Укрой меня, за щитом! Проверка выполнения домашнего задания

Отдых

Открытый урок

в 3 «Б» классе МОУ «СОШ № 94»

Корень слова

учитель начальных классов МОУ «СОШ № 94» г. Саратова Гордеева Светлана Александровна


Тема урока: Корень слова.
Цели урока: 1.Уточнить представление о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково; корень – общая часть однокоренных слов, передающая их основное значение; отрабатывать умение распознавать однокоренные слова и выделять корень. 2. Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, мышление, внимание, навыки самостоятельной работы. 3. Воспитывать интерес к предмету, заботливое отношение к окружающему миру, природе, чувство справедливости, отзывчивости; учить заботиться о своём здоровье.
Оборудование: Таблица «Корень слова», буквы, иллюстрация злобного Вируса, рисунки леса и волшебного дерева, карточки для каждого ученика.
Ход урока.
    Организационный момент.
У. Сегодня мы продолжим раскрывать тайны русского языка. Мы многое повторим, узнаем что–то новое, обобщим то, что уже знаем.
    Мобилизующий этап. Определение темы и цели урока.
У. Для начала мы немного поиграем и узнаем тему урока. Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Игра «Я вижу орфограмму». (Учитель диктует слово, ученик выходит к доске и проговаривает его, называет орфограмму и правило).
К о вёр, Р ига, тупи к , друз ь я, вет е р, ва нн а .
(Буквы, обозначающие орфограммы, выставляются на фланелеграфе: О, Р, К, Ь, Е, Н). У. Злой Вирус и здесь успел всё перепутать. Расшифруйте слово и тогда узнаете тему нашего урока. Д. Здесь зашифровано слово корень .(У доски ребёнок выставляет на фланелеграфе это слово.) У. Где в природе, в нашей жизни мы можем встретиться с корнем? Д. Корень есть у дерева, у зуба. У. Без здорового корня не будут расти ни деревья, ни зубы. Но и в русском языке мы тоже уже встречались с корнем. Кто сможет определить тему нашего урока? Д. Корень есть в словах, значит тема урока: «Корень слова». Тема урока на доске: Корень слова. У. Что такое корень слова? Д. Корень – это общая часть родственных слов. У. А кто попробует сказать, что мы будем делать на уроке. С помощью опорных слов определите цель нашего урока.
Уточнить представление …. Выяснить роль … . Отрабатывать умение … .
    Чистописание.
У. Я подготовила вам букву для чистописания, а её кто-то повредил. Наступила осень. Бесспорно, красивое время года, но и опасное, потому что это время, холодное и сырое, благоприятно для злых болезнетворных бактерий и вирусов. Вот и на нашу букву напал злой Вирус. Какую букву он повредил?

Д. Злой вирус повредил букву К. У. Давайте её вылечим: соберём элементы и пропишем целую строчку. Определите закономерность написания букв и элементов.
Ка / ККб // ККв /// Д. Увеличивается количество заглавных букв К , к ним добавляется каждый раз строчная буква по алфавиту, увеличивается количество прямых наклонных линий. У. Что вы знаете о букве К ? Д. Это согласная буква. Она даёт два согласных глухих звука: твёрдый [к] и мягкий [к’]. У. Пропишите буквы и элементы букв, соблюдая закономерность.

    Работа по теме урока.
У. Сегодня мы отправимся путешествовать по словам. Что такое слово? Д. Слово – это единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, признаков, состояний, действий и т. д. У. Где можно найти значение слова слово и любого другого слова? Д. В толковом словаре Ожегова С. И. , Даля В. В. У. Вчера мы начали говорить о том, что слова объединяются в гнёзда. Как называются слова, которые входят в одно гнездо? Д. Однокоренные. У. Какие слова называются однокоренными?
У. Слова, которые имеют общий корень и общее значение.
У. Итак, мы готовы к путешествию, запаслись знаниями и в путь, к словам. Посмотрите, куда мы пришли. Ничего не понимаю. И здесь успел побывать злобный Вирус. Ребята, понятно какие слова здесь записаны? Почему? Вирус успел уничтожить важную часть в словах - корень. Нам нужно вылечить слова и узнать, куда же мы попали.
ничество
пере … ок … ой
овичок … истая (местность) ? овик … ничий ок … ник
Дети подбирают корень и записывают однокоренные слова. Д. Мы пришли в лес. У. Был ли понятен смысл слов, значение слов, пока мы не вставили корень? (нет). Какой вывод можно сделать? Что такое корень? На доске схема: КОРЕНЬ Главная часть Передаёт основное . слова. значение слова.
    Физкультминутка.
И здесь мы победили злого Вируса. Справились с болезнью. А кто знает, что нужно делать человеку, чтобы не болеть, быть всегда здоровым и не бояться злых бактерий и вирусов? (Нужно закаляться, делать зарядку, принимать душ). А ещё можно сделать прививку в самое опасное время года – осенью и тогда зимой вы не заболеете гриппом. Прививка вас защитит. Давайте немного поиграем в игру на внимание. Разбейтесь на пары. Ведущий будет называть пары слов. Если вы услышите однокоренные слова, хлопайте друг друга в ладоши, а если не однокоренные, вставайте друг к другу спинами. (Данную физкультминутку составила Погосян Сусанна).
    Продолжение работы по теме урока.
У. Продолжим путешествие. У нас в лесу есть замечательный сад. Как – то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым – Был он только словом. Это слово – слово корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов.

САД-
У. Вот это дерево. Какую пользу приносят деревья? Д. Выделяют кислород, поглощают углекислый газ. У нашего дерева, как у любого другого, есть корень. Чего же не хватает? Д. Злой Вирус съел все листочки – слова. У. Подберите однокоренные слова с корнем -САД- и тогда наше дерево будет здоровым и красивым. Д. Садовник, садовод, сажать, садовый, посадить, пересадить, садовод … . У. Как называются все эти слова? Д. Однокоренные. У. Какие слова называются однокоренными? Д. Слова, у которых одинаковый корень и одинаковое значение. У. Что ещё можно сказать о корне? Д. Корень – главная часть слова, общая часть всех однокоренных слов В схему КОРЕНЬ добавляется ещё одна часть: общая часть однокоренных слов. КОРЕНЬ Главная часть Передаёт основное Общая часть слова. значение слова. однокоренных слов.

Задание: спишите слова, распределив их по группам. На какие 3 группы можно разделить эти слова, ведь они все однокоренные? (По частям речи). Повторим правила о тех частях речи, с которыми знакомы. (Под схемой КОРЕНЬ появляется вывод: однокоренные слова могут относиться к одной или разным частям речи.)

    Работа с учебником.
У. Путешествуя по саду, мы увидели, что от корня образовались новые слова. В каком –то гнезде однокоренных слов много, в каком-то поменьше. В русском языке есть специальный раздел, который называется «Словообразование». Почему он так называется? Что он изучает? Д. Он изучает части слова, образование новых слов. У. Сейчас и мы попробуем последить за тем, откуда берут свои названия некоторые слова - предметы. Стр. 49, упражнение 123(1). Чай из листиков нарезан, Снятых с чайного куста. Человеку чай полезен – Чайник в доме неспроста.

У. Почему чайник так назвали? Д. В нём заваривают чай. У. Почему чай так назвали?
Д. Его делают из листиков чайного дерева. У. Какое задание можно выполнить с этим текстом? Д. Можно выписать однокоренные слова и выделить в них корень.

VIII. Гимнастика для глаз.
IX. Закрепление. Самостоятельная работа.У. Давайте обобщим всё, что узнали на уроке. 1.Что такое корень слова? (см. таблицу); 2. Как найти в слове корень? (Подобрать однокоренные слова и выделить общую часть).
У. Теперь вы готовы к самостоятельному путешествию по словам. Оно не простое. На столе у вас карточки № 1 с группами слов. Вирус перемешал слова. Задание: из каждой строчки выпиши только однокоренные слова, обозначь в них корень.
1 вариант: Белка, беленький, белить. Водяной, вода, водить. Лист, лиса, лисёнок. Лось, лоскут, лосёнок. Храбрый, смелый и смельчак.
2 вариант: Моряки, морской, моржи. Корень, коренной, коржи. Холод, холмик, холодок. Горка, горный, городок. Школа, школьник, ученик.
X. Творческая работа. Мы многое повторили, чему – то научились. Мы победили сегодня злого Вируса, помогли однокоренным словам с ним справиться. Урок подходит к концу. Заканчивается и осень. Совсем скоро придёт зима и тому, кто знает, как бороться с болезнетворными микробами и вирусами, не страшны ни холод, ни мороз. Надеюсь, вы получите только радость и удовольствие от прихода зимы. Давайте сейчас представим себе зиму, с её пушистым снегом, морозом, румяными щеками и, конечно же, с зимними забавами. В заключение урока одной группе учащихся предлагаю написать интересный рассказ о зиме. Но… , рассказ не простой. Я дала вам начало рассказа, а ещё словосочетания, которые вы можете использовать в своём рассказе. И самое главное. В каждом предложении вашего рассказа должно быть слово с корнем снег (снеж). Скоро зима. Замелькают в воздухе, теплым одеялом, метели заметут, лесные тропинки, дети рады, будут лепить.
Вторая группа учащихся получила другое задание. Вам дан текст, в каждое предложение которого, вам нужно вставить подходящие по смыслу однокоренные слова с корнем снег (снеж). Скоро зима. Замелькают в воздухе первые … . Тёплым одеялом укроет землю … . … метели заметут лесные тропы. Дети рады … . Будут лепить … , строить крепости.
XI.Итог урока. Выставление оценок. Как называется тема нашего урока? Что нового вы узнали на уроке? Что мы сегодня повторили? Какое задание показалось самым трудным? Какое самым интересным? Что нужно делать человеку, чтобы не заболеть, быть здоровым?
XII.Домашнее задание. Продолжается конкурс по подбору однокоренных слов. В словарики однокоренных слов запишите как можно больше слов с корнями, которые предложены в упражнении 129.

Тема . : «Что такое корень слова?»

Тип урока : Формирование новых знаний.

Результаты деятельности:

а) личностные : развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях,

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

б) метапредметные

-регулятивные : планировать решение учебной задачи, оценивать правильность выполнения действия по результату.

- познавательные : воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; классифицировать объекты по родовым признакам, сравнивать, обобщать;

- коммуникативные : участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; работать в парах,группах, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной .

Предметные: -распознавать однокоренные слова, находить в словах корень;

Выделять морфему в соответствии с предложенным алгоритмом.

Цель : Вспомнить понятие-корень, однокоренные слова, пополнять словарный запас учащихся.

Оборудование : Проектор, экран, компьютер, карточки для работы в паре, группах

Результат этапа

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1 Орг.момент.

Самоопределение к деятельности.

2. Актуализация знаний (мотивация)

3Постановка учебной задачи

4.Решение учебной задачи.

5.Первичное закрепление

Физ.минутка

6.Самостоятельная работа

9.Рефлексия.

Готовность к уроку.

Понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно

Осознание необходимости получения новых знаний.

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

Учатся пользоваться алгоритмом работы

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности

Создание атмосферы дружелюбия и симпатии, умение оценивать готовность к предстоящей деятельности.

Умение оценивать готовность к предстоящей деятельности (на уроке)

Определение границ знания и незнания.

Обеспечение мотивации для принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

Участие в учебном диалоге и строить монологические высказывания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Уметь классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку;

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Приветствие.

«Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь»

Почему сегодня у нас такой девиз?

А вы хотите стать сильнее?

Какое важное умение вы развиваете на уроках русского языка?

Тогда прикрыли глазки и мысленно сказали:

«Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе».

Подарите улыбку и пожелаем друг - другу удачи!

Прочитайте отрывок из стихотворения

Н. Островского:

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под серым кустом.

Когда я слышу:

-Защити меня!

Это значит:

- Укрой меня, за щитом!

Может ли это стихотворение помочь определить тему нашего урока?

Эта тема для нас новая?

Какую цель мы поставим перед собой?

Прочитайте слова на доске. Что вы можете сказать о словах?

уч.ник учит.ль учебный

Разминка для пальцев

Наш девиз не забываем и всё чаще повторяем:

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Запишите слова, вставляя пропущенные орфограммы. Поставьте ударение, выделите корень.

Корень учения горек, а плод сладок.

Прочитайте пословицу и объясните, почему так говорят.

Какое значение у слова корень в пословице?

Слово корень – многозначное: корень – подземная часть растения; внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса; корень слова.

Что общего в значении этого слова?

Что же растет от корня слова?

Как они называются?

Как вы считаете, вы умеете подбирать однокоренные слова?

Тогда поиграем в игру «Кто больше?» картинки (по щелчку)

Я убедилась в том, что вы хорошо умеете подбирать однокоренные слова. - -Откройте учебник стр.74

Прочитайте на какие вопросы нам предстоит ответить на уроке?

Какие качества ученика помогут в этом?

Я предлагаю задать другие вопросы корню слова

На какие поставленные вопросы вы уже можете ответить?

Предлагаю на оставшиеся вопросы ответить после того, как вы поработаете в группах . Проведите небольшое исследование группы слов. Исследование всегда проходит по плану. Я вам его предлагаю.

Учащиеся получают слова:

Теперь попрошу представителя от каждой группы представить результаты исследования

А теперь предлагаю ваши выводы сравнить с выводами учебника на стр. 74,75.

Итак, на все поставленные вопросы ответили. Можно заканчивать урок?

Путешествие в лес

Предлагаю поработать в паре дидактические игры

«Третий лишний», «Рассели жильцов»

Самооценка.

Учебник стр.75 упр. 132

В завершении урока поработайте с рефлексивной карточкой. Поставьте знак «+» в квадратике напротив того утверждения, с которым вы согласны. В таблицу запишите буквы, соответствующие ответам на вопросы теста. Кружком определенного цвета покажите уровень своей успешности на уроке.

Дети приветствуют друг друга.

Чем больше мы узнаем, тем сильнее станем в своих знаниях…

Умение грамотно писать. Развиваем орфографическую зоркость.

Да, тема урока «Корень слова»

Продолжить изучение корня в словах. Умение находить корень, грамотно писать.

Можно выделить «лишнее» слово: учебный, т. к. это прилагательное. Кроме этого, оно не является словарным. Во всех трех словах есть одинаковая часть.

(Может прозвучать ответ, что у этих слов одинаковый корень, что они являются однокоренными).

Запись учащимися слов.

Ответы учащихся.

Это важная, главная часть чего-либо. Например, корень учения – основа знаний.

- Новые слова.

- Однокоренные

Учащиеся называют как можно больше однокоренных слов (фронтальная работа).

Что такое корень слова?

Как найти корень слова?

Внимательность, целеустремленность, желание узнавать новое, трудолюбие.

Что такое корень слова? Как его находить? Как его выделять (значок)? Какова его роль в слове? Как пишутся корни? Для чего нужно находить корень?

Мы знаем, для чего нужно уметь находить в слове корень. Мы знаем, что это часть слова. Мы уже знаем, каким значком он обозначается.

Учащиеся работают в группах.

Один учащийся из каждой группы представляет результат работы:

Слова являются однокоренными, т. к. общая часть у них лес и значение всех слов связано с лесом. Лес – это корень слова, обозначаем значком (дугой). Прочитав все слова без корня лес, убедились, что нет таких слов, значит, корень - главная часть слова, в нем заключен общий смысл всех однокоренных слов. Корни пишутся одинаково.

Учащиеся убеждаются в том, что их выводы совпадают с правилами в учебнике.

Нет. Нам нужно упражняться в подборе однокоренных слов.

Дети работают в паре обсуждая и оценивая результат своей работы.

Учащиеся выполняют задание и оценивают свою работу.

Ученики самостоятельно выполняют упр.с последующей проверкой.

Учащиеся индивидуально работают с карточкой, на которой перечислены знания и умения по теме (текст карточки на слайде № 15).

Этап урока

Рефлексивная карточка

Я знаю

Я умею

    У меня возник вопрос: _________________________

I группа – лес, лесок, лесной, лесник.

II группа – цветы, цветок, цветник, цветочек.

III группа – гриб, грибной, грибочек, грибник.

    Спишите слова. Выделите орфограммы.

    Докажите, что слова являются однокоренными.

    Обозначьте корень. Как вы это сделали?

    Подумайте, какова роль корня. Для этого попробуйте прочитать слова без корня.

    Обратите внимание, как пишутся корни в однокоренных словах.

Елена Лобач
«Знакомство с понятием «Корень». Конспект урока по русскому языку во втором классе

Тема занятия : «Родственные слова»

Выполнила : учитель-логопед МКДОУ № 22 г. Аша

Цель : Сформировать понятие родственных слов , ввести понятие корень , развитие умения распознавать однокоренные слова по двум признакам (имеют общую часть-корень , близкие по значению слова, находить в слове корень .

Задачи :

к-о : научить учащихся находить родственные слова.

к-р : развитие активного словаря через изучение новых понятий .

к-в : воспитывать самостоятельность через выполнение индивидуальных заданий.

Оборудование : презентация.

Словарная работа : родственные слова, однокоренные слова , корень , водомерка.

Ход занятия.

1. Орг. момент

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок .

Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.

Работаем старательно, слушаем внимательно (слайд № 2) .

Всё ли к уроку у вас готово ? (Зеркало, тетрадь, ручка, карандаш)

2. Артикуляционная гимнастика

Перед уроком разомнём свои мышцы лица. Сделаем артикуляционную гимнастику.

Возьмите зеркала.

1. Надувам щёчки

2. Чередование улыбка-хоботок

3. Сдуй снежинку с носа

3. Подготовка к восприятию

–Мы продолжаем изучать тайны русского языка . Сегодня, каждый из вас на уроке будет исследователем. Но чтобы начать путешествие мы должны проверить наши знания. ======== Если я употребляю предлог в предложении правильно, то вы киваете головой, а если называю не правильно, то вы качаете головой.

Сидит в стуле

Уехал под работу

Выехал за двора

Молодцы! Справились с заданием, теперь мы можем начать наше путешествие.

Сегодня мы будем исследовать пока неизвестное нам понятие «родственные слова» .

Начнём наше исследование с прослушивание рассказа о «гостях воды» , (прослушивание аудио-рассказа слайд № 3) . Щелк по слайду и далее по мере чтения слов автора . Каждый гость – щелчок.

Собрались у воды родственники : подводник с водицей беседует, водолаз с водопадом на солнышке греются, водитель на гармошке наигрывает, водомерка с водорослями разыгралась, водичка по камушкам на одной ножке скачет, даже сам водяной пожаловал. Все старуху - воду ждут. Вышла мудрая вода на крыльцо. Глянула на гостей, и сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью.

4. Объяснение нового материала.

Кто же был чужак среди гостей?

По каким признакам вы определили гостя ? (Слово «водитель» «уезжает» с машиной)

Кто догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке ?

Тема сегодняшнего урока «Родственные слова» (слайд № 4, 5)

Что такое однокоренные слова ?

Что называется корнем слова?

Давайте вспомним, кто приходил в гости к воде?

(Подводник, водица, водолаз)

(Учитель записывает слова, которые вспомнили ученики, на доске, выделяя корень ). Ученики списывают слова в тетрадь, выделяя корень .

Запишите в тетрадь по памяти еще несколько слов с этим корнем (выделяя корень ) .

Ребята, кто может объяснить значение слова «водомерка» ?

Водомерки небольшие (от 2 до 34 мм) насекомые с тонким вытянутым телом и длинными ногами. Быстро скользят или свободно ходят по поверхности воды (отсюда название) (слайд № 6) .

Составить предложение со словом водомерка.

Используя предлог.

5. Гимнастика для глаз

Представьте себе большой круг. Обведите его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

Представьте себе квадрат. Переведите взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотрите в углы воображаемого квадрата.

6. Закрепление

Работа по карточкам.

Задание : Прочитай. Назови однокоренные слова , выдели корень слова . Поставь ударение. Какие слова нельзя считать однокоренными ?

Учитель разбирает вместе с учениками первую строчку задания.

(Согласование в роде и числе, прил+сущ)

С одним из однокоренных слов из каждой строчки, придумать словосочетание.

Например : Храбрый моряк

7. Подведение итогов

С какой темой мы познакомились сегодня ?

Какие моменты урока показались вам трудными? Почему?

Сформулируйте, как понимаете термин "однокоренные (родственные) слова"

Приведите 2-3 своих примера таких слов.

Что узнали нового?

Выставление оценок.

Урок русского языка 2 класс "Корень слова"

Тема урока : Корень слова.

Цель урока : сформировать умение находить в слове корень и подбирать однокоренные слова.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с понятиями «корень»,
«однокоренные слова»; учить детей находить корень в словах,
распознавать и подбирать однокоренные слова; обогащать словарный
запас детей.

Развивающие: развивать наблюдательность, память совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести учебный диалог, развивать творческие способности, речь.

Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, потребность пользоваться его языковым богатством, воспитывать чувство ответственности за свой труд, умение работать совместно, помочь учащимся увидеть результаты своего труда .

Тип урока : изучение нового материала.

Ход урока .

    Организационный этап. (Слайд 1)

Здравствуйте, ребята! Поприветствуем наших гостей.

Учащиеся записывают в тетрадях число и слова Классная работа.

Какое важное умение вы развиваете на уроках русского языка?

- Умение грамотно и красиво писать.

2. Минутка чистописания

- Начнём наш урок с минутки чистописания. Встань те дети, у которых вначале имени, фамилии и отчества встречается звук м , , а теперь те, у которых встречается звук м. Какой это звук (согласный, звонкий.). А как мы на письме записываем эти звуки? (буквой М (эм)). Сколько их есть в русском языке.

Вот какая это нужная буква в нашем классе! Как вы пишите эту букву в своих личных данных? Почему? ( Мы пишем её с заглавной буквы. Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия пишутся с заглавной буквы. )

На доске : М м

- Молодцы! Садитесь.

- Посмотрите, пожалуйста, на следующие слова. (Слайд 2). Давайте прочитаем их. Заполните пропуски в словах.

Сн_жок, м_розный, М _розко, сне ж_ нка, м_розит, снежная, моро_. (слайд 3)

На какие три группы можно разделить эти слова? (1гр.–сущ.: снежок, Морозко, снежинка, (предметы) мороз; 2гр – прилаг.: морозный, снежная; (признак) 3гр.– глагол: морозит. (Действие)) (слайд 4)

3. Актуализация знаний

- А как можно разделить эти слова на две группы? (слайд 5) ( 1гр .- снежок, снежинка, снежная; 2гр.- Морозко, морозит, морозный.) Каждая группа включает в себя слова, которые имеют одинаковую часть, т.е. корень.

- Что такое корень?

- А теперь предлагаю ваши выводы сравнить с выводами учебника на стр. 75. (Учащиеся убеждаются в том, что их выводы совпадают с правилами в учебнике.)

- Запишите слова в два столбика. ( Запись учащимися слов. )

Работа в парах.

- Теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность. (Слайд 6)

4. Этап формирования положительной мотивации.

Ребята, скажите, что обозначает слово корень? (Ответы учащихся учитель сопровождает иллюстрациями на слайде 7)

- Давайте посмотрим значение этого слова в толковом словаре.

- Слово корень – многозначное: корень – подземная часть растения; внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса; корень слова. ( Слайд 8)

Что общего в значении этого слова?

- Это важная, главная часть чего-либо. Например, корень учения – основа знаний.

Послушайте сказку и скажите, какому корню будет посвящен сегодняшний урок. (Демонстрация звукового слайда 9 ).

- Что вырастает из корня слова?

Новые слова.

- Как они называются?

Однокоренными.

- Попробуйте сформулировать тему урока. (Слайд 10)

Будем говорить о корне слова.

5. Физминутка. (слайд 11)

1 – топнуть правой ногой,

2 – топнуть левой ногой,

3 – коснуться правой рукой правой ноги,

4 – коснуться левой рукой левой ноги,

5 – дотронуться правой рукой до правого плеча,

6 – дотронуться левой рукой до левого плеча,

7 – хлопнуть в ладоши за спиной,

8 – хлопнуть в ладоши над головой.

- Как вы считаете, вы умеете подбирать однокоренные слова?

- Да.

Работа в группах.

Карточки со словами.

1 карточка – лес, лесочек, лесник, лесок.

2 карточка – вода, водяной, водица, подводная.

3 карточка – гриб, грибница, грибочек, грибник.

4 карточка – вишня, вишневый, вишенка.

5 карточка – лимон, лимонница, лимончик, лимонный.

(карточки дети вешают на доску и комментируют свой ответ.)

Я убедилась в том, что вы замечательно умеете подбирать однокоренные слова.

6. Работа с учебником.

Стр. 75 Упр. 118

7. физминутка для глаз.

7. Итог урока.

- Мы узнали: (Слайд 12)

- Что такое корень слова?

Д: главная часть слова (Щелчок мышкой)

- Как его находить?

Д: подобрать однокоренные слова ( Щелчок мышкой)

- Как его выделять (значок)?

Д: дугой сверху слова ( Щелчок мышкой)

- Какова его роль в слове?

Д: смысл однокоренных слов ( Щелчок мышкой)

- Мы знаем, для чего нужно уметь находить в слове корень. Мы знаем, что это часть слова. Мы уже знаем, каким значком он обозначается.

Игра «Третий лишний» (слайд 13)(слайд 12)

- Найди в каждой группе слов лишнее слово. Объясни.

Лес, лесник, леска , лесной

Парк, парковый, паркет

Водичка, вода, водитель , водяной

- Слова являются однокоренными, т. к. общая часть у них лес и значение всех слов связано с лесом. Лес – это корень слова, обозначаем значком (дугой). Прочитав все слова без корня лес, убедились, что нет таких слов, значит, корень - главная часть слова, в нем заключен общий смысл всех однокоренных слов. Корни пишутся одинаково. (Слайд 14). Леска – прикрепляемая к удилищу нить с рыболовным крючком. Удилище – часть удочки – длинная гибкая палка.

9. Этап рефлексии.

Кружком определенного цвета демонстрируют учителю уровень своей успешности (критерии на слайде 15 ).

Карточки учащиеся показывают учителю.

Спасибо за работу! (Слайд 16)

Тема: Корень слова.

Цель: актуализировать знания о корне.

Задачи :

1.повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части;

2.формирование умения находить в тексте корень слова.

3. Развивать мышление, речь, орфографическую зоркость, внимание, анализировать и обобщать.

4.Отрабатывать каллиграфию письма;

5.Воспитывать умения общаться и работать в группах, интерес к родному языку

Тип урока : изучение нового материала

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах

Методы : словесный, беседа, объяснение, наглядный.

Оборудование : учебник, карточки, компьютер, проектор

Ход урока

1.Организация класса. Эмоциональный настрой

Сегодня на уроке у нас гости

Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,

Возможно, есть классы и лучше, и краше,

Но пусть в нашем классе Вам будет светло.

Пусть будет уютно и очень легко.

Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут.

Итак, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте друг другу хорошего настроения.

2.Фронтальный опрос

Как правильно переносить слова с двойными согласными? (одна буква остается на строчке другая переносится)

Как пишутся имена собственные? (Имена собственные пишутся с большой буквы)

Как правильно переносить слово с буквой Й в середине слова? (Буква Й при переносе не отделяется от гласной)

что такое окончание?

3. Сообщение темы урока

Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование (слайд 1)
— Все вы станете с исследователями.

Кто из вас знает, кто же такой исследователь?

А где можно найти точный ответ на этот вопрос? (в толковом словаре ) Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова:

«Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению». (слайд 2)

— Весь ход исследования мы будем записывать в журнал наблюдений. А журналом наблюдения у нас будет наша тетрадь.

— Откройте тетради и запишите число, классная работа.

3. Чистописание

— Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля. (слайд 3)

— Верно, сегодня повторим написание буквы К.

— Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква?

4. Сообщение темы урока

— А сейчас давайте узнаем, что мы будем исследовать. Разгадаем кроссворд из словарных слов. (слайд 4) Угадайте словарное слово по его значению, запишите слова в строчку в тетрадь, поставьте ударение подчеркните орфограмму.

5.Словарная работа

(1 ученик на доске, остальные в тетрадях)

· Нарисует он картину
Натюрморт или пейзаж
Остроносый, тонкий, длинный, Деревянный. (карандаш)

· Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также еды, питья. (посуда)

· На стене висит давно,

На холсте всего полно:

Лес и речка, и машина…

Называется -…(картина)

· Кто учит детей всех писать и читать,
Природу любить, стариков уважать?(учителm)

· На коробку я похож,

Ручки ты в меня кладешь.

Школьник, ты меня узнал?

Ну, конечно, я – (пенал)

·Последний осенний месяц .(Ноябрь)

К

О

Р

Е

Н

Ь

— Какое слово получилось в вертикальном столбике? (корень)

— Как вы думаете, что же станет темой нашего исследования?

6.Работа по теме урока

— Ребята, скажите, что обозначает слово корень?

— Какие бывают корни? (слайд 5)
— У каких предметов есть корень? Для чего он нужен?

— Сколько значений у слова? (много)

— Что общего в значении этого слова? (это важная часть чего-либо. например: корень учения-основа знаний)

— Что такое корень?

— А сейчас я хочу рассказать вам одну историю. Много-много лет тому назад встретилось людям маленькое, грустное, но очень юркое слово. Пожалели его люди, взяли себе и думают: “Что с ним делать?” А слово это и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево”.

Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло, посмотрите. Откройте учебник на странице 115.

Что общего в этих словах? (у всех одинаковый корень)

А сейчас мы с вами исследуем слово. Вам нужно составить слово с корнем ХОД.

ход

переход

входить