Оценивание уровня сформированности компонентов икт-компетентности учащихся основной школы в процессе обучения информатике. Инструменты оценки ИКТ-компетенции учащегося: Инструмент оценки информационно-коммуникационной компетентности выпускников основной ш

Интернет

Инструменты оценки ИКТ-компетенции учащегося: Инструмент оценки информационно-коммуникационной компетентности выпускников основной школы IC Literacy Test Тарасова К.В., ведущий специалист НФПК, разработчик тестовых заданий, старший научный сотрудник НИИСО, кандидат педагогических наук Разработка инструмента осуществляется при поддержке Минфина России и при участии Всемирного Банка


Существующие тесты оценки ИКТ-компетентности/грамотности Australian National Assessment Program – ICT Literacy (выборочное исследование, основано на сценариях, оценка результатов – IRT) Internet and Computing Core Certification - IC3 (понимание как работает компьютер, знание ключевых программ и работа с Интернетом) Information Literacy Test (когнитивный, в форме вопрос-ответ, т.е. не основан на сценарии, результаты только на групповом уровне) International Computer Drivers License (измеряет технические знания, в формате вопрос-ответ на бумаге) Standardized Assessment of information literacy skills – SAILS (измеряет информационную грамотность ВНЕ среды ИКТ, форма вопрос-ответ на бумаге или через web- интерфейс) TRAILS: Tool for Real-time Assessment of Information Literacy Skills (измеряет информационную грамотность, в форме вопрос-ответ, отдельно по 5 категориям навыков)


Существующие тесты оценки ИКТ-компетентности/грамотности Тесты ИКТ-компетентности, основанные на сценариях: QCA Key Stage 3 ICT Test (британская национальная система тестирования ИКТ- грамотности, измеряет знания, навыки и умение решать проблемы при использовании ИКТ, основан на сценарии, формирующее оценивание, закрывается из-за низкой валидности) iCritical Thinking, бывшее iSkills, ETS (измеряет ИКТ грамотность студентов американских вузов, основана на сценариях, оценка результатов – IRT, не применим в других странах) ICILS: International Computer and Information Literacy Study (компьютерная и информационная грамотность, основан на сценариях, международный, оценка результатов – IRT, смешивает технические знания и информационную грамотность) Большая часть существующих тестов измеряет техническую грамотность и основана на формате вопрос-ответ (не жизненные ситуации), для оценки результатов используют простые баллы или IRT статистику.


Инструмент оценки информационно-коммуникационной компетентности IC Literacy Test IC Literacy Test – это специально разработанный Национальным фондом подготовки кадров (НФПК) при поддержке Минфина России и при участии Всемирного Банка измерительный инструментарий, позволяющий оценить степень владения выпускниками основной ступени общеобразовательной школы современными информационными и коммуникационными технологиями, которые используются человеком для получения новых знаний, коммуникации и исследовательской деятельности, в первую очередь, в цифровой среде.


Цели тестирования Цель: обеспечить реалистичную и разностороннюю оценку ИК-компетентности с помощью тестовых заданий, основанных на реальных ситуациях Основные задачи: Оценить уровень ИК-компетентности выпускников основной школы Выявить факторы, которые влияют на формирование ИК-компетентности Выработать рекомендации по результатам тестирования Проверить влияние рекомендаций на повышение уровня ИК-компетентности Целевая аудитория: учащиеся при переходе из основной школы в старшую (9-классники)


Особенности инструмента IC Literacy Test Интерактивность, автоматизированный характер процесса тестирования и оценки его результатов Использование для сценариев тестовых заданий ситуаций из реальной жизни Акцент на оценке уровня сформированности НЕ технологических навыков и навыков владения определенными программными продуктами или техническими возможностями компьютера, но на СПОСОБНОСТИ оперировать информацией, решать практические задачи, используя ИКТ, мыслить и работать в «цифровом» мире Обязательным условием прохождения ICL Test является соблюдение правовых и этических норм при использовании цифровых технологий и инструментов, а также средств коммуникации Автоматическая обработка результатов тестирования, основанная на использовании сетей Байеса


Структура теста Тест состоит из 16 заданий, основанных на решении РЕАЛЬНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ (учебных, социо-культурных и др.), с которыми человек сталкивается в течение всей жизни. При выполнении заданий от участника тестирования требуется: осуществлять поиск проводить различные действия с данными и передавать их отбирать и анализировать информацию создавать или выбирать презентационные материалы для конкретной целевой аудитории принимать решения о правомерности и этичности использовании полученной информации.


Структура теста Уровень сложности задания Количество заданий Ожидаемое время выполнения задания Простое (оценка 1-й составляющей ИК-компетентности) Средней сложности (оценка 2-3 составляющих ИК-компетентности) Сложное (оценка 4-5 составляющих ИК-компетентности) заданий разной степени сложности и продолжительности выполнения Общая продолжительность тестирования - не более 2-х часов Широкий спектр цифровых технологий: текстовые редакторы, инструменты для создания презентаций, электронные таблицы, графики, базы данных, средства мультимедиа, электронная почта, социальные сети и др. Интернет-сервисы.


IC Literacy Test Тестирование ИК-компетентности Общие параметры задания Предмет оценки: составляющая ИКК «Создание (информации)» Продолжительность: 4 минуты Контекст: учебный (академический) Содержание: общественные науки Задача: выбрать наиболее подходящий заголовок для статьи, подобрать релевантное изображение, найти географические названия, требующие ссылок на соответствующие статьи в энциклопедии и создать ссылки. Пример тестового задания «Открытие Америки»


IC Literacy Test Тестирование ИК-компетентности Общие параметры задания Предмет оценки: составляющая ИКК «Управление (информацией)» Продолжительность: 4 минуты Контекст: личный Содержание: практические задачи Задача: сохранить информацию из писем таким образом, чтобы ее не потерять, чтобы в дальнейшем ее можно было найти легко и быстро. Пример тестового задания «Сортировка почты»



12





Результаты тестирования IC Literacy Test Тестирование ИК-компетентности 5 уровней ИК-компетентности: продвинутый; выше базового; базовый; ниже базового; развивающийся. 5 уровней ИК-компетентности: продвинутый; выше базового; базовый; ниже базового; развивающийся. Индивидуальные результаты учащихся содержат: общую оценку уровня ИК – компетентности учащегося персональные рекомендации, на какие навыки следует обратить внимание. Индивидуальные результаты учащихся содержат: общую оценку уровня ИК – компетентности учащегося персональные рекомендации, на какие навыки следует обратить внимание.



Возможности использования социологической анкеты 1.Базовые характеристики учащихся и их семьи: пол, привычный язык общения и обучения, образование родителей, социально-экономический статус семьи, наличие дома образовательных ресурсов, вовлеченность родителей в использование ИКТ. 2.Доступность компьютера для учащегося и практики его использования, не связанные со школой: наличие компьютера дома, цели использования компьютера, отношение к компьютеру, вовлеченность друзей в использование ИКТ, предпочитаемые виды досуга. 3.Влияние школы на ИК-компетентность: доступность компьютера в школе, использование его на различных уроках, отношение к этому и оценка эффективности использования компьютера среди самих учащихся, частота коллективной работы в образовательном процессе. ИК- компетентность Бэкграунд учащихся Доступность и практики использования компьютера вне школы Доступность и практики использования компьютера в школе Успеваемость Макрохарактеристики тип местности (село/город), тип школы (лицей, гимназия,и пр.) район/регион


Лонгитюдное исследование Результаты исследования ИК-компетентности учащихся 9-х классов Республики Татарстан в гг.


Преимущества ICL Test 1. Оценка когнитивных умений, а не технологических навыков 2. Комплексность анализа 3. Связь с реальной жизнью 4. Простота и доступность проведения 5. Автоматическая обработка результатов 6. Высокая валидность и надежность результатов тестирования 7. Возможность широкого использования и практическая направленность результатов тестирования 8. Успешная апробация инструмента 9. Инструмент одобрен ведущими международными экспертами 10. Ответственный подход к обработке данных


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

I .Использование ИКТ в вашей работе:

    использование проектора, интерактивной доски, документ-камеры

    размещение материалов в информационной среде (сайт школы, сайты педагогических сообществ)

    активная работа на странице Новости класса в Электронном журнале

    работа в интерактивном кабинете

    использование виртуальных лабораторий (в том числе ресурсы, предлагаемые "Единой коллекцией ЦОР"; в том числе для самостоятельной работы учащихся при отсутсвии технических средств в классе)

    использование устройствами сбора данных (в том числе видеокамера, фотокамера и т.п.)

    создание и работа дистанционного учебного курса

    подготовка к уроку (мероприятию) с использованием Интернета

    разработка дидактических материалов на компьютере

    интернет-олимпиады и игры по предмету

    ученический проект с использованием ИТ

    дистанционные конкурсы по предмету

II . Что из перечисленного является наиболее важным, на Ваш взгляд, препятствием в использовании ИКТ и ЭОР в обучении: *

можно выбрать несколько

Невозможно гармонично встроить использование ЭОР в программу по моему предмету

Не обладаю достаточным уровнем компьютерной грамотности

Это существенно увеличивает время работы педагога

Недостаточная техническая оснащенность моего кабинета в школе

Отсутствие необходимых ЭОР

Отсутствие поддержки со стороны технической службы школы

Нежелание учащихся применять новые технологии

Отсутствие методической поддержки по использованию ЭОР

Использование ЭОР снижает эффективность обучения

Просто не вижу особой необходимости в их использовании

Нет препятствий!

III . Выступление и работа с классом с использованием проекционных систем *

(Проекционные системы: телевизор+ПК, проектор, интерактивная доска, документ-камеры.)
Укажите вид деятельности:

Работа с презентацией на уроке

Использование для демонстраций на классных часах

Использование демонстраций на родительских собраниях

Просмотр видео

Проведение тестирования со всем классом

Работа с тренажерами

Сопровождение выступлений учащихся

Ничего из перечисленного, т.к. у меня в кабинете нет проекционных технологий

Ничего из перечисленного

другое:

IV . Оцените свою готовность к работе с интерактивными средствами. Интерактивные доски *

Я полностью готова/готов работать с Интерактивной доской (в т.ч. - у меня уже она есть). У меня есть готовые программные средства: электронные тренажеры, тесты, необходимые Интернет-сайты

Я полностью готова/готов работать с Интерактивной доской. Но пока ничего не знаю о программах, с которыми буду работать на этой доске

Я не готова/готов работать с Интерактивной доской. Мне достаточно тех технических средст, что есть в кабинете

Нет необходимости в интерактивных средствах на моих уроках

V .С какой целью посещаете Интернет-сайты *

можно выбрать несколько ответов

работа в Электронном журнале

посещаю сайт школы (в т.ч. фотоальбом, страницы служб)

сайты подготовки к ГИА, ЕГЭ (в т.ч. ФИПИ)

посещаю официальные сайты города и округа (МИОО, ОМЦ и т.п.)

сайт с цифровыми образовательными ресурсами (чтобы в т.ч. скачать для урока)

для просмотра on-line фильмов, радио

для самообразования (педагогического)

не работаю в Интернете - нет необходимости

не работаю в Интернете - не умею/плохо умею

если нет в предложенном списке, впишите свой вариант ответа

Регистрация на сайтах профессиональных сообществ. Адреса сайтов укажите через запятую

Курсы повышения квалификации 2012-2013уч.г., связанные с применением современных средств ИКТ *

    Написать название курса (или направление обучения), в т.ч. не через МИОО
    2. Укажите кол-во часов рядом с каждым курсом
    3. Если не было таких курсов в течение 2012-2013 учебного года - поставить прочерк

Разделы: Администрирование школы

На сегодняшний день ясно одно – школа не может не учитывать, что дети, переступающие порог школы, уже знакомы на практике с современными технологиями передачи и обработки информации, а в будущем должны стать гражданами информационного общества. ФГОС является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, поэтому он должен учитывать и потребности развивающегося информационного общества. Одним из основных положений нового стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД). Без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

Поэтому целью программы “Формирование ИКТ-компетентности учащихся” считаем: развитие у обучающихся навыков сотрудничества и коммуникации, самостоятельного приобретения, пополнения и интеграции знаний; способностей к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.

Достижение цели считаем возможным через решение следующих задач :

  1. формирование единого информационного пространства школы МКОУ “СОШ №4 р.п. Линево”;
  2. повышение уровня ИКТ-компетентности педагогов МКОУ “СОШ №4 р.п. Линево”;
  3. формирование информационной культуры учащихся, повышение их уровня общеобразовательной подготовки в области современных информационных технологий.

Формирование ИКТ-компетентности учащихся реализует системно-деятельностный подход и происходит в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный результат обучения школьников.

1. Принципы формирования единого информационного пространства

В центре внутреннего единого информационного пространства школы должен находиться ученик. Единое информационное пространство школы создается ради того, чтобы учащийся за годы обучения в школе мог получать самые передовые знания, умел активно их применять, научился диалектически мыслить, раньше социализировался, легче адаптировался к быстро меняющемуся миру и при этом успевал посещать кружки, секции, читать книги и т.д. Единое информационное пространство школы должно быть открыто и подчинено образовательному и воспитательному процессу, обеспечивать и обслуживать, в первую очередь, учебную деятельность школы и как ее необходимое условие - управленческую. Таким образом, наряду с учеником в центре должны находиться и остальные участники педагогического процесса: учителя, родители и администрация.

Открытость информационного пространства школы предполагает обеспечение обмена информацией между всеми участниками образовательного процесса как на внутреннем школьном уровне (администрация, учителя, учащиеся, родители), так и на внешнем (педагогические сообщества, управляющие структуры, СМИ). Открытое информационное пространство обеспечивает прозрачность школы для родителей и общественности, поднимая тем самым уровень доверия к системе образования (схема 1).

Построение открытого информационного пространства в нашей школе будет осуществляется путём по совершенствованию каждого компонента ЕИП:

1. Аппаратный: укрепление материально-технической базы.

  • 100% обеспечение рабочих мест учителей компьютерами и проекционным оборудованием;
  • создание локальной сети с выделенными серверами, включающей проводные и беспроводные сегменты, обеспечивающей беспроводное подключение в любой точке школы;
  • обеспечение мобильности учителей и учащихся за счет увеличения доли портативных компьютеров, замены морально устаревших стационарных компьютеров портативными;
  • увеличение доли кабинетов, оснащенных интерактивной доской (интерактивной насадкой).

2. Информационный:освоение и внедрение сетевых технологий и сервисов, позволяющих эффективно использовать компьютерное оборудование и цифровые образовательные ресурсы.

  • приобретение серверного и другого ПО, позволяющего повысить эффективность школьных информационных процессов;
  • формирование и развитие локального хранилища ЦОР с доступом через школьный web-сервер на основе предоставляемых в свободном доступе ЦОР федерального центра информационно-образовательных ресурсов и других источников по всем школьным предметам с возможностью его использования за пределами образовательного учреждения;
  • формирование банка контрольно-измерительных материалов (включая КИМы по ЕГЭ и ГИА) по всем школьным предметам с возможностью его использования за пределами образовательного учреждения;
  • перевод в единый цифровой формат школьного и образовательного видео, размещение этого банка на одном сервере;
  • совершенствование сетевых технологий доступа через web-интерфейс ко всему многообразию имеющихся ЦОР (спутниковое телевидение, видео, образы CD-дисков, хранилищу ЦОР иных типов) по принципу “единого окна”;
  • совершенствование и расширение личного информационного пространства учителя и образовательного учреждения на основе создания сайтов в локальной сети и в сети Интернет.

3. Кадровый: подготовка участников образовательного процесса к деятельности в условиях ЕИП, информационного общества.

  • система методической поддержки учителей в области использования информационных технологий;
  • интеграция педагогических и информационно-коммуникационных технологий;
  • проектная деятельность учащихся на основе использования средств ИКТ (пресс-центр, газета “Радуга”, видео-студия, классные и предметные проекты);
  • информирование родителей посредством ИК-технологий о деятельности школы, расширение спектра данного вида услуг (школьный сайт, наличие интерактивной обратной связи с администрацией школы, ИС “Дневник.ру”).

4. Регламентный: набор правил взаимодействия между различными компонентами единого информационного пространства.

  • локальные акты школы (О системе постоянной методической поддержки учителей в области ИКТ, Об электронном журнале, О медиатеке, О Совете по контентной фильтрации, О сайте школы и др.);
  • должностные обязанности работников ответственных за информатизацию;
  • приказы директора;
  • договоры о сотрудничестве с ВУЗами, со школами.

2. Принципы формирования ИКТ-компетентности педагогов

Процесс подготовки учителей к использованию ИКТ в своей профессиональной деятельности, не может носить только единовременный и краткосрочный характер. Практика показала, что необходимо создать систему регулярной методической поддержки учителей в области применения ИКТ в обучении. Учителям, получившим знания в области новых образовательных технологий, требуется постоянно проявлять себя в них, иметь профессиональную среду информационного взаимодействия. Для решения этих задач необходимо:

  • непрерывное повышение квалификации учителей в области использования ИКТ в обучении (причем без отрыва от работы).
  • Программно-аппаратное обновление и сопровождение функционирования оборудования и информационных ресурсов образовательного учреждения, техническое сопровождение ИКТ и предоставление доступа к Интернету;
  • информационно–методическое сопровождение педагогической деятельности учителей с использованием ИКТ.

В нашей школе в этом направлении работает МЦ “Внедрение ИКТ в образовательный процесс”. Основываясь на опыт работы центра и изучив теоретический материал, была разработана модель “Учителя с высоким уровнем ИКТ-компетентности” (схема 2).

Только после этого мы можем говорить о том, что педагог владеет профессиональной ИКТ–компетентностью и может переходить от единичных случаев проведения уроков в компьютерном кабинете к использованию ИТ в образовательном процессе в системе. В соответствии с ФГОС (требования к условиям) весь образовательный процесс отображается в информационной среде, в нашем случае это Дневник.ру. Это значит, что в Дневник.ру размещается поурочное календарно-тематическое планирование по каждому курсу, материалы, предлагаемые учителем учащимся в дополнение к учебнику, в частности гипемедийные иллюстрации и справочный материал. В Дневник.ру размещаются домашние задания, которые, помимо текстовой формулировки могут включать видео-фильм для анализа, географическую карту и т.д. Они могут предполагать использование заданных учителем ссылок в интернете, или свободный (ограниченный образовательными рамками) поиск в сети. Там же учащийся размещает результаты выполнения аттестационных работ, “письменных” домашних заданий, чтения текста на иностранном языке, отснятый им видеофильм, таблицу экспериментальных данных и т.д., учитель их анализирует и сообщает учащемуся свои комментарии, размещая свои рецензии в ИОС, текущие и итоговые оценки учащихся.

В связи с этим, разработана система обучения, основанная на требованиях “Государственного образовательного стандарта” (высшее педагогическое образование, год утверждения – 2005 http://www.edu.ru/db/portal/spe/index.htm ), которая включает в себя:

1. Продолжение полученного путем самообразования формирования компьютерной грамотности, обеспечивающей знания, умения и навыки в сфере ИКТ.

2. Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе.

3. Интерактивные технологии обучения.

4. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.

3. Принципы формирования ИКТ-компетентности учащихся

Формирование и развитие ИКТ-компетентности обучающихся включает в себя становление и развитие учебной и общепользовательской ИКТ-компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.

Более эффективным способом формирования ИКТ-компетентности учащихся, считаю в интегративных межпредметных проектах, во внеурочной деятельности. В то же время, освоение ИКТ-компентентности в рамках отдельного предмета содействует формированию метапредметной ИКТ-компетентности, играет ключевую роль в формировании УДД. Например, формирование общих, метапредметных навыков поиска информации происходит в ходе деятельности по поиску информации в конкретных предметных контекстах и средах: в русском и иностранных языках, истории, географии, естественных науках происходит поиск информации с использованием специфических инструментов, наряду с общепользовательскими инструментами. Во всех этих случаях формируется общее умения поиска информации.

Общий принцип формирования ИКТ-компетентности состоит в том, что и конкретные технологические умения и навыки и универсальные учебные действия, по возможности, формируются в ходе их применения, осмысленного с точки зрения учебных задач, стоящих перед учащимся в различных предметах.

Начальные технические умения формируются в начальной школе в курсе Технологии и Информатики. Начальные умения, относящиеся к видео- и аудио- записи и фотографии формируются в области Искусства. В этой области учащиеся получают представление о передаче содержания, эмоций, об эстетике образа. Важную роль играют синтетические жанры, например, рисованная и натурная мультипликация, анимация. Существенным фактором оказывается возможность улучшения, совершенствования своего произведения. В области Естествознания (окружающего мира) наибольшую важность имеет качество воспроизведения существенных с точки зрения анализа явления деталей, сочетание изобразительной информации с измерениями.

Перечисленные положения применимы при формирования ИКТ-компетентности и в начальной и в основной школе.

При этом освоение ИКТ в рамках образовательных областей Искусства и Технологии, при всей возможной вариативности программ этих предметов не должно подменять работу с материальными технологиями и в нецифровой среде. Доля учебного времени, где работа идет только в цифровой среде не должна превышать 35% в Технологии и 25% в Искусстве.

Курс Информатики и ИКТ в 7-9-х классов основной школы подводит итоги формирования ИКТ-компетентности учащихся, систематизирует и дополняет имеющиеся у учащихся знания, дает их теоретическое обобщение, вписывает конкретную технологическую деятельность в информационную картину мира. Элементы образовательной ИКТ - компетентности учащихся приведены в Приложении 1 .

Эффективная модель формирования ИКТ-компетентностности, когда ученики учат других – и в режиме лекции и в режиме работы в малой группе и в режиме индивидуального консультирования. В ходе этого достигаются метапредметные и личностные результаты для всех участников. Учащиеся могут реализовывать различные сервисные функции, в том числе – обслуживать технику и консультировать пользователей.

Оценка сформированности единого информационного пространства школы:

  • рост материально-технического и ресурсного обеспечения образовательной системы школы;
  • удельный вес численности педагогов, использующих информационные технологии в учебном процессе для индивидуального подхода и в классном коллективе;
  • увеличение количества педагогов, использующих дистанционное обучение;
  • количество победителей в виртуальных конкурсах, дистанционных и эвристических олимпиадах;
  • количество участников и победителей в научно-практической конференции разных уровней;
  • количество участников образовательного процесса, вовлеченных в интегративные творческие проекты;
  • количество сетевых образовательных объединений педагогов.

Оценка ИКТ-компетентности педагогов.

Формирование у школьников ИКТ-компетентности требует от учителей использования специальных методов и приемов:

  • учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности;
  • потребуется изменение дидактических целей типовых заданий, которые вы обычно даете своим учащимся (целей будет как минимум две: изучение конкретного учебного материала и формирование ИКТ-компетентности);
  • на уроках следует выделять время для самостоятельной работы с текстом с дальнейшим групповым обсуждением;
  • формированию ИКТ-компетентности помогает использование активных методов обучения (групповая или командная работа, деловые и ролевые игры и т.д.).

ИКТ-компетентность педагогов может оцениваться через экспертную оценку разработок их уроков. Для отдельной темы (отдельного занятия) в поурочном планировании курса (разрабатываемом учителем на основании примерных программ курсов и методических разработок) выделяются компоненты учебной деятельности учащихся, в которых активно используются средства ИКТ: подготовка сообщения, поиск информации в интернете, видео-фиксация наблюдаемых процессов, проведение эксперимента с цифровой фиксацией и обработкой данных и т.д. После проведения темы (занятия) осуществляется сравнение с планом реального активного использования ИКТ каждым учащимся (как правило, не имеется в виду ответ на задания с выбором ответа, слушание лекции педагога с аудио-видео сопровождением). Вычисляется доля (процент) информатизации темы усреднением по учащимся. Показатель по курсу вычисляется усреднением по времени. Показатель по образовательному учреждению вычисляется усреднением по курсам (с учетом временных весов курсов).

Оценка ИКТ-компетентности обучающихся.

Основной формой оценки сформированности ИКТ-компетентности обучающихся является многокритериальная экспертная оценка текущих работ и цифрового портфолио по всем предметам. Наряду с этим учащиеся могут проходить текущую аттестацию на освоение технических навыков, выполняя специально сформированные учебные задания, в том числе – в имитационных средах. Важно, чтобы эти задания не становились основной целью формирования ИКТ-компетентности. Оценка качества выполнения задания в имитационной среде может быть автоматизирована.

Итак, информационная и коммуникационная компетентность школьников определяется как способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее поиска-определения, интеграции, управления, оценки, а также ее создания продуцирования и передачи сообщения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях. Одним из результатов процесса информатизации школы должно стать появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией как в учебном процессе, так и для иных потребностей.

Требования к тестовым заданиям можно сформулировать следующим образом:

  • любое тестовое задание дается в виде описания жизненной ситуации (сценарий задания). Это делается специально, для того чтобы сымитировать реальную среду, в которой учащемуся приходится решать аналогичные задачи;
  • особое внимание необходимо сделать на объем текста, который учащийся должен прочесть и переработать при выполнении задания. По данным Министерства образования и науки РФ, средний девятиклассник функционально читает текст со скоростью 200 слов в минуту.
  • выполнение задания не требует знаний по конкретной школьной дисциплине: содержание заданий построены на общекультурных вопросах, “житейских” ситуациях и т.д.

При определении компетентности школьников в области использования ИКТ акцент должен делаться, прежде всего, на оценке сформированности соответствующих обобщенных познавательных навыков (умственных навыков высокого уровня). Для оценки сформированности таких навыков необходим специализированный инструмент, который позволяет оценить демонстрируемые школьниками способности работать с информацией в ходе решения специально подобранных задач (в контролируемых условиях), автоматизировать процедуру оценки уровня ИКТ-компетентности учащихся и учителей. Процедура проведения измерений ИКТ-компетентности называется тестированием. В ходе этой процедуры учащиеся выполняют последовательность контрольных заданий, которые в совокупности образуют тест. Тексты (или описания) заданий естественно называть контрольно-измерительными материалами (КИМ). Тест состоит, как правило, из нескольких типов заданий. Будучи встроены в программную оболочку инструмента, задания превращаются в автоматизированный тест.

В статье рассказывается, что же стоит за термином "ИКТ-компетентность", который начинает активно использоваться в отечественной педагогике и в официальных документах министерства образования и науки, и как оценивать ИКТ-компетентность с помощью нового инструментария.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОЦЕНКА ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Проект «Информатизация системы образования» (ИСО)

Проект «Информатизация системы образования» (ИСО) был направлен на поддержку реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и содействовал в обеспечении доступности, качества и эффективности образовательных услуг в системе общего и начального профессионального образования на основе использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) .

В рамках этого проекта с ноября 2005 года начало разрабатываться новое направление — «Разработка инструмента для оценки компетентности школьников в области ИКТ» . Была предусмотрена регулярная (ежегодная) оценка изменения уровня компетентности выпускников 9 класса в области использования ИКТ в регионах проекта ИСО (Красноярский край, республика Карелия, Пермская область, Челябинская область, Калужская область, Ставропольский край, Хабаровский край).

Детализация понятия ИКТ-компетентности

В аббревиатуре ИКТ буква «К» соответствует слову коммуникация . В словаре иностранных слов указано: коммуникация —

  1. путь сообщения (напр., воздушная к., водная к.);
  2. форма связи (напр., телеграф, радио, телефон);
  3. акт общения, связь между двумя или более индивидуумами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц;
  4. массовая к. — процесс сообщения информации с помощью технических средств… численно большим, рассредоточенным аудиториям. Таким образом, в рамках нового проекта будет проверяться способность учащихся (их компетентность в этой области) создавать и передавать информацию с использованием компьютерных технологий.

Что же стоит за термином «компетентность», который начинает активно использоваться в отечественной педагогике и в официальных документах министерства образования и науки? На сегодняшний день выработано только лишь определение ИКТ-грамотности, и на базе этого определения вводится понятие ИКТ-компетенции.

Определение. ИКТ-грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.

Очевидно, что в данном определении используется несколько терминов и понятий, давайте последовательно рассмотрим каждое из них.

ИКТ — представление информации в электронном виде, ее обработка и хранение, но не обязательно ее передача. Информационно-коммуникационная технология представляет собой объединение информационных и коммуникационных технологий.

Грамотность — это динамичный инструмент (в самом широком смысле слова), позволяющий индивидууму постоянно учиться и расти.

Цифровые технологии относятся к компьютерному и программному обеспечению; инструменты коммуникации — к продуктам и услугам, с помощью которых передается информация, сети — это каналы передачи информации.

Функционирование в современном обществе — Данная часть определения отражает многообразие контекстов применения индивидуумом ИКТ-грамотности. ИКТ-грамотность предоставит индивидууму средства для успешной жизни и работы в экономически развитом или развивающемся обществе.

Введенное понятие ИКТ-грамотности определяет, какими же навыками и умениями должен обладать человек, чтобы его можно было назвать грамотным в данном смысле. Перечень этих навыков и умений приведен ниже в порядке повышения сложности познавательных (когнитивных) действий, необходимых для их выполнения:

  1. определение информации — способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации;
  2. доступ к информации — умение собирать и/или извлекать информацию;
  3. управление информацией — умение применять существующую схему организации или классификации;
  4. интегрирование информации - умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных;
  5. оценивание информации - умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации.
  6. создание информации - умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее.
  7. сообщение информации — способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении.

Перейдем теперь от определения ИКТ-грамотности к понятию ИКТ-компетенции . Компетенция -понятие очень общее. В нем не отражены конкретные познавательно-практические качества, которые должны быть сформированы в процессе обучения. Это связано с тем, что в разных областях профессиональной деятельности компетентность будет раскрываться с помощью различных познавательно-практических понятий. Поэтому в разных предметных областях вырабатываются свои определения компетенции, например, языковая компетентность.

Переход от "знаньевоцентрического" подхода в обучении (знания ради знаний) к "компетентностному" обучению предполагает воспитание такого человека и гражданина, который будет приспособлен к постоянно меняющимся условиям жизни. Пока круг компетенций, которым будут учить школьников, не определен окончательно, как и само понятие компетенция. Но за основу взяты способность брать на себя ответственность, участвовать в демократических процедурах, общаться и обучаться на протяжении всей жизни, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении. В рамках рассматриваемого проекта сформировано следующее определение ИКТ-компетентности.

Определение. Под ИКТ-компетенцией подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

Для пояснения введенного понятия приведем примеры заданий, проверяющих навыки и когнитивные деятельности, составляющие ИКТ-компетентность

  1. Доступ — найти и открыть соответствующее сообщение электронной почты в ящике входящих писем;
  2. Управление — найти и организовать соответствующую информацию из писем электронной почты;
  3. Интеграция — проанализировать преимущества рекомендуемых чистящих средств для выведения пятен;
  4. Оценка — принять решение, какое средство для выведения пятен целесообразно заказать через Интернет-магазин, основываясь на информации сайтов продавцов соответствующих товаров;
  5. Создание — представить свои рекомендации по решению некоторого вопроса в формате письма электронной почты.

Почему необходима разработка нового инструмента для оценки ИКТ-компетентности

Анализ существующих методов оценки компетентности школьников в области использования ИКТ по единому государственному экзамену (ЕГЭ), а также стандартов по информатике (2004 года), показывают, что существующие методы оценки информационно-коммуникационной компетенции ориентируются, почти исключительно, на формирование технологических навыков и алгоритмического мышления школьников. Оценка умственных навыков высокого уровня, которые обеспечивают полноценную информационно-коммуникационную компетентность школьников, сегодня практически не обсуждается. Поэтому, использовать существующие сегодня в РФ измерители компетентности школьников в области использования ИКТ (итоговая оценка по курсу информатики, или результаты ЕГЭ) не представляется возможным.

Одним из результатов процесса информатизации школы должно стать появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией. Они должны уметь искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями. Эта способность (или ИКК) должна обеспечить школьникам возможность:

  1. успешно продолжать образование в течение всей жизни (включая получение образовательных услуг с использованием Интернет);
  2. подготовиться к выбранной профессиональной деятельности;
  3. жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, которая основана на знаниях.

В связи с вышеизложенным было принято решение разработать новый инструментарий оценки ИКТ-компетенции, который позволит, грубо говоря, проверить, как школьник мыслит и работает в «цифровом» мире. В рамках проекта оценка ИКТ-компетенции проводилась по результатам теста, выполняемого учащимся на компьютере, при этом общая ИКТ-компетентность учащихся оценивалась по конечному результату. Составляющие навыки не выделялись и оценивались индивидуально. Для оценки каждого их составляющих навыков в тесте были представлены несколько заданий, но в целом за тест выставлялась качественная (диагностическая) оценка, отражающая уровень ИКТ-компетенции: уровень выше базового, базовый, ниже базового.

Диагностическая оценка позволяет исследовать познавательные и технические навыки, стоящие за конкретными составляющими ИКТ-компетентности. Результат такого типа тестирования полезен по нескольким причинам. Он даёт:

  1. общую оценку познавательной и технической компетентности ученика;
  2. более детализированную систему отчета о набранных баллах, выделяющую конкретные сильные и слабые стороны ученика;
  3. связь с существующими или специально разработанными методическими материалами;

Тестирование

  1. Тест содержал 15 вопросов, выполнение каждого вопроса ограничено по времени. В тексте был 1 вопрос на 30 минут, 2 вопроса на 15 минут и 12 вопросов на 4 минуты.
  2. Сценарий каждого задания приближен к реальной жизни. Например: Используя программу поиска найти сайты со статьями о болезнях сердца (задание на оценивание умения «доступ») или В каждой из найденных статей найти информацию по вариантам лечения (задание на оценивание умения «интеграция»). Если задание связано с каким-либо школьным предметом, то его содержание не выходит за рамки стандарта обучения по данному предмету. Попутно отметим, что в группу по разработке заданий входили учителя информатики, русского языка
  3. Для выполнения заданий теста была разработана специальная тестирующая среда, включающая имитацию программы поиска в Интернете, почтовой программы, текстового и графического редактора и т.д. Это сделано для того, чтобы уравнять условия выполнения теста учащимися (ранее полученные навыки работы с каким-либо программным средством не дадут большого преимущества перед теми ребятами, которые по объективным причинам таких навыков в школе приобрести не смогли).

Пример вопроса на 30 минут: задание «Выдающиеся русские лингвисты»

Разберём подробно задание «Выдающиеся русские лингвисты» и выясним, как оценивается в данном конкретном задании ИКТ-компетентность. Так, в курсе русского языка 9 класса перед итоговым повторением учащимся предлагается тема «Общие сведения об языке». В рамках этой темы учащимся рассказывается о выдающихся русских лингвистах (в соответствии с образовательным стандартом по русскому языку за курс основной школы). Эти сведения позволят учащимся:

  1. сформировать научное представление о русском языке;
  2. понять, что орфография и пунктуация являются лишь частью предмета;
  3. оценить вклад выдающихся русских лингвистов не только в русскую, но и мировую лингвистику.

Данное задание, с точки зрения ИКТ-компетентности, нацелено на выявление навыков по поиску и оценке информации. Компетентность выявляется с помощью задания оценить информацию из базы данных с использованием предоставленного механизма поиска, выбрать те ресурсы, которые можно использовать для справки или те, которые отвечают определенным требованиям. Время на выполнение: 30 минут. Выявляемые навыки:

  1. Доступ;
  2. Управление;
  3. Интеграция;
  4. Оценка;
  5. Создание текстового документа.

ИКТ-компетентности

Примерные действия учащегося

Доступ

В поисковой системе «Rambler » учащийся вводит термин поиска «русские лингвисты» или сразу вводит фамилию учёного.

Управление

Выбор сайтов

  1. http://school.edu.ru
  2. http://pilic.narod.ru

(Сайт № 2 наиболее информативен, т.к. содержит общую информацию по теме теста с указанием имён учёных. Среди них кандидат должен выбрать одного лингвиста)

Интеграции

В поисковой системе учащийся вводит термин поиска (например, «Л.В. Щерба» «биография Л.В.Щербы») Выбор сайтов http://www.ruthenia.ru/apr/textes/sherba/bio.htm http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/bibl/jsh.htm

Оценка

Чтение текста. Отбор информации.

Создание

Создание текстового документа. Примерный план итогового документа:

  1. Даты жизни, место рождения, учёбы, интересы.
  2. Где работал, принадлежность к лингвистической школе (Московской, Петербургской, Казанской).
  3. Вклад в лингвистическую науку.
  4. Основные научные труды.

В программе заложено начисление баллов.

Наблюдаемые данные

Результат работы

Уровень

Методы

Соответствие Стандартам образования

Качество синтаксиса

Термины поиска

Высокий

Использует «И» при первом поиске в сети. Сразу вводит имена лингвистов.

Знание видных учёных-русистов, исследовавших русский язык.

Средний

Не использует «И» при первом поиске, но использует при последующем

Низкий

Не использует «И»

Качество и уровень работы с выбранными ресурсами

Выбранные ресурсы

Высокий

Все выбранные ресурсы получают 5 баллов за весомость, объективность, охват материала. Объём чтения 150 -170 слов в минуту.

Средний

Свыше 80, но менее 100% выбранных ресурсов получают 5 баллов за весомость, объективность, охват материала. Объём чтения 120 -140 слов в минуту.

Низкий

Менее 80% выбранных ресурсов получают 5 баллов за весомость, объективность, охват материала. Объём чтения менее 120 слов в минуту.

Качество полученного текста

Осознанность в отборе материала; логичность; стилевое соответствие языка

Высокий

Соблюдена логическая последовательность в изложении материала; вычленены все микротемы исходного текста; сохранено стилевое единство текста.

Умение составлять конспект статьи на лингвистическую тему; совершенствовать содержание и языковое оформление в своём тексте.

Средний

В целом соблюдена логическая последовательность; вычленены свыше 80%, но менее 100% микротем исходного текста; сохранено стилевое единство текста; наличие 1-2 речевых ошибок.

Низкий

Не соблюдена логическая последовательность в изложении материала; вычленены менее 80% микротем исходного текста; отбор языковых средств нарушает стилевое единство текста; наличие более 2 речевых ошибок.

Данное задание является характерным примером проверки сочетания технологических и когнитивных навыков.

Одной из косвенных целей данного проекта является акцентирование внимания учителей всех профилей (не только информатики) на развитие у учащихся навыков, составляющих ИКТ-компетентность. ИКТ-компетентность - это общешкольное умение. Формирование ИКТ-компетентности должно проходить на всех уроках (а не только на уроках информатики). Необходимо сделать акцент на формирование этих умений в соответствии с требованиями информационного общества, в котором большая часть информации представлена в электронном виде: для этого учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности; потребуется изменение дидактических целей типовых заданий, которые обычно даются учащимся (целей будет как минимум две: изучение конкретного учебного материала и формирование ИКТ-компетентности).


Определение ИКТ-компетентности

Действие по оценке ИКТ-компетентности должно начинаться с понимания, что, прежде чем ИКТ-компетентность можно будет эффективно измерить, надо четко представлять, что же мы хотим измерять, т.е. надо дать четкое определение ИКТ-компетентности.

Вначале рассмотрим, что стоит за термином «компетентность», который начинает активно использоваться в официальных документах Министерства образования и науки. Круг компетентностей, которым следует учиться школьникам, не определен окончательно, как и само понятие компетентности. За основу понятия «компетентностный человек» взяты способность человека брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении. Для каждого предмета вырабатывается свое понятие компетентности. Определение ИКТ-компетентности вводится на базе определения ИКТ-грамотности.

ИКТ-грамотность - это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.

Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

В популярной литературе часто ставится знак равенства между компьютерной и информационной грамотностью, что не соответствует действительности. Компьютерная грамотность, то есть умение работать с компьютером, безусловно, является важным умением для современного человека, желающего стать информационно грамотным, но, по сути, даже не является частью информационной грамотности, которая подразумевает умение работать с информацией вне зависимости от используемых средств доступа к ней, ее обработки и распространения. Таким образом, структуру ИКТ-компетентности составляют следующие познавательные навыки (навыки расположены в порядке возрастания сложности познавательных действий, необходимых для их выполнения):

Определение (идентификация)

Умение точно интерпретировать вопрос

Умение детализировать вопрос

Нахождение в тексте информации, заданной в явном или неявном виде

Идентификация терминов, понятий

Обоснование сделанного запроса

Доступ (поиск)

Выбор терминов поиска с учетом уровня детализации

Соответствие результата поиска запрашиваемым терминам (способ оценки)

Формирование стратегии поиска

Качество синтаксиса

Управление

Создание схемы классификации для структурирования информации

Использование предложенных схем классификации для структурирования информации

Интеграция

Умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников

Умение исключать несоответствующую и несущественную информацию

Умение сжато и логически грамотно изложить обобщенную информацию

Выработка критериев для отбора информации в соответствии с потребностью

Выбор ресурсов согласно выработанным или указанным критериям

Умение остановить поиск

Создание

Умение сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы

Умение обосновать свои выводы

Умение сбалансированно осветить вопрос при наличии противоречивой информации

Структурирование созданной информации с целью повышения убедительности выводов

Сообщение

(передача)

Умение адаптировать информацию для конкретной аудитории (путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда)

Умение грамотно цитировать источники (по делу и с соблюдением авторских прав)

Обеспечение в случае необходимости конфиденциальности информации

Умение воздерживаться от использования провокационных высказываний по отношению к культуре, расе, этнической принадлежности или полу

Знание всех требований (правил общения), относящихся к стилю конкретного общения

В 2009 году тестировались учащиеся семи регионов проекта «Информатизация системы образования» (ИСО): Калужской и Челябинской областей, Республики Карелия, Пермского, Ставропольского, Красноярского и Хабаровского краев. Всего было протестировано 4324 ученика. Результаты показали, что только 22% имеют уровень выше базового в ИКТ-компетентности, 21%- имеют базовый уровень и 57% - ниже базового.

На диаграмме ниже приведены средние результаты всех протестированных школьников с разделением по познавательным умениям. Каждое умение оценивалось по трехбалльной шкале: низкий, средний, высокий уровни. Относительно высокие результаты, показанные учащимися по таким умениям, как управление и создание информации, отчасти объясняется тем, что на каждое из этих умений было предложено 1–2 задания, и эти задания оказались легче или понятнее остальных.

При анализе результатов тестирования большое внимание уделялось влиянию на уровень ИКТ-компетентности таких социально-демографических факторов как квалификация школы, пол, место жительства, образование родителей, а также успеваемость учащегося.

Например, было выявлено, что среди школ с повышенной квалификацией (прошедших аттестацию на статус лицея или гимназии) фактически отсутствуют образовательные учреждения, где ИКТ-компетентность учащихся находится в пределах первого (низшего) уровня; в то же время каждая десятая обычная общеобразовательная школа является слабой в этом отношении. Помимо этого следует также обратить внимание на то, что доля школ с третьим (высшим) уровнем компетентности учащихся среди обычных общеобразовательных школ составляет 8,3%, а среди гимназий и лицеев – 46,7%.

Интерес представляет также зависимость ИКТ-компетентности школьника от его общей академической успеваемости. Полученные данные показывают, что чем выше академическая успеваемость учащегося, тем выше его уровень компетентности в области ИКТ. Это дает основания полагать, что имеет место и обратная связь: активное использование компьютера в учебной деятельности помогает учащемуся в достижении высоких результатов в различных образовательных областях.

Анализ полученных данных также показывает, что среди школ, где компьютер в процессе обучения используется преимущественно лишь на уроках информатики, крайне мала доля образовательных учреждений с третьим уровнем ИКТ-компетентности учащихся – 2,7%. Иначе складывается ситуация среди школ, где компьютерные технологии широко применяются в изучении ряда предметов помимо информатики. Доля школ с третьим уровнем ИКТ-компетентности учащихся здесь в 10 раз выше – 27,0%. Это позволяет сделать вывод о том, что включение компьютера в изучение не только информатики, но и других предметных областей, то есть его использование в качестве средства учебной деятельности, в значительной степени повышает уровень компетентности учащихся в сфере ИКТ-технологий.