве заводов, поставляли им самолёты и трактора, машины и станки, нефть и газ и многое-многое другое. И это не было бартером, как иногда думают несчастные современные подростки — любители порассуждать о геополитике.

Все эти операции внутри стран-членов СЭВ были коммерческими! Валютой служила специально созданная единица «Переводный рубль». И хотя купюр «переводной рубль» никогда не существовало, а сам он использовался, как безналичное расчётное средство, он, тем не менее, имел официальное золотое содержание в 0,987412 грамма чистого золота.

Мы вполне успешно и с огромной пользой торговали друг с другом. Мы были обеспечены основными товарами и услугами, производственные мощности были целиком загружены, безработица была только в фильмах о Западной жизни, да и то мы ей не верили, поскольку не знали, что это такое и как это на практике выглядит.

СЭВ, в отличие от ЕС был организацией сугубо мирной. Мы не воевали в конкурентных войнах и не разоряли друг друга. СЭВ был огромным рынком производства и сбыта наших товаров с безграничным потенциалом.

Но помимо этого, внешнего рынка, у нас был ещё и рынок внутренний — 15 советских республик. Здесь действовала единая валюта «советский рубль», остальное было тем же самым. Россия продавала и покупала необходимое сырьё или товары.

Оба этих рынка служили естественными ограничителями западных экономических аппетитов. Придти сюда Западные компании тоже могли, но только на наших экономических и валютных условиях — квоты, «переводной рубль», отсутствие таможенных сборов и пр. Это не всех устраивало и не всем разрешалось их собственными правительствами — шла «холодная война».

Существование обоих этих рынков и своей, никак не связанной с долларом, валютой было залогом экономической мощи СССР и её неподверженности внешним колебаниям.

Мы были полностью экономически изолированы от остального мира и защищены от его потрясений. А будучи полностью независимыми от него, мы могли спокойно «гнуть свою линию» во внешней политике, опираясь на сверхмощную армию и не опасаясь никаких ответных мер. Всё это вместе и было суверенитетом. Экономическим и политическим.

Мы были конкурентоспособны! Мы мешали! Поэтому нам объявили ту самую «холодную войну». И её проигрыш для нас означал прежде всего потерю экономической, а затем, как неизбежное следствие, — политической независимости. Мы остались без наших рынков.

Победив в этой вoйне, Запад прежде всего разгромил нас экономически. Все производства, все отрасли, имевшие стратегическое значение, как в СССР, так и в странах соц. лагеря были либо куплены Западом, либо ликвидированы. Взамен нам предложили чужой рынок. Их рынок, на котором диктовать условия мы не могли.

И страны СЭВ, и СССР производили самые разные товары. Иногда они действительно уступали по качеству Западным аналогам. Но они были нашими! Мы делали их сами! Мы ни от кого не зависeли в их поставках. И на них был спрос! Пусть наши ботинки были не «СВ», а штаны не «купе», а всего лишь «плацкарта», выражаясь железнодорожным языком, но они «ехали», это был наш поезд. На нeго был реальный спрос! Он означал торговлю и производство.

Теперь нам предложили чужой рынок. Перекроем кредитование — останетесь без денег. Перекроем обслуживание лизингового авиационного старья — останетесь без авиации. Зарубим вам ваши северные или южные потоки — останетесь без валютных поступлений.

Перекроем кооперацию с крупнейшими западными нефтяными или газовыми корпорациями — останетесь без нефтедобычи и газодобычи. Наложим санкции на ваши оборонные или финансовые компании — останетесь и без экспорта и без систем и каналов расчётов. И до бесконечности.

А чтобы мы этого не делали — вы обязаны делать то, что вам скажут: уйти из Украины и Сирии, прекратить самостоятельные поиски союзников в мире, разорвать те или иные связи с теми или иными странами, свести к минимуму оборонные программы, прекратить интеграционные процессы на постсоветском пространстве, допустить к своим ресурсам наши компании и до бесконечности.

Это называется «открытый экономический шантаж». Он стал возможен, потому что мы лишились своих рынков.

В нашем случае, в контексте вышеприведённых рассуждений, нам предлагают на безальтернативной основе только одну возможность — рассчитаться за за дружбу и сотрудничество с Западом своим национальным суверенитетом. Будущим наших детей и внуков. Выкупить его обратно не удастся. Это дорога в один конец.

Или оставить всё, как есть, и по-прежнему играть в «капитализм» и в «независимость» «наравне» с объединённым Западным сообществом, изматывая себя до полного истощения.

Если вам, понятно унизительное положение, в котором оказалась Россия, то вам должно быть полностью понятно и то, почему мудрые «кремлёвские старцы» не дрогнувшей рукой вводили войска в Венгрию и Чехословакию, почему изо всех сил подавляли польскую «нэзалежность», почему помогали Вьетнаму и Корее, Эфиопии и Мозамбику, Кубе и Никарагуа.

Они не только защищали прошлое в лице миллионов советских солдат, павших за освобождение Европы, но и настоящее в лице экономической и политической независимости, и будущее. То самое, в котором сегодня оказалась Россия вопреки всем их стараниям.

  • Tags: ,

Заседание Исполнительного комитета Совета Экономической Взаимопомощи

Главная причина распада СЭВ - ко времени своего вступления на «путь социализма» большинство стран не достигли той высокой стадии индустриальной зрелости, которая предполагает формирование внутренних стимулов к интеграции. Крушению СЭВ в определённой мере способствовало и выдача желаемого за действительное и продуцирование неработающих интеграционных программ.

Безденежная торговля, которую на протяжении десятилетий вели страны соцлагеря, привела к тому, что практически все члены СЭВ пребывали в уверенности, что их обманывают, что их страна дает больше, чем получает. Социнтеграция вела к нивелировке экономик стран-членов СЭВ: сильные проигрывали, а слабые выигрывали. Если сравнивать экономическую ситуацию в странах Восточной Европы в 1928 году (пик предвоенного экономического подъема) и в 1970-м (наиболее успешный период функционирования СЭВа), то окажется, что доля стран Восточной Европы в мировом промышленном производстве увеличилась с 6,6 до 8,6 %. При этом доля Румынии выросла с 0,3 до 1 %, Болгарии - с 0,1 до 0,6 %, доля Венгрии - 0,36 до 0,6 %, в то время как доля Чехословакии снизилась с 1,7 до 1,5 %, а ГДР - с 2,8 до 2,4 %

Для СССР и России СЭВ сыграл двоякую роль. С одной стороны, СССР оказался обладателем долга в размере 15 млрд рублей. Дело в том, что в 1975-1985 годах партнеры по блоку были должны СССР 15 млрд руб., то за период с 1986 по 1990 годы роли поменялись: теперь уже Советский Союз задолжал 15 млрд руб. Поскольку Совет экономической взаимопомощи перестал существовать в неблагоприятный для СССР момент, расплачиваться с долгами пришлось именно ему. С другой, СССР был приобретён опыт по созданию организации, регулирующей экономическую деятельность нескольких стран.

Революции в странах Восточной Европы, распад СССР, образование новых государств в Евразии.

Социальные проблемы. Ухудшение экономического положения в странах Восточной Европы привело, в конечном счёте, к проявлению социальных проблем. Возникла безработица, явная или скрытая инфляция обесценила заработную плату, ухудшилось продовольственное обеспечение. Стали исчезать те черты образа жизни, которые в массовом сознании закрепились как “завоевание социализма”: отсутствие безработицы, социальная стабильность, твёрдые цены. Тоталитарный социализм исчерпал последние аргументы в свою защиту как более “передового” строя. Стали неэффективными прежние способы, без которых невозможно существование тоталитарного общества.
Разочарование и недовольство приняли различные формы. Население ГДР предпочло выезд в ФРГ, что приняло массовые формы, несмотря на репрессии властей и тотальную слежку. В Польше недовольство вылилось в стачечное движение. В 1980 году в ходе стачек возник независимый профсоюз “Солидарность”, который возглавлял электрик с гданьской судоверфи Лех Валенса. ”Солидарность” вобрала в себя почти все оппозиционные силы и превратилась в массовую организацию: её численность достигла 10-11 миллионов человек. Правительство было вынуждено вступить с ней в переговоры. Власти был брошен серьёзный вызов.. связанное по рукам и ногам участием в афганской авантюре советское руководство не сочло возможным прямо вмешаться в события. Но оно оказывало мощное воздействие на руководство Польши, требуя запрещения “Солидарности”. В декабре 1981 года в стране было введено военное положение. Все лидеры “Солидарности” были арестованы, а сам профсоюз распущен. Но военное правительство Польши так и не смогло найти выхода из сложившегося положения. Спад производства продолжался. “Солидарность” сохранила массовую поддержку. Её нелегальные организации продолжали функционировать. Кризис тоталитарного социализма стал всеобщим: экономическим, социальным, политическим и моральным. Но чтобы он разрешился, нужен был внешний толчок. Таким толчком стало начало перестройки в СССР. Начавшиеся перемены сыграли в этом смысле двоякую роль. М.С.Горбачёв стал всячески поддерживать в этих странах сторонников перемен и “обновления социализма”. Прежнее руководство лишилось поддержки СССР. Кроме того, СССР признал право народа на выбор пути развития. Для народов Восточной Европы это означало, что советская интервенция теперь вряд ли возможна.
Крах “железного занавеса”. В области политической, как правило, продолжалась линия на ликвидацию тоталитаризма. Во внешней политике поворот был особенно резок. Демократические силы стали добиваться вывода советских войск со своей территории. Все международные организации, созданные странами Восточной Европы при участии СССР, были распущены.
Крушение Берлинской стены. Всё настойчивее выдвигалось требование присоединения к экономическим и политическим союзам стран Запада. Рушился “железный занавес”, разделявший Европу все годы “холодной войны”. В первые же дни революции в ГДР был разрешён свободный переход в Западный Берлин- Берлинская стена перестала существовать.
Крах тоталитарного социализма. 40-летняя история тоталитарного социализма в Восточной Европе закончилась. Коммунисты, захватив здесь власть и начав “строительство социализма”, обещали резкое ускорение развития этих стран. Эта цель была достигнута в 40-50 годы. Промышленность стала ведущей отраслью экономики. Было преобразовано сельское хозяйство. Большинство жителей этих стран стали горожанами. Вырос уровень образованности населения. Но сумев с колоссальными жертвами обеспечить рывок вперёд к индустриальному обществу, тоталитарный социализм оказался неспособным решить проблемы этого более высокоразвитого общества. Крах тоталитарного социализма в Восточной Европе и СССР создал новую ситуацию в Европе. Теперь здесь нет ни одного тоталитарного государства.
Распад СССР. Перемены, начавшиеся в СССР в 1985 году, коснулись и основ государственного устройства. Хотя СССР был по конституции федеративным государством, ни у одной из 15 союзных республик не было реальной власти. Поэтому они стали требовать большей независимости от центра. Эти требования усиливались по мере ухудшения экономического положения, когда центр оказался не в состоянии его остановить. На выборах 1989-1990 годов сторонники усиления самостоятельности республик, вплоть до их отделения от СССР, неизменно одерживали верх. Наиболее сильным движением за независимость оказалось в прибалтийских республиках, Армении, Грузии и Молдове.
Но решающую роль сыграло нарастающее движение за укрепление суверенитета России- самой крупной республики. После избрания Бориса Ельцина президентом России, консервативное руководство СССР попыталось произвести переворот, отстранить от власти сторонников независимости республик и сохранить СССР. Но предпринятый ими путь в августе 1991 года не удался, 8 декабря 1991 года лидеры Белоруссии, России и Украины- Станислав Шушкевич, Борис Ельцин и Леонид Кравчук- заявили в Беловежской Пуще о прекращении существования СССР и о создании Содружества независимых государств(СНГ).
Раздел вооружённых сил. Распад СССР поставил перед новыми государствами много проблем. Встал вопрос о вооружённых силах. Сначала страны СНГ попытались сохранить объединённые вооружённые силы, но затем каждая начала создание собственных. Пришлось делить военное имущество СССР. Наиболее спорным остаётся вопрос о разделе Россией и Украиной Черноморского флота. Став правопреёмником СССР, Россия сохранила статус ядерной державы. Беларусь, Казахстан и Украина, на территории которых было ядерное оружие, согласилось объявить себя неядерными государствами и передать его России. Страны Балтии вообще отказались вступить в СНГ и потребовали вывода российских войск. Этот вывод был завершён в 1994 году.
Пути экономического развития республик. Став независимыми, республики бывшего СССР пошли разными путями экономического развития. Рубль перестал быть общей валютой, все они обзавелись собственными денежными системами.

Из Эстонии за рубеж на заработки уезжает гораздо меньший процент жителей, нежели из Латвии или Литвы. Об этом свидетельствует официальная статистика. Значит ли это, что Эстония за годы нахождения в ЕС продвинулась гораздо дальше своих прибалтийских соседей на пути социально-экономического развития? Или же дело в хитростях лукавой статистики?

Количество населения в Эстонии ежегодно неуклонно сокращается уже на протяжении 25 лет, и основными причинами этого являются превышение смертности над рождаемостью, а также негативное миграционное сальдо. По официальным данным Департамента статистики Эстонии, на начало 2015 года численность населения страны составила 1312,2 тыс. жителей. Это почти на 4 тыс. человек меньше, чем было год назад.

После вступления Эстонии в Европейский Союз, из страны за 10 лет, с 2004-2013 годы, выехало примерно 51 тыс. человек, что составляет около 4% населения страны, большинство из них были эстонские граждане (89%).

Абсолютное большинство эмигрантов (81%) – жители трудоспособного возраста от 15 до 64 лет, а наибольшее количество уехавших было среди людей, находящихся в самом расцвете сил - от 25 до 44 лет. Их удельный вес среди всех эмигрантов составил 47%. Также чаще других отправлялись за рубеж люди старше 45 лет (20%) и молодёжь от 15 до 24 лет (17%).

Очевидно, что отъезд жителей наиболее трудоспособного и репродуктивного возраста не может не сказаться на возрастном составе населения Эстонии. По официальным данным за 2014 год, в стране проживало 45% жителей в возрасте 45 лет и старше, тогда как доля жителей наиболее трудоспособного возраста от 25 до 44 лет составляла лишь 28% населения. В то же время доля молодых людей 15-24 лет, только вступающих в трудовую жизнь, в составе населения Эстонии оказалась наименьшей – 11%, а детей младше 15 лет – 16%.

По этим данным хорошо видно - людей трудоспособного и репродуктивного возраста в Эстонской Республике становится всё меньше и меньше.

Эмиграция населения, конечно, характерна для всех трёх прибалтийских стран после их вступления в Евросоюз, и тенденции здесь схожи. Преимущественно молодые люди уезжают в другие, более благополучные страны ЕС за «длинным евро». Однако, на первый взгляд, эстонская ситуация выглядит гораздо лучше. Так, только по официальным данным из Латвии за десять лет нахождения в Евросоюзе эмигрировало около 300 тыс. человек (ок. 13%), из Литвы – почти 500 тыс. (ок. 15%). Казалось бы, это свидетельствует о меньшем масштабе социально-экономических проблем в Эстонии, однако, по мнению экономиста, профессора Латвийского университета Михаила Хазана, в расчётах Департамента статистики Эстонии относительно количества эмигрантов наблюдается серьёзная неточность. С точки зрения статистики, эмигрантом человек считается лишь тогда, когда он выписался из регистра народонаселения, уведомив эту инстанцию о своём отъезде более, чем на год. Если же уезжающий из Эстонии этого не сделал, то, несмотря ни на что, он будет числиться постоянным жителем своей страны.

При этом, в отличие от Латвии и Литвы, из которых большинство населения уезжает в Великобританию, Ирландию или Германию, жители Эстонии предпочитают отправляться в более близкую им Финляндию. По данным статистики, 70% всех уехавших из Эстонии отправилось именно туда. Столицы данных государств – Таллин и Хельсинки – разделяет лишь 88 километров воды Финского залива. Это расстояние на курсирующем более десяти раз в день пароме Tallink можно преодолеть всего за два часа, чем и пользуются многочисленные эстонские эмигранты. Особенно часто это проявляется при посещении врачей: в Финляндии к ним не так просто попасть, а потому жители Эстонии предпочитают отпроситься на день с работы и приехать на приём к врачу в свой родной город. Тем более, что у многих работающих в Финляндии эстонцев не имеется медицинской страховки.

То, что эстонских эмигрантов по факту больше, чем подсчитало статистическое ведомство, подтверждает простое сопоставление цифр. Если посмотреть данные финского статистического управления, то оказывается, что в Финляндии постоянно проживает 45 тыс. эстонских граждан – то есть практически все эстонские эмигранты за 10 лет в ЕС. Возможно ли такое? Вряд ли, учитывая, что Финляндия – пусть и самая популярная, но далеко не единственная страна эмиграции для Эстонии. Кроме Финляндии жители Эстонии отправляются в Великобританию (6%) и Россию (5%). Чаще всего в Россию отправляются жители граничащего с ней региона Ида-Вирумаа (16%), находящегося на северо-востоке Эстонии.

Соответственно, реальное число выехавших из Эстонской республики серьезно превышает местные официальные данные.

Интересно при этом, что чаще всего жители Эстонии уезжают из центральных сельских регионов страны, населённых преимущественно эстонцами. В уездах Вильяндимаа, Йыгевамаа и Ярвамаа, по данным статистики, наблюдается наибольший в процентном отношении отток жителей. То есть, как ни парадоксально, при открытии границ Эстонию стало массово покидать именно население, являющиеся оплотом доминирующих в эстонской политике правоконсервативных партий, лидеры которых так активно борются за сохранение эстонской нации. Борьба эта, очевидно, остается лишь на уровне звонких речей – по некоторым оценкам демографов, если не переломить существующий тренд эмиграции, то лет через сто Эстония исчезнет.