Откуда берутся русалки. Русская русалка. Правда ли, что настоящая северная русалка существует? Стоит ли верить в их существование

Животные

Как-то ведь надо понять, откуда взялся этот образ? Некоторые натуралисты пытались объяснить - и довольно убедительно - «рыбообразие» нижней части тела русалок тем, что морякам древности и средневековья не раз приходилось наблюдать настоящих морских сирен, то есть дюгоней и ламантинов - морских млекопитающих, близких к моржам и тюленям. Моряки, проводившие многие месяцы в плавании без женского общества, могли, наверное, издали принять этих животных за прекрасных морских дев. Казалось бы, рациональное объяснение. Однако тут снова есть «но»… Да не одно!

Первое «но» - в том, что мифическая «человекорыба» не всегда была только женского рода. В шумеро-вавилонской мифологии присутствуют и Оаннес, таинственное существо в виде бородатого мужчины с рыбообразной нижней частью тела, и бог воды и мудрости Эа (Энки) - такого же вида. А в «Библейской энциклопедии» приводится изображение Дагона - «филистимского идола», упоминаемого в Книгах Судей, Царств и других разделах Библии. Этот Дагон Филистимский - мужчина с ассирийской бородой, мускулистыми руками и торсом; ниже пояса - рыба. Русал? Водяной?

Второе «но». В 1987 году в Новосибирске вышла книга «Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири», собранные В. Зиновьевым. В ней есть сообщения, которые к мифологическим можно отнести лишь весьма условно. В их числе - рассказ местной жительницы, в детстве дважды видевшей русалку.

Девочка, поившая ночью коня в старице, увидела, что на противоположном берегу сидит на кочке женщина и расчесывает волосы. Девочка решила, что это знакомая старушка, Михайловна, «прибрела и моется». Мать девочки усомнилась: «Че она ночью-то мыться будет?» Через день девочка снова поила коня и опять увидела ту же картину. Любопытная девчушка решила развеять сомнения: «Конь-то пьет, а я говорю:
- Ты че, бабушка Михайловна, ночью моешься?
Она как в воду-т - бух! Конь-то у меня со всех ног…»

Как будто ничего особенного. Но концовка рассказа совсем не мифологического характера: «Ее потом Сафонов убил, эту русалку. Из воды вытащил и показывал. У нее голова и руки, тело-то человечье, а ниже - хвост рыбий. Черный такой, в чешуе». Не бред, не фантазия, не розыгрыш. Особенно убеждает в правдивости рассказа то обстоятельство, что не какой-то неизвестный лесник или охотник, а вполне конкретный, всем в этой местности известный Сафонов взял да и убил это непонятное существо. Он оказался решительнее, чем царевич у Лермонтова. Чего уж там!.. Просто пришел, увидел и - убил…

Ну а вот к этому как отнестись? В серьезном журнале «Наука и жизнь» (1991, № 4) был помещен реферат статьи американского зоолога К. Банзе «Основы биологии русалок», опубликованный в 1990 году в столь же серьезном международном журнале «Лимнология и океанография». Автор статьи без всякой иронии относится к многочисленным в прошлом свидетельствам о человекообразных существах, обитающих в воде. «Детали описаний и изображений таких существ во многом сходятся, начиная с описаний, данных еще Аристотелем. Типичная русалка обладала бинокулярным зрением… У русалок характерный для человека противопоставленный остальным большой палец, что позволяет захватывать орудия труда. На всех изображениях видна большая голова, говорящая, по-видимому, о хорошо развитом мозге… Задняя часть тела не имеет конечностей и изображается обычно в виде хвостового плавника рыб, но на самом деле это скорее нечто вроде хвостовых лопастей китообразных. Рыбья чешуя - лишь свидетельство того, что художники обычно сами не встречались с этими животными. На самом деле задняя часть тела, видимо, была покрыта ороговевшими складками кожи»…

Автор отмечает, что в литературе о русалках факты смешаны с предрассудками, легендами, игрой воображения, но все же могут быть отфильтрованы. Частота встреч с русалками стала снижаться после наступления эры великих географических открытий: эти существа обитают в прибрежных водах, а развитие судоходства уводило моряков все дальше от побережий. Просвещение и рост научного скептицизма привели к тому, что многим видевшим русалок стало просто неудобно об этом рассказывать. Причина же их вымирания (К. Банзе считает русалок вымершим видом) - развитие рыболовства и загрязнение моря.

Трудно, конечно, отнестись к этой публикации с полным доверием. И трудно не согласиться с мнением М. Быковой, что статья К. Банзе - пример если не ёрничества, то определенного дилетантизма. Да, если уж известный криптозоолог, отстаивающий права на существование своих «подопечных» видов не только в популярных изданиях, но и на страницах научных монографий, высказывает сомнение в научности работы К.Банзе, то это кое-что значит. Да, да, конечно же… Но все-таки: кого убил Сафонов?

-П ервой русалкой стал вавилонский бог Оаннес. Он все никак не мог определиться, какую форму принять, перепробовал многое, а закончил тем, что стал существом с головой и торсом мужчины, а вместо ног обзавелся рыбьим хвостом. Первой русалкой женского пола стала Атаргате - сирийская богиня Луны и рыболовства. Потом эти виды и формы разошлись по странам и континентам.

Сирена… крылья или хвост?

—-В Греции поначалу поселились наяды. Каждая река, каждый ручей имели свою начальницу. Веселое племя покровительниц вод, пророчиц и целительниц беспечно плескалось в чистых источниках. И вода становилась способной дарить бессмертие и молодость. А в воздухе у греков кружили сирены, женщины-птицы. Еще в V веке "Физиолог" - греческий трактат о животных - утверждал, что "образ сирен до пупка женский, другая же половина птичья". Но уже в "Бестиарии" (XVI век) сирены описываются как полуженщины-полурыбы. И к испанцам сирены - так они стали называть своих речных дев - попали уже с хвостами. Лица их безобразны, но голос прекрасен. Со временем образ стал так популярен, что сиренами назвали отряд морских млекопитающих, к которому относятся дюгони, ламантины, а также стеллеровы коровы, полностью истребленные к концу XVIII века.

Иары

—-Индейцы Бразилии так искренне верили в существование этих хозяек вод, что убедили в их реальности европейцев. В XVII веке падре Аншиетта доносил начальству, как много индейцев утоплено иарами, но надеялся, что торжество истинной веры заставит женщин-рыб присмиреть. Однако и век спустя голландец Гаспар ван Баэрле свидетельствовал, что красавицы с длинными волосами и рыбьими хвостами продолжают зацеловывать до смерти рыбаков - "не по злобе, а по страсти".

Вилы

—-Вилы - не утопленницы, а дети туч. Тело у них прозрачное, а платья длинные, волшебные. Они молоды, красивы, любят танцевать под луною, летать по воздуху, качаться на березах. По сербским поверьям, вилы - хозяйки озер, родников и колодцев. Кто напьется из заповедного источника, тот "сам ослепнет, а конь его обезножеет". Еще они насылают бури, дождь и град, поднимают ураганы. Впрочем, к людям вилы добры, охотно выходят замуж за статных молодцев и рожают им необычайно одаренных детей. Вилы - покровительницы растений, врачевательницы. Однако среди вил существуют и недобрые, насылающие болезни. У злых вил ноги с копытами, крылья, чудовищные груди, переброшенные за спину. Они вредят скоту, топчут посевы, иссушают водоемы. Но ныне, говорят, и добрые, и злые вилы улетели в дальние края. Потому что не выносят огнестрельного оружия.

Мавки

—-Увидеть их можно только при полном месяце. Плещутся в реке, расчесывают свои зеленые кудри, а путников просят позаимствовать им гребешок. Если дать, расчешутся и вернутся в реку с миром. Если же пожадничать, замучают мавки до смерти. Вообще они красивые, только красота эта обманчивая. Повернется к тебе спиной мавка, и увидишь позеленевшие без воздуха легкие, небьющееся сердце, сопревшие кишки.

Зодиак 35,2004

Сложно найти человека, который бы не слышал о русалках. Но не всем известно, кто и как мог стать русалкой и чем отличались эти существа от другой нечистой силы. В книге известного русского этнографа Дмитрия Зеленина «Очерки русской мифологии» собран богатейший материал, касающийся этих колоритных фольклорных персонажей.

Заложные покойники

На Руси считалось, что русалкой могла стать особа, умершая не своей смертью. Таких людей называли «заложными» покойниками, что и означало умерших насильственной или преждевременной смертью. Чаще всего это были утопленницы, погибшие случайно, покончившие жизнь самоубийством или убитые посредством утопления.

Суицид мог быть совершен и путем повешения. Такая покойница тоже превращалась в русалку. В глубокой древности к ним относили и души покойников, над которыми тяготело ужасное родовое проклятие. У южных славян считалось, что в этих существ обращаются также души умерших раньше времени некрещеных младенцев.

Русалками становились только маленькие дети или женщины. Обычно это были молодые незамужние девицы, для которых столь ранняя смерть являлась чем-то абсолютно неестественным. Женщины замужние – даже достаточно молодые - нередко умирали при родах. Эти случаи относили к категории естественной смерти, и такие покойницы в русалок не превращались.

Само название «русалка» использовалось довольно редко. Больше были распространены другие наименования (особенно у южных славян): «водяница», «лешачиха» (от слова «леший»), «чертовка», «купалка» и др. Также русалок называли и «лоскотухами», потому что они могли залоскотать (защекотать) до смерти.

Внешний вид и нрав русалок

Русалки считались опасными существами с непредсказуемым нравом. Согласно преданиям, пик их активности приходился на глубокую ночь. Заложные покойницы выходили из рек и вели себя довольно шумно: хохотали, пели или хлопали в ладоши. Места, где предполагалось присутствие русалок, люди старались избегать.

По народным поверьям, эти существа могли утаскивать соблазненных их девичьей красотой мужчин в реку и топить. Часто утопленницы сидели на берегах и горько плакали о своей доле. Русалок заставали и за расчесыванием их длинных роскошных волос. Покойницы использовали для этого железные гребни.

Видевшие русалок описывали их как небывалой красоты девушек с длинными, иногда русыми, чаще – зелеными волосами. Русалки никогда не заплетали косы, ходили в длинных призрачно-белых одеждах, похожих на погребальный саван. Кожа у них была мертвенно-бледной, почти прозрачной. Голову водяницы украшали венками из ивовых прутьев и цветов.

В Забайкалье русалок представляли девицами с черными, как смоль, длинными волосами. По народным поверьям, распространенным в этом регионе, они могли быть не только красивыми, но и страшными, а также отличаться не только злым, но и добрым нравом.

Русальские обряды

Из самых популярных обрядов, связанных с этими существами, можно назвать проводы и похороны лоскотух. У южных славян также была распространена традиция поминать души всех преждевременно умерших – в том числе и русалок – на Троицкой неделе. Этот обычай назывался «русальными поминками».

В это время было принято оставлять на краю поля кусок хлеба или плошку с медом для русалки. В подарок водяницам также оставляли мотки ниток, ленты или полотенца, повязывая их на ветки дубов. Все эти подношения были призваны задобрить злокозненных покойниц. Считалось также, что эти существа любят выходить в ночь на Купала. Их тоже следовало умилостивить в это время разными подарками.

Водяницы любили гулять в полях и лугах. Могли забрести и дом, попортить скотину или наделать других пакостей, поэтому их было принято провожать назад, к рекам или в лес. По случаю таких «проводов» устраивались гулянья с песнями. Девушки пели особые песни, ласково упрашивая русалку вернуться в свою реку.

Иногда проводы русалок напоминали обряды сожжения Костромы. Чучело в виде девушки в длинной рубашке оставляли в поле, там, где водяницы обычно любили гулять. В другой интерпретации чучело сжигали, что ассоциировалось с похоронами русалки.

Наверное, нет человека, который бы хотя бы раз не слыхал о русалках, ведь это один из самых распространенных сказочных персонажей. Удивляет, насколько перекликаются русалочьи темы в разных культурах, что позволяет нам говорить об архетипическом значении данного образа, который является продуктом коллективного бессознательного.

Кто такие русалки?

Русалки в восточнославянских поверьях – это женский демонологический персонаж, своеобразная химера (состоящая из несопоставимых частей) или гибрид. Русалка связана со стихией воды, является водным духом. Связь с водой подчеркивается как внешне (самое распространенное представление о русалке –как о полуженщине-полурыбе),так в названии: "русалка" - означает водяную деву. Во многих славянских землях (Россия, Польша, Сербия, Болгария) встречаются родственные этому имени названия источников, рек и прибрежных стран: Руса, Россь, Русиловка, Ruseca, Ras, Rasa и др. Все это свидетельствует о наличии в них древнейшего корня, служившего для обозначения воды. В санскрите "rasa" - жидкость, влага, вода; у кельтов "rus", "ros" - озеро, пруд; в переводе с латинского "ros" означает "роса" (орошать, росинец - дождь), наше "русло" - середина речного ложа.

Также рассматриваетсяпроисхождение названия "русалка" (в слав. миф) от слова "русый", что означает на древнеславянском "светлый","чистый" .

Типичный атрибут русалки – простоволосость (распущенные волосы), что было совершенно недопустимо в обычных бытовых ситуациях для крестьянских девушек.

Где они живут?

Обитание русалок связано с близостью водоемов, рек, озер, омутов, колодцев, которые считались путем в подземное царство. В зависимости от места обитания, русалки делятся на водяных и морских (живущие в море) По этому водному пути русалки выходили на сушу и обитали уже там. Так же по славянским поверьям русалки эти не имели хвоста. Чаще их путали с сиренами из античных мифов и жить они могли не только в воде но и на деревьях и в горах..

Основное время русалки проводят на дне реки. Днем они спят, а под вечер всплывают на поверхность.

Осень, зиму и весну русалки спят в подводных, невидимых человеческим глазом, хрустальных дворцах. В начале же лета, когда вместе с природой, по старинному преданию, оживают и мертвецы, русалки выходят из воды и разбредаются по прибрежным рощам, где селятся на деревьях. Выбор этот не случаен, так как в стародавние времена именно на деревьях хоронили своих усопших славянские племена.

Всех русалок, обитающих в наших водоемах, можно разделить на два вида. К высшему относятся так называемые натуральные русалки. Их не так уж и много: две-три на крупную реку. Они бессмертны и являются прямыми порождениями нечистой силы. Натуральные русалки из воды никогда не выходят, поэтому встретиться с ними очень сложно. Внешность у них, так же как и характер, довольно отвратительная: тело - сплошь зеленого цвета, такого же цвета глаза и волосы, а на руках и ногах, между пальцами, перепонки как у гусей. Натуральная русалка, как правило, является женой водяного и вместе с ним руководит действиями русалок природных, которые относятся к низшему виду.

"Природные русалки, в отличие от натуральных, смертны и лишь доживают в облике духов воды свой земной срок. Русалке присущи те же черты характера, привычки и вкусы, что были у нее при земной жизни. Наиболее активны те из русалок, кто умер неудовлетворенной, с каким-нибудь желанием, или те, кто при жизни обладал беспокойным характером."

Откуда берутся русалки?

Повсеместно известны представления о принадлежности РУСАЛКИ к миру мертвых; ср. варианты названий РУСАЛКИ в разных традициях: «навки», «мавки» (от навь - «души умерших»), «мертвушки». Мавки внешне выглядят как живые, но если мавка обернется к вам спиной, вы увидите ее внутренности, поскольку на спине у нее кожный покров отсутствует. Поэтому их еще называют "не имеющие спины". Их представляют в виде детей или дев с длинными волосами, в белых сорочках. По представлениям словинцев, мавки летают по воздуху в виде больших черных птиц, с большим клювом и когтями, которыми они задирают людей до смерти. Если на них брызнуть водой и сказать: "Крещу тебя во имя Отца, Сына и Святого Духа", они обращаются в ангелов и оказывают своему благодетелю большие услуги. Это может произойти только в течение семи лет, после того, как ребенок превратился в мавку. Если же в течение семи лет мавку никто не покрестит, то она навсегда остается мавкой. Защитой от мавок по народным поверьям служит чеснок, хрен и полынь.

В 2007 году в Крыму я приобрела украшение, которое обладает для меня многими смыслами, но в том числе, оно символизирует и русалку:

Сравните также эти изображения с изображением Хель, в скандинавской мифологии - это Хель, повелительница мира метрвых, одна их хтонических чудовищ, дочь Локи и великанши Ангрбоды.Хель внушает ужас одним своим видом. Она исполинского роста, одна половина её тела черно-синяя, другая мертвенно-бледная, поэтому она и называется сине-белой Хель.Так же в легендах она описана как громадная женщина (крупнее большинства великанов). Левая половина её лица была красной, а правая - иссиня-чёрной. Её лицо и тело - живой женщины, а бедра и ноги - как у трупа, покрыты пятнами и разлагаются.

Считалось, что русалками становились:

· девушки, умершие до вступления в брак, особенно просватанные («зарученные») невесты, не дожившие до свадьбы,

· утопленницы-самоубийцы

· девушки и девочки, умершие на Русальной неделе (в том числе и утонувшие в этот период),

· либо младенцы, умершие не окрещенными.

· мертворожденные девочки

· украденные русалками младенцы

· Под словом «русалка» жители полесских сел понимали не только персонажей определенного класса демонов (тип леших, домовых и т. п.), но и конкретных умерших в селе людей. Часто говорили: «Вон у Данилихи в роду есть русалка, дочка ж ее, Нина, зарученная умерла». Соответственно необходимость соблюдать запреты на некоторые виды работ и выполнять поминальные обычаи в течение Русальной недели распространялась прежде всего на тех, чьи умершие родственники стали РУСАЛКАМИ.

Что они делают?

В описании того, что творят русалки есть много амбивалентности.

Свидетельства их помощи и защиты:

Изредка русалки наведываются в свои бывшие дома и семьи, но вреда, как правило, при этом никому не причиняют. Наоборот, если домашние, заметив дух умершей, оставляют на ночь на столе традиционное в таких случаях угощение, русалки становятся постоянными и невидимыми защитниками семьи, оберегая ее от всевозможных напастей и невзгод.

По преданию, во время Русальной недели русалок можно было увидеть вблизи рек, на цветущих полях, в рощах и, конечно же, на перекрестках дорог и на кладбищах. Рассказывали, что, во время танцев русалки исполняют обряд, связанный с защитой посевов.

Русалки, наравне с эльфами, по древним поверьям, обладали высоким даром мудрости.

Встреча с русалкой могла сулить несметные богатства.

Русалки также известны и своими проказами:

· "сидя в омутах, они путают у рыбаков сети, цепляют их за речную траву, ломают плотины и мосты, заливая окрестные поля, перенимают заночевавшее на воде стадо гусей и завертывают им крылья одно за другое так, что птица не в силах их расправить".

· О морских русалках в Астраханской губернии рассказывают, что, появляясь из воды, они поднимают бурю и качают корабли.

· Они могли и наказать тех, кто пытался работать в праздник: вытоптать проросшие колосья, наслать неурожай, ливни, бури или засуху.

· Встреча с русалкой могла обернуться несчастьем: Русалок следовало опасаться девушкам, а также детям. Считалось, что русалки могли увести ребенка в свой хоровод, защекотать или затанцевать до смерти. Поэтому во время Русальной недели детям и девушкам категорически запрещалось выходить в поле или на луг. Если во время Русальной недели (неделя после Троицы уже во время христианства) погибали или умирали дети, то говорили, что их забрали к себе русалки. Чтобы от них уберечься надо было носить с собой резко пахнущие растения: полынь, хрен и чеснок.

Русалки обладают умением превосходно петь, да так, что слушающие могут внимать им по нескольку дней подряд, совсем не замечая хода времени. При этом слушающий не понимает ни слова из спетого, так как песни речных красавиц совсем не похожи на человеческие и представляют собой набор магических слов, понятных только им, русалкам.

"В лунные ночи русалки любят посидеть на прибрежном камне, расчесывая свои длинные, до пят, волосы гребнем, сделанным из рыбьей кости и покрытым золотом. Гребень этот подбирать не рекомендуется: русалка будет каждую ночь приходить к вашему дому и стучать до утренней зари во все двери и окна, требуя обратно свою расческу. Если же это не поможет, она напустит на вашу семью мор и станет мстить до тех пор, пока не получит назад взятую без ее спроса вещь."

Поступают так русалки потому, что гребень для них предмет особый. Пока они чешут им свои волосы, до тех пор с них продолжает струиться вода, которая обмывает их нежное тело. Если же гребень утерян или украден, а русалка находится далеко от воды, то она может просто-напросто высохнуть, как рыба.

Праздники русалок.

Русалки в славянской мифологии подчиняются Богу Яриле и его отцу - Велесу.

Спустя 50 дней после Пасхи начинается Троица, вслед за которой начинается русальная неделя, которая идет вплоть до праздника Ивана Купалы. На русальной неделе проводятся русалии - обряды, связанные с проводами русалок. В эту самую неделю русалки становятся особенно активными.

"Появление на берегу русалок знаменует собой не только окончательное пробуждение природы, но и начало широко отмечаемой в прошлом русальной недели, в течение которой очнувшиеся от долгой спячки русалки шалили напропалую. Хотя слово шалили здесь вряд ли уместно. Шалости у представителей царства мертвых, как известно, специфические и ничего общего с проделками земных людей не имеют."

На русальной неделе стараются не купаться, не стирать и не шить - все эти занятия в ведении русалок, которых лучше не искушать напрасно.

"Особенно опасен для людей в русальную неделю четверг. Зазевавшихся, далеко заплывших или просто пьяных русалки в этот святой для себя день топят и умерщвляют иными способами десятками, а то и сотнями."

В русальную неделю нередки случаи обращения русалок к людям с просьбой дать им имя и одежду. Но просьба эта кажется странной только на первый взгляд. Как уже говорилось, в русалок превращаются девочки, умершие до крещения в церкви и не имеющие имени. Вот они и хотят получить его сейчас, чтобы вновь превратиться в человеческого ребенка и теперь уже умереть по-настоящему. И горе тому человеку, кто откажет в просьбе русалке. Гнев ее страшен, а расправа ужасна. Связывают это с тем, что с подобной просьбой русалка может обратиться к людям только один раз в семь лет. Именно поэтому прохожий должен снять с себя что-нибудь из одежды и произнести следующие слова: Крещу тебя, Иван да Марья, во Имя Отца и Сына, и Святого Духа. После этого, как правило, невидимые ангелы подхватывают душу ребенка и уносят ее в рай."

Другие разновидности русалок

Мавки - славянские мифические существа (у украинцев Мавки, майки, нейки, у болгар навяки или навы, у словинцев мавье, навье, мовье). Название это происходит от старославянского навь - мертвец. Мавки - дети, умершие без крещения или задушенные матерями. Они скрываются в лесах, на полях, в реках и озерах, часто сближаются с русалками, сбивают путников с дороги, заводят в болота и убивают.

Лоскотухи (лоскотки)– русалки, которые щекочут до смерти парней и девушек.

Водяницы

Сирены-заманивающие своими песнями и топящие корабли.

Нереиды - Судя по их именам, они - олицетворенные свойства и качества морской стихии, поскольку она не вредит человеку, но является к нему расположенной и чарует его своей прелестью. Они посетили свадьбу Фетиды . Составляли хор в трагедии Эсхила «Нереиды». Нереидам посвящен XXIV орфический гимн.Нереиды ведут идиллически-спокойную жизнь в недрах моря, развлекаясь мерными движениями хороводов, в такт движению волн; в зной и лунные ночи они выходят на берег, или устраивают музыкальные состязания с тритонами, или на берегу, вместе с нимфами суши, водят хороводы и поют песни. Их почитали прибрежные жители и островитяне и хранили слагавшиеся о них сказания. Вера в них сохранилась даже до нашего времени, хотя нереиды нынешней Греции - вообще нимфы водной стихии и смешиваются с наядами.

М.Ю. Лермонтов

РУСАЛКА

Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной;

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

И шумя и крутясь, колебала река

Отраженные в ней облака;

И пела русалка - и звук ее слов

Долетал до крутых берегов.

И пела русалка: "На дне у меня

Играет мерцание дня;

Там рыбок златые гуляют стада;

Там хрустальные есть города;

И там на подушке из ярких песков

Под тенью густых тростников

Спит витязь, добыча ревнивой волны,

Спит витязь чужой стороны.

Расчесывать кольца шелковых кудрей

Мы любим во мраке ночей,

И в чело и в уста мы в полуденный час

Целовали красавца не раз.

Но к страстным лобзаньям, не зная зачем,

Остается он хладен и нем;

Он спит - и, склонившись на перси ко мне,

Он не дышит, не шепчет во сне!"

В глазах у нее, ускользая, играет волна,

В зеленых глазах у нее глубина - холодна.

Приди - и она обоймет, заласкает тебя,

Себя не жалея, терзая, быть может, губя,

Но все же она поцелует тебя - не любя.

И вмиг отвернется, и будет душою вдали,

И будет молчать под луной в золотистой пыли,

Смотря равнодушно, как тонут вдали - корабли.

Русалка

В лазоревой воде, в жемчужныхберегах,

Плыла русалка в блеске чудном.

Она глядела вдаль, скользила в тростниках,

Была в наряде изумрудном.

На берегах реки, из цельных жемчугов,

Не возникало трав на склонах.

Но нежный изумруд был весь ее покров,

И нежен цвет очей зеленых.

Над нею догорал оранжевый закат,

Уже зажглась луна опалом.

Но устремляла вдаль она лучистый взгляд,

Плывя в течении усталом.

Пред ней звезда была меде дымных облаков,

И вот она туда глядела.

И все роскошества жемчужных берегов

За ту звезду отдать хотела.

Русалки

Мы знаем страсть, но страсти не подвластны.

Красою наших душ и наших тел нагих

Мы только будим страсть в других,

А сами холодно-бесстрастны.

Любя любовь, бессильны мы любить.

Мы дразним и зовем, мы вводим в заблужденье,

Чтобы напиток охлажденья

За знойной вспышкой жадно пить.

Наш взгляд глубок и чист, как у ребенка.

Мы ищем Красоты и мир для нас красив,

Когда, безумца погубив,

Смеемся весело и звонко.

И как светла изменчивая даль,

Когда любовь и смерть мы заключим в объятье,

Как сладок этот стон проклятья,

Любви предсмертная печаль!

Владимир Набоков

Русалка

Пахнуло с восходом огромной луны

сладчайшею свежестью в плечи весны.

Колеблясь, колдуя в лазури ночной,

прозрачное чудо висит над рекой.

Все тихо и хрупко. Лишь дышит камыш;

над влагой мелькает летучая мышь.

Волшебно-возможного полночь полна.

Река предо мною зеркально-черна.

Гляжу я - и тина горит серебром,

и капают звезды в тумане сыром.

Гляжу - и, сияя в извилистой мгле,

русалка плывет на сосновом стволе.

Ладони простерла и ловит луну:

качнется, качнется и канет ко дну.

Я вздрогнул, я крикнул: взгляни, подплыви!

Вздохнули, как струны, речные струи.

Остался лишь тонкий сверкающий круг,

да в воздухе тает таинственный звук...

Николай Гумилев

"Русалка"

На русалке горит ожерелье
И рубины греховно-красны,
Это странно-печальные сны
Мирового, больного похмелья.
На русалке горит ожерелье
И рубины греховно-красны.

У русалки мерцающий взгляд,
Умирающий взгляд полуночи,
Он блестит, то длинней, то короче,
Когда ветры морские кричат.
У русалки чарующий взгляд,
У русалки печальные очи.

Я люблю ее, деву-ундину,
Озаренную тайной ночной,
Я люблю ее взгляд заревой
И горящие негой рубины...
Потому что я сам из пучины,
Из бездонной пучины морской.

Русалка – необычное мифическое существо с человеческим туловищем, рыбьим хвостом вместо ног, белоснежной кожей и чарующим голосом.

Но такой образ появился только под веянием западной культуры. В славянской мифологии у русалок были ноги, и внешне они мало чем отличались от обычных людей.

Версий о том, как появился термин «русалка» довольно много. И разобраться какая из них верная не удается до сих пор. Основные предположения:

  • Русалки – водные создания, поэтому они предпочитали селиться вблизи водоемов. Но самое излюбленное их место было русло реки.
  • По легендам, у этих созданий красивые длинные русые волосы. И от цвета их локонов и появилось название.
  • Термин произошел от Русалий – поминальных дней у древних славян.

Но речные красавицы имели и много других названий. В разных регионах для них были придуманы свои имена.

Их называли нимфами, сиренами, чертовками, вилами. Мавка – та же русалка, но на украинском языке, водяница или купалка – на белорусском.

Что за существо русалка

В давние времена люди нисколько не сомневались в существовании русалок. Но мнения о том, что представляют собой эти создания, кардинально отличались.

В одних областях их считали утопленницами, в других – умершими некрещеными детьми.

Бытовало мнение, что русалкой становилась девушка, утопившаяся из-за неразделенной любви. Эта версия очень похожа на теории о происхождении западных водных существ – ундин.

Считалось, что речными обитателями становились все дети, которые умерли во время Русальей недели – поминальных дней в славянской культуре.

Несмотря на многообразие мнений о происхождении этих мифических созданий, люди единодушно считали, что русалки – злобные создания, которые могли убить любого по своему желанию.

Места обитания

В каждой области было свое мнение о том, где живут русалки.

Причем версии часто менялись на совершенно противоположные.

Кто-то, считал, что водные красавицы жили только в реках и озерах, и лишь иногда выходили на сушу чтобы «пошалить».

Другие придерживались мнения, что русалки вполне спокойно живут в лесу и степи, и могут обитать на высоких деревьях, где проводят большую часть своего времени, раскачиваясь на ветвях.

Кроме того, существовало поверье, что с середины весны и до конца лета русалки перебирались в поля.

Особенно им нравились посевы конопли и ржи.

Еще одним излюбленным местом русалок была развесистая, склонившаяся над водой плакучая ива. Здесь они обитали после Троицына дня.

Внешний вид

Однозначного мнения о том, как выглядели русалки, также не существовало. Но в большинстве случаев их представляли красивыми девушками со стройными фигурами и прекрасными лицами.

Волосы у русалок были густыми и длинными, и часто доходили до самых пят.

Цвет копны различался. Одни считали, что у них русые локоны, другие – зеленые или черные.

Они никогда не заплетали косы, и всегда ходили с распущенными волосами и лишь иногда украшали свою голову венками из цветов.

В некоторых областях русалка – безобразная заросшая шерстью и покрытая тиной старуха, с длинными острыми ногтями.

Она вооружена кочергой или ступой. Иногда может быть обмазана смолой.

Такой речной «нимфой» матери пугали непослушных детей, предупреждая, что за шалости русалка может убить их и съесть. В дальнейшем этот образ трансформировался в персонажа сказок – Бабу-ягу.

Еще сильней мнения разделились по поводу одежды созданий. Одни верили, что они, вообще, ничего не носят и, как и все представители нечистой силы, ходят голыми. Но другие же «видели», как речные красавицы надевают белые сарафаны, рубахи, и даже свадебные платья.

Особенности русалок

Речные девы обожают петь, тем более что в преданиях этих созданий наградили красивым мелодичным голосом, способным очаровать и загипнотизировать любого, кто его услышит.

В этом умении русалки были схожи с сирином – существом славянской мифологии, обладающим женской головой и телом птицы, умеющим заворожить и погубить любого человека.

Именно поэтому русалок нередко изображали в виде диковинных птиц с лицами и грудями девушек.

Эти создания, как и вся нечистая сила, умели превращаться в животных.

Чаще всего они становились кошками, собаками, птицами, мышами и зайцами. Но приписывалась русалкам и способность обращаться в неодушевленные предметы. При желании речная красавица могла стать снопом соломы, корягой, небольшим деревцем или кустом.

Считалось, что эти существа редко когда сидят на месте, и любят прогуливаться. Но в отличие от других представителей нечистой силы, могли делать это как днем, так и ночью.

Их можно было встретить на мосту и перекрестке, возле колодца, в огороде и даже в избе за печкой. Особенно они любили посещать дома, в которых жили раньше.

Нередко русалок встречали в бане. Там они с удовольствием мылись и стирали свою одежду.

Но считалось, что в такие моменты их лучше не тревожить, так как русалка могла жестоко отомстить за нарушенный покой.

Речные красавицы умели не только топить своих обидчиков.

Вызвать бурю, дождь и град, или заставить реку разлиться, и затопить пастбища и посевы было для них делом одной секунды.

Способность управлять водной стихией у русалок была связана с их волосами.

По преданиям, локоны девушек всегда были мокрыми, и если они расчесывали их гребешком, то вода лилась с прядей бесконечно.

С русалочьими волосами было связано еще одно поверье. Считалось, если русалка не сможет их долго намочить, то она погибнет.

По народным приметам, речные красавицы плавают в реках и озерах лишь в полдень, час рассвета и заката. Поэтому в эти часы купаться было очень опасно.

Тем не менее, мифические девушки не были лишены благородства. Они никогда не трогали младенцев и маленьких детей. Более того, речная обитательница всегда защитит потерявшегося в лесу ребенка и отгонит от него диких зверей.

Характер и повадки

Так как представительниц нечистой силы чаще всего изображали девушками, то им приписывалась влюбчивость.

Поэтому молодым, холостым и красивым юношам необходимо было опасаться встречи с русалками. Ведь они могли с легкостью загипнотизировать и утащить на дно своего избранника.

Существует немало легенд, по которым мужчина влюблялся в русалку и уходил за ней в подводное царство.

Там он жил в богатстве и достатке, и все его прихоти и желания исполнялись мгновенно.

Но покинуть подводный миру мужчина не мог уже никогда.

Речные красавицы отличались любовью к развлечениям. В хорошем настроении они водили хороводы по ночам, смеялись и пели.

Если кому-то доводилось поймать русалку, то в большинстве случаев она не разговаривала, а только плакала и вытирала свои слезы длинными волосами.

Чаще всего «встречи» с русалками происходили на Русалью неделю, которая шла сразу после праздника Троицы. В это время представительницы этого вида были особенно активными, и часто занимались своими «вредными» делами:

  • Выкрикивали мужские имена, чтобы в дальнейшем убить отозвавшегося;
  • Щекотали путников до смерти;
  • Искали бросившего их при жизни возлюбленного, чтобы жестоко отомстить обидчику.

Поэтому на Русалью неделю было категорически запрещено купаться. Считалось, что душа в этом случае станет проклятой, и ей придется скитаться в виде духа до скончания времен.

Опасность встречи

Несмотря на привлекательный вид, водяные красавицы отличались злобным характером, и, как и вся нечистая сила, приносили вред человеку. И встречи с русалками старались всячески избегать. Ведь нечисть могла:

  • Сбить путника с пути;
  • Задушить и утопить;
  • Защекотать до смерти;
  • Превратить в животное или неодушевленный предмет;
  • Запутать сети и потопить рыбацкую лодку;
  • Испортить мельничные жернова;
  • Отобрать молоко у коровы;
  • Наслать болезни на людей и скот.

В общем, встреча с русалками не сулила ничего хорошего. Считалось, что по одному их взгляду на человека нападала хворь, он становился вялым, или, наоборот, начинал маяться бессонницей.

Хуже всего было жителям украинских сел. Их русалки отличались особой кровожадностью, и при встрече без труда отрывали путникам голову. Не менее жестокими были и белорусские речные красавицы. Обидчикам они сворачивали голову назад и выдавливали глаза.

Но следует отметить, что «проделки» русалок касались только тех, кто вел неправедную жизнь. Кроме того, существа топили и утаскивали на дно лишь тех пловцов, которые купались в неположенное время, в особом месте или без креста.

Как защищались от русалок

Считалось, что представительницы нечистой силы могут напасть только на одинокого путника. При этом даже поездка на лошади не могла защитить от опасности. Поэтому старались ходить в лес или к реке многочисленной компанией.

Особенно много запретов было на Русалью неделю. В это время старались даже близко не подходить к воде. Невестам, беременным женщинам и кормящим матерям, вообще, не разрешали выходить за калитку. Считалось, что речная красавица может им позавидовать и наслать порчу на младенца.

Так как русалкам было под силу вызвать падеж скота и неурожай, то крестьяне старались всячески защитить свое хозяйство.

Для этого на шею животным надевались специальные обереги. А речным девам старались сделать подношение. Считалось, что их можно задобрить свежим караваем, кусочки которого раскладывались возле ворот и крыльца.

Кадр из фильма «Вий» 1967 г.

Верной защитой от любой нечисти, в том числе и от русалок, всегда было «крестное знамение».

Или более «продвинутые» ритуалы как, например, в повести Н.В. Гоголя «Вий».

Проводился он так: человек рисовал вокруг себя или жилища круг мелом, и крестил это пространство. Еще для защиты надевали крестик не только на грудь, но и на спину.

Но кроме «божьей помощи», против русалок использовались травы.

Считалось что у нечисти «аллергия» на такие растения: полынь, молодой чеснок, любисток, крапиву, хрен, освященную вербу.

Пучки этих растений старались всегда носить в кармане. Кроме того, помогал отвадить лесных и речных красавиц осиновый кол, повешенный на грудь в качестве оберега.

Русалки ненавидели железо, поэтому предусмотрительные люди всегда носили с собой иголку. Считалось, что если ткнуть нее в русалку, то она убежит от ужаса.

Дружба с нечистью

Не все боялись русалок. К примеру, девушки могли вполне безопасно с ними общаться. Более того, создания помогали им в любовных делах. Но, правда, за это нужно было платить. Некоторые отдавали бусы и красивые платки, другим же пришлось пожертвовать жизнью ребенка.

Русалка могла стать защитницей обиженной девушки или женщины. Речная наяда выслушивала жалобы, после чего сводила с ума обидчика, или, вообще его убивала.

В северной части Руси было принято «родниться» с лесными и речными девицами. Считалось, что так нечистая сила не принесет вреда.

Для этого украшали лентами молодую березку, водили вокруг нее хороводы, и обязательно делали качели из веток на дереве. Так, русалка могла вдоволь нарезвиться.

Но по окончании Русальной недели, все ленты убирались и проводились проводы нечисти с песнями, плясками и играми у костра. После этих ритуалов речные девы отправлялись восвояси.