Итак она звалась татьяной впервые именем таким. «Итак, она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей…. Существуют особые случаи постановки знаков препинания при вводных словах

Красота

Кандидат филологических наук И. ГОЛУБ

Татьяна. Художник К. Рудаков. 1949 год.

Письмо Татьяны. Художник К. Рудаков. 1949 год.

Есть ли разница в таких предложениях: "Он был дворник" - "Он был дворником"? Можно ли считать их взаимозаменяемыми?

В. Куликов (г. Муром).

Вопрос читателя напомнил мне пушкинские строки из "Евгения Онегина": "Ее сестра звалась Татьяна..." Почему же эта форма сказуемого, в котором существительное стоит в именительном падеже, не врезалась в нашу память так, как другая - с творительным падежом существительного: "Итак, она звалась Татьяной"?

Великий поэт не нарушил правил грамматики: действительно, оба варианта в то время были одинаково употребительны. Правда, для нас именительный падеж в подобной конструкции кажется устаревшей формой. Сравните: "В то время был еще жених ее супруг" (мы бы сказали "был женихом"); "Нет, пускай послужит в армии, ... да будет солдат..." (Пушкин). Еще пример: "Он решил, что женитьба на Элен была бы несчастье" (Лев Толстой).

Как видите, такие формы сказуемого архаизовались.

Однако в современном русском языке все же продолжают употребляться варианты форм именного сказуемого, которые отличаются по значению: именительный падеж существительного при отвлеченной связке (быть ) подчеркивает протяженность во времени указанного признака, свойства. Сравним: Моя подруга была артистка (это ее постоянная профессия) и Она была артисткой (какое-то время, а потом стала педагогом).

Если же связка отсутствует (Пушкин - поэт ), то именное сказуемое, выраженное существительным в именительном падеже, - единственно возможная в литературном языке форма. Замена же именительного падежа творительным придает речи разговорную окраску. Например: "Давно ты здесь рыбаком?" (Тургенев); "Я снова посудником на пароходе "Пермь" (Горький).

При стилистической оценке именного составного сказуемого важно обращать внимание на тип связки. Мы рассмотрели случаи только с отвлеченной связкой. Не менее распространены конструкции с полуотвлеченными связками стать, становиться, являться, казаться, сделаться, считаться и др. В сочетании с ними существительное в современном русском языке употребляется только в творительном падеже (Он стал хирургом; Он считается опытным врачом ). Поэтому нам кажутся странными устаревшие конструкции: "Я сделался ремесленник" (Пушкин); "Ну, присядьте, вон там на стульчике, будьте гости" (Тургенев). Однако в просторечии такие формы встречаются, и художественная литература дает немало подобных примеров в речи персонажей: "А еще первые бойцы улицы считаетесь" (Горький); "Я грубиян считаюсь" (Н. Островский).

Если же писатель хочет выделить то или иное наименование, особенно малоизвестное, новое, он вправе использовать "необычную" форму именного сказуемого: "До революции это место называлось Батбах, то есть болото" (И. Эренбург); "Появилось новое зимовье, Игарка. Потом и вся местность кругом стала зваться Игарка" (А. Кожевников).

Однако, если в качестве связки употребляется знаменательный глагол (работать, жить, ходить ), - именная часть сказуемого всегда выступает в форме творительного падежа: работал помощником, жил иждивенцем, умер нищим . Эта норма установилась еще в начале XIX века: "Онегин жил анахоретом" (Пушкин); "Добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном" (Лермонтов); "С этого дня князь Андрей женихом стал ездить к Ростовым" (Лев Толстой).

Русский язык очень богат различными синтаксическими средствами передачи тонких смысловых и стилистических оттенков высказывания. Это прослеживается и в возможности употребления других падежных форм имени существительного в роли именного сказуемого. Например: "Мать ее... не была слишком высокого мнения об ее умственных способностях" (Тургенев); "Этот рыцарь был со страхом и с упреком" (Гончаров); "Он знал службу и всегда был при деньгах" (Лев Толстой); "Теперь года прошли. Я в возрасте ином... Сегодня я в ударе нежных чувств" (Есенин). Как видно из примеров, сфера употребления таких именных сказуемых - разговорная и художественная речь.

В стилистическом комментарии нуждаются и предложения с именным сказуемым, выраженным прилагательным в краткой и полной форме, а также в сравнительной степени. Вспомним снова Есенина: "Я усталым таким еще не был... При луне хороша одна, при солнце зовет другая... Ты меня не любишь, не жалеешь, разве я немного не красив? <...> Я с тобой не нежен и не груб..." Все эти формы именного сказуемого (полное прилагательное в творительном падеже и краткие прилагательные) указывают на временное состояние, на непостоянный признак. То же самое можно сказать и о сравнительной степени прилагательного: "Хороша была Танюша, краше не было в селе..." А полные прилагательные в роли именной части составного сказуемого называют устойчивый признак, непреходящее, вневременное качество: "Ты такая ж простая, как все, как сто тысяч других в России..." "Нездоровое, хилое, низкое, водянистая серая гладь. Это все мне родное и близкое, от чего так легко зарыдать".

Смысловые оттенки разных форм именного сказуемого очевидны: мы говорим "Я счастлив", имея в виду временное состояние, и "Я счастливый" - если удача нам сопутствует всегда. Это же значение подобным формам придают и писатели-прозаики: "Вы счастливы... Это великое слово. Впрочем, это понятно: вы молоды" (Тургенев).

Смысловое различие между полной и краткой формой прилагательного может заключаться и в том, что первая называет абсолютное качество, а вторая - относительный признак: В пятиэтажных домах низкие потолки - Для такой люстры в этой комнате потолок низок; Туфельки 20-го размера будут велики малышке .

Интересно отметить и такую особенность именного сказуемого: только при кратком прилагательном возможно употребление зависящего от него существительного в косвенном падеже: "Любви все возрасты покорны... Но юным девственным сердцам ее порывы благотворны" (Пушкин). Употребление же в такой конструкции полного прилагательного встречается лишь в просторечии: "С новой жизнью я согласный" (Шолохов); "Это я только к тебе добрый" (Горький).

В современном русском языке краткие прилагательные перестают быть продуктивной категорией в устной речи. Многие известные лингвисты еще полвека назад отмечали их книжность. Правда, Дитмар Эльяшевич Розенталь указывал, что можно выделить немало случаев, "в которых употребление обеих форм равноценно или сводится к трудноуловимым оттенкам стилистического значения" (Практическая стилистика русского языка. М., 1987. С. 138). Он назвал сочетания, в которых предпочтительна (или только единственно возможна) краткая форма прилагательного: условия неприемлемы, ответ неточен, она хороша, поступки его непредсказуемы, девочка мила, вы правы. "Настоящая мудрость немногословна" (Л. Толстой).

Кстати, чтобы не ошибаться в ударении в этой форме прилагательного, вспомните строчку Пушкина: "Безумец я! Вы правы, правы..."

Таким образом, напрашивается вывод: употребление русскими писателями интересующих нас грамматических форм помогает разобраться в стилистических оттенках тех или иных конструкций, даже подсказывает литературное произношение некоторых слов, но не всегда нужно слепо копировать распространенные в XIX веке языковые модели, потому что некоторые из них устаревают, а иные и вовсе вышли из употребления.

Итак, отвечая на вопрос читателей. Если пишется: дворник - значит, это его нынешняя профессия. Если же человек сменил занятие, то правильнее будет написать: он был дворником (сейчас освоил что-то другое).

Эта фраза из «Евгения Онегина», как и многие другие пушкинские строки, стала крылатой. Если девушку звали Таней, о ней загадочно говорят: «Итак, она звалась Татьяной».

Считается, что это очаровательное имя произошло от имени царя сабинян – Татиуса правившего над италийскими племенами. Древнегреческая концепция утверждает, что имя Татьяна древнегреческое. Оно произошло от слова «татто» – определять, утверждать, и означает: устроительница, повелительница. При жизни Александра Сергеевича это имя носили 3% крестьянок и 1 % – представительницы дворянского общества.

Покровительницей пушкинской Татьяны была, судя по дате именин, мученица Татьяна Римская, дьяконисса. Ее отец придерживался христианской веры, но тщательно скрывал это. Он неоднократно избирался консулом, и Татьяна росла в достатке. Девушка не вышла замуж, решила посвятить себя служению Христу. Все силы отдавала подвижничеству. Она была поставлена дьякониссой, служила в храме, выхаживала больных, помогала бедствующим.

Она была схвачена при императоре Севере, язычнике, решивший принести ее в жертву языческому божеству Апполону. Она начала молиться, и в этот момент началось землетрясение, которое разрушило часть храма, а идол олицетворявший божество, развалился на куски. В отместку за несостоявшееся жертвоприношение мученики выкололи Татьяне глаза. Но она, молча переносила страдания и молилась Христу. Татьяна Римская известна, как покровительница студенчества.

Но вернемся к нашей . Говорят, что имя накладывает свой отпечаток на характер человека.

Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.

Ее сестра звалась Татьяна...
Впервые именем таким
Страницы нежные романа
Мы своевольно освятим.
И что ж? оно приятно, звучно;
Но с ним, я знаю, неразлучно
Воспоминанье старины
Иль девичьей! Мы все должны
Признаться: вкусу очень мало
У нас и в наших именах
(Не говорим уж о стихах);
Нам просвещенье не пристало
И нам досталось от него
Жеманство,- больше ничего.

Почему «Татьяна» а не «Ольга-Елена»?
«Лилия прекрасна, но безобразно слово «лилия», захватанное и изнасилованное. Поэтому я называю лилию еуны» (А.Крученых).
Вот он и назвал лилию-девушку – Еуны-Татьяной. Креатиф такой.

Имя это необычное превращало девушку в Tabula Rasa, и даже, - в Лилит, которая «до Евы была». Имя это необычное имело хорошие перспективы стать нарицательным. Одно цеплялось к другому, и кто бы удержался от соблазна на почудить с образом?

И Пушкин творил его так, словно до нее никаких женщин не было, по крайней мере, он их не знал и даже о них не читал. Вот какой был замах - придумать женщину! И в итоге? (покощунствую) В итоге всех нагромождений от Задеки до малинового берета, - кто живее получился, если сравнивать Татьяну с той же Натальей Павловной из «Нулина»?

Знаменательно, однако, что имя это, - простонародное, а не какое ни будь «Pachette» или «Алина». Знаменательно, что в этот коктейль из французского с нижегородским - образ Татьяны, Пушкин с самого начала счел нужным влить изрядный бульк «нижегородского».
А ведь мог назвать Агнессой! Но назвал Татьяной!
Не этот ли бульк был поважнее Сенатской площади, и разбудил кого-то пострашнее Герцена?

ПОЗДРАВЛЯЮ ВСЕХ ТАТЬЯН С ИМЕНИНАМИ

ОБЗОР по произведениям, представленным на конкурс «Итак, она звалась Татьяной»
Начало здесь:
https://www..php?id=2566
https://www..php?id=2703

КОНКУРС 10-20 января 2011 г.

Мероприятие носило чисто поздравительный характер без соревновательных составляющих, поэтому, бросаю только коротенькие реплики, не обращая внимания на некоторые шероховатости в отдельных строчках.

1. Григорий Варшавский "Татьянин день. Гуляем вместе мы..."

Закончив сессию, отметим песнями
"Татьянин день". Гуляем вместе мы.
От церкви Таниной, как на свидание,
Спешим к своим Татьянам Лариным.

Вдоль по Никитской, в консерваторию.
Там про Татьян поют истории.
А позже, вечером, мы в общежитии
За Таней выпьем всё, что в наличии!

Припомнились студенческие годы, ночная заснеженная Москва, песня, звучащая из всех проигрывателей: «Шёл белый снег, шёл первый день каникул. …». Как будто вчера, но как же всё переменилось… До сих пор, когда слышу эту песню, охватывают томительное волнение и восторг с обещанием чего-то несбыточного.

2. Айк Лалунц – «Таня. Танечка, Татьянка»

– Таня. Танечка, Татьянка, –
Выбивает степ морзянка –
Ты услышь меня скорей,
Я опять среди морей,
Вдалеке от той поляны
Где твой дом, Моя Татьяна.
Там грустишь ты и смеёшься,
Рыжих белок кормишь в роще,
И под чистый звук капели
Всё рисуешь акварели.

– Таня, Танечка Танюша,–
Ты меня, мой друг, послушай,
Я вернусь с морей далёких,
Я пройду по той дороге,
Что ведёт к тебе, Татьяна,
В тихий дом среди тимьяна,
Можжевельника и дроков.
И встречая у порога,
Ты мне скажешь: «Как там море?»
Я отвечу: «Так же спорит!»

Я вернусь, Моя Татьяна,
Так негаданно, нежданно.
И в шандалах на рояле
Свечки мы опять запалим.
И хрустальное звучанье
Ввысь взметнётся в ликованье.
Только вот в окно-оконце
Голос моря вдруг прорвётся.
И в дорогу вновь поманит,
И уйду я, вечный странник.

Чтоб опять к тебе вернуться…

Девятым валом накрыли воспоминания. Первая юношеская любовь, бывший одноклассник, закончивший мореходку, порт приписки – Кандалакша. Не сложилось… «В тихий дом среди тимьяна, можжевельника и дроков» - мягким тёплым уютом веет от этих слов. И постоянством, но чечёточный ритм стихотворения не позволяет расслабиться у семейного очага, врывается вольным морским ветром: «ввысь взметнётся в ликованье». Взметнулось.

3. Игорь Алексеев – «Мы спутниц выбираем безоглядно»

Мы спутниц выбираем безоглядно,
Порой без задней мысли, как в бреду,
Ну вот, к примеру, Таня – всё бы ладно,
Да больше на один букет в году.

Хочется думать, что это шутка, и ничего кроме шутки. Разве станет настоящий мужчина подсчитывать, сколько букетов ему приходится покупать для любимой.

4. Грей – «Вы знаете, как я люблю Таню?»

Вы знаете, как я люблю Таню? –
Это скользкое, как лед, создание,
таинственное, как магия...
Думаете, это фигурное катание по бумаге? –

Это кусок сахара, растворившийся в океане чувств!
Вы знаете,
как я люблю Таню?! -
Как шлюз,
поднявший меня в объятиях
до голубых земель.
Таня – мое проклятие –
мель
из песка времени
скуки на дне дня,
вечное повторение музыки для меня...

Вы знаете, как я люблю Таню. –
Как веник берёзовый в русской бане,
как возмещённую сердцу кражу...

Вы знаете, как я люблю Наташу?..

Да, неординарное признание в любви. Этой Татьяне, на первый взгляд, не очень-то позавидуешь. Такой сердечный деспот будет придирчиво оценивать каждую черточку лица, мельчайшие нюансы настроения и поступков. Чтобы в конечном итоге продекларировать: «Стань такой, как я хочу. Не хочешь? Есть Наташа». И лишь слова, что Таня – «вечное повторение музыки для меня», убеждают – всё напускное, а за жонглированием слов стоит настоящая ЛЮБОВЬ!

Здесь же очень хочется процитировать отрывочек из оценочного текста ТАК-ТАК по поводу этого стиха, который убедительно показывает, как по-разному воспринимается одно стихотворение разными читателями: «Мне очень понравилось стихотворение Грея о роковом имени Татьяна. Суть стихотворения великолепна! Он беспощаден к любви, в которой есть стремление к выгоде, и нет обусловленности! Поэтому его строки " люблю как баню, как возвращённый кошелёк..." меня просто потрясли! И понятно, что это НЕ ОН так любит женщин! Это он бросает вызов таким вот "любвеобильным" мужланам!»

5. Сергей Somers – Таня

Таня, Танюша, Татьяна..
Там, за полями духмяными,
Стройными рощами пьяными,
Ждёшь своё счастье упрямое
С осенью-несмеяною..

Таня, Танюша, Танечка..
Там волновала тальяночка,
Юность, прошедшая парочкой,
Их не вернуть, жизнь не салочки,
Женская память, без краешка..

Таня, Татьяна, Танюшенька..
Знаю, судьба ранит душеньку,
Только ведь есть и отдушина..
Мы, хоть не близко, заблудшие,
Рядом все.. Сердцем послушай..

Стройные пьяные, конечно, вызывают сомнения. Но любовь дело туманное, забудешь, на каком свете находишься. И даже стройные на вид, ведут себя, как пьяные. Тут, похоже, как у меня, не сложилось, но не забылось. Пусть волнует тальяночка. Приятное волнение.

6. Татьяна Бальсене – Татьянин День

Моли Бога о мне,
святая угодница божия Татиана,
яко яз усердно к тебе прибегаю,
скорой помощнице и молитвеннице
о душе моей.

"Татьянин день"

Придя сюда из бесконечного душа
О чём-то мне неведомом тоскует...
Смотрю на звёзды, замирая, чуть дыша.
Кто грусть мою о небе растолкует.

И глядя в полночь на мерцание звезды,
Вдруг, сердце чаще биться начинает.
Миры...Они непостижимы и чужды,
Но свет далёкий душу пеленает.

Неясный свет недосягаемый влечёт,
Куда? В какую даль душа стремится?
Когда всё время бытия здесь истечёт,
О чём душа неистово томится?

Таинственность – и ум, и сердце бередит,
А свет звезды блаженство в будущем сулит.
Но заслужила ли, Татьяна, ты его?
Никто не знает приговора своего!

Космос – притягательная загадочность вселенной. Кто мы, откуда пришли в этот мир? Почему наши взоры так притягивают холодные далёкие звёзды? Не потому ли что между ними и нами существует неразрывная связь, память о которой утеряна давно и безвозвратно.
По словам Татьяны Науменко «чарующие слова о влечении души таинственных и умных Тань в неизведанные, маняще запредельные дали»

7. Инна Димитрова – Посвящение ТАК-ТАК

ТАК-ТАК наша - прелесть, мудра, весела,
приветлива, с юмором, очень добра!
Татьяна энергией пышет своей
и всех увлекает, в ней - куча идей!
Танюша, Татьяна иль просто ТАК-ТАК,
ты нас восхищаешь, подскажешь, что как.
Так будь же здорова и радость дари!
Как птичка порхай от зари до зари!

Какое там «от зари до зари»? По-моему, она вообще не спит. Сколько раз попадались на глаза её реплики: «у нас уже 3 часа утра». Вот такая неиссякаемая энергия. Присоединяюсь к пожеланиям.

8. Vik Starr – Таня (акростих)

Три розы на столе в хрустальной тонкой вазе,
А за окном зима, февраль, девятое число.
Но в этот день, уверен я, бывает тоже праздник…
Я даже знаю у кого! Пусть будет Вам тепло!!!

Джентльмен! Игорь! (Алексеев, см. выше) Равнение на Адмирала флота! Вот это я понимаю, в феврале розы. Пусть не мне, но всё равно приятно осознавать, что есть такие мужчины.

9. Vik Starr - Про Татьяну

Сигаретный дым туманом
Между нами виснет.
Я сегодня буду пьяным
От вина и мыслей.

Я сегодня буду добрым,
Потому что пьяный.
Буду я для всех удобным...
Сядь со мной, Татьяна.

Ну, соври, что любишь очень.
Верю, говори.
Только, Таня, покороче
И тактичней ври.

Я тебе поверю сразу
И прощу тебя,
Только, Таня, ты - зараза,
Говорю любя.

От тебя не излечиться
Слабеньким вином.
Что со мною приключится -
Не виновен в том.

«Вот и стоим, притворившись вдвоём, что есть любовь, что ею живём». Легкий налёт циничности не может скрыть уязвимости душевного мира ЛГ, современно и зримо написана картина. Вроде рядом, вроде любят, но, увы, сомневаются и не верят до конца друг другу. И прикрывают собственную неуверенность бравадой красноречия. Печальная история.

10. Олег Сладкий – "Хорошо, что есть Татьянин День"

Есть у меня жена, зовут Татьяна,
Никто не видит в ней изъяна.
А если бы звали её не Танюша,
А, допустим, Марина или Ксюша,
Я знаю, любил бы, хоть набежала тень.

Появилась мысль: к Танюшам Сладкий, в целом, равнодушен. Перебрал все имена, именины-то Татьян.

11. Грей – «Имена»

Удивлённое имя О л я.
Незнакомое чувство Н а т а ш а.
Это – длинное русское поле,
здесь судьба разгулялась наша.

И земля так легко ранима:
под ногами плывёт в тумане.
Жёстко губы сложила Н и н а,
и сверкнула косой Т а н я.

Возмущённое имя Т о н я.
Беспокойная радость К а т я.
На печальном пустом перроне
ветер хлопал хлопушкой-платьем.

И назад, в свою жизнь, не глядя,
гибким ластиком прочь стирая
с неба звёзды, грустила Н а д я.
И стихи повторяла Р а я.

Одинокое имя Л е н а.
Ненадёжная дружба – Н а с т я.
Поднималась живая пена,
из которой рождалось счастье.

Плыли лодки в распадке сером,
им мосты подставляли губы.
Было вечное имя В е р а.
А любовь называлась Л ю б о й.

Интересно обыгрывается значение имен. За каждым именем тонкости женского характера. Каждому упомянутому здесь имени автор придал неповторимый художественный образ. Насколько в используемых эпитетах отражен личностный характер персонажей, обладательницы перечисленных имён могут сверить по себе. Меня тут нет, поэтому не могу судить.

12. Татьяна Кувшиновская – «Шутка юмора»

Как в сказке

Пусть работа велика
и задача трудная:
у Ивана–дурака
под рукой Премудрая.
Ну, а если в роли
дурака–Ивана
/что ж, такая доля!/
"премудрая" Татьяна?
И одна в двух лицах –
умной и болвана...
Ни с того ль не спится
свет ты мой, Татьяна?!

Искромётный юмор плюс высокая содержательность.

Б/н Анд-Рей

У меня жена - Татьяна!
И совсем скоро - 31 января будет 30 лет совместной жизни!
А ещё чуть раньше был у неё юбилей! Какой? Ну, разумеется 25 лет!
Я к юбилею написал романс. И хотя там нет упоминания имени, и на конкурс оно не пройдёт, как видно, но я всё равно его здесь опубликую, потому что оно - для Татьяны!

Среди безумно бестолковой суеты
Мы оглянуться, иногда, не успеваем,
Не обретя, мы многое теряем.
А я нашел. И у меня есть ТЫ!

А кто-то не найдёт своей мечты,
Жизнь растеряв бездумно и напрасно,
И счастье ему будет неподвластно...
Как жаль его… Но у меня есть ТЫ!
........
И будет мир рождаться вновь и вновь
Меняя краски и свои одежды.
И в нём от века будет жить Любовь,

........
И листопадом летние цветы
Вдруг занесёт. А листья скроет снегом…
И так всегда под вечно синим небом.
Из года в год... А у меня есть ТЫ

И солнце канет в бездну темноты
Когда-нибудь. Ничто не вечно в мире…
И пустота … И тишина в эфире
Наступит, но… Ведь у меня есть ТЫ!
.........
И мир опять вдруг вынырнет из снов
И скинет поистлевшие одежды.
Ведь в нём живет безумная Любовь,
А с нею - наши Вера и Надежда!
.........
И в этом мире зла и доброты,
В круговороте или хороводе
Есть яркий луч, рождающий восходы.
И счастлив я. Ведь у меня есть ТЫ!

Я небеса молю до хрипоты
За Богом мне ниспосланное свыше!
За то, что мы живём, за то, что дышим!
За всё! За то, что у меня есть ТЫ!
........
И будет вечно будоражить кровь,
Как океан бездонна и безбрежна
С годами поседевшая Любовь,
А вместе с нею Вера и Надежда!

К сожалению, не нарушая условий для принимаемых произведений, не могла внести это стихотворение в конкурсный реестр. Но нельзя обойти его вниманием. Счастлива женщина, которой посвящены такие строки. Тем более столько лет спустя. Андрей, поздравляю Вас и Вашу супругу с таким замечательным Юбилеем. Счастья вам, любви и взаимопонимания.
Мнение наших милых Татьян выражается призывом: «И, конечно же, отдельный приз дать Анд-Рею! Его романс по-настоящему и от души посвящён Татьяне, реальной Татьяне!».

13. Айк Лалунц – «Из детства»

Как-то мама спозаранку
Сшила платьице в «татьянку»,
Для меня, любимой дочки.
Мама постаралась очень:
Тут кружавчики и сборки,
Рюши, бантики, оборки,
Ситчик – небо голубое!
Красота, само собою!

Только, я ведь как мальчишка,
Платье – это право, слишком!
Мне б матроску, мне б тельняшку,
Мне б штормовку нараспашку!
И пускай девчонки дразнят!
Я ж без парусных фантазий,
Без морей и без ветров
Как фрегат без парусов.

Нам с подругою Татьяной
Не прожить без океана!
Он всегда кружит над нами
Просоленными ветрами.
– Мамочка, не надо платья, –
Я скажу, на платье глядя,
– По матроске лучше сшей
Нам с Татьяной поскорей!

Девчонки-заводилы, которые всегда находятся в центре событий, учатся хорошо, всё умеют, больше дружат с мальчиками, нежели с девочками. Только однажды… Всего лишь взгляд. И вот он – Татьянин день! Захочется оборок и рюшечек на платье, и чтобы локоны рассыпались по плечам. Татьяна – это очень женственное имя.

14. Victor Rubakov – Татьянин день




Босоногой девчонкой в садах Семеренко,
Дочь лесничего... Вихрь... Обдирая коленки
Ты росла, как мотив песни новой...
Босоножка... Татьянка Дроздова...

Там – господских детей учат ездить верхом,
Под листвой - жеребец, незнакомый с седлом…
Пусть – редки, неказисты обновы
Но – бедова… Танюха Дроздова…

С шелковицы скользнула на гриву коня:
"Поноси-поскачи... одолей-ка меня!"...
Он - старался как мог... На закате
Прискакала... в изодранном платье...

Жеребец на неё – глаз покорно косил,
Без дорог… по лесам… и – хватило же сил…
Исцарапана, но! серых глаз - гордый свет,
Сняли всадницу… полных двенадцати лет…

Нету бабушки... бабушки Тани моей...
Хоть - бутылку хватай... Хоть - стаканами пей...
День - Татьянин... и смех утром ранним...
Ну, а я - погрущу... с бабой Таней...

Склоняю голову. Трогательное стихотворение. Не часто посвящают бабушкам стихи. В этом произведении не просто «муси-пуси» про то, какая она добрая, мягкая. Здесь заложено глубочайшее содержание. К наслаждению художественным словом примешивается и познавательный интерес. Различие социальных слоёв, девчонка-вихрь, бывают такие огненные натуры. Хочется подробностей и продолжения. Такой бабулей можно гордиться, для неё и стих слагается. Отлично!

15. Галина Карташова - "Одиннадцать нарциссов для Татьяны"

Одиннадцать нарциссов для Татьяны -
Очередной нагрянул Юбилей.
Подружка, мы ничуть с тобой не пьяны,
Нам просто кружит головы апрель.

Веселье, будто караван в пустыне,
Размеренно идёт своим путём.
Нет грусти об ушедших днях в помине,
-Давай, твою любимую споём.

Ты в эпицентре, мы лишь на орбите,
Распределяет роли сцена-жизнь:
В твой Юбилей мы все играем в свите,
Давая тебе право на каприз.

Одиннадцать нарциссов белоснежных,
Коронки ярко-жёлтые внутри,
С головок обрываешь безмятежно
По лепестку за каждый финт судьбы.

Мы юностью ещё не надышались,
В нас озорства, задора через край.
Рви лепестки, как прошлые печали.
За будущую радость наливай.

Одно из многих поздравительных виршей близкой подруге, дружба с которой не подвергается эрозии более 20 лет.

16.Татьяна Бальсене – «Бальзаковский возраст»

Подругам

Бальзаковский возраст,
как спелая рожь.
Загадочный возраст,
ох, как он хорош!
И всё, что природа
дарила тебе,
Твой возраст собрал,
сочетая в себе:
весну, половодье,
прохладу дубрав,
застенчивость пряных
от спелости трав,
таинственность
и красоту белых роз,
и чистых, как жемчуг,
от радости слёз.
Ты, как неожиданность
майской грозы,
как спелая гроздь
виноградной лозы.
Ты – жаркое, пышное,
томное лето...
Вот в это годами
ты и одета.

Татьяна, твой возраст,
как луч озорной!
Пусть прядь на висках
уже чуть с сединой...
Прекрасна улыбка,
загадочен взгляд,
глаза озорные
радушьем хмелят,
восторг извергается,
как водопад.
Не скоро,.. не скоро ещё
листопад.
О, женское лето,
подольше гости,
чтоб к0су любви
до конца заплести,
и чтобы аккорды
холодной зимы
звучали, как вальс,
а не так, как псалмы.
Бальзаковский возраст,
он тем и хорош:
в его закромах
только спелая рожь.

Потрясающе! Гимн всем женщинам, примеряющим корону из ярких листопадных листьев. «И чтобы аккорды холодной зимы звучали, как вальс, а не так, как псалмы», лучшего пожелания нельзя и придумать. Очень светлое, оптимистичное произведение.

17. Олег Сладкий – «Мою жену зовут Татьяна»

Мою жену зовут Татьяна,
Ох, эта женщина упряма.
«Ты – говорю – студентов муза».
А она твердит, что я – обуза,
Что без меня ей было б легче
Соседу груз взвалить на плечи.
Вот теперь в раздумье я,
Мы просто так или семья?!

«Что без меня ей было б легче соседу груз взвалить на плечи» - картинка с натуры. Одинокая женщина никогда не испытывает недостатка в мужской помощи по всяким мелким делам. Соседи и сослуживцы, сочувствуя, всегда помогут. Замужним женщинам намного сложнее: своего не допросишься, к чужому не обратишься.

19. Ташулечка – " Итак, она звалась Татьяной"

" Итак, она звалась Татьяной"...
Тут я подумала наивно:
Конечно бы, звалась Татьяной,
Коль не назвали бы Галиной!

И, если б не назвали Кларой,
Танюшек было б много больше.
И Таней назвалась бы Сара -
Дочь моего соседа Мойши!

И, если б не назвали Машей,
Оксаной, Валей, Катериной,
Анютой, Любой, Светой, Дашей,
Татьян была бы половина!

Чем в жизни я горжусь поныне,
Что нет в судьбе моей изъяна:
Мне долго выбирали имя
И выбрали МОЁ - Татьяна!!!

25 января совершенно точно половина женского населения хотела бы называться Татьянами, а другая половина – Танюшами. В компании с Греем можно соответствующую рубрику создать. В одном ключе, но совершенно по-разному. «Мне долго выбирали имя, и выбрали МОЁ – Татьяна», с чем и поздравляю, прекрасное имя.

20. Виктория Тищенко – «Зарисовка»

За прилавком мечтала Татьяна,
опустив локоть свой на поднос.
Теребил ветерок ей прохладный
пережженные пряди волос.

И скользил луч весенний приятный
по покрытому пудрой лицу,
и скользил также он по халату,
что положен всегда продавцу.

Озорной этот луч и игривый,
не сидится на месте ему,
перепрыгнул на ящики пива,
что стояли в соседнем углу.

В кафетерии свежее пиво!
Эта новость приятно свежа!
И ее смаковали лениво
за столом уже два алкаша.

С волосами оттенка сметаны
продавщица другая пришла,
оторвав от мечтаний Татьяну,
про свои затрещала дела.

Выразительно. Специфическая внешность, соответственное поведение, за трафаретным образом продавщицы мятущаяся душа, ожидающая обычного женского счастья. Припомнился «Настоящий полковник».

21. Виктория Тищенко – «Веснушки»

Гостило солнце у Танюшки.
И на щеках у ней – веснушки.
На правой – пять, на левой – пять:
Татьяна учится считать.

На пальчиках технику счета, пожалуй, легче отрабатывать. К веснушкам нужно ещё и зеркальце иметь. Забавный стишок.

22. Виктория Тищенко – «Андреевский спуск»

Посвящается М.Б.

Полуденное солнце брызгами
дробится на домах заброшенных.
И фонари дорогой призрачной
уводят в прошлое прохожих.

И сквозняки в подгнивших ставенках
обуздываются гардинами.
Льняные скатерти и чайники
и блюдца с ломтиками дынными

В открытых окнах. Двери булочных,
пролетки, банты, листьев лёт.
На расписном карнизе лубочном
пушистый белобокий кот.

Под сень его густого меха
сошлись сундучные на сходку:

А вдоль дорог рябины-панночки
к прохожим алью ягод ластятся
и синеглазые мещаночки
торгуют жареным арахисом.

И август, длинный и нескладный,
в сиянье ивовое прячется.
Который раз звонит в парадное
и слышит: «Барышня-с на даче».

Который раз мечтает, рыжий,
на балюстраде, мхом поросшей.
Но фонари дорогой призрачной
ему нашептывают прошлое.

И видит: ярмарка картонная.
Снуют цыганки с вещим видом.
И полоумная ребенка
качает: «Фрида, Фрида, Фрида…»

Что это – имя? заклинание?
зачем зрачки на щеки вытекли?
Бежать
– хватило бы дыхания! –
чтоб этого лица не видеть.

Услышать звон веселых конок
и клики площадей белесых…
Что тяготит ее – ребенок?
платок? полуденное солнце?

Звенят в тиши ночные стрелки,
им вторят ленточки и полки:
-- Который год? – Начало века.
-- Который час? – Конец эпохи.

Снега, снега – от крови ржавые,
снега, снега, снега густые
метут и мчатся как составы
вдоль искореженной России.

Шипят, шипят в каптерках чайники,
мелькают станции разбитые.
Стучат колеса: «Таня… Танечка…
Танюша… Фрида, Фрида, Фрида».

И мечутся в разъездах точечных
и рвутся в даль полуразмытую
еще несбывшимися строчками
и голосами позабытыми.

Сложное стихотворение, одного прочтения мало, чтобы уловить все его тонкости. В хитросплетениях сюрреализма не сразу вникаешь, какая связь между Андреевским спуском в Киеве и романом «Мастер и Маргарита», действие которого происходит в Москве. Конечно, если не знать, что первую жену Булгакова звали Татьяной, можно слегка оторопеть от ассоциативного ряда «Татьяна – Фрида». Каким волшебством мы переброшены в начало прошлого века? Силой слова. Написано КРУТО. За живописным описанием лубочного посада жертвенное пламя гражданской войны преподносится, как прошлое. Всего лишь две строчки «Но фонари дорогой призрачной ему нашептывают прошлое» нарушают исторический ряд событий.

23. Saga - Татьяне-Водолею

Это ж надо такому случиться,
Чтоб в положенный час и навеки
Две великих народных традиции
Вдруг совпали в одном человеке?!.

Водолей - это месяц морозов,
Солнце сладить пытается с вьюгой.
Это время грядущих прогнозов.
Это зрелость планетного круга.

Водолей - это Рог Изобилия,
излучая энергию света
по-космически любвеобильно,
шлет потоком на нашу планету.

И, конечно, совсем не случайно,
В нужный час, героиней романа,
До сих пор нераскрытою тайной
Появилась в России Татьяна.

Свет души Татианы из Рима,
Свет сыновней любви и признанья
Своей матушке на именины
Стали символом Света и Знанья.

День студентов, как шествие имени –
«Устроительницы» Татианы.
Водолей в этот день именинный
Щедр особенно праздничным гамом.

Поздравленья свои отправляя
Всем Танюшам, Татьянам и Таням,
Кроме радости, счастья, желаю,
Чтоб осталась в вас вечная тайна!

Тайн в них великое множество. Каждая Татьяна – загадочное существо. Окружающим остается только восхищаться и благоговеть перед ними. Замечательное сюжетное завершение нашей подборки стихов, посвященных Татьянам. Спасибо.

СПАСИБО ВСЕМ!

В одном из российских провинциальных имений жила-была девушка… Впоследствии она так писала о себе: «От матери я унаследовала мечтательность и пытливость, от отца страстную природу, в высшей степени способность любить и ненавидеть. Я была дика и застенчива. Страстно любила свою кормилицу, которая была моей няней… Я была скрытна и несмела, с немногими сближалась, особенно с детьми своих лет. Я искала какой-то высшей чистой человеческой любви».

Это строки из воспоминаний Натальи Дмитриевны Фонвизиной, современницы А.С.Пушкина. Не правда ли, они очень напоминают откровения его героини Татьяны Лариной?
Мемуары Францевой, воспитанницы Фонвизиных, еще более подчеркивают сходство. Она приводит рассказ Натальи Дмитриевны о своей первой любви к светскому юноше, который по непонятной причине отказался от нее и уехал в Москву, после чего отчаявшаяся Наталья по настоянию родителей согласилась на неравный брак. Она говорила также, что эта история стала известна Пушкину.
И в самом деле, события, описанные в романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», почти буквально воспроизводят историю первой любви и первого замужества Натальи Дмитриевны Фонвизиной, в девичестве Апухтиной, так что исследователи называют ее в числе наиболее вероятных прототипов Татьяны Лариной. Но, как ни странно, никому не приходило в голову среди близких ей людей поискать прототип самого Евгения Онегина.
О романе сложено немало легенд, существует множество предположений — и доказательных, и высказанных в качестве гипотез. Казалось бы, тема настолько изучена, что трудно предположить появление чего-то нового, неожиданного. И тем не менее…
Допустим, Александр Сергеевич Пушкин, узнав историю любви Натальи Апухтиной, действительно изобразил в своем романе именно ее. Однако литературный персонаж — всегда собирателен. Таковы и образы Татьяны Лариной и Евгения Онегина: здесь собраны черты различных людей, современников поэта, еще больше, может быть, домыслено, сочинено. И все-таки существует некий стержень, некая основа. В данном случае прототипом Татьяны выбирается вполне реальная девушка с ее романтическим характером и несчастливой любовью — Наталья Апухтина, а ее драма становится одной из главных сюжетных линий романа. Логично предположить, что прототипом Онегина вполне мог быть тот самый юноша — первая любовь Натальи. Кто же он? Ответ на этот вопрос и есть суть предполагаемой версии.
В поисках ответа я предлагаю сосредоточить внимание на следующих строках романа:

Письмо Татьяны предо мною;
Его я свято берегу,
Читаю с тайною тоскою
И начитаться не могу…

Речь явно идет о вполне реальном письме. Каким только людям ни приписывали его авторства! Не упоминалась только Наталья Апухтина. Странно, не правда ли? Ведь если, как многие считали, прототип Татьяны — Наталья, то и письмо было написано ею, причем именно тому самому юноше — предмету первой любви.
В качестве адресата иногда называют самого Пушкина, поскольку письмо находится «пред ним». Логично, но слишком прямолинейно. Наталья Апухтина, во-первых, никогда не писала Пушкину. Ее история стала известна поэту от другого лица. Во-вторых, в руках любого человека могут оказаться письма, предназначенные не ему, мало того, эти письма бывают и «свято» хранимы, и перечитываемы. Стало быть, и у Пушкина могло оказаться письмо, адресованное другому. Кстати, Татьяна писала не автору, а герою романа, от которого Пушкин недвусмысленно дистанцируется:

Как будто нам уж невозможно
Писать романы о другом,
Как только о себе самом.

Однако каким образом попал к Пушкину столь интимный документ?
Поэт называет Онегина «добрым приятелем». Давайте понимать это буквально и искать прототип Онегина среди ближайших друзей Пушкина. Потому что только очень близкий друг мог рассказать ему историю любви Натальи и оставить на сохранение ее послание.
Заметим: Пушкин читает письмо не так, как читают любовные записочки подружек приятелей, похваляющихся своими победами, — «с тайною тоскою». Читает, перечитывает, «свято бережет»! Что же за тайна связывает Пушкина с письмом и его адресатом? Прежде всего, безусловно, вспоминается история подготовки и провала заговора. Может быть, один из декабристов, близкий друг Александра Сергеевича, первая любовь Натальи Апухтиной, и оставил ему письмо? Не членство ли в тайном обществе, нежелание подвергать девушку опасности послужило причиной суровой отповеди в ответ на признание в любви? При этом истинную причину отказа он вполне мог завуалировать аргументами, вложенными Пушкиным в уста Онегина. Вспомним хотя бы весьма характерную фразу, свидетельствующую о силе и благородстве натуры героя:

Учитесь властвовать собою;
Не всякий Вас, как я, поймет…

Эти черты характера Онегина не раз подчеркиваются в романе. Сама Татьяна признает:

…В тот страшный час
Вы поступили благородно…

Даже имя Онегина — Евгений — означает в переводе с греческого «благородный», а фамилия ассоциируется с северной Онегой, означая хладнокровную рассудочность и скованность обстоятельствами.
Расшифровка имени героя не простая формальность, а важный ориентир в наших поисках. Итак, в данном случае среди друзей Пушкина мы ищем благородного, без страха и упрека, хладнокровного, мужественного человека, возможно, связанного с декабристским движением, пожертвовавшего своим личным счастьем во имя высокой цели, то есть отказавшегося от брака с Натальей Апухтиной.
Отказ есть отказ, в какой бы форме он ни был сделан. Вот что писала об этом периоде своей жизни Наталья Дмитриевна:
«Мать моя не противилась моему стремлению в монастырь, но отец и слышать не хотел о том, а отдал меня за моего двоюродного дядю восемнадцатью годами старше меня…» В костромское имение Апухтиных был приглашен Михаил Александрович Фонвизин, дальний родственник. Он приехал, некоторое время гостил и вскоре сделал Наталье предложение. Родители уговорили дочь согласиться на брак. Помните строки: «Для бедной Тани все были жребии равны»? Сыграли свадьбу, молодожены уехали в Москву. Приблизительно через полгода двоюродная сестра Натальи писала ее матери: «Она очень мила, и я нахожу, что счастье сделало ее еще красивее». Наталья, как и Татьяна, приняв свой жребий, обрела душевное спокойствие.
Нет сомнения: портрет мужа Татьяны списан с Михаила Александровича Фонвизина, генерал-майора, героя войны 1812 года. Что же в этой связи можно сказать об искомом прототипе Онегина? Если Онегин знаком с генералом, держится с ним на «ты», запросто бывает у него, естественно предположить, что прототип должен был находиться в тех же отношениях с Фонвизиным.
Встречей Онегина и Татьяны в доме ее мужа обрывается роман. Получил ли он развязку? Да полно, герои все еще любят друг друга и не скрывают этого, — можно ли считать историю законченной? Влюбленные разлучены обстоятельствами и, по логике жанра, преодолев их, должны соединиться. Что же осталось за рамками повествования? Очень многое и очень важное, о чем Пушкин писать не мог.
М.А.Фонвизин, муж Натальи Дмитриевны, состоял в Союзе спасения, Союзе благоденствия и Северном обществе, участвовал в подготовке восстания в Москве. Мы уже предположили (а литературоведение этого и не отрицает), что Онегин и, стало быть, его прототип были связаны с декабристами, — следовательно, последний являлся соратником Фонвизина. Общеизвестно, что Пушкин намеревался сделать Онегина участником декабристского движения, но позднее сжег десятую главу романа, как ранее уничтожил все, что касалось декабристов. Быть может, та же участь постигла письмо Натальи-Татьяны? Рискну все же предположить; не исключено, что, написанное по-французски и без указания адресата, оно до сих пор лежит где-то в архивах.
После 14 декабря 1825 года Михаил Александрович Фонвизин был осужден и сослан на каторгу. Вслед за ним, оставив двух малолетних детей, которые выросли и умерли, так и не увидев более своей матери, уехала в Сибирь и Наталья Дмитриевна. В ссылке прошли долгие годы. У Фонвизиной родились два мертвых ребенка, еще двое сыновей умерли в младенчестве — сказывались тяжелые условия жизни. Декабрист И.Д.Якушкин писал о ней: «Здоровье Н.Д. очень разрушилось, несколько раз она была при смерти, чем все это кончится — Бог знает…»
В 1853 году М.А.Фонвизин был амнистирован по болезни и вскоре после возвращения из ссылки умер.
А что же прототип Онегина?
Здесь-то и начинается самое интересное.
Известны тридцать два письма Натальи Дмитриевны Фонвизиной, написанные через год после смерти мужа в Сибирь… Ивану Ивановичу Пущину. В них она возвращается к истории своей первой любви: «Ваш приятель А.С. как поэт прекрасно и верно схватил мой характер пылкий, мечтательный и сосредоточенный в себе — и чудесно описал его первое проявление при вступлении в жизнь сознательную…» При этом Наталья Дмитриевна нередко называет себя… Таней. И, что не менее, а может быть, более знаменательно: И.И.Пущин в ответных письмах тоже называл Наталью Фонвизину — Таней, Танюшей!
Не странно ли? Прошло тридцать пять лет, полных трагических событий, лишений и потерь, и вдруг — поток писем с воспоминаниями о днях далекой юности… Зададим себе вопрос: почему Н.Д.Фонвизина писала именно Пущину? В отношении человека постороннего, к тому же страдающего на каторге, подобное было бы немыслимо. Писать такие письма можно только к тому, с кем тебя связывает нечто глубоко интимное и далеко еще не изжитое. Так не Пущин ли был предметом первой любви Натальи Апухтиной — любви, пронесенной сквозь годы испытаний?
О юноше, в которого была влюблена юная Наташа, мы ничего не знаем. Но стоит предположить, что им был Иван Пущин, — все становится на место. Находится логичное объяснение не только факту столь интимной переписки, но и всему, что ей предшествовало и что за ней последовало.
Среди лицеистов Большой Жанно — так прозвали И.И.Пущина друзья — слыл воплощением ума, мужества и справедливости. Стройный красавец, блестящий кавалерист, — немудрено было в него влюбиться. Однако известно, что в молодости Иван Пущин придерживался особых взглядов на брак и не торопился связывать себя семейными узами, ибо готовил себя к некой великой миссии. Шестнадцати лет от роду он стал членом Священной артели, одной из первых декабристских организаций, далее членом Союза спасения, Союза благоденствия и одним из основателей Северного общества. Пущин являлся ближайшим другом Пушкина — «другом бесценным», значит, мог довериться ему, рассказать историю Натальи и передав ее письмо. Так Наталья Апухтина и Иван Пущин превратились в Татьяну Ларину и Евгения Онегина.
Разумеется, в образе главного героя романа просматриваются черты и других современников поэта, но главный стержень здесь, без сомнения, — пущинский, от которого в Онегине и благородство, и отвага, и острый ум.
Иван Иванович Пущин как один из руководителей восстания был приговорен к смертной казни. Лишь благодаря вмешательству высокопоставленных лиц ее заменили пожизненной каторгой.
…И все-таки любовь взяла свое.
После смерти мужа Наталья Дмитриевна (к тому времени ей было уже больше пятидесяти лет) вновь поехала в Сибирь. Этот поступок вызвал всеобщее удивление, ибо никто не знал его мотивов. Наталья Дмитриевна уехала к Пущину.
В августе 1856 года по манифесту царя Александра II И.И.Пущин был амнистирован, а в мае следующего года — обвенчался с Натальей Дмитриевной. Их брак современники называли «странным». Но нам он странным уже не кажется. Ибо именно так скорее всего и закончилась бы история Татьяны Лариной и Евгения Онегина, будь дописан роман.