Что означает прясть нить судьбы. Нить судьбы и те, кто её прядёт. Профессиональная помощь в составлении договора

Образование

Чуть-чуть теории, традиции и практические советы.
Ну и для начала обратимся к словарю Даля. Что в нем говорится об этих предметах.

Подшейная кисть (‘Науз’). Мастерские Конюшенного приказа Московского Кремля, XVII в. “НАУЗ м. (на-узд?) часть конской сбруи; кисть, бляха и др. украшения, привешиваемые на ремне или шнуре под шеей лошади; наузный ремень идет от налобника узды; ныне находим его почти только у азиатцев и турок. В старину в наузде хранились обереги от сглазу, призору и порчи, коренья, бумажки с заговорами и пр., почему наузд означал и привеску, ладанку, оберег или талисман. Науза ж. твер. наузд, в знач. ладанки, привески.”
“Науза, действ. по глаг. наузить: обрезывать сухие вощины и вставлять их в пустые ульи, для почину; || колдовать, знахарить, заговаривать, нашептывать.”

Возможно, с таким определением колдовства вы уже встречались. В старину колдунов и знахарей иногда называли наузниками, а колдовство – наузничеством.
Тайный, магический смысл рукоделий оказался известен не только богам-духам, но и «знающим» людям, колдунам, знахарям.

В отличие от простых людей, «знающие» занимались осознанными и целенаправленными манипуляциями с куделью, пряжей, нитью, веревкой и пр. атрибутами рукоделия. Эти действия нашли отражение в гадательных и магических обрядах.
1. Прядут «наопак» (наоборот) две нити – одну женихову, другую – невестину, пускают их на залитую водой сковороду, и смотрят: сойдутся, совьются – быть свадьбе, а если разойдутся – не судьба. Отсюда может идти выражение «связать свою судьбу».
2. В частушке «нитки рвутся, я вяжу/все на милого гляжу» прослеживается та же идея – если пряхе удается связать рвущуюся нить, судьба сложится, совместная жизнь удастся.
3. Гадание на Троицу, когда по воде пускают нить (жизни-судьбы, судьбы-смерти), и смотрят – утонет или поплывет.
4. Льняной пряжей обвивают конец лучины, втыкают между половиц и поджигают. В какую сторону лучина склонится, оттуда и жениха ждать. Вариант: отмечают, куда летят остатки догоревшей на лучине кудели – к дверям, – жди сватов, от дверей – в девках куковать.
5. Атрибутом гаданий выступали и изделия из ниток и пряжи, например, пояс. Пояс клали у порога церкви, и первый перешагнувший был «носителем имени жениха». Для девушки же, сплетшей кушак, нить становилась судьбоносной (вероятно, если она хотела изменить судьбу, надо было распустить, перерезать кушак?).
6. Программирование жизни молодых при помощи нити и пр. Девушка перед свадьбой шли в баню с колуном, держась за конец пояса. Перед тем, как парить невесту, колдун перевязывал оставшейся частью пояса ей правую руку, правую ногу и грудь, приговаривая: «Ноги к ногам, руки к рукам, к грудине – на восток». Этот обряд «связывал» молодых, чтобы они шли рука об руку, не расходились и любили друг друга. (Интересно, а с мужчинами ничего подобного не проделывали?)
7. На свадьбах пряли “нитки долгой жизни”, связывая молодых «на долго и счастливо».
8. Пояс в бане, надетый на невесту, имел определенное число узлов. По числу узлов рождалось число сыновей.
9. По количеству узлов при перевязывании пуповины считали, сколько детей еще родит роженица.
10. Скручивание шерсти в нитку, совершаемое колдуньей при пересечении дороги свадебному поезду моделировало пересечение жизни зарождающейся семье, разлад в ней.
11. Новорожденному ребенку, которого впервые клали в колыбель, окручивали зыбку (люльку) нитками, спряденными с молитвами (заговорами) в Святки – то есть в период работы Богинь-прях. Концы этой нити потом снимали с зыбки, связывали в единую нить и клали под голову младенцу, тем самым суля ему долгую и счастливую жизнь. (Запрет на рукодельничание в Святки здесь, вероятно, нарушается тем, что мать не просто прядет, а ребенку судьбу плетет. В этот момент она может либо приравниваться к богиням-пряхам, либо выступать как проводник их воли).
12. В детскую колыбель клали пряслице для девочки или лучок для отбивки шерсти для мальчиков, в ряде мест к колыбели привешивали веретено/кудель/лучину/ножницы, считая, что эти предметы отвлекут ночных духов от ребенка (ведь прясть им часто куда интереснее).
13. Обряд «отворачивания». Ища или желая вернуть заблудившегося/пропавшего человека/скотину, красной нитью (символ жизни) обвязывали кусочек холста (как существа в целом). Вероятно, тут срабатывал принцип путеводной нити Ариадны в критском лабиринте.
14. Нить-судьба работает в новоселье, чтобы судьба владельцев дома была прочно связана с новым обиталищем, клубок ниток бросали через порог, а потом по старшинству, держась за «путеводную нить» входили в дом.
15. Веревка выступает как образ общины (то, что сплетено из множества нитей – но по сути является одной).
16. Веревка – это дорога между мирам (чаще, правда, в нижний мир, чем в верхний).
17. Сплетенные левой рукой нитки в чистый четверг считались «программирующими судьбу». В Егорьев день (6 мая) эту нитку вместе с лоскутом вешали на древо желаний, и задуманное исполнялось.
18. К пряже приравнивается и человеческий волос как средоточие жизненной силы (души). Смертную рубаху вышивали волосами, в саван вплетались волосы покойного – так воплощалась идея загробного существования и последующего возрождения.
19. Тканные изделия (холсты, полотна, особенно украшенные «вычурами») часто связывались с дорогой, соединяющей миры, а также умершими предками и будущими потомками. Понятия «дорога», «ткань», «полотенце», «платок» в мифологии эквивалентны словам «дорога» и «судьба».

Текст ниже- СОВРЕМЕННОЕ осмысление славянской традиции, и представляет собой целиком попытку реконструкции практики НАУЗНИЧЕСТВА.
Представляет собой НЕ ПРОВЕРЯЕМЫЙ ЛИЧНЫЙ ГНОЗИС, и размешен для ознакомления и осмысления.

Любопытно, что одни и те же действия в узелковой магии можно приписать как темной, так и светлой магии. Различные узлы, развязывание или же завязывание узлов – все это несло определенный смысл и действия, вот только результат больше зависел от помыслов и желаний мага, чем от того, завязали вы или развязали узел. Тут мы сталкиваемся с тем же, с чем сталкивались и на прошлых уроках: не конкретный узел отвечает за результат, а узел совместно с силой и направлением, вкладываемым в него.

Но можно отметить одно: безусловно, узелковая магия достаточно сильная, сила в подобных узлах немалая, и с ее помощью можно уберечь себя и близких от зла.
Хочется отметить так же, что в основном эту магию использовали для защиты, нежели для привлечения чего-либо или придания каких-либо качеств себе или кому-либо.
Встретилась мне следующая легенда. Приведу цитату целиком:
“По поверьям приморских народов, при помощи узлов можно влиять на ветер. На островах Северной Европы моряки, выходя в море, покупали у старух ведуний пучки «хороших ветров» - обрезки веревок, связанные в узел, над которыми произнесены определенные заклинания. Эстонские мореходы полагали, что финские колдуны могут перегонять плохую погоду, бури и штормы к соседям. Считалось, что эти колдуны способны спрятать силу ветра в три узла. Если развязать первый узел, подует легкий ветерок, если развязать второй - на волю вырвется сильный шквалистый ветер, а третий узел заключает в себе шторм и ураган.”

Условно все наузы можно разделить на две категории – с наполнителями и без. Узлами обвязывали, оплетали, скрепляли свои “охранные грамотки”, получались в результате подвески (кулончики, ладанки и так далее).
Обычно такие обереги с наузами носили на шее, а сам предмет-оберег располагали поближе к сердцу.
Сейчас мы затронем только наузы в “чистом” варианте. То есть, рассмотрим процесс изготовления науза, состоящего только из узлов.
Вначале следует определиться с цветом, длиной шнура, какая цель впереди – разовое использование или необходимо рассчитывать на длительное использование. Ну и определиться, каким именно образом вы будете наполнять науз силой.
тут вам помогут наши материалы
календарь и фазы луны
https://vk.com/wall-119055965_27
общий ход обряда
https://vk.com/wall-119055965_39
Утренний, дневной и вечерний обряды
https://vk.com/wall-119055965_1000
замыкание обряда
https://vk.com/wall-119055965_1131
магия на пороге дома
https://vk.com/wall-119055965_1489
и многие другие, откройте в отдельной вкладке- чтобы прочесть и не забыть!
Длина определяется тем, как именно вы будете носить науз, будет это носиться на шее или прикрепляться к чему-либо (вначале я уже упоминал, что в старину, к примеру, подобные наузы привешивали к ремням у шеи лошади, дабы защитить ее от напастей). Обычно используют шнур длиной около метра.
Для изготовления простого науза нам потребуется кожаный ремешок или веревка длиной около метра. Это будет самый простой науз, состоящий только из узлов.
Если говорить о материале нити.. То тут есть некоторая сложность. В идеале, нить должна быть самодельная. Причем, сплетенная из дикой конопли (пеньковый шнур) или крапивы. Причем, сплетенная левой рукой в определенное время суток, положения луны и календарный период, стоя на пороге (нить должна быть сплетена за сутки, не более). И вот такая нить будет иметь максимальную силу.
Ее можно будет использовать для навешивания наузов, обвязываний, опоясываний и т.п. Можно использовать шелковые нити. А вот если у вас цель – здоровье, то нить лучше всего брать шерстяную. В идеале – красного цвета.
Вариант науза
Определившись с материалом, можно приступать к самому действию. Наиболее важной частью в этом является ваша сосредоточенность. Если ее нет, в голову лезут мысли о зарплате, о не сделанной домашней работе, о приближающемся отпуске или еще о чем-либо – лучше не приступать к делу совсем. Отложите. Если же чувствуете в себе силы отвлечься от всего лишнего – можно начинать.

Определитесь с целью. Не распыляйтесь – определите самое важное для себя. И, скажем, еще две чуть менее важные, но очень желаемые цели. Не более. В противном случае, вы можете распылить силы и ничего не достичь. Цель должна быть разумной и достигаемой. Не стоит желать Луну с неба. Создайте мысленный образ успеха. И приступайте к выполнению.

Существует множество обрядов создания наузов. Мы рассмотрим один из них.
Найдите середину нити. Именно в середине будет первый узел. Он может быть любым (вполне подойдет техника плетения узлов “макраме”). Главное не форма, а содержание (то есть то, что вы вложите в этот узел). Завязывая узел, формулируйте цель, с которой вы все это делаете. Для примера, если цель – избавиться от стрессов, можно повторять “завязывая узел, я избавляюсь от стрессов. Пусть этот узел не даст стрессам получить власть надо мной”. Фраза – условная. Вам надо самим сформулировать ее, причем так, чтобы вы ее сами понимали, – это важно.

На первый узел навязывается второй, затем третий – поверх. Обязательно при завязывании этих узлов повторять все, что произносили при завязывании первого узла. В принципе, трех узлов вполне достаточно. Но рядом с этими узлами, по бокам, можно навязать еще два узла (расстояние от этих узлов до основного должно быть одинаковым). И цели уже тут должны быть другими.
И навязывать на эти дополнительные узлы уже ничего не надо. Они должны быть меньше, чем основной.

Учтите следующее. Сосредоточение, вкладывание своей СИЛЫ в такие узлы достаточно затратно (если все далось очень легко, значит процесс нарушен и большой силы такой науз иметь не будет). А, соответственно, не распыляйтесь. Не вяжите много узлов разом (с различными целями) – найдите свою основную цель и отдайте свою СИЛУ и ЖАР ей. Не вяжите наузы в больших масштабах – “крутизну” свою вы, конечно, своим друзьям покажете, вот только толку будет от этого мало.
После достижения цели науз следует уничтожить. Для этого его проще всего сжечь.
Автор НЛГ- Локшина М.Л.

Рекомендуемая литература по теме и близкая к теме:
1. Савенкова М.М. Узелковое плетение в магической практике славян.
————————————————————————-
Из массы археологических находок средневекового Новгорода выделена группа плетеных изделий, применявшихся в магических ритуалах, которые идентифицируются с летописными наузами-оберегами. Реконструировано их возможное значение.
скачать здесь-

Макошь (Мокошь). Богиня с таким странным именем впервые упоминается в летописи 970 г. в языческом пан­теоне славян: «И нача княжити Володимер в Киеве един. И постави кумиры на холме вне двора теремного: Перуна древяна, а главу его серебряну, а ус злат, и Хорса, и Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Макошь». Как ви­дим, Макошь поставлена здесь в конце перечня, после священной собаки Симаргла. В других ис­точниках она упоминается вместе с русал­ками, олицетворяющими собой орошение полей туманом (росой) и дождем.

Макошь - наиболее загадочное жен­ское божество славянского пантеона. Све­дения о ней обрывочны, кратки и противо­речивы. Подобному божеству поклонялись не только восточные славяне, оно было особо почитаемо южными и западными славянами. Чаще всего Макошь изобража­лась с характерным атрибутом: рогом изо­билия - символом плодородия земли и хо­рошего урожая. Во время весенних обрядо­вых праздников ей подносились вышитые полотенца (убрусы) с изображением женщины с воздетыми к небу руками. Она как

Макошь – Мать Сыра Земля

«Мать Сыра Земля всех кормит, всех поит, всех оде­вает, всех своим теплом пригревает», - говорят в наро­де. Воображению наших предков Мать Сыра Земля представлялась живым, по­добным человеку существом. Травы, цве­ты, кустарники и деревья, поднимающие­ся над землей, казались ее пышными во­лосами. Цепкие корни деревьев заменяли жилы. Кровью земли была сочившаяся из недр вода. «Земля сотворена яко чело­век», - не случайно говорили в народе.

Кто не почитает Земли-кормилицы, тому она не даст ни хорошего урожая, ни воды, ни солнышка. Кто не захватит горсть родной земли, отправляясь в чу­жие страны, тому никогда больше не уви­деть своей Родины. Культ Матери Сырой покровительницы Земли долгое время соотносился с образом женского божества

плодородия Макоши.


В крестьянских веровани­ях русского Севера Макошь считалась покровительницей женского рукоделия , пряде­ния и ткачества. Многое она могла позволить себе: вме­шаться в работу прядущих женщин, если они недоста­точно расторопны или дрем­лют за работой, могла запре­тить прядение в праздничные дни. Невидимой остается Ма­кошь для работающих жен­щин. Лишь по жужжанию веретена можно обнаружить ее присутствие.

За покровительство прядению Макошь связывают с христианским образом святой мученицы Параскевы Пятницы

(от греч. слова «Параске­ва» - пятница), благочестивой девушки, казненной за веру христианскую в III в. Ее имя стало олицетворением Страстной Пятницы - дня, когда был распят Иисус Христос. На образ христианской мученицы в какой-то мере были перенесены черты языческой богини Макоши.

Зорко следит Параскева за всеми женскими работа­ми. Беда той, кто вздумает работать в священный для нее день - пятницу. Суровым будет наказание Параске­вы. Известен также рассказ о том, как обиженная Па­раскева превратила бабу-нечестивицу в лягушку. С тех пор будто бы и лягушки на земле пошли.

Не только покровительство прядению и ткачеству объединяет эти два образа. Как и Макошь, Параскева Пятница защищает семейное благополучие и счастье. Так же как и Макошь со своими русалками, Параскева Пятница покровительствует святым целебным источни­кам, колодцам («пятницкие родники»). Не случайно ле­генды об иконах Параскевы Пятницы связаны с их чу­десным появлением в источниках и водоемах .


Изображения Параскевы на древнерусских иконах из­вестны с глубокой древности. Ее представляли одетой в красный плащ с крестом в ру­ке - символом мученичества и распятия Христа. С XVI в. Параскеву иногда изобража­ли держащей в руке свиток с белым платом и мучениче­ским венцом на голове. Не­редко ее изображали с другими святыми женами, особенно Анастасией (от греч. слова «воскресение»). По­добные иконы воспринимались одновременно как оли­цетворение распятия и Воскресения Христа.

Церковь Параскевы Пятницы на Торгу в Чернигове

Мокошь. Макошь. Откуда такое странное имя? Что слышится в нем? Ученые дают несколько толкований имени этой языческой богини. Вот одно из них. Мокошь от слов мокнуть, мокрый, хотя возможна и связь со сла­вянским корнем mokos , то есть пряде­ние. А вот другое мнение ученых. Имя Макошь составлено из двух частей: ма - от слов мать и кошъ, которое имеет два значения. Кошъ - кошелка, корзина, то есть плетеная емкость для хранения зерна, хлеба и других продук­тов. И жребий, судьба. Какое из этих объяснений считать наиболее убеди­тельным? Каждое по-своему передает сущность языческой богини Макоши.


Вопросы и задания

1. Почему Макошь считается наиболее загадочным женским божеством славянского языческого пантеона? О чем могут рассказать ее имя и атрибуты?

2. Какое подтверждение о связи Макоши с фольклорным образом Мате­ри Сырой Земли мы находим в произведениях устного народного творчества?

3. Почему Макошь в христианскую эпоху стали соотносить с образом святой мученицы Параскевы Пятницы? Чему она традиционно покровитель­ствовала на Руси? Какое воплощение нашел ее культ в произведениях древ­нерусского зодчества и иконописи?

Творческая мастерская

1. Почему на полотенцах для весенних обрядов Макошь изображалась с воздетыми к небу руками? К кому и зачем она могла обращаться с просьба­ми? Как ее изображение с солнечными кругами вокруг и опущенными к зем­ле руками может быть связано со знаменитым фольклорным образом Ма­тери Сырой Земли? Как бы вы сами изобразили языческую богиню Макошь на полотенце?

2. Познакомьтесь с некоторыми пословицами, собранными о пятнице: «Кто в пятницу дело начинает, у того оно будет пятиться», «По пят­ницам мужики не пашут, а бабы не прядут», «Кто в пятницу прядет, святым родителям костыркой глаза запорашивает». Какой смысл заключен в них? Какое они могли иметь отношение к богине Макоши?

3. Рассмотрите одну из икон с изо­бражением Параскевы Пятницы и объяс­ните характерные для нее атрибуты.

4. Почему во многих городах Руси (Новгород, Чернигов, Москва) возводи­мые в честь этой святой церкви носили название Параскевы Пятницы на Торгу? Как вы могли бы объяснить, что с неза­памятных времен базарным днем на Ру­си считалась именно пятница? Почему именно в этот день нельзя было рабо­тать или начинать какое-либо дело?

5. Считается, что Макоши в грече­ской мифологии соответствовала боги­ня судьбы Мойра, в руках которой нахо­дились священные нити людских и бо­жественных судеб. Оборвется такая ниточка - человек погибнет, завяжется в крепкий узел - готовься к суровым ис­пытаниям. Как вы считаете, правомерны ли такие сравнения богини Макоши с Мойрой? Какой смысл имеет выражение прясть нить судьбы? Какое отношение оно может иметь к языческой богине Макоши? Поясните свой ответ.

Текст взят из: Данилова художественная культура: Вечные образы искусства. Мифология 5 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2011.

Образы богинь судьбы часто связываются с образом нити, прялки, веретена. В народе женщины-рукодельницы, имеющие дело с полотном и нитью, также наделяются пониманием тайной природы вещей и умело используют свое знание.

При помощи нити воздействуют на все сферы жизни: «какова нить, такова и жизнь».

Судьба человека воспринимается как нить, выпряденная на прялке божеством, и затем оформленная (уже человеческими руками) в виде символического шитья, магического вязания, ткачества и т.п. – с целью предначертания будущего новорожденному или же с целью корректировки уже предопределенной судьбы. Божества могут изменить судьбу человека в моменты ритуальной смерти, т.е. при инициации, замужестве, отказе от рода и пр.

Колесо прялки стало колесом времени (или же понимание цикличности процессов в природе оказалось там просто объяснить посредством вращающегося колеса) – рождения, жизни и смерти, а символ круга означал солнце, вечность, образы Бога и мира как точки отсчета. Колесо символично и цифре 0 - замкнутый круг, беспредельное, начало и конец, символ абсолюта. Узоры на прялке связывали человеческую жизнь с мифическим актом ткачества мироздания.

В восточно-славянской культуре центральная часть прялки, с которой соприкасалась кудель, часто украшалась знаками-символами солнца и суточного круговорота. Колесо крутится – жизнь-нить прядется, солнышко по небу катится.

Время в мифологии осмыслялось как конкретная предметная стихия – кудель на прялке, челнок или ткань на станке богов (пример, к сожалению, «не русский», но показательный: Пенелопа, наученная Афиной, распускает натканное за день, тем самым отсрочивая время выбора, т.е. приостанавливает время, замедляет течение человеческой жизни). В некоторых традициях определенный отрезок времени так и назывался «пряжей» («бабий счет по пряже»).

Если на нити (читай – на прямом течение силы/жизни/энергии) завязывался узелок, это изменяло заданное течение. В одних случаях узелки на нитях могли выступать в качестве оберегов от болезней и вреда, в других – наоборот, свидетельствовать о наведении порчи (например, при родах). Спутывая или перекручивая нить – по аналогии переносили действие на жизнь человека, спутывая, сбивая, либо наоборот - выпрямляя. Создавая изделие, вместе в нитью вплетали свои желания, посулы, мечты. Умельцы вязания узелков на нити с целью изменения жизни/сеобытия назывались наузниками, а сами колдовские узелковые нити - наузами.

Колдовская нить прялась ради изменения (коррекции) судьбы, т.е. изменения чего-то в настоящем и будущем. Однако иногда чтобы изменить будущее, надо вернуться назад, в прошлое – в обрядовом ткачестве это выполняется кручением нити против часовой стрелки (т.е. открываются запирающие барьеры, пряха оказывается в потоке времени). В этот момент она создает новый посыл/желание, и вплетает его в ткань овеществленной реальности.

Духи прядущие, ткущие, вышивающие

Мифические существа любят заниматься прядением и ткачеством, но чаще всего практической пользы это не приносит. «От кикиморы не дождешься пряжи» - говорится в пословице. Народная память сохранила больше историй о нехорошем «исходе» пряденья духами: видеть прядущую кикимору – к смерти в избе; когда кикимора гремит коклюшками – быть беде. Однако если за прялку садится дух (особенно в значимые дни года, благосклонно расположенный к хозяевам), последствия бывают благоприятными – дух может «напрясть» богатство, здоровье, удачу.

Чаще всего прядя, дух приговаривает и нашептывает пожелание, чаруя пряжу, домочадцев, скот. Для того, чтобы «не рисковать», старались не оставлять рукоделье на видном месте, вовремя заканчивать работу, и, по большому счету, не ссориться с духами.

В прядущих (вяжущих, плетущих, ткущих, шьющих, вышивающих) духах часто узнаваемы божества, предопределяющие судьбу, будущее. Существуют разные версии – «кто был первичен». Одни утверждают, что сначала было много мелких божков и духов, из которых выделились основные Боги. Кто-то говорит, что все было наоборот, и Богов было мало, а функций, возложенных на них – много, и постепенно эти функции дробились, передаваясь сначала младшим богам, а потом и природным духам. Другие считают, что мир вокруг живой, и все, что есть на земле отражается в «другом мире», а наоборот. В любом случае боги, духи и люди сосуществуют рядом.Среди богинь-прях наиболее известна Мокошь (предположительно связь со словом «mokos» - «прядение», но этой связи обнаружить мне не удалось, зато в санскрите найдены слова mocsa - освобождение, спасение души, мокшака - разрывающая связи). Другие версии имени - Ма-кош означает “Мать жребия” (в санскрите найдены слова kac – связывать, kac - "быть видимым, проявляться").

Рожаницы, богини «предопределенности», вместо пряжи прядут судьбу людей, наделяя их счастливым или несчастливым уделом. Одна дева меряет жизнь, другая отрезает нить судьбы, третья, старшая, произносит слово судьбы. (Культ рожаниц постепенно сливался с культом домашних духов). Иногда рожаницам соответствуют «пряхи заговоров», локализуемых на горе (камне, на реке (море), под деревом (на столбе), где «три девицы… прядут, выпрядают, узоры набирают».

Сходные функции несли богини судьбы Доля и Недоля (Среча и Несреча). Домовой (либо доможириха, женская ипостась домового), хранитель дома, предок рода. Мара (призрак, привидение, наваждение, выглядящая как маленькая, «запечельная» старушка), появляется лунной ночью. Иногда она принимает вид прялочного колеса, иногда рвет пряжу и кудель, что служит определенным символом – (в образе богини смерти) мара забирает душу, покидающую тело. Кикимора (вариации мара/жена домового, выглядит как женщина любого возраста с выраженным физическим уродством, связана с культом мертвых) любит прясть в одиночестве – иногда помогая хорошим хозяйкам, а нерадивым вредя. Русалки (объединяющие в народных представлениях всех женских природных духов, а также умерших неестественной смертью женщин) любят шить. В русальную неделю им оставляли на деревьях холстину, нитки, одежду. «Лесные жены» дарят людям клубки «неубывающих» ниток.
Комоха (персонификация лихорадки) – помимо владения разными инструментами (режет ножом, точит) еще и прядет. Мифическая пряха, живущая в «избушке на курьей ножке, на веретенной пятке… шелк прядет, нитки длинные сучит, веретено крутит…» (по описанию Баба-Яга, либо старуха/ведунья). Пряха веретено крутит, избушка вертится, нить в клубок скручивается – а тот клубок помогает преодолеть пространство и время герою, ищущему свою судьбу. Женщина Иного мира, помогающая кому-то в мире человечьем – используя магические способности она оживляет тканное/вышитое полотно, творя гармонию между мирами – низшим, высшим и срединным.

Использование нити/кудели/веревки в обрядах

Используемый в прядении материал - чаще всего шерсть, лен, конопля, хотя иногда в ход идут куриные перья (Кикимора) и волосы хозяев (Мокошь). Используя шерсть/перья/волосы духи манипулируют средоточием жизненной силы людей и животных, поэтому такие «нити» обладают более сильным воздействием. Духи-пряхи часто сами могут оборачиваться куделью, и тогда прядется уже не просто шерсть, а их волосы – как сочетание жизненной и магической силы, передаваемой полотну. Одновременно прядущие духи ли, женщины ли, наговаривают на свою работу пожелания.

В отличие от простых смертных духи все-таки выполняют свою «работу» сознательно, они существуют на тонком уровне - и видят тонкие плетения - с чего они начаты, как связаны, чем закончатся: поэтому для них "плести" потоки также легко, как для людей нити.

Для достижения целей использовали не только разный материал для нитей (шерсть, лен, шелк), но и разную цветовую гамму (красные, белые, суровые, черные), а также разное количество нитей (одна, три или более).

Способ повязывания нитей на тело человека можно соотнести с различными украшениями: на шее нить ассоциируется (либо заменяется позже) ожерельем, на руке - браслетом, на пальце – кольцом, на талии – поясом.

Также важен был способ крепления нити на теле: обвязывание или крест-на-крест.

Тайный, магический смысл рукоделий оказался известен не только богам-духам, но и «знающим» людям, колдунам, знахарям. В отличие от простых людей, «знающие» занимались осознанными и целенаправленными манипуляциями с куделью, пряжей, нитью, веревкой и пр. атрибутами рукоделия. Эти действия нашли отражение в гадательных и магических обрядах.

Образы богинь судьбы часто связываются с образом нити, прялки, веретена. В народе женщины-рукодельницы, имеющие дело с полотном и нитью, также наделяются пониманием тайной природы вещей и умело используют свое знание. При помощи нити воздействуют на все сферы жизни: «какова нить, такова и жизнь». Судьба человека воспринимается как нить, выпряденная на прялке божеством, и затем оформленная (уже человеческими руками) в виде символического шитья, магического вязания, ткачества и т.п. - с целью предначертания будущего новорожденному или же с целью корректировки уже предопределенной судьбы. Божества могут изменить судьбу человека в моменты ритуальной смерти, т.е. при инициации, замужестве, отказе от рода и пр.
Колесо прялки стало колесом времени (или же понимание цикличности процессов в природе оказалось там просто объяснить посредством вращающегося колеса) - рождения, жизни и смерти, а символ круга означал солнце, вечность, образы Бога и мира как точки отсчета. Колесо символично и цифре 0 — замкнутый круг, беспредельное, начало и конец, символ абсолюта. Узоры на прялке связывали человеческую жизнь с мифическим актом ткачества мироздания. В восточно-славянской культуре центральная часть прялки, с которой соприкасалась кудель, часто украшалась знаками-символами солнца и суточного круговорота. Колесо крутится - жизнь-нить прядется, солнышко по небу катится.
Время в мифологии осмыслялось как конкретная предметная стихия - кудель на прялке, челнок или ткань на станке богов (пример, к сожалению, «не русский», но показательный: Пенелопа, наученная Афиной, распускает натканное за день, тем самым отсрочивая время выбора, т.е. приостанавливает время, замедляет течение человеческой жизни). В некоторых традициях определенный отрезок времени так и назывался «пряжей» («бабий счет по пряже»).
Если на нити (читай - на прямом течение силы/жизни/энергии) завязывался узелок, это изменяло заданное течение. В одних случаях узелки на нитях могли выступать в качестве оберегов от болезней и вреда, в других - наоборот, свидетельствовать о наведении порчи (например, при родах). Спутывая или перекручивая нить - по аналогии переносили действие на жизнь человека, спутывая, сбивая, либо наоборот — выпрямляя. Создавая изделие, вместе в нитью вплетали свои желания, посулы, мечты. Умельцы вязания узелков на нити с целью изменения жизни/события назывались наузниками, а сами колдовские узелковые нити - наузами.
Колдовская нить прялась ради изменения (коррекции) судьбы, т.е. изменения чего-то в настоящем и будущем. Однако иногда чтобы изменить будущее, надо вернуться назад, в прошлое - в обрядовом ткачестве это выполняется кручением нити против часовой стрелки (т.е. открываются запирающие барьеры, пряха оказывается в потоке времени). В этот момент она создает новый посыл/желание, и вплетает его в ткань овеществленной реальности.
В христианизированной традиции появляются народные сказания о том, что Бог сам создал ткачество и научил женщин (вернее, прародительницу Еву) прясть.
Важность прядения в человеческой жизни нашло выражение и в делении изб на на «пряху» и «непряху (если печь располагалась при входе справа от двери ее устье было обращено к свету — изба «пряха»; если печь помещалась слева от входа — изба «непряха»).

Духи прядущие, ткущие, вышивающие
Мифические существа любят заниматься прядением и ткачеством, но чаще всего практической пользы это не приносит. «От кикиморы не дождешься пряжи» — говорится в пословице. Народная память сохранила больше историй о нехорошем «исходе» пряденья духами: видеть прядущую кикимору - к смерти в избе; когда кикимора гремит коклюшками - быть беде. Однако если за прялку садится дух (особенно в значимые дни года, благосклонно расположенный к хозяевам), последствия бывают благоприятными - дух может «напрясть» богатство, здоровье, удачу.
Чаще всего прядя, дух приговаривает и нашептывает пожелание, чаруя пряжу, домочадцев, скот. Для того, чтобы «не рисковать», старались не оставлять рукоделье на видном месте, вовремя заканчивать работу, и, по большому счету, не ссориться с духами.
В прядущих (вяжущих, плетущих, ткущих, шьющих, вышивающих) духах часто узнаваемы божества, предопределяющие судьбу, будущее. Существуют разные версии - «кто был первичен». Одни утверждают, что сначала было много мелких божков и духов, из которых выделились основные Боги. Кто-то говорит, что все было наоборот, и Богов было мало, а функций, возложенных на них - много, и постепенно эти функции дробились, передаваясь сначала младшим богам, а потом и природным духам. Другие считают, что мир вокруг живой, и все, что есть на земле отражается в «другом мире», а наоборот. В любом случае боги, духи и люди сосуществуют рядом.
Среди богинь-прях наиболее известна (предположительно связь со словом «mokos» — «прядение», но этой связи обнаружить мне не удалось, зато в санскрите найдены слова mocsa — освобождение, спасение души, мокшака — разрывающая связи). Другие версии имени — Ма-кош означает “Мать жребия” (в санскрите найдены слова kac - связывать, kac — «быть видимым, проявляться»).
Рожаницы , богини «предопределенности», вместо пряжи прядут судьбу людей, наделяя их счастливым или несчастливым уделом. Одна дева меряет жизнь, другая отрезает нить судьбы, третья, старшая, произносит слово судьбы. (Культ рожаниц постепенно сливался с культом домашних духов). Иногда рожаницам соответствуют «пряхи заговоров», локализуемых на горе (камне, на реке (море), под деревом (на столбе), где «три девицы… прядут, выпрядают, узоры набирают».
Сходные функции несли богини судьбы Доля и Недоля (Среча и Несреча).
Домовой (либо доможириха, женская ипостась домового), хранитель дома, предок рода.
Мара (призрак, привидение, наваждение, выглядящая как маленькая, «запечельная» старушка), появляется лунной ночью. Иногда она принимает вид прялочного колеса, иногда рвет пряжу и кудель, что служит определенным символом - (в образе богини смерти) мара забирает душу, покидающую тело.
Кикимора (вариации мара/жена домового, выглядит как женщина любого возраста с выраженным физическим уродством, связана с культом мертвых) любит прясть в одиночестве - иногда помогая хорошим хозяйкам, а нерадивым вредя.
Русалки (объединяющие в народных представлениях всех женских природных духов, а также умерших неестественной смертью женщин) любят шить. В русальную неделю им оставляли на деревьях холстину, нитки, одежду.
«Лесные жены» дарят людям клубки «неубывающих» ниток.
Комоха (персонификация лихорадки) - помимо владения разными инструментами (режет ножом, точит) еще и прядет.
Параскева Пятница , после прихода на Русь христианства восприняла функции Мокоши, стала покровительницей ткачества, прядения и домашней работы. Ее образ, вероятно, слился в т.ч. с Бабой Середой (помогающей прясть и белить холсты), украинской Ничкой (прядущей, особенной по пятницам, оставленные кудели).
Мифическая пряха, живущая в «избушке на курьей ножке, на веретенной пятке… шелк прядет, нитки длинные сучит, веретено крутит…» (по описанию Баба-Яга , либо старуха/ведунья). Пряха веретено крутит, избушка вертится, нить в клубок скручивается - а тот клубок помогает преодолеть пространство и время герою, ищущему свою судьбу.
Женщина Иного мира , помогающая кому-то в мире человечьем - используя магические способности она оживляет тканное/вышитое полотно, творя гармонию между мирами - низшим, высшим и срединным.
Предполагается, что изначально каждый день недели связывался с существом прядуще-ткущим, даже само название «сутки» однокоренное с глаголом «ткать» — «то, что соткано» (с’тки). Месяцы года тоже зашифрованы в русской «прядельной» загадке: «Стоит дом в 12 окон/В каждом окне по 4 девицы/У каждой девицы по 7 веретен/У каждого веретена свое имя».
Появление прядущих духов приурочено к определенному времени - в «переходные» моменты, когда миры оказываются близко друг к другу, прядение носит не бытовой характер, а судьбоносный. Поэтому «простым смертным» в такое время нельзя притрагиваться к магическому инструменту сотворения полотна жизни - женщины отдыхают, а богини, духи и «знающие» прядут, воздействуя на человеческую жизнь и мироздание. В «переломное» время нельзя вить веревки, скручивать нитки, сматывать клубки, вязать узлы, плести, гнуть… Люди, не подозревающие о скрытой связи вещей (что наверху - то и внизу), могут легко разрушить хрупкое равновесие, позволяя силам хаоса проникнуть в «упорядоченный» мир, принося дисгармонию и асимметрию. Отсюда проистекают страшные истории о наказанных пряхах, пренебрегшим запретом - в их жизни либо что-то рвется, либо путается, либо выходит криво-косо, либо оказывает влияние на погоду или свою семью и рождение детей, естественно, в неблагополучном смысле. Если же человек, вмешавшийся в процесс «плетения невовремя» понял, что рождается сейчас под его руками нечто нехорошее, должен рассечь созданную вещь на части, дабы «вернуть мироздание в исходное состояние».
Нельзя прясть в дни солнцеворота (зимний - связывался с культом мертвых, отсюда обычай рядиться, приходить к друг другу в гости ряженными и прясть, сидя на полатях, словно бы не женщины, а кикиморы, ведя при этом разговоры о судьбе молодого поколения), на русальной неделе (переход от весны к лету, седьмая неделя после Пасхи, когда рожь зацветает), по пятницам.
Прядения обрядовой нити приходилось на определенные календарные даты: Введение в храм Богородицы (4 декабря), Св. Андрея (13 декабря), в канун Нового года, Св. Евдокии (1 марта), Св. Алексея (30 марта), среда 4-ой недели Великого поста, Чистый четверг, Ивана Купала или определенные дни недели. При этом отдельно оговаривались а) время суток: до восхода солнца или в течение дня или ночи; б) место прядения: на пороге дома, «на воде», на ходу, у окна; в) состав исполнителей (женщины, старухи или девочки-»недоростки», часто ни разу до этого момента не прявшие). Необходимо было и соблюдение ритуальной чистоты исполнительниц. Иногда колдовские нити пряли левой рукой с кручением веретена «от себя» (против часовой стрелки).
Сезон «прядения» и обработки льна начинался с наступлением зимы (октября). На девичьих посиделках и запрядках (досл. «новая пряжа») женщины и девушки общались, мечтали, пряли (а женская магия предполагает умение мечтая — создавать, вынашивать и рождать желаемое).
Нить, выпряденная в день Введения, обладала целебной силой. Это связывалось, вероятно, с христианским поверьем, что в этот день маленькая Мария была введена в ту часть храма, куда мог входить раз в год только первосвященник с очистительной жертвенной кровью - т.е. случилось чудо. В этот день «церковь нарушает молчание Священного Писания, раскрывая неисповедимые пути Господни» (поверим на слово ).
Созданная в Чистый четверг и в канун Нового года нить (либо шнурок) и надетая «знающим» людьми на запястье или поясницу человека, совершившего телесное и духовное очищение (по поверьям, баня и это умеет делать), способствовала благоприятному продолжению человеческой жизни и защищала от колдовства (поверим на слово ).
В ночь перед Рождеством (зимнее солнцестояние), когда границы миров истончаются, прошлое-настоящее-будущее оказываются рядом, пряли программирующие нити.
Заканчивалось прядение 26 марта (по ст.ст.), к этому времени полагалось завершить последнюю пряжу, иначе сделанное «не пойдет впрок».
Вышивка, выполненная накануне пасхальной, ивановской и петровской заутрени (пороговые дни года), обладала особой магической силой. Одежда, созданная в значимое время года подразумевала обновление и возрождение.
Используемый в прядении материал - чаще всего шерсть, лен, конопля, хотя иногда в ход идут куриные перья (кикимора и мара) и волосы хозяев (Мокошь). Используя шерсть/перья/волосы духи манипулируют средоточием жизненной силы людей и животных, поэтому такие «нити» обладают более сильным воздействием. Духи-пряхи часто сами могут оборачиваться куделью, и тогда прядется уже не просто шерсть, а их волосы - как сочетание жизненной и магической силы, передаваемой полотну. Одновременно прядущие духи ли, женщины ли, наговаривают на свою работу пожелания.
В отличие от простых смертных духи все-таки выполняют свою «работу» сознательно, они существуют на тонком уровне — и видят тонкие плетения — с чего они начаты, как связаны, чем закончатся: поэтому для них «плести» потоки также легко, как для людей нити.
Для достижения целей использовали не только разный материал для нитей (шерсть, лен, шелк), но и разную цветовую гамму (красные, белые, суровые, черные), а также разное количество нитей (одна, три или более).
Способ повязывания нитей на тело человека можно соотнести с различными украшениями: на шее нить ассоциируется (либо заменяется позже) ожерельем, на руке — браслетом, на пальце - кольцом, на талии - поясом.
Также важен был способ крепления нити на теле: обвязывание или крест-на-крест.

Использование нити/кудели/веревки в обрядах.
Тайный, магический смысл рукоделий оказался известен не только богам-духам, но и «знающим» людям, колдунам, знахарям. В отличие от простых людей, «знающие» занимались осознанными и целенаправленными манипуляциями с куделью, пряжей, нитью, веревкой и пр. атрибутами рукоделия. Эти действия нашли отражение в гадательных и магических обрядах.
1. Прядут «наопак» (наоборот) две нити - одну женихову, другую - невестину, пускают их на залитую водой сковороду, и смотрят: сойдутся, совьются - быть свадьбе, а если разойдутся - не судьба. Отсюда может идти выражение «связать свою судьбу».
2. В частушке «нитки рвутся, я вяжу/все на милого гляжу» прослеживается та же идея - если пряхе удается связать рвущуюся нить, судьба сложится, совместная жизнь удастся.
3. Гадание на Троицу, когда по воде пускают нить (жизни-судьбы, судьбы-смерти), и смотрят - утонет или поплывет.
4. Льняной пряжей обвивают конец лучины, втыкают между половиц и поджигают. В какую сторону лучина склонится, оттуда и жениха ждать. Вариант: отмечают, куда летят остатки догоревшей на лучине кудели - к дверям, — жди сватов, от дверей - в девках куковать.
5. Атрибутом гаданий выступали и изделия из ниток и пряжи, например, пояс. Пояс клали у порога церкви, и первый перешагнувший был «носителем имени жениха». Для девушки же, сплетшей кушак, нить становилась судьбоносной (вероятно, если она хотела изменить судьбу, надо было распустить, перерезать кушак?).
6. Программирование жизни молодых при помощи нити и пр. Девушка перед свадьбой шли в баню с колуном, держась за конец пояса. Перед тем, как парить невесту, колдун перевязывал оставшейся частью пояса ей правую руку, правую ногу и грудь, приговаривая: «Ноги к ногам, руки к рукам, к грудине - на восток». Этот обряд «связывал» молодых, чтобы они шли рука об руку, не расходились и любили друг друга. (Интересно, а с мужчинами ничего подобного не проделывали?).
7. На свадьбах пряли «нитки долгой жизни», связывая молодых «на долго и счастливо».
8. Пояс в бане, надетый на невесту, имел определенное число узлов. По числу узлов рождалось число сыновей.
9. По количеству узлов при перевязывании пуповины считали, сколько детей еще родит роженица.
10. Скручивание шерсти в нитку, совершаемое колдуньей при пересечении дороги свадебному поезду моделировало пересечение жизни зарождающейся семье, разлад в ней.
11. Новорожденному ребенку, которого впервые клали в колыбель, окручивали зыбку (люльку) нитками, спряденными с молитвами (заговорами) в Святки - то есть в период работы Богинь-прях. Концы этой нити потом снимали с зыбки, связывали в единую нить и клали под голову младенцу, тем самым суля ему долгую и счастливую жизнь. (Запрет на рукодельничание в Святки здесь, вероятно, нарушается тем, что мать не просто прядет, а ребенку судьбу плетет. В этот момент она может либо приравниваться к богиням-пряхам, либо выступать как проводник их воли).
12. В детскую колыбель клали пряслице для девочки или лучок для отбивки шерсти для мальчиков, в ряде мест к колыбели привешивали веретено/кудель/лучину/ножницы, считая, что эти предметы отвлекут ночных духов от ребенка (ведь прясть им часто куда интереснее).
13. Обряд «отворачивания». Ища или желая вернуть заблудившегося/пропавшего человека/скотину, красной нитью (символ жизни) обвязывали кусочек холста (как существа в целом). Вероятно, тут срабатывал принцип путеводной нити Ариадны в критском лабиринте.
14. Нить-судьба работает в новоселье, чтобы судьба владельцев дома была прочно связана с новым обиталищем, клубок ниток бросали через порог, а потом по старшинству, держась за «путеводную нить» входили в дом.
15. Веревка выступает как образ общины (то, что сплетено из множества нитей - но по сути является одной).
16. Веревка - это дорога между мирам (чаще, правда, в нижний мир, чем в верхний).
17. Сплетенные левой рукой нитки в чистый четверг считались «программирующими судьбу». В Егорьев день (6 мая) эту нитку вместе с лоскутом вешали на древо желаний, и задуманное исполнялось.
18. К пряже приравнивается и человеческий волос как средоточие жизненной силы (души). Смертную рубаху вышивали волосами, в саван вплетались волосы покойного - так воплощалась идея загробного существования и последующего возрождения.
19. Тканные изделия (холсты, полотна, особенно украшенные «вычурами») часто связывались с дорогой, соединяющей миры, а также умершими предками и будущими потомками. Понятия «дорога», «ткань», «полотенце», «платок» в мифологии эквивалентны словам «дорога» и «судьба».

Обязательные условия договора

Теория права делит условия договора на существенные и обычные. Если стороны не согласовали существенные условия, то договор считается незаключённым.

Существенное условие договора купли-продажи — предмет договора, т.е. автомобиль, поэтому в ДКП обязательно нужно отразить его технические характеристики в соответствии с ПТС — модель, марку авто, цвет, VIN-номер — словом всё, что позволяет однозначно определить конкретный отчуждаемый автомобиль.

В том случае, если автомобиль приобретается в салоне, то в договоре также указывается комплектация машины. Однако и иные условия являются не менее важными, в первую очередь это условие о цене автомобиля и о порядке внесения за него платы.

Порядок расчётов важен тогда, когда вы приобретаете автомобиль в рассрочку, рассчитываясь за него в несколько этапов, по частям. Сроки, в которые вы будете вносить оплату, должны быть прописаны в соглашении. Если вы приобретаете автомобиль у дилера, то в ДКП будет указана реальная стоимость автомобиля, а вот если вы приобретаете авто с рук , то продавец может захотеть прописать меньшую цену, не соответствующую фактической стоимости — например, чтобы избежать уплаты налога.

Это риск для покупателя: при возникновении претензий и расторжении договора продавец будет обязан возвратить только указанную в договоре сумму и может этим воспользоваться, не вернув покупателю все потраченные им на покупку автомобиля деньги. Чтобы этого не случилось, настаивайте, чтобы в договоре стояла реальная стоимость приобретаемого авто.

Дополнительные условия договора

К дополнительным условиям договора можно отнести:

  • условие о порядке разрешения возникших разногласий;
  • заявление продавца, что продаваемое авто не арестовано, не угнано и не заложено;
  • расходы по сделке и кто их несёт.

Форма договора

Строгий формат для договора купли-продажи автомобиля не предусмотрен, поэтому будет достаточно написать договор от руки или сделать его в печатном виде в трёх одинаковых копиях — по одному экземпляру для сторон и ГИБДД. В ДКП автомобиля укажите, в каком городе и какого числа он заключён, данные паспортов продавца и покупателя, условия, на которых заключён договор — об этом будет подробно написано ниже. И не забудьте подписать все три экземпляра.

Если за продавца или покупателя действует доверенное лицо, то это также необходимо отразить в договоре, указав ФИО и данные паспорта физического лица, которое подписывает договор по доверенности, а также реквизиты самой доверенности - какой нотариус и когда её удостоверил, за каким номером в реестре зарегистрировал.

Акт приёма-передачи транспортного средства

Акт приёма-передачи автомобиля (или передаточный акт) подтверждает, что авто было передано от продавца к покупателю, а значит, условия сделки были выполнены. Покупателю, прежде чем подписывать акт, нужно проверить исправность авто, удостовериться, что у машины нет дефектов, затрудняющих её использование. Так же как и договор, акт не имеет определённой формы, в нём нужно прописать паспортные данные и ФИО сторон, в каком месте и в какой день он был составлен, ссылку на ДКП и, разумеется, указать характеристики продаваемого авто.

ДКП и передаточный акт не должны иметь разночтений.

На что обратить внимание при заключении договора?

Что нужно проверить, что уточнить, чтобы в дальнейшем избежать неприятностей? Всё зависит от того, покупаете ли вы автомобиль у дилера или у физического лица.

Покупка автомобиля в автосалоне:

  • проверьте, верно ли указана в ДКП желаемая комплектация;
  • какова цена автомобиля, порядок внесения платежей, если вы покупаете авто в рассрочку;
  • уточните срок передачи вам автомобиля;
  • узнайте про ответственность сторон сделки, которую они понесут в случае, если нарушат условия договора;
  • если в силу сложившихся обстоятельств необходимо заключить предварительный договор купли-продажи, то нужно убедиться, соответствует ли дата, до истечения которой с вами подпишут основной ДКП, той, которая была озвучена продавцом.

Приобретая автомобиль у физлица, до того как вы передали деньги, поищите информацию о том, что автомобиль не находится под арестом, в розыске или в залоге у банка (это можно сделать на сайте Госавтоинспекции), а также обратите внимание на следующее:

  • имеет ли право лицо, пожелавшее продать вам машину, право ею распоряжаться. Продавец должен быть собственником транспортного средства или действовать на основании доверенности;
  • если вместо собственника действует его доверенное лицо, то следует проверить срок действия доверенности. В начале документа будет указана дата его составления, в конце - срок, на который эта доверенность выдана. Если срок истёк, то это будет означать одно: доверенное лицо больше не имеет права продавать авто от имени его собственника;
  • не лишним будет проверить, не отозвал ли собственник машины доверенность и вообще, настоящая ли это доверенность, а не поддельная. Для этого следует воспользоваться сайтом Федеральной Нотариальной палаты, где содержится информация об отменённых и утративших свою силу доверенностях;
  • если владельцем авто является несовершеннолетний, на продажу автомобиля понадобится письменное согласие органов опеки и попечительства. Разрешение (согласие) выдаётся в форме приказа отдела опеки или отдела администрации того района, к которому относится опека. Если владельцу машины меньше 14 лет, договор будет подписывать его законный представитель (родитель или опекун), если от 14 до 18 лет, то договор будет подписан самим несовершеннолетним.

Отдельного внимание заслуживает такое обстоятельство, как факт нахождения продавца (хозяина авто) в браке в тот период, когда он купил автомобиль. По закону всё имущество, которое было куплено во время брака, является совместно нажитым, то есть принадлежит и мужу и жене, даже если при этом имущество оформлено только на одного из них.

Практика показывает, что как только в семье начинается разлад и всё идёт к разводу, один из супругов, на чьё имя был оформлен автомобиль, стремится как можно быстрее переоформить его на родственников или продать, чтобы жена (муж) ничего не получила. Фактически же она (он) может в этой ситуации обратиться в суд и оспорить сделку, поскольку не была (был) согласна на продажу автомобиля. Если потерпевшая сторона иск проиграет, то покупатель не пострадает, однако участие в судебном процессе отнимает много времени и нервов.

Так что попросите у продавца оформить нотариальное согласие супруга на продажу. Если собственнику машины скрывать нечего, он найдёт время, чтобы его вторая половина обратилась к нотариусу, ну а покупатель машины, в свою очередь, может предложить продавцу оплатить этот документ.

Попросите у вашего продавца расписку о том, что он получил от вас денежные средства за проданное авто.

В том случае, когда автомобиль продан, а полис ОСАГО продолжает действовать, автомобилисты задаются вопросом: «Как вернуть полис при продаже автомобиля? » На этот и другие актуальные вопросы отвечает автоюрист.

Профессиональная помощь в составлении договора

Юрист, специализирующийся на оказании консультационной помощи по сделкам с автомобилями, поможет вам грамотно составить договор с учётом требований закона и пожеланиями сторон, проверит чистоту сделки, предупредит вас о возможных рисках приобретения определённого автомобиля.

Специалист также даст юридические рекомендации по оформлению дополнительных, необходимых для покупки авто документов, или же сам оформит эти документы, чтобы продавцу или покупателю не нужно было тратить на это своё драгоценное время. Конечно, юрист оказывает свои услуги на платной основе, но при желании продавец и покупатель могут договориться о том, чтобы разделить эти расходы между собой.

Если же вы приобретаете автомобиль в салоне, то юрист изучит договор, который предоставляет дилер, обратит ваше внимание на спорные или неблагоприятные для покупателя условия договора, сможет настоять на корректировке таких условий, тем самым защищая ваши интересы. Конечно, никто не обязывает вас обращаться к юристу, и вы можете самостоятельно составить ДКП, отыскав образец договора купли-продажи автомобиля в сети Интернет.

Какие ошибки чаще всего допускают при составлении договора?

Большинство ошибок при составлении ДКП автомобиля носят технический характер. Это опечатки, неточности и помарки, на первый взгляд несущественные, но именно из-за них могут возникнуть сложности при регистрации автомобиля.

Поэтому правильнее всего во избежание разночтений и неточностей составлять договор в электронном виде, после чего уже распечатывать и подписывать его. Также необходимо внимательно проверять, совпадают ли паспортные данные, технические характеристики, взятые из ПТС, с теми, которые указаны в договоре.