Место и роль социального комплекса в экономике крыма и жизни населения. Экономика крыма Макроэкономические показатели крыма в советское время

Животные

Специально для Крым.Реалии

Денег нет. Эта фраза рискует превратиться из сетевого мема в эпитафию на надгробии Российской Федерации в целом и Крыма в частности. Как я писал в апреле в этой статье , экономика «подроссийского» полуострова просела по всем показателям, так что жизнь подорожала более чем на 25% за год. В мае в этой статье показано, как сокращаются дотации из федерального бюджета и подвергается секвестру бюджет крымский. Теперь пришло время оглянуться за пределы полуострова и сравнить его экономические показатели с показателями других регионов Украины и соседней России. Поверьте, увиденное вам не понравится.

Минутка теории

Интегральным показателем развития административной единицы является валовый региональный продукт (ВРП) . Он высчитывается путем сложения стоимости всех товаров и услуг, произведенных в определенном регионе, за вычетом налогов, идущих в центральный бюджет. Чем ВРП больше, тем регион живет лучше, что очевидно. Однако поскольку административные единицы могут сильно отличаться по числу жителей (а именно люди создают прибавочную стоимость регионального продукта), более адекватным для расчетов является показатель ВРП на душу населения. По нему-то мы и будем сравнивать состояние Крыма в 2013 и 2014 годах. Поскольку статистика по ВРП запаздывает в среднем на полтора года, данные по 2015 году нам еще недоступны, но вряд ли они сильно повлияют на картину.

Валовый региональный продукт Крыма в 2004–2014 годах

Валовый региональный продукт АРК и Севастополя устойчиво рос с 2004 по 2008 год, с началом мирового кризиса обвалившись приблизительно до уровня 2006 года, а к последнему «довоенному» году вернувшись на утраченные позиции.

Рассмотрим подробнее год до и после аннексии. Итак, по данным Госкомстата Украины, в 2013 году ВРП на душу населения АРК составлял 22,6 тыс. гривен (или 2756 долл. по тогдашнему среднему курсу), Севастополя – 25,6 тыс. гривен (3122 долл.).

Аннексия Крыма, вопреки обещаниям архитекторов «русской весны», привела регион к экономическому краху. В деталях мы рассматривали этот вопрос раньше, теперь посмотрим на всю картину в целом.

По данным Росстата, ВРП «Республики Крым» в 2014 году составил 73,2 тыс. рублей, а Севастополя – 45,8 тыс. рублей. Первое изменение налицо – «город русской славы», «вернувшись в родную гавань», сдал свои позиции. Оно и неудивительно – никаких доплат за службу в иностранном государстве моряки Черноморского флота больше не получают, туризм и транспорт в городе медленно умирают.

Идем дальше. Курс доллара в России на протяжении 2014 года колебался от 36,2 рублей в январе до 67,8 рублей в «день паники» 18 декабря, однако Центробанк сумел закончить год с показателем в 56,2 рубля за 1 доллар США. Моя методика может вызвать критику профессионалов, но где два экономиста, там три мнения, так что я смело буду считать средний курс доллара в 2014 году по 44,5 рубля.

Таким образом, в 2014 году валовый региональный продукт «Республики Крым» составил 1645 долл., а Севастополя – едва 1030 долл. Оказавшись под российским управлением, экономика полуострова откатилась к показателям 2005 – 2006 года (в 1,7 раза упал ВРП автономии, в 3 раза – Севастополя). Причины, я думаю, понятны всем.

Но и это еще не все.

Из середнячков – в аутсайдеры

Еще один аспект нынешнего положения полуострова – его место относительно других регионов Украины и России. На протяжении 2008-2013 годов Севастополь и Автономная Республика Крым неизменно занимали соответственно 10 и 15 место (из 27) в списке регионов Украины по размеру ВРП на душу населения.

Но для российских рейтингов Крым и Севастополь из крепких середнячков превратились в откровенных аутсайдеров. Судите сами. ВРП на душу населения самой бедной административной единицы Российской Федерации – Чечни – составил в 2014 году 2337 тыс. долл. (104 тыс. рублей при среднем курсе в 44,5 рублей за 1 доллар).

На этом фоне особенно пикантно выглядят обещания, раздаваемые крымчанам перед аннексией, – мол, станете намного богаче, зарплаты будут как в России, уровень жизни вырастет. Что ж, если раньше Крым находился примерно на одном уровне со Львовской областью, а Севастополь – с Одесской, то теперь, согласно российской статистке, для полуострова недостижимыми являются показатели Ингушетии и Чечни. Это однозначный успех.

И напоследок. Поскольку бюджет Крыма на 2/3 состоит из центральных вливаний, а экономика России неуклонно деградирует, ждать расцвета полуострова по объективным причинам не приходится.

И при этом камни с неба, как на грех, совершенно несъедобны.

Андрей Введенский , крымский обозреватель

Взгляды, высказанные в рубрике «Мнение», передают точку зрения самих авторов и не всегда отражают позицию редакции

Большая часть российских регионов проигнорировала рецессию

Экономика Крыма и Севастополя в 2016 году выросла почти на 7% на фоне падения российского ВВП, всего кризис «проигнорировал» 51 регион. А почти самые высокие темпы снижения показала Москва - ее ВРП сократился на 3%

Маяк у порта Ялты, Крым (Фото: Руслан Шамуков / ТАСС)

Больше половины российских регионов не заметили прошлогодней рецессии — их валовой региональный продукт (ВРП) вырос, несмотря на падение экономики страны на 0,2%. Как следует из оценки Минэкономразвития по ВРП за 2016 год (официальные данные Росстат публикует с годовой задержкой), оказавшейся в распоряжении РБК, одни из самых высоких темпов роста показали Крым и Севастополь. Разница в динамике ВРП между самым быстрорастущим регионом (Еврейская автономная область) и субъектом с наиболее масштабным падением экономики (Челябинская область) составила 12,7 п.п.

Крым в авангарде

Хотя Севастополь и остается самой маленькой экономикой среди российских регионов с момента присоединения к России — его ВРП в 2016 году составил 36,9 млрд руб., — темпы роста города достигли 6,7% (четвертое место среди всех регионов). Положительную динамику обеспечивает рост промышленности и инвестиций, говорит директор департамента экономики Севастополя Элимдар Ахтемов.

Крым по темпам роста Севастополь опередил — его ВРП вырос на 6,9%. Это восстановительный рост, частично связанный с реализацией ФЦП по социально-экономическому развитию Крыма и Севастополя, а также с ростом добычи, говорит министр экономического развития Крыма Андрей Мельников. В дальнейшем экономика Крыма должна ускориться до 7-9% в год, ожидает чиновник. Рост инвестиций в Севастополе наравне с модернизацией и развитием строительства обеспечивают как раз бюджетные вливания, в частности федеральная программа, отмечает Ахтемов. В 2016 году объем расходов на ФЦП составил 120 млрд руб. Согласно закону о бюджете, в 2017 году государство потратит на крымскую программу 164,7 млрд руб., а в следующие два года — еще 270,7 млрд руб.

В целом рост наблюдался в 51 субъекте. Экономика некоторых регионов «получила существенную выгоду от бюджетных инвестиций для финансирования инфраструктурных проектов (например, строительство объектов для чемпионата мира по футболу, дорожное строительство)», говорит ведущий аналитик Moody’s по российским регионам Владлен Кузнецов. «Вместе с тем можно сказать, что в основном бюджетные инвестиции имели определяющее влияние на рост экономики только для регионов с изначально низкой базой экономического развития», — добавляет он.


Статистика — не повод для инвестиций

Первое место по темпам роста экономики занимает Еврейская автономная область (+7,1%), в пятерку лидеров также вошли Ненецкий автономный округ и Мордовия, а в десятку — Дагестан, Ингушетия и Кабардино-Балкария (см. таблицу). Динамика регионального развития в прошлом году «в большинстве случаев определялась концентрацией экономики этих регионов по секторам», рассуждает Кузнецов: «Регионы, которые сконцентрированы на отраслях, показавших рост, в основном также имели более позитивную динамику». Положительные темпы показали в основном отрасли, ориентированные на экспорт, — в частности, нефтегазовый и химический сектора, — это произошло за счет инвестиционных проектов и увеличения спроса, говорит он. Производству продуктов питания и оборудования для крупных монополий помогли контрсанкции и девальвация рубля, а сельскому хозяйству — господдержка, отмечает Кузнецов, так как благодаря госзаказу выросли оборонный комплекс и инфраструктурное строительство.

Статистика роста в субъектах — это «вишенка на торте» для бизнеса, объясняет вице-президент «Деловой России» Андрей Назаров: это лишь один из критериев при выборе региона для инвестирования, но далеко не самый главный. Хотя официальные данные по тому же Крыму выглядят оптимистично, компании в первую очередь смотрят на объем и характер вложений со стороны государства и крупного бизнеса, говорит он, и пытаются найти себе применение в существующей схеме. Рост на 7% в условной Еврейской автономной области вряд ли может повлиять на решение бизнеса инвестировать именно в нее, соглашается Назаров.

Москва тянет вниз

По данным Минэкономразвития, ВРП в 2016 году упал в 30 регионах. Но их удельный вес в российской экономике оказался выше, чем у стагнирующих и растущих субъектов, и обеспечил сокращение валового внутреннего продукта на 0,2%. Снижение обеспечено за счет отраслей, ориентированных на внутренний спрос, в частности строительства и торговли, отмечает Кузнецов из Moody"s. Падение этих секторов во многих случаях перевешивало позитивную динамику в регионах, продолжает он, причина — в сокращении реальных доходов населения, которые в прошлом году снизились на 5,9%.

Среди сократившихся региональных экономик — такие крупные промышленные регионы, как Красноярский край, Свердловская и Челябинская области. На предпоследнем месте по падению оказалась Москва — в 2016 году ее ВРП сократился на 3%. Экономика Москвы существенно зависит от сектора услуг, напоминает Кузнецов, правительство Москвы в своем социально-экономическом прогнозе оценивает его долю в 65% (.pdf).


Челябинск (Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС)

Факторы, снизившие экономическую активность в России в целом, — дешевая нефть, девальвация рубля, санкции — «оказали прямое воздействие на экономику города Москвы», говорится в прогнозе. Столичные власти ждут, что в 2017 году ВРП останется на том же уровне, что и в прошлом, а в следующие два года вырастет на 1,8 и 1,4% соответственно. Таким образом, Москва опоздает с экономическим ростом на год — Минэкономразвития предсказывает увеличение ВВП России на 2% уже в этом году. При этом департамент экономической политики и развития Москвы вечером в пятницу сообщил РБК, что сделал предварительную оценку ВРП за 2016 год, согласно которой рост столичной экономики составил 0,7%.

Доля ВРП Москвы в российской экономике — 15-17%, говорит Кузнецов, ее снижение «оказало существенный эффект на национальный показатель». С другой стороны, нужно учитывать, что многие всероссийские экономические процессы замыкаются именно на столице — в ней находятся центральные офисы многих компаний, работающих по всей стране, рассуждает ведущий научный сотрудник института «Центр развития» Высшей школы экономики Андрей Чернявский. «Влияние взаимное: многое, что происходит в России в целом, формирует московские показатели. Поэтому говорить, что Москва сама по себе тянет Россию вниз, было бы не очень корректно», — резюмирует он.

Впрочем, официальные данные по ВРП «не в полной мере отражают реальное состояние городской экономики», утверждает правительство Москвы в своем прогнозе. Экономическая ситуация в столице «более благополучна», считают власти, и это видно из высокого уровня предпринимательской активности и роста энергопотребления.

Экономика Крыма формировалась на основе природных и климатических особенностей полуострова.

Традиционно роль Крыма в территориальном разделении труда определяли машиностроение, пищевая промышленность, промышленность строительных материалов, производство зерна, подсолнечника, винограда, овощей, фруктов, а также курортное и портовое хозяйство. Такая специализация сложилась благодаря приморскому положению региона, плодородным почвам и теплому климату, а также рекреационным ресурсам.

В структуре экономики Республики Крым преобладает сектор услуг, на долю которого приходится более 60% валового регионального продукта: торговля – 13%, транспорт и связь – 10%, операции с недвижимостью – 10%, социальный сектор – 10%, госуправление – 8%.

Среди отраслей материального производства ведущее место занимает промышленность (16%), удерживает значительную роль в экономике и сельское хозяйство – 10%.

Наибольшая часть реализованной продукции приходится на предприятия перерабатывающей промышленности – 50,8%, производство и распределение электроэнергии, воды и газа занимает 41,3%, добывающая промышленность – 7,9%.

Немалый вклад в экономику также вносят туризм и виноделие. Особой гордостью Республики Крым с давних времен являются местные здравницы, которые оказывают услуги санаторного лечения, медицинской реабилитации и профилактики заболеваний. В 13 курортных регионах Крыма насчитывается более 780 объектов размещения, в том числе 558 санаторно-курортных учреждений и 222 гостиницы. Каждое четвертое учреждение санаторно-курортного комплекса относится к здравницам, из которых более двух третей – санатории различной специализации. Согласно официальной статистике, регион занимает 2-е место в России по числу мест размещений и 5-е по количеству размещенных туристов.

Выгодное географическое положение полуострова предопределило его особую значимость как крупного транспортного и транзитного узла в Черноморском регионе. И на сегодняшний день транспортно-дорожный комплекс Республики Крым представляет собой развитую систему коммуникаций, в состав которой входят 6266,8 км автомобильных дорог общего пользования, 4 морских торговых порта (Керчь, Феодосия, Ялта, Евпатория), 2 паромные переправы, 3 аэропорта, железная дорога, эксплуатационная длина которой около 650 км, предприятия автомобильного транспорта.

В то же время крымская инфраструктура, которая практически не обновлялась украинскими властями, сильно изношена и нуждается в серьезных инвестициях.

В свете последних политических событий 2014 года, в результате которых Республика Крым вошла в состав России, Правительством Российской Федерации был принят целый ряд важных нормативных документов, направленных на синхронизацию жизни региона с Россией

В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 21 марта 2014 г. № 168 «Об образовании Крымского федерального округа», Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года № 790 была утверждена Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».

Программа нацелена на интегрирование экономики Крымского федерального округа в экономическое пространство России, обеспечение транспортной доступности, а также снятие инфраструктурных ограничений, мешающих устойчивому социально-экономическому развитию региона.

Основными задачами программы на период 2015 – 2020 годов являются: устранение ограничений транспортной инфраструктуры, создание системы устойчивого водоснабжения и энергообеспечения территорий, ускоренное развитие промышленности, здравоохранения, социальной сферы и образования и т.д.

Финансирование Федеральной целевой программы составит 700 млрд. рублей, из них около 660 млрд. – из средств федерального бюджета.

Средства ФЦП главным образом сконцентрированы на строительстве перехода через Керченский пролив, реконструкции воздушных и морских портов, автомобильных дорог. В энергетике программой предусмотрены меры по развитию сетевого комплекса, созданию собственной генерации для надежного энергоснабжения полуострова, обеспечению бесперебойного снабжения Крыма водой, укреплению береговой линии, наладке системы очистных сооружений и утилизации твердых бытовых отходов. В социальной сфере программа предусматривает строительство и сереьзную реконструкцию объектов здравоохранения и образования. Также запланировано создание индустриальных парков и технопарков в сфере высоких технологий

В составе Украины Республика Крым вместе с Севастополем производила около 3% ВВП. Валовой региональный продукт - ВРП Крыма оценивался в 2013 году в $4,3 млрд. Основные доходы региону приносит многоотраслевая промышленность - 16%, которую представляют более 500 крупных и средних предприятий. Самые известные заводы - Джанкойский машиностроительный, Феодосийский оптический, Керченский судостроительный, Керченский консервный, Крымский содовый, «Крымский титан», а также знаменитый комбинат вин «Массандра» и др. Вклад торговли в ВРП - 13%, строительства и сельского хозяйства - по 10%. Доходы от туризма, как ни парадоксально, дают всего лишь 6% в региональный продукт, несмотря на наличие известных курортов на Черноморском побережье и в зоне степного и горного Крыма - Коктебель и др.

В Крым приезжают ежегодно 5-6 млн организованных и самостоятельных туристов, 40% которых - это отдыхающие из России. С туристической сферой связано большинство местных домохозяйств - либо напрямую, либо через смежные отрасли - гостиничный бизнес, розничная торговля, общественное питание, индустрия развлечений. Но эти отрасли полностью подчиняются сезонным «приливам и отливам» туристов. Высокий сезон в Крыму - с конца мая по сентябрь, когда число работающих магазинов, кафе и ресторанов увеличивается на 50%.

По ВРП на душу населения, по уровню средних зарплат и пенсий Крым в составе Украины был одним из самых бедных регионов. При средней по стране зарплате в 3148 гривен; на январь 2014 года, крымчане в среднем получали около 2695 грн, что почти вдвое ниже, чем в соседних российских регионах - в Краснодарском крае - 21,87 тыс. руб., или по курсу на январь - 5500 грн; в Ростовской области - 19,7 тыс. руб., или 4900 грн. Средняя пенсия в Крыму, по данным 2013 года, составляла 1400 грн -примерно 5800 рублей.

Дефицит жизненно необходимых ресурсов
Экономика Крыма имеет как сильные, так и слабые стороны, но в новой ситуации основным критерием становится самодостаточность региона. И в этом отношении полуостров весьма уязвим. Крым получает 90% питьевой воды, 80% потребляемой электроэнергии, 60% товаров первой необходимости из других регионов. В то же время регион хорошо обеспечен собственным продовольствием, а также имеет небольшой экспортный потенциал. Половина экспорта направлялась в страны СНГ - 45%, из этого большая часть в Россию - 29%, а 23% продукции Крыма ранее находило сбыт в ЕС. В СНГ и Россию вывозятся сельскохозяйственные товары - зерновые, животноводческая продукция, эфирно-масличное сырье для косметической промышленности - розовое масло, экстракт лаванды и пр., а в страны Евросоюза - химические и минеральные продукты, в том числе удобрения и титановое сырье. Крупной экспортной статьей в 2013 году были алкогольные и безалкогольные напитки, преимущественно вина, а также виноматериалы, которые закупали Россия, Белоруссия, Китай, Япония, Германия и США.

Крым хорошо обеспечен природным газом. Госпредприятие «Черноморнефтегаз», входящее в структуру «Нафтогаз Украины», ежегодно добывает на шельфе свыше 1,6 млрд куб. м газа, что полностью покрывает внутреннее потребление и даже дает возможность поставлять газ в другие регионы Украины. В то же время нефть и бензин на полуостров нужно завозить извне.

Главные трудности возникают в снабжении питьевой водой и электроэнергией. Крупных рек и пресных озер в Крыму нет, и основная часть воды поступает из Днепра через Северо-Крымский канал. После отделения Крыма поставки воды придется оплачивать.

Другое слабое место - электроснабжение. Собственных источников электрогенерации в Крыму почти нет, за исключением небольших солнечных и ветряных электростанций, а также устаревших ТЭЦ. Более 1200 МВт мощности составляют поставки по линиям электропередач с основной территории Украины.

Финансовое положение Крыма сильно зависит от межбюджетных перечислений. Собственные налоги и сборы покрывают меньшую часть расходов регионального бюджета, а остальные средства - от 52 до 66% в разные годы обеспечивали поступления из госбюджета Украины. От аренды военно-морской базы ЧМФ России в Севастополе автономия денег напрямую не получала. Вся арендная плата России - это $97 млн в год -поступала в Киев, и уже после перераспределений в госбюджете Севастополю возвращали $6 млн.

Таким образом, без внешних финансовых дотаций, при дефиците жизненно необходимых ресурсов, с сезонным характером ряда профилирующих секторов экономики Крым самостоятельно не выживет, нужна существенная помощь из центра. Официальный среднедушевой доход в Крыму - 1,8 тыс. грн. Это примерно $200, или 7,2 тыс. руб. по текущему курсу. Чтобы поднять экономику Крыма хотя бы до уровня среднероссийского региона по ВРП на душу населения, понадобятся огромные инвестиции.

Кто инвестирует в Крым
До революционных событий на Украине главная здравница страны не была обделена вниманием зарубежных инвесторов, прежде всего российских. За период 2000-2008 годов, перед финансовым кризисом иностранные инвестиции в Крым увеличились в 4,3 раза - со $146 млн до $637,6 млн. Темпы роста ПИИ в регион отставали от средних по стране - за то же время ПИИ на Украину выросли в 9,2 раза. Тем не менее Автономная Республика Крым устойчиво занимала в рассматриваемый период 7-8 место по объемам ПИИ среди 27 регионов страны, ежегодно привлекая примерно 1,8% от общего объема зарубежных инвестиций на Украину.

По количеству привлеченных ПИИ в расчете на душу населения Крым располагался в ранжированном списке только на 11-й позиции. Особенно привлекательным для инвесторов регион стал в период действия закона Украины о свободных экономических зонах - СЭЗ, и территориях приоритетного развития - ТПР, благодаря которому на территории Крыма действовала Северо-Крымская СЭЗ «Сиваш» 1995-2001 и ТПР «Крымская» 1999-2005. Но в конце 2005 года этот закон был отменен, а с ним исчезли и ощутимые налоговые льготы инвесторам, что негативно сказалось на притоке ПИИ в последующие годы. В 2012 году иностранный бизнес вложил в Крым $17,6 млн, а в 2013 году - всего $5,2 млн. Иностранные инвестиции направляли в строительство, аграрный сектор, добывающую и легкую промышленность, сферу операций с недвижимостью.

Накопленные ПИИ в экономику Крыма, поступившие только из России, составляли к сентябрю 2012 года $359,7 млн - 23,4% от всех накопленных прямых инвестиций, а если учитывать инвестиции через офшоры - то около 80%. Деньги традиционно шли в курортный бизнес: строительство пансионатов, отелей, ресторанов.

О своих экономических интересах в Крыму громко заявил Китай, который рассматривает полуостров в качестве одного из узловых пунктов в реализации национальной стратегии «Экономический пояс Шелкового пути», предусматривающей создание новых эффективных торговых маршрутов по суше и морю из Китая в Европу. В декабре 2013 года, во время визита Виктора Януковича в Пекин, на состоявшемся там украино-китайском бизнес-форуме был подписан меморандум о сотрудничестве.

Главное содержание договоренностей - это передача Украиной части территории Крыма - включая Севастополь и западное побережье Китаю для создания так называемой Крымской зоны экономического развития под обещанные инвестиции в $10 млрд. Из них $3 млрд китайцы обещали выделить в первую очередь, под строительство глубоководного грузового порта вблизи Евпатории - пос. Фрунзе, Сакский район. Кроме того, китайцы планировали построить в Крыму новый аэропорт, верфи, НПЗ, терминал для экспорта сжиженного природного газа, учебные центры, пляжи и зоны отдыха, вложив в эти проекты $7 млрд. Перспективы этих договоренностей в новой ситуации остаются неясными.

Россия и далее намерена инвестировать в Крым. Минэкономразвития уже предложило крупному бизнесу вложить около $5 млрд - в реконструкцию автодорог, портовых и рекреационно-гостиничных комплексов. Наиболее дорогостоящими могут стать инфраструктурные объекты. К ним относятся проекты реконструкции автодороги «Херсон - Джанкой - Феодосия - Керчь» стоимостью $1,4 млрд, проекты, связанные с портами в Евпатории, Феодосии, Керчи, Ялте -суммарно около $1,8 млрд, а также масштабное строительство транспортного перехода - моста через Керченский пролив, который соединил бы Таманский полуостров с Крымом. Стоимость последнего проекта может варьировать от $1,5 млрд до $3 млрд, в зависимости от того, построят автомобильный мост или автомобильно-железнодорожный двухъярусный переход либо проложат тоннель под проливом - самый дорогостоящий вариант. Важно создать собственную энергетическую базу. Потенциально регион интересен для частных инвесторов, но при условии солидных госгарантий.

Перспективы экономического развития Крыма во многом зависят теперь от того, насколько успешно он будет интегрирован в единое социально-экономическое и правовое пространство России. На государственном уровне для этого предпринимают все необходимые меры. С 1 апреля Республика Крым и Севастополь получают прямое финансирование из федерального бюджета - свыше 13 млрд руб. дотаций на 2014 год. Заявлено, что Крым могут наделить статусом особой экономической зоны по типу Калининградской. Планируется создать корпорацию развития Крыма и принять специальную федеральную целевую программу.

Банки Крыма: новая конфигурация
Включение Крымского полуострова в состав РФ продиктовало необходимость проведения здесь локальной денежной реформы, создания расчетно-платежной системы и, как следствие, решения проблемы закрытия около 1500 филиалов и офисов украинских банков в условиях запрета в РФ функционирования филиалов иностранных кредитных организаций.

Результатом денежной реформы будет утверждение российского рубля в качестве единственного законного платежного средства на территории Крымского федерального округа. И для этого имеются веские основания. В большинстве случаев реформирование денежного обращения сопряжено с девальвацией национальной валюты, частичной конфискацией сбережений и разного рода ограничениями для обмена денег. Однако история знает и случаи проведения «мягких» денежных реформ, когда деноминация или переход на новую денежную единицу не сопровождались конфискацией денежного имущества и введением ограничений по обмену денег.

Именно такой вариант денежной реформы в настоящее время уже реализуется в Крыму. Постепенное вхождение экономики и домашних хозяйств будет обеспечиваться параллельным хождением российского рубля и украинской гривны в качестве законных платежных средств до 1 января 2016 года. Однако это вовсе не означает отсутствия множества организационных проблем переходного периода, главными из которых являются организация налично-денежного обращения, расчетно-кассовое обслуживание населения, предприятий и организаций, а также обеспечение доступности финансовых услуг.

Переход на расчеты в рублях даже при условии параллельного хождения гривны делает экономику Крыма чувствительной к дефициту наличной валюты, как российской, так и украинской. При его возникновении могут возникнуть угрозы использования денежных суррогатов и даже появления черных рынков наличной валюты. По этим причинам, а также по социально-политическим соображениям налаживание налично-денежного обращения на территории Крыма выступает ключевой задачей первого этапа при проведении денежной реформы. Принимая во внимание богатый опыт ЦБ РФ по организации налично-денежного обращения, а также создание Банка Крыма и Банка Севастополя с возложением на них обязанности проведения бюджетных и социальных платежей, можно полагать, что в сфере наличных денег не возникнет каких-либо проблем.

Несколько сложнее обстоит дело с расчетно-кассовым обслуживанием и платежными сервисами. Если переналадка кассовых аппаратов - это больше техническая задача, то создание эффективной системы рублевых безналичных платежей делает необходимым решение сложного комплекса организационных и экономических задач. Это касается развития сети банкоматов, проведения расчетов посредством платежных карт, перехода на российские стандарты платежно-расчетных отношений и еще множества других аспектов безналичного денежного обращения.

Наряду с использованием для юридических лиц возможностей платежной системы Центрального банка, решению этих задач, прежде всего для населения, будет способствовать развитие филиально-офисных сетей российских коммерческих банков. Вместе с расширением доступности финансовых услуг это ускорит переход к использованию новейших банковских технологий при проведении расчетов. Временные трудности в решении этого круга задач заключаются в том, что согласно действующему законодательству в России запрещено функционирование прямых филиалов иностранных банков. В силу этого филиалы украинских банков на территории Крыма подлежат закрытию. Между тем, по имеющимся оценкам, в Крыму действует примерно 1500 филиалов и офисов коммерческих банков, основная часть которых принадлежит украинским кредитным организациям. Участие российских банков - более 10, включая Сбербанк, ВТБ, Банк Москвы, Альфа-Банк и др., пока остается незначительным.

Указанная проблема имеет несколько дополняющих друг друга вариантов решения. Во-первых, часть филиалов может быть передана дочерним или материнским структурам, действующим в рамках российской юрисдикции. Это касается филиалов тех украинских банков, которые либо имеют дочерний банк в России - к примеру, Райффайзен-банк, либо являются «дочками» российских банков - например, «Петрокоммерц-Украина». Во-вторых, возможен вариант законодательного закрепления переходного периода, в течение которого филиалы украинских банков могут действовать на территории Крыма при условии проведения процедур либо их преобразования в дочерние российские банки, либо продажи бизнеса заинтересованным российским кредитным организациям. В-третьих, проведенные в последние годы изменения нормативно-правовой базы ЦБ РФ способствовали упрощению порядка открытия филиалов и дополнительных офисов коммерческих банков. Жизнь показывает, что расширение их присутствия в южных регионах страны является одной из заметных тенденций в сфере банковской деятельности.

Таков далеко не полный перечень тех законодательных, экономических и организационных задач в банковской сфере, которые предстоит в кратчайшие сроки решить на территории Крыма. Отдельного внимания заслуживает проблема волатильности обменных курсов рубля и гривны на период их параллельного хождения на период до 2016 года.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ В.И.ВЕРНАДСКОГО

(ФГАОУ ВО «КФУ ИМ.В.И.ВЕРНАДСКОГО»)

ТЕХНИКУМ ГИДРОМЕЛИОРАЦИИ И МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

(СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ) ФГАОУ ВО

«КФУ ИМ.В.И.ВЕРНАДСКОГО»

Республиканская студенческая научно-практическая конференция,

посвященная 5-летию образования Таврического колледжа

«Студенческие научные исследования в современных реалиях Крыма»

Доклад

Социально-экономическое развитие Республики Крым

Выполнила:

обучающаяся Емцова Елена,

Техникум гидромелиорации и механизации

сельского хозяйства (филиал) ФГАОУ ВО

«КФУ им.В.И. Вернадского» ,

«Коммерция (по отраслям), 2 курс

Научный руководитель

Бугаева Л.Ю., преподаватель

социально-гуманитарных дисциплин

Симферополь, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

1.Вступление …………………………………………………………………………… стр. 3-6

2.Характеристика потенциала Республики Крым как составной части

Российской Федерации ……………………………………………… стр. 7-11

3. Социальные проблемы Крыма и пути их преодоления……. стр. 12

4. Заключение. Используемая литература. ………………………….. стр. 13

1. Вступление

1. Развитие Российской Федерации как единой социально-экономической системы определяется развитием составляющих ее подсистем – субьектов РФ.

На сегодняшний день вопросы, связанные с социально-экономическим

развитием субьектов РФ, являются чрезвычайно актуальными.

Это обусловлено тем, что уровень социально-экономического развития субьектов влияет на уровень и структуру экономики страны,на ее конкурентную способность, а также на возможность ведения эффективной внешней политики.

Экономическое развитие - это расширенное воспроизводство и постепенные качественные и структурные положительные изменения экономики, производительных сил, образования, науки, культуры, уровня и качества жизни населения, человеческого капитала. Экономическое развитие включает развитие общественных отношений, поэтому протекает различно в конкретных исторически сложившихся условиях технологических укладов экономики и распределения материальных благ . Это процесс улучшения качества всех человеческих жизней и возможностей повышения уровня жизни, самоуважения и свободы .

Социальное развитие-это процесс, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни или в отдельных ее компонентах – социальных отношениях, общностях, организациях, институтах .

Социально- экономическое развитие представляет собой взаимодействие как социального, так и экономического развития. При этом определяются основные цели данного вида развития. Это: увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни.

Процесс социально-экономического развития включает в себя три важнейшие составляющие:

    повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;

    создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства;

    увеличение степени свободы людей, в том числе их экономической свободы.

Основным управленческим документом по развитию РК является федеральная целевая программа: «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».

Стратегической целью этой программы является достижение устойчивого роста уровня и качества жизни населения на основе сбалансированной социально-экономической системы инновационного типа. Реализовывать Программу предлагается в два этапа:

- первый этап (2015 - 2017 годы) – стабилизация ситуации – направлен на перелом негативных тенденций, сложившихся в силу внешнеполитической обстановки и изношенности инфраструктуры на территории Крымского федерального округа;

- второй этап (2018 - 2020 годы) – этап устойчивого социально-экономического роста.

Учёные проявляют большой интерес к проблемам социально- экономического развития Республики Крым как субьекта Российской Федерации.

В работах экономистов поднимаются вопросы, которые касаются проблем социально- экономического развития– Республики Крым, путей их преодоления.

В частности это касается экологической проблемы, распространения ВИЧ/СПИДа и туберкулеза, потребительской инфляции в Крыму и многих других.

Основной целью доклада является выявление основных социально-экономических проблем Республики Крым.

Социально-экономическое развитие – это комплексная система целевых мер социально-экономического развития территории, планируемых государством и муниципалитетами, система эффективных путей и средств достижения таких основных аспектов как:

    увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения;

    снижение уровня нищеты;

    оздоровление окружающей среды;

    обогащение культурной жизни;

    перемены в социальной и административной структурах общества и т.д.

2. Характеристика потенциала Республики Крым как составной части

Российской Федерации.

2. Республика Крым занимает территорию Крымского полуострова, расположенного на юге Восточной Европы. Территория – 26,1 тыс. кв.км.

Граничит с областями Украины: Херсонской и Запорожской, Краснодарским краем (РФ). Климат Крыма характеризуется его расположением между умеренным и субтропическим географическими поясами, способствующих мягкому климату полуострова и большому количеству часов солнечного света (2180-2470 часов на год).

Рельеф Крымского полуострова представляет собой три неравных части: равнинный Крым, Керченский полуостров и горный Крым. Крымский полуостров омывается Черным и Азовским морями.

Количество районов – 14: Бахчисарайский, Белогорский, Джанкойский, Кировский, Красногвардейский, Красноноперекопский, Ленинский, Нижнегорский, Первомайский, Роздольненский, Сакский, Симферопольский, Советский, Черноморский.

Города республиканского подчинения – 11: Алушта – 53,0 тыс. чел., Армянск – 25,9 тыс. чел., Джанкой – 42,4 тыс. чел., Евпатория – 120,7 тыс. чел., Керчь – 155,3 тыс. чел., Красноперекопск – 31,0 тыс. чел., Саки – 28,5 тыс. чел., Симферополь – 364,0 тыс. чел., Судак – 28,3 тыс. чел., Феодосия – 107,6 тыс. чел., Ялта – 143,6 тыс. чел.

Население: всего – 2018,4 в том числе: городское – 1265,9 сельское – 752,5

Занятость населения - в экономики республики работало 458,6 тыс. чел.

из них: в промышленности – 17,2 % в сельском хозяйстве – 17,3 %

Плотность населения – 81,2 чел. на км 2

Важнейшие морские порты – Евпатория, Ялта, Феодосия, Керчь и город федерального значения Севастополь. Наша Республика Крым имеет множество особенностей,связанных с географическим положением.природно-ресурсным и экологическим потенциалом,сложной историей, этнокультурными особенностями.

Выбор развития требует учёта всех этих особенностей.

Вниманию предлагаются некоторые проблемы природно-ресурсного и экологического потенциала.

    Система природопользования далеко несовершенна.

Несовершенство использования территории, высокая энерго –и водоёмкость,

низкий уровень сервиса (при высокой стоимости услуг),широкое применение ядохимикатов в сельском хозяйстве, устаревшие промышленные технологии, привели к ухудшению экологического состояния некоторых компонентов природы, что снижает привлекательность субьекта для рекриантов, ухудшает качество производимой продукции.

    Одна из проблем, имеющих экологические, природно – ресурсные аспекты за двадцатилетний период пребывание Крыма в составе Украины -это потеря Крыма в региональной уникальности(в ресурсном, ландшафтном, историко-культурном отношениях),составляющих самое большое богатство Крыма.

Республика Крым имеет колоссальные возможности по созданию системы экономико-экологических кластеров .

В программе: «Социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» ставится задача р азвивать интенсивное, экологически чистое сельскохозяйственное производство, с приоритетным развитием высокотехнологичных экологически не агрессивных производств.

С оздания современного морехозяйственного комплекса, ориентированного на использование природных ресурсов Чёрного и Азовского морей .

Анализ потенциальных- экономико-экологических кластеров в Республике Крым.

Каркинитский

залив

Сиваш

западный

керченский

Тип кластера

природоохранный

туристический -природопользовательский

туристический

Инновационно-научный

Сильные стороны

Наличие природно-ресурсного потенциала, природно-заповедного фонда,

высокая инновационность.

природно-заповедного фонда,

многоотраслевые промышленные центры.

Наличие природно-ресурсного потенциала, природно-заповедного фонда, многоотраслевые промышленные центры,

проект управления, инвестиционные

планы и проекты.

Наличие природно-ресурсного потенциала,

наличие инфраструктуры.

Слабые стороны

Отсутствие международной поддержки, отсутствие опыта создания морских кластеров

Наличие опасных предприятий

Отсутствие

инфраструктуры

Возмож

ности

Добыча газа в акватории (Голицынское газогидратное месторождение),

развитие подводного туризма,

дайвинга

Развитие Сивашского

Эко -коридора,

морская охота и рыбалка,

развитие туристического комплекса.

Создание крупномасштабного комплекса

Развитие предприятий переработки рыбы,

развитие медицинской морской химии

Строительство Керченского моста

С введением в строй моста через Керченский пролив к 2018 году:

    эффективно будет использоваться в (межконтинентальном), региональном (межгосударственном) и внутреннем (региональном) масштабах высокая пропускная способность железнодорожных сетей, системы транспортных коридоров, мост через Керченский пролив будет отвечать транспортно-эксплуатационным характеристикам дорог современных требований.

    стратегическое преимущество Крыма как одного из транзитно-транспортных центров Черноморского региона, устранит транспортно-коммуникационную изолированность отдельных территорий полуострова, облегчит процессы формирования интегрированного внутреннего рынка Республики Крым, свяжет полуостров с материковой частью нашей страны.

Вхождение Крыма в состав Российской Федерации дало возможность к устойчивому экологически приемлемому социально-экономическому развитию,

превращает Крым в высокоразвитый курортно-рекриационный и торгово-финансовый центр международного значения, обеспечит современной инфраструктурой,

позволит осуществлять транспортно - коммуникационные функции в системе межрайонного разделения труда.

Крымский федеральный округ представляет собой богатое культурное, экономическое развитие, определяя регион как привлекательнейшую курортную зону, место отдыха и путешествия множества туристов.

Крым – один из восьми европейских регионов, признанных МСОП мировыми центрами разнообразия растений. Современная флора полуострова насчитывает 2775 видов растений, многие из которых уникальны и находятся под защитой закона.

Нельзя не отметить и плодородные почвы- чернозёмы,именно они обеспечивают разнообразие хлебобулочных изделий на прилавках магазина полуострова.

Солдатова С.О. Приоритеты формирования комплексной политики экономико-экологической кластеризации Республики Крым // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5:Экономика. 2015. №4 (111).

3. Социальные проблемы Крыма и пути их преодоления.

Рассмотрим основные проблемы социальной направленности в РК.

В Республике Крым, наблюдается демографический спад, обусловленный высокими показателями смертности и заболеваемости населения, низкой рождаемостью. Основные причины демографического спада в Крыму - это:

экономические, экологические, социальные, психологические, культурные проблемы.

Экологическое состояние природной среды РК за 20 лет нахождения в составе Украины, имело тенденцию к ухудшению в связи с интенсивным использованием ресурсов и развитием промышленного производства, что оказало определяющее влияние на уменьшение численности и ухудшение здоровья населения Крыма.

Одной из наиболее острых проблем заболеваемости населения автономии является распространение ВИЧ/СПИДа и туберкулеза.

Ситуация на рынке труда характеризовалась ростом уровня зарегистрированной безработицы, который составил 1,7% населения трудоспособного возраста и составила 6 человек на место.

Остается актуальной проблема диверсификации инвестиционных вложений иностранных инвесторов, связанных с неоправданными санкциями против РФ.

В федеральной целевой программе по социальному развитию , основными задачами являются:

    повышение здоровья населения за счет улучшения профессиональной подготовки медицинских работников;

    создание условий для развития охраны материнства и детства;

    улучшение материально- технической и лечебно-диагностической баз лечебно-профилактических учреждений.

Программа социальной защиты и занятости населения Республики Крым, основными целями которой являются улучшение качества обслуживания населения в учреждениях социальной защиты, расширения системы адресной поддержки социально незащищенных слоев населения, повышение экономической активности и занятости населения.

4. заключение

Социально-экономическое развитие полуострова направлено на:

    устранение диспропорции в региональном развитии

    доведение уровня жизни населения и развития экономики Крымского федерального округа до среднероссийского уровня

    формирование условий для обеспечения устойчивого экономического роста Крыма,

    гармонизация межнациональных отношений и устранение межэтнических конфликтов

    формирование сети автомобильных дорог, портов

    обеспечение транспортного сообщения с материковой частью Российской Федерации

    эффективное использование туристско-рекреационного потенциала.

5. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА. ИСТОЧНИКИ.

1 . Багров Н.В. Крым- модельный регион устойчиво-ноосферного развития//Геополитика и экогеодинамика регионов.2010.Вып.1.С.5-12.

2 .Карпенко С.А. Географическое обеспечение программ регионального развития//Учёные записки Таврического национального Университета им.В.И. Вернадского серия География.2004.Т.17(56),№4.С 207-218.

3 . Экономический словарь http://ekslovar.ru/slovar/r-/razvitie-ekonomicheskoe.html

4 .Тодаро М.П. Экономическое развитие. - М.:: Юнити, 1997. - 667 с. - ISBN 5-85173-063-3.

5 .Социальное Государство. Краткий словарь-справочник, Москва, 2002 г.

6.Солдатова С.О. Приоритеты формирования комплексной политики экономико-экологической кластеризации Республики Крым // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5:Экономика. 2015. №4 (111).