Развитие лидерских качеств способствует развитию крепкого внутреннего стержня человека. Термин «лидерство» встречается в различных науках, занимающихся изучением человека и общества. Для любой группы, состоящий из более двух человек, актуальна данная проблема. Кто-то из ее членов начинает вести себя активней, к нему начинают прислушиваться, его мнение ставят выше других. Участники группы в процессе формирования коллектива условно разделяются на два лагеря: ведущих и ведомых.
Изучение данного феномена продолжается на протяжении многих лет. Понятию «лидерство» посвящено огромное количество научных работ.
Почему это так важно? Определение понятия и критериев лидерства способствует усовершенствованию методики эффективного управления, что немаловажно в современном обществе.
Споры о том, становятся лидерами или рождаются, идут до сих пор. Часть психологов придерживается первой версии, другие склоняются к теории наличия задатков от природы. Но и те, и другие сходятся в том, что при должном упорстве и желании любой человек может , что приведет его к успеху в карьере и личной жизни.
Успех любого дела зависит от того, кто им управляет. Первое лицо любой компании – ее руководитель, отвечающий за результаты и несущий ответственность за все, что происходит. При этом, не всегда директор или начальник является лидером.
В СССР были очень хорошие руководители. Но не все они смогли перестроиться и стать лидерами в современных условиях. Эффективное управление зависит от того, сможет ли человек совмещать обе роли. В чем же отличия между руководителем и лидером?
Руководитель не стремится к достижению каких-либо целей. Для него задачи обычно ставит кто-то, стоящий выше, поэтому отсутствует личная заинтересованность. Как следствие, у руководителя пассивная позиция по отношению к результату работы и низкая эффективность деятельности работников.
Руководитель контролирует сотрудников, причем наказания за проступки встречаются гораздо чаще, чем поощрения за успехи. Недочеты в работе выносятся на обсуждение, в отличие от достижений, которые практически не отмечаются.
Руководитель требует уважения к себе.
Лидер четко видит конечную цель и планирует этапы ее достижения. Он стремится увлечь подчиненных, заинтересовать их результатом, к деятельности.
Лидер мотивирует и вдохновляет группу. Работа над ошибками проходит совместно, коллектив ищет пути их решения. Поощрения преобладают над наказаниями.
Лидер относится к сотрудникам как к коллегам, приветствует инициативу от подчиненных.
Для того чтобы эффективно руководить компанией и построить карьеру, недостаточно быть хорошим руководителем. Современная реальность такова, что начальник должен иметь задатки лидера, только так можно говорить о достижении каких-либо результатов и развитии организации.
Выделяют несколько главных качеств, которые необходимы лидеру:
Развитие лидерских качеств требует постоянной работы над собой. Планирование на этом этапе имеет большое значение. Для этого следует придерживаться несколько важных рекомендаций:
Просто ваш ребенок имеет другой призвание в жизни. Он призван в большей степени наблюдать и анализировать, нежели активно действовать, и в этом нет ничего трагичного.
Но если ваш ребенок растет лидером, об этом вы сможете узнать еще в первые года его жизни. Дело в том, что дети могут уже изначально иметь лидерские способности, которые заложены в них еще на генетическом уровне. Впервые увидеть задатки лидерства можно при первых играх с ребенком. Он будет постоянно стремиться к победе. Врожденные лидеры начинают диктовать свои правила еще на начальных этапах становления. Они твердо знают, чего хотят и в большинстве случаев добиваются поставленной цели. С каждым годом способов добиться цели у них становится все больше, а фантазия ребенка постоянно позволяет им быть в центре внимания. После трех лет ребенок начинает активно общаться с другими детьми. Его не редко можно увидеть в центре толпы детишек, которые стремятся быть поближе к наиболее активному участнику. Детский лидер благодаря своей богатой фантазии и активности часто придумывает новые игры, которые успешно внедряет в проведение досуга с соседскими детьми.
Лидер в детском возрасте может иметь такие черты характера как:
- позитивность мышления. Лидеры с детства учатся заряжать всех окружающих позитивом, они зарабатывают свою репутацию не агрессией, а позитивом.
- уверенность в собственных поступках. Даже в столь малом возрасте ребенок может без проблем уверенно держаться в любой ситуации и быть способным нести ответственность за свои поступки. Уже в малом возрасте ребенок учится дружить с другими детьми и начинает выполнять функцию лидерства в плане осуществления защиты других детей, которые находятся под влиянием лидера. Если у кого из детей, находящихся в окружении возникают проблемы, другие участники детского коллектива пытаются ему помочь, а в особенности лидер группы, который решив проблему в очередной раз, доказывает свои способности коммуникации с другими детьми.
- активность - ребенок-лидер принимает участие во всех больших мероприятиях, он легко ладит с новыми людьми и постоянно стремится к познанию чего-то нового, еще более интересного. Для того чтоб энергия ребенка была направлена в нужное русло необходимо постоянно направлять ребенка. Мама, папа или близкие родственники должны следить за тем, чтоб дите не позволяло себе лишнего и не провоцировало других детей на неправильные поступки.
Как вырастить из ребёнка лидера? Этот вопрос чаще всего беспокоит амбициозных родителей, мечтающих воспитать из своих детей руководителей и бизнесменов. Нужно ли в каждом ребёнке развивать лидерские качества, каковы характеристики будущего лидера и как успешно способствовать их развитию – вы узнаете из нашей статьи.
Лидерами не рождаются, а становятся – так считают большинство психологов. Предпосылкой для активного развития лидерских качеств в ребёнке могут ранние задатки, которые проявляются в поведении. Обратите внимание на активность ребёнка, целеустремлённость, упорство, – и вы поймёте, прирождённый это лидер или нет.
Многие психологи считают, что если у ребёнка нет задатков к лидерству, то лучше не травмировать психику ребёнка, пытаясь сделать из него «хозяина жизни». Это вовсе не так. Несмотря на то, что, по мнению статистики, настоящими лидерами могут стать только 5% населения, родителям всё же нужно уделять развитию лидерских качеств в ребёнке. Почему это так важно? А потому, что даже если ребёнок в будущем не будет способен вести за собой коллектив, то он будет уметь уверенно принимать решения и распоряжаться собственной жизнью.
«Лидером может стать каждый ребёнок, который открыт новым знаниям и людям, стремится быть самостоятельным и преодолевать трудности».
Психологи советуют:
Лидер-школьник - эталон для одноклассников. Такого «неформального» лидера не выбирают и не назначают официально, его видно сразу. Он не уполномочен быть ответственным за какие-то дела, однако ему доверяют и учителя, и сверстники. Он - законодатель моды и всех актуальных тенденций. Среди черт ребёнка-лидера можно выделить ответственность, наличие собственного аргументированного мнения, умение защитить другого.
Лидерские качества
Психологи утверждают, что лидерам присущи определённые правила поведения и качества:
- лидер оказывает поддержку, а не настаивает
- лидер вдохновляет на действия, а не заставляет
- лидер умело контактирует с окружающими
- лидер умеет убеждать других
- лидер формирует своё окружение
- лидер умеет организовывать людей для общего дела
- лидер умеет планировать, а после этого – действовать.
Лидер помогает другим добиться успеха, он самоутверждается как .
Средства воспитания
Ребёнок с лидерскими задатками имеет на всё своё мнение, частенько предлагает помощь, даёт советы. Чтобы не уничтожить задатки лидера, нужно стараться не ограничивать его вашими потребностями и желаниями и предоставлять пространство для мыслительной деятельности, для выработки собственных решений и поступков. Однако родитель всегда остаётся в роли родителя, а это тоже роль лидера. Как верно решить такое противоречие?
Начиная целенаправленно развивать в ребёнке лидерские качества, обратите внимание на то, какими средствами можно воспитывать ребёнка.
В домашних условиях:
- Будьте авторитетом. Общаясь с ребёнком, старайтесь быть эталоном поведения для своего ребёнка, всегда аргументируйте свою точку зрения, запрещая что-то или убеждая в чём-то, предлагайте альтернативные варианты. Интересуйтесь позицией ребёнка в тех или иных вопросах, однако будьте тверды в своём решении. Родитель - особая роль, авторитет у него должен быть всенепременно. Ребёнок должен прислушиваться к родителям, ценить их . Помогает фраза: «Когда будешь взрослым - будешь поступать, как хочешь, и нести за это ответственность».
- Распределяйте дела и обязанности. У ребёнка должна быть сфера деятельности, за которую он целиком отвечает (к примеру, вытирает пыль). Пусть он сам составляет график уборки, следит за «орудиями труда», а вы лишь иногда проверяйте качество работы. По мере взросления количество сфер деятельности можно увеличивать, предоставляя ребёнку самому планировать их содержание. Чем больше ребёнку доверяют - тем успешнее он будет самостоятельно принимать решения. Если ребёнок просит не вмешиваться в ход выполнения домашнего задания, но сам не успевает всё сделать в срок, отвлекаясь на компьютерные игры или телевизор, лучше предложить помощь по планированию дня.
- Не соревнуйтесь с ребёнком. Соревнование «Кто в доме главный?» вовсе не способствует развитию лидерских качеств. Будущего лидера лучше учить сотрудничеству и партнёрству. Не спорьте, а решение стремитесь принимать сообща с ребёнком.
- Помогайте общаться сёстрам и братьям. Не редкость, когда в семье соревнование происходит между детьми. Здесь родителям лучше помочь детям найти каждому из них свою «нишу» и подсказать, как правильно выстроить отношения друг с другом. Учите помогать детей друг другу, а не соперничать.
- В поисках компромисса. Договаривайтесь с ребёнком, ищите обоюдно приемлемые решения. Так вы не искорените лидерские задатки и научите ребёнка мыслить критически.
В школе:
Путями воспитания лидера сегодня принято считать:
- образовательный (участие в научных кружках и факультативах)
- общественно-политический или гражданственный (участие в детских и молодёжных организациях, самоуправлении)
- эстетический (увлечённость краеведческой и экологической работой, фотографией и пр.)
- физкультурно-спортивный (командные виды спорта, туризм, поездки в лагеря различной направленности, экспедиции).
Если хотите вырастить настоящего лидера, то:
Лидерские качества можно развить в каждом ребёнке - было бы желание. Однако помните, что спокойные дети ничуть не хуже их активных сверстников. Любите детей такими, какими они есть.