—————————————————
с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
ъ
1. В своих отношениях с ребенком поддерживайте по-зитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это помогает ук-репить уверенность ребенка в собственных силах.
2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко. (Окрики воз-буждают ребенка)
4. Давайте ребенку только одно задание на определен-ный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требу-ющие концентрации внимания (например, работа с кубика-ми, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).
7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежед-невно должно соответствовать этому распорядку.
8. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребы-вание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие.
9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперак-тивности.
11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточ-ную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе — прогулки, бег, спортивные занятия (гимнастика, плавание, теннис, но не борьба или бокс, т.к. эти виды спорта травматичны).
12. Помните о том, что присущая детям с синдромом де-фицита внимания гиперактивность хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
—————————————————
Советы для родителей гиперактивных детей при поступлении
в секции и кружки:
Не стоит отдавать ребёнка до 4,5-5 лет в группу, где обучение строится по «школьному» типу, то есть дети во время занятия должны сидеть за партами или столами, поднимать руки, отвечать по очереди, писать в тетрадях, выполнять задания, требующие большой усидчивости и концентрации внимания.
Найдите группу, где обучение проходит в игровой форме,где во время занятий дети могут свободно перемещаться по комнате, стоять, сидеть, прыгать, отвечать по желанию и т. д.
Если проявления гипердинамического синдрома очень сильна (ребёнок-«катастрофа»), до 5-6 лет можно обойтись без дополнительных обучающих занятий, ограничиваясь тем, что делают в садике.
Если вы видите, что в группе детей ребёнку некомфортно, тяжело, не надейтесь, что он со временем привыкнет. Вернитесь к занятиям на следующий год, когда ребёнок подрастёт.
Если ребёнку задают домашнее задания, а малыш решительно отказывается их делать, не заставляйте его! Пусть ребёнок пойдёт на занятия с невыполненным заданием. Если его там укорят за невыполненное задание, это пойдёт ему только на пользу.
Лучше всего для гиперактивных детей подойдут кружки и секции, где ребёнок будет иметь возможность побольше бегать и прыгать, в структуру занятий которых входит движение в большей степени. Проверено: отлично подходят детям кружок народного танца, театральная студия, занятия гимнастикой, бегом или плаванием.
Когда ребёнок подрастает и становится более активным, у некоторых родителей возникает желание отдать его в спортивную секцию. Перед ними встаёт нелёгкий выбор, при котором они зачастую руководствуются либо своими вкусовыми предпочтениями, либо степенью удалённости секции от дома. На что нужно обращать внимание, выбирая спорт для своего ребенка?
В маленьких детях неимоверное количество энергии и ее обязательно необходимо направить в позитивное русло. Это сделает спокойными Вас, а малыша – веселым, здоровым и бодрым. Самый подходящий вариант – спорт. Но тут сразу возникает вопрос выбора подходящего вида спорта.
Сначала нужно внимательно присмотреться к своему чаду. Спорт должен соответствовать его наклонностям и характеру. Забудьте о своих амбициях и учитывайте только интересы ребенка.
Когда стоит отдать сына или дочь в спорт? – Лучше всего начинать приучать детей к спорту с дошкольного возраста, но это не всегда возможно – маленьких детей принимают не во все спортивные секции.
Если родители планируют впоследствии сделать спорт для ребёнка весомой частью его жизни, приучать детей к спорту нужно ещё с «пелёнок». Как это сделать? Оборудуйте у себя дома небольшой спортивный уголок со шведской стенкой, канатом и другими приспособлениями. Занимаясь с раннего детства, ребёнок преодолеет страх, укрепит некоторые группы мышц, освоит имеющиеся снаряды, почувствует удовольствие и радость от занятий.
Так с какого же возраста можно отдать ребёнка в тот или иной спорт? Здесь нет однозначного ответа, так как каждый человек индивидуален. Есть дети, которые в трёхлетнем возрасте умеют кататься на скейтборде или горных лыжах. Другие же и к девяти годам совершенно не готовы к большинству видов спорта .
Есть общие рекомендации, к которым стоит прислушиваться, выбирая спортивную секцию. Например, занятия для развития гибкости стоит начинать с ранних лет, так как в это время тело ребёнка более податливо для растяжек. С возрастом гибкость снижается. А вот что касается выносливости, то она, в целом, развивается постепенно - от 12 лет и до 25-ти.
Если вы приняли решение отдать трёхлетнего ребёнка в спортивный кружок, то примите во внимание – кости и мышцы ребёнка окончательно сформируются лишь к пяти годам. Чрезмерные нагрузки до этого возраста могут привести к неприятным последствиям, например, к сколиозу. Детишкам до 5 лет на самом деле достаточно лёгких нагрузок и активных игр.
Одаренные дети могут быть записаны в спортивную секцию на год моложе.
Приняв решение отдать своё чадо в спорт, стоит обратить внимание на его тип телосложения. Это важно, поскольку в разных видах спорта учитываются различные особенности строения тела. Для занятий баскетболом предпочтителен высокий рост, тогда как эта особенность не ценится в гимнастике. Если ребёнок склонен к полноте, родителям стоит ещё больше внимания уделить выбору направления в спорте, ведь от этого будут зависеть результаты тренировок, а значит, и уровень детской самооценки. Имея лишний вес, ребёнок вряд ли станет хорошим нападающим в футболе, однако он сможет достичь результатов в дзюдо или хоккее.
Существует несколько типов строения тела, согласно используемой в медицинской практике схеме Штефко и Островского. Давайте рассмотрим их подробно:
Характер тоже имеет значение при выборе видов спорта. От него зависит, каких успехов ребёнок сможет достичь. Например, дети с высокой степенью активности вряд ли смогут проявить себя в видах спорта, где тренировки – это бесконечная череда повторяющихся упражнений, где требуется умение концентрировать внимание. Им нужно подобрать занятия, где ребёнок сможет выплеснуть избыток энергии, лучше всего, чтобы это был командный вид спорта.
Если вы выбрали направление в спорте для своих детей, учли все факторы – их предпочтения, тип телосложения, характер, то теперь стоит обратить внимание на здоровье будущих спортсменов. Лучше посоветоваться с педиатром, который знает особенности организма ребёнка. Врач подскажет, какие виды спорта противопоказаны в каждом конкретном случае, а какие пойдут на пользу. Педиатр определит, какой уровень нагрузки подойдёт вашим детям. Рассмотрим рекомендации, касающиеся выбора вида спорта при различных заболеваниях.
Желая приобщить детей к спорту, не стоит бояться экспериментов, будут победы, будут и неудачи. Однако никогда не списывайте неудачи ребёнка в спорте на разные обстоятельства, ведь они являются результатом приложенных усилий. Достигая успехов своими стараниями, дети будут снова стремиться к победам, сталкиваясь с неудачей, станут прилагать больше усилий.
Любой спорт полезен и важен, ведь он вырабатывает сильный характер, ответственность и дисциплинированность. Главное, чтобы ребенок занимался им с удовольствием!
Спортивные секции для детей заложат фундамент здоровья ребенка, укрепят его характер, научат жить в условиях конкуренции, добиваться своего в этом непростом мире.
Физическое развитие ребенка сильно зависит от того, занимается ли он физической культурой.
Современные дети акселераты. У них раньше сменяются молочные зубы, они быстрее растут и набирают массу. Но, к сожалению, масса тела у большинства детей превышена за счет преобладания жировой ткани. У половины детей уровень секреции гормонов надпочечников ниже нормы и не соответствует развитию. Это ведет к развитию , нейроциркуляторной дистонии и других проблем со здоровьем у детей различного возраста.
Здоровый ребенок активный, ему надо куда-то выплескивать свою энергию. Одно из условий полноценного развития ребенка - правильно сформированный опорно-двигательный аппарат. Растущий скелет ребенка требует постоянного поступления белков, и микроэлементов. При движении питание костной ткани улучшается, в ней реже появляются патологические процессы, последствия которых зачастую трудно исправить. Слабые мышцы спины могут стать причиной развития сколиоза и кифосколиоза у детей школьного возраста.
У ребенка до 5 - 7 летнего возраста мышечные пучки прикрепляются короткими широкими сухожилиями несколько дальше от оси вращения, поэтому движения у детей могут быть несколько угловатыми. Только к 8 - 10 годам заканчивается окончательная дифференцировка соединительно-тканного каркаса мышц: эндомизия и перимизия.
Мышцы у детей развиваются неравномерно: в первую очередь созревают мышцы плеча и предплечья, мышцы кистей рук развиваются позже. Детям до 6 летнего возраста трудно даются упражнения на мелкую моторику, они быстро утомляются.
Связки укрепляются с 8 - 9 лет. Учитывая эти особенности, занятия физкультурой (в том числе в спортивных секциях), должно быть строго дозированное и под контролем грамотного тренера.
Регулярные занятия спортом играют большую роль в функциональном и структурном развитии мышц. Дети, занимающиеся в спортивных секциях, уже хорошо знают, что значит добиваться поставленной цели, они более дисциплинированны, в дальнейшем такие дети лучше учатся в школе, у них бойцовский спортивный характер.
Практика показывает, что физически активные дети имеют лучшую успеваемость, чем те, кто постоянно сидит над учебниками или за компьютером. Занятия в спортивных секциях положительным образом сказывается и на укреплении здоровья (речь не идет о большом спорте, не имеющем со здоровьем ничего общего).
У различных возрастных групп есть свои нормативы двигательной активности. Так дети 3 - 4 летнего возраста должны совершать 9 000 - 10 500 шагов. Для школьников 11- 15 лет нормой считается 20 000 шагов. В состоянии движения дети должны находиться до 6 часов в день.
Гипокинезия (недостаточная подвижность), как и чрезмерное неконтролируемое увлечение спортом, попытки достичь в короткое время максимально высоких результатов, могут представлять реальную угрозу для здоровья и привести к тяжелым последствиям.
На особенностях возрастного развития костно-мышечной системы ребенка разработаны рекомендуемые сроки начала занятий в спортивной секции.
Виды спорта для детей и возраст в годах, в котором они допускаются к занятиям в спортивной школе
Одаренные дети могут быть записаны в спортивную секцию на год моложе.
Но на деле в группы новичков, например в спортивные школы фигурного катания, набирают уже с 3 - 4 лет, несмотря на то, что специалисты утверждают, что ребенку в спортивной секции до пятилетнего возраста на льду делать нечего.
Конечно, бывают такие ситуации, когда спортивный талант ребенка заметен чуть - ли не с рождения.
Убедиться, что у него нет врожденных пороков и заболеваний, несовместимых с занятиями в той или иной спортивной секции. Справка в спортивную секцию ни в коем случае не должна быть фиктивной.
Каким видом спорта заняться ребенку?
Все зависит от наклонностей, желаний ребенка и поставленных целей: либо это бесплатные спортивные секции чисто для здоровья, или прямая нацеленность на олимпийские результаты. Иногда дети лучше взрослых чувствуют, какая спортивная секция им больше подойдет. От темперамента ребенка, его телосложения, гибкости, скорости реакции, преобладании в организме быстрых или медленных мышечных волокон (их соотношение генетически детерминировано), зависит какой вид спорта выбрать ребенку.
Виды спорта для гиперактивных детей
Ребенку с СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности) желательно предложить спортивную секцию, то вид спорта, который научил бы его концентрироваться, привил самодисциплину. Для мальчиков с СДВГ больше всего подойдут восточные единоборства: айкидо, тэквандо. Для девочек - спортивные танцы.
Таким детям не рекомендованы командные или чрезмерно активные виды спорта (бокс, футбол). Мнение, что ребенку с СДВГ надо куда-то выплеснуть лишнюю энергию не совсем правильное. У детей с СДВГ психика легко истощаемая, чрезмерные психические нагрузки в спортивных секциях могут довести до психиатра.
Дети с СДВГ требуют особого внимания, поэтому, для него надо выбирать не только спортивную секцию, но и терпеливого тренера, который сможет найти к ребенку индивидуальный подход. Ставить крест на ребенке с СДВГ не надо. Майклу Фелпсу - многократному чемпиону мира по плаванию, в шестом классе был поставлен диагноз дефицита внимания и гиперактивности, а в 15 лет он уже принимал участие в Олимпийских играх.
При наличии хронических заболеваний при выборе спортивной секции необходимо проконсультироваться с врачом, так как некоторые виды спорта могут обострить течение болезни. Например, плавание обострит хронический гайморит, а зимние виды спорта не подойдут ребенку с бронхиальной астмой и аллергией на холод.
Выбирая спортивную секцию, необходимо руководствоваться здравым смыслом и состоянием здоровья ребенка. Хотя, и из можно сделать крепкого спортсмена.
В садике, школе или секции педагоги делают много замечаний именно вашему ребенку. Они жалуются на его неуправляемость и невоспитанность. Все это может свидетельствовать о том, что у вашего ребенка имеется «синдром гиперактивности, или дефицита внимания». Таким детям, больше чем другим остальным, грозит непонимание со стороны взрослых. Их стыдят, укоряют, наказывают, и одергивают. Но все это не помогает, а только усиливает эффект «синдрома гиперактивности».
В последние годы «синдром дефицита внимания» появляется у большего количества детей. Этому способствуют увеличивающиеся с каждым годом обучающие нагрузки и как следствие нарушение психоэмоционального состояния детей. У взрослых людей в современном обществе так же возросли психологические нагрузки. Жизнь стала ускоряться, решение разных задач требует все большего внимания и ответственности. Это увеличивает нервозность взрослых, которую они переносят в семейную жизнь, и тем самым влияют на психологические реакции и поведенческие отклонения своих детей.
Мальчики наиболее подвержены «синдрому дефицита внимания». Как правило, синдром начинает проявляться в период посещения детского сада, все более нарастает к моменту подготовки к школе, и достигает своего пика в первые годы обучения. В период полового созревания внешние симптомы эмоциональной импульсивности наименее заметны, они маскируются под другими чертами. Но это не означает, что проблема решена. Она может проявить себя неблаговидным образом во взрослой жизни и выразится совсем другими внешними формами. Поэтому, чем раньше вы обратите внимание на эту проблему, и займетесь ее решением, тем легче будет адоптироваться вашему ребенку во внешнем мире.
Наиболее плодотворным может стать комплексный подход. Когда в коррекции поведения принимают участие родители, педагоги, психолог и педиатр. В возрасте 5-8 лет мозг ребенка наиболее восприимчив, негативные привычки еще не приобрели хронический характер. Поэтому, именно в этом возрасте, лучше всего начинать помогать ребенку, преодолевать «синдром дефицита внимания».
В первую очередь научитесь управлять своими эмоциями. Спокойное поведение эта основа, которая позволит вам продвинуться в устранении нежелательно синдрома. Постарайтесь исключить из своего лексикона слова «Нельзя» и «Нет». Используйте другие позитивные формулировки «Лучше сделать так…», «Мне бы хотелось, чтобы ты…» и т.п. Доверие и взаимопонимание - это ваши лучшие союзники. Чаще старайтесь обращаться к ребенку, как к взрослому сознательному человеку.
Проанализируйте психологический микроклимат в вашей семье. Возможно, вам потребуется изначально подкорректировать ваши отношения со второй половинкой. Частые ссоры родителей провоцируют негативные реакции детей. Спланируйте организацию семейного досуга таким образом, чтобы как можно больше времени вы могли посвящать занятиям, в которых будут принимать участие все члены семьи. Найдите время и для индивидуального общения с ребенком. Погружение в мир интересов малыша позволит вам укрепить взаимопонимание и доверие друг к другу.
Соблюдайте режим дня и определите постоянное место для занятий ребенка.
Стимулируйте ребенка на достижение конкретных целей. Определите цель, обозначьте ее важность и при достижении результата обязательно поощрите. Форма поощрения может быть разной от похвалы, до небольшого приза. Такие упражнения лучше проводить ежедневно, а в конце недели вместе с ребенком проанализируйте вместе с ним ваши победы и организуйте дополнительное вознаграждение. Таким призом может стать совместный поход в кино или зоопарк.
Помните самый важный момент - нервная система гиперактивного ребенка устроена таким образом, что восприятие к отрицательным стимулам практически отсутствует. Поэтому вы можете бесконечно часто наказывать своего малыша и так и не добиться нужного результата. А вот на похвалу и поощрения он среагирует гораздо быстрее.
Задумайтесь над этим! Ведь вам как любящим родителям приятней хвалить, чем ругать, хотя пользоваться этими психологическими приемами гораздо сложнее. Начинать нужно с себя - контроль и самообладание - вот, что вам поможет!
К сожалению, мы не всегда можем найти общий язык с педагогами. Ведь у них порой нет времени или желания вникать в проблемы каждого отдельного ребенка. Основная доля ответственности лежит на родителях. С гиперактивным ребенком общаться очень сложно, и вы должны отдавать себе отчет, что педагогу придётся не просто, и он не обязан, решать те проблемы, которые были спровоцированы в кругу вашей семьи. Поэтому ваша задача найти подход и к взрослому человеку, объяснить педагогу, что вы активно занимаетесь решением проблемы гиперактивности ребенка и просите у педагога помощи, а не требуете. Если взаимопонимание с педагогами достигнуто, то они тоже смогут внести свой вклад в устранение «симптома недостатка внимания» вашего чада. Что потребуется от них:
Некоторые виды спорта гиперактивным детям крайне нежелательны - такие, в которых присутствует дух соревнования , или показательных выступлений. Чтобы снизить симптом подойдут монотонные, равномерные тренировки - такие как плавание, беговые лыжи, прогулки, бег трусцой, езда на велосипеде и т.п.
Перед выбором вида спорта пройдите медицинский осмотр, чтобы исключить заболевания сердечно-сосудистой системы.
Упражнения для расслабления мышц тела.
У гиперактивных детей мышцы тела находятся в постоянном напряжении, поэтому крайне важно научить ребенка расслабляться.
Все движения нужно совершать неторопливо в монотонном ритме. Включите медленную музыку. Расслабиться может помочь и пение. Выберите любимые песни и пойте их вместе с ребенком.
Пока ваши усилия не принесли нужных результатов, у ребенка могут возникать частые эмоциональные взрывы. Как стоит на них реагировать?
Семейный психолог - Наталья Теплова