Виды спорта для детей с сдвг. Гиперактивный ребенок – что делать? Физические упражнения и виды нагрузок

Отдых

—————————————————

с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

ъ

1. В своих отношениях с ребенком поддерживайте по-зитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это помогает ук-репить уверенность ребенка в собственных силах.

2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».

3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко. (Окрики воз-буждают ребенка)

4. Давайте ребенку только одно задание на определен-ный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требу-ющие концентрации внимания (например, работа с кубика-ми, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).

7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежед-невно должно соответствовать этому распорядку.

8. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребы-вание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие.

9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперак-тивности.

11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточ-ную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе — прогулки, бег, спортивные занятия (гимнастика, плавание, теннис, но не борьба или бокс, т.к. эти виды спорта травматичны).

12. Помните о том, что присущая детям с синдромом де-фицита внимания гиперактивность хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

—————————————————

Советы для родителей гиперактивных детей при поступлении

в секции и кружки:

    Не стоит отдавать ребёнка до 4,5-5 лет в группу, где обучение строится по «школьному» типу, то есть дети во время занятия должны сидеть за партами или столами, поднимать руки, отвечать по очереди, писать в тетрадях, выполнять задания, требующие большой усидчивости и концентрации внимания.

    Найдите группу, где обучение проходит в игровой форме,где во время занятий дети могут свободно перемещаться по комнате, стоять, сидеть, прыгать, отвечать по желанию и т. д.

    Если проявления гипердинамического синдрома очень сильна (ребёнок-«катастрофа»), до 5-6 лет можно обойтись без дополнительных обучающих занятий, ограничиваясь тем, что делают в садике.

    Если вы видите, что в группе детей ребёнку некомфортно, тяжело, не надейтесь, что он со временем привыкнет. Вернитесь к занятиям на следующий год, когда ребёнок подрастёт.

    Если ребёнку задают домашнее задания, а малыш решительно отказывается их делать, не заставляйте его! Пусть ребёнок пойдёт на занятия с невыполненным заданием. Если его там укорят за невыполненное задание, это пойдёт ему только на пользу.

    Лучше всего для гиперактивных детей подойдут кружки и секции, где ребёнок будет иметь возможность побольше бегать и прыгать, в структуру занятий которых входит движение в большей степени. Проверено: отлично подходят детям кружок народного танца, театральная студия, занятия гимнастикой, бегом или плаванием.

Когда ребёнок подрастает и становится более активным, у некоторых родителей возникает желание отдать его в спортивную секцию. Перед ними встаёт нелёгкий выбор, при котором они зачастую руководствуются либо своими вкусовыми предпочтениями, либо степенью удалённости секции от дома. На что нужно обращать внимание, выбирая спорт для своего ребенка?

В маленьких детях неимоверное количество энергии и ее обязательно необходимо направить в позитивное русло. Это сделает спокойными Вас, а малыша – веселым, здоровым и бодрым. Самый подходящий вариант – спорт. Но тут сразу возникает вопрос выбора подходящего вида спорта.

Сначала нужно внимательно присмотреться к своему чаду. Спорт должен соответствовать его наклонностям и характеру. Забудьте о своих амбициях и учитывайте только интересы ребенка.

С какого возраста лучше отдать ребёнка в спорт?

Когда стоит отдать сына или дочь в спорт? – Лучше всего начинать приучать детей к спорту с дошкольного возраста, но это не всегда возможно – маленьких детей принимают не во все спортивные секции.

Если родители планируют впоследствии сделать спорт для ребёнка весомой частью его жизни, приучать детей к спорту нужно ещё с «пелёнок». Как это сделать? Оборудуйте у себя дома небольшой спортивный уголок со шведской стенкой, канатом и другими приспособлениями. Занимаясь с раннего детства, ребёнок преодолеет страх, укрепит некоторые группы мышц, освоит имеющиеся снаряды, почувствует удовольствие и радость от занятий.

  • 2-3 года. Детишки в этом возрасте полны энергии, активны и подвижны. Вот почему в это время рекомендуется ежедневно заниматься с детьми гимнастикой. Малыши быстро устают, поэтому занятия не должны быть продолжительными, достаточно сделать несколько простых упражнений (хлопки, махи руками, наклоны, прыжки) в течение 5-10 минут;
  • 4-5 лет. Этот возраст особенно примечателен тем, что тип телосложения малыша уже сформирован (как и его характер), а таланты как раз начинают проявляться. Этот период более всего подходит для поиска подходящего спортивного кружка для своего чада. Этот возраст хорош для развития координации. Предложите ребёнку на выбор занятия акробатикой, гимнастикой, теннисом, прыжками или фигурным катанием. С пяти лет можно начать занятия в балетной школе или попробовать себя в хоккее;
  • 6-7 лет. Отличное время для развития гибкости и пластичности. Уже через год суставы сократят свою подвижность примерно на 20-25%. Можно отдать ребёнка на любой вид гимнастики, на плавание, начать занятия восточными единоборствами или футболом;
  • 8-11 лет . Этот возрастной период лучше всего подходит для развития у ребёнка скорости, ловкости и сноровки. Отличная идея – отдать его на греблю, фехтование или велоспорт;
  • С 11 лет стоит сделать упор на выносливость. Дети после 11 лет способны выдерживать большие нагрузки, осваивать сложные движения и оттачивать их. Выбирайте любые виды спорта с мячом, рассмотрите как вариант лёгкую атлетику, бокс, стрельбу;
  • После 12-13 лет наступает возраст, когда оптимальным решением станут тренировки, направленные на развитие силы и выносливости.

Так с какого же возраста можно отдать ребёнка в тот или иной спорт? Здесь нет однозначного ответа, так как каждый человек индивидуален. Есть дети, которые в трёхлетнем возрасте умеют кататься на скейтборде или горных лыжах. Другие же и к девяти годам совершенно не готовы к большинству видов спорта .

Есть общие рекомендации, к которым стоит прислушиваться, выбирая спортивную секцию. Например, занятия для развития гибкости стоит начинать с ранних лет, так как в это время тело ребёнка более податливо для растяжек. С возрастом гибкость снижается. А вот что касается выносливости, то она, в целом, развивается постепенно - от 12 лет и до 25-ти.

Если вы приняли решение отдать трёхлетнего ребёнка в спортивный кружок, то примите во внимание – кости и мышцы ребёнка окончательно сформируются лишь к пяти годам. Чрезмерные нагрузки до этого возраста могут привести к неприятным последствиям, например, к сколиозу. Детишкам до 5 лет на самом деле достаточно лёгких нагрузок и активных игр.

В какие секции принимают детей в различном возрасте?


  • 5-6 лет . Принимают на различные виды гимнастики и фигурное катание;
  • 7 лет . Акробатика, бальные и спортивные танцы, восточные единоборства, плавание, дартс, а также шашки и шахматы;
  • 8 лет . В этом возрасте детей берут на бадминтон, футбол, баскетбол и гольф. Есть возможность обучаться катанию на горных лыжах;
  • 9 лет . С этого времени есть шанс стать конькобежцем, освоить парусный спорт, заняться регби и биатлоном, начать заниматься лёгкой атлетикой;
  • 10 лет . По достижении 10 лет детей принимают на бокс и кикбоксинг, пятиборье, дзюдо. Можно отдать детей на занятия с гирей, бильярд и велоспорт;
  • С 11 лет детей берут в секции по различным видам стрельбы;
  • С 12 лет ребёнка примут на бобслей.

Одаренные дети могут быть записаны в спортивную секцию на год моложе.

Выбираем вид спорта, учитывая телосложение ребёнка

Приняв решение отдать своё чадо в спорт, стоит обратить внимание на его тип телосложения. Это важно, поскольку в разных видах спорта учитываются различные особенности строения тела. Для занятий баскетболом предпочтителен высокий рост, тогда как эта особенность не ценится в гимнастике. Если ребёнок склонен к полноте, родителям стоит ещё больше внимания уделить выбору направления в спорте, ведь от этого будут зависеть результаты тренировок, а значит, и уровень детской самооценки. Имея лишний вес, ребёнок вряд ли станет хорошим нападающим в футболе, однако он сможет достичь результатов в дзюдо или хоккее.

Существует несколько типов строения тела, согласно используемой в медицинской практике схеме Штефко и Островского. Давайте рассмотрим их подробно:

  1. Астеноидный тип – данный тип телосложения характеризуется выраженной худощавостью, ноги обычно длинные и тонкие, а грудная клетка и плечи узкие. Мышцы развиты слабо. Зачастую у людей с астеноидным типом сложения тела наблюдается сутулость наряду с выступающими лопатками. Такие дети склонные чувствовать себя неловко. Учитывая эти факторы, родителям важно найти секцию, где их ребёнку будет комфортно в психологическом плане. Здесь важно не только само направление в спорте, но и подходящий коллектив. Таким детям легко заниматься гимнастикой, баскетболом, а также любыми видами спорта, где делается упор на скорость, силу и выносливость, – лыжи, велоспорт, прыжки, гребля, метания, гольф и фехтование, спортивное плавание, баскетбол, художественная гимнастика.
  2. Торакальный тип сложения тела характеризуется равной шириной плечевого пояса и бёдер, грудная клетка часто широкая. Показатель развития мышечной массы средний. Эти дети проявляют высокую активность, им подходят виды спорта, связанные со скоростью и развивающие выносливость. Подвижным ребятишкам подходят различные гонки, мотоспорт, лыжи, из них получатся превосходные футболисты и биатлонисты, акробаты и фигуристы. Можно отдать ребёнка с данным типом телосложения на балет, капоэйру, прыжки, увлечь их байдарочным спортом.
  3. Мышечный тип сложения характерен для детей с массивным скелетом и развитой мышечной массой. Они выносливые и сильные, а значит, стоит выбрать спорт, направленный на развитие силы и скорости. Такие дети могут проявить себя в альпинизме, единоборствах, футболе, пауэрлифтинге, заняться водным поло и хоккеем, а также достичь хороших результатов в тяжёлой атлетике и ВоркАуте.
  4. Дигестивный тип – тип телосложения дигестивный характеризуется невысоким ростом, широкой грудью, наличием небольшого животика и жировой массы в других частях тела. Эти ребята не отличаются подвижностью, они медлительны и неуклюжи. Однако это не означает, что он не могут приобщиться к спорту. Чтобы привить им интерес к занятиям, выбирайте тяжёлую атлетику, стрельбу, хоккей, атлетическую гимнастику, рассмотрите как вариант виды единоборств или мотоспорт, метание и WorkOut.

Как выбрать спорт, учитывая детский темперамент?


Характер тоже имеет значение при выборе видов спорта. От него зависит, каких успехов ребёнок сможет достичь. Например, дети с высокой степенью активности вряд ли смогут проявить себя в видах спорта, где тренировки – это бесконечная череда повторяющихся упражнений, где требуется умение концентрировать внимание. Им нужно подобрать занятия, где ребёнок сможет выплеснуть избыток энергии, лучше всего, чтобы это был командный вид спорта.

  1. Спорт для сангвиников. Дети с таким типом темперамента лидеры по натуре, они не склонны поддаваться страху, им нравится экстрим, им подойдёт спорт, где они смогут проявить все эти качества, показать собственное превосходство. Они комфортно почувствуют себя на занятиях фехтованием, альпинизмом, каратэ. Сангвиникам придётся по вкусу дельтапланеризм, горнолыжный спорт, спуск на байдарках.
  2. Холерики – люди эмоциональные, но они способны разделить с кем-то победу, поэтому детям с этим темпераментом лучше найти себя в командном спорте. Борьба или бокс – неплохой вариант для них.
  3. Флегматичные дети склонны добиваться хороших результатов во всём, в том числе и в спорте, потому что их природные качества – это упорство и спокойствие. Предложите ребёнку с таким темпераментом пойти на шахматы, на фигурное катание, заняться гимнастикой или стать атлетом.
  4. Меланхолики – очень ранимые дети, их может задеть излишняя строгость тренера. Лучше выбрать для них один из командных видов спорта или отдать на танцы. Отличный вариант – конный спорт, он подходит для всех, а также стоит рассмотреть занятия стрельбой или парусным спортом.

В какую секцию отдать детей, учитывая состояние их здоровья?


Если вы выбрали направление в спорте для своих детей, учли все факторы – их предпочтения, тип телосложения, характер, то теперь стоит обратить внимание на здоровье будущих спортсменов. Лучше посоветоваться с педиатром, который знает особенности организма ребёнка. Врач подскажет, какие виды спорта противопоказаны в каждом конкретном случае, а какие пойдут на пользу. Педиатр определит, какой уровень нагрузки подойдёт вашим детям. Рассмотрим рекомендации, касающиеся выбора вида спорта при различных заболеваниях.

  • Занятия волейболом, баскетболом и футболом противопоказаны близоруким детям, а также тем, кто страдает астмой или плоскостопием. Но эти виды спорта помогут укрепить опорно-двигательный аппарат;
  • Художественная гимнастика избавит ребёнка от плоскостопия и поможет укрепить мышцы спины, сформирует красивую осанку;
  • Плавание – подходит всем детям без исключения. Занятия в бассейне благотворно влияют на мышцы всего тела, в том числе спины, укрепляют нервную систему;
  • Хоккей противопоказан, если у ребёнка имеются хронические заболевания, но он хорошо развивает дыхательную систему;
  • Единоборства, художественная гимнастика, занятия лыжным спортом и фигурным катанием показаны при слабо развитом вестибулярном аппарате;
  • При слабой нервной системе подойдут занятия детской йогой, плаванием и конным спортом;
  • Теннисом стоит заняться для развития мелкой моторики и внимания, но этот вид спорта не подходит близоруким детям и тем, кто страдает язвой желудка;
  • Езда верхом рекомендована при судорожном синдроме, болезнях желудочно-кишечного тракта и диабетикам;
  • Укрепить сердце и дыхательную систему можно, занимаясь конькобежным спортом, лёгкой атлетикой или прыжками в воду ;
  • Фигурное катание противопоказано при сильной близорукости и болезнях плевры.

Желая приобщить детей к спорту, не стоит бояться экспериментов, будут победы, будут и неудачи. Однако никогда не списывайте неудачи ребёнка в спорте на разные обстоятельства, ведь они являются результатом приложенных усилий. Достигая успехов своими стараниями, дети будут снова стремиться к победам, сталкиваясь с неудачей, станут прилагать больше усилий.

Любой спорт полезен и важен, ведь он вырабатывает сильный характер, ответственность и дисциплинированность. Главное, чтобы ребенок занимался им с удовольствием!

В каком возрасте надо отдавать ребёнка заниматься спортом и какой спорт выбрать для ребёнка?

Как помочь ребенку выбрать вид спорта

Спортивные секции для детей заложат фундамент здоровья ребенка, укрепят его характер, научат жить в условиях конкуренции, добиваться своего в этом непростом мире.

Физическое развитие ребенка сильно зависит от того, занимается ли он физической культурой.

Современные дети акселераты. У них раньше сменяются молочные зубы, они быстрее растут и набирают массу. Но, к сожалению, масса тела у большинства детей превышена за счет преобладания жировой ткани. У половины детей уровень секреции гормонов надпочечников ниже нормы и не соответствует развитию. Это ведет к развитию , нейроциркуляторной дистонии и других проблем со здоровьем у детей различного возраста.

Почему ребенка желательно записать в спортивную секцию

Здоровый ребенок активный, ему надо куда-то выплескивать свою энергию. Одно из условий полноценного развития ребенка - правильно сформированный опорно-двигательный аппарат. Растущий скелет ребенка требует постоянного поступления белков, и микроэлементов. При движении питание костной ткани улучшается, в ней реже появляются патологические процессы, последствия которых зачастую трудно исправить. Слабые мышцы спины могут стать причиной развития сколиоза и кифосколиоза у детей школьного возраста.

У ребенка до 5 - 7 летнего возраста мышечные пучки прикрепляются короткими широкими сухожилиями несколько дальше от оси вращения, поэтому движения у детей могут быть несколько угловатыми. Только к 8 - 10 годам заканчивается окончательная дифференцировка соединительно-тканного каркаса мышц: эндомизия и перимизия.

Мышцы у детей развиваются неравномерно: в первую очередь созревают мышцы плеча и предплечья, мышцы кистей рук развиваются позже. Детям до 6 летнего возраста трудно даются упражнения на мелкую моторику, они быстро утомляются.

Связки укрепляются с 8 - 9 лет. Учитывая эти особенности, занятия физкультурой (в том числе в спортивных секциях), должно быть строго дозированное и под контролем грамотного тренера.

Регулярные занятия спортом играют большую роль в функциональном и структурном развитии мышц. Дети, занимающиеся в спортивных секциях, уже хорошо знают, что значит добиваться поставленной цели, они более дисциплинированны, в дальнейшем такие дети лучше учатся в школе, у них бойцовский спортивный характер.

Практика показывает, что физически активные дети имеют лучшую успеваемость, чем те, кто постоянно сидит над учебниками или за компьютером. Занятия в спортивных секциях положительным образом сказывается и на укреплении здоровья (речь не идет о большом спорте, не имеющем со здоровьем ничего общего).

У различных возрастных групп есть свои нормативы двигательной активности. Так дети 3 - 4 летнего возраста должны совершать 9 000 - 10 500 шагов. Для школьников 11- 15 лет нормой считается 20 000 шагов. В состоянии движения дети должны находиться до 6 часов в день.
Гипокинезия (недостаточная подвижность), как и чрезмерное неконтролируемое увлечение спортом, попытки достичь в короткое время максимально высоких результатов, могут представлять реальную угрозу для здоровья и привести к тяжелым последствиям.

Начало занятий в детской спортивной секции

На особенностях возрастного развития костно-мышечной системы ребенка разработаны рекомендуемые сроки начала занятий в спортивной секции.

Виды спорта для детей и возраст в годах, в котором они допускаются к занятиям в спортивной школе

Одаренные дети могут быть записаны в спортивную секцию на год моложе.

Но на деле в группы новичков, например в спортивные школы фигурного катания, набирают уже с 3 - 4 лет, несмотря на то, что специалисты утверждают, что ребенку в спортивной секции до пятилетнего возраста на льду делать нечего.

Конечно, бывают такие ситуации, когда спортивный талант ребенка заметен чуть - ли не с рождения.

Что нужно узнать до того, как отдать ребенка в спортивную секцию

Убедиться, что у него нет врожденных пороков и заболеваний, несовместимых с занятиями в той или иной спортивной секции. Справка в спортивную секцию ни в коем случае не должна быть фиктивной.

Каким видом спорта заняться ребенку?

Все зависит от наклонностей, желаний ребенка и поставленных целей: либо это бесплатные спортивные секции чисто для здоровья, или прямая нацеленность на олимпийские результаты. Иногда дети лучше взрослых чувствуют, какая спортивная секция им больше подойдет. От темперамента ребенка, его телосложения, гибкости, скорости реакции, преобладании в организме быстрых или медленных мышечных волокон (их соотношение генетически детерминировано), зависит какой вид спорта выбрать ребенку.

Виды спорта для гиперактивных детей

Ребенку с СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности) желательно предложить спортивную секцию, то вид спорта, который научил бы его концентрироваться, привил самодисциплину. Для мальчиков с СДВГ больше всего подойдут восточные единоборства: айкидо, тэквандо. Для девочек - спортивные танцы.

Таким детям не рекомендованы командные или чрезмерно активные виды спорта (бокс, футбол). Мнение, что ребенку с СДВГ надо куда-то выплеснуть лишнюю энергию не совсем правильное. У детей с СДВГ психика легко истощаемая, чрезмерные психические нагрузки в спортивных секциях могут довести до психиатра.

Дети с СДВГ требуют особого внимания, поэтому, для него надо выбирать не только спортивную секцию, но и терпеливого тренера, который сможет найти к ребенку индивидуальный подход. Ставить крест на ребенке с СДВГ не надо. Майклу Фелпсу - многократному чемпиону мира по плаванию, в шестом классе был поставлен диагноз дефицита внимания и гиперактивности, а в 15 лет он уже принимал участие в Олимпийских играх.

При наличии хронических заболеваний при выборе спортивной секции необходимо проконсультироваться с врачом, так как некоторые виды спорта могут обострить течение болезни. Например, плавание обострит хронический гайморит, а зимние виды спорта не подойдут ребенку с бронхиальной астмой и аллергией на холод.

Выбирая спортивную секцию, необходимо руководствоваться здравым смыслом и состоянием здоровья ребенка. Хотя, и из можно сделать крепкого спортсмена.

В садике, школе или секции педагоги делают много замечаний именно вашему ребенку. Они жалуются на его неуправляемость и невоспитанность. Все это может свидетельствовать о том, что у вашего ребенка имеется «синдром гиперактивности, или дефицита внимания». Таким детям, больше чем другим остальным, грозит непонимание со стороны взрослых. Их стыдят, укоряют, наказывают, и одергивают. Но все это не помогает, а только усиливает эффект «синдрома гиперактивности».

В последние годы «синдром дефицита внимания» появляется у большего количества детей. Этому способствуют увеличивающиеся с каждым годом обучающие нагрузки и как следствие нарушение психоэмоционального состояния детей. У взрослых людей в современном обществе так же возросли психологические нагрузки. Жизнь стала ускоряться, решение разных задач требует все большего внимания и ответственности. Это увеличивает нервозность взрослых, которую они переносят в семейную жизнь, и тем самым влияют на психологические реакции и поведенческие отклонения своих детей.

Мальчики наиболее подвержены «синдрому дефицита внимания». Как правило, синдром начинает проявляться в период посещения детского сада, все более нарастает к моменту подготовки к школе, и достигает своего пика в первые годы обучения. В период полового созревания внешние симптомы эмоциональной импульсивности наименее заметны, они маскируются под другими чертами. Но это не означает, что проблема решена. Она может проявить себя неблаговидным образом во взрослой жизни и выразится совсем другими внешними формами. Поэтому, чем раньше вы обратите внимание на эту проблему, и займетесь ее решением, тем легче будет адоптироваться вашему ребенку во внешнем мире.

Наиболее плодотворным может стать комплексный подход. Когда в коррекции поведения принимают участие родители, педагоги, психолог и педиатр. В возрасте 5-8 лет мозг ребенка наиболее восприимчив, негативные привычки еще не приобрели хронический характер. Поэтому, именно в этом возрасте, лучше всего начинать помогать ребенку, преодолевать «синдром дефицита внимания».

Помощь родителей

В первую очередь научитесь управлять своими эмоциями. Спокойное поведение эта основа, которая позволит вам продвинуться в устранении нежелательно синдрома. Постарайтесь исключить из своего лексикона слова «Нельзя» и «Нет». Используйте другие позитивные формулировки «Лучше сделать так…», «Мне бы хотелось, чтобы ты…» и т.п. Доверие и взаимопонимание - это ваши лучшие союзники. Чаще старайтесь обращаться к ребенку, как к взрослому сознательному человеку.

Проанализируйте психологический микроклимат в вашей семье. Возможно, вам потребуется изначально подкорректировать ваши отношения со второй половинкой. Частые ссоры родителей провоцируют негативные реакции детей. Спланируйте организацию семейного досуга таким образом, чтобы как можно больше времени вы могли посвящать занятиям, в которых будут принимать участие все члены семьи. Найдите время и для индивидуального общения с ребенком. Погружение в мир интересов малыша позволит вам укрепить взаимопонимание и доверие друг к другу.
Соблюдайте режим дня и определите постоянное место для занятий ребенка.

Гиперактивному ребенку, больше чем другим нужен внешний порядок

Стимулируйте ребенка на достижение конкретных целей. Определите цель, обозначьте ее важность и при достижении результата обязательно поощрите. Форма поощрения может быть разной от похвалы, до небольшого приза. Такие упражнения лучше проводить ежедневно, а в конце недели вместе с ребенком проанализируйте вместе с ним ваши победы и организуйте дополнительное вознаграждение. Таким призом может стать совместный поход в кино или зоопарк.

Помните самый важный момент - нервная система гиперактивного ребенка устроена таким образом, что восприятие к отрицательным стимулам практически отсутствует. Поэтому вы можете бесконечно часто наказывать своего малыша и так и не добиться нужного результата. А вот на похвалу и поощрения он среагирует гораздо быстрее.

Задумайтесь над этим! Ведь вам как любящим родителям приятней хвалить, чем ругать, хотя пользоваться этими психологическими приемами гораздо сложнее. Начинать нужно с себя - контроль и самообладание - вот, что вам поможет!

Помощь педагогов

К сожалению, мы не всегда можем найти общий язык с педагогами. Ведь у них порой нет времени или желания вникать в проблемы каждого отдельного ребенка. Основная доля ответственности лежит на родителях. С гиперактивным ребенком общаться очень сложно, и вы должны отдавать себе отчет, что педагогу придётся не просто, и он не обязан, решать те проблемы, которые были спровоцированы в кругу вашей семьи. Поэтому ваша задача найти подход и к взрослому человеку, объяснить педагогу, что вы активно занимаетесь решением проблемы гиперактивности ребенка и просите у педагога помощи, а не требуете. Если взаимопонимание с педагогами достигнуто, то они тоже смогут внести свой вклад в устранение «симптома недостатка внимания» вашего чада. Что потребуется от них:

  • Показывать путь достижения конкретного результата и мотивировать ребенка к его достижению.
  • Провоцировать положительные реакции со стороны сверстников в адрес ребенка, в момент его успеха.
  • Стараться вовлекать ребенка в игры, где требуется коллективное участие.

Спорт и гиперактивный ребенок

Некоторые виды спорта гиперактивным детям крайне нежелательны - такие, в которых присутствует дух соревнования , или показательных выступлений. Чтобы снизить симптом подойдут монотонные, равномерные тренировки - такие как плавание, беговые лыжи, прогулки, бег трусцой, езда на велосипеде и т.п.
Перед выбором вида спорта пройдите медицинский осмотр, чтобы исключить заболевания сердечно-сосудистой системы.
Упражнения для расслабления мышц тела.
У гиперактивных детей мышцы тела находятся в постоянном напряжении, поэтому крайне важно научить ребенка расслабляться.

Вот несколько упражнений, которые вы можете делать вместе с ребенком:

  1. Сделайте три-четыре глубоких вдоха и выдоха.
  2. Плавно повращайте глазами в одном и другом направлении.
  3. Сконцентрируйте свой взгляд на одном предмете, через некоторое время медленно переведите его на близлежащий предмет.
  4. Нахмурьте мышцы около глаз, а затем расслабьте.
  5. Широко позевайте.
  6. Расслабьте мышцы шеи - медленно покачивая головой, а затем совершите несколько плавных круговых движений.
  7. Поднимите и опустите плечи несколько раз.
  8. Сожмите, а затем разожмите кулаки.
  9. Покрутите запястьями рук.
  10. Покрутите ступнями и расслабьте лодыжки.

Все движения нужно совершать неторопливо в монотонном ритме. Включите медленную музыку. Расслабиться может помочь и пение. Выберите любимые песни и пойте их вместе с ребенком.

Экстренные реакции

Пока ваши усилия не принесли нужных результатов, у ребенка могут возникать частые эмоциональные взрывы. Как стоит на них реагировать?

  • Если ребенок капризничает, задайте вопрос, который он не ожидал услышать в данный момент, отвлеките его внимание от каприза.
  • Если он не слушается ваших указаний, повторите их несколько раз спокойным монотонным голосом.
  • Если он активно привлекает внимание какой-нибудь назойливой просьбой, дайте ему высказаться, и только потом приводите свои доводы. В противном случае, ребенок вас может не услышать.
  • Если ситуация совсем критическая и у ребенка истерика - отведите его в отдельную комнату и оставьте не надолго одного. Делаете это спокойно без надрыва. Дайте ему время успокоиться и осознать произошедшее.
  • В случаях, когда ребенок ведет себя не надлежащим образом, попробуйте зафиксировать этот момент (сфотографируете его). Когда ребенок успокоится, покажите ему фото и обсудите эту ситуацию - как он выглядит со стороны.

Семейный психолог - Наталья Теплова