Какая вера, религия и ритуалы на Гаити? Религия вуду Официальная религия гаити

Образование

Одна из самых интересных афро-карибских религий — вуду. Многие из нас связывают это слово с мрачными колдунами, которые создают зомби, протыкают иглами куклы своих врагов, насылают зловещие проклятия. Такие представления во многом связаны с фильмами ужасов, которыми нас снабжает американская киноиндустрия.

То, что можно увидеть в подобных фильмах, соответствует действительному положению вещей менее, чем на один процент. В действительности, вуду — это в первую очередь религия, последователи которой почитают божественных духов и своих умерших предков, приносят им небольшие жертвоприношения, празднуют религиозные праздники и участвуют в церемониях.

Конечно, в рамках этой религии существует колдовство. Жрецы занимаются исцелением больных, снятием проклятий и т. п. Но также существуют и черные, злые колдуны, которые практикуют черную магию. Именно с ними следует связывать все то ужасное, что говорят и пишут о вуду. Вуду — это и религия, и колдовская система.

Давайте узнаем о ее истории подробнее …

Vodun — возникшая на Карибских островах (о.Гаити) религия, еще известная как Voodoo и Hoodoo. Корни религии уходят в Западную Африку, откуда привозились на Гаити рабы.

Слово vodun происходит от vodu, что означает «дух» или «божество» в переводе с языка Fon, одного из наречий Dahomey (Dahomey) (район Западной Африки), именно там и находится по приданию место обитания божеств vodun . лоа (loa).

Смешение традиционных верований народности Дагомеи и католических церемоний привели к формированию этой религии. На основе этого можно отнести данную религию к продукту работорговли. Это был своеобразный ответ рабов на те унижения, которые им пришлось пережить во время расцвета работорговли. Под страхом страшных пыток и казни религия была запрещена местными властями, рабов насильно крестили как католиков, что и выразилось обычаях и ритуалах религии, которую местное население держало в большом секрете. Конкретно это выразилось в том, что божества схожи по форме с католическими святыми; свои ритуалы те, кто исповедовал вуду, очень приблизили к католическим, стали использовать статуи, свечи, мощи, реликвии и тому подобное.

Впоследствии вместе с переселенцами религия vodun перекочевала на другие Карибские острова, наибольшее распространение она снискала на Ямайке и Тринидаде. Кроме того, на Кубе, в частности, она трансформировалась в религию Сантерия (Santeria), где вместо привнесенного французами католического начала, наряду с африканскими, встали испанские католические тенденции. Хотя, в принципе, все религии Карибского бассейна так или иначе схожи между собой, имея общие корни и отличаясь лишь в деталях.

Религия vodun в этом ряду занимает особое место, выделяясь по целому ряду характеристик. Будучи религией более чем гибкой, она трансформировалась при переходе от одного поколения к другому. Будучи гибридом завезенных извне религий и укоренившись на Гаити, vodun в свою очередь стала предметом «на вывоз» и стала потихоньку перемещаться на континент. Особую популярность она снискала в Новом Орлеане, в штате Майами и в Нью-Йоркском мегаполисе, повсюду порождая новые взгляды и убеждения, таким образом снискав по всему миру в общей сложности более пятидесяти миллионов последователей.

Вуду характеризуется прежде всего верой, что мир населен добрыми и злыми лоа, которые формируют всю сущность религии, и от них зависят здоровье и благосостояние всех людей. Приверженцы вуду полагают, что предметы служащие лоа, продлевают и выражают его. Лоа весьма активны в мире и часто овладевают верующими в течение всего ритуала. Только специальные люди такие, как белые колдуны унганы (houngan) и колдуньи мамбо (mambo), могут напрямую общаться с лоа. Во время обряда совершаются жертвоприношение и ритуальные танцы, затем унган впадают в транс и упрашивают лоа о помощи и покровительстве в житейских делах, о благосостоянии. Если лоа остаются довольны щедрыми подарками и обряд проведен правильно, в успешном его результате можно не сомневаться.

В отличие от остальных схожих религий, вуду имеет свои высокоупорядоченные взгляды в отношении «темной» стороны лоаи людей. Колдунов, использующих черную магию, именуют бокорами (bokor), они объединены в тайные общества. Они могут наслать на человека порчу, используя восковую куклу или оживить мертвеца полностью подчинив его себе, наслать на врага и тем самым смертельно запугать его. Последователи вуду в редких случаях обращаются к бокорам, и если это происходит, то недругам приходится не сладко.

Множество книг, в том числе и документальная литература, а так же некоторые кинофильмы неправильные представления об этой религии, сосредотачивая внимание на ложные направления, такие как каннибализм и прочее. Так о вуду в 1884 году в Европе узнали из книги миссионера С.Ст.Джона Гайти, описывающий отвратительные и весьма преувеличенные подробности о ритуалах этой религии, таких как поклонение дьяволу, жертвоприношение младенцев, каннибализм. С тех пор было снято несколько кинолент и написано немало книг утверждающих и преувеличивающих черные обряды этой религии.

Так вот., в 1860 году Ватикан вынужден был признать, что vodun является разновидностью католицизма, но сами гаитяне утверждают, что их религия древнее и глубже христианства, что она впитала в себя лучшее из всех религий прошлого и настоящего. Действительно, вуду очень сложно привязать к какой-то одной системе, потому что вуду. это и празднества в честь богини любви Эрзули (Erzulie) (под маской которой можно заметить черты египетской Изиды, и греческой Афродиты, и римской Венеры, и христианской Девы Марии), и одновременное поклонение змию Уроборосу, заглатывающему собственный хвост, — символу гармонии Вселенной и Вечности в древнем мире.

Уроборос, или, как называют его гаитяне, Дамбалла Ведо (Damballah Wedo), главный и обязательный элемент во всех таинствах вуду, потому что он есть начало и конец всех вещей; Океан Вечности, со всех сторон окружающий материальный мир; безбрежное пространство, из которого все вышло и к которому все рано или поздно вернется вновь.

Дамбалла — это источник Силы и местонахождение всех лоа. Приверженцы религии считают, что все вокруг пронизано незримой силой лоа, что роднит вуду с чисто шаманскими воззрениями как Старого, так и нового Света. Лоа неисчислимы, как песок на морском берегу, и у каждого естьсвой знак, имя и предназначение. Например, есть лоа — Легба (Legba) или Папа Легба (Papa Legba), который как Меркурий или греческий Гермес, является посредником между другими богами и связывает лоа с жрецами унган и мамбо, которые, в свою очередь, доносят ему волю народа через ритуальные танцы и песнопения.

В рамках этой религии существует и колдовство. Жрецы занимаются исцелением больных, снятием проклятий и т.п. Колдуны вуду практикуют черную магию, с чем и связана основная масса негативных представлений об этой религии.

Слово «вуду» имеет африканские корни. В переводе с языка африканского народа фон это слово означает «дух» или «божество». Есть несколько ответвлений этой религии, со схожими святыми и обрядами. То, что называется вуду на Гаити, в Бразилии называется сантерия, что дословно обозначает «вера в святых». В других странах Латинской Америки практикуется ещё один культ, аналог вуду, – макумба.
Вуду практикуется жителями Гаити, Кубы и некоторых частей Соединенных Штатов Америки. Всего последователей вуду (вудуистов) насчитывается около 50 млн.
Как духовная традиция вуду появилась на Гаити — острове Вест-Индии — во время французского колониального рабства. Африканцы разного этнического происхождения силой перевозились на Гаити в качестве сельскохозяйственных рабов.

Когда рабы впервые были привезены на Гаити из Африки в 1503 году, их владельцы (сначала испанцы, затем французы) запрещали им практиковать народные религии, заставляя исповедовать католицизм. Но рабовладельцы не хотели посвящать своих рабов во все аспекты своей веры, так как они боялись, что рабы примут католическое учение и благодаря ему осознают, что они такие же полноценные люди, как их хозяева, и что рабство порочно. Поэтому рабы стали использовать католическую религию как «прикрытие» — приняв католических святых и другие атрибуты этой религии, они поклонялись своим народным божествам.

Рабы включили различные аспекты христианства в свои национальные традиции. Они находили много общего в католицизме и своей традиционной вере. Ведь обе религии поклоняются одному Высшему Богу и верят в существование сверхъестественных существ и жизни после смерти. Католическая месса связывалась с жертвоприношением крови, также общей была идея о помощи духовных существ (loa — у африканцев, святых — у католиков), которые действовали как посредники между Высшим Богом и людьми.

На Гаити вуду является официальной религией. Последователи гаитянского вуду верят в существование Бога-Создателя (Bondieu - Доброго Бога), Который не участвует в жизни Своих созданий, и духов (лоа), которые являются детьми Бога-Создателя и которым молятся и почитают как старших членов семьи. По верованиям вудуистов, в человеке живёт несколько душ. До рождения и после смерти он является гвинейским ангелом. Кроме того, в нём живёт посол Бога - совесть.

Население Гаити и, следовательно, его религия вуду происходит, в основном, из двух африканских регионов: Дагомеи (северное побережье Гвинейского залива в Западной Африке, где проживали племена йоруба, эве, фон и др., ныне территория Того, Бенина и Нигерии) и Конго (бассейн реки Конго и побережье Атлантического океана в западной части Центральной Африки). В обоих регионах проходил длительный процесс эволюции родоплеменных религий, вызванный тем фактом, что ни одна из местных традиций не считалась ортодоксальной, и все они были, таким образом, способны к гибкому приспособлению. Оба региона, особенно Конго, также имели длительный контакт с христианством. Население Конго считало себя христианами, в Дагомеи также присутствовало некоторое знание христианства. После того, как люди из этих регионов попали на Гаити, они стали развивать национальные общины, основанные на взаимной помощи и поддержке людей из их родных областей, а жизнь на плантациях вынудила людей из различных областей Африки жить близко друг к другу. Смесь христианства и вуду обеспечила связи между различными общинами.

Ключевой частью ритуалов вуду являются музыка и танцы. От зла спасают очистительные жертвоприношения и талисманы. В качестве святилища вудуисты выбирают обычное жилище (хунфор - святилище).

Основные атрибуты культа:митан (столб - «дорога богов») и чёрные свечи. Трое барабанщиков, выстукивая чёткий ритм, причём каждый свой, возвещают об открытии церемонии. После чего поётся песня-прошение, обращённая к лоа (искажённое французское «roi»)Легбе: «Папа Легба, отвори ворота. Папа Легба, отвори ворота и дай мне пройти. Отвори ворота, чтобы я смог возблагодарить лоа».

Танцуя вокруг столба-шеста, мамбо (колдунья), вместе со своей помощницей унси и помощником ла пласом, струйкой воды из кувшина создают вокруг шеста магический круг в честь Папы Легби и охранителя дома Огуна Феррея (Ogou Fer), дабы отогнать от себя и присутствующих злых духов. Унган или мамбо посыпает пол мукой и чертит веве (символы лоа). Затем обязательна экстатическая пляска (билонго) под звук барабанов. Женщины участвуют в церемонии в белых платьях, а мужчины в костюмах. Когда публика достаточно разогрелась, бокор пускает петуха, которому отрубают голову. После этого участники сантерии (церемонии) впадают в транс и на них нисходит благодать духов (лоа). Жертву подвешивают за ноги вниз головой и вспарывают живот ритуальным кинжалом.

Пантеон вуду чрезвычайно обширен и не поддаётся строгой классификации. В него включаются как собственно африканские божества, так и божества, заимствованные из других религий: католические святые, духи местного индейского населения и проч. Кроме того, в каждой общине жрецы могут организовывать поклонение собственным божествам местного значения, такими божествами часто становятся прежние руководители общины.

Тем не менее, можно попытаться выделить определённое количество наиболее значимых божеств в пантеоне вуду:
- Агве (Agwe) - дух воды, покровитель моряков и путешествующих по воде.
- Барон Суббота (Baron Samedi, Ghede) - дух смерти и загробного мира. Изображается в виде скелета (черепа) в цилиндре с сигаретой и черных очках. Одержимый им пьет ром.
- Барон Каррефур - дух несчастий, неудач и покровитель чёрной магии.
- Дамбала - дух, связанный со змеями (Святой Патрик).
- Легба (Legba) - дух дверей (Святой Петр, ибо по традиции Пётр изображался с ключами от Рая).
- Эрзули Фреда (Erzuli Freda- Дева Мария) - дух любви в виде прекрасной непорочной девы в наряде невесты. Её символ - сердце. Её цвета - красный и голубой.
- Симби - дух водных источников (пресных).
- Огун (Ogu) - дух огня и молний, бог железа и войны, покровитель кузнецов и воинов.
- Мама Бриджит - супруга Барона Субботы.
- Марасса (Marassa) - духи-близнецы.
- Мадемуазель Шарлот - покровительница молоденьких девушек.
- Собо (Sobo) - дух в виде французского генерала.
- Согбо (Sogbo) - дух молний.
- Ти-Жан-Петро (Ti-Jean-Petro) - злой дух в виде одноногого или хромого карлика, муж Ezili Danto.
- Эшу Рэй (Exu Rei) - управляющий духами Лоа. Ему подчиняются все живые и мёртвые.

В 1791 году на Гаити вспыхнуло восстание под предводительством вудуистов. К тому времени в западной части острова испанские власти сменились французскими. Воспользовавшись тем, что дух французов был сломлен поражением монархии во время Французской революции, вудуисты решили тоже начать свою борьбу. Восстание началось 14 августа в городке Буа-Кайман. После кровавого жертвоприношения верующие впали в религиозный транс и пошли уничтожать своих господ. Это было страшное время, настоящая резня, в которой не щадили ни женщин, ни детей. Чёрные в демоническом экстазе захватывали целые города, в которых к ним присоединялись все бывшие угнетённые. Восстание продолжалось до тех пор, пока в стране не осталось ни одного белого человека. И в 1804 году, после полной победы, Гаити стала независимой республикой, а религия вуду – официальной религией государства. До сих пор культа вуду придерживаются более восьмидесяти процентов населения. Понятно, что достигнутая таким кровавым путём независимость, не могла быть поддержана развитыми странами.

Поэтому Гаити долгое время находилось в экономической блокаде со стороны Америки и Европы. Но когда, наконец, гаитянские власти разрешили католическим священникам въезжать в страну, экономическая изоляция была снята.

Наиболее видной фигурой в истории американского вуду была Мэри Лаво (Marie Laveau), легендарная «Королева Вуду». Благодаря древним обрядам вуду она имела сильное влияние как среди обычного народа, так и среди аристократического дворянства, что почти невообразимо для черной женщины во времена рабства. Согласно легенде, один богатый джентльмен в Новом Орлеане в 1830 году был очень встревожен будущим своего сына, обвинявшегося в убийстве. Джентльмен обратился к местной женщине, известной за ее способность обеспечить сверхъестественную помощь в безнадежных ситуациях. Он предложил ей свой собственный дом на улице Святой Анны во Вьё Кер, если она сможет спасти его сына от несправедливости. В день суда Мэри, которая с детства была католичкой, посетила Собор Святого Луи. Она провела утро в молитве, держа три гвинейских перца во рту.

Затем она вошла в Кабильдо, здание суда, смежного с Собором. Мэри убедила уборщика позволить ей войти в пустой зал суда. После этого колдунья спрятала гвинейские перцы под стулом судьи и ушла. Через некоторое время состоялся суд. Спустя некоторое время после начала заседания джентльмен вышел из суда со своим сыном; молодой человек был признан невиновным и освобожден. Мэри Лаво немедленно стала известной в пределах всех классов общества Нового Орлеана, включая элиту - местных аристократов французского и испанского происхождения.

В 1881 году Мэри Лаво умерла и была похоронена на кладбище Святого Луи. Ее могила посещается приверженцами вуду и любопытными круглый год. Многие помещают на ее могиле небольшие жертвоприношения, а некоторые рисуют мелом на ее каменной могиле кресты. Многие полагают, что 23 июня, в канун дня святого Иоанна, дух Мэри поднимается из могилы. В этот день проводится захватывающий ритуал поклонения Королеве Вуду.

В России общее число приверженцев вуду невелико. Они, как правило, оказываются оторванными от основной традиции. В России имеется община вуду новоорлеанской традиции в Архангельске, поддерживающая связь с новоорлеанским Voodoo Spiritual Temple.

Легендарный сингл британцев The Prodigy, вошедший в число самых успешных записей группы. Клип, снятый на композицию «Voodoo People», содержит видеовставки реальных церемоний вуду:

источники

http://www.nat-geo.ru/travel/36586-proklyatya-vudu/

http://www.yoruba.su/showthread.php?t=189

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=75608

http://bibliotekar.ru/9vudu.htm

http://directmagic.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=143&Itemid=302

Продолжим разговор на религиозные темы: посмотрите на или например Вот вам информация про и . Вот иногда бывает ну и живут такие люди как Вспомним еще про Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

С принятием конституции 1987 года католицизм, с 1860 года являвшийся официальной религией Гаити, утратил этот статус, а новой официальной религии введено не было.

По данным переписи, проведённой ООН в 2003 году, 54,7 % населения Гаити составляли католики, 15,4 % — баптисты, 7,9 % — пятидесятники, 3 % — адвентисты, 2,1 % — последовательные приверженцы вуду (лица, исповедующие вуду параллельно с христианством, составляют гораздо более значительную часть населения); 10,2 % жителей не исповедуют никакой религии.

Религия традиционно играла одну из главных ролей в общественно-политической жизни Гаити, что обусловлено исторически сложившимся конфликтом христианства и вуду.

Христианство в форме католицизма стало очередным вызовом, брошенным европейцами невольникам из Западной Африки, оторванным от родины, привычных устоев и способов политической и социальной самоорганизации. Ответом на это стала мимикрия африканских культов под католичество, сохранившая среди новообращённых христиан форму, но не суть новой религии. В значительной степени этому способствовал характерный для католичества культ многочисленных святых, под именами которых африканцы и скрыли своих божеств. Возникла синкретическая религия вуду, ставшая для рабов способом не потерять себя как носителей африканских традиций.

Восстание против французского правления в 1791 году началось именно с «благословения» вудуистских духов. В дальнейшем к числу таких духов (лоа) были посмертно отнесены и лидеры восстания — Франсуа Туссен-Лувертюр (по некоторым данным, негативно относившийся к вуду) и Жан-Жак Дессалин.

Вуду по сути представляет собой типичное африканское верование, в основе которого лежит целостное видение мира, понимаемого как совокупность взаимозависимых экзистенциальных единиц. Все они являются эманациями верховного божества-творца (вудуистский Bon Dieu, аналог йорубского Олодумаре, зулусского Ункулункулу и др.), поэтому существование и раскрытие человека как элемента этой системы возможно только через взаимодействие с себе подобными и всеми прочими эманациями творца, который (в отличие, например, от авраамических религий) безразлично относится к своим творениям и может быть достигнут в ходе общения с духами-медиаторами более низкого порядка (лоа).

В обеспечении такого общения ведущую роль играют жрецы (жрецы-мужчины — унган, жрицы-женщины — мамбо), организующие вход в коммуникативный транс как для себя, так и для экзальтированной паствы. Гармония с абсолютом осуществляется через спиритическое единство человека и природы, потомков и предков, обыденного и потустороннего.

Вследствие важности жреца для поддержания порядка у него/неё возникает возможность трансформировать духовное влияние в политическое. При необходимости жрец может мобилизовать верующих для осуществления того или иного группового действия. В качестве инструмента устрашения отдельных лиц и групп людей может быть эффективно использован миф о зомби — человеке, превращённом «злыми» жрецами в живого мертвеца-раба (вероятно, сила мифа связана с реальной основой, где жертвы жрецов подвергались воздействию сильного гипноза и мощных психотропных средств растительного и животного происхождения, подавлявших или даже полностью разрушавших личность). Опыт правления Франсуа Дювалье продемонстрировал, что такой приём психологического подавления весьма эффективно действует и в масштабе всей нации.

В правление Дювалье активно использовалась и иная вудуистская атрибутика. Правитель Гаити сумел добиться возникновения у жителей острова представления о мистическом, почти божественном характере власти пожизненного президента. По мнению ряда исследователей, Дювалье-старший отождествлялся с Бароном Субботой (Baron Samedi), одним из лоа, связанных с миром мёртвых. Его рядовые каратели отождествлялись со «злыми» духами (Tonton Macoutes).

Периодически на повестку дня публичной политики выходит вопрос о возможном введении поста единого духовного лидера всех вудуистов, однако в настоящее время явно нет человека, способного адекватно справиться с такой задачей. Потенциальные претенденты на роль первого лидера вертикальной вудуистской иерархии ревностно относятся к попыткам друг друга заручиться поддержкой большинства населения. Кроме того, принцип строгой вертикальной иерархии, характерный для других религий, довольно плохо подходит для вуду, изначально возникшего как специфическая сетевая структура, где навыки передавались по горизонтали признанными мастерами культа.

Ввиду заимствования вудуизмом христианской символики отношения между приверженцами вуду, католицизма и протестантских течений на Гаити имеют сложный, в основном конфликтный характер. Так, после обретения независимости руководство Гаити долгое время не получало признания со стороны Римско-католической церкви. Конкордат с Римом от 1860 года прекратил это положение, причём вудуизм был признан ответвлением католичества. В 1896 и 1941 годах Римско-католическая церковь инициировала преследования вудуистов, сопровождавшиеся уничтожением ряда мест их богослужений.

Франсуа Дювалье, опиравшийся на вуду, смог с помощью подкупа и запугивания превратить Римско-католическую церковь в очередной инструмент влияния, дополнительно легитимизировавший действия диктатора, причём клир часто без посторонней помощи очищал свои ряды от противников правящего режима. В настоящее время элиты Гаити в основном вернулись к прежней практике несколько подозрительного отношения к вуду, хотя в 2003 году оно было официально признано одной из религий (конституция 1987 года признала права всех религий, что стало первым шагом к признанию вуду де-юре).

Негативную реакцию адептов вуду и властей вызвали события 1997-1998 годов, когда местные протестанты предпринимали попытки добиться прекращения празднеств вудуистов в священном для них месте Буа-Кайман, а также посмертно обратить в христианство Букмана — унгана, ставшего в 1791 оду. одним из вдохновителей борьбы за независимость и заручившегося в Буа-Каймане «одобрением» восстания со стороны лоа.

Участие бывшего президента страны Жана-Бертрана Аристида в политике во многом было предопределено его подготовкой католического священника. С одной стороны, он начинал политическую карьеру с оппозиции режиму Дювалье-младшего, где просматривается противостояние части приверженцев гаитянского католицизма и вудуизма. С другой стороны, с ранних лет Аристид находился под влиянием традиции политизированного католицизма, уделявшего основное внимание борьбе с социальными проблемами. Это предопределило в дальнейшем обращение молодого священника к «теологии освобождения», осуждённой Святым престолом и максимально плотно смыкавшейся с практической политикой.

В 1994 году Аристид был вынужден отказаться от сана. По некоторым данным, в дальнейшем он иногда пользовался услугами жрецов вуду. Так, один из сторонников Аристида, жрец Анри Антуан, создал в целях его поддержки целую общественную организацию, привлекавшую новых сторонников религиозной риторикой.

В настоящее время на Гаити и в ряде других католических стран представители пятидесятничества вступили в весьма активную конкуренцию с католицизмом в сфере благотворительности и помощи общественному развитию, где Римско-католическая церковь традиционно являлась монополистом.

Стержнем духовной жизни жителей Гаити является вуду. Это верование стало результатом привнесенных на остров религиозных течений, прежде всего, из африканского континента и католицизма. Культура Гаити ярко демонстрирует все, во что верит народ страны , причем культурные подходы в городе и за ним разнятся.

Самобытная культура Гаити

Низкий уровень жизни в стране отражается на всех видах деятельности и культура Гаити тому дополнительное доказательство. Этнический состав населения – 95% африканцы, предки которых привезли с собой из Африки свои культурные и религиозные убеждения, вдали от родины, рассказы и легенды дополнялись новыми подробностями и корректировались под реалии жизни.

Посетив столицу, можно однозначно сказать, что религия Гаити это католицизм, но стоит отъехать от центра города, как становится понятно, что все здесь буквально пропитано мистическим верованием в культ вуду. Низкий уровень образования населения и потребности объяснения духовной реальности осуществляется через призму верования в Вуду с некоторым оттенком католицизма.


Трудно поверить, что в этом райском уголке есть проблемы, и самая главная из них это экономика Гаити . Более половины населения живут ниже уровня бедности, у государства огромный внешний долг, а основными источниками доходов валюты в стране являются финансовые переводы от эмигрантов. Базовыми отраслями промышленности являются сахарная, текстильная и мукомольная, на территории Республики Гаити обнаружены месторождения меди, бокситов и золота, но они фактически так и не разрабатываются. В сельском хозяйстве занято около 60% населения, но все ведется на примитивном уровне. География Гаити это, к сожалению, в основном гористая местность и возделывать такие земли проблематично.


Если у главы государства и парламента не хватает средств прокормить самых нуждающихся то, что уж говорить о таком направлении, как наука Гаити . Безусловно, ведутся научные работы при исторических и этнических музеях, которые в основном финансируются иностранными организациями и международными фондами.


В столице и крупных городах искусство Гаити представлено музеями, историческими парками и кажется вполне европейским, но стоит выбраться в пригород, и народная культура Гаити предстанет во всем своем великолепии с обрядами и ритуалами Вуду.


Особенности национальной кухни состоят в том, что это сочетание карибской, африканской и европейской. Основным компонентом блюд является рыба, также кухня Гаити особенна тем, что все щедро приправлено жгучим перцем.


Европейские культурные ценности проповедуют только в крупных городах, за их же пределами царят африканские национальные обычаи и традиции Гаити . Католические праздники здесь отмечаются наравне с африканскими. Надо отметить, что в черной республике стараются не допускать к ритуалам европейцев.


Спорт Гаити

Государство принимает участие в летних Олимпийских играх, впервые это произошло в 1924 году. В зимних Олимпиадах никогда не был представлен. В стране есть своя сборная по футболу, которая успешно представляет Гаити.


На протяжении большей части своей истории, Гаити господствующей религией было христианство в первую очередь католицизма в результате широкого влияния Франции на недавно завоеванных землях. однако, он все еще страдал синкретизма, главным образом, от верований Вуду, которую исповедуют, принесенный на остров рабов из Африки.

1. Христианство. (Christianity)

Католицизм. (Catholicism)

Доминирующей христианской конфессией в Гаити является католицизм. как и большинство стран Латинской Америки, Гаити была колонией европейских стран, которые практикуют эту религию, например, в Испании и Франции. До 1987 года католицизм был закреплен в Конституции Республики Гаити в качестве официальной государственной религии.

В 1983 году Гаити посетил Папа Римский Иоанн Павел II. В своей речи, произнесенной в порт-АУ-Принс, он подверг критике правительство Жан-Клод Дювалье, который в дальнейшем способствовал его отставке отставки политика.

2. Ислам. (Islam)

В Гаити есть небольшая мусульманская община, большинство приверженцев этой религии живут в Порт-о-Пренс, Кап-Аитьен и на прилегающих территориях Ислама. на острове Гаити был привезен с рабами из Западной Африки.

В 2000 году Навон Марцелла стал первым мусульманином, избранным в Палату депутатов Гаити.

  • Империя Гаити фр. Empire d Haïti - монархическое государство, существовавшее после Гаитянской революции на территории западной части острова Гаити с 1804
  • Вторая Империя Гаити фр. Empire d Haïti - монархическое государство, существовавшее на территории западной части острова Гаити с 1849 по 1859 год
  • Порт - о - Пренс гаит креольск. Potoprens, фр. Port - au - Prince - столица и главный внешнеторговый порт Гаити По состоянию на 2009 год население города
  • наиболее ортодоксальной разновидностью этой религии сформировалась в среде западноафриканских рабов на Гаити в результате смешения народных верований и
  • северо - западной части острова Гаити с 1811 по 1820 год. 28 марта 1811 года президент государства Гаити Анри Кристоф провозгласил Гаити королевством, а себя
  • Государство Гаити фр. Etat d Haïti - государство, существовавшее на территории северо - западной части острова Гаити с 1806 по 1811 год. Государство Гаити было
  • государственный и политический деятель Гаити президент Гаити в 1946 - 1950 годы. Д. Эстиме родился в небольшом городе в центральном Гаити Окончил школу Христианских
  • представляется адаптированной иконой Божьей Матери Ченстоховской. Икона попала на Гаити вместе с польскими наёмниками во время Гаитянской революции. Местное негритянское
  • между Гаити и Израилем. Гаити признала независимость Израиля 17 марта 1949 года. Израильский посол в Панаме представляет интересы своей страны в Гаити а
  • деятель диктатор, бессменный президент Гаити с 1957 года до своей смерти. Франсуа Дювалье родился в столице Гаити Порт - о - Пренсе в семье учителя и журналиста
  • административный центр Северо - Восточного департамента в Гаити В Фор - Либерте была подписана Декларация о суверенитете Гаити от 29 ноября 1803 года. По переписи 2009
  • недалеко от Кап - Аитьена, Гаити - 8 апреля 1803 года, замок Фор - де - Жу, Франция - лидер Гаитянской революции, в результате которой Гаити стало первым независимым
  • истреблена. Гаити - первая страна в Вест - Индии и во всей Латинской Америке получила независимость 1804 Основная часть населения Гаити занята в сфере
  • образованию Республики Гаити 1946 - 1947, 1956 - 1957 министр иностранных дел Гаити 1946 Родился в Северном департаменте Гаити После ранней смерти матери
  • Религия в Гондурасе представлена рядом религиозных культов и практик, что связано с этническим разнообразием населения страны. По данным последней переписи
  • Религия в Сальвадоре исторически играет важную роль в обществе. Основной религией традиционно является католицизм латинского обряда. Конституция страны
  • Гаити Общая численность - 7, 4 млн чел. В Доминиканской республике - 7, 1 млн, в США - 260 тыс. Живут также в других странах. Господствующая религия
  • высшей степени светских. Крестовский Мост - православная газета Религия в США Религия Архив Radio - Canada - Образование, конец системы фр. Пережитое
  • Англиканского сообщества в США, Гондурасе, Тайване, Колумбии, Эквадоре, Гаити Доминиканской Республике, Венесуэле, Британских Виргинских островах и части
  • Pierre - Louis Prospere 12 октября 1947, Бене, Гаити - 1997, Сойссон - ля - Монтань, там же - гаитянский художник. Его картины, на которых изображены мистические духи
  • вероисповеданию, отметив, что религия играет очень важную роль в их жизни. Американское правительство не ведёт официальной статистики по религии По данным Всемирной
  • восточной части острова Гаити Карибское море и на прибрежных островах. Западную треть острова занимает государство Республика Гаити Остров входит в состав
  • представляли выходцы из Ливана 495 и Гаити 225 Доминирующая религия - римский католицизм 5685 прихожан На втором месте находится ислам - его исповедуют
  • формирует важную часть национальной идентичности Гаити так как он относится к самому генезису Гаити Эта церемония характеризуется различными христианскими
  • Испанию, 25 декабря 1492 флагманский корабль Санта - Мария сел на мель у побережья Гаити Колумб решил оставить в этом месте небольшой гарнизон. Из останков
  • положения получили наибольшее количество негров - рабов. Среди них выделяются: Гаити Бразилия Доминиканская республика Куба Венесуэла Колумбия Французская Гвиана
  • прибыл также большой поток французов с Гаити и Луизианы, итальянцев и индейцев из Мексики. По переписи 1827 года на острове проживали 704 487 человек: 311
  • Америки острова Гаити Пуэрто - Рико, Куба, Ямайка, Багамские острова и ряд северных Малых Антильских островов до острова Гваделупа на юго - востоке. Среди
  • спустя был на линкоре USS Tennessee послан на незадолго до того занятое американцами Гаити Первый год на Гаити служил в патрульной службе в Порт - о - Пренс
  • Verrettes, гаит креольск. Veret - город в Гаити Город Веретт находится в центральной части Гаити на территории департамента Артибонит. Он расположен на стратегическом

Вуду - одна из самых интересных афро-карибских религий. Многие связывают ее с мрачными колдунами, которые создают зомби, протыкают иглами куклы своих врагов, насылают зловещие проклятия. Такие представления во многом связаны с фильмами ужасов и соответствуют действительному положению вещей менее чем на один процент. В действительности вуду – это архаичная религия, последователи которой почитают божественных духов и своих умерших предков, приносят им небольшие жертвоприношения, празднуют религиозные праздники и участвуют в церемониях.
В рамках этой религии существует и колдовство. Жрецы занимаются исцелением больных, снятием проклятий и т.п. Колдуны вуду практикуют черную магию, с чем и связана основная масса негативных представлений об этой религии.

Слово "вуду" имеет африканские корни. В переводе с языка африканского народа фон это слово означает "дух" или "божество". Есть несколько ответвлений этой религии, со схожими святыми и обрядами. То, что называется вуду на Гаити, в Бразилии называется сантерия, что дословно обозначает "вера в святых". В других странах Латинской Америки практикуется ещё один культ, аналог вуду, – макумба.
Вуду практикуется жителями Гаити, Кубы и некоторых частей Соединенных Штатов Америки. Всего последователей вуду (вудуистов) насчитывается около 50 млн.
Как духовная традиция вуду появилась на Гаити - острове Вест-Индии - во время французского колониального рабства. Африканцы разного этнического происхождения силой перевозились на Гаити в качестве сельскохозяйственных рабов.
Когда рабы впервые были привезены на Гаити из Африки в 1503 году, их владельцы (сначала испанцы, затем французы) запрещали им практиковать народные религии, заставляя исповедовать католицизм. Но рабовладельцы не хотели посвящать своих рабов во все аспекты своей веры, так как они боялись, что рабы примут католическое учение и благодаря ему осознают, что они такие же полноценные люди, как их хозяева, и что рабство порочно. Поэтому рабы стали использовать католическую религию как "прикрытие" - приняв католических святых и другие атрибуты этой религии, они поклонялись своим народным божествам.

Рабы включили различные аспекты христианства в свои национальные традиции. Они находили много общего в католицизме и своей традиционной вере. Ведь обе религии поклоняются одному Высшему Богу и верят в существование сверхъестественных существ и жизни после смерти. Католическая месса связывалась с жертвоприношением крови, также общей была идея о помощи духовных существ (loa - у африканцев, святых - у католиков), которые действовали как посредники между Высшим Богом и людьми.

На Гаити вуду является официальной религией. Последователи гаитянского вуду верят в существование Бога-Создателя (Bondieu - Доброго Бога), Который не участвует в жизни Своих созданий, и духов (лоа), которые являются детьми Бога-Создателя и которым молятся и почитают как старших членов семьи. По верованиям вудуистов, в человеке живёт несколько душ. До рождения и после смерти он является гвинейским ангелом. Кроме того, в нём живёт посол Бога - совесть.

Население Гаити и, следовательно, его религия вуду происходит, в основном, из двух африканских регионов: Дагомеи (северное побережье Гвинейского залива в Западной Африке, где проживали племена йоруба, эве, фон и др., ныне территория Того, Бенина и Нигерии) и Конго (бассейн реки Конго и побережье Атлантического океана в западной части Центральной Африки). В обоих регионах проходил длительный процесс эволюции родоплеменных религий, вызванный тем фактом, что ни одна из местных традиций не считалась ортодоксальной, и все они были, таким образом, способны к гибкому приспособлению. Оба региона, особенно Конго, также имели длительный контакт с христианством. Население Конго считало себя христианами, в Дагомеи также присутствовало некоторое знание христианства. После того, как люди из этих регионов попали на Гаити, они стали развивать национальные общины, основанные на взаимной помощи и поддержке людей из их родных областей, а жизнь на плантациях вынудила людей из различных областей Африки жить близко друг к другу. Смесь христианства и вуду обеспечила связи между различными общинами.

Ключевой частью ритуалов вуду являются музыка и танцы. От зла спасают очистительные жертвоприношения и талисманы. В качестве святилища вудуисты выбирают обычное жилище (хунфор - святилище). Основные атрибуты культа: митан (столб - "дорога богов") и чёрные свечи. Трое барабанщиков, выстукивая чёткий ритм, причём каждый свой, возвещают об открытии церемонии. После чего поётся песня-прошение, обращённая к лоа (искажённое французское "roi") Легбе: "Папа Легба, отвори ворота. Папа Легба, отвори ворота и дай мне пройти. Отвори ворота, чтобы я смог возблагодарить лоа".

Танцуя вокруг столба-шеста, мамбо (колдунья), вместе со своей помощницей унси и помощником ла пласом, струйкой воды из кувшина создают вокруг шеста магический круг в честь Папы Легби и охранителя дома Огуна Феррея (Ogou Fer), дабы отогнать от себя и присутствующих злых духов. Унган или мамбо посыпает пол мукой и чертит веве (символы лоа). Затем обязательна экстатическая пляска (билонго) под звук барабанов. Женщины участвуют в церемонии в белых платьях, а мужчины в костюмах. Когда публика достаточно разогрелась, бокор пускает петуха, которому отрубают голову. После этого участники сантерии (церемонии) впадают в транс и на них нисходит благодать духов (лоа). Жертву подвешивают за ноги вниз головой и вспарывают живот ритуальным кинжалом.

Пантеон вуду чрезвычайно обширен и не поддаётся строгой классификации. В него включаются как собственно африканские божества, так и божества, заимствованные из других религий: католические святые, духи местного индейского населения и проч. Кроме того, в каждой общине жрецы могут организовывать поклонение собственным божествам местного значения, такими божествами часто становятся прежние руководители общины. Тем не менее, можно попытаться выделить определённое количество наиболее значимых божеств в пантеоне вуду:

Агве (Agwe) - дух воды, покровитель моряков и путешествующих по воде.
- Барон Суббота (Baron Samedi, Ghede) - дух смерти и загробного мира. Изображается в виде скелета (черепа) в цилиндре с сигаретой и черных очках. Одержимый им пьет ром.
- Барон Каррефур - дух несчастий, неудач и покровитель чёрной магии.
- Дамбала - дух, связанный со змеями (Святой Патрик).
- Легба (Legba) - дух дверей (Святой Петр, ибо по традиции Пётр изображался с ключами от Рая).
- Эрзули Фреда (Erzuli Freda- Дева Мария) - дух любви в виде прекрасной непорочной девы в наряде невесты. Её символ - сердце. Её цвета - красный и голубой.
- Симби - дух водных источников (пресных).
- Огун (Ogu) - дух огня и молний, бог железа и войны, покровитель кузнецов и воинов.
- Мама Бриджит - супруга Барона Субботы.
- Марасса (Marassa) - духи-близнецы.
- Мадемуазель Шарлот - покровительница молоденьких девушек.
- Собо (Sobo) - дух в виде французского генерала.
- Согбо (Sogbo) - дух молний.
- Ти-Жан-Петро (Ti-Jean-Petro) - злой дух в виде одноногого или хромого карлика, муж Ezili Danto.
- Эшу Рэй (Exu Rei) - управляющий духами Лоа. Ему подчиняются все живые и мёртвые.

В 1791 году на Гаити вспыхнуло восстание под предводительством вудуистов. К тому времени в западной части острова испанские власти сменились французскими. Воспользовавшись тем, что дух французов был сломлен поражением монархии во время Французской революции, вудуисты решили тоже начать свою борьбу. Восстание началось 14 августа в городке Буа-Кайман. После кровавого жертвоприношения верующие впали в религиозный транс и пошли уничтожать своих господ. Это было страшное время, настоящая резня, в которой не щадили ни женщин, ни детей. Чёрные в демоническом экстазе захватывали целые города, в которых к ним присоединялись все бывшие угнетённые. Восстание продолжалось до тех пор, пока в стране не осталось ни одного белого человека. И в 1804 году, после полной победы, Гаити стала независимой республикой, а религия вуду – официальной религией государства. До сих пор культа вуду придерживаются более восьмидесяти процентов населения. Понятно, что достигнутая таким кровавым путём независимость, не могла быть поддержана развитыми странами. Поэтому Гаити долгое время находилось в экономической блокаде со стороны Америки и Европы. Но когда, наконец, гаитянские власти разрешили католическим священникам въезжать в страну, экономическая изоляция была снята.

Наиболее видной фигурой в истории американского вуду была Мэри Лаво (Marie Laveau), легендарная "Королева Вуду". Благодаря древним обрядам вуду она имела сильное влияние как среди обычного народа, так и среди аристократического дворянства, что почти невообразимо для черной женщины во времена рабства. Согласно легенде, один богатый джентльмен в Новом Орлеане в 1830 году был очень встревожен будущим своего сына, обвинявшегося в убийстве. Джентльмен обратился к местной женщине, известной за ее способность обеспечить сверхъестественную помощь в безнадежных ситуациях. Он предложил ей свой собственный дом на улице Святой Анны во Вьё Кер, если она сможет спасти его сына от несправедливости. В день суда Мэри, которая с детства была католичкой, посетила Собор Святого Луи. Она провела утро в молитве, держа три гвинейских перца во рту. Затем она вошла в Кабильдо, здание суда, смежного с Собором. Мэри убедила уборщика позволить ей войти в пустой зал суда. После этого колдунья спрятала гвинейские перцы под стулом судьи и ушла. Через некоторое время состоялся суд. Спустя некоторое время после начала заседания джентльмен вышел из суда со своим сыном; молодой человек был признан невиновным и освобожден. Мэри Лаво немедленно стала известной в пределах всех классов общества Нового Орлеана, включая элиту - местных аристократов французского и испанского происхождения.

В 1881 году Мэри Лаво умерла и была похоронена на кладбище Святого Луи. Ее могила посещается приверженцами вуду и любопытными круглый год. Многие помещают на ее могиле небольшие жертвоприношения, а некоторые рисуют мелом на ее каменной могиле кресты. Многие полагают, что 23 июня, в канун дня святого Иоанна, дух Мэри поднимается из могилы. В этот день проводится захватывающий ритуал поклонения Королеве Вуду.

В России общее число приверженцев вуду невелико. Они, как правило, оказываются оторванными от основной традиции. В России имеется община вуду новоорлеанской традиции в Архангельске, поддерживающая связь с новоорлеанским Voodoo Spiritual Temple.

Фото с сайта: gvardz.com

В сюжете:

30 марта 2010, 17:26 Католическая семинария возобновит свою деятельность в столице Гаити после пасхальных праздников
23 марта 2010, 10:22 Папа Римский отправит на Гаити собранные перед Пасхой пожертвования
22 марта 2010, 13:31 Католики США в 2010 году пожертвуют на восстановление Гаити 300 млн $
17 марта 2010, 13:47