Кому на руси жить хорошо крестьяне описание. Образ помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова - сочинение. Образ главных героев-странников

Животные

Великий русский поэт Н. А. Некрасов родился и вырос в сельской глубинке, среди бесконечных лугов и полей. Мальчиком он любил убегать из дома к своим деревенским друзьям. Здесь же он знакомился с простым рабочим народом. Позже, став поэтом, он создал ряд правдивых произведений о простых бедных людях, их быте, речи, а также русской природе.

Об их социальном положении говорят даже названия деревень: Заплатово, Дырявино, Разутово, Неелово, Неурожайко и другие. Об их бедственном положении поведал и встретившийся им поп: «Крестьянин сам нуждается, и рад бы дал, да нечего…».

С одной стороны, подводит погода: то постоянно идут дожди, то нещадно палит солнце, сжигая урожай. С другой стороны, большую часть собранного урожая приходится отдать в виде податей:

Гляди, стоят три дольщика:

Бог, царь и господин

Крестьяне у Некрасова – великие труженики:

Не белоручки нежные,

А люди мы великие,

В работе и в гульбе!

Одним из таких представителей является Яким Нагой:

Он до смерти работает,

До полусмерти пьет!

Другой представитель «людей великих» - Ермила Гирин показан как честный, справедливый, совестливый мужик. Он пользуется уважением среди крестьян. Об огромном доверии к нему соотечественников говорит тот факт, что когда Ермила обратился к народу за помощью, то все скинулись и выручили Гирина. Тот, в свою очередь, вернул все до копеечки. А оставшийся невостребованным рубль отдал слепому.

Находясь на службе, он всем старался помочь и не брал за это ни копеечки: «Худую совесть надобно – крестьянину с крестьянина копейку вымочить».

Однажды оступившись и отправив в рекруты вместо своего брата другого, Гирин мучается душевно до того, что готов свести счеты с жизнью.

В общем образ Гирина трагический. Странники узнают, что он сидит в остроге за помощь бунтующему селу.

Столь же безрадостна доля крестьянской женщины. В образе Матрены Тимофеевны автор показывает стойкость и выносливость русской женщины.

Судьба Матрены включает и тяжелую, наравне с мужчинами, работу, и отношения в семье, и смерть первенца. Но все удары судьбы она сносит безропотно. А когда дело касается ее близких, она заступается за них. Выходит, и среди женщин нет счастливых:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны, у Бога самого!

Поддерживает Матрену Тимофеевну один Савелий. Это старик, некогда бывший богатырем святорусским, но растратившим силу на тяжелой работе и на каторге:

Куда ты, сила, делася?

На что ты пригодилася?

Под розгами, под палками

По мелочам ушла!

Савелий ослаб физически, но вера его в лучшее будущее жива. Он постоянно повторяет: «Клейменый, да не раб!»

Оказывается, Савелий был отправлен на каторгу за то, что живым закопал немца Фогеля, опостылевшего мужикам тем, что нещадно издевался над ними и притеснял их.

Некрасов называет Савелия «богатырем святорусским»:

И гнется, да не ломится,

Не ломится, не валится...

У князя Переметьева

Я был любимый раб.

Лакей князя Утятина Ипат восторгается своим барином.

Об этих крестьянах-рабах Некрасов говорит так:

Люди холопского звания

Сущие псы иногда.

Чем тяжелей наказание,

Тем им милей господа.

На самом деле, психология рабства так въелась в их души, что убила в них полностью человеческое достоинство.

Таким образом, крестьяне у Некрасова неоднородны, как и любое общество людей. Но в большинстве своем они честные, трудолюбивые, стремящиеся к свободе, а значит, и к счастью, представители крестьянства.

Неслучайно поэма завершается песней о Руси, в которой слышится надежда на прозрение русского народа:

Рать подымается неисчислимая,

Сила в ней скажется несокрушимая!

Обновлено: 2017-12-28

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Рисуя многочисленные образы крестьян, Некрасов делит героев как бы на два лагеря: рабов и борцов. Уже в прологе мы знакомимся с крестьянами-правдоискателями. Их объединяют бедность, неприхотливость, желание найти счастливого на Руси. Путешествуя, они встречаются с разными людьми, дают им оценку, определяют свое отношение к попу, к помещику, к крестьянской реформе, к крестьянам. Правдоискатели трудолюбивы, всегда стремятся помочь другим.
Однако более полно Некрасов раскрывает образы крестьян-борцов, которые не пресмыкаются перед господами, не смиряются со своим рабским положением. В страшной нищете живет Яким Нагой из деревни Босово. Он до смерти работает, спасается под бороной от жары и дождя. Он признает, что большая часть его труда присваивается “дольщиками”, которые живут за счет таких же, как он, крестьян. Но все же Яким находит в себе силы создать хоть какой-то быт, какую-то красоту. Он украшает свою избу картинками, любит и всегда к месту употребляет меткое слово, речь его полна пословиц и поговорок. Яким - образ крестьянина нового типа, сельского пролетария, побывавшего в отхожем промысле. И его голос - голос самых решительных крестьян.
С большим сочувствием относится писатель к своему герою Ермилу Гирину, сельскому старосте, справедливому, честному, умному. Один только раз Ермил поступил не по совести, отдав сына старухи Власьевны вместо своего брата в армию. Раскаиваясь, он пытался повеситься. Народ в трудную минуту помогает Ермилу сохранить мельницу, проявляет к нему исключительное доверие. Этот поступок подтверждает способность крестьян выступать сообща, всем миром.
Другой герой - Савелий, богатырь святорусский, борец за народное дело. Тяжела была жизнь Савелия. В молодости он, как и все крестьяне, долго терпел жестокие издевательства со стороны помещика Шалашникова, его управляющего. Но Савелий не может принять такой порядок, и он бунтует вместе с другими крестьянами, закопавшими живьем в землю немца Фогеля. “Лет двадцать строгой каторги, лет двадцать поселения” получил за это Савелий. Вернувшись стариком в родное село, Савелий сохранил бодрость духа и ненависть к угнетателям: “Клейменый, да не раб!”
Образ Савелия олицетворяет стремление народа к свободе. Образ Савелия дан в одной главе с образом Матрены Тимофеевны. И это не случайно. Поэт показывает вместе два сильных русских характера. Большая часть поэмы посвящена русской женщине. Матрена Тимофеевна проходит через все испытания, в каких только могла побывать русская женщина. После замужества пришлось работать, как рабе, сносить попреки новой родни, побои мужа. Только в работе и в детях находила она радость, а в трудные минуты всегда проявляла твердость и настойчивость: хлопотала об освобождении мужа, незаконно взятого в солдаты, даже отправилась к самому губернатору. Непокорная, решительная, она всегда была готова отстаивать свои права, и это сближает ее с Савелием.
С большой любовью рисовал Некрасов образы правдоискателей, борцов, но не закрывал глаза и на темные стороны жизни крестьянства. В поэме изображены крестьяне, развращенные господами и свыкшиеся со своим рабским положением. В главе “Счастливые” крестьяне-правдоискатели встречаются с “разбитым на ноги дворовым человеком”, который считает себя счастливым, потому что был любимым рабом своего хозяина. Дворовый гордится тем, что его дочка вместе с барышней училась французскому языку, а сам он тридцать лет стоял за стулом у светлейшего князя, лизал после него тарелки и допивал остатки заморских вин. Он гордится “близостью” к господам и своей “почетной” болезнью - подагрой. Свободолюбивые крестьяне смеются над рабом, смотрящим свысока на своих собратьев-мужиков, не понимающим всей низости своего лакейского положения.
Под стать этому дворовому - дворовый князя Утятина Ипат, а также “холоп примерный - Яков верный”. Яков служил у жестокого господина Поливанова, который “в зубы холопа примерного... походя дул каблуком”. Несмотря на такое обращение, верный раб до самой старости ублажал барина. Помещик жестоко обидел верного слугу, отдав в рекруты его любимого племянника Гришу. Яков “задурил”: сначала “мертвую запил”, а потом завез барина в глухой лесной овраг и повесился на сосне над его головой. Поэт осуждает подобные проявления протеста так же, как и холопскую покорность.
С глубоким негодованием Некрасов говорит о таких предателях народного дела, как староста Глеб. Он, подкупленный наследником, уничтожил “вольную”, данную крестьянам перед смертью старым барином-адмиралом, чем “на десятки лет, до недавних дней, восемь тысяч душ закрепил злодей”. Для образов дворовых крестьян, ставших рабами господ и отказавшихся от подлинных крестьянских интересов, поэт находит слова гневного презрения: раб, холоп, пес, Иуда. Некрасов заключает их характеристики типическим обобщением: “Люди холопского звания -/ Сущие псы иногда:/ Чем тяжелей наказания,/ Тем им милей господа”.
Создавая различные типы крестьян, Некрасов утверждает, что счастливых среди них нет, что крестьяне и после отмены крепостного права по-прежнему остались обездоленными, изменились только формы их угнетения. Но среди крестьян появляются люди, способные к сознательному, активному протесту, и автор верит, что при помощи таких людей в будущем на Руси всем будет хорошо жить и в первую очередь наступит светлая жизнь для простого русского народа: “Еще народу русскому/ Пределы не поставлены:/ Пред ним широкий путь”.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Доклад на тему:

«Образы крестьян в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Поэма Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" создана в последний период жизни поэта (1863-1876 гг.). Идейный замысел поэмы обозначен уже в ее заглавии, а затем повторяется в тексте: кому на Руси жить хорошо? В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Н.А. Некрасов показывает жизнь русского крестьянства в послереформенной России, их тяжелое положение. Главной проблемой этого произведения является поиск ответа на вопрос, “кому живется весело, вольготно на Руси”, кто достоин и не достоин счастья? О сущности царского манифеста поэт говорит словами народа: "Добра ты, царская грамота, да не про нас ты писана". Поэт коснулся злободневных проблем своего времени, осудил рабство и угнетение, воспел свободолюбивый, талантливый, сильный духом русский народ. Автор вводит в поэму образ семерых крестьян-странников, путешествующих по стране в поисках счастливцев. Живут они в деревнях: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка. Их объединяет бедность, неприхотливость, желание найти счастливого на Руси. Путешествуя, крестьяне встречаются с разными людьми, дают им оценку, определяют свое отношение к попу, к помещику, к крестьянской реформе, к крестьянам. Мужики не ищут счастья среди трудового народа: крестьян, солдат. Их представление о счастье связано с образами духовенства, купечества, дворянства, царя. Крестьянам-правдоискателям свойственно чувство собственного достоинства. Они глубоко уверены в том, что трудовой народ лучше, выше, умнее помещика. Автор показывает ненависть крестьян к тем, кто живет за их счет. Некрасов также подчеркивает любовь народа к труду, его стремление помочь другим людям. Узнав, что у Матрены Тимофеевны погибает урожай, мужики без колебаний предлагают ей помощь. Так же охотно помогают косить траву крестьянам Безграмотной губернии. «Как зубы с голоду» работает у каждого проворная рука.

Путешествуя по России, мужики встречают различных людей. Раскрытие образов встреченных правдоискателями героев позволяет автору охарактеризовать не только положение крестьянства, но и жизнь купечества, духовенства, дворянства.

Выслушав рассказ попа о его "счастье", получив совет узнать о счастье помещика, крестьяне отрезали: ты мимо их, помещиков! Известны нам они! Правдоискатели не удовлетворяются дворянским словом, им нужно "слово христианское". «Дай слово христианское! Дворянское с побранкою, С толчком да с зуботычиной, То непригодно нам!» Они обладают чувством собственного достоинства. В главе "Счастливые" сердито провожают дьячка, дворового, расхваставшегося холопским положением: "Проваливай!" Сочувствуют страшной повести солдата и говорят ему: «На, выпивай, служивенький! С тобой и спорить нечего. Ты счастлив - слова нет.»

Главное внимание автор уделяет крестьянам. Образы Якима Нагого, Ермилы Гирина, Савелия, Матрены Тимофеевны сочетают в себе как общие, типичные черты крестьянства, как, например, ненависть ко всем “дольщикам”, тянущим с них жизненные силы, так и индивидуальные черты.

Более полно Некрасов раскрывает образы крестьян-борцов, которые не пресмыкаются перед господами, не смиряются со своим рабским положением. В страшной нищете живет Яким Нагой из деревни Босово. Он до смерти работает, спасается под бороной от жары и дождя. Его портрет свидетельствует о постоянном тяжелом труде:

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо...

Грудь впалая, как вдавленный живот. У глаз, у рта излучины, как трещины на высохшей земле...Читая описание лица крестьянина, мы понимаем, что Яким, всю жизнь маясь на сером, бесплодном кусочке, и сам стал, как земля. Яким признает, что большая часть его труда присваивается "дольщиками", которые не трудятся, а живут на труды таких же, как он, крестьян. «Работаешь один, а чуть работа кончена, гляди, стоят три дольщика: Бог, царь и господин!» Всю свою долгую жизнь Яким трудился, испытал много лишений, голодал, побывал в тюрьме и, "как липочка ободранный, вернулся он на родину". Но все же он находит в себе силы создать хоть какой-то быт, какую-то красоту. Яким украшает свою избу картинками, любит и употребляет меткое слово, речь его полна пословиц и поговорок. Яким - образ крестьянина нового типа, сельского пролетария, побывавшего в отхожем промысле. И его голос - голос самых решительных крестьян. Яким понимает, что крестьянство - великая сила. Он горд своей принадлежностью к нему. Он знает, в чем сила и слабость “крестьянской души”:

Душа, что туча черная -

Гневна, грозна - и надо бы

Громам греметь оттудова...

А все вином кончается...

Яким опровергает мнение о том, что крестьянин беден оттого, что пьет. Он раскрывает истинную причину такого положения - необходимость работать на “дольщиков”. Судьба Якима типична для крестьян пореформенной Руси: он “живал когда-то в Питере”, но, проиграв тяжбу с купцом, попал в тюрьму, откуда вернулся, “как липочка ободранный” и “за соху взялся”.

С большим сочувствием относится писатель к своему герою Ермилу Гирину, сельскому старосте, справедливому, честному, умному, который, по словам крестьян: «В семь лет мирской копеечки под ноготь не зажал, в семь лет не тронул правого, не попустил виновному, душой не покривил...» Один только раз Ермил поступил не по совести, отдав сына старухи Власьевны вместо своего брата в армию. Раскаиваясь, он пытался повеситься. По мнению крестьян, Ермил имел все для счастья: спокойствие, деньги, почет, но его почет особый, не купленный «ни деньгами, ни страхом: строгой правдою, умом и добротой». Народ, защищая мирское дело, в трудную минуту помогает Ермилу сохранить мельницу, проявляет к нему исключительное доверие. Этот поступок подтверждает способность народа выступать сообща, миром. И Ермил, не побоявшись острога, выступил на стороне крестьян, когда: «бунтовалась вотчина помещика Обрубкова…» Ермил Гирин - защитник крестьянских интересов. Если протест Якима Нагого стихийный, то Ермил Гирин поднимается до сознательного протеста.

Еще один герой произведения - Савелий. Савелий, богатырь святорусский - борец за народное дело. Савелий выступает в роли народного философа. Он размышляет над тем, должен ли народ терпеть и дальше свое бесправие, угнетенное состояние. Савелий приходит к выводу: лучше “недотерпеть”, чем “перетерпеть”, и он призывает к протесту. В молодости он, как и все крестьяне, долго терпел жестокие издевательства со стороны помещика Шалашникова, его управляющего. Но Савелий не может принять такой порядок, и он бунтует вместе с другими крестьянами, он закопал в землю живого немца Фогеля. "Лет двадцать строгой каторги, лет двадцать поселения" получил за это Савелий. Вернувшись стариком в родное село, Савелий сохранил бодрость духа и ненависть к угнетателям. "Клейменый, да не раб!" - говорил он о себе. Савелий до старости сохранил ясный ум, сердечность, отзывчивость. В поэме он показан как народный мститель: «наши топоры лежали - до поры!» О пассивных крестьянах он говорит презрительно, называя их «погибшие... пропащие». Некрасов называет Савелия богатырем святорусским, поднимая его очень высоко, подчеркивая его героический характер, а также сопоставляет его с народным героем Иваном Сусаниным. Образ Савелия олицетворяет стремление народа к свободе. Образ Савелия дан в одной главе с образом Матрены Тимофеевны не случайно. Поэт показывает вместе два богатырских русских характера.

некрасов поэма крестьянство русь

В последней главе, названной "Бабья притча", крестьянка говорит об общей женской доле: «Ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки заброшены, потеряны у Бога самого» Но Некрасов уверен, что "ключи" должны найтись. Крестьянка дождется и добьется счастья. Поэт говорит об этом в одной из песен Гриши Добросклонова: «Еще ты в семействе покуда - раба, но мать уже вольного сына!»

С большой любовью рисовал Некрасов образы правдоискателей, борцов, в которых выразилась сила народа, воля к борьбе с угнетателями. Однако писатель не закрывал глаза и на темные стороны жизни крестьянства. В поэме изображены крестьяне, которые развращены господами и свыклись со своим рабским положением. В главе "Счастливые" крестьяне-правдоискатели встречаются с "разбитым на ноги дворовым человеком", который считает себя счастливым, потому что был любимым рабом князя Переметьева. Дворовый гордится тем, что его "дочка - вместе с барышней училась и французскому и всяким языкам, садиться позволялось ей в присутствии княжны". А сам дворовый тридцать лет стоял за стулом у светлейшего князя, лизал после него тарелки и допивал остатки заморских вин. Он гордится "близостью" к господам и своей "почетной" болезнью - подагрой. Простые свободолюбивые крестьяне смеются над рабом, смотрящим свысока на своих собратьев-мужиков, не понимая всей низости своего лакейского положения. Дворовый князя Утятина Ипат даже не поверил, что крестьянам объявлена "воля": «А я князей Утятиных Холоп - и весь тут сказ!»

С детства и до самой старости барин, как мог, издевался над своим рабом Ипатом. Все это лакей принимал как должное: «выкупал меня, раба последнего, зимою в проруби! Да как чудно! Две проруби: в одну опустит в неводе, в другую мигом вытянет и водки поднесет.» Не мог Ипат забыть господских "милостей" того, что после купанья в проруби князь "водки поднесет", то посадит "рядом, недостойного, с своей персоной княжеской".

Покорный раб показан также в образе "холопа примерного - Якова верного". Яков служил у жестокого господина Поливанова, который "в зубы холопа примерного... походя дул каблуком". Несмотря на такое обращение, верный раб до самой старости берег и ублажал барина. Помещик жестоко обидел верного слугу, отдав в рекруты его любимого племянника Гришу. Яков "задурил". Сначала "мертвую запил", а потом завез барина в глухой лесной овраг и повесился на сосне над его головой. Поэт осуждает такие проявления протеста так же, как и холопскую покорность.

С глубоким негодованием Некрасов говорит о таких предателях народного дела, как староста Глеб. Он, подкупленный наследником, уничтожил "вольную", данную крестьянам перед смертью старым барином-адмиралом, чем "на десятки лет, до недавних дней, восемь тысяч душ закрепил злодей". Для образов дворовых крестьян, ставших рабами господ и отказавшихся от подлинных крестьянских интересов, поэт находит слова гневного презрения: раб, холоп, пес, Иуда.

В поэме также отмечена такая черта русского крестьянства, как религиозность. Это способ уйти от действительности. Бог - высший судья, у которого крестьяне ищут защиты и справедливости. Вера в Бога - это надежда на лучшую жизнь.

Некрасов заключает характеристики типическим обобщением: «люди холопского звания - сущие псы иногда: чем тяжелей наказания, тем им милей господа.» Создавая различные типы крестьян, Некрасов утверждает, счастливых среди них нет, что крестьяне и после отмены крепостного права по-прежнему обездолены и обескровлены. Но среди крестьян появляются люди, способные к сознательному, активному протесту, и он верит, что при помощи таких людей в будущем на Руси всем будет хорошо жить, и в первую очередь наступит хорошая жизнь для русского народа. «Еще народу русскому пределы не поставлены: пред ним широкий путь» Н.А. Некрасов в поэме “Кому на Руси жить хорошо” воссоздал жизнь крестьянства в пореформенной России, раскрыл типичные черты характеров русских крестьян, показав, что это - сила, с которой надо считаться, которая постепенно начинает осознавать свои права.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Краткая биография Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878), особенности изображения русского народа и народных заступников в его произведениях. Анализ отражения проблем русской жизни при помощи некрасовского идеала в поэме "Кому на Руси жить хорошо".

    реферат , добавлен 12.11.2010

    В поэме "Кому на Руси жить хорошо" Н.А. Некрасов рассказал о судьбе крестьянства в России второй половины XIX века. Народность повествования, умение услышать голос народа, правдивость жизни - это не дает поэме стареть на протяжении многих десятков лет.

    сочинение , добавлен 12.09.2008

    Свобода как освобождённость от всех зависимостей. Сущность понятия "рабство", предпосылки возникновения. Характеристика поэмы Н. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". Рассмотрение особенностей реформы 1861 года, анализ проблем современного общества.

    презентация , добавлен 15.03.2013

    Некрасов – прежде всего народный поэт и не только потому, что он говорит о народе, но потому, что им говорил народ. Само название поэмы говорит нем о том, что в ней показана жизнь русского народа.

    топик , добавлен 02.12.2003

    В обеих поэмах все же тема дороги является связующей, стержневой, но для Некрасова важны судьбы людей, связанных дорогой, а для Гоголя важна дорога, связывающая все в жизни. В "Кому на Руси жить хорошо, тема дороги является художественным приемом.

    реферат , добавлен 01.04.2004

    Образы Якима Нагого, Ермилы Гирина, сочетающие в себе как общие, типичные черты крестьянства (ненависть ко всем "дольщикам"), так и индивидуальные черты. Простота и трагичность истории жизни Якима Нагого в поэме Некрасова, описание его внешности.

    презентация , добавлен 31.03.2014

    История и этапы создания самой известной поэмы Некрасова, ее основное содержание и образы. Определение жанра и композиции данного произведения, описание его главных героев, тематика. Оценка места и значения поэмы в российской и мировой литературе.

    презентация , добавлен 10.03.2014

    Русская природа в стихах Н.А. Некрасова для детей, образы крестьянского ребенка в его произведениях. Роль Н.А. Некрасова в развитии детской поэзии и педагогическая ценность произведений писателя. Литературный анализ поэмы "Дедушка Мазай и зайцы".

    контрольная работа , добавлен 16.02.2011

    Краткий биографический очерк жизни Н.А. Некрасова как великого российского поэта, этапы его личностного и творческого становления. Адресаты любовной лирики: А.Я. Панаева и З.Н. Некрасова. "Проза любви" в лирике Некрасова, анализ его стихотворения.

    реферат , добавлен 25.09.2013

    Описания жителей губернского города, погрязших в слухах, взяточничестве и казнокрадстве. Характеристика комичных эпизодов с крестьянами, их жизни и занятий. Исследование образов центральных персонажей в поэме Гоголя: кучера Селифана и лакея Петрушки.

В основе поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова лежит изображение русского крестьянства после отмены крепостного права. На протяжении всего произведения герои ищут ответ на вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси?», кто считается счастливым, кто несчастен.

Мужики-правдоискатели

На передний план исследования выходит путешествие семи мужиков по российским селениям в поиске ответа на поставленный вопрос. В облике семерых «вольнообязанных» мы видим лишь общие черты крестьян, а именно: бедность, пытливость, непритязательность.

Мужики спрашивают о счастье встречающихся крестьян, солдат. Им кажутся счастливцами поп, помещик, торговец, дворянин и царь. Но главное место уделено в поэме крестьянству.

Яким Нагой


Яким Нагой работает «до смерти», но живет впроголодь, как и большинство жителей Босово. В описании героя мы видим насколько тяжела жизнь Якима: «…Сам на землю-матушку похож он». Яким осознает, что крестьяне – величайшая мощь, он гордится, что он принадлежит к этой группе людей. ему знакомы сильные и слабы стороны крестьянского характера. Главным недостатком мнит алкоголь, который оказывает губительное действие на мужиков.

Для Якима недопустимо мнение, что бедность крестьянства вызвана употреблением вина. По его мнению, это связано с обязанностью трудиться на «дольщиков». Судьба героя типична для русского народа после отмены крепостного права: проживая в столице, он вступает в спор с купцом, оказался в тюрьме, откуда вернулся в деревню и начал пахать землю.

Ермила Гирин

Ермила Гирина Н.А. Некрасов наделил честностью и большим умом. Он жил ради народа, был честен, справедлив, никого не оставил в беде. Единственный нечестный поступок он совершил ради семьи – сберег племянника от рекрутчины. Вместо него отправил сына вдовы. От собственной лживости, от мучений совести Гирин чуть не повесился. Ошибку свою он исправил и впоследствии выступил на стороне бунтующих крестьян, за что был посажен в острог.

Замечателен эпизод с покупкой Ермилой мельницы, когда крестьяне выражают абсолютное доверие Ермилу Гирину, и тот в ответ честен с ними до конца.

Савелий — богатырь

Некрасов проговаривает мысль о том, что крестьяне для него сродни богатырям. Тут выступает образ Савелия – богатыря святорусского. Он искренне сочувствует Матрене, тяжело переосмысливает гибель Демушки. В этом герое сочетается добро, простота, чистосердечие, помощь угнетенным и злоба к угнетающим.

Матрена Тимофеевна

Крестьянские женщины представлены в образе Матрены Тимофеевны. Эта сильная душой женщина всю свою жизнь сражается за вольность и женское счастье. Ее жизнь напоминает жизнь множества крестьянских женщин того времени, хотя она еще счастливее многих. Это с учетом того, что после замужества она попала в семью, ненавидящую ее, бита была мужем только один раз, ее первенца поели свиньи, а вся ее жизнь основана на надрывной работе в поле.

Крестьяне-угнетатели

Автор показывает, как тяжело отражается крепостное право на жизни людей, как оно калечит их, морально уничтожая. Есть и такие крестьяне, которые выбрали сторону своих хозяев – Ипат, Клим, Яков верный, угнетающие простой люд наравне с помещиками.

В своей поэме Некрасов показал жизнь крестьянства после реформы 1861 года, отобразил образы русских крестьян, говоря, что народ обладает силой несметной и вскоре он начнет осознавать свои права.

Введение

Начиная работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов мечтал создать масштабное произведение, в котором отразились бы все знания о крестьянах, накопленные им за жизнь. С раннего детства перед глазами поэта проходило «зрелище бедствий народных», и первые детские впечатления подтолкнули его и в дальнейшем изучать уклад крестьянской жизни. Тяжелый труд, человеческое горе, и вместе с тем – огромная духовная сила народа – все это замечал внимательный взгляд Некрасова. И именно благодаря этому в поэме «Кому на Руси жить хорошо» образы крестьян выглядят настолько достоверными, как будто поэт лично знал своих героев. Логично, что поэма, в которой главным героем выступает народ, насчитывает большое количество крестьянских образов, но стоит вглядеться в них пристальнее – и нас поразит разнообразие и живость этих персонажей.

Образ главных героев-странников

Первые крестьяне, с которыми знакомится читатель – это крестьяне-правдоискатели, поспорившие о том, кому хорошо живется на Руси. Для поэмы важны не столько их отдельные образы, сколько в целом та идея, которую они выражают – без них сюжет произведения просто бы развалился. И, тем не менее, Некрасов наделяет каждого из них именем, родной деревней (названия деревень уже сами по себе красноречивы: Горелово, Заплатово…) и определенными чертами характера и внешности: Лука – завзятый спорщик, Пахом – старик. Да и взгляды крестьян, несмотря на целостность их образа, различны, каждый не отступается от своих взглядов вплоть до драки. В целом же образ этих мужиков является групповым, поэтому в нем и выделяются самые основные, характерные почти для любого крестьянина черты. Это крайняя бедность, упрямство и любознательность, желание отыскать правду. Отметим, что описывая дорогих его сердцу крестьян, Некрасов все же не приукрашает их образы. Он показывает и пороки, в основном – всеобщее пьянство.

Крестьянская тема в поэме «Кому на Руси жить хорошо» не единственная – во время своего путешествия мужики встретят и помещика, и попа, услышат о жизни разных сословий – купеческого, дворянского, духовенства. Но все другие образы так или иначе служат для более полного раскрытия основной темы поэмы: жизни крестьян в России сразу после реформы.

В поэму введено несколько массовых сцен – ярмарка, пир, дорога, по которой идет множество людей. Здесь Некрасов изображает крестьянство как единое целое, которое одинаково мыслит, единогласно говорит и даже одновременно вздыхает. Но при этом образы крестьян, изображенные в произведении, можно разделить на две большие группы: честный трудовой народ, ценящий свою свободу и крестьяне-холопы. В первой группе особенно выделяются Яким Нагой, Ермил Гирин, Трофим и Агап.

Положительные образы крестьян

Яким Нагой – типичный представитель беднейшего крестьянства, и сам похожий на «землю-матушку», на «пласт, сохой отрезанный». Всю свою жизнь он работает «до смерти», но при этом остается нищим. Его печальная история: когда-то жил в Питере, но затеял тяжбу с купцом, очутился из-за нее в тюрьме и вернулся оттуда «как липочка ободранный» – ничем не удивляет слушателей. Таких судеб в то время на Руси было множество… Несмотря на тяжелый труд, у Якима хватает сил заступиться за своих соотечественников: да, пьяных мужиков много, но трезвых – больше, они все великие люди «в работе и в гульбе». Любовь к правде, к честному труду, мечта о преобразовании жизни («надо бы громам греметь») – вот основные составляющие образа Якима.

Трофим и Агап в чем-то дополняют Якима, у каждого из них выделено по одной основной черте характера. В образе Трофима Некрасов показывает бесконечную силу и терпение русского народа – Трофим снес однажды четырнадцать пудов, а после едва живой вернулся домой. Агап – правдолюбец. Он единственный отказывается участвовать в представлении для князя Утятина: «крестьянских душ владение окончено!». Когда же его заставляют, он на утро умирает: для мужика легче умереть, чем согнуться обратно под ярмо крепостного права.

Ермил Гирин наделен автором умом и неподкупной честностью, за это-то его и выбирают бургомистром. Он «душой не покривил», а раз сбившись с верного пути, не смог жить не по правде, перед всем миром принес покаяние. Но честность и любовь к своим соотечественникам не приносят крестьянам счастья: образ Ермила трагический. На момент повествования он сидит в остроге: так обернулась его помощь бунтующему селу.

Образы Матрены и Савелия

Жизнь крестьян в поэме Некрасова не была бы изображена полностью без образа русской женщины. Для раскрытия «женской доли», которая «горе – не житье!» автор выбрал образ Матрены Тимофеевны. «Красивая, строгая и смуглая», она подробно рассказывает историю своей жизни, в которой только тогда и была счастлива, как жила у родителей в «девичей холе». После же началась тяжелая, наравне с мужчинами, работа, придирки родни, искорежила судьбу смерть первенца. Под эту историю Некрасов выделил в поэме целую часть, девять глав – куда больше, чем занимают рассказы остальных крестьян. Это хорошо передает его особое отношение, любовь к русской женщине. Матрена поражает своей силой и стойкостью. Все удары судьбы она сносит безропотно, но в то же время умеет постоять за своих близких: ложится под розги вместо сына и спасает мужа из солдат. Образ Матрены в поэме сливается с образом народной души – многострадальной и долготерпеливой, оттого речь женщины так богата песнями. Эти песни зачастую – единственная возможность излить свою тоску…

К образу Матрены Тимофеевны примыкает еще один любопытный образ – образ русского богатыря, Савелия. Доживающий свою жизнь в семье Матрены («он жил сто семь годов»), Савелий не раз задумывается: «Куда ты, сила, делася? На что ты пригодилася?». Сила же вся ушла под розгами и палками, растратилась во время непосильного труда на немца и источилась на каторге. В образе Савелия показана трагическая судьба русского крестьянства, богатырей по натуре, ведущих совершенно неподходящую для них жизнь. Несмотря на все тяготы жизни, Савелий не озлобился, он мудр и ласков с бесправными (единственный в семье защищает Матрену). Показана в его образе и глубокая религиозность русского народа, искавшего в вере помощи.

Образ крестьян-холопов

Другой тип крестьян, изображенный в поэме – это холопы. Годы крепостного права искалечили души некоторых людей, которые привыкли пресмыкаться и уже не мыслят своей жизни без власти над собой помещика. Некрасов показывает это на примерах образов холопов Ипата и Якова, а также старосты Клима. Яков – это образ верного холопа. Всю свою жизнь он потратил на выполнение прихотей своего барина: «Только и было у Якова радости: / Барина холить, беречь, ублажать». Однако нельзя жить с барином «ладком» – в награду за примерную службу Якова барин отдает в рекруты его племянника. Тогда-то у Якова и открылись глаза, и он решился отомстить своему обидчику. Клим становится начальником благодаря милости князя Утятина. Скверный хозяин и ленивый работник, он, выделенный барином, расцветает от чувства собственной важности: «Горда свинья: чесалася / О барское крыльцо!». На примере старосты Клима Некрасов показывает, как страшен вчерашний холоп, попавший в начальники – это один из самых отвратительных человеческих типажей. Но сложно провести честное крестьянское сердце – и в деревне Клима искренне презирают, а не боятся.

Итак, из различных образов крестьян «Кому на Руси жить хорошо» складывается цельная картина народа как огромной силы, уже начинающей понемногу восставать и осознавать свое могущество.

Тест по произведению