Владимирская икона божией матери значение в чем. Происхождение и странствие иконы Владимирской Божьей Матери. Наиболее значимыми списками являются

Животные

Образ Богоматери особенно почитается всеми православными христианами. Владимирская икона примечательна особой силой: молитвы перед ней не один раз спасли целые города от неминуемой гибели.

История иконы

По преданию, Владимирская икона была написана при жизни Богородицы апостолом и евангелистом Лукой. За трапезой апостола посетило чудесное видение будущего христианского народа, и он, взяв доску из стола, начал писать образ Богоматери с Младенцем Иисусом на руках. Дева Мария не мешала апостолу, ибо увидела, что он движим Волей Господа.

Где находится святой образ

Долгое время Владимирская икона находилась в святом городе Иерусалиме. В середине 12 века образ был подарен Киевской Руси и хранился в Богородичном монастыре города Вышгорода. Чуть позже Андрей Боголюбский перевез икону во Владимир, где она находилась долгое время. На данный момент чудотворный образ Владимирской Божьей Матери находится в Москве, в храме Святителя Николая.

Описание иконы

На Владимирской иконе изображена Богородица с младенцем Иисусом на руках. Взгляд Богоматери направлен прямо на стоящего перед иконой молящегося, лик серьезен и полон скорби о грехах этого мира.

Богоматерь крепко прижимает Младенца Иисуса к себе, а Его взгляд направлен вверх, на Богородицу. Тем самым образ показывает великую любовь Господа к своей Матери, на которую нужно равняться всем верующим людям.

В чем помогает Владимирская икона Богородицы

Владимирский образ Богородицы не раз спасал Россию от захватчиков. Именно поэтому образу молятся о благополучии страны, о спасении в сложных и опасных жизненных ситуациях, а так же о сохранении мира.

Известны случаи чудесных исцелений, происходивших во время общей молитвы перед иконой. Поэтому Владимирскому образу Девы Марии молятся об исцелении от телесных и душевных болезней.

Молитвы перед Владимирской иконой

«Всемилостивая Заступница, Покровительница и Защитница! Смиренно молим Тебя, в слезах пред Тобой преклоняясь: изгони, Владычица, смерть, попирающую души верных рабов Господа, повороти врагов и избави землю нашу от всякого зла! О, Владычице, на Тебя надеемся, и к Тебе летит молитва наша, ибо лишь на Тебя уповаем и молим спасти живот и души наши. Аминь».


«Царица Небесная, милостивая Заступница, смиренно молю Тебя: не оставь крик мой без ответа, услышь меня, грешного и недостойного раба Божьего, отведи от меня беду, хвори и немощи. Да не отвратится душа моя от Господа, и молитва Всевышнему благодать ниспошлет на чело мое. Будь милостива, Богородица, и ниспошли чудесное исцеление души и тела моего. Аминь».

Дни почитания Владимирской иконы Богородицы — 3 июня, 6 июля и 8 сентября по новому стилю. В это время любые молитвы Богородице могут полностью изменить вашу жизнь и судьбу. Мы желаем вам мира в душе и крепкой веры в Бога. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

06.07.2017 05:36

Икона «Покров Богородицы» - одна из самых значимых святынь среди всех православных образов. Эта икона...

Наиболее известный и ценимый образ Богородицы – икона Владимирской Божьей Матери.

Она во все эпохи была значимой для России.

Молитва, обращенная к Богоматери, много раз предохраняла страну от врагов.

История иконы

По преданию, образ написал апостол Лука еще при жизни Марии. Изображение было создано на столешнице, за которой трапезничала ее семья.

Первоначально лик находился в Иерусалиме, затем в 450 году его переправили в Константинополь. Там икона содержалась примерно до середины 12 столетия. Потом икону преподнесли в подарок князю Мстиславу, тогдашнему правителю Киевской Руси.

Образ некоторое время держали в Богородичном монастыре Вышгорода — поселении неподалеку от Киева. Спустя время ее увез Андрей Боголюбский во Владимир.

По пути в населенный пункт ему было дано знамение Божьей Матери, так и возникло наименование иконы. Затем она находилась в Успенском соборе.

Где находится икона

В 1237 году в результате вторжения монголо-татар собор был разрушен, и возрожден вновь при правлении князя Ярослава. В 14 веке по велению Василия 1 образ был перевезен в Москву. Это было необходимо для спасения Богоматерью столицы от вторжения Тамерлана. Лик установили в Успенском соборе Кремля.

В 1918 икона была отправлена на реконструкцию, в 1926 – в Музей истории, в 1930 – в Третьяковскую галерею, в 1999 — в церковь Святителя Николая Чудотворца, которая находится при Третьяковской галерее в Замоскворечье.

Значение и в чем помогает икона

Перед образом всегда молились, когда необходимо было защитить Родину от супостатов. И, всякий раз, когда происходило спасение, вера людей все больше укреплялась.

Но к Богоматери обращаются и в «бытовых» случаях:

  • женщины просят о том, чтобы роды прошли легко и быстро;
  • молодые семьи об упрочении отношений;
  • больные об исцелении от недугов;
  • православные, у которых пошатнулась вера, духовных сил для ее восстановления;
  • путешественники о безбрежной дороге и защите от несчастных случаев;
  • сомневающиеся просят наставить их на путь истинный;
  • люди, дающие деньги в долг, просят, чтобы обязательно он был возвращен.

Чтобы помолиться перед иконой, не обязательно идти в храм, это можно сделать и дома. Произносится специальная молитва или высказывается мольба в произвольной форме.

Чтобы просьбы были услышаны, они должны быть произнесены от чистого сердца. Проговаривая молитву, нельзя мыслить о постороннем.

Чудеса Владимирской иконы Божьей Матери

Считается, что образ три раза спасал Русь от врагов. Помимо этого, были зафиксированы и другие чудесные случаи.

  1. В монастыре Вышгорода без людского вмешательства икона переставлялась в разные места.
  2. Во Владимире на нескольких человек упали ворота. Один из христиан вознес молитву, обращенную к Богоматери, и все люди остались живы.
  3. Супруга князя Андрея тяжело рожала. Супруг перед образом просил об облегчении родовых мук. Его мольба была услышана: княгиня тут же родила здорового ребенка, сама при этом не пострадав.
  4. В одном из походов князю Андрею воспрепятствовала дальнейшему пути безбрежная река. Он послал слугу найти в реке неглубокое место, но тот стал тонуть. Князь начал возносить молитву, и слуга выплыл живым и невредимым.
  5. Легенда говорит о том, что в период Великой Отечественной войны для спасения Москвы, образ поместили в самолет, и он облетел всю столицу. После облета спустился туман, начался снегопад. Захватчик был дезориентирован.

Существует много копий иконы. Православные замечали, что удивительные вещи происходят от молитв перед всеми образами.

Собор Владимирской иконы Божьей Матери

Санкт-Петербург славится своими красивыми постройками. Со всего мира сюда приезжают туристы, паломники увидеть красоты архитектуры и поклониться святым местам.

Одним из памятников архитектуры является Собор Владимирской Божьей Матери. Это двухэтажное здание с 5 куполами, построенное в стиле барокко. Особенно величаво он смотрится на фоне окружающих построений.

Главная ценность церкви – иконостас. Его проектировал сам Растрелли. Иконостас считается одним из уникальных произведений в церковном искусстве.

Во Владимирской церкви множество редких икон, но одна из самых почитаемых – с изображением Богоматери, завезенная в Россию в 12 веке. Туристам собор интересен как памятник зодчества, для верующих – это центр духовной жизни.

Икона Владимирской Божьей Матери почитается 3 раза в год: 21 мая, 23 июня, 26 августа. Молиться можно как в Божьем храме, так и дома перед иконостасом.

В православии существует древняя традиция иконопочинтания, которая приносит несомненное благо верующим и связана с многочисленными и разнообразными чудесами. Особым почтением среди православных христиан пользуется икона Владимирская Божья матерь, в чем помогает и почему так ценится.

Кто создатель. Есть некоторое количество образов, которые, согласно преданию, написаны самим апостолом Лукой, автором одной из книг Евангелия. Этот образ получил благословение самой Пречистой Девы и написан на доске, которая раньше служила Христу, а также Марии и Иосифу обеденным столом. Поэтому на нем особая благодать, и он обладает такой огромной ценностью.

Основные исторические вехи:

  • до середины пятого века пребывает на территории Иерусалима, потом перевозится в Константинополь;
  • остается в Византии до 12 века, но константинопольский патриарх дарит образ Юрию Долгорукому, который привез икону в Киев;
  • период разнообразных чудес, о которых узнает сын Долгорукого Андрей Боголюбский. Отправившись в Вышгородский монастырь, князь забирает священный лик, по пути приезжает во Владимир, где ему является видение Богородицы. Здесь он приказывает поставить новый храм;
  • икона Владимирская получает свое нынешнее имя, творит разнообразные чудеса, не раз спасает Русь;
  • Андрей Рублев делает список (в 1408 году), который остается храме города Владимир, оригинал в 1480 году увозят в Москву и размещают на территории Успенского собора;
  • В 1918 образ перенесли в Третьяковскую галерею, в 1999 в храм святителя Николая.

Такова официальная история иконы Владимирской Божьей Матери, которая в большей степени интересна для ученых. Помимо этого существует и совершенно другая, которая интересна для верующих. Сохранилась эта историческая мозаика отдельными крупицами в рассказах и свидетельствах народа.

Описание образа

Существует четыре основных иконографических образа Богородицы: Одигитрия, Елеуса, Оранта, Акафистный, которые используются для создания святынь. На Владимирской иконе Божией Матери мы видим тип Елеуса или Умиление, который характеризуется прильнувшими друг к другу Богомладенцу и Богородице. Они соприкасаются щеками и заключают друг друга в объятья.

Формальный и примитивный уровень понимания дает вполне понятное значение – отношения между матерью и ребенком, нежность материнской любви. Конечно, таким символом не следует пренебрегать, так как он сам по себе является весьма значимым для осмысления. Тем не менее, не нужно забывать о роли изображаемых фигур: перед нами не просто люди, а святые, хотя они изображаются в человеческом обличии.

Обратите внимание! Особенностью изображения является мелкая деталь – ступни Спасителя. Одна из них развернута к зрителю, который может созерцать пяточку младенца Христа. Этим элементом отличается икона Владимирской Богоматери.

Символическое описание:

  • изображаемые прижимаются щеками: Пречистая Дева символизирует собой человечество, а Христос представляет Господа, к которому стремится каждый человек. Таким образом изображается божественная любовь и близкие отношения между Создателем и чадом Его;
  • одежды Марии: нижняя часть синего оттенка символизирует небесную чистоту, верхняя — красная, указывает на царственность положения Марии и страдания Богородицы;
  • золотые элементы одежды тоже указывают на царственность, символ божественной благодати.

Богородица также может символически представлять собой не только человечество и человека в отдельности, но и церковь. Это подчеркивает одна деталь: Мария имеет на одежде нарукавники, которые надевают священники. Богородица представляет собой равноапостольную церковь, которая позволяет человечеству идти к Господу.

Полезное видео: о владимирской иконе Божией Матери

Чудеса

Перед тем как рассматривать, в чем помогает этот образ, нужно описать кратко известные чудеса, которые совершались на протяжении длительной истории Руси. Об этом может рассказать Википедия, эти факты являются общеизвестными. До сих пор чудеса, связанные с этой иконой помогают верующим.

Обратите внимание! Владимирская икона Божьей Матери представляет собой один из ключевых образов для русского православия.

Перед ним молились сотни тысяч верующих веками и простые люди и аристократы, перед ним постигали веру великие подвижники и люди мирские, по молитвам русских людей Дева Мария творила чудеса и оберегала родную землю от всяческих невзгод.

Известные чудесные события:

  1. В 1395 году пречистая Дева явилась во сне Тамерлану, который на тот период завоевал огромное количество земель, заставила его отступить и не захватывать Русь.
  2. В 1451 году татары снова стояли под стенами города, но Иона, который на тот период был митрополитом, пронес вдоль городских стен икону Божией Матери вославу Божию, дабы уберечь город. Ночью татары услышали непонятный шум и посчитали, что это приближающееся войско Василия Дмитриевича. Вражеские полчища охватил страх, они отступили от стен города и ушли восвояси.
  3. Стояние не реке Угре 1480 года. Согласно преданию, чудотворная Владимирская икона Божией Матери была взята на реку перед началом предполагаемой битвы. Войска русских и татар 9 месяцев стояли на противоположных берегах реки, не решаясь начать наступление. Перед битвой русские принесли на свой берег икону и, спустя короткое время, татары отступили.
  4. Спасение Москвы. В начале 16 века нашествие татар могло полностью погубить Москву, но одна из монахинь увидела сон об иконе и грехах жителей столицы. В итоге утром горожане и священники собрались в храме, чтобы молить Богоматерь о помощи. В итоге татары снова отступили.
  5. Обретение царя. С иконой под предводительством митрополита ходили к Борису Годунову, чтобы он стал новым царем.
  6. Освобождение от поляков. В 1613 году в город вошли освободительные войска, которые встречали именно с этим ликом.

Помимо этого икона Владимирской Божьей Матери активно использовалась при коронации различных монарших особ. Люди замечали разнообразные чудеса, которые достигались молитвой перед образом или омовением водой, которая до этого омывала его. Эти факты фиксировались в различных церковных книгах.

Познавательно! Что такое : когда и как правильно молиться

Как молиться

Многие православные видели как минимум фото или репродукцию этого образа. Он имеется во многих храмах. О чем молятся Владимирской иконе Божией: верующие просят о собственных нуждах, не забывают о собственной земле и других православных, которым пригодится заступничество Богородицы.

Перечислим самые распространенные поводы:

  • укрепление в вере в минуты сомнений, когда есть потребность в том, чтобы укрепить веру, углубить собственное религиозное чувство;
  • об исцелении от недугов душевных и телесных, Дева Мария непрестанно молится Господу и является великой заступницей, которая помогает обрести просящим здоровье;
  • об избавлении от греха — это то, в чем помогает образ особенно, каждый верующий может прийти, чтобы раскаяться и получить прощение;
  • чтобы просить за страну и православную веру – такая молитва является традиционной и практикуется на протяжении многих веков;
  • перед принятием решения, когда требуется о чем-то поразмыслить и получить какой-то ценный совет, после молитвы Богородице лучшее решение само посещает разум верующего.

В красном углу дома обычно стоят образы Спасителя и Богородицы – таков неотъемлемый минимум. Можно установить Владимирскую Божью Матерь работы Андрея Рублева либо в более раннем иконописном варианте. Лик является весьма универсальным и может принести пользу верующему.

По предыдущему описанию известно, как выглядит икона: отличительной особенностью является ступня Христа, которая обращена в сторону зрителя. По этой детали легко увидеть искомый образ, придя в храм и вознести молитву.

Для этого нужно приходить до или после службы, дабы иметь возможность поставить свечку и прочитать молитву нужное количество раз.

Также возможна келейная молитва, то есть дома, перед образом, который находится в комнате. Эта практика является неотъемлемой для православного, уединенная молитва приносит существенные духовные блага.

Вот некоторые советы по этой практике:

  • перед началом следует очистить собственный ум, настроиться на молитву, отрешиться от земных забот;
  • перед образом по возможности вначале зажигается свечка или лампадка;
  • нужно обеспечить уединение и полное спокойствие, чтобы не отвлекаться и сосредоточиться на словах молитвы;
  • лучше всего, когда молитва читается на память, но также может использоваться молитвослов или просто удобная распечатка;
  • также допускается молитва своими словами, которая начинается с традиционного обращения «О Всемилостивая Госпоже Богородице».

Полезное видео: история Владимирской иконы Божьей Матери

Вывод

Когда чудотворная Владимирская икона Божией Матери становится частью регулярной молитвенной практики, верующий приобретает особую связь с этим образом. Устанавливается как бы незримая связь с остальным православным миром, этот лик как бы пронизывает собой столетия православной веры и заключает в себе своеобразную квинтэссенцию этой традиции. В нем заключены глубокие архетипы, с помощью него в мир нисходит благодать, это чистое окно, через которое верующие могут заглянуть в духовный мир.

Был написан евангелистом Лукою на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом Обручником.

Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».

До половины V века икона оставалась в Иерусалиме. При Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь, откуда в 1131 г. она была прислана на Русь как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в девичьем монастыре города Вышгорода, недалеко от Киева, где она сразу прославилась многими чудотворениями. В 1155 г. сын Юрия Долгорукого, св. князь Андрей Боголюбский, желая иметь у себя прославленную святыню, перевез икону на север, во Владимир, и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской.

Во время похода князя Андрея Боголюбского против волжских болгар, в 1164 г., образ «святой Богородицы Владимирской», помог русским одержать победу над врагом. Икона сохранилась во время страшного пожара 13 апреля 1185 г., когда сгорел Владимирский собор, и осталась невредимой при разорении Владимира Батыем 17 февраля 1237 года.

Дальнейшая история образа связана уже всецело со стольным градом Москвой, куда ее впервые принесли в 1395 году во время нашествия хана Тамерлана. Завоеватель с войском вторгся в пределы Рязани, полонил и разорил ее и направил свой путь на Москву, опустошая и уничтожая все вокруг. В то время как московский великий князь Василий Дмитриевич собирал войска и отправлял их под Коломну, в самой Москве митрополит Киприан благословил население на пост и молитвенное покаяние. По взаимному совету Василий Дмитриевич и Киприан решили прибегнуть к оружию духовному и перенести из Владимира в Москву чудотворную икону Пречистой Богоматери.

Икону внесли в Успенский собор Московского Кремля.. Летопись сообщает, что Тамерлан, простояв на одном месте две недели, внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов. Произошло великое чудо: во время крестного хода с чудотворной иконой, направлявшегося из Владимира в Москву, когда бесчисленное множество народа стояло на коленях по обеим сторонам дороги и молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!», Тамерлану было видение. Перед его мысленным взором предстала высокая гора, с вершины которой спускались святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно.

В память о чудесном избавлении Руси от нашествия Тамерлана в день встречи в Москве Владимирской иконы Божьей Матери 26 августа / 8 сентября был установлен торжественный церковный праздник Сретения этой иконы, а на самом месте встречи был воздвигнут храм, вокруг которого позднее расположился Сретенский монастырь.

Во второй раз Богородица спасла Русь от разорения в 1480 году (память совершается 23 июня / 6 июля), когда к Москве подошло войско хана Золотой Орды Ахмата.

Встреча татар с русским войском произошла у реки Угры (т. н. “стояние на Угре”): войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери, которая чудом обратила в бегство ордынские полки.

Третье празднование Владимирской Матери Божией (21 мая / 3 июня), вспоминает избавление Москвы от разгрома Махмет-Гиреем, ханом Казанским, который в 1521 году достиг пределов Москвы и стал жечь ее посады, но внезапно отступил от столицы, не причинив ей вреда.

Перед Владимирской иконой Божией Матери совершились многие важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы – Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова – первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.), а также во все века перед ней приносились присяги на верность Родине, совершались молебны перед военными походами.

Иконография Владимирской Божией Матери

Икона Владимирской Божией Матери относится к типу «Ласкающей», известной также под эпитетами «Елеуса» (ελεουσα – «Милостивая»), «Умиление», «Гликофилуса» (γλυκυφιλουσα – «Сладкое лобзание»). Это наиболее лиричный из всех типов иконографий Богородицы, открывающий интимную сторону общения Девы Марии со Своим Сыном. Образ Божией Матери, ласкающей Младенца, его глубокая человечность оказались особенно близки русской живописи.

Иконографическая схема включает две фигуры – Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг к другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукою Мать за шею. Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

В этой трогательной композиции, помимо прямого смысла, заключена глубокая богословская идея: Богородица, ласкающая Сына, предстает как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Кроме того, объятия Марии и Сына наводят на мысль о будущих крестных страданиях Спасителя, в ласкании Матерью Младенца провидится его будущее оплакивание.

Произведение пронизано совершенно явной жертвенной символикой. С богословской точки зрения ее содержание можно свести к трем основным темам: «воплощение, предназначение Младенца жертве и единение в любви Марии-Церкви с Христом-первосвященником». Такое истолкование Богоматери Ласкающей подтверждается изображением на обороте иконы престола с символами Страстей. Здесь в XV в. написали изображение престола (этимасии – «престола уготованного»), покрытого алтарным покровом, Евангелие со Святым Духом в виде голубя, гвозди, терновый венец, за престолом – Голгофский крест, копие и трость с губкой, внизу – пол алтарного настила. Богословское толкование этимасии основано на Святом писании и сочинениях Отцов церкви. Этимасия прообразно знаменует Христово воскрешение и Его суд над живыми и мертвыми, а орудия Его мучений - жертву, принесенную ради искупления грехов человечества. Сопоставление Марии, ласкающей Младенца, и оборота с престолом наглядно выражало жертвенный символизм.

Выдвигались доводы в пользу того, что икона еще с самого начала была двусторонней: об этом говорят одинаковые формы ковчега и лузги обеих сторон. В византийской традиции были нередки изображения креста на обороте Богородичных икон. Начиная с XII века, времени создания «Владимирской Богоматери», в византийской стенописи этимасия часто помещалась в алтаре в качестве заалтарного образа, визуально раскрывая жертвенный смысл евхаристии, происходящей здесь же на престоле. Это наводит на мысль о возможном местоположении иконы в древности. Например, в вышгородской монастырской церкви, она могла помещаться в алтаре как двухсторонняя запрестольная икона. В тексте Сказания содержатся сведения об использовании Владимирской иконы в качестве заалтарной и выносной, перемещавшейся в церкви.

Роскошный убор Владимирской иконы Божией Матери, который она имела по известиям летописей, также не свидетельствует в пользу возможности ее расположения в алтарной преграде в XII в.: «И въскова на ню боле тридесяти гривенъ золота, кроме серебра и кроме дорогаго камения и жемчюгу, и украсивъ ю, постави въ ц(е)ркви своеи в Володимери». Но многие из выносных икон позднее укреплялись именно в иконостасах, как и Владимирская икона в Успенском соборе в Москве, первоначально помещенная справа от царских врат: «И внесши ю <икону> в преимнитый храм славнаго ея Успения, иже есть великая Соборная и Апостольская церкви Русская Митрополiя, и поставиши ю в киоте на десной стране, идеже и доныне стоит зрима и поклоняема всеми» (См.: Книга Степенная. М., 1775. Ч. 1. С. 552).

Существует мнение, что «Владимирская Богоматерь» была одним из списков иконы Богоматери «Ласкающей» из Влахернской базилики, то есть списком со знаменитой древней чудотворной иконы. В Сказании о чудесах иконы Владимирской Божией Матери она уподоблена Ковчегу завета, как и сама Дева Мария, а также ее Ризе, хранившейся в ротоде Агиа Сорос во Влахернах. В Сказании говорится также об исцелениях, которые совершаются в основном благодаря воде от омовений Владимирской иконы: эту воду пьют, омывают ею больных, в запечатанных сосудах посылают для исцеления больных в другие города. Это подчеркнутое в Сказании чудотворение вод от омовения Владимирской иконы также могло корениться в ритуалах влахернского святилища, важнейшей частью которого была часовня источника, посвященного Богоматери. Константином Багрянородным был описан обычай омовений в купели перед мраморным рельефом Богоматери, из рук которой истекала вода.

Кроме того, в пользу этого мнения говорит тот факт, что при князе Андрее Боголюбском в его Владимирском княжестве получил особое развитие культ Богоматери, связанный с влахернскими святынями. Например, на Золотых воротах города Владимира князь возвел церковь Положения Ризы Богоматери, прямо посвятив ее реликвии Влахернского храма.

Стиль

Время написания Владимирской иконы Божией Матери, XII век, относится к так называемому комниновскому возрождению (1057-1185). Этот период в византийском искусстве характеризуется предельной дематериализацией живописи, осуществляемой за счет прорисовки ликов, одежд многочисленными линиями, белильными движками, подчас прихотливо, орнаментально ложащимися на изображение.

В рассматриваемой нами иконе к древнейшей живописи XII века относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки , кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона. Эти немногочисленные сохранившиеся фрагменты представляют собой высокий образец константинопольской школы живописи комниновского периода. Здесь нет свойственной времени нарочитой графичности, напротив, линия в этом образе нигде не противопоставляется объему. Главное средство художественной выразительности построено на «соединении нечувственных плавей, придающих поверхности впечатление нерукотворности, с геометрически чистой, зримо выстроенной линией». «Письмо личного представляет собой один из самых совершенных образцов «комниновских плавей», соединяющих многослойную последовательную лепку с абсолютной неразличимостью мазка. Слои живописи – неплотные, очень прозрачные; главное – в их соотношении между собой, в просвечивании нижних сквозь верхние. <…> Сложная и прозрачная система соотношения тонов – зеленоватых санкирей, охр, теней и высветлений – приводит к специфическому эффекту рассеянного, мерцающего света».

Среди византийских икон комниновского периода Владимирскую Богоматерь выделяет также свойственное лучшим произведениям этого времени глубокое проникновение в область человеческой души, ее скрытых тайных страданий. Головы Матери и Сына прижались друг к другу. Богородица знает, что Ее Сын обречен на страдания ради людей, и в Ее темных задумчивых глазах затаилась скорбь.

Мастерство, с которым живописец сумел передать тонкое духовное состояние, скорее всего, и послужило возникновению предания о написании образа Евангелистом Лукой. Следует напомнить, что живопись раннехристианского периода – времени, когда жил прославленный Евангелист-иконописец, было плоть от плоти искусства позднеантичного времени, с его чувственной, «живоподобной» природой. Но в сравнении с иконами раннего периода, образ Владимирской Богоматери несет печать высочайшей «духовной культуры», которая могла быть только плодом вековых христианских раздумий о пришествии Господа на землю, смирении Его Пречистой Матери и пройденном ими пути самоотречения и жертвенной любви.

Чтимые чудотворные списки с иконы Владимирской Божией Матери

С Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на протяжении столетий было написано множество списков. Некоторые из них прославились чудотворениями и получили особые именования в зависимости от места происхождения. Это:

Владимирская – Волоколамская икона (память Мр. 3 /16), которая была вкладом Малюты Скуратова в Иосифо-Волоколамский монастырь. Ныне находится в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.

Владимирская – Селигерская (память Д. 7/20), принесенная на Селигер Нилом Столбенским в XVI в.

Владимирская – Заоникиевская (память М. 21./ Ин.3; Ин. 23/ Ил.6, из Заоникиевского монастыря) 1588 год.

Владимирская – Оранская (память М. 21/ Ин. 3)1634 год.

Владимирская – Красногорская (Черногорская) (память М. 21/ Ин. 3).1603 год.

Владимирская – Ростовская (память Ав. 15/ 28) 12 век.

Тропарь иконе Божией Матери Владимирская, глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва, / яко зарю солнечную восприимше, Владычице, чудотворную Твою икону, / к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе взываем сице: / о, пречудная Владычице Богородице, / молися из Тебе воплощенному Богу нашему, / да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, // и спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак , глас 8

Взбранной Воеводе победительная, / яко избавльшихся от злых пришествием Твоего честнаго образа, / Владычице Богородице, / светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: // радуйся Невесто Неневестная.

Молитва иконе Божией Матери Владимирская

О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа, или: митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии – воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

______________________________________________________________________

Эти длительные и многочисленные передвижения иконы в пространстве поэтически осмыслены в тексте Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери, которое впервые было найдено В.О. Ключевским в Четьях-Минеях Милютина, а опубликовано по списку сборника Синодальной библиотеки № 556 (Ключевский В.О. Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери. – СПб, 1878). В этом древнем описании они уподобляются тому путю, которое проходит солнечное светило: «Когда Бог сотворил солнце, то не на одном месте поставил сиять, но, обходя всю Вселенную, лучами освещает, так и сей образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии не на одном месте… но, обходя все страны и весь мир, просвещает…».

Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь» и традиции влахернского богородичного культа на Руси в XI-XIII вв. // Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII вв. – М.: «Прогресс-Традиция», 2000, с. 139.

Там же, с. 137. Кроме того Н.В. Квилидзе обнародовала роспись дьяконника церкви Троицы в Вяземах конца XVI в., где на южной стене изображена литургия в храме с алтарем, за которым представлена икона Владимирской Богоматери (Н.В. Квилидзе Новооткрытые фрески алтаря церкви Троицы в Вяземах. Доклад в Отделе древнерусского искусства в Государственном институте искусствознания. Апрель 1997 г.

Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь» …

На протяжении своей истории была записана, по меньшей мере, четыре раза: в первой половине XIII века, в начале XV столетия, в 1521 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля,и перед коронацией Николая II в 1895-1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д. Дикаревым. Кроме того, малые починки проводились в 1567 году (в Чудовом монастыре митрополитом Афанасием), в XVIII и XIX веках..

Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. – СПб: Изд-во «Азбука-Классика», 2004, с. 407.

В православии Богоматерь чтят наравне с самим Христом, а ее изображений довольно много. Одним из самых популярных и интересных является Владимирский образ, значение которого для России велико.

Считается, что первую икону написал евангелист Лука, а в V веке она перешла из Иерусалима в Константинополь к императору Феодосию. На Русь икона попала уже из Византии в XII веке, примерно в 1131 году – это был подарок от патриарха Константинополя Луки Хрисоверга князю Мстиславу. Доставил образ греческий митрополит Михаил , который прибыл накануне, в 1130 году.

История

Первоначально Богоматерь хранилась в Богородичном женском монастыре в городе Вышгород возле Киева – отсюда следует ее украинское название Вышгородская Богородица. В 1155 году икону забрал князь Андрей Боголюбский и перевез во Владимир – отсюда следует ее русское название. Князь украсил образ дорогим окладом, но после его смерти по приказу князя Ярополка драгоценности сняли, а икону передали князю Глебу Рязанскому. Только после победы князя Михаила Богоматерь и драгоценный убор вернули обратно в Успенский собор.

В 1237 году после разорения города Владимира монголо-татарами Успенский собор также был разграблен, а образ опять лишился убора. Собор и икона были восстановлены при князе Ярославле. После этого в конце XIV века князь Василий I во время нашествия армии Тамерлана приказал перевезти икону в Москву для защиты столицы. Ее поместили в Успенский собор Кремля по правую сторону от царских врат. На месте встречи образа с москвичами («сретении») был основан Сретенский собор, а позднее пролегла одноименная улица.

В то же время войско Тамерлана внезапно, без какой-либо причины повернуло обратно, дойдя только до города Елец. Было решено, что Богородица заступилась за Москву , явив чудо. Но на этом чудеса не закончились: подобные же внезапные отступления произошли в 1451 году во время нашествия царевича-ногайца Мазовши и в 1480 году при стоянии на реке Угре.

Специалисты считают, что между отступлением Тамерлана и стоянием на Угре икону несколько раз перевозили во Владимир и обратно, так как 1480 год был особенно отмечен возвращением Владимирской иконы в Москву.

Позднее икону увозили из столицы в 1812 году во Владимир и Муром, после победы ее вернули в Успенский собор и уже не трогали до 1918 года. В этот год собор был закрыт советской властью, а образ отправлен на реставрацию. Через 8 лет ее перевезли в Исторический музей, а еще через 4 года – в Третьяковскую галерею.

С 1999 года икона находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах . Это домовая церковь при Третьяковском музее, в которой проходят богослужения для верующих, а все остальной время церковь открыта как зал музея.

В 1989 году часть икону (глаз и нос Богоматери) были использованы в логотипе кинокомпании «Icon Productions» Мела Гибсона. Эта компания выпустила фильм «Страсти Христовы».

Чудеса

Помимо невероятного спасения Москвы от врагов, в истории сохранились и другие чудеса, совершенные Божией Матерью:

К сожалению, выяснить, какая именно икона причастна к чудесам (оригинальная из Константинополя или ее список), невозможно, но многие отмечали, что чудеса творят практически все образы.

Описание

Владимирская икона Богородицы относится к типу («Елеуса»), который легко опознать. В отличие от Казанского образа, где Младенец является в первую очередь Сыном Господа и благословляет людей, а Божья Матерь заранее видит его судьбу, Владимирская более «человечна», в ней отчетливо видны мать с ребенком, ее любовь к нему. Широкое распространение образ получил в XI веке, хотя известен был еще в раннехристианские времена. Описание образа и его значение даны ниже:

Первая пришедшая в Россию икона датируется XII веком, исследователи полагают, что она была нарисована в Константинополе, то есть изначально была списком с оригинала евангелиста Луки. Однако она является памятником византийской живопись 1057-1185 годов (комниновского возрождения), которые удалось сохранить.

Размеры иконы 78*55 см. За все века существования ее переписывали (перерисовывали на том же месте) не менее 4 раз:

  1. В первой половине XIII века;
  2. В начале XV века;
  3. В 1514 году при переделке в кремлевском Успенском соборе;
  4. В 1895-1896 годах перед коронацией Николая II.

Также икону обновляли частично в:

  1. 1567 году митрополитом Афанасием в Чудовом монастыре;
  2. В XVIII веке;
  3. В XIX веке.

Фактически сегодня от первоначальной иконы остались только несколько фрагментов:

  1. Лица Богоматери и Младенца;
  2. Полностью левая и часть правой кисти Младенца;
  3. Часть синего чепца и кайма с золотом;
  4. Часть золотисто-охряного хитона Младенца и виднеющийся прозрачный край его рубашки;
  5. Часть общего фона.

Пострадал и драгоценный оклад: первый оклад, заказанный Андреем Боголюбским (около 5 кг только одного золота, не считая серебра и драгоценных камней), не сохранился вовсе. Второй был заказан митрополитом Фотием в начале XV века и тоже утерян. Третий был создан в середине XVII века по приказу патриарха Никона из золота и сейчас хранится в Оружейной палате.

Копии

Сегодня Владимирская икона является очень распространенным образом и находится в большом количестве храмов по всему миру. Разумеется, считать каждую Владимирскую икону творением Луки нельзя: само обозначение «Владимирская» означает определенную позу Богоматери и Младенца, выражение их лиц. Фактически, сегодня все иконы такого типа являются списками (копиями) с оригинала, который до нас не дошел.

Наиболее значимыми списками являются:

Все указанные выше иконы хоть и являются списками, почитаются, как чудотворные. Также Владимирская Богородица стала основой для создания других образов: «Сказание о Владимирской иконе», «Сретение Владимирской иконы», «Владимирская икона с акафистом», Игоревская Владимирская икона (сокращенный вариант оригинала), «Похвала Владимирской иконе» («Древо государей Российских», автор Симон Ушаков).

Дни почитания

У иконы всего 3 даты:

  1. 3 июня: благодарность за победу в 1521 году над ханом Махмет-Гиреем;
  2. 6 июля: благодарность за победу в 1480 году над монголо-татарами;
  3. 8 сентября: благодарность за победу в 1395 году над ханом Тамерланом. Сюда же относится сретение (встреча) иконы в Москве.

В эти дни обычно проводятся тожественные службы, особенно в храмах с чудотворными списками.

В чем помогает

«Икона «Владимирская Божья Матерь» в чем помогает?» — спрашивают люди, пришедшие в храм. Чаще всего ей молились о защите России от врагов, но это не весь список ее «возможностей». К иконе обращаются и в более «мелких» ситуациях:

Для молитвы не обязательно приезжать к чудотворному списку, хотя, если есть возможность, ей стоит воспользоваться. Молиться Божией Матери можно и дома, произнеся готовую молитву (легко найти в интернете) или высказав пожелание своими словами. Никаких специальных ритуалов проводить не требуется, так же нет необходимости приходить в храм. Единственное условие – мысли должны быть чисты. Нельзя желать кому-то зла или проговаривать молитву, думая о постороннем .

Вывод

Чудотворная Владимирская икона Божией Матери с Младенцем является не только одним из самых популярных образов в православии, но и считается крайне эмоциональным. На нем изображены не Сын Господа, а мать, защищающая своего ребенка, чья судьба была заранее предвещена ей.