Занятие Знакомство со звуком и буквой. Знакомство со звуком (а) и буквой А Домашнее задание гласные звуки

Дела домашние

Звук и буква А

Задание 1. Взрослый учит ребенка ориентироваться в «схеме собственного тела»: объясняет и показывает, где у него правая и левая рука, правая и левая нога. Затем просит ребенка показать, где у него левое ухо, правый глаз, левая бровь и т. д. После этого предлагает ответить, в какой руке (правой или левой) держит данный ему предмет. Когда малыш научится правильно ориентироваться в «схеме собственного тела», взрослый учит его определять «право - лево» на рядом сидящем с ребенком человеке, а затем - и на сидящем напротив.

Задание 2. Дидактическое упражнение «Откуда раздался звук?» (развитие слухового внимания).
Ребенок закрывает глаза. Взрослый звонит в колокольчик, а ребенок должен рукой указать, откуда слышен звук.

Задание 3. Знакомство со звуком [А].
Взрослый предлагает ребенку прослушать ряд слов.
При этом голосом выделяет звук [А] во всех этих словах и просит ребенка ответить на вопрос: «Какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов?»:
август, аист, адрес.

Взрослый показывает ребенку перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука [А]: когда мы произносим звук [А], то:

Губки в спокойном состоянии;
- ротик открыт широко;
- язычок спокойно лежит во рту;
- горлышко «работает» (рука ребенка для контроля за работой голосовых связок лежит на его горлышке).

Ребенок правильно произносит звук [А] перед зеркалом, а затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса. Взрослый объясняет ребенку, что звук [А] - гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду), и показывает малышу красный кружок для обозначения этого звука, а также символ звука [А] букву - девочка укачивает куклу и поет ей: ААА...

Задание 4. Фонетические упражнения. Взрослый просит ребенка:

- показать, как девочка укачивает куклу: аааааааа... (вслед за взрослым на плавном длительном выдохе);
- что просит сказать врач, когда осматривает горло? - А-А-А... (вслед за взрослым, отрывисто);
- самостоятельно произнести столько раз звук [А], сколько раз взрослый хлопнет в ладоши.

Задание 5. Взрослый просит ребенка назвать лишнее слово в ряду, (то, которое не начинается на звук [А]):

апельсин, артист,
суп, астроном.

Задание 6. Взрослый называет ребенку слово, просит определить и обозначить в нем место звука [А] (начало или конец слова), используя красный кружок и карточку.

Август, аист...; рука, лиса, пила.

Задание 7. Дидактическое упражнение «Назови на А» (вспомнить слова из одного смыслового круга, начинающиеся на звук [А]):

транспорт: автобус, аэробус, аэроплан...; фрукты: ананас, апельсин, абрикос...; профессии: агроном, астроном, артист...; имена мальчиков и девочек: Аня...; Андрей...

Задание 8. Выучить чистоговорки:
А-а-а - шире ротик, детвора.
А-а-а - у меня болит нога.

Задание 9. Взрослый читает стихотворение и просит ребенка ответить, какой одинаковый звук часто в нем слышится, а затем назвать все слова из этого стихотворения, начинающиеся на звук [А].

- Что везешь, Автомашина?

Все, что есть на букву А:

Вот арбузы, апельсины,

Абрикосы и айва.

При перечислении фруктов ребенок правой рукой последовательно загибает пальчики левой руки.

Задание 10. Знакомство с буквой А.

Высока и стройна буква А.
Очень похожа на арку она.

На что еще похожа буква А? (На ракету, крышу дома...)

Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные - сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».

Виктория Павленко
Логопедическое домашние задание для детей 6–7 лет с ОНР. Тема: Гласная буква «Е» и гласные звуки [ЙЭ].

1. Вспомнить сколько всего гласных букв и звуков в русском языке? Почему эти звуки называются гласными? Каким цветом мы их обозначаем?

Чем отличаются буквы от звуков?

Буквы - пишем и видим, читаем.

Звуки - мы слышим и произносим.

Видим букву, произносим звук!

2. ЗАПОМНИ!Буква "Е"– гласная, пишется после мягких согласных –обозначает мягкость согласного, пишем и видим букву Е произносим и слышим звук [Э]

например: ПЕЛ - [П`] [Э] [Л])

3. ЗАПОМНИ! Буква "Е" в начале - слова обозначает два звука [Й Э],

например: ЕЛИ-- [ЙЭ] [Л] [И]).

Прочти слова и выполни звуковой анализ.

Посчитай сколько букв в каждом слове? Сколько звуков? Почему звуков больше чем букв?

4. ЗАПОМНИ! Когда буква "Е" в слове пишется после гласной буквы, она обозначает два звука [Й Э], например МОЕТ - [М] [О] [ЙЭ] [Т]. Выполни звуковой анализ слов:

Посчитай сколько букв в каждом слове? Сколько звуков? Почему звуков больше чем букв? После какой буквы (гласной или согласной) написана в словах буква "Е"?

Публикации по теме:

Домашние задания по обучению детей грамоте «Гласные звуки и буквы» Карточка 1. Звук и буква А, а 1. Звук «А» - гласный (он образуется с помощью голоса, его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает.

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [с], [с’]. Буква «С» Цель: Познакомить с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С». Образовательные задачи: - уточнить и закрепить правильное произношение звуков.

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема «Звуки [Л], [Л’]. Буква Л» Тема: «Звуки Л, ЛЬ. Буква Л» Цель: Закрепить навык четкого произношения звука л в слогах, словах, фразах, познакомить с буквой Л. Задачи:.

1. Расширение словарного запаса детей Здание, группа, кабинет, логопед, воспитатели, помощник воспитатели, медсестра, музыкальный руководитель.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звуки речи. Гласные и согласные». Тема: «В гостях у зайчика и лисы» (на примере русской.

Конспект занятия по обучению чтению и развитию речи детей дошкольного возраста «Гласные и согласные звуки» ; "Гласные и согласные звуки". Цель; упражнения в различении гласных и согласных звуков» обозначение их фишкой. Ход занятия:I Повторение.

НОД в старшей группе по лексической теме «Осень» (обобщение). Гласная буква «О». Задачи: 1. Закрепить тему "осень". 2. Закрепить представление о гласной букве "О". 3. Упражнять в словообразовании названий листьев. 4. Продолжать.

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Продолжать учить ребенка различать неречевые звуки.

2. Подготавливать ребенка к усвоению звуко-слогового ряда путем формирования пространственно-временных представлений.

3. Произвести слухо-произносительную дифференциацию звуков [А], [О], [И], [У], обратив особое внимание на сравнение следующих пар: [О] - [У], [А] - [О].

4. Формировать фонематические представления ребенка на материале звуков [А], [О], [У], [И].

5. Закрепить навык определения места гласного звука в ударной позиции в слове (начало, середина, конец слова).

6. Учить анализировать звуковой ряд из четырех элементов.

Задание 1 . Дидактическое упражнение «Продавец и покупатель» (развитие слухового внимания).

Взрослый насыпает в непрозрачные банки крупу: манку, гречу и горох. Ребенок (покупатель) просит продать ему какую-нибудь крупу. Взрослый (продавец) предлагает ребенку выбрать нужную крупу по звуку (ребенок трясет банку и угадывает по характерному звуку, что это за крупа).

Задание 2 . Дидактическое упражнение «Перед — между — после» (уточнение пространственно-временных представлений).

Взрослый называет ряд цифр от 1 до 10 и спрашивает, какая цифра в ряду первая, последняя, какая цифра стоит перед цифрой 7, после нее, между 8 и 10? (Игра проводится без зрительного подкрепления.)

Задание 3 . Уточнение и дифференциация звуков [А], [О], [У], [И].

Взрослый произносит имена девочек, а ребенок называет первый звук в каждом имени: Аня, Оля, Уля, Ира.

Повторить вместе с ребенком артикуляцию гласных звуков. Их символы, обозначение (красными кружками). Почему они называются гласными?

Дидактическое упражнение «Угадай звук по описанию».

Взрослый показывает артикуляцию знакомого гласного звука, а ребенок угадывает, какой это звук, например, губы вытягиваются трубочкой — звук [У].

Взрослый показывает артикуляцию звукового ряда, а ребенок угадывает по беззвучной артикуляции, что «сказал» взрослый (например, «трубочка-улыбка» — УИ).

Взрослый просит ребенка послушать внимательно и повторить за ним серию звуков: АИУ, УИА, ИОАУ...

Задание 4 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».

Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать произносимые гласные звуки и хлопнуть в ладошки только на определенный звук (например, на звук [А]):

а, и, а, о, и, у.

Аналогично игра проводится и с другими звуками.

Задание 5 . Прослушать ряд слов и назвать лишнее (начинающееся с другого звука):

Аня, август, осень, апельсин; Оля, овощи, уши, окна; Ира, ива, Инна, утка; усики, утка, осень, ушки.

Задание 6 . Дидактическое упражнение «Подари подарки Ане, Уле, Оле, Ире» (вспомнить слова, начинающиеся со звуков [А], [У], [О], [И]).

Задание 7 . Рассмотреть картинки, которые ранее были наклеены в тетрадь, и называть предметы, начинающиеся на звуки [А], [О], [У], [И].

Задание 8 . Дидактическое упражнение «Выбери картинки». Взрослый предлагает ребенку из ряда нарисованных предметов выбрать те, названия которых начинаются на определенный звук (например, на звук [А]).

Задание 9. Вспомнить загадки, стихи на звуки [А], [О], [У], [И].

Задание 10. Взрослый просит ребенка закончить одним словом предложения; назвать первый звук в каждом из этих слов. В качестве подсказки можно использовать картинки.

На крышу поставили телевизионную... (антенну). Солдат стреляет из... (автомата). У зайца длинные... (уши). Ученик учит... (уроки). Наступила золотая... (осень). В огороде выросли...(овощи). Маша вдевает нитку в... (иголку). Маше купили новую... (игрушку).

Задание 11 . Взрослый произносит слово и предлагает ребенку указать в нем место определенного звука (начало, середина, конец слова), используя карточку и красный кружок.

[А]: август, рука, мак; [О]: Оля, кот, пальто; [У]: уши, пишу, суп; [И]: Ира, рис, сапоги.

Задание 12 . Взрослый произносит начало слова и просит ребенка договорить последний слог, назвать последний звук:

кенгу... (ру), сапо... (ги), моло... (ко), ру... (ка).

Задание 13 . Упражнение для развития координации речи с движениями.

Мы в лес пошли, - Ребенок марширует.

Топор нашли, - Остановился.

Дрова рубили - Ноги — на ширине плеч, руки — в «замок»-

— Ах! Ох! Ух! Их! - Энергичные наклоны.

Задание 14 . Закрепление знания букв А, О, У, И. Упражнения для пальцев: буквы А, О, У из пальчиков (см. темы № 1, 2, 3, 4);

повторить шуточные стихи про эти буквы, вспомнить, на что еще они похожи;

повторить игры с буквами А, О, У, И.

Задание 15. Анализ звуко-буквенного ряда из четырех элементов: АОУИ, ИУАО, УИОА, ОАУИ и т.д.;

Выкладывание схем из красных кружков; составление буквенных рядов по заданию взрослого, чтение (цель: формирование навыка плавного слитного чтения буквосочетаний из разного количества гласных), списывание, письмо печатными буквами под диктовку.

Предлагаю вам материал по автоматизации звука [С] в слогах. Данные упражнения предназначены в качестве домашнего задания (используются как вклейка в тетрадь ученика) по автоматизации звука [С] во всех слоговых позициях. Логопед из списка слов на отработку звука выбирает только те слова, которые состоят из звуков не нарушенных в произношении у ребенка.

Родителям и ребенку удобно пользоваться данной вклейкой, так как звук отрабатывается, начиная от слогов и заканчивая предложением.

В качестве дополнительного и самостоятельного задания ребенку предлагается раскрасить и назвать (подписать) картинки на данную слоговую позицию звука [С].

Слог СА

са - со - су - сы
сы - су - со - са
са - сы - со - су
су - са - сы - со
со - су - са - сы
со - су - са - сы

Произносить слова, предложения:

Сабля, сад, садик, сайка, сайра, сальто, сало, сам,сани, санки, Саня, сахар, коса, колбаса, кусать, леса, лиса, оса, писать, полоса, роса, сады, садовник, салат, салон, салют, салфетка, самокат, самолет, сандалии, санитар, сапог, сарай, сарафан, касса, масса, колеса, плакса.

Саня идет в сад. В саду оса. У самого носа оса. Оса полосатая. Высоко в небе самолет. Саня и Соня летят на самолете. Самолет идет на посадку. Сане купят новый самокат. У Сани сани едут сами. У Саньки новенькие санки. Саня едет на санях. Саня видел салют. Саня сам надевает сапоги. Садовник посадил сад.

Слог СО

Произнеси слова, предложения:

Соболь, совы, сода, сокол, соль, Соня, сом, сон, босой, висок, волосок, высокий, колесо, кусок, носок, песок, фасоль, собака, совет, соловей, солома, мясо.

Бориса покусала собака. Собаке дали кусок мяса. Собака своих не кусает. На соломе спит собака. У Сони коса до самого пояса. Дайте Сани сок и ананаса кусок. Песок в совке. Соль в солонке. Сонный сом на дне. Соня спала на соломе. Соня, купи маме соды.

Раскрась картинки. Подпиши названия.

Слог СУ

Произнеси слова, предложения:

Суд, суп, сук, сумка, сумма, сутки, сухо, барсук, несу, пасу, посуда, рисунок, суббота, сугроб, сундук, сухой, вынесу.

Суп стынет. У мамы новая сумка. В лесу сухо. Барсук готовится к зиме. Несу сумку. На столе стоит посуда. Соня нарисовала рисунок. В сундуке лежит посуда. За сутки намело сугроб.

Раскрась картинки. Подпиши названия.

Слог СЫ

СА-со-су-сы
Со-са-сы-су
Сы-су-са-со
Су-сы-су-са

Произнеси слова, предложения:

Сыр, сыпь, сыреть, сырник, сыро, сырой, сырок, сырость, сырьё, сыворотка, сыграть, сын, сыпать, сытый, Волосы, косы, носы, усы, рельсы, посылка, косынка, курносый,

Волосы заплели в косы. Посылка была сырой. От сыра у Сани соскочила сыпь. Сырники очень сытные. У мамы сын курносый. Из сыворотки делают сыр. На улице сыро.

Раскрась картинки. Подпиши названия.

Слог АС

Ас-ос-ус-ыс
Ос-ас-ыс-ус
Ус-ыс-ас-ос
Ыс-ус-ос-ас

Произнеси слова, предложения:

бас, вас, нас, пас, квас, погас, астра, каска, маска, масло, паста, опасно, гласный, красный, колбаска, ласточка.

Астра распустилась. Что одеть каску или маску? Масло попало в квас. Ласточка вьет гнездо. Погас красный фонарь. Колбаса из пасты.

Раскрась картинки. Подпиши названия.

Слог ОС

Ас-ос-ус-ыс
Ос-ас-ыс-ус
Ус-ыс-ас-ос
Ыс-ус-ос-ас

Произнеси слова, предложения:

Нос, рос, мороз, воск, мост, рост, хвост, остров, острый, Барбос, покос, вопрос, абрикос, киоск, кросс, космос, полоска.

Нос на морозе красный. На острове растут абрикосы. Барбос побежал со мной на покос. Хочу полететь в космос. Острая полоска бумаги. Мост над рекой. У меня высокий рост.

Раскрась картинки. Подпиши названия.

Слог УС – ЮС

Ас-ос-ус-ыс
Ос-ас-ыс-ус
Ыс-ус-ас-ос
Ус-ыс-ос-ас

Произнеси слова, предложения:

Ус, вкус, куст, пуск, густо, пусто, вкусно, капуста, грустный, тру, укус, плюс, пустыня, минус, парус, глобус, фокус, кактус, автобус, куски, уснул, устал.

В огороде густо выросла капуста. Семь плюс пять. Нажали кнопку пуск. Плывет парус. Саня устал и уснул. На окне кактус. В автобусе едет трус.

Раскрась картинки. Подпиши названия.

Слог ЫС-ИС

Ас-ос-ус-ыс
Ос-ас-ыс-ус
Ыс-ус-ас-ос
Ус-ыс-ос-ас

Произнеси слова, предложения.

выслать, выставка, лис, диск, лист, писк, киска, миска, денис, баянист, искра, кислый.

Нужно быстро выслать лист. На выставке были денис и борис. В миске рис. Под ногами хоккеиста искры.

Раскрась картинки. Подпиши названия.

Слоги со стечением согласных:

СВА-СВО-СВУ-СВЫ
СКА-СКО-СКУ-СКЫ
СЛА-СЛО-СЛУ-СЛЫ
СМА-СМО-СМУ-СМЫ
СНА-СНО-СНУ-СНЫ
СПА-СПО-СПУ-СПЫ
СТА-СТО-СТУ-СТЫ

Произнеси слова, предложения:

Скамейка, скакать, скакун; скобка, скомкать, скука,скупой маска, миска, киска, каска.

Слава встал и стал смотреть на сосну. Света, собери сор совком. Бокс — спорт смелых. Толстый сурок застрял в норе. Из костра вылетела искра. Смола проступила сквозь кору сливы. Поставь стул на свое место! Уснул лес под сказку сна.

Василовская Зинаида Викторовна,
учитель-логопед,
Ачинская коррекционная школа-интернат VIII вида

СБОРНИК ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА Л У ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ НА ЛОГОПУНКТЕ

лОГОПЕД бУРОВЦЕВА е.а.


Спой «песенку парохода»: произноси звук л длительно на одном выдохе: л-л-л...

____________________________________________________________________________

«Подружи звуки». Покажи путь к лодке. Проведи пальчиком слева-направо.

Какие слоги получились?


Назови и раскрась картинки, названия которых начинается на Л:





_____________________________________________________________________________

Назови и раскрась картинки, в названии которых Л находится в середине слова:






Повтори слова, в которых звук Л находится в начале слова.

Игра Эхо (мама говорит «песня», …..добавляет «ласковая песня» и т. д.)

Мама - ласковая мама

Котёнок -

Игра Что есть у Лады?

Игра «Один-несколько»


Проговариваем, заучиваем

Лайка смело лает,

малышей пугает.

Лада искала булавку,

А булавка упала под лавку.


Повтори слова, в которых звук Л находится в середине слова.

Игра «Добавлялки»

Добавь –ла в конце слова и повтори все слово целиком

Добавь -лок в конце слова и повтори все слово

Повтори слова, в которых звук Л находится в середине слова

Игра «Посчитай-ка»


Одна ласточка, две ласточки, три……….., шесть ласточек. И т.д.

Придумай слово в рифму и правильно произнеси чистоговорки:

Ла-ла-ла, там высокая (скала)

Ло-ло-ло, в лодке сломано (весло)

Лу-лу-лу, я бегом бегу к (столу)

Лы-лы-лы, в доме новые (полы)

Добавь -л в конце слов. Повтори слово целиком.

Проговариваем, заучиваем

Повтори слова, где звук Л находится в конце слова.

Игра «Превращай-ка»

Замени первый звук в слове на звук Л. Какое новое слово получилось?

Проговариваем, заучиваем

Игра «Продолжи предложение» («Скажи наоборот»)

Заяц летом серый, а зимой …

Силач сильный, а малыш…

Таблетка горькая, а шоколадка…

Персик сладкий, а лимон…

Лужа мелкая, а река…

Асфальт шершавый, а камень…

Кипяток горячий, а лед…

Волк летом сытый, а зимой…

Шарик легкий, а камень…

Волшебница добрая, а колдунья…

Пьеро грустный, а Буратино…

Зимой холодно, а летом…

Заяц трусливый, а лев…

Говорить правду хорошо, а обманывать…

Правильно произнеси чистоговорки:

Повтори слова с прямым стечением согласных

Игра «Какой? Какая? Какие?» (образование прилагательных от существительных)

Шляпа из соломы (какая?) – соломенная

Ветка ели (какая?)

Цветы на лугу(какие?)

Солдатик из олова (какой?)

Свет от луны (какой?)

Юбка в полоску (какая?)

Ежик из пластилина (какой?)

Палки для лыж (какие?)

Проговариваем, заучиваем двустишия

Игра «Измени предложения»

Проговариваем, заучиваем

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел,

А вот белка не бела,

Белой белка не была.

Повтори слова с обратным стечением согласных

Игра « Сложные слова»

Щенок с белой головой (какой?) - (белоголовый)

Девушка со светлыми волосами - (светловолосая)

Юноша с голубыми глазами - (голубоглазый)

Кот с толстыми лапами - (толстолапый)

Ночь с полной луной - (полнолунная)

Раскрась картинку, отыщи как можно больше предметов, в названии которых есть звук Л.


Повтори слова с двумя звуками Л

Игра «Мамины ошибки» (исправь ошибки, которые допустила мама)

Катя ела (лапша)

Мила села на (лавка)

Лодка качалась на (вода)

Володя принес (белый голубь)

Мила увидела (белая луна)

Проговариваем, заучиваем двустишия:

Повтори словосочетания.

голубое облако белые флоксы тонкий чулок

теплый тулуп голодный волк тёплый чулан

белый мел спелое яблоко алый флаг

шёлковый платок весёлый бал молочная лапша

сладкая булка глубокий колодец толстая палка

тяжёлый молоток смелый солдат холодный подвал

светлый локон толстый блокнот шёлковая блузка

Игра «Исправь предложение»

    Лошадь скакала на всаднике.

    Оладьи съели Милу.

    Хозяин лаял на Полкана.

    Подсолнух полил Клаву.

    Слон нарисовал художника.

    Ёлка выросла под ландышем.

Повтори короткие скороговорки

    У ёлки иголки колки.

    Около кола - колокола.

    Ходят волки возле ёлки.

    Вкусна халва, халве хвала.

    Наш Полкан попал в капкан.

Повтори пословицы и поговорки.

Где холодно, там и голодно.

Ловит волк, да ловят и волка.

От лампы светло, от печки – тепло.

Дал меду – дай ложку.

Всякое дело делай умело.

Не зная дела не суди смело.

Делано наспех – сделано на смех.

Неумелой швее иголка с ниткой шить мешают.

Придумай предложения по картинкам. Раскрась картинки.



Проговариваем рифмовки

    Главное дело я сделать сумела.

    Мел был бел, нам служить умел.

    Полы мыла Алла, Луша помогала.

Повтори трудноговорки.

Ловкие уловки у лентяя Вовки.

Стоит Слава на копне, и копна на голове.

Сел сокол на ствол, да ствол был гол.

Невесело лайке – нету балалайки.

С сосны смола сама стекла.

Составь рассказ из слов.

Мила, гулять, в, лес.

Она, увидеть, ландыши.

Ландыши, расти, под, елка.

Мила, наклониться, чтобы, нюхать, ландыши.

Мила, оставить, ландыши, около, елка.

Проговариваем, заучиваем.

Алла долго булку ела,

Аппетита не имела.

Жучка тихо подошла:

Булку цап – и все дела!

Игра «Рифмушки». (Придумай слово в рифму и повтори получившееся стихотворение)

В уголок Алеша сел, у Алеши много… (дел).

Мал для Милы стал халат и полно на нем… (заплат).

Мотылек в углу сидел, снова к лампе … (полетел).

Юля бойкая была и крутилась как … (юла).

Поднимала Мила лавку, а под ней нашла … (булавку).

Стало в доме тихо, спит в угла… (слониха).

Ответь на вопросы полными предложениями.

Что Лада сорвала с яблони?

Что Мила приготовила из клубники?

Что освещал лунный свет?

Что Слава испачкал смолой?

Что клоун делал под куполом?

Что Володя увидел за селом?

Где Слава слушал пение соловья?

Проговариваем, заучиваем.

Колосок стоял, стоял,

Опустил головку.

Мышка тихо подхватила,

Унесла в кладовку.

Составь рассказ по картинке, используя как можно больше слов со звуком Л.