Зачем нужно изучать орфографические правила. Специфика работы над орфографическим правилом. Правописание приставок пре- и при

Отдых

Формирование навыка грамотного письма у школьников базируется на усвоении грамматической теории и орфографических правил. Орфографические правила регулируют написание не одного слова, а целой группы слов, объединенных чем-то общим. Тем самым они избавляют пишущих от необходимости запоминать образ каждого слова и создают возможность, руководствуясь правилом, писать целую группу слов в соответствии с установленными языковыми нормами.
Орфографические правила унифицируют написание слов, объединенных прежде всего на основе грамматической общности. Это облегчает письменное общение и подчеркивает социальную значимость орфографических правил.
«Под правилом понимаются указания нормативов обобщенного характера, относящихся к целому ряду однородных языковых фактов. Основное назначение правила – обобщать однородные орфограммы», – писал Д.Н. Богоявленский.
По самой своей сути, усвоение орфографических правил невозможно без определенного уровня владения грамматическим, фонетическим, словообразовательным материалом. Грамматическая теория – это фундамент орфографического правила. Поэтому в начальных классах принят такой порядок изучения орфографических правил, согласно которому правило входит в грамматическую или словообразовательную тему как ее составная часть. Так, правила, регулирующие написание корня, приставки и суффикса, изучаются в разделе «Состав слова» в связи с усвоением той или иной морфемы. Правила, определяющие написание окончаний частей речи, соответственно включаются в темы «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол».
Орфографическое правило непосредственно следует за изучением элементов грамматической теории. Например, изучается изменение имен прилагательных по родам (3 класс), а в связи с этим формируется навык правописания родовых окончаний данной части речи. Аналогично изучение изменений имен прилагательных по числам создает основу для того, чтобы на следующем уроке организовать специальную работу над правописанием окончаний во множественном числе.
Методика изучения орфографического правила зависит от его специфики. Вопрос о классификации орфографических правил не имеет в настоящее время единообразного решения. Как отмечал Н.С. Рождественский, «впервые вопрос о типологии правил в методике поставлен Е.С. Истриной, которая в основу их группировки кладет признак большей или меньшей определенности инструкций, заключенных в правиле:
1. точное указание на написание;
2. указание на вспомогательный приём;
3. намек на необходимость анализа» .
Однако указанная группировка правил не получила широкого признания в методике, поскольку показатели, по которым проводится классификация, не отличаются четкостью (особенно третья группа).
Психолог Д.Н. Богоявленский выделял три группы правил: одновариантные, двухвариантные и правила-рекомендации.
Одновариантные правила предполагают для одной и той же фонетической или грамматической ситуации один определенный вариант написания. Например, таково правописание гласных после шипящих. Такие правила носят универсальный характер, и их усвоение основывается на прямой ассоциации между данной грамматической категорией или фонетической ситуацией и ее письменным обозначением.
Двухвариантные орфографические правила также содержат указание на правописание орфограмм. Однако в отличие от первой группы в правиле дается несколько вариантов написания (обычно два). Выбор того или другого написания обусловливается некоторыми дополнительными (фонетическими или морфологическими) признаками орфограмм, например, правописание приставок раз-, воз-, низ- и др.
Третья группа правил отличается от двух первых тем, что не содержит информации об образце письма. Правило сводится к рекомендации некоторого приема, применение которого может привести ученика к правильному решению орфографической задачи.
Примером правил третьей группы являются правила проверки безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных и некоторые другие.
В настоящий момент в начальных классах используются в орфографической работе правила следующих типов:
1. Правило-указание или запрещение .
Оно не требует рассуждения и сложного действия. Пример такого правила – правописание гласных после шипящих: «жи», «ши», «ча», «ща», «чу», «щу». Это правило опирается на развитый речевой слух учащихся, то есть на практическое знание фонетики, но не требует привлечения правил фонетики или грамматики. Данное правило не имеет своего алгоритма, точнее, его алгоритм состоит всего из одного действия – «шага».
Приведем примеры правил-запрещений:
«В сочетаниях «чк», «чн» мягкий знак не пишется: «почка», «сочный»; «Одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую»; «Буква «й» при переносе не отделяется от гласной; «лей-ка», «мой-ся»; «При переносе слов с двойными согласными одна буква остается на строке, а другая переносится: «кас-са», «длин-ный».
2. Правило-указание для выбора написания из двух предполагаемых написаний . Для выбора необходимы рассуждения. Также нужна опора либо на значение слов, либо на разбор слова, на грамматический или фонетический анализ. Правило данного типа имеет свой алгоритм – не менее двух действий – «шагов».
Примеры таких правил:
«Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы». Алгоритм: 1-й шаг: Прочитать предложение. О ком, о чем в нем говорится? 2-й шаг: Назвать имя, отчество или фамилию. Какая первая буква в имени? Отчестве? Фамилии?
«Правило постановки точки, вопросительного или восклицательного знаков в конце предложения». Алгоритм: 1-й шаг: Прочитать предложение (или текст). О ком, о чем в нем говорится? 2-ой шаг: Как произносится предложение: что-либо спокойно сообщается или произносится с особым чувством либо с вопросом? 3-ий шаг: Какой знак нужно поставить в конце предложения?
3. Правило-результат наблюдения над языком . Обычно оно носит грамматико-орфографический характер, соединяет в себе и грамматическое, и орфографическое наблюдения.
Приведем пример такого правила.
«Общая часть родственных слов называется корнем. Общая часть родственных слов (корень) пишется одинаково». В этом правиле отражено самое первое знакомство с написанием безударных гласных и звонких/глухих согласных в корне слова.
4. Грамматические правила (определения) . Такие правила орфографических указаний не содержат, но создают грамматическую основу для орфографии. Обычно после них дается орфографическое правило.
Так, правила склонения имен существительных (4 класс) создают основу правописания безударных падежных окончаний, главным образом существительных, «-е» и «-и». Правила спряжения глаголов (4 класс), правила различения окончаний 1 и 2 спряжений глаголов в настоящем и будущем временах создают основу для применения правил правописания безударных личных окончаний: «-ешь – ишь», «-ет – ит», «- ем – им», «-ете – ите», «-ут - ют», «-ат – ят».
Грамматические правила имеют свои алгоритмы, подчас весьма сложные – из 3-5 шагов; по отношению к орфографической задаче эти алгоритмы играют роль распознавания.
Например, алгоритм распознавания приставки с целью ее правильного написания (3 класс) состоит из 4-х шагов. 1-ый шаг: Найти в слове корень; 2-ой шаг: Определить, есть ли в слове приставка, назвать ее; 3-ий шаг: Определить, какое слово образовано с помощью приставки. От какого слова образовано?; 4-ый шаг: Проговорить приставку отчетливо – по буквам. Запомнить: она пишется всегда одинаково (4-ый шаг – орфографический).
5. Правило-предписание к выполнению действий . Само правило не указывает написания или его вариантов, а только подсказывает прием проверки. Примеры-правила проверки безударных гласных и звонких/глухих согласных в корне слова, правописания безударных окончаний имен существительных, прилагательных, личных окончаний глагола и т.п.
Алгоритмы 5-ой группы наиболее сложны. Например, по проверке безударной гласной в корне школьникам придется сделать 5 шагов:
1-й шаг: Проверить, в какой части слова находится проверяемая гласная;
2-ой шаг: Еще раз проверить, безударный ли звук она обозначает (найти в слове ударный слог;
3-ий шаг: Подобрать к слову несколько родственных слов или изменить форму этого слова, подбирать до тех пор, пока проверяемая гласная не окажется под ударением;
4-ый шаг: Сравнить проверяемое слово и проверочное, определить правильное написание;
5-ый шаг: Написать слово, проверить написанное (вслух или проговорить про себя).
Естественно, что правило с более усложненными алгоритмами усваивается труднее, с простыми – легче.
Раскрытие сущности правила означает выяснение, прежде всего, следующего факта: написанием какой части слова, части речи или грамматической формы управляет правило; какие признаки при этом выступают в качестве ведущих. Эти признаки обязательно учитывает педагог, подбирая материал для ознакомления учащихся с правилом.
Выбор методики работы над правилом обусловливается характером самого правила. Правила одновариантные (например: «В глаголах 2-го лица единственного чиста после буквы и пишется ь») можно изучать и дедуктивным путем.
Правила двухвариантные, то есть такие, которые определяют двоякое написание морфемы в зависимости от условий (например, в дательном падеже существительных окончание -и или -е в зависимости от склонения), целесообразно раскрывать индуктивным путем, так как требуется выделить признак, который нужно учитывать при письме, а это лучше сделать в условиях самостоятельной работы учащихся.
Умственная активность учащихся поддерживается тем, что им постоянно приходится сопоставлять или сравнивать написание и произношение слова, части речи, части слова и т.п. В процессе сравнения выделяется существенное и отбрасывается несущественное. Важно и запись сделать так, чтобы выделяемый признак четко воспринимался.
Усвоение нового материала предполагает включение его в систему имеющихся знаний. Это положение относится и к орфографическому правилу. Однако к изучению каждого правила нужно подходить дифференцированно, учитывать его особенности. Осознание правила, как показывают наблюдения методистов и учителей, зависит от наличия у учащихся конкретных представлений. Поэтому, если учащиеся забыли правило, то не нужно требовать механического заучивания, а вновь на конкретном словесном материале выделить те особенности в написании слов, которые в обобщенном виде составляют содержание правила.

Изучение правил орфографии направлено не только на развитие мышления и логики, но и на тренировку памяти, со временем вы научитесь писать грамотно, это будет происходить автоматически, словно расшифровка аудио.

Зачем нужно изучать орфографию?

Безупречное знание орфографии позволяет писать слова без малейших ошибок, правильность письма, в свою очередь, говорит о культурном уровне человека и его образованности.

Устоявшиеся веками правила делают речь удобной для произношения, красивой, оптимальной для выражения мыслей. Что же касается безграмотного письма, то в данном случае, оно может даже вызывать раздражение.

Орфография нацелена на сохранение богатства и многообразия языка, равно как и у такой деятельности, как расшифровка аудиозаписей , ее цели также очень многообразны. Имеет она и свои отличительные черты, например, сюда можно отнести специфические правила, которые нужно заучивать наизусть, а также словарные слова.

Многие ошибочно полагают, что вовсе не обязательно изучать многочисленные правила правописания, ведь существует корректура текста, сегодня, когда практически все тексты набираются на компьютерах, текст может проверяться автоматически. Однако лексические ошибки компьютер не исправляет.

Более того, орфография тесно связана с историческими корнями письменности, она являет собой многовековые устои, ведущие свое происхождение из древних времен, не только в языке русском. Изменяется культура – изменяется и орфография. Если бы современный человек попал в Россию столетней давности, его бы никто не понял, корректура текста была бы просто необходима.

Базис письменности

Орфография начинает изучаться в школе, но, конечно же, это вовсе не означает, что после окончания обучения, нужно забыть обо всех правилах.

Задачи школьного курса:

  • Ознакомление учеников с системой общепринятых способов передачи звукового языка на письме;
  • Практическое овладение правилами;
  • Формирование у учеников постоянных орфографических умений и навыков.

Для того чтобы обучение было успешным, следует особо пристальное внимание уделить качеству дидактического материала. Разнообразные по смыслу предложения и тексты укрепят орфографические привычки, будут способствовать развитию знаний учеников. Усвоение орфографии будет тем успешнее, чем шире лексическая база.

Помните, что грамотность – это лучшее свидетельство образованности человека. Вот почему так важно уделить внимание самообразованию, тогда вы никогда не столкнетесь с таким понятием, как корректура текста, поскольку все ваши записи не будут иметь ни одной ошибки.

Можно сделать вывод о том, что орфография служит, своего рода, базисом письменности, информация передается от предыдущего поколения следующему, таким образом, мы можем учитывать ошибки предков, исключить возможность возврата лишь к устному языку. Безусловно, речь идет о нашем языковом наследии…

Продукция Алюминиевые радиаторы в Челябинске. Выбор оборудования для частного и многоквартирного дома. Строительные болты с гайками и шайбами по ГОСТ р 53643-2006 нужны всегда Ручки Parker Комната по-новому - остекленная лоджия Электродвигатели асинхронные Как выращивают кофе Современные технологии защиты и балластировки трубопроводов с применением скального листа и мягкого силового пояса

Правописание как языковое и речевое явление

Орфография и пунктуация – вторая содержательная линия предмета «русский язык». Научить писать грамотно на родном языке – первостепенная задача общеобразовательной школы. Орф.навык формируется, по данным физиологов и психологов, в течение 10-ти лет. Долгие годы своего существования начальная и средняя школа была ориентирована на орф.грамотность ученика как на самую главную ценность предмета «русский язык». Поэтому сегодня это самый разработанный раздел методической науки (диссертации, пособия, рекомендации). Одновременно следует признать, что орфография – это и самый трудно осваиваемый раздел, не поддающийся прогнозируемым результатам: с каждым годом выпускники средней школы показывают всё более низкие баллы по результатам ЕГЭ (орфография). Ученые-методисты, исследовавшие эту проблему, выяснили, что успех освоения правописания во многом зависит от того, как формируются орфографические умения в НК.

Возраст мл.школьника – самый сензитивный, т.е. имеющий максимальный потенциал для обучения и развития, воспитания и формирования важных жизненных навыков. Поэтому именно в начальной школе закладываются основы орфографического и пунктуационного навыка, и от успешности усвоения элементарных правил зависит дальнейшее успешное освоение школьниками родного языка.

Опознавательные признаки

В орфограмме выделяют три важнейших признака:

Опознавательный признак орфограммы;

Признак, помогающий выбрать нужное правило;

Признак, определяющий написание.

На первом этапе анализа трудного слова учащиеся определяют опознавательные признаки орфограммы: они всегда «спрятаны» в формулировке, которая состоит из названия звука или части слова и указания места ее в слове (об этом «сигнализируют» предлоги в, перед, после, под, между )

По опознавательному признаку ученик определяет тип орфограммы. В таком случае говорят об умении учащихся обнаруживать (определять, опознавать) орфограмму или о наличии у школьников орфографической зоркости .



На втором, выборочном этапе ученик узнает признаки, помогающие выбирать нужное правило, на третьем, заключительном – использует признаки, определяющие написание. В этом случае методисты говорят о сформированном орфографическом умении .

Психологи различают, как минимум, 2 типа проявления интеллектуального навыка; симультанный («мгновенный») и сукцессивный («пошаговый»). Симультанность предполагает быстрое реагирование на внешний стимул готовым образом, извлекаемым сознанием в конкретный момент в конкретных обстоятельствах. Сукцессивный характер носит навык, связанный с выполнением задачи, которая требует пошаговых действий по ее решению.

Понятия «орфографическое умение» и «орфографическая зоркость» напрямую связаны с понятием речевой, или фонематический слух. Правильно организованная работа по формированию фонематического слуха в период обучения грамоте подготавливает почву для формирования орфографической зоркости, т.к. за 3 четверти учебного года у школьника на основе развивающегося умения соотносить с определенным звуком определенную букву вырабатываются звукобуквенные эталоны. Это такие наборы слогов, которые в сознании имеют соответствующие связки «слышу – пишу»: если «обученное ухо» слышит [ч"а] или [жы], то 2обученная рука» напишет ча или жи . Однако, услышав слово [р"иэды ], грамотный второклассник с развитым речевым (фонематическим) слухом обнаружит «ловушку» – безударный гласный в первом слоге – и будет искать проверочное слово, найдет ряд и напишет ряды . К четвертому году обучения такие слова уже не будут вызывать необходимость в проверке, т.к. включится механизм мгновенного навыка и сознание пополнится эталонами слов, которые не будут нуждаться в проверке, а со слуха сразу будут вызывать правильный в орфографическом смысле образ. Это и называется сформированным орфографическим навыком. При этом мы должны понимать, что сформированным он будет лишь для правил, изучаемых в начальной школе.

Формирование орфографической зоркости связано с пониманием учеником того, что при переводе из устной формы слова в письменную всегда есть ошибкоопасные места. Правильное обучение грамоте с самого начала запускает у ребенка механизм внимательного отношения к слову – мы учим наблюдать признаки орфограмм («ловушек»).

Этапы орфографических действий .

Структура осознано выполняемого орфографического действия состоит из следующих этапов аналитико-синтетических операций:

Обнаружение орфограммы;

Определение ее разновидности, т.е. соотнесение с определенным правилом;

Применение правила, т.е. выполнение предписанного им способа действия;

Осуществления самоконтроля.

Орфографические умения создаются на базе структуры орфографического действия.

Методы и приемы изучения основных орфографических правил

-Имитативные методы :

1)списывание с орфографическим проговариванием: чтение текста ил слов с установкой на обнаружение орфограммы, произнесение слога (в 1 классе) и целого слова (во 2-3 классах) орфографически, запись по памяти с орфографической и каллиграфической точностью воспроизведения букв, сверка с печатным текстом;

2)списывание с комментированием орфограмм: орфографическое чтение вслух (хором или индивидуально «по цепочке»), объяснение орфограммы, запись по памяти, сверка с учебником или доской;

3)самостоятельное списывание с пропуском или подчеркиванием орфограмм, затем коллективное обсуждение вставляемых букв или знаков препинаний;

4)тренировка зрительной памяти (симультанного навыка), например: «сфотографировать» (мысленно) словарные слова и через минуту записать по памяти или под диктовку;

5)контрольное списывание: самостоятельная работа, индивидуальная самопроверка.

-аналитико-синтетические методы :

1)Наблюдение над фактами языка осуществляется с помощью следующих приемов:

*сравнение слов с целью обнаружения слабых позиций звуков. Например, в группе слов находим пары однокоренных, одно из которых с безударным гласным в корне, а другое является проверочным: лесник, бросок, светлячок, прибивать, находить, вылетать, дворовый, ленивый – прибить, лес, светлый, находка, лётное (поле), бросить, дворник, лень .

*сравнение слов по лексическому значению и по внешнему виду в устной и письменной форме.

2)Орфографический разбор выполняется по схеме:

*выписывается слово из предложения, ставится ударение;

*определяются морфемный состав и орфограммы в каждой части слова;

*определяются часть речи и его признаки;

*после определения вида орфограммы, т.е. правила, которое надо применить в каждом случае, устанавливаются признаки, определяющие написание.

3)Решение орфографических задач :

*использование грамматических понятий для осознания языковой природы правила. Например, задача: выписать слова 3-го склонения, объяснить их правописание: рожь, ключ, плащ, помощь, скотч, брешь, грош, роскошь, ночь, речь, пустошь . Решение: после шипящих на конце (опознавательный признак орфограммы) существительных (признак, помогающий выбрать нужное правило) 3-го склонения (признак определяющий написание) пишется Ь : рожь, помощь, брешь, роскошь, ночь, речь, пустошь ;

*упражнения с заполнением пропущенных букв в словах.

Например, задача переписать, вставляя пропущенные буквы: Трудно было пре..ставить, чтобы со мной пр..изошло, если бы пар..ход припоз..нился. (А.Грин);

*перевод транскрипции в графическое изображение с последующим объяснением выбора правописания.

*задачи на выделение слов в тестах по определенному заданию, например,

Определить в каждом ряду слова со вторым ударным слогом, найти и объяснить его правописание:

Кормушка, ягода, горькие;

Борются, аккорд, молодец;

Красивее, борозда, золото.

*задачи на восстановление вариантов написаний в морфемах (приставках, корнях, суффиксах, окончаниях).

4)Диктанты .

5)Работа со словарными (непроверяемыми) словами .

6)Классификация слов по типам орфограмм .

Закрепляются навыки грамотного письма по следующим направлениям:

Развитие орфографической зоркости;

Последовательное составление алгоритма применения правила на письме;

Развитие памяти;

Регулярная работа по решению грамматико-орфографических зада;

Система правильно подобранных упражнений;

Пропедевтика, предупреждение ошибок и работа над выявленными ошибками.

Грамматическое и антинграмматическое направления

Полезными пропедевтическими упражнениями в формировании орфографического навыка Ушинский считал этимологические упражнения – подбор детьми к данному слову однокоренных, когда дети еще теоретически не знакомы с этим понятием. Такая работа активизирует словарь и учит наблюдению над единообразным написанием морфем.

Но не все в языке подчиняется правилам, поэтому только с помощью правил усвоить грамматику и правописание крайне трудно. Значит, учитель должен в процессе самых различных упражнений развивать языковое чутье.

Педагогические и методические взгляды К.Д. Ушинского актуальны и полезны для современной педагогической теории и практики.

Среди учеников и последователей К.Д. Ушинского не было полного единодушия по вопросам методики, хотя их и объединяли принципы его методической системы.

Одни, например, Н.Ф. Бунаков, И.И. Паульсон (так называемые «антиграмматисты») не отрицали значения грамматики в системе общего образования, но не видели возможности изучения ее в начальной школе и, следовательно, не учитывали ее роли в развитии орфографической грамотности учащихся. Так, Н.Ф. Бунаков хоть и ценил диктовку и списывание, но более полезным упражнением считал изложение прочитанного.

Другие, например, Д.И. Тихомиров, А. Анастасиев («грамматисты) считали, что одним из средств для достижения грамотности является знание грамматики; причем, грамматические знания помогут только тогда, когда будут усвоены полно и прочно. Д.И. Тихомиров указывал, изучение грамматики состоит не в запоминании терминов и заучивании правил и определений, а в усвоении грамматических понятий, в наблюдениях над языком, в сознательном пользовании этим, а достигается это с помощью письменных упражнений.


Практическая работа учащихся над орфограммами в большинстве случаев опирается на правила, которые эффективны лишь в случае их точного, уместного и быстрого применения.

Малейшая неточность в знании и применении правил, их замедленное применение приводит к ошибкам.

Орфографические правила могут быть усвоены и могут применяться лишь на основе определенного уровня владения фонетикой, грамматическим, словообразовательным материалом, а также развитым и активизирующим словарем.

И программы, и учебники по русскому языку составлены так, что орфография не выделена в виде отдельного раздела, а включена в соответствующие темы курса. Например, правила правописания корня, приставки включаются в раздел «Состав слова», правописание личных окончаний глаголов - в разделе «Глагол» и т.п. Орфографический материал следует за грамматическим и опирается на него.

В начальных классах используются в орфографической работе

правила следующих типов:

1. Правило - указание или запрещение. Оно не требует рассуждения и сложного действия. Пример такого правила правописания гласных после шипящих «жи», «ши», «ча», «ща», «чу», «щу». Это правило опирается на развитый речевой слух учащихся, т.е. на практическое знание фонетики, но не требует привлечения правил фонетики или грамматики. Данное правило не имеет своего алгоритма, точнее, его алгоритм состоит всего из одного действия - «шага».

Примеры правил - запрещений:

« В сочетаниях «ЧК», «чн» мягкий знак не пишется: «почка», «сочный»; «Одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую»; «Буква й при переносе не отделяется от гласной: «лей-ка», «мой-ся»; «При переносе слов с двойными согласными одна бука остается на строке, а другая переносится: «кас-са», «длин-ный».

2. Правило - указание для выбора написания из двух предполагаемых написаний (реже - из нескольких вариантов). Для выбора необходимы рассуждения, нужна опора либо на значение слова (словосочетания), либо на разбор слова, на грамматический или фонематический анализ.

Правило данного типа имеет свой алгоритм - не менее двух действий «шагов».

Примеры таких правил:

« Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы» (2кл.). Алгоритм: 1 шаг: Прочитать предложение. О ком, о чем в нем говорится? 2 шаг: Назвать имя, отчество или фамилию. Какая первая буква в имени? Отчестве? Фамилии?

Правило постановки точки, вопросительного знаков в конце предложения (2кл.). Алгоритм: 1 шаг: Прочитать предложение (или текст). О ком, о чем в нем говорится? 2 шаг: Как произносится предложение: что-либо спокойно сообщается или произносится с особым чувством либо с вопросом? 3 шаг: Какой знак нужно поставить в конце предложения?

3. Правило - результат наблюдения над языком. Обычно оно носит грамматико-орфографический характер, соединяет в себе и грамматическое, и орфографическое наблюдение.

Пример такого правила: «общая часть родственных слов называется корнем. Общая часть родственных слов (корень) пишется одинаково» (2кл.). В этом правиле отражено самое первое знакомство с написанием безударных гласных в корне слова.

4. Грамматические правила (определения). Такие правила орфографических указаний не содержат, но создают грамматическую основу для орфографии. Обычно после них дается орфографическое правило.

Примеры грамматических правил:

Правила склонения имен существительных (4кл.) создают основу правописания безударных падежных окончаний, главным образом существительных «-е», «-и».

Правила согласования имен прилагательных с именами существительными, правила склонения имен прилагательных (4кл.), правил различения окончаний I и II спряжений глаголов в настоящем и будущем временах создают основу для применения правил правописания безударных личных окончаний «-ешь», -ишь», «-ет, -ит», «-ем, -им», «-ете, -ите», «-ут, -ют», «-ат, -ят».

Характерно, что орфографические правила без грамматических определений и правил просто не «срабатывают». Поэтому грамматические правила мы включаем в типологию правил орфографических.

Грамматические правила имеют свои алгоритмы, подчас весьма сложные - из 3 - 5 шагов; по отношению к орфографической задаче эти алгоритмы играют роль распознавания (иногда их так и называют - алгоритмы распознавания).

Пример алгоритма распознавания приставки с целью ее правильного написания (3кл.): 1 шаг: Найти в слове корень. 2 шаг: Определить, есть ли в слове приставка, назвать ее. 3 шаг: Определить какое слово образовано с помощью приставки. От какого слова образовано? 4 шаг: Проговорить приставку отчетливо - по буквам. Запомнить: она пишется всегда одинаково. (4 шаг - орфографический).

5. Правило - предписание к выполнению действий. Само правило не указывает написания или его вариантов, а только подсказывает прием проверки. Примеры-правила проверки безударных гласных и звонких глухих согласных в корне слова, правописания безударных гласных окончаний имен существительных, прилагательных, личных окончаний глагола и т.п.

Алгоритмы правил 5-й группы наиболее сложны, например по проверке безударной гласной в корне: 1 шаг: Проверить, в какой части слова находится проверяемая гласная буква. 2 шаг: еще раз проверить, безударный ли звук она обозначает (найти в слове ударяемый слог). 3 шаг: Подобрать к слову несколько родственных слов или изменить форму этого слова. Подбирать до тех пор, пока проверяемая гласная не окажется под ударением. 4 шаг: Сравнить проверяемое слово и проверочное. Определить правильное написание. 5 шаг: Написать слово, проверить написанное (вслух или проговорить про себя).

Естественно, что правило с более усложненными алгоритмами усваивается труднее, с простыми - легче.

Правила могут быть усвоены школьниками в готовом виде, по учебнику, но могут быть выведены самими учащимися индуктивным путем.

Не могут быть выведены самими учащимися только правила первой группы - указания и запрещения: они заучиваются и применяются на письме.

Правила второй и третьей групп может быть построены учащимися на основе наблюдений и логики. Например, перед учащимися ставится проблема: «У Коли собачка, она такая кругленькая, он ее назвал Шарик. Как же надо написать слово «Шарик», кличку собаки, чтобы сразу отличить от слова «шарик» - игрушка?» Первоклассники догадываются: «Пишется с большой буквы!» - «Что пишется с большой буквы?» - «Клички животных, имена людей». Затем правило «выверяют» по учебнику и запоминают.

В процессе усвоения правил правила и его применения школьники осознают его структуру. Следует различать структуру самого правила и структуру орфографического действия по правилу. Вторая структура - это алгоритм.

Наиболее сложные орфографические правила имеют следующую структуру:

  • · Цель проверки. Например, проверить написание окончания имени существительного: «-е», «-и»;
  • · Выделение грамматической основы слова. Например, для того чтобы определить склонение проверяемого имени существительного и его падеж;
  • · Решение (выбор написания). Например, окончание «-е» пишется в дательном падеже 1-го скл., в предложном падеже 1-го и 2-го скл.; окончание «-и» пишется в родительном падеже 1-го скл., в родительном, дательном и предложном падежах 3-го склонения.

Работа с орфографическими правилами способствует умственному развитию учащихся, ибо она требует постоянного анализа и синтеза, сопоставлений и противопоставлений, обобщения и конкретизации, рассуждений и доказательств.

На основе правил строятся алгоритмы решения грамматико-орфографических задач, школьники овладевают упорядоченными действиями, постепенно переходят к сокращенным, «свернутым» действиям, - от полного содержания орфографического действия к намеку и моментальному решению.


Орфография устанавливает правила употребления 1) букв для передачи звуков не своими буквами; 2) больших букв;
  1. дефиса и пробела (пространства в слове и между словами, не заполненного буквами); 4) чёрточки для обозначения переноса части слова с одной строки на другую. "
Орфографическое правило - это инструкция, в которой указываются условия выбора правильных написаний (орфограмм) в словах. Условия выбора - это фонетические, словообразовательные, морфологические, синтаксические и смысловые особенности слов, которые определяют, что следует писать в том или ином случае.
Условия выбора правильных написаний
Условия выбора Примеры
фонетические:
  • ударение, безударность
  • шипящие и ц
  • мягкие согласные
  • озвончение и оглушение согласных
словообразовательные:
  • часть слова
  • однокоренное слово
морфологические:
  • часть речи
  • признаки частей речи: склонение и падеж; спряжение и лицо
синтаксические:
  • связь слов
смысловые:
  • значение слова
  • значение части слова
вода, (воды), сучдк, шепот жёлудь, цинга
коньки [и*], конь [и*], листья косьба [а9], ложка [ш]
приклеить, овражек
дуб - Sy6oK, вода - вбдный
предлог, сущ. нареч. в верху (дома) и вверху
на опушке (I скл., п. п.), видит (II спр., 3-є л.)
в каком? в осеннем лесу
полоскать (бельё), поласкать (ребёнка)
преотличный (очень хороший), приехал (приближение)

*1
215 ******
В орфографическом правиле комбинируется 2-3 и более условий выбора. Запомнить и понять орфографическое правило - это запомнить условия и понять их связь с правильным написанием. Например, в правиле о правописании букв о и с в суффиксе существительных -ок(-ек) их выбор зависит от ударения (фонетическое условие), от положения гласной после шипящей (фонетическое условие), от нахождения в суффиксе (словообразовательное условие). Всего их три. Правило формулируется так: «После шипящих под ударением в суффиксах существительных пишется буква о, без ударения - буква е». Условия выбора правильного написания можно указывать в любом порядке, и тогда получается другой вариант этого правила, например: «В суффиксах существительных под ударением после шипящих пишется буква о, без ударения - буква є».

Еще по теме ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ПРАВИЛО:

  1. ОРФОГРАФИЯ. ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ. ОРФОГРАММА. ТИПЫ ОРФОГРАММ. ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ПРАВИЛО. ПУНКТУАЦИЯ. ПРИНЦИПЫ ПУНКТУАЦИИ. ПУНКТОГРАММА