Жизненная перспектива. Перспективы в жизни. IV.Можно ли вообще прогнозировать жизненный успех

Животные

Мне ничего не хочется, пропал интерес ко многим вещам. Но самое страшное для себя я отмечаю в том, не вижу никаких перспектив в свой жизни. В школе перспективой была медаль, потом поступление и учеба в ВУЗе, потом диплом, потом я придумала международный обмен, потом меняла специальность, а вот теперь я не знаю, как дальше жить. Диплом валяется(его я получила для родителей), а новая специальность востребована на уровне хобби…Я хотела сделать карьеру , но в реальности все оказалось не так.
Я много пробовала – ходила на новые танцы, учила финский, и еще куча всякой мешуры, чтобы отвлечься, но все это какие-то сопли. Я как будто потеряла жизненную нить. Я очень боюсь рутины и скуки, я хочу, чтобы в моей жизни постоянно что-то происходило, хочу идти вперед, а получается, я деградирую и от этого мне не по себе….Денег у меня только на жизнь. Те во всякие там поездки-тусы-рестораны ходить не на что, да и одной быть хочется.
Я больше не хочу жить целью, тк все время разочаровываюсь, но с другой стороны не могу жить и не думать, что «меня что-то ждет».. .
Иногда мне хочется на все плюнуть, и изменить свою жизнь совсем коренным образом, но меня что-то держит. Мне надоело слушать, как люди говорят, что мечты сбываются, хотя по натуре я – оптимистка.
Я боюсь, что вся моя последующая жизнь превратится в скуку «семья -дом –работа-окей по субботам-воскреный шопинг», и ничего мне не светит…Хотя сама я считаю, что семья – единственная оставшаяся моя цель в жизни.
Вообщем, вот примерно такой набор мыслей живет со мной уже года два,навреное…
Мне нужны какие-то изменения. А как это сделать – я не знаю, хотя и очень хочу… Посоветуйте,что-нибудь…Спасибо.

Здравствуйте, Ольга! давайте разберем, что происходит:

Я уже очень долго в апатии , мне ничего не хочется, пропал интерес ко многим вещам. Но самое страшное для себя я отмечаю в том, не вижу никаких перспектив в свой жизни.

а что вы за все это время делали, чтобы выйти из этого состояния, кроме как заниматься саможалением и отвлекаться? ведь именно вы сами доводите свою жизнь до этого предела, и как она складывается зависит только ОТ Вас! значит и ответственность за неё лежит только на Вас - а готовы ли Вы её нести? и что тогда для этого нужно сделать?

Диплом валяется(его я получила для родителей), а новая специальность востребована на уровне хобби…

а что за специальность? что нравиться Вам? чего хотите Вы? чем на самом деле заниматься? какой будет реальность - тоже зависит ОТ Вас - ведь именно вы её сами строите!!

Я много пробовала - ходила на новые танцы, учила финский, и еще куча всякой мешуры, чтобы отвлечься

а отвлечься ОТ чего? Вы убегаете ОТ своих страхов , отказываясь их признавать и в итоге к ним же и приходите! дело в том, что только столкнувшись лицом к лицу со своими страхами , можно наконец их развеить!

во всякие там поездки-тусы-рестораны ходить не на что, да и одной быть хочется. а что Вам нужно сделать, чтобы было на что ходить или ездить??? наверно работать - а если сидеть и жаловаться, вряд ли что-то измениться в Вашей жизни - сами по себе изменения НЕ происходят! для этого нужно взять ответственность за действия или бездействия на себя - а для этого нужна зрелость!

Вы чувствуете, что есть проблемы - а что тогда Вам нужно делать, чтобы их разрешить? когда Вы возьмете бразды своей жизни в свои руки, тогда все у Вас и пойдет!

Я больше не хочу жить целью, тк все время разочаровываюсь

с одной стороны Вы хотите К чему-то прийти, а с другой стороны Не ставите цели - и что в итоге получается? что Вы разочаровываетесь НЕ ОТ того, что есть цели? а ОТ того, что сами НЕ предпринимаете шагов, чтобы переживать эти ситуации - жизнь нужно принимать, а НЕ отвергать, видя только в окружающих людям и ситуация причины и поводы неудач в своей жизни - это путь в никуда! думайте - что лично Вы можете сделать, чтобы что-то изменить?

Иногда мне хочется на все плюнуть, и изменить свою жизнь совсем коренным образом, но меня что-то держит.

а что Вас держит, кроме Вас??? что будет, если Вы возьмете и что-то измените? тогда изменится и ситуация вокруг Вас, тогда и придет осозанние того, что ответственность на Вас, а Вы этого боитесь! а что дает страх ? решать только Вам!

Я боюсь, что вся моя последующая жизнь превратится в скуку «семья -дом -работа-окей по субботам-воскреный шопинг», и ничего мне не светит…

а вот какая будет картинка своей жизни зависит только от Вас - Вы видите именно этот рисунок, а что мешает Вам расписать его иначе? а как Вы бы хотели видеть свою жизнь?? что для этого Вам нужно сделать? нарисуйте ТОТ результат, к которому Вы хотите прийти, а НЕ ОТ которого убегаете и идите!!! какие этапы для этого нужно будет Вам пройти? Вы увидите!

Мне нужны какие-то изменения. А как это сделать - я не знаю, хотя и очень хочу…

НЕ знаете, потому что отвергаете цели - как можно что-то менять, если НЕ знаете что именно? возмите постепенно и разделите сферы своей жизни, что Вас НЕ устраивает и чего Вы хотите - и постройте пути достижения! начните с маленьких целей и Вы увидите, что в Вашей власти Ваша жизнь!

Ольга, если у Вас будут вопросы - можете смело обращаться ко мне - пишите, звоните - буду рада Вам помочь!

Хороший ответ 0 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Ольга.

Хорошо бы вспомнить, с чего началась эта апатия . Что вы такого делали или не делали, когда это начало проявляться? Родители хотели, чтобы вы получили диплом. А чего хотели вы в этот момент? И что вам мешало делать так, как вы хотели? Вы учили финский, ходили на танцы. Хотели отвлечься. Знаете ли вы от чего именно вы хотели отвлечься? Как правило наше желание отвлечься связано с нежеланием соприкоснуться с чем либо. Например, тревожась, мы пытаемся игнорировать свою тревогу , отвлекаясь на что то. Но это избегание, а не решение. Важно научиться осознавать свои чувства, переживания. Если тревога , то тревога о чем. Когда мы знаем, о чем тревожимся, мы можем начать предпринимать конкретные действия, чтобы решить проблему, вызывающую тревогу . Вы больше не хотите жить целью, т.к. все время разочаровываетесь, но при этом не можете жить и не думать, что вас что то ждет. Какие цели вы ставите, что каждый раз разочаровываетесь? Важно понять ЧЕГО именно вы хотите. А когда поймете, то ставить соответствующие цели и предпринимать конкретные действия, приближающие к этим целям. И тогда вы сможете изменить свою жизнь. Жизнь превратиться в скуку, только если вы сами позволите этому случиться. Все зависит только от вас. Если нужна помощь, обращайтесь. Удачи вам!

Проблема "жизненной перспективы" стала предметом изучения в связи с теоретической и практической разработкой научной проблематики психологического времени и жизненного пути личности. Исследование этой проблемы дает возможность взглянуть на то, как отдельный человек воспринимает и представляет свое будущее, как это будущее связано с прошлым и настоящим, какое место занимает будущее в субъективной картине жизненного пути личности, как оно влияет на поведение личности.

Принято считать, что разработка проблематики жизненного пути личности, в частности, в отечественной психологии активно начинается с 80-х годов ХХ-го столетия. Основой для широкого исследования данной проблемной области послужили ранние работы С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева. С.Л. Рубинштейн - один из тех отечественных психологов, кто целенаправленно занимался проблемой жизненного пути личности. Он утверждал, что жизненный путь - не есть простое развертывание плана жизни, заложенного в детстве. Это - социально детерминированный процесс, на каждом этапе которого возникают новообразования. При этом личность является активным участником этого процесса, и в любой момент может вмешаться в него. Автор подчеркивает целостность и непрерывность жизненного пути человека, преемственность всех его этапов.

Б.Г. Ананьев в качестве основы для рассмотрения жизненного пути человека предложил анализ его биографии. Единицей анализа жизненного пути для автора стал возраст. Он выделил этапы в жизни человека и использовал их для характеристики каждого возраста.

Опираясь на идеи С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева и развивая их, К.А. Абульханова-Славская, разрабатывает одну из концепций понимания жизненного пути личности. Исследуя вопрос роли времени в жизни человека, в первую очередь автор говорит об организации времени субъектом, ее критериях, механизмах, средствах осуществления. То есть, "...личность включается в совокупность причин и следствий своей жизни не только как зависимая от внешних обстоятельств, но и как активно их преобразующая, более того, как формирующая в определенных условиях позицию и линию своей жизни. ...В качестве субъекта жизни она выступает как организатор, в чем и проявляется, прежде всего, индивидуальный характер жизни" . И далее, "способность личности регулировать, организовывать свой жизненный путь как целое, подчиненное ее целям, ценностям, есть высший уровень и подлинное оптимальное качество субъекта жизни" . Так, "жизненный путь представляет собой не только раз и навсегда зафиксированную позицию, но и определенную жизненную линию, то есть реализацию своей жизни во времени, ее постепенное развертывание, расширение и укрепление".

В контексте осмысления проблемы жизненного пути личности, К.А. Абульханова-Славская также обращается к вопросу отношения структурного и динамического подходов к анализу жизни личности. Структурный подход предлагает следующие единицы жизненного пути: события, занятия, сферы жизни. Динамический подход делает акцент на изучении временных параметров: динамики жизненного пути, личностных механизмах, способах жизнедеятельности. Автор указывает на полезность их соединения в изучении жизненного пути личности.

Таким образом, важно исследовать не только жизненные события, но и то, как они реализуются в жизненной динамике, как они становятся движущей силой развития личности и тем самым открывают дальнейшую жизненную перспективу.

Особое значение при разработке психологии жизненного пути приобретает феномен "жизненных перспектив личности". Большой вклад в исследование данной научной области внесли Е.И. Головаха, А.А. Кроник, К. Левин, Ж. Нюттен, В.Ф. Серенкова, Г.С. Шляхтин, Л. Франкл и другие ученые, в работах которых раскрываются закономерности восприятия будущего, предвидения предстоящих событий, выдвижения целей и выбора путей их достижения, детерминирующее влияние жизненных планов на организацию деятельности и поведение человека в настоящем. Анализ идей указанных авторов позволяет говорить о том, что сложилась определенная научная парадигма в понимании жизненной перспективы.

Перспектива (лат. perspectus – ясно увиденный) – это виды, планы на будущее. Под перспективой жизни понимается система ценностей и целей, реализация которых, согласно представлениям человека, позволяет сделать его жизнь наиболее эффективной.

Жизненная перспектива – целостная картина будущего в сложной, противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, от которых, по мнению индивида, зависит его социальная ценность и смысл жизни.

Жизненные перспективы личности, их четкое осознание, их дальность, надежность и т.д. определяются профессиональным, семейным и возрастным самоопределением в жизни, которое зависит от личности, от ее социально-психологической и социальной зрелости и активности. Для того чтобы активизировать потребность в проектировании жизненной перспективы, необходимо постоянно выявлять то, как намерения, притязания, склад личности выражаются в жизненных проявлениях личности и какие последствия те или иные способы жизни имеют для внутреннего мира и личностного склада, как изменяют ее мотивы, характер, как развивают способности. Иными словами, необходимо знать, насколько жизненная практика личности (а не отдельные ее поступки) соответствует ее намерениям, замыслам, ценностным ориентациям. Степень совпадения или расхождения жизненной практики и ценностей своего "Я", способностей, устремлений человека может служить показателем цельности или разобщенности, противоречивости личностных структур, перспективности или регрессивности их развития.

С точки зрения К. Левина жизненная перспектива является своеобразной самопроекцией человека в будущее и отражает всю систему его мотивов и одновременно как бы выходит за пределы наличной мотивационной иерархии. Следуя сложившейся научной традиции понимания жизненной перспективы, различные авторы предлагают новые аспекты ее рассмотрения. Так, Ж. Нюттен говорит о временной перспективе как "иерархии целей личности". По словам автора, временная перспектива состоит в основном в восприятии в некоторый данный момент (временное "здесь") событий, которые объективно презентированы только как последовательность с определенными интервалами между ними. При этом временная перспектива в отличие от пространственной не существует в пространстве восприятия, а может быть репрезентирована только "ментально" в сознании человека. "Виртуальное" присутствие во внутреннем плане разноудаленных во времени объектов-целей (или "мотивационных объектов") создает временную перспективу. Временная перспектива в понимании Ж. Нюттена выступает как функция составляющих ее мотивационных объектов, которые определяют ее глубину, структуру, степень реальности, содержательные характеристики и т.п. Своеобразная точка зрения о будущей временной перспективе принадлежит Т. Коттле. Он понимает ее как способность личности действовать в настоящем, в свете предвидения сравнительно отдаленных будущих событий.

В отечественной психологии разработка проблемы жизненной перспективы происходила преимущественно в русле идей С.Л. Рубинштейна и осуществлялась под руководством К.А. Абульхановой-Славской. Так, она предлагает различать психологическую, личностную и жизненную перспективы как три различных явления.

Психологическая перспектива предполагает сознательное мысленное предвидение будущего, его прогнозирование. Эта способность зависит от типов личности. У одних представления о будущем связаны с профессиональным выбором, у других с личностными притязаниями и со своими будущими достижениями, у третьих – с личными устремлениями и потребностями (дружба, любовь, семья). Эти различия обусловлены ценностными ориентациями, предпочитаемыми сферами жизни.

Личностная перспектива – это готовность к будущему в настоящем, установка на трудности в будущем, его неопределенности. Личностная перспектива является показателем зрелости личности, потенциала ее развития, сформировавшейся способности к организации времени.

Жизненная перспектива – более емкое и глубокое понятие, включающее совокупность обстоятельств и условий жизни, которые при прочих равных условиях создают личности возможность для оптимального жизненного продвижения.

Т.С. Шляхтин рассматривает личностную перспективу как одну из существенных составляющих организации деятельности человека во времени, как сложное системное образование, обладающее следующими характеристиками: иерархичностью, которая включает в себя интегральные жизненные цели личности, промежуточные цели-средства как узловые моменты в планировании личностью своей деятельности, цели-задачи как компонент программ реализации конкретных действий; многомерностью – наличием в целях эмоциональных, когнитивных, регулятивных и других компонентов. Как и другие личностные образования, жизненная перспектива имеет свою динамику. Е.И. Головаха определяет временную перспективу как целостную картину будущего в сложной и противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человека связывает социальная ценность и индивидуальный смысл собственной жизни.

Многие авторы рассматривают жизненную перспективу с позиций планирования будущего. Так, В.К. Вилюнас отмечает, что "…деятельность человека по планированию своей жизни можно изобразить как просматривание время от времени различных как более, так и менее отдаленных зон жизненной перспективы и многократное решение в разных масштабах одной и той же задачи – каким образом при минимальных усилиях максимально продвинуться в удовлетворении своих потребностей".

Что же представляет собой жизненный план личности? В психологической литературе существует ряд мнений на этот счет. С.Л. Рубинштейн отмечает, что жизненный план является отражением прошлого, настоящего и будущего в жизнедеятельности личности, в их диалектическом единстве и преемственности. Л. Сохань и П. Кириллова считают, что жизненный план – это система решений, психологических установок личности, отражающая ее потребности, уровень духовного развития и нравственной зрелости и направленная на изменение самого субъекта, на изменение и сохранение его материального и общественного положения при данных или предполагаемых обстоятельствах.

С позиций И.С. Кона, "жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, как следствие построения "пирамиды" ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций". С другой стороны, "когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план – это план деятельности".

Продолжая развивать идеи планирования личностного времени человека, В.Ф. Серенкова в своих работах уделяет внимание изучению "единства временных, ценностных и действенных аспектов планирования". В связи с этим она рассматривает планирование как структурирование будущего и установление его целевой, смысловой, временной связи с настоящим. Автор подчеркивает, что жизненный план является непрерывным процессом целеполагания, выдвижения новых этапных целей и средств их реализации. План обычно представлен в сознании как программа действий на будущее. Так как он часто связан с изменениями в настоящем, человек смотрит на себя после решения определенных задач, представляя себя изменившимся в будущем, поэтому жизненные планы иногда содержат момент неопределенности, долю фантазии и мечты.

П. Герстман отстаивает теоретический взгляд на жизненный план как систему целей, к которым личность стремится в своей деятельности, и общие способы их реализации. Он выделяет две разные категории целей: идеальные жизненные цели (ценности) и конкретные цели. Им выделено четыре типа формулирования жизненных планов: с использованием исключительно идеальных жизненных целей, исключительно конкретных, а также с преобладанием тех или других. С позиций А.Г. Шмелева жизненное планирование предполагает выдвижение целей, выработку возможных путей их достижения и осмысление мотивов по реализации поставленных целей.

Представленные взгляды авторов на планирование жизненной перспективы объединяет постановка акцента на следующих компонентах планирования личного жизненного пути. Во-первых, перспектива понимается как постановка целей, "как следствие построения "пирамиды" ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций". Во-вторых, определение способов достижения целей, путей, которыми "человек намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся". В-третьих, осознание ценности и смысла реализации жизненных планов.

Под планированием жизненной перспективы мы подразумевали составление плана, позволяющего наметить будущие цели и пути их достижения. Ранее была рассмотрена структура целевого плана, предложенная А.Г. Шмелевым. Автор выделяет три составляющих: средства, цели, мотивы. Они, в свою очередь представляют собой ближний, средний и дальний слои хронологически разнесенных объектов во временной перспективе. "Средство" описывается как "промежуточная цель, без которой невозможно добиться поставленной цели". "Цель" - "то, чего необходимо добиться в данный момент". "Мотив" - "та стратегическая цель, ради которой реализуются поставленные цели". В связи с этим структура целевого планирования жизненной перспективы складывается из следующих составляющих: планирование ближней жизненной перспективы, планирование средней жизненной перспективы, планирование дальней жизненной перспективы. При этом планирование ближней жизненной перспективы включает планирование средств (способов, путей) достижения целей (с помощью чего можно достичь данную цель?). В планирование средней жизненной перспективы входит постановка жизненных целей (что нужно сделать, чего достичь?). Планирование дальней жизненной перспективы включает анализ потребностей и мотивов (ради чего достигается поставленная цель?).

Жизненная перспектива открывается тому, кто сам в настоящем создал систему определенных жизненных отношений, систему опор, которые обладают всевозрастающей ценностью. Совокупность этих отношений и есть жизненная позиция, которая целостным образом и определяет будущее личности. Достижение жизненных рубежей способствует и достижению жизненных целей, в известном смысле гарантирует будущее.

В формировании жизненной перспективы большое значение играет активность личности во всех проявлениях жизни. Активность выступает как потребность в деятельности и определяет цели, направление, мотивы, а также является источником пробуждения в человеке его "дремлющих потенциалов". Важную роль играет активность в моделировании себя и своей жизни. Необходимыми компонентами активности можно назвать инициативу, ответственность и самостоятельность. Инициатива представляет собой свободную активность субъекта, которая реализуется в интеллектуальной или практической сферах. Человек, не имеющий инициативы, не может быть активным. Инициативный человек предполагает постоянную активность мысли, выражающуюся в различных целях, планах. Активность и инициатива взаимосвязаны между собой. Инициатива - это творческое начало в личности.

Чтобы почувствовать свою жизненную силу, человек должен принять ответственность за каждое свое действие, ощутив себя хозяином собственной жизни. Для этого ему необходимо на основе адекватной самооценки, анализа потенциальных возможностей проектировать жизненную стратегию. Результатом такого планирования должно стать четкое осознание и постановка близких и дальних целей. Их обозначение позволяет личности выстраивать перспективу жизненного пути. Проблема жизненного пути, а, следовательно, и жизненной перспективы личности может стоять только так: от стихийного способа жизни человек может перейти к такому, который он будет определять сам. Но суть этого определения в выборе условий, направления жизни, в выборе того образования, той профессии, которые максимально отвечали бы особенностям его личности, его желаниям, его ценностям, его способностям, в построении соответствующей перспективы жизни.

Одними психологами жизненные перспективы изучались с точки зрения сложности-простоты, отдаленности-близости, другими - исходя из соотношения прошлого, настоящего и будущего, третьими - из их ценностного содержания. Интегральной является классификация, в которой жизненные перспективы делятся на психологические, личностные и собственно жизненные.

Существует подход Т.Н. Березиной к изучению жизненных перспектив, который базируется, прежде всего, на типологическом принципе. В нем предполагается, что не все типы личностей располагают развитой интеллектуальной способностью предвидения, прогнозирования будущего. Ею была выявлена и доказана эмпирически гипотеза о существовании трех типов жизненных перспектив (или трех типов личностей с выраженными особенностями их жизненных перспектив).

1. Когнитивная перспектива, когда личность способна сознательно и достаточно детально строить жизненные планы, структурировать будущее, видеть свои перспективы и себя в будущем.

2. Личностно-мотивационная - когда отсутствует когнитивный план или даже сколько-нибудь четкие представления о будущем, однако мотивация достижения создает могучую направленность личности в будущее и определенную гарантию его реализации. Она представляет собой целостную готовность к трудностям, даже к неопределенности, что расходится с собственно когнитивным планом.

3. Жизненная перспектива создается предшествующей жизнью, когда уже достигнутая личностная жизненная позиция дает личности потенциал, приоритеты, которые гарантируют успешное будущее. Последняя перспектива может быть объяснена в категориях "уровня", достигнутого к настоящему моменту, который тем самым обеспечивает успешность в будущем. Жизненная перспектива, по-видимому, это реальный жизненный потенциал личности, заложенный ее прошлым опытом, уровнем ее развития, ее наличными способностями, что и составляет реальную движущую силу, гарантируя успешность ее будущего. Жизненная позиция может быть тупиковой, закрыть личности возможность ее движения в будущее (даже при наличии когнитивной перспективы и мотивационной готовности). В иных случаях она открывает новый уровень возможностей, которые личности остается только реализовывать, воплотить в формах жизни. Под жизненной позицией и ее уровнем подразумевается полученное человеком образование, уровень профессионализма, социальное положение и ряд других приоритетных социальных позиций, а также его личностные достижения, прежде всего личностную зрелость, богатство освоенных жизненных отношений.

Детерминация этих типов позволила разрешить вышеуказанное противоречие: мотивация достижения (и мотивация как таковая) не является единственной детерминантой активности личности, побудителем ее движения в будущее, временная проекция личности может строиться преимущественно не только на мотивации, но и на других механизмах. Позднее другими эмпирическими методами Т. Н. Березиной была еще раз подтверждена правомерность этих трех типов жизненных перспектив.

Продолжая исследование жизненных перспектив в условиях произошедших резких социальных изменений, т.е. в контексте психосоциального подхода, А. Н. Славская получила следующие данные. Сравнение разных возрастных групп (75 человек - дети в возрасте 10-13 лет, 78 - студенты, 76 - профессионалы в возрасте 30-45 лет и 80 - пенсионеры) показало, что у 80% детей и 65% пенсионеров жизненная перспектива блокирована, представления о будущем неопределенны. У 75% студентов жизненные перспективы когнитивно структурированы, определенны, как и у 52% профессионалов. В связи с этим можно сделать вывод, что жизненная перспектива это динамическая характеристика, непосредственно связанная с возрастными особенностями личности.

В итоге теоретического изучения проблемы жизненных перспектив мы можем утверждать, что жизненная перспектива – это целостная картина будущего, находящаяся во взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, от которых зависит социальная ценность и смысл жизни личности. Сама проблема жизненных перспектив заключается в том, что от стихийного способа жизни человек может перейти к такому, который он будет определять сам. Жизненные перспективы личности, их четкое осознание, их дальность, надежность и т.д. определяются профессиональным, семейным и возрастным самоопределением в жизни, которое зависит от личности, от ее жизненной позиции, от ее социально-психологической и социальной зрелости и активности. Жизненные перспективы тесно связаны с планированием личностного времени. Так, личность строит ближние, средние и дальние жизненные планы. Наряду с этим важность исследования планирования личностного времени обусловлена и той возможностью, которую оно представляет для изучения личности в ее стремлении к саморазвитию, к движению, возможностью увидеть человека в будущем, близком или отдаленном, в его собственной оценке своего потенциала, оно открывает человека таким, каким он сам хочет себя видеть в будущем. А это, безусловно, важно - особенно в педагогической практике, - суметь увидеть человека не только таковым, какой он есть сегодня, но и рассмотреть то, что еще в нем не раскрылось. Ведь не случайно одним из требований к психотерапевтической процедуре, сформулированным в гуманистической психологии, является то, что клиент должен чувствовать, что его принимают и поддерживают не только таким, каков он есть в настоящий момент, но и в его будущих возможностях. Только в этом случае он становится способным утвердить себя как независимая личность и стать архитектором своего будущего.

  • 6. Изменение личности с помощью терапевтического воздействия
  • Расскажите о современных тенденциях и перспективах развития клинической психосоматики.
  • 8. Структурные компоненты личности по Э.Берну, поведенческие маркеры каждой из подструктур, значение для практики семейного консультирования
  • - (франц. perspective, от лат. perspicio ясно вижу), система изображения объёмных тел на плоскости, передающая их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве, в том числе удалённость от наблюдателя. Перспектива в… … Художественная энциклопедия

    ПЕРСПЕКТИВА - перспективы, жен. [от латин. perspectus сквозь что–н. увиденный, рассмотренный] (книжн.). 1. Даль, пространство. В перспективе все это имело другой вид. 2. только ед. Искусство изображать, воспроизводить на рисунке, на плоской поверхности… … Толковый словарь Ушакова

    перспектива - ы, ж. perspective f. 1. Даль, пространство, охватываемое глазом. БАС 1. Подгнившие избушки снесены, и на место их выстроены новые с веселыми перспективами и романическими перистилями. Данилевский Ек. Великая. // ПСС 18 6. || Вид, панорама чего л … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ПЕРСПЕКТИВА - (ново лат., от perspicere насквозь видеть). 1) искусство изображать на картинках даль таким образом, как она представляется в действительности. 2) будущность. 3) вид в даль, открывающийся, с места наблюдения, на различные предметы, стоящие вдали … Словарь иностранных слов русского языка

    ПЕРСПЕКТИВА - – система изображения объемных тел на плоскости, а в сфере художественной – наука построения форм и определения пропорций, создающих натуральное (натуралистическое) отображение предметов и сцен реального мира, видимых с фиксированной точки зрения … Философская энциклопедия

    ПЕРСПЕКТИВА - (франц. perspective от лат. perspicio ясно вижу), 1) система изображения предметного мира на плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком.2) Линейная перспектива, способ изображения пространственных фигур на плоскости с… … Большой Энциклопедический словарь

    Перспектива - Перспектива. Въ перспективѣ (иноск.) все, чего ожидаетъ и чаетъ, на что, по извѣстнымъ даннымъ, можетъ надѣяться человѣкъ въ будущемъ, или опасаться (намекъ на перспективу видъ въ даль). Ср. (Надежда на заработокъ) эта чудеснѣйшая перспектива,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    ПЕРСПЕКТИВА - жен., лат. вид вдаль, вперед, на расстоянье, с обстановкой по пути разными предметами; | видимое, мнимое умаленье предметов и перекошенье их очертаний, по законам зренья; | изображенье, по сим законам, толстых предметов на плоскости. | * Все,… … Толковый словарь Даля

    перспектива - См. вид, ожидание... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. перспектива вид, ракур … Словарь синонимов

    перспектива - Перспектива, видимо, под воздействием ошибочного восприятия этого слова как якобы начинающегося с приставки пере возникло неправильное переспектива; однако повторим, для того чтобы лучше запомнить, верное: перспектива. Неправильное понимание… … Словарь ошибок русского языка

    Перспектива - (фр. perspective, от лат. perspicio – ясно вижу) 1) система изображения предметного мира на плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком; 2) воздушная перспектива передает изменения в цвете и в ясности очертаний… … Энциклопедия культурологии

    Книги

    • Перспектива , А.П. Барышников. Подготовляя рукопись для четвертого издания книги Перспектива`, автор вновь пересмотрел текст и иллюстрации, чтобы устранить недочеты, отмеченные читателями третьего издания. Автор стремится…

    Цель : запустить процесс проектирования молодыми людьми собственной жизни, создать предпосылки для развития способности видеть успешные перспективы своего будущего.

    Задачи:

    • способствовать актуализации смыслового содержания жизненного пути, жизненных целей и ценностей;
    • подвести к нахождению связи прошлого, настоящего и будущего, иметь представления о возможности учиться на своем прошлом опыте и видеть перспективы будущего с учетом жизненных планов и целей;
    • способствовать умению выбирать альтернативы в пользу активной жизненной позиции и здорового образа жизни.

    Целевая группа: группа учащихся старших классов общеобразовательного учреждения, либо учреждения профессионального образования в количестве 20 человек. Возраст участников: 15-18 лет.

    Условия для группы: отдельное помещение, наличие мест (стульев) по количеству участников.

    Условия для тренера: работа осуществляется по соглашению с учреждением профессионального образования и осуществляется на основании заказа в рамках своей профессиональной деятельности.

    Инструментарий: наличие флипчарта /доски, блокнота/ватманов (3-х), мела / 1 пачки маркеров и 2-х пачек фломастеров/ ручек по количеству участников; стульев по количеству участников; текстов притч и применяемой методики, бланков к заданиям; музыкального сопровождения: магнитофона, кассеты/диска, текста релаксационного упражнения, бумаги формата А-4 четырёх цветов, фото знаменитых и успешных людей, магнитов, бумажного скотча.

    К техническому заданию, сценарному плану проведения тренинга предлагаются приложения + фото проведенного мероприятия.

    Время / сроки: разовый тренинг. Время проведения – 2 ч. 50 мин.

    Ожидаемый результат:

    • способность видеть успешные перспективы своей будущей жизни;
    • осознавать каждым участником себя свободной и уникальной личностью, способной ставить жизненные цели, не бояться их изменять, не боятся ошибок и испытаний, уметь жить в гармонии с самим собой и окружающими, и осознавать смысл своего бытия в этом мире и свое место в нем.

    Перспективы: проведение тренингов: «Правила, которым тысячи лет…Этикет», «Выиграть может каждый или как разрешить конфликт», «Я интересуюсь своим будущим, потому что собираюсь провести в нём всю свою оставшуюся жизнь… », «Урок Здоровья. Здоровый дух в здоровом теле»; подготовка молодёжных групп к участию в Фестивале молодёжных идей «Здоровый город» и др.

    План занятия

    Сессия

    Задача

    Пункт плана /Метод

    Ведущий

    Инструментарий

    5 мин. Знакомство участников группы с тренером, налаживание положительного эмоционального фона в группе, определение ключевых жизненных приоритетов. I. Организационный момент. Погружение в тему. Упражнение «Что движет человеком в жизни…или в чем ее смысл? Визуализация, вывод по итогам упражнения. Доска/флипчарт, блокнот, мел/маркер.
    5 мин. Найти слова – ассоциации, определяющие успешность человека. II. Упражнение «Ассоциации к слову «УСПЕХ». Обсуждение, визуализация Доска/флипчарт -1, блокнот, мел/маркеры 2-х цветов.
    15 мин. Посредством показа фото знаменитых людей определить составляющие успеха. III. Работа с группой «Качества успешного человека». Визуализация наглядных материалов (фото знаменитых и успешных людей). Вывод по итогам упражнения, определение «Формулы успеха». Анализ и обсуждение. Доска/флипчарт -1, блокнот, маркеры 2-х цветов/мел, фото знаменитых и успешных людей, магниты, бумажный скотч, ножницы.
    7 мин. Дать определение понятию «жизненный успех» IV. Мозговой штурм «Можно ли прогнозировать жизненный успех? Информационная интервенция тренера с наглядной визуализацией, дискуссия «5 сфер, ведущих к достижению успеха: познание себя, умение общаться, приспособляемость, стрессоустойчивость, оптимизм». Доска/флипчарт, мел/ маркер.
    10 мин. Конструирование образа человека, определение и оценка его качеств личности. V. Упражнение «Веер». Моделирование образа. Групповая работа. Индивидуальный анализ по итогам выполнения задания. Обобщающий анализ упражнения. Бумага формата А-4 цветная, фломастеры по количеству участников.
    20 мин. Повысить самооценку человека, показать уникальность человека, найти положительные черты его личности. VI. Упражнение «Золотой стул». Мозговой штурм, публичные комплименты в адрес сидящего на «троне» человека. Информационная интервенция «Характеристика уверенного и неуверенного в себе человека». Стул («трон»), стулья по количеству участников.
    10 мин. Показать, что варианты достижения одной цели могут быть разнообразны, цель – одна и достижима. VII. Упражнение – энергизатор для группы «Достижение цели».
    15 мин.

    Кофе – пауза

    10 мин. Создать предпосылки для проектирования собственной жизни посредством видения опыта прошлого и перспектив будущего. VIII. Методика «Мой жизненный путь». Методика, листы формата А-4 по количеству участников, ручки.
    Текст методики прилагается (приложение 1 ).
    10 мин.

    Обобщить информационно – практический материал. Способствовать актуализации смыслового содержания жизненного пути с учетом жизненных планов и ценностей.

    IX. Проблемный вопрос «Что важнее – прошлое, настоящее или будущее?!». Индивидуальная работа с раздаточным материалом «Что необходимо человеку для осуществления планов». Обсуждение, анализ тренера. Притча о споре трех мудрецов «Что важнее…прошлое, настоящее или будущее?!». Текст притчи прилагается (приложение 2 ). Раздаточный материал – бланки и ручки по количеству участников.
    Бланк прилагается (приложение 4 ).
    5 мин. Акцентировать внимание на важности внутренних установок человека, его восприятия жизни. X. Чтение метафор. Притча «Преобладающее настроение. Пессимист, скептик, оптимист», «Притча о строителях». Текст притч прилагается (приложение 3 )
    20 мин Способствовать формированию навыков самопрезентации. XI. Ролевая игра «Собеседование». Работа в малой группе, визуализация, метод проблематизации. Обсуждение, обобщение материала. Бланк «Анкета кандидата на должность» по количеству участников прилагается (приложение 5 ).
    10 мин. Познакомить с правилами делового этикета и правилами поведения в обществе, в частности на собеседовании. XII. Информационная интервенция.Мозговой штурм «Навыки самопрезентации.Правила делового этикета. Правила поведения на собеседовании».Визуализация и обсуждение. Работа в парах. Упражнение – активатор «Личное пространство».

    Доска/ флипчарт, мел/ маркеры 2-х цветов. Правила делового этикета и правила поведения на собеседовании прилагаются (приложение 6 )

    8 мин.

    Помочь разработать свой личный образ будущего, в котором осуществляется ваша мечта.
    Подвести итог работы.

    XIII. Релаксационное упражнение на завершение занятия «Машина времени». Обобщающая беседа по итогам тематики мероприятия. Рефлексия. Ритуал прощания

    Музыкальное сопровождение: магнитофон, кассета. Текст упражнения прилагается (приложение 7 ). Раздаточный материал «Гимн себе» (приложение 8 ).

    2 ч. 50 мин.

    Ход занятия

    Уважаемая аудитория, тема нашей встречи сегодня«Мой жизненный путь. Перспектива успеха».

    У каждого из нас свой жизненный путь, своя дорога – длиною в жизнь. И только от нас с вами зависит – какой она будет: интересной, насыщенной, продуктивной или скучной, никчемной и бессмысленной.

    Вопрос. Как вы думаете, что движет человеком в жизни? Или в чем ее смысл?

    • Желание создать семью.
    • Желание получить образование.
    • Желание быть полезным в обществе и своем окружении.
    • Желание разбогатеть.
    • Желание самоутвердиться в жизни.

    Записываются определения на ватмане/доске. Всё, что вы сейчас перечислили – это не что иное, как наши с вами жизненные ценности и ориентиры. Или другими словами – те факторы защиты, благодаря которым человек должен жить счастливой и радостной жизнью, не ища выхода в решении своих проблем, например, с помощью алкоголя или наркотиков (не прибегая к помощи ПАВ).

    Вопрос. Поднимите руку, кто хочет быть успешным в жизни человеком?

    Конечно, все. Только понятие слова «УСПЕХ» для всех нас может быть разным.

    Ответьте, пожалуйста, так что же такое - «УСПЕХ»?

    • Это состоявшаяся карьера.
    • Материальное благополучие и благосостояние.
    • Хорошая и крепкая семья.
    • Верные друзья.
    • Успех у противоположного пола, любовь.

    Ответы записываются на ватмане напротив ответов о смысле жизни.

    Получается, что мы, так или иначе, возвращаемся к жизненным ценностям, к тому, что для нас ценно и важно в жизни.

    Другими словами, сейчас мы с вами будем выяснять – как стать или… быть успешным в жизни человеком!!!

    На доске вывешиваются фото знаменитых людей: В.Путина, Д.Медведева, В.Зайцева, Валерии, Ж.Фриске, И.Кобзона, Л.Бокерии, семейную пару фигуристов: Жулина и Навки.

    Вопрос. Можно ли этих людей назвать успешными? Какие качества их объединяют? (ответы аудитории)

    На ватмане/доске выписываются качества успешных людей:

    • Трудолюбие
    • Способности
    • Талант
    • Целеустремленность
    • Знание себя, своих возможностей и способностей
    • Уверенность в себе
    • Умение общаться
    • Креативность
    • Индивидуальность

    Именно эти качества и обеспечили этим людям успех. Можно сказать, что сейчас мы с вами вывели определенную формулу успеха.

    Вопрос . Можно ли сказать, что те люди, которые не знамениты и не совсем богаты - не успешны? (ответы ребят).

    Конечно, нет, если человек живет в гармонии с собой и окружающими. Все мы разные и у нас разные потребности. Для одного человека его успех – это хорошая семья, любимая работа и преданные друзья. Для другого – это карьера и богатство. У каждого в жизни свои приоритеты и ценности.

    IV.Можно ли вообще прогнозировать жизненный успех???

    Что делает одного человека великим и выдающимся, а другого – средним и незаметным, волновал людей давно. Одни считали, что для успешной реализации личности в жизни требуется высокий интеллект , другие - наличие креативности .

    Третьи утверждали, что для выдающихся достижений в первую очередь нужны и важны глубокие и разносторонние знания .

    Все эти утверждения можно признать верными частично.

    Психологические исследования 20 и 21 века убедительно свидетельствуют о том, что успех в жизни в большей степени зависит совсем от других психологических характеристик:

    • наличие эмоциональной сферы, способностей к эффективному межличностному общению и взаимодействию, умение регулировать свое эмоциональное состояние и управлять своим мышлением и поведением, обладание устойчивости к стрессам и разочарованиям…т.д.

    Американский ученый (психолог) Дэниел Големан выделил понятие «эмоциональный интеллект» и предложил его рассматривать как важный компонент лидерских способностей и основу для жизненного успеха.

    Ученый определил 5 сфер , которые ведут к достижению успеха:

    • познание себя: познание собственной личности (осведомленность о собственных эмоциях, уверенность в себе, самоуважение, самореализация, независимость);
    • умение общаться: навыки межличностного общения (межличностные взаимоотношения, социальная ответственность, сопереживание);
    • приспособляемость: способность к адаптации (решение проблем, оценка реальности, приспособляемость);
    • стрессоустойчивость: управление стрессовыми ситуациями (устойчивость к стрессу, импульсивность, контроль);
    • оптимизм: преобладающее настроение (счастье, оптимизм).

    Вопрос. Что же нужно делать нам с вами, чтобы развивать в себе эти жизненно - важные навыки и качества личности, без которых успеха нам не добиться?!

    Для начала – важно их хотя бы осознавать и уметь анализировать свои собственные качества личности.

    Сейчас вам предлагается выполнить групповое упражнение «Веер».

    Ход: листы формата А-4 раздаются всем участникам упражнения, которые подписывают свой лист и делят его на 2 столбца: в 1-ом будут записываться положительные качества личности человека («+»), во-2-ом – качества, над которыми надо работать («-»). Листы передаются по кругу, упражнение заканчивается, когда листы возвращаются к своему адресату.

    2-й вариант упражнения (для группы, не достаточно хорошо знающей друг друга): индивидуальная работа «Мои качества личности», позволяющая задуматься над своими качествами личности, подумать над тем, какие качества необходимо в себе развивать, а над какими работать.

    Бланк ко 2-му варианту упражнения .

    Анализ упражнения : Это упражнение можно отнести к сфере познание себя.

    Для чего мы пытаемся познать самих себя, изучить свое «Я» - для того, чтобы можно было сделать какие – либо выводы и иметь возможность измениться самому и изменить свою жизнь к лучшему.

    Вывод: в построении жизненного пути многое зависит от способности познавать себя, от способности анализировать свои ошибки, многое зависит от внутренних установок человека, его восприятия жизни и уровня самооценки.

    VI.Упражнение «Золотой стул».

    Ход: по желанию один из подростков садиться в центр круга. Участники говорят ему то, что каждому из них в нем нравится.

    Обсуждение: вопрос к участнику: что знал о себе, что для него было новым, как себя чувствует после упражнения.

    Вывод: свои недостатки и недостатки знакомых мы знаем хорошо, а обратить внимание на свои и чужие достоинства личности не всегда готовы.

    Важна также уверенность в себе и своих силах.

    «Характеристика уверенного и неуверенного человека»

    Вопрос. Вы видите разницу в уверенном человеке и неуверенном? Как вы думаете, у кого больше шансов самореализоваться в жизни, добиться успехов и признания? (Ответы аудитории)

    Но что же делать неуверенному в себе человеку? Надо работать над собой, помнить, что каждый человек уникален, искать и развивать свои способности и не пасовать пред трудностями, не боятся ошибок. Очень важно понять, что ошибки и трудности неизбежны на любом пути. Они сопровождают человека всю его жизнь, и успех зависит от того, как научился человек с ними справляться.

    Многие люди в страхе перед трудностями пасуют и предпочитают ничего не делать, лишь бы не потерпеть неудачу! Сколько идей и замыслов остаются нереализованными.

    Не пасуйте перед трудностями. Действуйте! Ошибайтесь, но смело идите к цели! Помните, что активное действие – это главное, что отличает неудачника от победителя. Будьте победителями и хозяевами своей жизни!

    VII.Упражнение – активатор «Достижение цели».

    Ход: группа выстраивается в шеренгу.

    Задание: есть цель – добраться до определенной линии, черты или стены каждому участнику способом, не похожим на другие (ползком, бегом, пропрыгать на одной ноге и т.д.).

    15 мин. Перерыв.

    VIII. Методика «Мой жизненный путь» (приложение 1).

    IX. Притча о споре трёх мудрецов о том, что важнее для человека – его прошлое, настоящее или будущее (приложение 2 , приложение 4).

    Вопрос. Что важнее: прошлое, настоящее или будущее? (Ответы ребят).

    Понятия: прошлое, настоящее и будущее – вся ваша жизнь.

    Вопрос: Точка зрения какого мудреца вам ближе? (Ответы и рассуждения аудитории).

    Вывод: Важно все: уметь анализировать опыт прошлого, видеть перспективы будущего, «здесь и сейчас» уметь ставить перед собой цели, видеть возможности что-либо изменить в своей жизни в лучшую сторону.

    X. Притча оважности внутренних установок человека, его восприятия жизни (приложение 3).

    Важно также, какое у человека преобладающее настроение.

    Понятия: пессимист, скептик, оптимист.

    А поскольку мы все живем в обществе, нам важно научиться конструктивно общаться с людьми. А для этого мы поиграем.

    XI. Ролевая игра «Собеседование». Анкета кандидата на должность (приложение 5).

    Среди участников выбирается руководитель и три соискателя на место топ-менеджера.

    Соискателям дается задание:

    «В компанию требуется топ-менеджер. У вас бедственное положение. Вам во что бы то ни стало необходимо устроиться на работу, и именно в эту компанию. Компания очень известная, с хорошей репутацией, с социальным пакетом, высокой зарплатой, возможностью карьерного роста, перспективой и пр. вам необходимо заинтересовать своей персоной руководителя»

    Руководителю дается задание разработать список вопросов (может быть предложен бланк анкеты кандидата на должность) и название компании. Ведущий предлагает руководителю типаж, которому должно соответствовать его поведение (можно выбрать трех руководителей, а класс - комиссия):

    Безучастный – инициатива полностью исходит от клиента.
    Активный – переубедить соискателя и устроить его на другую должность.
    Ситуативный – вести себя в соответствии с ситуацией (заинтересован принять на работу ценного специалиста).

    На проигрывание ситуаций каждому соискателю дается 2 минуты. Каждый соискатель проходит собеседование у руководителя (либо 3-х). После того, как соискатель прошел собеседование у руководителя (лей), он переходит в группу наблюдателей. Руководитель (ли) вместе с комиссией (классом) определяют того соискателя, с которым они хотели бы сотрудничать.

    XII. Выводы по итогам игры. Знакомство с навыками самопрезентации.

    Чтобы понравится другим,
    Нужно говорить
    С ними о том, что их занимает,
    Уклоняться от споров
    О предметах маловажных,
    Редко задавать вопросы
    И ни в коем случае
    Не дать им заподозрить,
    Что можно быть умней, чем они.

    Ф.Ларошфуко

    Многочисленные пособия учат, как произвести хорошее впечатление на собеседника, партнера, начальника. Все знают о «правиле 30 секунд», за которое формируется отношение к человеку. Но как сохранить хорошее впечатление о себе, если оно не подкреплено ни способностями, ни мотивацией. Навыки самопрезентации могут помочь получить хорошую работу. Но для того, чтобы на ней закрепиться, их недостаточно.

    С помощью невербальных средств общения – мимики, жестов, телодвижений – предается от 60 до 80% информации. Если учесть, что остальные 20-40% передаются с искажениями (сколько понято), можно только удивляться, как еще нам удается понимать друг друга.

    Некоторые важные моменты самопрезентации:

    • Элегантная походка
    • Правильная осанка
    • Изящные жесты
    • Мимика
    • Улыбка
    • Дистанция общения (диапазон у южных народов от 30 см. и у северных до 80 см.)
    • Одежда
    • Речь (визитная карточка человека)

    Вывод: Все вышеперечисленные моменты являются составляющими «Этикета». Озвучить правила делового этикета и правила поведения на собеседовании (приложение 6).

    Как сохранять самообладание.

    Советы: при выступлении незаметно держать в руках скрепку, поглядывать на картинку с тигром, например, как на смелого и сильного животного, или на соловья – как хорошего оратора и певца, можно смотреть поверх голов аудитории в пространство, или выбрать из аудитории человека, дружелюбно к вам настроенного, который невербально будет вас поддерживать.

    Упражнение «Личное пространство»

    Работа в парах. Два человека выходят к доске и становятся лицом к лицу друг к другу на расстоянии 3-4х метров. Затем один начинает медленно приближаться к другому. Стоящий неподвижно должен сказать «стоп». Когда почувствует, что другой вторгается в его личное пространство. Ученые установили: чем агрессивнее человек, тем больше его личное пространство.

    В заключении предлагается выполнить релаксационное упражнение«Машина времени» (приложение 7).

    Анализ упражнения:

    • Довольны ли вы образами своего будущего?
    • Что вам понравилось больше всего?
    • Есть ли что-то, что вам не понравилось?
    • Если вы не совсем довольны, то что бы вы хотели изменить в образе своего будущего?

    В этом сне каждый состоялся как личность, чего-то достиг, создал семью, построил карьеру и т.д.
    Постарайтесь сделать этот сон явью, удачи и успехов вам в вашем личностном и жизненном самоопределении.

    Спасибо за внимание, и на память о нашем занятии предлагаю вам раздаточный материал «Гимн себе» (приложение 8).

    Чаще исполняйте его себе, и тогда вам будет сопутствовать удача, успех и благосклонность людей.


    Различные подходы к изучению жизненной перспективы представлены в работах К. А. Абульхановой-Славской, В. Г. Асеева, Я. В. Васильева, М. Р. Гинзбурга, Е. И. Головахи, А. А. Кроника, Л. Ю. Кублицкене, В. Ф. Серенковой, Н. Н. Толстых, Р. Кастенбаума, Т. Коттле, Ж. Нюттена, А. Рабина и др. Жизненная перспектива понимается большинством авторов как целостная картина будущего, включающая ряд возможных (планируемых и ожидаемых) событий, находящихся в многосторонней, порой неоднозначной взаимосвязи друг с другом. Построение жизненной перспективы подразумевает составление жизненных планов, предполагающих выдвижение этапных целей, разработку путей их достижения, а также анализ реализации поставленных целей. Планирование личностью своего будущего предполагает определенную структуру.


    Один из вариантов ее предложен А. Г. Шмеляевым, И. А. Деминой. Так, структура целевого планирования жизненной перспективы включает планирование ближней жизненной перспективы, средней и дальней. При этом планирование ближней жизненной перспективы включает представление путей достижения целей, средней - постановку самих жизненных целей, а дальней - более удаленные и глобальные жизненные цели, возникающие на основе осознания ценностно-смысловых аспектов реализации уже поставленных жизненных целей.


    При рассмотрении целей по срочности, средств - по легкости, а мотивов - по важности, появляется возможность оценивать субъективную вероятность реализации спланированного, а значит, есть возможность корректировать содержательный и временной контекст реализации жизненной перспективы в течение всего жизненного пути. Т. е. речь может идти о своеобразии жизненной перспективы на каждом этапе жизненного пути, которая базируется на субъективных представлениях личности о нем. К настоящему моменту область представлений человека о времени жизни изучена достаточно широко. Личность как субъект жизни выступает в роли организатора собственного жизненного пути (Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская, Л. С. Выготский), и субъективной картина жизни выступает важнейшей характеристикой самосознания личности, развернутой во времени, отражающей этапы индивидуального и социального развития человека, состоящей из жизненных событий и учитывающей динамику их реализации (В. Г. Асеев, Я. В. Васильев, Е. И. Головаха, В. И. Ковалев, С. Л. Марков, Н. Н. Толстых, Р. Кастенбаум, Т. Коттле, Ж. Нюттен). Это некий "психический образ, в котором отражены социально обусловленные пространственно-временные характеристики жизненного пути (прошлого, настоящего и будущего, его этапы, события и их взаимосвязи)" (А. А. Кроник).


    Структура субъективной картины жизненного пути может рассматриваться в двух направлениях. Первое отражает идею изучения субъективной картины с точки зрения субъективного восприятия личностью времени собственной жизни, под которым понимается система представлений человека о собственном прошлом, настоящем и будущем (В. И. Ковалев, Л. Ю. Кублицкене, В. Ф. Серенкова). Данная позиция отражает ценностный аспект времени жизни как отдельного явления, позволяет выявить его индивидуальное качественное своеобразие, определить роль прошлого, настоящего и будущего в жизни отдельного индивида, объяснить специфику планирования жизненной перспективы в условиях современной социальной ситуации.


    Второй аспект подчеркивает в исследовании субъективной картины жизненного пути причинно-целевой компонент (Е. И. Головаха,

    А. А. Кроник). Такой подход позволяет выявить спектр конкретных жизненных событий, наполняющих образ прошлого, настоящего, будущего и межсобытийные взаимосвязи. Внимание концентрируется на конкретном событийном содержании субъективной картины жизни и позволяет фиксировать причинно-следственные и инструментально-целевые связи между событиями и тем самым говорить о мере целостности восприятия человеком собственной жизни.


    Субъективная картина жизни может и должна исследоваться и интерпретироваться не только с указанных позиций в отдельности, но с точки зрения их интеграции. Таким образом, рассматривая жизненную перспективу как неотъемлемую часть самосознания, непосредственно влияющую на становление индивидуальной и социальной субъектности, в этом смысле ее можно оценивать как важнейшую детерминанту и психологического здоровья личности и фактор "снятия" сопротивления (т. е. защитных механизмов). Формирование жизненной перспективы, адекватной жизненным силам, есть способ "продвижения" личности к самоактуализации, сохранению и развитию психологического здоровья, достижению объективного успеха и субъективного благополучия.