Авиация россии. Группировка ВКС — три года в Сирии Какое вооружение использовала РФ

Животные

Источник:
https://rusi.org/publication/rusi-defence-systems/detailing-russian-forces-syria
Примечание: Подразделение 120-й Гв.АБр нашим МО подтверждено.

Итак, Сутягин сообщает:

Сухопутные войска:

1. Батальонная тактическая группа 810-й бригады морской пехоты (Севастополь)- 542-й отдельный десантно-штурмовой батальон, штаб и подразделения управления - примерно 580 человек.
Без комментариев

2. 162-го отдельный разведывательный батальон 7-й десантно-штурмовой дивизии (Новороссийск) - примерно 320 человек.

3. Разведывательный батальон 74-й гвардейской мотострелковой бригады (Юрга) - примерно 440 человек.

4. Батальонная тактическая группа 27-й гвардейской мотострелковой бригады (г.Москва)- две мотострелковые и танковая рота - примерно 300 человек.

5. Батальон специального назначения, вероятно, 3-й бригады спецназа (Тольятти); также возможно, что данный батальон принадлежит 22-й Гв.Бр СпН (Ростов-на-Дону) - 230 человек.

6. Снайперская команда ЦСН "Сенеж" (Солнечногорск) - количество неизвестно.
Без комментариев

7. Гаубичный дивизион 120-й гвардейской артиллерийской бригады (Кемерово,если точнее Юрга ) - восемнадцать 2А65 Мста-Б, 270 человек.
Примечание. МО подтверждена 5-я гаубичная батарея бригады в районе н.п. Хамрат (Хомс)

8. Две батареи РСЗО 9А52 "Смерч", предполагается 439-я гвардейская ракетно-артиллерийская бригада (Знаменск, Астраханская область) - 4 установки, 50-60 человек.
Без комментариев

9. Гаубичная батарея 8-го артиллерийского полка (Симферополь) - шесть буксируемых гаубиц 2А65 Мста-Б, семьдесят человек.
Примечание. Без комментариев

10. Огнемётная батарея из состава 20-го полка РХБЗ (Нижний Новгород) - шесть ТОС-1А "Солнцепёк" , тридцать человек.

11. Рота РЭБ - шесть ПУ Р-330B, три станции радиопомех Р-378B и шесть станций помех радиовзрывателям СПР-2 "Ртуть-B", предполагается 64-я мотострелковая бригада (Хабаровск), примерно шестьдесят человек.
Без комментариев

12. Рота РЭБ - комплекс Краснуха-4 (на двух автомобилях), предполагается 17-я бригада РЭБ (Нижнеудинск) - около двадцати человек.
Без комментариев

Общая численность сухопутного компонента Российской группировки оценивается в примерно 2400 человек.

Воздушно Космические Силы:

1. Четыре истребителя Су-30СМ из состава 120-го смешанного авиационного полка (Домна; все четыре самолета идентифицированы по бортовым номерам "26, 27, 28, 29 красный").

2.Четыре бомбардировщика Су-34 47-го смешанного авиационного полка (Бутурлиновка; все четыре самолета идентифицированы с бортовыми номерами "21, 22, 25, 27 красный").

3. От двадцати четырёх до тридцати бомбардировщиков Су-24М и Су-24м2 2-го гвардейского бомбардировочного полка (Шагол; привязаны семь самолетов с бортовыми номерами "04, 05, 08 , 16, 25, 26, 27 белый") и 277-го бомбардировочного полка (Хурба; привязаны пять бортов с номерами "71, 72, 74, 75, 76 белый").

4. Десять штурмовиков Су-25СМ два Су-25УБ 960-го штурмового авиационного полка (Приморско-Ахтарск; привязаны все двенадцать самолетов - Су-25СМ бортовые номера "21, 22, 24, 29 красный" в коричнево-зелено-синем трехцветном камуфляже, и "25, 27, 28, 30, 31, 32 красный" в сером окрасе, Су-25УБ с бортовыми номерами "44, 53 красный").

5. Двенадцать вертолетов Ми-24ПН и два Ми-8АМТШ 113-го вертолетного полка (г. Новосибирск; все четырнадцать вертолетов привязаны - Ми-24ПН бортовые номера "03, 13, 21, 22, 23, 24, 25, 30, 34, 36, 37, 40 желтый", Ми-8АМТШ "212, 252 желтый")

6. До восьми вертолетов Ми-28Н - предполагается 2-я эскадрилья 487-го вертолетного полка (Буденновск).

7. Летающий командный пункт Ил-22М - из состава 144 авиационного полка ДРЛО(Иваново; регистрационный номер RA 75917)

8. Один или два разведывательных Ил-20М с неизвестными номерами из 257-го смешанного авиаполка (г. Хабаровск).

9. Батарея ПВО из шести установок "Панцирь-С1" (SA-22) предположительно 1537-го зенитно-ракетного полка(Новороссийск) - примерно девяносто пять человек.

10. Батальон аэродромного обслуживания (реактивная авиация) - 360-380 человек.

11. Рота аэродромного обслуживания (вертолеты) - 90-110 человек.

12. Батальон связи и управления воздушным движением - 240-270 человек.

В целом численность группировки ВКС РФ в Сирии оценивается в 1200-1350 человек, в том числе 150-180 лётчиков, 280 авиационных техников, 690-760 человек в обеспечении и до 100 человек в ПВО.

Предполагается наличие дополнительных к Хмейиму авиабаз, в частности с базированием там Ми-28.

P.S. Неточностей и ошибок у Сутягина хватает.

КАК РОССИЙСКИЕ ВОЕННЫЕ ПОМОГАЛИ БОРОТЬСЯ С ТЕРРОРИСТАМИ В СИРИИ

14 марта 2016 года президент РФ Владимир Путин приказал начать вывод основных сил РФ из Сирии с 15 марта.

При этом, в Сирии по-прежнему будут функционировать две российские базы - Хмеймим и Тартус. Они продолжат мониторинг режима прекращения огня в координации с иностранными партнерами.

Всего российская операция в Сирии продолжалась 5 месяцев и 14 дней, в ней участвовали соединения Воздушно-космических сил (ВКС) и Военно-морского флота (ВМФ) РФ.

С 30 сентября 2015 года и по середину февраля 2016 года, когда начались переговоры о прекращении огня (соглашение вступило в силу 27 февраля), российская авиация совершила более 7,2 тыс. вылетов с авиабазы Хмеймим, уничтожив свыше 12,7 тыс. объектов боевиков.

Поддержка российских ВКС позволила сирийским правительственным войскам остановить территориальную экспансию террористических группировок и начать наступление в провинциях Хама, Идлиб и Алеппо. Кроме того, благодаря российским ударам террористы лишились больше половины доходов от незаконно добываемой на сирийской территории нефти.

По данным министра обороны Сергея Шойгу, российские войска уничтожили в Сирии более 2 тыс. боевиков - выходцев из РФ, в том числе 17 полевых командиров.

Боевые потери ВС РФ составили три человека, один самолет и один вертолет.

Как воевала российская армия и какие дипломатические усилия предпринимаются для того, чтобы успехи военной операции были оправданы, – в материале ТАСС.

Основные этапы операции

30 сентября 2015 года Совет Федерации РФ единогласно одобрил запрос президента России Владимира Путина на использование Вооруженных сил страны за пределами ее территории. Это решение позволило начать операцию Воздушно-космических сил (ВКС) РФ против террористических группировок "Исламское государство" и "Джебхат ан-Нусра" (запрещены в РФ) в Сирии по просьбе президента страны Башара Асада.

Сразу после решения Совфеда российская авиационная группа, размещенная на сирийском аэродроме Хмеймим, нанесла первые точечные авиаудары по объектам ИГ в сирийских провинциях Хомс и Хама.

Помимо ВКС РФ к операции был также привлечен российский военно-морской флот. В ночь с 6 на 7 октября корабли Краснознаменной Каспийской флотилии ВМФ РФ из акватории Каспийского моря нанесли массированный удар крылатыми ракетами комплекса морского базирования "Калибр" по объектам ИГ на территории Сирии. 26 ракет были выпущены с кораблей "Дагестан", "Град Свияжск", "Великий Устюг" и "Углич".

17 ноября 2015 года Путин потребовал усилить удары российской авиации в Сирии. Это произошло после того как глава Федеральной службы безопасности Александр Бортников доложил, что причиной катастрофы российского лайнера А321 в Египте .

В тот же день в соответствии с поставленной задачей по позициям боевиков в Сирии были нанесены массированные удары крылатыми ракетами воздушного базирования и авиабомбами экипажами самолетов Дальней авиации ВКС РФ Ту-160, Ту-95 и Ту-22М3.

20 ноября Россия увеличила авиационную группировку, участвующую в операции, до 69 самолетов. Тогда же корабли Каспийской флотилии выполнили пуски 18 крылатых ракет по семи позициям террористов, успешно поразив все цели.

8 декабря был впервые осуществлен пуск крылатых ракет морского базирования "Калибр" с подводной лодки "Ростов-на-Дону" из акватории Средиземного моря. В результате атаки было уничтожено два командных пункта ИГ в провинции Ракка.

Удары по доходам ИГ

Только за два первых месяца операции было нанесено поражение 32 нефтедобывающим комплексам, 11 нефтеперерабатывающим заводам, 23 станциям перекачки нефти. Уничтожены тысяча восемьдесят автоцистерн, перевозящих нефтепродукты. Это позволило снизить оборот незаконно добываемой на сирийской территории нефти почти на 50%.

Согласно данным российских военных, ежегодные доходы "Исламского государства" от нелегальной продажи нефти составляют около $2 миллиардов в год.

Россия также обвинила высшее руководство Турции и лично президента Реджепа Тайипа Эрдогана в том, что они вовлечены в незаконную добычу и транспортировку сирийской и иракской нефти.

В свою очередь начальник главного оперативного управления российского Генштаба Сергей Рудской сообщил, что Минобороны РФ выявило три основных маршрута транспортировки нефти из Сирии и Ирака на территорию Турции.

© Минобороны РФ

Боевые потери

24 ноября 2015 года фронтовой бомбардировщик Су-24М (бортовой номер "83 белый", регистрационный номер RF-90932) Особой авиационной группы ВКС России в Сирии был сбит истребителем F-16 ВВС Турции на территории Сирии.

Летчикам удалось катапультироваться, по ним был открыт огонь земли, пилот подполковник Олег Пешков погиб.

По утверждению турецкой стороны, бомбардировщик был сбит из-за нарушения воздушного пространства этой страны. Минобороны РФ опровергло факт пересечения Су-24М турецкой границы.

На поиски летчиков вылетели вертолеты ВКС России, в ходе операции один из них (Ми-8АМТШ) был поврежден обстрелом с земли, на борту погиб морской пехотинец-контрактник - матрос Александр Позынич. Вертолет совершил вынужденную посадку на нейтральной территории, экипаж и личный состав поисково-спасательной группы были эвакуированы, сама машина позднее уничтожена минометным огнем с территории, подконтрольной бандформированиям.

1 февраля 2016 года в результате минометного обстрела террористами ИГ воинского гарнизона, где дислоцируется одно из соединений сирийской армии, получил смертельное ранение российский военный советник.

Координация в небе

Военная операция потребовала координации со странами региона, а также с США, которые возглавляют коалицию против ИГ, уже осени 2014 года воюющую на территории Ирака и Сирии.

Единственной стороной, с которой у России существовали проблемы, была Турция.

Путин поручил главе МИД РФ Сергею Лаврову интенсифицировать участие РФ

Лавров, в свою очередь, доложил президенту, что операция Воздушно-космических сил способствовала созданию условий для политического процесса в Сирии. Глава МИД напомнил, что Россия последовательно выступала за налаживание межсирийского диалога.

Примечательно, что дипломатический процесс в Сирии резко активизировался именно с началом российское военной операции. России удалось добиться привлечения к переговорам Ирана, на чем Москва настаивала с самого начала сирийского конфликта в 2011 году. Впервые глава иранского МИД присоединился к переговорам по сирийскому урегулированию 30 октября 2015 года в Вене.

Вторая встреча в Вене состоялась 14 ноября. Ее участники договорились способствовать проведению в срок до 1 января 2016 года встречи между делегациями правительства и оппозиции Сирии с тем, чтобы позднее выйти на создание переходного управляющего органа и начать подготовку к разработке новой конституции. Этот процесс, согласно выработанной в Вене "дорожной карте", должен занять около 18 месяцев.

Мирные переговоры должны были возобновиться в Женеве в конце января - начале февраля 2016 года. Однако стороны в очередной раз не смогли прийти к компромиссу. Переговоры были "поставлены на паузу".

Ситуация кардинально изменилась после заключения соглашения о перемирии, которое было согласовано по инициативе России и США. Договоренности о прекращении огня не распространяются на группировки "Исламское государство" и "Джебхат ан-нусра" и другие формирования, признанные террористическими Советом Безопасности ООН. Россия и США ведут совместный мониторинг выполнения условий перемирия.

Это позволило начать шанс начать новый раунд переговоров, который был бы невозможен, если бы не усилия, которые предпринимала Россия на дипломатическом и военном направлении на протяжении последних месяцев.

Какое вооружение использовала РФ

Изначально в состав российской группировки вошли 48 самолетов и вертолетов, в том числе бомбардировщики Су-34 и Су-24М, штурмовики Су-25, истребители Су-30СМ и Су-35С, вертолеты Ми-8 и Ми-24.

Договор о размещении российской авиационной группы на аэродроме Хмеймим в Сирии был заключен 26 августа 2015 года Присутствие российской авиации, согласно документу, "носит оборонительный характер и не направлено против других государств". Договор заключен на бессрочный период.

В военной операции также участвовали самолеты Дальней авиации ВКС РФ Ту-160, Ту-95 и Ту-22М3 и около 10 кораблей ВМФ РФ.

26 ноября 2015 года на аэродром Хмеймим был переброшен зенитный ракетный комплекс С-400 "Триумф" для защиты российской авиагруппы.

1">

1">

Су-24М "ФЕХТОВАЛЬЩИК"

Основной ударной силой российской авиагруппы в Сирии является модернизированный фронтовой бомбардировщик Су-24М.

Су-24 (по классификации НАТО - Fencer-D) - фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, за свой вытянутый нос получил прозвище "Фехтовальщик". Предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах. Главный конструктор - Евгений Фельснер.

Самолет совершил первый полет в 1976 году. Бомбардировщик оснащается специальной вычислительной подсистемой СВП-24 "Гефест", принятой на вооружение в 2008 году, которая расширяет возможности самолета по поиску и уничтожению целей. Су-24М способен совершать полет на малой высоте с огибанием рельефа местности. Бомбардировщик может наносить удары как по наземным, так и по надводным целям с применением широкой номенклатуры боеприпасов, включающей в себя высокоточные образцы вооружения, в том числе корректируемые авиационные бомбы (КАБ). Максимальная скорость полета у земли - 1250 км/ч, перегоночная дальность полета - 2 775 км (с двумя подвесными топливными баками ПТБ-3000). Самолет оснащается двумя турбореактивными двигателями АЛ-21Ф-3А тягой 11 200 кгс каждый.

Вооружение - пушка калибра 23 мм, на 8 точках подвески может нести ракеты классов "воздух - поверхность" и "воздух - воздух", корректируемые и свободного падения авиационные бомбы, а также неуправляемые авиационные ракеты, съемные пушечные установки. На борту может нести тактические ядерные бомбы.

В настоящее время Су-24 и его модификации состоят на вооружении ВВС России, а также Азербайджана, Казахстана, Узбекистана и Украины. Порядка 120 модифицированных единиц планируется заменить на Су-34 к 2020 году.

© Минобороны РФ

Су-34 "УТЕНОК"

Многофункциональный истребитель-бомбардировщик поколения "4+" Су-34 (по классификации НАТО - Fullback) предназначен для нанесения высокоточных ракетно-бомбовых ударов, в том числе с использованием ядерного оружия, по сухопутным и надводным целям в любое время суток. Основной ударный самолет Воздушно-космических сил России.

Среди российских военных Су-34 получил прозвище "Утенок" из-за носовой части самолета, напоминающей клюв утки.

Всепогодный фронтовой бомбардировщик является модернизацией истребителя Су-27. Главный конструктор - Роллан Мартиросов.

Первый полет совершил 13 апреля 1990 года. На вооружение ВВС России принят 20 марта 2014 года. Серийно производится с 2006 года на Новосибирском авиационном заводе имени В.П. Чкалова. Максимальная скорость - 1900 км/ч, дальность полета - более 4 000 км без дозаправки (7 000 км - с дозаправкой), практический потолок - 14 650 метров. Вооружение - пушка калибра 30 мм, на 12 узлах подвески может нести авиационные ракеты "воздух - воздух" и "воздух - поверхность" разных типов, неуправляемые реактивные снаряды и авиабомбы.

Самолет оборудован системой дозаправки топливом в полете. Су-34 оснащен двумя турбореактивными двигателями АЛ-31Ф М1 с тягой 13 300 кгс на режиме "форсаж" каждый. Экипаж самолета - 2 человека.

По информации из открытых источников, в декабре 2014 года на вооружении ВВС России состояло 55 единиц Су-34. Всего Минобороны РФ намерено принять на вооружение 120 Су-34.

© Минобороны РФ

Су-25СМ "ГРАЧ"

Бронированный дозвуковой штурмовик Су-25СМ (по классификации НАТО - Frogfoot-A), получивший прозвище "Грач", предназначен для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя днем и ночью при прямой видимости цели, а также уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях.

Самолет отличается от базовой модели Су-25 наличием бортового прицельно-навигационного комплекса ПрНК-25СМ "Барс" и аппаратуры для работы с системой спутниковой навигации ГЛОНАСС. Также было серьезно обновлено оборудование кабины - добавлены многофункциональные дисплеи (МФД) и новый индикатор на лобовом стекле (ИЛС) вместо старых прицелов.

Су-25СМ способен применять широкую номенклатуру боеприпасов, в том числе высокоточное оружие. Самолет оснащен 30-мм двуствольной авиационной пушкой ГШ-30-2. Максимальная скорость полета у земли - 975 км/ч, радиус полета - 500 км. Самолет оснащается двумя турбореактивными двигателями РД-195 тягой 4 500 кгс на максимальном режиме каждый.

Су-25 стал самым воюющим самолетом российской армии. Он участвовал во многих боевых действиях (Афганистан, Ангола, Южная Осетия). Именно "Грачи" оставляют на каждом параде Победы над Красной площадью шлейфы цветного дыма в виде флага РФ.

© Минобороны РФ

Су-27СМ

Многоцелевой истребитель Су-27СМ (по классификации НАТО - Flanker-B mod.1). Предназначен для завоевания господства в воздухе. Эффективность самолета по сравнению с базовым Су-27 выросла в 2 раза при работе по воздушным целям.

Су-27СМ оснащен новыми комплексами бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО). Кабина самолета оборудована многофункциональными дисплеями (МФД). Расширена номенклатура применяемых авиационных средств поражения (АСП).

На самолетах типа Су-27СМ3 установлены две дополнительные точки подвески под консолями крыла.

Су-30СМ

Задача истребителей Су-30СМ (по классификации НАТО - Flanker-H) - прикрывать бомбардировщики и штурмовики, наносящие удары по позициям боевиков "Исламского государства".

Российский двухместный многоцелевой тяжелый истребитель поколения "4+" создан на базе Су-27УБ путем его глубокой модернизации.

Предназначен как для завоевания господства в воздухе, так и для нанесения ударов по наземным и надводным целям. В конструкции самолета применено переднее горизонтальное оперение (ПГО) и двигатели с управляемым вектором тяги (УВТ). За счет применений данных решений самолет обладает сверхманевренностью.

На Су-30СМ установлена многофункциональная радиолокационная станция управления (РЛСУ) с пассивной фазированной антенной решеткой (ПФАР) "Барс". В состав номенклатуры боеприпасов истребителя входит широкий ассортимент средств поражения, включая ракеты класса "воздух - воздух" и высокоточное управляемое оружие класса "воздух - поверхность". Су-30СМ может применяться в качестве самолета для подготовки летчиков для перспективных одноместных истребителей. С 2012 года ведется строительство этих самолетов для ВВС РФ.

Су-30СМ способен выполнять боевые действия, связанные с большой дальностью и продолжительностью полета и эффективным управлением группой истребителей.

На Су-30СМ установлена система дозаправки топливом в воздухе, новые навигационные системы, расширен состав аппаратуры управления групповыми действиями, а также усовершенствована система жизнеобеспечения. За счет установки новых ракет и системы управления вооружением значительно повышена боевая эффективность самолета.

© Минобороны РФ

Су-35С

Российский многоцелевой сверхзвуковой сверхманевренный истребитель Су-35С относится к поколению 4++. Он был разработан в 2000-х годах опытно-конструкторским бюро им. П.О. Сухого на основе фронтового истребителя Су-27. Первый полет Су-35 совершил в 2008 году.

Аэродинамическая схема самолета выполнена в виде двухдвигательного высокоплана с трехопорным убирающимся шасси с передней стойкой. Су-35 оборудован турбореактивными двигателями с форсажной камерой и управляемым в одной плоскости вектором тяги АЛ-41Ф1С.

За сверхманевренность Су-35 отвечает двигатель 117С. Он разработан на основе своих предшественников АЛ-31Ф, устанавливаемых на самолеты Су-27, но отличается от них увеличенной тягой 14,5 тонны (против 12,5), большим ресурсом и пониженным расходом топлива.

На Су-35 – 12 узлов внешней подвески для крепления высокоточных ракет и авиабомб. Еще два – для размещения контейнеров РЭБ.

В состав вооружения Су-35 входит целый набор управляемых ракет типа "воздух - воздух" и "воздух - поверхность", а также неуправляемые ракеты и авиабомбы различных калибров.

По номенклатуре бомбардировочного и неуправляемого ракетного вооружения Су-35 в целом не отличается от сегодняшних Су-30МК, но в перспективе на нем смогут применяться усовершенствованные и новые модели авиабомб, в том числе с лазерной коррекцией. Максимальная масса боевой нагрузки составляет 8000 кг.

Истребитель также оснащен пушкой ГШ-30-1 калибра 30 мм (боезапас – 150 патронов).

© Телеканал "Звезда"

Дальняя авиация

Ту-22М3

Дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла.

Предназначен для поражения сверхзвуковыми управляемыми ракетами наземных и морских целей в любое время суток и в любых метеоусловиях.

Главный конструктор - Дмитрий Марков. Первый полет совершил 22 июня 1977 года, в серийное производство запущен в 1978 году, принят на вооружение ВВС СССР в марте 1989 года.

Всего было построено около 500 Ту-22М разных модификаций. Максимальная скорость самолета - 2 300 км/ч, практическая дальность - 5 500 км, практический потолок - 13 500 м. Экипаж - 4 человека. Может нести крылатые ракеты различных типов с обычным или ядерным зарядом.

В настоящее время ведется ремонт и модернизация самолетов этой модели, стоящих на вооружении ВВС России.

© Минобороны РФ

Ту-95МС

Турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец.

Предназначен для поражения ядерным и обычным оружием важных целей в удаленных военно-географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий.

Главный конструктор - Николай Базенков. Самолет создан на базе Ту-142МК и Ту-95К-22. Первый полет совершил в сентябре 1979 года. Принят на вооружение ВВС СССР в 1981 году.

Максимальна скорость - 830 км/ч, практическая дальность - до 10 500 км, практический потолок - 12 000 метров. Экипаж - 7 человек. Вооружение - крылатые ракеты большой дальности, 2 пушки калибра 23 мм.

В настоящее время на вооружении ВКС России состоит порядка 30 единиц. Ведется модернизация до версии Ту-95МСМ, что позволит продлить срок эксплуатации самолетов до 2025 года.

© Минобороны РФ

Ту-160

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с изменяемой геометрией крыла.

Предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных целей в удаленных военно-географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий.

Главный конструктор - Валентин Близнюк. Первый полет машина совершила 18 декабря 1981 года, принята на вооружение ВВС СССР в 1987 году.

Максимальная скорость - 2 230 км/ч, практическая дальность - 14 600 км, практический потолок - 16 000 м. Экипаж - 4 человека. Вооружение: до 12 крылатых ракет или до 40 тонн авиабомб. Продолжительность полета - до 15 ч (без дозаправки).

Не менее 15 машин этого типа состоят на вооружении дальней авиации ВКС России. До 2020 года ожидается поступление десяти модернизированных машин Ту-160М.

© Минобороны РФ

Вертолеты

Ми-8АМТШ "ТЕРМИНАТОР"

На авиабазе Хмеймим размещены транспортно-штурмовые вертолеты Ми-8АМТШ "Терминатор". Это новейшая модификация известного и зарекомендовавшего себя военно-транспортного вертолета Ми-8.

"Терминатор" предназначен для поражения техники, в том числе бронированной, укрытий и огневых точек, живой силы противника.

В номенклатуру применяемых с борта Ми-8АМТШ боеприпасов, помимо неуправляемого оружия, входят высокоточные образцы вооружения, в частности противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) 9М120 "Атака" или 9М114 "Штурм". Вертолет может перевозить до 37 десантников, до 12 раненых на носилках или транспортировать до 4 тонн грузов, выполнять поисково-спасательные и эвакуационные операции.

Вертолет оснащается двумя двигателями ВК-2500 увеличенной мощности. Ми-8АМТШ оснащены комплексом средств защиты от поражения. Кабина экипажа нового вертолета оснащена многофункциональными индикаторами, на которых отображается цифровая карта местности, и новейшим пилотажно-навигационным оборудованием, работающим с системами навигации GPS и ГЛОНАСС. Вертолеты Ми-8АМТШ отличаются также улучшенными ресурсными показателями, позволяющими экономить значительные средства на обслуживании вертолетов в течение жизненного цикла.

Экипаж - 3 человека. Максимальная скорость - 250 км/ч, дальность полета - до 800 км, практический потолок - 6 000 метров.

Универсальность и высокие летно-технические характеристики сделали вертолеты Ми-8 одними из самых популярных в мире российских вертолетов.

Ми-24П

Ударный вертолет Ми-24П (по классификации НАТО - Hind-F) предназначен для визуального наблюдения и организации зоны безопасности в районе аэродрома Хмеймим, а также поисково-спасательных работ. Является модернизированной версией Ми-24.

Каждый Ми-24П, используемый в Сирии, несет четыре блока по 20 неуправляемых авиационных ракет. Вертолет также оснащен управляемыми ракетами и 30-мм двуствольной автоматической авиационной пушкой ГШ-30К (боекомплект - 250 снарядов), способен развивать скорость до 300 км/час и подниматься на высоту до 4 500 метров. Может летать на предельно малых высотах от 5 до 10 метров.

Вертолет совершил первый полет в 1974 году, серийное производство началось с 1981 года.

Ми-24П предназначен для нанесения ударов по скоплениям живой силы, борьбы с техникой, в том числе бронированной, уничтожения низколетящих малоскоростных воздушных целей.

Экипажи вертолетов Ми-8АМТШ и Ми-24П оснащены очками ночного видения, что позволяет им летать ночью.

Бомбы и ракеты

1">

1">

{{$index + 1}}/{{countSlides}}

{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}

БЕТОНОБОЙНАЯ БОМБА БЕТАБ-500

Бетонобойная бомба БетАБ-500 разработана в ГНПП "Базальт". Предназначена для разрушения бетонированных сооружений, мостов, военно-морских баз. Основная задача бомбы - пробить крышу укрепленного объекта, это могут быть подземные склады ГСМ или оружия, различные бетонные укрепления. БетАБ-500 способна пробить 1 метр бетона, заглубленного в грунт на 5 метров. В грунте средней плотности этот боеприпас образует воронку диаметром 4-5 метров. Такие параметры достигаются, во-первых, за счет траектории падения бомбы – вертикально вниз. После сброса с самолета у боеприпаса раскрывается специальный тормозной парашют, который и направляет БетАБ к земле. Кроме того, когда парашют отстреливается, в хвостовой части бомбы включается ракетный ускоритель, который создает дополнительную скорость встречи боеприпаса с целью. Масса боевой части бомбы - 350 кг.

БетАБ имеет усиленную оболочку по сравнению с обычной фугасной бомбой, что помогает проламывать бетон и другие укрепления.

РАКЕТЫ Х-29Л И Х-25МЛ

Ракеты семейства Х-29 были разработаны в СССР и приняты на вооружение еще в 1980 году. Сейчас модернизацию и выпуск боеприпасов ведет корпорация "Тактическое ракетное вооружение".

Ракеты этого типа предназначены для поражения таких наземных целей, как прочные укрытия самолетов, стационарные железнодорожные и шоссейные мосты, промышленные сооружения, склады, бетонированные ВПП.

В версии Х-29Л ракета оснащена лазерной головкой самонаведения. В Сирии эти ракеты применяют фронтовые бомбардировщики Су-24М и истребители-бомбардировщики Су-34.

Ракета оснащена фугасно-проникающей боевой частью. Перед пуском ракеты летчик может установить вариант срабатывания ракеты - мгновенное, от контакта ракеты с целью или срабатывание с задержкой.

Дальность стрельбы ракеты Х-29Л составляет от 2 до 10 км.

Ракета имеет мощную боевую часть весом 317 кг с массой взрывчатого вещества - 116 кг.

Х-25 - авиационная управляемая многоцелевая ракета класса "воздух - поверхность", оснащенная полуактивной головкой самонаведения (ГСН). На ракете Х-25МЛ установлена лазерная ГСН.

Предназначена для поражения малоразмерных целей как на поле боя, так и в тылу противника. Способна пробивать до 1 метра бетона.

Максимальная дальность пуска - 10 км. Скорость полета - 870 м/с. Масса боевой части (БЧ) - 86 кг.

КАБ-500С

Эта корректируемая бомба предназначена для высокоточного поражения стационарных наземных целей - железнодорожных мостов, фортификационных сооружений, узлов коммуникаций. Бомба имеет высокую точность поражения за счет инерциально-спутниковой системы наведения. Боеприпас можно эффективно применять и днем, и ночью в любую погоду.

Бомба может сбрасываться на дистанциях от 2 до 9 км от цели и на высотах от 500 метров до 5 км при скорости самолета-носителя от 550 до 1100 км/ч. Масса бомбы в разных вариантах - 560 кг, масса фугасно-бетонобойной боевой части - 360-380 кг.

Круговое вероятное отклонение бомбы от цели, по данным Минобороны РФ, составляет 4-5 метров, по данным производителя - от 7 до 12 метров.

КАБ-500С имеет взрыватель с тремя видами замедления.

Прямым попаданием двух таких авиабомб в Сирии был уничтожен штаб группировки формирования "Лива аль-Хак", было сразу ликвидировано более 200 боевиков.

ОФАБ РАЗНОЙ МАССЫ

Осколочно-фугасная авиационная бомба свободного падения. Она используется для поражения слабо защищенных военных объектов, бронированной и небронированной техники, живой силы. Применяется с высот от 500 метров до 16 км.

В Сирии эти боеприпасы применяются штурмовиками Су-25СМ.

КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-555

Дозвуковая стратегическая крылатая ракета воздушного базирования, модификация Х-55, оснащенная обычной боевой частью (БЧ).

Ракета оборудована инерциально-допплеровской системой наведения, в которой сочетается коррекция по рельефу местности со спутниковой навигацией. Х-555 может быть оснащена разными типами БЧ: осколочно-фугасной, проникающей или кассетной с разными типами элементов. По сравнению с Х-55 была увеличена масса боевой части, что привело к снижению дальности полета до 2000 км. Однако Х-555 может быть оборудована конформными топливными баками для повышения дальности полета крылатой ракеты до 2 500 км. По данным из открытым источников, круговое вероятное отклонение (КВО) ракеты составляет от 5 до 10 м.

Согласно данным, полученным из видеозаписи Минобороны РФ, ракеты Х-555 применялись с самолетов Ту-160 и Ту-95МС, которые несли их во внутрифюзеляжных отсеках.

Стратегические ракетоносцы этих типов оснащаются пусковой установкой барабанного типа МКУ-6-5, на которой могут быть размещены 6 крылатых ракет воздушного базирования.

КРЫЛАТАЯ РАКЕТА ЗМ-14

7 октября 2015 года крылатые ракеты 3М-14 комплекса "Калибр НК" были успешно применены в ходе военной операции России в Сирии.

Три малых ракетных корабля проекта 21631 Каспийской флотилии ("Углич", "Град Свияжск" и "Великий Устюг") и сторожевой корабль проекта 11661К "Дагестан" выполнили стрельбу 26 ракетами по 11 наземным целям, находящимся на удалении около 1500 км. Это стало первым боевым применением ракетного комплекса.

Входящие в состав флотилии ракетные корабли проектов 11661К и 21631 оснащены пусковыми установками тактических крылатых ракет "Калибр" (по классификации НАТО - SS-N-27 Sizzler).

Ракетный комплекс "Калибр" разработан и производится ОКБ "Новатор" в Екатеринбурге на основе комплекса С-10 "Гранат", впервые был представлен в 1993 году.

На основе "Калибра" созданы комплексы наземного, воздушного, надводного и подводного базирования, экспортные варианты. В настоящее время разные виды комплексов "Калибр" стоят на вооружении России, Индии и КНР.

Официально разглашались данные о предельной дальности только экспортного варианта ракеты, она составляет 275-300 км. В 2012 году на встрече с президентом Дагестана Магомедсаламом Магомедовым вице-адмирал Сергей Алекминский, занимавший на тот момент пост командующего Каспийской флотилией, сообщил, что тактический вариант крылатой ракеты комплекса "Калибр" (3М-14) может поражать береговые цели на расстоянии до 2 600 км.

Тактико-технические характеристики ракеты 3М-14 являются секретной информацией и в открытом доступе отсутствуют.

2019 ТАСС информационное агентство(св-во о регистрации СМИ №03247 выдано 02 апреля 1999 г. Государственным комитетом Российской Федерации по печати)

Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.

Аббревиатура ВКС в последнее время стала встречаться довольно часто. Но для многих людей она непонятна. И многие задаются логичным вопросом: что такое ВКС? Что ж, следует дать на него ответ.

Определение

Еще одна задача заключается в управлении спутниковыми системами (как двойного, так и сугубо военного назначения). Запуск космических аппаратов тоже включен в перечень обязанностей ВКС. Ещё все свои силы и возможность войска обязаны использовать для того, чтобы обеспечивать военных и главнокомандующих необходимой информацией о том, что вообще сейчас происходит (или не происходит, это тоже важно) в воздушном и космическом пространстве. И наконец, силы обязуются поддерживать в рабочем состоянии и средства, путем которых осуществляется их запуск.

Как можно видеть, немало задач должны выполнять ВКС. Это действительно очень серьезное военное подразделение. Потому служить в таких войсках - честь и в то же время ответственность.

Последний день сентября запомнился массой новостей, касающихся вооруженного конфликта в Сирии. Официальные власти этого ближневосточного государства обратились за военной помощью к России, президент Владимир Путин получил разрешение Совета федерации на использование вооруженных сил за рубежом, и уже к вечеру российские самолеты приступили к выполнению боевых задач на территории Сирии. Все эти события произошли менее чем за одни сутки.

По официальным данным, Россия отправила в Сирию авиационную группировку Воздушно-космических сил. В течение некоторого времени российские самолеты будут наносить удары по объектам террористических организаций, в первую очередь «Исламского государства», запрещенного в нашей стране. Согласно оглашенным планам, российское участие в войне с терроризмом ограничится ударами с воздуха и т.п. действиями. Отправка сухопутного контингента и участие в наземной операции не планируется.


1 октября российское военное ведомство огласило первые сведения о количественном и качественном составе группировке ВКС. Официальный представитель Минобороны генерал-майор Игорь Конашенков рассказал, что в Сирию переброшены более 50 самолетов и вертолетов нескольких типов. Из других заявлений генерала следует, что в состав группировки вошли фронтовые бомбардировщики Су-24М и Су-34, а также штурмовики Су-25. Все эти машины уже приняли участие в боевой работе и совершили несколько десятков вылетов для удара по объектам противника.

Бомбардировщик Су-34 совершил посадку. Кадр из репортажа Первого канала

Точная численность тех или иных самолетов и вертолетов пока официально не уточнялась. Тем не менее, благодаря зарубежным специалистам широкая общественность уже смогла получить некоторые сведения о группировке российских ВКС в Сирии. По-видимому, договоренность о прямой военной помощи была достигнута Москвой и Дамаском еще несколько недель назад, результатом чего стала переброска авиационной техники и вспомогательного оборудования.

Несколько недель назад на зарубежных профильных ресурсах появились первые спутниковые фотографии сирийского международного аэропорта им. Басиля Аль-Асада (также фигурирует название «авиабаза Хмеймим»), на которых были запечатлены российские самолеты и вертолеты. Кроме того, имелись некоторые другие сообщения о появлении российских самолетов в сирийском воздушном пространстве. Так, еще 10 сентября американский телеканал Fox News сообщил, что в Сирии были замечены несколько военно-транспортных самолетов Ан-124 «Руслан». По-видимому, эти машины доставили в ближневосточную страну некое оборудование.

20 сентября издание The Aviationist опубликовало спутниковую фотографию, датированную предыдущим днем. Разведывательный спутник, снимая аэропорт вблизи г. Латакия, запечатлел четыре многофункциональных истребителя Су-30СМ. Это сообщение вызвало бурную реакцию отечественной и зарубежной общественности. Впервые за время вооруженного конфликта на территории Сирии были замечены современные российские самолеты. Кроме того, в ходе обсуждения информации о Су-30СМ в аэропорту им Б. Аль-Асада впервые прозвучали предположения о грядущем участии России в боях.

В дальнейшем публиковались новые снимки аэропорта, однако число истребителей Су-30СМ со временем не менялось. Вероятно, было переброшено лишь четыре такие машины, которые теперь должны отвечать за перехват различных воздушных целей и, возможно, участвовать в ударах по наземным целям.


Спутниковый снимок базы Хмеймим от 20 сентября

Так же 20 сентября появилась видеозапись полета нескольких самолетов. В заснятых машинах опознали транспортный самолет Ил-76 (либо заправщик Ил-78) и фронтовые бомбардировщики Су-24. Количество этих машин до определенного времени было неясным.

Вслед за фронтовыми бомбардировщиками в Сирии были замечены штурмовики Су-25. На спутниковых снимках от агентства Allsource Analysis от 20 и 23 сентября можно было увидеть до 12 штурмовиков российского производства. Кроме того, 23 сентября на аэродроме находились четыре Су-30СМ и четыре Су-24, а также один военно-транспортный Ил-76.

Сравнивая фотографии разных дней, можно заметить, что личный состав авиационной группировки принимал некоторые меры, направленные на затруднение разведки. Так, на фото разных дней положение тех или иных самолетов на аэродроме меняется, что в определенной мере затрудняет определение точного количества техники.

Так же 20 сентября на одной из площадок аэропорта им Б. Аль-Асада были замечены до 12 вертолетов, укрытые маскировочными сетями. Зарубежные специалисты опознали в них машины типа Ми-24 или Ми-35. Более точное определение типа боевых вертолетов затруднено плохим качеством снимков, наличием маскировочных сетей и незначительными внешними отличиями двух машин.


Общий вид аэродрома, 20 сентября

Примечательно, что в некоторых сообщениях от 20 сентября указывалось общее количество бомбардировщиков Су-24М на уровне 12 единиц. Тем не менее, впервые машины этого типа были сфотографированы лишь несколько дней спустя в немного меньшем количестве. Возможно, спутник с фотоаппаратурой не смог сделать фото в нужный момент, из-за чего сведения о целой эскадрилье бомбардировщиков до определенного времени не имела подтверждения.

21 сентября телеканал ABC News со ссылкой на источник в Пентагоне сообщил, что в Сирию прибыли не только боевые, но и транспортные вертолеты. По этим данным, для выполнения транспортных задач используются несколько вертолетов Ми-17, а общая численность вертолетной группировки достигла 15 единиц. Пропорции техники различных типов остаются неизвестными.

Спустя неделю с лишним после первых сообщений о российских самолетах в Сирии появилась информация о дополнительной переброске авиационной техники. 29 сентября появились фото, на которых были изображены фронтовые бомбардировщики Су-34 в полете и при заходе на посадку. Утверждалось, что снимки были сделаны недалеко от г. Латакия, т.е. в непосредственной близости от авиабазы Хмеймим.


Взлетные площадки с замаскированными вертолетами, 23 сентября

В некоторых зарубежных источниках упоминалось, что в состав российской авиационной группировки вошел самолет радиотехнической разведки Ил-20. Тем не менее, эта информация подавалась со ссылками на неназванные источники и пока не получила подтверждения. Спутниковые фото с этим самолетом еще не появлялись, однако использование подобной техники в существующей ситуации может быть оправдано.

30 сентября, получив приказ, российские ударные самолеты поднялись в воздух для уничтожения объектов противника. По данным министерства обороны России, за первый день операции наши самолеты выполнили около двух десятков ударов по восьми целям в разных районах Сирии. Сообщалось об успешном уничтожении целей, в том числе командных пунктов, складов с боеприпасами и других объектов, принадлежащих террористам.

Впервые в отечественной практике министерство обороны начало публиковать не только краткие пресс-релизы с общей информацией о проведенных боевых вылетах, но и видеозаписи ударов и уничтожения целей. К примеру, к вечеру 30 сентября широкой общественности показали процесс уничтожения одного из объектов противника. В дальнейшем публикация подобных записей продолжилась, причем 1 и 2 октября военные поделились съемкой ночных ударов.


Склады, казармы и т.д., 23 сентября

Факт появления видеоматериалов, демонстрирующих боевую работу российских ударных самолетов, является поводом сразу для нескольких выводов. В первую очередь, он говорит о том, что Воздушно-космические силы России теперь имеют возможность непосредственного слежения за ситуацией и контроля за результатами ударов при помощи беспилотных летательных аппаратов. Кроме того, выходит, что авиационная группировка в Сирии имеет в своем составе не только боевые самолеты и вертолеты, но и разведывательные БПЛА. Тем не менее, количество и типы этой техники пока остаются неизвестными.

По понятным причинам, для нормальной работы боевой авиации требуется не только аэродром, но и соответствующее вспомогательное оснащение. На опубликованных спутниковых снимках видно, что на территории сирийского аэропорта были развернуты казармы, склады, бытовой комплекс и т.д. Таким образом, на территории дружественного государства появилась небольшая база, пригодная для решения поставленных задач.

Также спутники «заметили» различное сухопутное вооружение и военную технику. Некоторые объекты на снимках были опознаны как артиллерийские орудия, бронетранспортеры и танки. Кроме того, в аэропорту им. Б. Аль-Асада присутствует большое количество автомобильной техники различных типов.

Опубликованные к этому времени данные позволяют составить примерный список российской авиатехники, несущей службу на сирийской базе Хмеймим. Это четыре истребителя Су-30СМ, по 12 бомбардировщиков Су-24М и штурмовиков Су-25СМ, а также не менее 6 бомбардировщиков Су-34. Кроме того, в Сирию переброшено порядка полутора десятков вертолетов нескольких типов, некоторое количество БПЛА и т.д.


Су-34 заходит на посадку, фото датировано 29 сентября

Имеющийся состав авиационной группировки ВКС России прямо говорит о ее целях и задачах. Российские летчики должны будут в первую очередь атаковать наземные объекты террористов. Кроме того, что называется, на всякий случай в состав группировки введены несколько многофункциональных истребителей. При необходимости они смогут защитить ударные самолеты и вертолеты.

Состав группировки Воздушно-космических войск, переброшенной в Сирию, а также результаты первых боевых вылетов позволяют смотреть в будущее со сдержанным оптимизмом. Российские летчики фронтовой авиации уже показали, что способны решать поставленные задачи и наносить точные удары по объектам противника. В ближайшем будущем боевая работа авиации продолжится. Таким образом, российские военные примут самое активное участие в борьбе с террористическими организациями, а также получат важнейший опыт работы в условиях реального конфликта.

По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://tass.ru/
http://interfax.ru/
http://lenta.ru/
http://theaviationist.com/
http://abcnews.go.com/
http://sandrermakoff.livejournal.com/
http://pfc-joker.livejournal.com/
http://spioenkop.blogspot.ru/

Видеозаписи ударов по позициям террористов на официальном youtube-канале Минобороны:
https://youtube.com/playlist?list=PLtqIS4Gj9IdFcxQT2hTgkuG3tHMRxFq2L

В минувшую среду, 14 октября, пролив Босфор курсом на Средиземное море миновало вспомогательное судно российского Военно-Морского флота «Двиница-50». Внешне - ничего необычного, сухогруз как сухогруз. Не очень крупный, водоизмещением всего 4,5 тысячи тонн и длиною в 108 метров. Но можно не сомневаться, что этот проход черноморских проливов заметят военные даже за океаном.

Дело в том, что еще несколько месяцев назад видавшее виды судно (1985 года постройки) по всем находившимся на борту документам называлось совсем иначе - «Alican Deval». И на его мачте вился совсем другой флаг. А именно - турецкий. Но сравнительно недавно «Alican Deval» был продан, сменил владельца и отправился в Новороссийск. Там поднял военный флаг нашего вспомогательного флота. И уже 10 октября встал к новороссийскому причалу под погрузку. Практически никто не сомневается, что предназначены те грузы нашим военным в Сирии.

Тут же появились сообщения, что на самом деле Министерством обороны РФ срочно приобретено в Турции не одно, а сразу восемь подержанных транспортных судов. Все они будут срочно поставлены на маршрут Новороссийск - сирийский порт Тартус. Тогда этот маршрут, и без бывших турецких сухогрузов весьма оживленный в последние месяцы, заработает просто в бешеном темпе. А все вместе означает, что масштабы участия группировки Воздушно-Космических сил России в войне в Сирии в обозримой перспективе будут только возрастать. Таким образом, прогноз, опубликованный 14 октября в статье под заголовком очень быстро нашел свое подтверждение.

Российская авиационная группа, размещенная на аэродроме «Хмеймим» в Сирии

Вкратце напомню: в ближневосточной прессе со ссылкой на источники в расположенном в Багдаде координационном штабе по борьбе с «Исламским государством» * появились сообщения, что, по мнению сирийского командования, нынешней интенсивности воздушных налетов на позиции исламистов совершенно недостаточно. Чтобы решительно сломить сопротивление бородатых головорезов, российские летчики должны ежесуточно наносить по врагу втрое больше ракетно-бомбовых ударов. А именно: вместо сегодняшних примерно 60 совершать в среднем по 200 боевых вылетов в сутки.

Для того, чтобы воевать в таком темпе, необходимы хотя бы три вещи:
— первое - срочно увеличить группировку наших ударных самолетов и вертолетов в Сирии.
— второе - оборудовать для них еще, как минимум, один аэродром. Поскольку тот, что называется авиабазой «Хмеймим», работает на пределе возможностей.
— третье - резко нарастить тыловое снабжение растущей авиационной группировки.

Первый пункт, судя по появившимся сообщениям, уже выполняется. На этой неделе в сирийской небе впервые отмечено появление наших новейших ударных вертолетов . Еще несколько дней их там не было. В огневой поддержке наступающих сирийских войск и в охране периметра предоставленной России авиабазы «Хмеймим» прежде участвовали сравнительно старые российские боевые вертолеты . Часть из которых еще помнит небо Чечни. А то и Афганистана.

Откуда в Сирии новенькие «Ночные охотники»? Не через Иран и Ирак же они прилетели? На это вам никто из военных не ответит. Но можно предположить, что вертолеты доставлены в воюющую страну в минувшую субботу двумя самолетами российской военно-транспортной авиации. Потому что именно в субботу два наших приземлились в Латакии. Как объявило Минобороны РФ, «с грузами гуманитарной помощи для сирийского населения». Возможно, на борту этих самолетов-гигантов были не только банки с тушенкой и сгущенкой. Где-нибудь в дальних углах бездонных фюзеляжей «Русланов» «Ночные охотники», наверное, как раз и залежались.

Практически одновременно, как сообщают арабские СМИ, гражданский аэропорт в Латакии, ранее обслуживавший даже международные рейсы, объявлен закрытым для пассажиров. Таким образом, очень похоже, что именно это теперь второй аэродром для российской группировки.

Конечно, для охраны и обороны второго аэродрома потребуется дополнительный контингент морской пехоты. Да и много чего еще требуется. А именно - тысячи тонн авиационного и автомобильного горючего, разного рода боеприпасов, продовольствия, запасных частей к технике и т. д. И вот тут-то мы выходим на, возможно, самое сложное в организации боевой работы группировки российских Воздушно-Космических сил в Сирии. На их тыловое обеспечение.

Недавно в британской The Financial Times была опубликована статья небезызвестного ненавистника нашей страны Збигнева Бжезинского. Среди прочего в ней написано: «Присутствующие в Сирии российские военно-морские и военно-воздушные силы весьма уязвимы, поскольку изолированы от своей страны ». Можно ненавидеть Бжезинского, но он знает, что говорит. Снабжение воюющей группировки - на самом деле наша ахиллесова пята в Сирии.

Впрочем, Москва это отлично осознает и без подсказок старого американского русофоба. Все, что можно, брошено сегодня на обеспечение транспортных коммуникаций России с Сирией. А можно, увы, немногое. Воздушное пространство Болгарии по требованию Вашингтона закрыто для полетов российской военно-транспортной авиации. Турецкое - тем более. Для самолетов остается долгий и влетающий в копеечку кружной путь через Иран и Ирак.

Проще и дешевле, хотя и куда дольше, необходимые грузы доставлять в Сирию морем. Поэтому основная нагрузка в обеспечении воюющей группировки легла на российских военных моряков.

Впрочем, вначале пробовали привлечь и гражданских. Конечно, никакой нашей группировки под Латакией еще не было, но армия Асада уже вовсю сражалась с исламистами и нуждалась в поддержке России. Мы ее и оказывали.

Но подряд случились сразу два международных скандала. Вначале в январе 2012 года в кипрском порту Лимассол было задержано для досмотра судно «Чариот» компании Westberg Ltd. По флагом государства Сент-Винсент и Гренадины оно совершало рейс из Санкт-Петербурга в Латакию. Как выяснилось - с грузом боевых патронов, абсолютно легально закупленных сирийцами у «Рособоронэкспорта». Поскольку Сирия из-за вспыхнувшей гражданской войны находилась под санкциями Евросоюза, киприоты «Чариот» отпустили с условием, что оно изменит курс. Но вскоре, как сообщили турецкие власти, патроны все равно были выгружены Тартусе.

В июне того же года у побережья Шотландии была задержан сухогруз «Алаид» с сирийскими боевыми вертолетами и системами ПВО, отремонтированными в России. Сухогруз находился в собственности компании Volcano Shipping NV, зарегистрированной на Кюрасао. Оператором выступала сахалинская компания ФЕМКО.

В итоге разбирательств экипаж лишился страховки и был вынужден вернуться в Мурманск.

Стало понятным, что гражданскими судами блокаду не прорвать. С той поры любая наша военная помощь армии президента Башара Асада (а с недавних пор - и собственной группировке Воздушно-Космических сил) идет исключительно под флагом ВМФ РФ. Поскольку палубы и трюмы военных кораблей являются национальной территорией и осмотру гражданами других государств не подлежат.

То, что после 2012 года началось на этом маршруте, в мире известно как «сирийский экспресс». Практически весь наличный состав больших десантных кораблей (БДК) всех четырех наших флотов уже три года безвылазно снует между Новороссийском и сирийским Тартусом . В разное время, сменяя один другого, в этой работе участвовали и участвуют шесть из семи БДК Черноморского флота, все восемь исправных БДК Северного флота и Балтийского флота. За тысячи верст средиземноморского киселя хлебать пришлось даже двум из четырех оставшихся в строю кораблям с Тихого океана.

Кое-как этого потенциала хватало, пока 30 сентября в сражение в Сирии не вступила наша авиабаза «Хмеймим» под Латакией. Как известно, это три десятка бомбардировщиков и штурмовиков. Судя по сведениям, регулярно публикуемым Минобороны, каждый из них совершает не менее 2−3 боевых вылетов в сутки. Боевая нагрузка фронтового бомбардировщика Су-34 (таковых в Сирии пока шесть) - порядка 12 тонн. Его старшего собрата Су-24 (их на авиабазе двенадцать) - 7 тонн. Штурмовика Су-25 - около 4,5 тонн.

Даже если не считать вертолеты огневой поддержки и четверку истребителей , которые летают не менее интенсивно, не считать аналогичные потребности усиленного батальона морской пехоты и прикрывающего «Хмеймим» подразделения ПВО, подразделений радиоразведки и радиоэлектронной борьбы, все равно ежесуточный расход одних лишь боеприпасов и только российской ударной фронтовой авиацией в Сирии исчисляется не одной сотней тонн. Каждый день и каждую ночь! А, скажем, большой десантный корабль проекта 1171 типа «Николай Фильченков» способен принять на борт максимум 1750 тонн грузов.

Далее. Тащить их в Сирию приходится минимум четверо-пятеро суток. Еще нужно время на погрузку-разгрузку. На кое-какой межпоходовый ремонт. Больше пары рейсов в Тартус в месяц на каждого никак не выходит. А это всего порядка 3 тысяч тонн грузов. На неделю боевой работы авиации не хватит.

А что будет, если она численно возрастет и начнет вскоре летать и из бывшего аэропорта в Латакии? Никаких БДК флоту не хватит. Хоть с Дальнего Востока их вызывай, хоть из Заполярья.

Новые строить долго. Вон только что с грехом пополам спущенный на воду в Калининграде и лишь приступивший к швартовым испытаниям большой десантный корабль проекта 11 711 «Иван Грен»… Волынка с ним тянется с 2004 года. Следующий такой - «Петр Моргунов» - только собираются закладывать на «Янтаре». В строй этот БДК по плану войдет не ранее 2017 года. Так что на пополнение страдальцам «сирийского экспресса» еще долго рассчитывать не приходится.

Что остается? Срочно закупать, где придется, работоспособные сухогрузы и ставить их на обеспечение ставших фронтовыми коммуникаций с Сирией. Что в Минобороны РФ и сделали, умножив свои возможности восемью турецкими сухогрузами.

Кстати, не исключено, что закупят суда и покрупнее, чем бывший турецкий «Alican Deval». Для чего-то же начались на входе в Тартус спешные дноуглубительные работы. Их ведет килекторное судно КИЛ-158 и гидрографическое «Донузлав» (оба - Черноморский флот). Задача - как можно скорее начать принимать в нашем пункте материально-технического обеспечения морские транспорты более солидного водоизмещения. Потому что не исключено: война с террористами в Сирии - надолго.

________________________________________________________________________________________

* «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.