Николя саркози правление. Саркози: тернистый путь атлантиста-ловеласа. Изменения в статусе президента

Психология
2007 года Премьер-министр: Доминик де Вильпен Предшественник: Доминик де Вильпен Преемник: Франсуа Баруэн
Министр экономики Франции
31 марта 2004 года - 28 ноября 2004 года Премьер-министр: Жан-Пьер Раффарен Предшественник: Франсис Мер Преемник: Эрве Гаймар 7 мая 2002 года - 31 марта 2004 года Премьер-министр: Жан-Пьер Раффарен Предшественник: Даниэль Вайан Преемник: Доминик де Вильпен Партия: Союз за народное движение Рождение: 28 января (54 года)
Париж , Франция Супруга: 1) Мари-Доминик Кюльоли (1982-1996)
2) Сесилия Сиганер-Альбенис (1996-2007)
3) Карла Бруни (с 2008) Дети: сыновья: Пьер и Жан (от 1-го брака), Луи (от 2-го) Награды:

Николя́ Поль Стефа́н Саркози́ де На̀дь-Бо́ча (фр. Nicolas Sarkozy , полное имя Nicolas Paul Stéphane Sárközy de Nagy-Bócsa ; род. 28 января , Париж) - французский государственный и политический деятель, 23-й президент Французской Республики и 6-й президент Пятой Французской республики . Как президент, по должности является князем (соправителем) Андорры и великим магистром ордена Почётного легиона . Избран президентом 6 мая г., вступил в должность 16 мая , сменив на посту главы государства Жака Ширака .

Во Франции известен под прозвищем «Сарко» (Sarko ), которое используют как его сторонники, так и оппоненты.

Биография

Родители

Отец - Пал Надь-Боча Шаркёзи - родился в Будапеште в семье мелкого венгерского дворянина-протестанта (дворянство и герб даны семье в императором Фердинандом II за подвиги предка в годы Тридцатилетней войны), владевшего землями близ города Сольнок и небольшим замком Alattyán в 100 км от столицы. Его предки были членами муниципалитета Сольнока. С приходом Советской армии в семья покинула страну. В Баден-Бадене Поль Саркози (так он офранцузил своё имя и фамилию) записался во Французский иностранный легион , заключил пятилетний контракт и проходил службу в Алжире . Не желая отправляться в Индокитай , в демобилизовался. Получил французское гражданство и обосновался в Марселе , вскоре переехав в Париж . В женился на Андре Малла (Andrée Mallah) - студентке юридического факультета, дочери известного врача в респектабельном 17-м парижском округе. Её отец Бенедикт Маллах (Benedict Mallah) был евреем-сефардом , иммигрантом из Салоник , перешедшим в католичество, её мать, Адель Бувье - француженка, медсестра из Савойи , католического вероисповедания. От брака Поля Саркози и Андре Малла родилось трое детей: Гийом (1952), Николя (1955) и Франсуа (1957).

Карьера до избрания президентом

В отношениях с исламской общиной проводил гибкую политику. Ужесточил контроль за нелегальной иммиграцией. Во время протестов против закона о запрете хиджабов в школах прямо заявил, что противопоставление ислама республиканским ценностям недопустимо. С другой стороны, он известен как сторонник концепции «позитивной дискриминации», которую, однако, премьер и президент поспешили отвергнуть как противоречащую идеалам равенства. В поддержал создание частного некоммерческого Французского совета по мусульманской религии. Также предложил изменить закон об отделении церкви от государства, чтобы разрешить финансирование религиозных организаций из французских денег вместо зарубежных пожертвований, которые лишь способствуют разжиганию радикализма.

В своей книге «Республика, религия и надежда» Саркози заявил в 2004: «Я принадлежу католической культуре, католической традиции, католической вере. Даже если моя религиозная практика носит эпизодический характер, я считаю себя членом Католической Церкви». 21 апреля 2007 в интервью католическому еженедельнику «Famille Chrétienne» заявил, что христианство «было свидетелем рождения французской нации» и оставило «огромное наследие культурных, нравственных, интеллектуальных и духовных ценностей». Другому католическому изданию - «Le Pélerin» - Саркози сообщил 4 мая, незадолго до избрания президентом, что Франция - «светская страна», а его католические убеждения не будут «прямо влиять» на политическую программу; в то же время он высказался за традиционный гетеросексуальный брак и против эвтаназии .

Избрание президентом

Президентство

Саркози в день инаугурации

Вступление в должность Саркози произошло 16 мая . В 11 часов утра Жак Ширак принял его в Елисейском дворце и в ходе частной беседы передал ему код от ядерного арсенала. Затем Саркози проводил Ширака из Елисейского дворца и вернулся в парадный зал, где его приветствовал председатель Конституционного совета, а затем новоизбранному президенту преподнесли цепь гроссмейстера ордена Почётного легиона. Он вступил в должность, подписав протокол передачи ему регалий. При этом был отдан артиллерийский салют (21 залп), а в честь г-жи Саркози оркестр играл композицию Leyenda, написанную её дедом Исааком Альбенисом. Президент республики произнёс речь, где перечислил 12 «требований», выдвинутых ему избирателями.

Затем кортеж президента в сопровождении эскорта кавалерии и мотоциклистов проследовал на Елисейские поля , где президент возложил цветы к Могиле неизвестного солдата у Триумфальной арки , а также поклонился памятникам Жоржу Клемансо и Шарлю де Голлю . Во время следования кортежа Саркози в нарушение протокола несколько раз выходил приветствовать народ. Церемония завершилась в Булонском лесу , где президент краткой речью почтил память расстрелянных там в году героев Сопротивления .

Изменения в статусе президента. Конституционная реформа 23 июля 2008 г.

23 июля 2008 г. по инициативе Н.Саркози была проведена самая масштабная реформа Конституции 1958 г.(было изменено или дополнено 47 статей из 89).Она проходила под лозунгом «модернизации модернизации институтов V Республики».Затронула реформа институтов Республики и институт Президента Республики:

Введен лимит на переизбрание: отныне «никто не может осуществлять более двух последовательных мандатов [Президента Республики]»)

Кандидаты на государственные должности « ввиду их значимости для защиты прав и свобод человека и экономической и социальной жизни Нации» до назначения Президентом будут заслушиваться постоянными комиссиями Национального Собрания и Сената; Парламент может наложить «вето» на кандидатуру, если «за предложение об отрицательном голосовании будет подано в совокупности 3/5 голосов присутствующих»;

Взятие полноты власти Президентом согласно ст.16 Конституции ставится под контроль Конституционного совета (он высказывается о целесообразности чрезвычайного положения с точки зрения Конституции);

Президент больше не будет возглавлять Высший совет магистратуры(высший орган судейского сообщества во Франции), но будет назначать омбудсмана - Защитника прав - самое главное: по американскому образцу, Президент сможет «взять слово» на совместном заседании палат Парламента - Конгрессе.

Вместе с тем за введенный с его приходом в Елисейский Дворец стиль президентского правления, Н.Саркози получил прозвище «гиперпрезидент». Ведь отличие от своих предшественников на посту Президента Республики, он занимается не только «главными делами страны» (по традиции, заложенной де Голлем, это - преимущественно внешняя и оборонная политика), но всеми более или менее важными вопросами французской политики вообще. «Фантомный» Премьер-министр Франсуа Фийон отодвинут им на второй план. Кроме того, на Саркози заполняет собой «медийное пространство», практически ежденевно появляясь на телеэкаранах. Последствия новой системы неодназначны (справедливо при этом, что Саркози меняет стиль, но не «дух» президениского доминирования в рамках Пятой Республики). Его сторонники утверждают, что энергия и «вездесущность» Президента необходимы, чтобы провести в жизнь предвыбоные обещания, которые должны качественно. до неузнаваемости изменить Францию, «ввести ее в современность». С другой стороны, минусы очевидны - ухудшение арбитражной роли Президента Республики (опять же по канонам Пятой Республики - Президент является избранником народа, стоящим вне и над политических баталий), сосредоточение всей исполнительной власти в руках Главы государства, замыкание всего и вся на Президенте может обернуться параличем «государственной системы» в том случае, если Н.Саркози будет, не дай Бог, «выбит из колеи».

Стоит отметить другие «неформальные» изменения в статусе института Президента Республики с приходм к власти Н.Саркози. Так, вскоре после вступления в должность президент повысил себе зарплату на 140 % и понизил себе налоги , что вызвало крайне неоднозначную реакцию в обществе.

В июне-июле 2007 г. вторая жена президента Сесилия исполняла ряд общественных поручений, связанных с освобождением осуждённых ливийским судом болгарских медиков. Это (а также пользование ею финансами Елисейского дворца) также поставило её под нападки прессы, критичной к её мужу, однако в октябре 2007 года Николя и Сесилия развелись. С этого времени и до брака Саркози с Карлой Бруни 2 февраля 2008 г. у Франции не было первой леди (до этого не состоящими в браке президентами были только холостой до провозглашения императором Луи Наполеон Бонапарт , женившийся за 11 дней до окончания мандата Гастон Думерг , и овдовевший Рене Коти). Саркози стал вторым президентом (после Думерга), вступившим в брак во время пребывания в должности.

Внутренняя политика. Правительство

Франция признала Косово 18 февраля г., на следующий день после провозглашения независимости . При этом Париж намерен налаживать хорошие отношения и с Косово, и с Сербией и видит для обеих стран европейскую перспективу.

Юго-осетинский кризис

Саркози (как президент страны-председателя ЕС) внёс вклад в мирное урегулирование военного конфликта в Южной Осетии 2008 года, посетив Москву и Тбилиси и выработав с Дмитрием Медведевым основные пункты мирного соглашения, получившего название «План Медведева-Саркози »; впоследствии его подписали также президенты Грузии, Южной Осетии и Абхазии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию

ФГБОУ ВПО «Педагогический институт Южный федеральный университет»

Факультет социально-исторического образования

Реферат

На тему: «Внешняя политика Николя Саркози»

Выполнил: Студент 6 курса ОЗО

Хромова Т.

Проверил:

Доцент Васильев А.Д.

Ростов-на-Дону 2012

1. Биография

2. Общая политическая характеристика

3. Внешняя политика

3.1 Отношения с Россией

3.2 Евросоюз

Введение

Николя Саркози - Президента Франции и Великий магистр Ордена Почетного Легиона. Саркози - безусловно одна из самых ярких политических фигур современной Франции. Он человек с богатым опытом государственной и партийной деятельности. Саркози занимал ряд министерских постов, в том числе министра внутренних дел.

С новым президентом Франции связывается ожидание перемен в экономике, социальной сфере, миграционной и внешней политике. Хотя основные направления внешнеполитического курса Саркози уже достаточно хорошо просматриваются, тем не менее об окончательном его становлении говорить пока рано. Идёт как «обкатка» новой политики на практике, так и пополнение её теоретической базы.

Характеризуя общий контекст международных отношений в начале ХХI века, президент страны констатирует, что, несмотря на окончание «холодной войны» и «крушение несправедливого ялтинского порядка», положение не стало спокойнее.

В мире, который стал одновременно глобальнее и мозаичнее, доминируют тенденции потери контроля и управляемости, нарастания конфликтов, грозящих серьёзными последствиями для всего человечества.

По мнению Саркози, Франция в ближайшие годы столкнётся с тремя главными вызовами.

Первый вызов - как предупредить столкновение между исламом и Западом? Второй вызов - как интегрировать в новый мировой порядок таких «поднимающихся гигантов», как Китай, Индия и Бразилия? Третий вызов - вопросы потепления климата и устойчивости снабжения энергоресурсами.

Каким же направлениям внешнеполитического курса Н.Саркози уделяет основное внимание?

1. Биография

саркози политика правительственный международный

Николям Поль Стефамн Саркозим де НаМдь-Бомча (фр. Nicolas Sarkozy, полное имя Nicolas Paul Stйphane Sбrkцzy de Nagy-Bуcsa; родился 28 января 1955, Париж) -- французский государственный и политический деятель, 23-й президент Французской Республики и 6-й президент Пятой Французской республики.

Образование Саркози получил в частной католической школе. По отзывам, учился довольно посредственно. Окончил школу в 1973 г. В 1978 г. окончил Университет Париж X - Нантер и получил степень магистра гражданского права. После этого поступил в Институт политических наук в Париже по государственному праву и политическим наукам, но не получил диплома. Стал адвокатом, специализирующимся во французском коммерческом праве, а точнее -- в праве в области недвижимости.

23 сентября 1982 г. женился на корсиканке Мари-Доминик Кюльоли (Marie-Dominique Culioli), дочери фармацевта из Вико (корсиканская деревня к северу от столицы острова Аяччо). У них родилось двое сыновей -- Пьер (1985) и Жан (1987). В 1984 г., будучи мэром Нёйи-сюр-Сен, познакомился с Сесилией Мартен, урождённой Сиганер-Альбенис (Cйcilia Ciganer-Albeniz), которая была женой хозяина местного телеканала (Саркози в качестве мэра руководил церемонией их бракосочетания). У Николя и Сесилии завязался роман, завершившийся тяжёлым разводом Саркози с первой женой. В 1996 г. они вступили в брак, в 1997 г. у них родился сын Луи. В их семье жили также две дочери Сесилии от первого брака Жюдит (1984) и Жанна-Мари (1989).

Госпожа Саркози играла публичную роль, часто появлялась вместе с мужем в общественных местах и выполняла роль его помощника, что для французской политики было довольно необычным.

2. Политическая характеристика

Политологи отмечают высокие лидерские качества и харизму Николя Саркози. По убеждениям -- правый консерватор. Выступает за снижение налогов и социальных расходов. Сторонник европейской интеграции. Судя по его выступлениям, поддерживает традиционные французские ценности светского демократического государства, которые вобрали в себя и опыт христианской цивилизации. В вопросе ассимиляции иммигрантов обращает внимание, прежде всего, на их способность принять эти ценности. Считается союзником США.

Как президент, по должности является князем (соправителем) Андорры и великим магистром ордена Почётного легиона. Избран президентом 6 мая 2007 г., вступил в должность 16 мая.

Лидер правящей партии «Союз за народное движение» (фр. Union pour un mouvement populaire, UMP) (с 2004 до вступления в должность). В 1993--1995, 2002--2004 и с 2005 по 2007 занимал министерские посты в правительстве Франции.

Также до вступления в должность президента республики являлся председателем генерального совета департамента О-де-Сен. Во Франции известен под прозвищем «Сарко» (Sarko), которое используют в его правительстве.

3. Внешняя политика

3.1 Отношения с Россией

22 мая 2007 Саркози имел первую телефонную беседу с Путиным. Традиции голлизма ориентированы на «особые» партнёрские отношения с Россией. Однако ввиду декларируемого во время предвыборной кампании атлантического вектора внешней политики президента контуры политики Саркози в отношениях с Россией пока неясны.

Во время предвыборной кампании Саркози в феврале 2007 года говорил о необходимости «эволюции России» в области прав человека, упомянув 200 тысяч погибших и 400 тысяч беженцев в результате чеченского конфликта. Разговор с Путиным сопровождался развёрнутым комментарием Елисейского дворца, в котором президент Саркози отозвался о России и её властях более благожелательно.

Николя Саркози заявил, что «придаёт важность привилегированным отношениям между двумя странами», что Россия «великое государство» (grande nation), а Путин -- «человек, с которым можно говорить», обеспечивший «стабильность России». Наблюдатели отмечают, что Путин поздравил Саркози с избранием лишь через двое суток после официального объявления итогов выборов, а лично лишь через неделю после инаугурации, выдержав определённую паузу.

Вместе с тем Кремль подчеркнул необходимость поддерживать высокий уровень интенсивности франко-российского сотрудничества и диалога.

Для Саркози, Россия, с одной стороны представляет собой, прежде всего, восходящую страну, а с другой, - новые возможности.

3.2 Евросоюз

Приоритетом внешней политики Саркози является Европа, в частности Европейский союз. Именно он стал одним из авторов и активных сторонников Лиссабонского договора, изменяющего Договор об основании ЕС и Договор об основании ЕЭС, -- договора, заменившего проект Европейской конституции, отвергнутый на референдумах во Франции и Нидерландах в мае-июне 2005 г.

По мнению официального Парижа, данное соглашение, подписанное 13 декабря 2007 г., с одной стороны, помогает ЕС более амбициозно действовать в различных областях, с другой, -- учитывает мнение французского и нидерландского народов.

Тем не менее, сам характер Договора, а также способ его ратификации (парламентом Франции, собравшимся в составе конгресса 8 февраля 2008 г.) вызывает живые дебаты во французском обществе и среди политиков.

Саркози также предложил выработать новую стратегию безопасности ЕС взамен принятой в 2003 г. (внутри страны Саркози начал процесс разработки новой Белой книги по национальной обороне вместо принятой в 1994 г.). Широко обсуждаются планы Саркози по полному возвращению Франциии в военные структуры НАТО, однако это обусловлено развитием оборонных инициатив ЕС и реформой Альянса.

Стратегической целью Франции является не возвращение в НАТО, а развитие военно-политического сотрудничества стран ЕС. Поэтому президент выдвинул два предварительных условия возвращения страны в военную организацию.

Во-первых, - серьезное продвижение вперед в вопросах формирования «автономной системы обороны Европы» и соответствующее реформирование НАТО.

Во-вторых, - назначение французского представительства на один их высших руководящих постов в действующее военной структуре альянса.

Французский президент большое внимание уделяет отношениям с Великобританией, полагая необходимым добиться ее более активного участия в евростроительстве и особенно в военно-политических проектах ЕС. Важное место отводиться Испании и Португалии, с которыми Францию традиционно связывают особые отношения. Внимание уделяется Польше, Болгарии, Венгрии и Румынии. Но не случайно, президент неоднократно подчеркивал, что «абсолютным приоритетом» Франции как члена «западной семьи» остается Европейский союз, а должность министра в новом правительстве, ответственного за внешние связи, называется «министр по иностранным и европейским делам».

Наряду с проамериканскими акцентами внешней политики Н.Саркози присущи и другие привычные для Франции интонации, которые не признают понятий «сверхдержава».

3.3 Расширение ЕС. Турция и Балканы

Также Саркози выступает против немедленного вступления Турции в ЕС, поскольку считает, что Европа должна быть «политическим проектом», а не «субрегионом ООН»; Саркози в своем выступлении говорит: « Для того, чтобы Европа хотела, надо, чтобы она перестала расплываться в бесконечном расширении. Надо, чтобы Европа имела границы. Надо, чтобы Европа имела пределы. Существуют страны, такие как Турция, которые разделяют с Европой часть общих судеб, имеющих предназначение строить с Европой привилегированные отношения, быть самым тесным образом связанными с Европой, но не предназначенных стать членами Европейского Союза».

Он подчеркивает внутренние проблемы Турции, нестабильность в регионе, неспособность ЕС принять это государство без дестабилизации своего функционирования.

Кроме того, между странами существует ряд двусторонних проблем (по решению Турции французская компания «Gaz de France» вышла из проекта газопровода «Nabucco» в феврале 2008 г., Анкара объясняет это действие тем, что Париж официально признает геноцид армян 1915 г. в Турции; проект Средиземноморского союза, поддерживаемый Саркози, рассматривается Турцией как возможная попытка подменить средиземноморским сотрудничеством вступление в ЕС для неё).

При этом Саркози всячески пытается не допустить серьёзного ухудшения отношений с Турцией, подчеркиваются дружеские исторические связи с этой страной, предлагаются различные формы сотрудничества с ЕС -- «партнерство», «ассоциация».

Выдвигая проект создания Средиземноморского союза, Франция намеривается закрепить за собой роль, опираясь на собственные достижения и развитые связи со странами южного и восточного Средиземноморья. Так же реализация проекта должна укрепить позиции Франции в Евросоюзе.

Саркози официально поддерживает вступление в ЕС государств Западных Балкан: кандидатов -- Хорватии, Македонии и потенциальных кандидатов -- Сербии, Боснии и Герцеговины, Черногории, Косово, Албании, но только при соблюдении ими всех критериев.

Только в отношении Хорватии не будет применяться статья 88-5 Конституции Франции, согласно которой «Любой проект закона, разрешающий ратификацию договора относительно вступления государства в Европейский союз, выносится на референдум президентом Республики».

Выводы

Таким образом, Николя Саркози выделяет 3 направления французской внешней политики: европейское, атлантическое и средиземноморское.

В европейских делах главное это усиление европейской интеграции, размещение ПРО у границ с Россией. Вместе с тем, он против интеграции Турции в Европейский Союз. Аргументация такого отношения состоит в том, что Турция не европейская страна и потому с ней возможны любые формы сотрудничества, кроме членства в ЕС.

Атлантическое направление в политике предполагает укрепление отношений со США. Но поддержка основных акций внешней политики США не означает, что они могут быть вне критики. Напротив, дружба предполагает уважение, а не подчинение, один из друзей может действовать иначе, чем другой.

В отношениях с Великобританией ожидается потепление. Внешняя политика в Средиземноморском районе и Северной Африке должна быть направлена на широкое региональное сотрудничество по внешней торговле, энергетике, образовании, наведении порядка в эмиграции и др.

Николя Саркози неоднократно высказывался за создание cоюза средиземноморских государств (CCГ).

Главными задачами Средиземноморского союза должны стать выработка согласованной иммиграционной политики, развитие экономики и торговли, продвижение основополагающих ценностей правового государства, защита окружающей среды.

ССГ может стать тем образованием, в котором Франция попытается стать бесспорным лидером. Интрига состоит в том, что очевидно, членство в этом Союзе будет строиться не на основе экономических и демократических стандартов, как в ЕС. Приоритетом станет непосредственное географическое положение.

По своему экономическому и политическому потенциалу Франция явно превосходит Италию, Грецию и Испанию - стран членов ЕС, имеющих выход к Средиземному морю. В то же время подобное образование может включить в себя Алжир и Тунис, - бывшие французские колонии. Очевидно, что ССГ призван стать региональной структурой, подобием экономического союза a la Евросоюз.

Что касается отношений с Россией, то как и с Китаем и Индией, они не отнесены к приоритетам. Усилению влияния Франции в мире призвано способствовать и развитие отношений с Россией. Россия так же заинтересована в развитии диалога с Францией.

Относительно политики Франции на Ближнем Востоке. Саркози неоднократно подчеркивал значение "безопасности Израиля". Однако средством его достижения он считает создание палестинского государства.

В 26 августа 2009 года президент Н.Саркози, выступая на ежегодной конференции французских послов в Париже, изложил приоритеты внешней политики Франции на ближайший год: новые правила для мировых финансовых рынков, расширение «большой восьмерки» до «группы 14» государств, «существенное ужесточение санкций» против Ирана.

Президент Франции Николя Саркози, выступая на ежегодной конференции французских послов в Елисейском дворце, объявил, что его "заветное желание", расширение «большой восьмерки», может осуществиться во время французского председательства в «клубе восьми» в 2011 году. Процесс расширения "клуба" самых развитых промышленных стран начнет в 2010 году Канада. На очередной саммит она, в качестве председателя, созовет не 8, а 14 стран. К восьми самым индустриально развитым странам мира присоединятся пять ведущих развивающихся стран - Южная Африка, Бразилия, Китай, Индия, Мексика. Будет приглашен также Египет.

Список литературы

1. С. Федоров. Европейская политика Н. Саркози. //Международная жизнь, 2008, №8-9,с.40.

2. Т.Зверева. Внешняя политика Франции после прихода к власти Саркози. //Мировая экономика и международные отношения, 2008 , №6, с.45.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение биографии французского государственного и политического деятеля Николя Саркози. Его карьера до избрания президентом республики. Проведение внутренней политики и сформирование правительства. Отношение Франции с Германией и Российской Федерацией.

    презентация , добавлен 27.01.2015

    Внешние и внутренние политические проблемы Франции на современном этапе. Основные направления во внешней и внутренней политике Франции в начале XXI века. Формирование политики безопасности. Особенности политики нового президента Франции Николя Саркози.

    реферат , добавлен 22.04.2011

    Сущность, функции и технологии избирательной стратегии. Анализ избирательной кампании Николя Саркози и Сеголена Руаяля на выборах Президента Франции 2007 г., оценка их эффективности. Сравнительная характеристика выборов во Франции в 2002 и 2007 годах.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2010

    Биография Н. Саркази, рождение, детство, учеба, служба в армии, политическая деятельность, занимаемые должности, участие в избирательных кампаниях, избрание на должность президента. Сведения о родителях и семье. Партнёрские франко-российские отношения.

    презентация , добавлен 14.04.2011

    реферат , добавлен 15.11.2008

    реферат , добавлен 12.12.2014

    Становление внешнеполитических взглядов первого федерального канцлера Германии. Формирование политической биографии Конрада Аденауэра. Внешняя и внутренняя политика ФРГ в послевоенное время. Отличительные черты внешнеэкономической политики правительства.

    реферат , добавлен 15.03.2015

    Необходимость международных отношений и сферы взаимодействия государств. Типы и функции внешней политики. Международное разделение труда как способ организации мировой экономики. Валютно-кредитные отношения как финансовые отношения между разными странами.

    презентация , добавлен 09.01.2013

    Внешняя политика и ее основные направления. Глобализация как новая политическая реальность. Политика и идеология Российской Федерации в условиях глобализации. Уменьшение разницы между внешней и внутренней политикой государства как результат глобализации.

    реферат , добавлен 27.04.2010

    Цель данной работы – проанализировать внешнюю политику как элемент политического процесса. Сущность и субъекты внешней политики. Цели и функции осуществления внешней политики. Средства внешней политики. Отражение реальных общественных потребностей.

Бывший президент Франции

Французский политик-правоцентрист, президент Франции с 2007 года по 2012 год. Бывший министр внутренних дел (2005-2007, 2002-2004), государственный министр (2005-2007, 2004), председатель партии "Союз за народное движение" (UMP) (2004-2007), председатель генерального совета департамента О-де-Сен (Верхняя Сена) (2004-2007), министр экономики, финансов и промышленности (2004), коммуникаций (1994–1995), бюджета (1993–1995), мэр парижского пригорода Нейи-сюр-Сен (1983–2002).

Николя Поль Стефан Саркози де Нажи-Бокса (Nicolas Paul Stephane Sarkozy de Nagy-Bocsa) родился 28 января 1955 года в Париже в семье венгерского эмигранта и француженки еврейского происхождения. В 1978 году со степенью магистра частного права окончил Университет "Париж X" в городе Нантер. С 1979 по 1981 год учился в парижском Институте политических исследований. Защитил диплом уровня DEA (Диплом углубленного обучения) по политологии. В 1981 году получил профессиональный сертификат адвоката, занимался юридической практикой в Париже до 1987 года.

В девятнадцать лет Саркози вступил в голлистскую партию "Союз демократов в поддержку республики" (UDR), позднее переименованную в "Объединение в поддержку республики" (RPR). В 1977 году стал членом муниципального совета богатого парижского пригорода Нейи-сюр-Сен, в 1981 году поддерживал лидера RPR Жака Ширака на президентских выборах. В 1983 году был избран мэром Нейи-сюр-Сен, занимал этот пост вплоть до 2002 года. С 1986 по 1988 год был вице-президентом генерального совета департамента О-де-Сен (Верхняя Сена). В 1988 году был избран депутатом парламента Франции.

К середине 1980-х годов Саркози вошел в ближайшее окружение лидера голлистов и мэра Парижа Ширака. Занимал ряд значительных постов в партийной иерархии RPR. В 1993 году был назначен министром бюджета и официальным представителем правительства в кабинете Эдуара Балладюра. В 1994 году стал также министром коммуникаций. На президентских выборах 1995 года выступил в поддержку Балладюра. Ширак, расценивший это как предательство, после своей победы удалил Саркози из руководства страны.

В последующий период основные усилия Саркози сосредоточил на партийной деятельности. В 1998 году он стал генеральным секретарем RPR, а с апреля по октябрь 1999 года был временным председателем партии. На этом посту он в июне 1999 года возглавил объединение RPR и либеральных демократов (DL), которое заняло третье место на французских выборах в Европейский парламент. В 2000 году Саркози был избран председателем комитета RPR департамента О-де-Сен. Связи с крупным бизнесом, которые Саркози приобрел за годы работы на посту мэра, позволили ему оставаться на виду и быть в годы "опалы" одним из наиболее популярных политиков.

На президентских выборах 2002 года Саркози поддержал Ширака. Когда тот одержал во втором туре непростую победу над ультраправым кандидатом Жаном-Мари Ле Пеном , Саркози получил в мае 2002 года пост министра внутренних дел. Проводил жесткие меры по борьбе с преступностью. В апреле 2004 года в новом составе правительства он был назначен государственным министром и министром экономики, финансов и промышленности. Тогда же был избран председателем генерального совета департамента О-де-Сен. На министерском посту совмещал общую ориентацию на свободный рынок с протекционистскими мерами в отношении национальных производителей.

28 ноября 2004 года Саркози был подавляющим большинством голосов избран председателем Союза за народное движение (UMP), партии-преемницы RPR. После этого ему пришлось покинуть министерский пост, но весной 2005 года Ширак вынужден был поступиться принципом разделения партийной и правительственной деятельности. После неудачи на референдуме по европейской конституции кабинет Раффарена ушел в отставку, и новое правительство Доминика де Вильпена нуждалось в укреплении за счет такого популярного политика, как Саркози. В начале июня он занял пост государственного министра и министра внутренних дел.

Де Вильпен стал главным конкурентом Саркози в лагере правоцентристов: он пользовался покровительством президента и считался его вероятным преемником. Именно де Вильпена Саркози обвинил в распространении порочащих его слухов: речь шла о связях Саркози с обанкротившейся оффшорной компанией Clearstream. Кроме того, в прессе широко обсуждались семейные неурядицы Саркози. Его вторая жена Сесилия покинула его и уехала с любовником в Нью-Йорк. В конце концов министру удалось добиться возвращения супруги, впоследствии она стала одним из его ближайших политических советников. Повышенное внимание прессы к своей личной жизни Саркози объяснял происками сторонников Ширака, которого он после своего возвращения в большую политику активно критиковал.

Главным событием 2005 года во Франции стали развернувшиеся в октябре-ноябре волнения иммигрантов. Толчком для них послужила гибель двух арабских подростков в пригороде Парижа, в которой обвинили полицию. Молодые арабы и негры в населенных пунктах по всей стране громили здания и поджигали автомобили. В ходе беспорядков Саркози занял жесткую позицию в отношении бунтовщиков. Ранее его уже обвиняли в излишне резких высказываниях в отношении представителей этнических меньшинств, а за агрессивную риторику осенью 2005 года противники назвали его "пожарным-пироманом".

К лету 2006 года де Вильпен выбыл из борьбы за президентство: его присутствие в публикациях СМИ значительно уменьшилось, рейтинги популярности снизились, и он уже не мог конкурировать с активным и ярким Саркози. Двумя главными соперниками в предстоящей президентской гонке 2007 года стали называть Саркози и кандидата от социалистов Сеголен Руаяль . 14 января 2007 года на безальтернативных внутрипартийных выборах Саркози набрал 98 процентов голосов и официально стал кандидатом в президенты от UMP. Наряду с Руаяль, конкуренцию ему составил кандидат-центрист Франсуа Байру . Не исключали также, что успешно мог вновь выступить Ле Пен. Ширак сперва воздерживался от оглашения своей позиции в отношении выборов, но 11 марта 2007 года объявил, что претендовать на переизбрание не станет, а 21 марта выступил в поддержку Саркози. 26 марта Саркози покинул правительство для беспрепятственного участия в выборах. 22 апреля 2007 года Саркози получил 31,11 процента голосов избирателей и вышел во второй тур президентских выборов вместе с Руаяль, набравшей 25,84 процента. Во втором туре голосования, состоявшемся 6 мая, Саркози одержал убедительную победу с 53,06 процента голосов (Руаяль получила 46,94 процента).

После победы на выборах Саркози покинул посты главы UMP и председателя генерального совета О-де-Сен. Инаугурация нового президента Франции состоялась 16 мая 2007 года. На парламентских выборах в июне 2007 года успех Саркози был закреплен: UMP получила подавляющее большинство мест в парламенте (318 из 577).

В ходе войны в Южной Осетии в августе 2008 года Саркози призвал к немедленному прекращению огня и был автором плана мирного урегулирования конфликта, который был подписан 12 августа сначала президентом России Дмитрием Медведевым , а затем президентом Грузии Михаилом Саакашвили . После того как 26 августа Медведев объявил о признании Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, Саркози обвинил Россию в попытке одностороннего изменения границ, назвав это неприемлемым. Также он призвал скорее начать международные переговоры о мерах безопасности и стабильности в Абхазии и Южной Осетии, заметив, что Евросоюз желает сохранить дружественные отношения с Россией, поскольку "никто из нас не хочет начала новой Холодной войны". В выступлении на Генеральной ассамблее ООН в сентябре 2008 года Саркози заявил о том, что Европейский Союз рассчитывает на партнерство с Россией, но не собирается признавать независимость Южной Осетии и Абхазии.

В феврале 2012 года Саркози официально объявил о выдвижении своей кандидатуры на пост президента Франции на очередных выборах. На состоявшемся 22 апреля первом туре выборов Саркози набрал около 27 процентов голосов и вышел во второй тур вместе с лидером социалистов Франсуа Олландом . Во втором туре Саркози потерпел поражение, набрав около 48 процентов голосов. 15 мая 2012 года Саркози покинул пост президента, передав полномочия Олланду. Своим сторонникам бывший президент сообщил, что уходит из политики.

Политическую платформу Саркози характеризовало сочетание разнонаправленных тенденций. Он ратовал за свободный рынок, но считал необходимым его регулирование в рамках политики "экономического патриотизма". Он был известен как сторонник жестких мер в отношении иммигрантов-нелегалов, но выступал с инициативой "позитивной дискриминации", которая помогла бы иммигрантам стать полноправными членами французского общества. Саркози считали атлантистом и сторонником США, но он выступал против войны в Ираке. Сам он называл своим главным мотивом прагматические соображения, а не идеологию или личные амбиции.

Саркози женат третьим браком, с первой женой он расстался в 1993 году, со второй - в 2007 году. У него двое детей от первого брака и сын от второго. В третий раз Саркози женился в 2008 году - на бывшей манекенщице Карле Бруни , в 2011 году она родила ему четвертого ребенка, девочку.

Специально для сайта «Перспективы»

Сергей Фёдоров

Фёдоров Сергей Матвеевич - кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН.


Н. Саркози пришёл к власти в 2007 году с идей радикального реформирования и модернизации Франции. Глобальный экономический кризис заставил сменить приоритеты. Многие начинания не были доведены до конца, от части преобразований и вовсе пришлось отказаться. Чтобы удержаться у власти в 2012 году, Саркози и его команде придется предложить разочарованным французским избирателям новый мобилизующий проект. По мнению кандидата политических наук С.М.Фёдорова, помимо перехода к посткризисной инновационной экономике речь пойдёт о солидарности и социальной справедливости.

6 мая исполнилось три года со дня прихода к власти президента Н. Саркози. Политические аналитики обычно подводят итоги первых ста дней или года нахождения у власти первых лиц государства. Три года - дата не «круглая»: длительность президентского мандата во Франции составляет пять лет. Н. Саркози не раз повторял, что оценивать его работу можно будет только по истечении всего президентского срока. И с этим, в принципе, нельзя не согласиться. Однако имеются по крайней мере два обстоятельства, которые позволяют, несколько забегая вперёд, подвести итоги реформаторской деятельности нынешнего лидера Франции уже сегодня.

Во-первых, Н. Саркози пришёл к власти с идей порвать как с политикой своих предшественников, так и с французской социальной моделью. Его программа глубоких реформ была призвана осуществить модернизацию страны, которая откладывалась на протяжении двух последних десятилетий. При этом лидер неоголлистов обещал скрупулёзно выполнять все свои предвыборные обещания и «идти до конца», невзирая на возможное сопротивление его политике. Французы очень внимательно отслеживают соотношение слова и дела своего президента. Показательна в этом плане реакция электронной версии газеты «Ле Монд», которая в течение, наверное, первых двух лет президентства Н. Саркози тщательно отмечала в специальной таблице степень выполнения предвыборных обещаний главы государства. Так что итоги каждого года власти Саркози являются объектом пристального внимания французского общества.

А во-вторых, глобальный финансовый кризис если и не совсем сломал реформаторские планы шестого президента Пятой республики, то, по крайней мере, существенно их скорректировал. Если в 2009 г. власти ещё как-то выдерживали принятый ранее курс реформ, то с весны 2010 г. стало ясно, что правительство Саркози – Фийона переходит к новой политике, главной целью которой стали борьба с бюджетным дефицитом и растущим государственным долгом. Большинство аналитиков во Франции пришли к выводу, что активная фаза реформ в стране заканчивается, а президент, судя по всему, начинает подготовку к следующим выборам, которые состоятся в 2012 г. Следовательно, уже сейчас можно подвести предварительные итоги правления Саркози и спрогнозировать его шансы на переизбрание, а заодно оценить политические перспективы нынешней правой коалиции и её политику на ближайшую перспективу.

Панорама реформ на фоне глобального кризиса

Главным предвыборным лозунгом Саркози, олицетворявшим его идею «разрыва», стала фраза: «Больше работать, чтобы больше получать!». Причину отставания Франции в социально-экономической области, проявившуюся за последние десятилетия, кандидат правых видел в политике сокращения рабочего времени, которую проводили социалисты с начала 1980-х годов, и, в особенности, в переходе на 35-часовую рабочую неделю, осуществлённом левокоалиционным правительством Л. Жоспена на рубеже веков. По мнению лидера неоголлистов, это нанесло вред не только экономике, но и в ещё большей степени трудовой морали французов.

Саркози надеялся, что экономический рост обретёт хорошую динамику и устойчивость благодаря снятию излишних бюрократических барьеров в экономике и либерализации рынка труда. Мотор экономики снова будет запущен на полную мощность, появятся новые рабочие места и возможность большего заработка. Создать условия для такого типа развития был призван закон «О работе, занятости и покупательной способности» (Loi TEPA), принятый почти сразу после избрания нового президента в ходе внеочередной сессии парламента в июле 2007 г. Закон, в частности, снимал ограничения на сверхурочные работы и освобождал их от налогов. Кроме того, он освободил большое число французов от уплаты налогов на наследство, а также ввел в силу принцип «налогового щита» – ограничение высшей ставки налогообложения 50%. По идее, меры по уменьшению налоговой нагрузки должны были дополнительно поднять совокупный потребительский спрос, хотя и лишали государственную казну значительных поступлений.

Основные посылы экономического курса Саркози были явно заимствованы из арсенала неолиберальных доктрин, однако было бы абсолютно неверным считать нынешнего президента Франции идейным последователем Р. Рейгана и М. Тэтчер, как это делали некоторые ангажированные журналисты и аналитики. Политика команды Саркози – Фийона была сколь эклектичной, столь и прагматичной, в ней не было никакой идеологии.

В этом убеждает анализ социальной политики правительства. Её вектор можно охарактеризовать известной в западной научной литературе формулой перехода от welfare state к workfare state, что логично дополняло лозунг: «больше работать». Говоря иначе, французское социальное государство впредь должно было не поощрять иждивенчество и пассивность, а, напротив, побуждать людей к работе – как молодёжь, так и пенсионеров. Особенно с учётом того факта, что Франции принадлежит сомнительный рекорд среди стран ЕС по степени экономической пассивности взрослого и пожилого населения (только 40% французов в возрасте 55 – 64 лет работают).

Суть своей политики в области занятости Н. Саркози выразил чётко и просто: «добиться того, чтобы работать было выгоднее, чем не работать и жить на пособия». Именно для этого была введена новая система социальных пособий RSA (доход активной солидарности), позволявшая человеку, нашедшему работу, определённое время получать пособия по вспомоществованию. Одновременно ужесточались условия предоставления пособий по безработице. В частности, немотивированный отказ от двух предложений по трудоустройству грозил безработному потерей права на получение пособия.

Улучшить положение с занятостью была призвана и реформа «Национального агентства по занятости» (ANPE), которое объединялось с кассами оплаты пособий по безработице (ASSEDIC) в новую структуру – «Центр занятости» (Pôle Emploi), работающую по принципу «одного окна».

Следует отметить, что нынешний президент, несмотря на имидж неолиберала, всегда понимал важность развития социального диалога во Франции. Регулярными стали трёхсторонние встречи на высшем уровне (так называемые социальные саммиты) между профсоюзами, предпринимателями и государством. Этому способствовала реформа «социального диалога и представительности профсоюзов».

Несомненным успехом правительства стала реформа «специальных пенсионных режимов» (госслужащие, чиновники, работники транспорта и пр.), в результате которой страховой стаж этой категории трудящихся был поднят до уровня наёмных работников частного сектора. Данную реформу с 1980-х годов не могло провести ни одно правительство. Секрет успеха во многом объяснялся тем, что до этого команде Саркози удалось провести, на наш взгляд, важнейший по политическим последствиям закон «об обеспечении минимальных услуг в общественном секторе» во время забастовок. В результате работники общественного транспорта не смогли, как прежде, устроить транспортный коллапс в Париже и других крупных агломерациях во время обсуждения и принятия пенсионной реформы. К тому же был найден компромисс – правительство согласилось учитывать премии госслужащих при расчёте пенсий.

Важной составляющей политического курса Н. Саркози за прошедшие три года стало укрепление правопорядка и борьба с незаконной иммиграцией. Сам успех Саркози на президентских выборах во многом был обусловлен жёсткой позицией по вопросам иммиграции и безопасности, проявленной им в период нахождения на должности министра внутренних дел. Именно поэтому, заметим попутно, ему удалось переманить большинство сторонников крайне правого «Национального фронта» Ле Пена на свою сторону. Знаковым стало принятие закона от 10 августа 2007 г. об ужесточении наказания преступников-рецидивистов. Он был дополнен двумя другими законами, один из которых устанавливал меры повышенного контроля за опасными преступниками, вышедшими из мест заключения и склонными к рецидиву, другой ужесточал наказание за организованную преступность (участие в преступной группировке наказывается тремя годами тюрьмы).

Была продолжена модернизация системы исполнения наказаний, вызывавшая много критических замечаний в последние годы (только за прошлый год во французских тюрьмах произошло 115 самоубийств заключённых). В частности, введено в строй 11 новых тюрем и 6 колоний для несовершеннолетних преступников, рассчитанных на 7500 мест. Всего к 2012 г запланировано создать 13200 новых мест заключения – это немало, учитывая, что общее число заключённых во Франции составляет порядка 50000 человек.

В целях повышения эффективности борьбы с преступностью правительство развернуло масштабную программу развития видеонаблюдения. Число видеокамер (их сейчас по всей стране насчитывается порядка 20000) планируется к концу 2011 г. утроить. Если верить данным правительства, то число зарегистрированных преступлений во Франции с 2002 по 2008 г. снизилось на 15%, а уровень их раскрываемости повысился на 50% (в 2008 г. он составил 38% против 25% в 2001 г.) .

Открыть новую страницу в деле регулирования иммиграции, ставшей для страны одной из острейших социальных проблем, было призвано созданное «Министерство по делам иммиграции, интеграции, национальной идентичности и солидарного развития». Франция добилась принятия европейского соглашения, запрещающего одностороннюю массовую легализацию незаконных мигрантов. Дискуссия о «национальной идентичности», инициированная Саркози во второй половине 2009 – начале 2010 г., ставила своей целью привлечь внимание общественности к «республиканским ценностям» и необходимости их уважения иммигрантами. Реакция на нее французского общества была неоднозначной. Ужесточение правил объединения семей, требование знания французского языка для иммигрантов, практика заключения «контрактов приёма и интеграции» (по которым иммигранты берут на себя обязательства соблюдать «республиканские правила и нормы»), а также борьба с нелегальной иммиграцией позволили стабилизировать число мигрантов и снизить число лиц, желающих получить убежище во Франции.

Программа модернизации Франции включала в себя реформу высшего, среднего и начального образования. Закон «Об автономии и ответственности университетов», принятый в августе 2007 г., предполагал их большую самостоятельность в бюджетной и кадровой политике, большую гибкость в учебном процессе. Правительство ставило амбициозную задачу поднять французские университеты и научные исследования до лучших мировых стандартов. Однако закон вызвал сопротивление со стороны как преподавателей, так и студентов: первым не понравились новые правила аттестации преподавательского корпуса, вторые опасались крена в сторону коммерциализации образовательных услуг. Неоднократные манифестации университетской общественности значительно усложнили проведение реформы и потребовали проведения дополнительных консультаций с участием профильного министра. Тем не менее на 1 января 2010 г. 51 из 84 французских университетов стал жить по новым правилам.

Что касается начальной и средней школы, то здесь изменения были внесены как в школьные программы, так и в часы занятий школьников, усилилась работа со школьниками во внеурочное время (особенно с трудными подростками). Учителя в целом также проявили недовольство. Главным раздражителем стало не столько содержание реформы, сколько планы правительства по сокращению числа учителей под предлогом уменьшения количества школьников. В итоге после долгих консультаций было принято решение о постепенной реформе средней школы, которая начнётся с осени этого года.

Модернизация не обошла стороной и политические институты Пятой республики. В соответствии с рекомендациями, высказанными специальной комиссией по реформе политических институтов под руководством бывшего премьер-министра Э. Балладюра, 28 июля 2008 г. законодатели внесли поправки в конституцию страны, более чётко очертив прерогативы президента и увеличив полномочия парламента. В частности, отныне парламент может квалифицированным большинством заблокировать некоторые кадровые решения президента, а пребывание президента у власти ограничено двумя мандатами. Президент страны получил право ежегодно выступать перед обеими палатами парламента – после 120-летнего перерыва Н. Саркози выступил с посланием на совместном заседании Национальной ассамблеи и Сената 22 июня 2009 г. в Версале. Французские парламентарии, согласно принятым поправкам, стали более самостоятельными в формировании планов работы парламента, законотворческой инициативы и контроля над исполнительной властью. К числу существенных изменений можно причислить и такие новации, как усложнение использования ст. 49-3 конституции, позволявшей исполнительной власти принимать законы фактически в обход парламента, и «рычагов давления» на парламент в виде процедуры «срочного рассмотрения закона». С 1 марта 2010 г. у французских граждан появилась возможность оспаривать в суде законы (с точки зрения их соответствия конституции), а также проводить референдумы.

Несколько слов об экологической программе шестого президента Пятой республики. Н Саркози «позеленел» ещё больше своего предшественника. Созданное суперведомство, названное Министерством экологии, благоустройства и устойчивого развития, взяло на себя выработку глобальной экологической политики в области энергетики, транспорта, урбанизма и благоустройства территории. Была проведена широкая общественная дискуссия по вопросам защиты окружающей среды, названная «Экологическим Гренелем» (по аналогии с историческими «гренельскими соглашениями», позволившими найти выход из майского кризиса 1968 г.). Её участники приняли амбициозную программу действий в области экологии. Хотя реализация программы в полном объёме затруднительна, первые шаги уже сделаны. Например, за период с 2007 по 2009 г. доля потребления возобновляемых источников энергии в общем топливно-энергетическом балансе Франции возросла с 10 до 12,5%. К 2020 г. этот показатель к должен составить 23%. Франция в 2009 г. оказалась в числе лидеров по борьбе с изменением климата, снизив на 13% выброс углекислого газа по сравнению с уровнем, определённым для неё киотским протоколом.

По-настоящему реформы Саркози – Фийона осуществлялись всего лишь год с небольшим. Глобальный экономический кризис, который проявился во всю силу осенью 2008 г., заставил сменить приоритеты. Многие начинания не были доведены до конца, а от части преобразований и вовсе пришлось отказаться. Так, до лучших времён были отложены реформы местных органов власти и юстиции, введение «экологического налога» (taxe carbone). Забуксовали преобразования в высшей и средней школе.

На первой, самой острой фазе кризиса усилия французского правительства, как и их коллег в других странах, были направлены на спасение банковского сектора. Затем пришлось сосредоточить усилия на поддержке предприятий. Финансовая поддержка, включая кредитование, составила 22 млрд евро.

С 2009 г. правительство сконцентрировалось на реализации антикризисной программы, разработанной в декабре 2008 – январе 2009 г. Французские власти не стали «накачивать» потребительский спрос, а сделали акцент на инвестиционной программе, основу которой составлял переход к инновационному развитию. 26 млрд евро планировалось инвестировать в отобранные 1000 проектов (реконструкция транспортной и портовой инфраструктуры, строительство, образование и научные исследования).

Не без настойчивого вмешательства профсоюзов, организовавших в конце января 2009 г. массовые манифестации трудящихся, правительство дополнило антикризисную программу социальной составляющей. Пакет мер объёмом в 3 млрд евро предусматривал дополнительную поддержку 10 млн малообеспеченных семей. Большие средства были направлены и на поддержание занятости, хотя роста безработицы избежать не удалось.

В целом следует признать, что французским властям удалось лучше организовать борьбу с кризисом, чем правительствам других развитых стран. Спад в экономике Франции был сравнительно невелик, а покупательная способность даже выросла в 2009 г. на 2%. Не вышло за пределы нормы и социальное недовольство французов, чего серьёзно опасались власти в первые месяцы 2009 г. Правда, оборотной стороной такого относительного благополучия стал рост бюджетного дефицита и госдолга, что потребовало разработки нового политического курса, направленного на борьбу с дефицитами и построение посткризисной экономики.

«Сарко-реформатор»: успех или провал?

Как оценить степень успешности или, наоборот, неудачи политики Саркози? Принесли ли реформы желаемые результаты? Если брать в качестве критерия формальные показатели (например, макроэкономические), то ответ будет отрицательным. Ни одна из заявленных в программе Союза за народное движение (СНД) и президента задач не решена. В своё время Ф. Фийон говорил, что его миссия окажется успешной, если к концу президентского мандата госдолг снизится до 60% ВВП, безработица не будет превышать 5%, а экономический рост станет устойчивым, порядка 3% в год. Вместо этого по итогам 2009 г. госдолг превысил 80% ВВП, дефицит бюджета поднялся почти до 8%, безработица вплотную приблизилась к отметке в 10%, а экономический спад составил 2,2%. Н. Саркози явно не удалось стать «президентом покупательной способности». Не воплотился в реальность и тезис о «разрыве» с французской социальной моделью. Список расхождений с первоначальными планами можно было бы продолжить.

Конечно, у властей есть веское оправдание – мировой кризис, который помешал реформам. Но ссылки на то, что положение в других странах Европы и в США ещё хуже, не очень утешают рядового француза. Об этом красноречиво говорят данные опросов общественного мнения. По разным замерам, почти 70% опрошенных оценивают итоги пребывания у власти Н. Саркози «скорее как отрицательные», в то время как «скорее положительную» оценку дали всего 20% респондентов. Это хуже аналогичных показателей предшественников нынешнего президента. Настораживает и то, что даже среди сторонников неоголлистов почти треть недовольна итогами правления Саркози.

Можно ли трактовать такие результаты как своеобразный «неуд» властям и лично Саркози, ставящий под сомнение его возможное переизбрание? На наш взгляд, не следует слишком прямолинейно воспринимать данные опросов. Во-первых, контекст кризиса, несомненно, добавил «негатива» в их результаты. Во-вторых, политической культуре французов вообще присуще вечное недовольство и раздражение властями. По словам Фийона, его соотечественники не выдерживают более полутора лет ни одного правительства; степень доверия политикам, парламентариям и политическим партиям крайне низка и не превышает 20%. В-третьих, если брать оценку антикризисной политики Саркози, французы (судя по тем же опросам) сомневаются, что основные конкуренты – социалисты – справились бы лучше.

Впрочем, было бы ошибкой впадать и в другую крайность – преуменьшать степень недовольства французов. Претензий к Саркози накопилось достаточно. Значительную часть населения раздражает сам стиль поведения нынешнего главы государства, его эмоциональные «срывы» и вспыльчивость, использование сниженной лексики, постоянное мелькание в средствах массовой информации (здесь он затмил всех звёзд шоу-бизнеса), нескромность и пр. Многих пугают его авторитарные замашки.

Что касается критики по существу, то политические оппоненты (например, центрист Ф. Байру и даже формальный коллега по партии СНД Д. де Вильпен) ставят в вину главе государства отход от республиканских ценностей и французской социальной модели, неолиберальный уклон в политике, явный атлантизм. Социалисты (не говоря уже о крайне левых) вообще не приемлют курса нынешней власти, считая, что Саркози проводит политику в интересах богатых, заставляя средний класс и бедные слои населения расплачиваться за последствия кризиса. (Правда, до последнего времени левым не удавалось выработать серьёзной альтернативной программы.) К концу весны 2010 г. всё больше критики в адрес президента и правительства стало слышаться и из лагеря самого правящего большинства. Предлагается пересмотреть налоговую политику, в частности принцип «налогового щита».

Однако для объективной оценки политики Саркози следует сказать и о его достижениях. Под руководством президента развёрнута беспрецедентная в истории современной Франции программа реформ – числом более 50 (!). Не менее впечатляет и их содержательная сторона. Команде Саркози удалось провести в жизнь многие преобразования, которые откладывались, прежде всего по политическим причинам, в течение десятилетий (реформы специальных пенсионных режимов, репрезентативности профсоюзов, университетов, политических институтов и т.д.).

К числу несомненных успехов президента следует отнести и внешнеполитическую деятельность. Французской дипломатии удалось вернуть стране роль неформального лидера Европы, идейного вдохновителя евроинтеграции. Глава Французской республики стал политической звездой мирового масштаба во время финансового кризиса. Предложения Франции по реформированию системы мировых финансов, созданию «справедливого капитализма» нашли позитивный отклик у мировой общественности.

Наконец, следует признать, что президент и его команда показали себя способными антикризисными менеджерами.

Вообще, глубину нынешних изменений во Франции по масштабам можно сравнить разве что с голлистскими реформами 1958 г. или с миттерановским «социалистическим экспериментом» начала 1980-х годов. В стране в последние три года действительно был запущен процесс глубокой модернизации. С этим трудно поспорить.

Логично задать вопрос: почему это удалось нынешнему президенту? В качестве ответа можно указать на несколько обстоятельств. Во-первых, нынешним властям не пришлось начинать преобразования с чистого листа. Значительная часть «черновой» работы была уже выполнена предшественниками, в частности правительствами Раффарена и де Вильпена (например, «большие реформы» 2003 – 2004 гг. – пенсионного и медицинского страхования). Во-вторых, полностью оправдала себя тактика проведения реформ «всех сразу по всему фронту». Это позволило создать критическую массу преобразований и распылить сопротивление оппозиции. Повезло руководству страны и в том, что оно успело запустить основной пакет реформ до кризиса – интуиция не подвела. В-третьих, Саркози проявил себя ловким и тонким политиком, сочетающим необыкновенное упорство и волю в достижении цели с гибкостью и умением находить компромиссы. Очень удачным оказалось и сочетание «политического холерика» Н. Саркози с «разумно-умеренным» Ф. Фийоном, близким по взглядам к так называемым социальным голлистам. Политическая устойчивость, необходимая для модернизации страны, была усилена благодаря политике открытости – привлечению к сотрудничеству умеренных социалистов, частью вошедших в состав кабинета министров (Б. Кушнер, Ж. Ланг, Ю. Ведрин, М. Рокар, Ж. Аттали и др.). В-четвёртых (и это, пожалуй, главное), французы в своём большинстве понимали неизбежность перемен и в целом принимали их скрепя сердце. Иначе бы они просто не избрали Н. Саркози на пост главы государства. Характерно и то, что в течение почти трёх лет, если верить опросам, французы выступали за продолжение реформ теми ускоренными темпами, которые были предложены ещё в мае 2007 г. Беспрецедентная победа правящей правой коалиции во главе с СНД на выборах в Европарламент в июне 2009 г. (в самый разгар кризиса) является тому убедительным подтверждением.

Нынешнему президенту Франции и его команде, несмотря на неизбежные ошибки, всё же удалось создать позитивное поле перемен, продемонстрировать единство слова и дела, преодолеть стереотипы и тем самым доказать, что страна способна двигаться вперёд.

Политические прогнозы – дело рискованное и сложное. Слишком много факторов влияет на конечный результат. Оценить их все невозможно. И всё-таки попробуем составить картину плюсов и минусов политических перспектив Н. Саркози и спрогнозировать его политику на ближайшие два года.

Начнём с минусов. Экономические трудности, переживаемые страной, не добавляют популярности президенту, рейтинг которого едва дотягивает до 30%. Даже с учётом ожидающегося в 2010–2011 гг. небольшого экономического роста, вряд ли состояние дел в социально-экономической области радикально изменится в лучшую сторону. Тем более что правительство вынуждено со второй половины 2010 г. перейти к политике сокращения бюджетного дефицита и оздоровления общественных финансов. В начале мая с. г. премьер-министр Ф. Фийон объявил о планах заморозить государственные расходы на ближайшие три года. Предполагается, в частности, снизить в течение этого периода на 10% расходы на функционирование государства. Всего власти планируют сэкономить порядка 95–100 млрд евро с тем, чтобы снизить бюджетный дефицит с нынешних 8% ВВП до 3% к 2013 г. Под сокращение попадут и некоторые социальные программы. Это стало ясно из выступления президента на встрече с профсоюзами и предпринимателями тогда же, в начале мая.

В планах правительства на второе полугодие 2010 г. значится пенсионная реформа. Откладывать её нельзя (суммарная задолженность пенсионных касс уже составила 30 млрд евро), но проводить опасно. Для того чтобы уменьшить хронический дефицит (10% пенсионных выплат не имеют финансового обеспечения) и сохранить французскую пенсионную систему, работающую на принципах перераспределения, предстоит пойти на непопулярные меры: увеличить к 2018 г. пенсионный возраст с 60 до 62 лет, а период выплаты страховых взносов («страховой стаж») до 41 года и более. Размеры страховых взносов работников госпредприятий и госслужащих поднимутся до уровня частного сектора (с 7,85 до 10,55%). Изменится также и схема подсчёта их пенсий. По прикидкам министра труда Э. Вёрста, это позволит к 2018 г. выйти на бездефицитный бюджет пенсионного обеспечения.

Если судить по нервной и консолидированной позиции главных профцентров, раскритиковавших проект пенсионной реформы, официально обнародованный 16 июня, её принятие не будет простым. В масштабных манифестациях протеста, состоявшихся 24 июня, приняло участие более миллиона человек.

Предвыборные позиции президента Саркози осложняются тем обстоятельством, что он порвал с заложенной основателем Пятой республики политической традицией. В соответствии с ней президент выступал в качестве арбитра, находящегося над схваткой, а премьер-министр оставался «на линии огня» и становился своего рода козлом отпущения. Ратуя за активную роль президента, Саркози, конечно, завоевал дополнительные голоса избирателей, но одновременно лишил себя страховочных механизмов, которые столь необходимы политику в период кризиса.

Отрицательно влияет на имидж нынешней власти череда финансовых афер и служебных злоупотреблений, в которую оказались втянуты сразу несколько министров: Э. Верт, К. Эстрози, К. Блан, Р. Йаде. Не прекращаются попытки бросить тень и на главу государства. Так, в мае во французской печати появились материалы, связанные с якобы незаконным финансированием избирательной кампании Э. Балладюра в 1995 г. Напомним, что Н. Саркози в тот период руководил предвыборным штабом бывшего премьер-министра.

Теперь о главных плюсах и резервах. Шансы Саркози на переизбрание подкрепляются тем, что пока у него нет серьёзных конкурентов – ни слева, ни среди правого центра. Вряд ли они появятся в ближайшие год-полтора. Хотя французские социалисты воспряли духом после успеха на недавно прошедших региональных выборах и вроде бы преодолевают серьёзный кризис в партии, вызванный не только борьбой за лидерство двух дам (С. Руаяль – М. Обри), но и концептуальным вакуумом, – их лидерам трудно на равных соперничать с нынешним президентом. Они явно уступают ему по харизматичности, активности и политическому мастерству.

Что касается лидера центристов Ф. Байру, звезда которого неожиданно вспыхнула во время первого тура прошлых президентских выборов (он показал третий результат, вплотную подойдя к С. Руаяль), то он и его партия «МоДем» терпят неудачу за неудачей и рискуют откатиться на политическую обочину.

Не угрожают нынешнему хозяину Елисейского дворца и конкуренты из числа коллег по правой коалиции. Д. де Вильпен, давнишний оппонент Саркози, не имеет ни ресурсов, ни серьёзной политической партии, ни опыта участия в выборах. Думается, что и другие возможные конкуренты-коллеги из стана правых не являются проходными фигурами. Конечно, можно предположить, что нынешний популярный премьер Ф. Фийон поддастся искушению и попытается разыграть комбинацию, которую в 1995 г. хотел осуществить Э. Балладюр. Но, во-первых, бороться с действующим президентом, будучи на должности премьера, – нонсенс. А во-вторых, у Фийона, судя по всему, нет ни президентских амбиций (хотя в марте 2010 г. журнал «Ле Пуэн» и выпустил номер с его портретом на обложке и заголовком «Фр. Фийон – президент»), ни необходимых сторонников и ресурсов.

Как большой плюс, укрепляющий позиции нынешнего главы государства, можно рассматривать его успехи во внешней политике. Популярность Н. Саркози за границей, прежде всего в Европе, явно выше, чем внутри страны. Он не только сумел стать фактически неформальным лидером ЕС, но и укрепил позиции Франции на мировой арене. В целом у Саркози имеются очень неплохие внешнеполитические козыри, которых явно лишены его вероятные противники.

С учётом сложного социально-экономического фона президент и правительство, вероятно, сделают акцент на скорейшем преодолении кризиса за счёт инновационного развития. К такому выводу можно прийти на основании анализа размещения «большого государственного займа» (Grand Emprunt), оцениваемого в 35 млрд евро. Инвестиции планируется направить на образование (11 млрд), научные исследования (8 млрд), поддержку промышленности и малого бизнеса (6,5 млрд), устойчивое развитие и экологию (5 млрд), информационные технологии (4,5 млрд) . Однако сомнительно, чтобы инвестиции в инновационное развитие или усилия по непосредственной поддержке малого бизнеса – главного создателя новых рабочих мест – быстро оздоровили экономическую ситуацию.

Хотя активная фаза реформ в стране уже явно завершена, для Саркози и политически, и психологически важно продолжить и удачно завершить несколько знаковых преобразований, способных оправдать надежды тех 40% французов, которые составляют костяк его электората. Без их поддержки политическое будущее нынешнего главы государства остается под вопросом. Можно предположить, что Саркози сделает упор в политике на таких выигрышных и испытанных темах, как безопасность граждан, борьба с преступностью и нелегальной иммиграцией. Это не обойдётся бюджету дорого, но перетянет на сторону президента крайне правый электорат, который на недавно прошедших региональных выборах (март 2010 г.) довольно неожиданно изменил «саркозистам», отдав голоса Ле Пену.

Но, пожалуй, главной задачей Саркози в оставшиеся два года президентского мандата станет выработка нового политического курса, который он, в случае баллотирования на второй срок, сможет предложить согражданам. Задача перед командой и советниками Саркози стоит нелёгкая. Нужен приток новых идей, способных убедить разочарованного избирателя, что нынешний глава государства сделал выводы из ошибок и готов предложить Франции мобилизующий проект. Можно предположить, что речь пойдёт, помимо перехода к посткризисной инновационной экономике, о солидарности и социальной справедливости. Без этого в условиях кризиса и резкого ухудшения экономического положения многих французов просто не обойтись. Судя по недавним решениям правительства, касающимся существенного урезания расходов на функционирование администрации президента и правительства (сокращение парка служебных автомобилей на 10 тыс. единиц, числа помощников министров с 20 до 4, отмена «праздничного вечера на природе» и концерта 14 июля , распродажа части недвижимости администрации президента и пр.), власти начинают движение именно в этом направлении. Правда, для того чтобы восстановить доверие избирателей, потребуется сделать ещё очень и очень много.

Перед Н. Саркози стоит крайне сложная задача: сменить свой политический имидж, не потеряв репутации активного и напористого реформатора, готового идти на риски и работающего без страховки. От этого, на наш взгляд, во многом будет зависеть его политическое будущее.

Скорее всего, чистой победы в 2012 г. у неоголлистов и их союзников не получится. Есть основания полагать, что Франция после пятилетки реформ «по всем азимутам» вернётся к практике «политического сожительства» правого президента с левым премьер-министром – чтобы немного прийти в себя после «бурной пятилетки Сарко». Учитывая присущий французам скептицизм по отношению к властям и политикам, третий срок нахождения неоголлистов на постах главы государства и премьер-министра им вряд ли придётся по вкусу.

Примечания:

Présidence de la république française. 3 ans d’action: 6 mai 2007 – 6 mai 2010., p.25/ www.elysee.fr

www.elysee.fr/ dossiers.economie.

В прошлом году «государственная вечеринка» по случаю национального праздника Франции обошлась казне в 700 тыс. евро, на организацию и проведение концерта потратили ещё 3 млн евро.

Новым президентом Франции в 2007 году стал Николя Саркози.

Первые шаги Николя Саркози на президентском посту абсолютно и несомненно укладываются в классическую схему праволиберального понимания экономики и социальной политики.

Французская экономика досталась новому президенту не в лучшем состоянии: государственный долг составляет 1200 млрд евро, 45% государственного бюджета ежегодно тратится на заработные платы и пенсии государственных служащих. Проект бюджета на 2008 год снова был дефицитен: "дыра" составляла 41,5 млрд евро (2,3% ВВП) и это двадцать пятый подряд дефицитный бюджет Франции. Прогноз роста ВВП на 2007 год был скорректироован с 2,25% до 2,2%.

Не мудрено, что при такой экономической конъюнктуре первой жертвой нового президента Франции пали "социальные завовевания трудящихся": 35-часовая рабочая неделя, привилегии работающих в естественных монополиях, пенсионный возраст, медицинское страхование. Экономический пакет реформ, задуманных Саркози, был направлен на сокращение бюджетного дефицита и создание условий для экономического роста. Цена этих, несомненно, необходимых реформ, - война с необычайно влиятельными во Франции профсоюзами и рост социального напряжения в обществе, а какие формы может приобрести во Франции противостояние правительства и общества, - всем хорошо известно.

В то же время, новое французское правительство сознательно лишает бюджет налоговых поступлений, вводя сниженный налог на заработную плату, полученную за сверхурочную работу. Этот шаг замечательно вписывается в предвыборный лозунг Саркози: "Больше работать, чтобы больше зарабатывать" Le Monde. 13.04.2007. , но "облегчает" бюджет на сумму от 11 до 16 млрд евро.

Очевидно, в перспективе такие шаги должны привести к экономическому росту, а значит, - к снижению дефицита бюджета, но это перспективы, а проблемы существуют сегодня.

В том, что рука Саркози тверда, все убедились в бытность его министром внутренних дел. Жесткое подавление беспорядков в арабских пригородах Парижа сделало его мишенью для ненависти со стороны иммигрантов, но, как оказалось, добавило популярности в обществе.

Поэтому ни для кого не стала неожиданностью новеллизация иммиграционного законодательства, ставшая одним из первых шагов президента.

Цель поправок, предложенных министром по делам иммиграции Брисом Ортефе, - сократить приток в страну "семейных иммигрантов" из Северной Африки, имевших право по старому закону въезжать во Францию в качестве родственников уже проживающих здесь и имеющих вид на жительство соплеменников и, напротив, расширить экономическую миграцию за счет привлечения в страну квалифицированных и образованных работников.

Вообще, "семейная иммиграция" вызывала недовольство французов, в первую очередь, тем, что в качестве "родственников" из Марокко или Туниса мог приехать кто угодно, поскольку в условиях не самых цивилизованных африканских стран документально установить степень родства было практически невозможно. Теперь на пути лже-родственников воздвигнут иммиграционный барьер в виде обязательного теста ДНК. Причем, этот достаточно дорогой тест должен был по мысли правительства производиться за счет заинтересованного лица. Возврат же денег, потраченных на тест, производился бы только в случае положительного заключения, т.е. если родство подтверждается. В одобренный нижней палатой парламента законопроект сенат (верхняя палата) внес изящную французскую поправку: тесты ДНК будут проводиться только для установления родства матерей и детей, отцы такой тест проходить не будут, чтобы случайно не разрушить семью информацией о том, что они не являются биологическими родителями.

Наиболее значительные изменения произошли с приходом к власти Саркози во французской внешней политике. Ожидаемая американизация внешнеполитического курса произошла не совсем так, как ожидали политические аналитики. Провозглашенное сближение с США ограничилось декларациями. Вот как видит Саркози главные вызовы современности в мировой политике и роль Франции в мировом сообществе: "Французы с беспокойством смотрят на состояние мира, роль Европы и место Франции. С надеждой восприняли мы падение берлинской стены и несправедливого ялтинского порядка, прогресс в области прав человека и обещания глобализации, благодаря которой с 1990 года удалось удвоить мировой валовой продукт и на половину увеличить средний уровень жизни. Одновременно мы вынуждены констатировать, что в течение последних 20 лет мировые лидеры не смогли ни создать нового порядка на нашей планете, ни успешно преобразовать ранее существовавший. Исключая редкие моменты единства, такие как первая война в Персидском заливе или 11 сентября 2001 года, почти во всем обоснованно царит впечатление разобщенности, утраты контроля над миром, который одновременно является глобальным и раздробленным" . Кто вы, monsieur Sarkozy? Эскизы к политическому портрету президента Франции / http://www.rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=6315. Это заявление он сделал на совещании с послами Франции 27 августа 2007 года в Елисейском дворце. Следовательно, это не просто рефлексия на международную тему, а прямые инструкции дипломатическим представителям страны во всем мире. Чего же нам ждать от нового французского лидера, столь высоко и амбициозно поднявшего планку внешнеполитических приоритетов?

Во-первых, Саркози провозгласил главным и безусловным приоритетом французской внешней политики Европейскую конструкцию. "Без Европы, претендующей на роль великой державы, мир окажется лишен полюса необходимого равновесия". Этот тезис, чрезвычайно важный для понимания нового французского лидера, имеет двойное значение. Во-первых, он ясно обозначает вектор новой французской внешней политики на повышение роли Евросоюза в мире, а вместе с этим и Франции как одного из ключевых членов этого сообщества. Во-вторых, он звучит почти в унисон с путинским "многополярным миром", имеющим в своей основе противостояние американскому "однополярному".

То, что с приходом Саркози французская внешняя политика как бы обрела второе дыхание, - очевидно. Новостные ленты всех информационных агентств мира переполнены упоминаниями о французских инициативах в самых различных областях международной жизни. Французский президент постепенно становится одним из главных мировых ньюсмейкеров. Особенно ярко это новое качество Франции проявляется во внутриевропейских событиях. Можно по-разному относиться к содержательной части инициатив Саркози, но нельзя не признать, что новый французский лидер буквально фонтанирует переполняющей его энергией, которую он с одержимостью неофита и парвеню демонстрирует на каждом шагу.

франция внешняя внутренняя политика

"…Я принадлежу к той категории людей, которые считают, что отличительной чертой государственного деятеля является целеустремленность и нацеленность на изменение существующего положения вещей, а не только его определение и объяснение. Для этого необходима непреклонная воля, нужно уметь разделять амбиции, мечты и цели. А государственный деятель должен иметь и амбиции, и мечты, и цели. …Французы отдали мне голоса, отдав предпочтение четкой и детальной программе. Они хотят иметь Президента, который действует и добивается результата" Кто вы, monsieur Sarkozy? Эскизы к политическому портрету президента Франции / http://www.rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=6315. В этой короткой цитате из речи Саркози - ключ к пониманию нового французского лидера как личности. В циничном мире современной большой политики его наивно-провинциальное мессианство может выглядеть смешным, но в нем нет ни грана фальши. При всей политической изощренности Саркози его амбиции и мечты - абсолютно искренни, а его большой крючковатый нос действительно напоминает деголлевский.

"Европоцентризм" Саркози имеет еще одно чрезвычайно значимое для мировой политики измерение. Одним из приоритетов ЕС он предлагает сделать собственную Европейскую систему безопасности. За десять месяцев до начала председательства Франции в ЕС Саркози определяет главную цель, достижению которой оно будет посвящено, - создание новой "европейской стратегии безопасности". Более того, Франция уже подготовила Белую Книгу по национальной обороне и безопасности, которую предполагает сделать основой для общеевропейского подхода к этой проблеме. На этом пути Францию ждет много внутренних европейских проблем, поскольку на сегодняшний день 2/3 европейского оборонного бюджета составляют вклады Франции и Великобритании, а все остальные 25 стран вряд ли будут в восторге от перспективы дополнительных военных расходов и от необходимости участия в военных операциях, которые Саркози предлагает проводить чуть ли не по всему миру (по крайней мере, Африка и Афганистан, судя по его высказываниям, окажутся в первой очереди среди регионов предполагаемой активности Европейских сил безопасности).

Но есть и второе измерение оборонной инициативы Саркози. Это - взаимоотношения с НАТО. Конечно же, французский лидер заверяет США в дружеских чувствах и декларирует необходимость параллельного существования Северо-Атлантических военных структур с новыми европейскими оборонительными силами, но это не более чем подслащенная пилюля для американцев. Зачем, будучи в здравом уме (а в здравости ума Саркози сомневаться не приходится), создавать новую военную структуру из стран - участниц ЕС, если из 26 участников НАТО 21 страна состоит в Европейском Союзе? Только с одной целью - противопоставить непререкаемому единоличному лидерству США в НАТО коллективное лидерство с четким французским акцентом в новых европейских структурах безопасности.

Фактически речь идет о том, что одни и те же воинские контингенты должны одновременно входить в состав войск НАТО и Евросоюза. В создаваемые в настоящее время НАТО силы быстрого реагирования численностью 25 тысяч человек включены несколько тысяч европейских военных, однако те же силы включены Евросоюзом в 19 боевых групп. "Возникает проблема с одновременным участием солдат в миссиях НАТО, Евросоюза и ООН", - признает пресс-секретарь НАТО Джеймс Аппатурайя Le Monde. 13.05.2008..