Как освятить пищу: приготовление прасада дома. Предложение приготовленной пищи кришне на алтаре

Детский мир

Зачем освящать пищу?

Каждый стремится к счастью и радости, а это можно достигнуть лишь контактируя с радостью и счастьем, что и наши предки не раз подчеркивали в народной мудрости прошлых веков сохранившейся в пословицах:

"С кем поведешься - от того и наберешься"
" Скажи мне кто твой друг - и я скажу кто ты "

И самый простой и эффективный способ получить общение с самой счастливой и радостной личностью, с Богом, - это с любовью готовить для Него пищу и с еще большей любовью Ему предлагать готовые блюда.

Более того, такая освященная пища, несет энергию Самого Бога, которая очищает от грехов человеческих, также как и лучи солнца уничтожают тьму и мрак.

Освятить - значит бескорыстно предложить Богу , или Кришне, что одно и тоже. А предлагать пищу Кришне очень просто, главное здесь — Ваше желание сделать приятное Богу от чистого сердца.

Итак, для этого желательно иметь тарелку и прочие столовые принадлежности, предназначенные исключительно для Кришны. В идеале этот столовый прибор должен быть новым и никто другой никогда не должен им пользоваться.

Когда еда готова, можно положить на эту особую тарелку понемногу от каждого блюда. Самый простой способ предложения — просто сказать: «Дорогой Господь Кришна, пожалуйста, прими эту пищу».

Еще лучше, если тарелочка с предлагаемой пищей, будет стоять возле изображения Кришны. Например таких:

или

Помните , что истинная цель всего этого — выразить нашу преданность и благодарность Господу, поэтому старайтесь вложить в приготовление пищи для Кришны всю вашу любовь к Нему, и тогда Он примет ваше подношение. Если же у Вас есть колокольчик и им вы можете пользоваться, то это очень хорошая и полезная вещь во время предложения пищи Богу.

Неужели Ему нужна наша пища?

Бог самодостаточен. Ему ничего не нужно, так что это подношение — это один из способов выражения нашей любви к Нему и благодарности. Это точно также, как если Ваш ребенок (а мы - все дети Господа) принесет из лесу какую-то корячку и от чистого сердца с удивительной и задорной улыбкой, приподнеся ее Вам, скажет:

" Это Тебе, мой подарок. Видишь, какая она красивая"

Предложив Кришне еду, нужно в течение нескольких минут повторять мантру Харе Кришна:

Харе Кришна,Харе Кришна,
Кришна Кришна, Харе Харе
Харе Рама, Харе Рама,
РамаРама, Харе Харе.

Затем прасад, что буквально означает «милость Господа», можно подавать на стол. Вся приготовленная пища считается теперь предложенной Кришне, но та, что непосредственно находилась на тарелке Кришны, особенно почитается и называется «маха-прасад». «Маха» на санскритском языке означает большой, огромный, маха-прасад - великая милость. И поэтому каждый должен, кроме всего остального, получить хотя бы чуть-чуть маха-прасада.

Попытайтесь оценить духовные качества прасада и помните, что он освобождает нас от воздействия кармы. Но прежде всего наслаждайтесь им!


Успехов!! и Удачи!!! Вам в построении самых сладких отношений с Господом.


Зачем освящать пищу?

Каждый стремится к счастью и радости, а это можно достигнуть лишь контактируя с радостью и счастьем, что и наши предки не раз подчеркивали в народной мудрости прошлых веков сохранившейся в пословицах:

"С кем поведешься - от того и наберешься"
Скажи мне кто твой друг - и я скажу кто ты "

И самый простой и эффективный способ получить общение с самой счастливой и радостной личностью, с Богом, - это с любовью готовить для Него пищу и с еще большей любовью Ему предлагать готовые блюда.

Более того, такая освященная пища, несет энергию Самого Бога, которая очищает от грехов человеческих, также как и лучи солнца уничтожают тьму и мрак. Освятить - значит бескорыстно предложить Богу , или Кришне, что одно и тоже. А предлагать пищу Кришне очень просто, главное здесь — Ваше желание сделать приятное Богу от чистого сердца. Итак, для этого желательно иметь тарелку и прочие столовые принадлежности, предназначенные исключительно для Кришны. В идеале этот столовый прибор должен быть новым и никто другой никогда не должен им пользоваться. Когда еда готова, можно положить на эту особую тарелку понемногу от каждого блюда. Самый простой способ предложения — просто сказать: «Дорогой Господь Кришна, пожалуйста, прими эту пищу». Еще лучше, если тарелочка с предлагаемой пищей, будет стоять возле изображения Кришны. Например таких:

Тогда Он, Кришна, сможет не только ощутить вкус и насладиться ароматом приготовленного Вами чудесного блюда, но и увидеть всю его красоту:)) А ещё лучше всего — предлагать пищу перед небольшим алтариком, пусть даже изображенном на фотографии, например таким: Если же у Вас есть колокольчик и им вы можете пользоваться, то это очень хорошая и полезная вещь во время предложения пищи Богу. Однако не забывайте, что истинная цель всего этого — выразить нашу преданность и благодарность Господу, поэтому старайтесь вложить в приготовление пищи для Кришны всю вашу любовь к Нему, и тогда Он примет ваше подношение.

Неужели Ему нужна наша пища?

Бог самодостаточен. Ему ничего не нужно, так что это подношение — это один из способов выражения нашей любви к Нему и благодарности. Это точно также, как если Ваш ребенок (а мы - все дети Господа) принесет из лесу какую-то корячку и от чистого сердца с удивительной и задорной улыбкой, приподнеся ее Вам, скажет:

" Это Тебе, мой подарок. Видишь, какая она красивая"

Предложив Кришне еду,

нужно в течение нескольких минут повторять мантру Харе Кришна:

Харе Кришна,Харе Кришна,
Кришна Кришна, Харе Харе
Харе Рама, Харе Рама,
РамаРама, Харе Харе.

Затем прасад, что буквально означает «милость Господа», можно подавать на стол. Вся приготовленная пища считается теперь предложенной Кришне, но та, что непосредственно находилась на тарелке Кришны, особенно почитается и называется «маха-прасад». «Маха» на санскритском языке означает большой, огромный, маха-прасад - великая милость. И по-этому каждый должен, кроме всего остального, получить хотя бы чуть-чуть маха-прасада.

Попытайтесь оценить духовные качества прасада и помните, что он освобождает нас от воздействия кармы. Но прежде всего наслаждайтесь им!
Со временем вы, возможно, захотите предлагать Господу еду по всем правилам, установленным в Международном обществе сознания Кришны для тех, кто практикует сознание Кришны у себя дома, а также больше узнать о бхакти-йоге и по-вторении мантры Харе Кришна. Для этого обратитесь в , где вы кроме всего прочего сможете познакомиться с книгами Его Божествен- ной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, основателя и духов- ного учителя Международного общества сознания Кришны, и получить под- робную консультацию.

Успехов!! и Удачи!!! Вам

в построении самых сладких отношений с Господом

В индийской ведической традиции есть практика освящения пищи. Освященной становится пища, предложенная Богу. Она благотворно влияет на здоровье человека и помогает очистить сознание.

Согласно Ведам, приготовление еды — одна из важнейших обязанностей женщины, и она должна знать, как с помощью пищи можно влиять на здоровье тела и разума. Считается, что еда питает не только физическое, но и психическое тело человека. Она должна быть наполнена любовью. А поскольку источник любви — это Бог, принято предлагать пищу Богу. Делается это в знак благодарности Ему за то, что Он заботится о нас и служит нам. Такая предложенная пища называется «прасад».

Приготовление и предложения прасада — это один из видов жертвоприношений, и очень важно понять его смысл. Мы предлагаем пищу не потому, что Бог нуждается в ней, а потому, что Он сам в «Бхагавад-Гите» объяснил, что для нас это способ обретения отношений с Ним. Веды говорят, что смысл жизни человека в материальном мире — восстановить потерянные отношения с Богом, вспомнить о Нем, полюбить Его и научиться бескорыстно служить Ему. Сложно любить того, кого не знаешь. И вот как раз для того, чтобы сблизиться с Богом, почувствовать связь с Ним, мы начинаем готовить для Него еду.

Ритуал предложения пищи Богу может соблюдаться последователями любой религии. В любой вере есть практика освящения пищи с помощью молитв, принесение пищи в храм для освящения. Ведическая традиция просто более детально описывает этот ритуал и предлагает совершать его дома каждому, при каждом приготовлении пищи.

Пища предлагается следующим образом.

Приготовьте блюдо. Оно может быть любым, главное, чтобы в составе не было мяса, рыбы, яиц. Во время приготовления пищу не пробуют, считается, что первым ее должен попробовать Бог. Готовьте в хорошем настроении, сосредоточьтесь на Боге, читайте про себя молитву или мантру. Наденьте чистую одежду, волосы заплетите или спрячьте под косынку Еще лучше — полностью омыться перед приготовлением еды, как минимум — вымыть ноги, руки, лицо, промыть глаза и прополоскать рот. Во время приготовления держите кухонные поверхности чистыми. Если вам пришлось дотронуться до мусорного ведра или до животных — вымойте руки.

Когда блюдо будет готово, положите немного на маленькую тарелочку, приготовленную специально для этой цели, и поставьте ее на алтарь рядом с изображением Бога. Это может быть не только изображение Кришны, но и образ Святой Троицы или Иисуса Христа, можно предлагать пищу святым. Прочитайте мантру «Харе Кришна» или любую другую молитву, прося Бога принять эту пищу, поблагодарите Его. Через 5−10 минут выложите пищу обратно в кастрюлю, где она готовилась, и разложите в тарелки уже для тех, кто будет кушать. Предложенная пища насыщается энергией Бога, приобретает необыкновенный вкус и силу менять сознание тех, кто ее ест. После предложения, вымойте сначала ту посуду, в которой был предложен прасад, и лишь затем приступайте к еде.

Прасад нельзя выбрасывать, остатки нужно либо доесть самим, либо отдать животным.

В «Бхагавад-Гите» Господь сказал, что с радостью примет любое подношение, сделанное Ему с любовью. Поэтому в процессе приготовления прасада самое главное — помнить о Боге, с любовью готовить для Него. Даже если вам трудно выполнять все описанные выше требования, все равно предлагайте пищу. Нет возможности вымыться полностью — просто помойте руки, нет возможности поставить пищу на алтарь — предложите ее Богу в уме. Ваша искренность важнее ритуалов.

Подробнее о ведической практике предложения пищи вы можете прочитать в книгах «

Освященная еда – прасад

Приготовление, освящение, раздача, вкушение

1. Философия и метафизика прасада

Прасад, прасадам - происходит от санскритского prasāda - «божественная благодать, милость», «божественный дар» - это пища или любой другой объект, предложенный на алтаре ритуально, как подношение божеству и раздаваемый после этого как символ нисхождения божественной благодати (ануграхи, шактипатхи) на тех, кто приобщается к этой мистерии.

Прасад - это пища, приготовленная с любовью к Богу, божествам и святым традиции и Прибежища (сампрадайи) из саттвичных продуктов и освященная на алтаре.

Прасад - это то, что сначала предложено Богу в форме Тримурти, Брахману, ишта-дэвате а затем возвращается нам в виде благословения (ануграхи, шактипатхи).

В духовном смысле пища различается на приготовленную для себя (бхога) и приготовленную для Бога и святых (прасад).

Важны ведь не только продукты но и разные виды мотиваций и санкальп (намерений), с которыми она готовится.

Духовные люди (садху) многих традиций, всегда употребляют в пищу прасад, стараясь не есть неосвященную пищу, тем самым очищая свой ум и защищая себя от влияния материального омрачения и иллюзии сансары.

Обычно считается, что освященная пища - это пища, которую ритуально освятили где-то на алтаре, но алтарь часто воспринимается как нечто материальное, состоящее из дерева или камня.

Но истинный алтарь для садху пребывает внутри - это алтарь нашего ума, который состоит из желаний, мотивов и намерений и настоящее освящение пищи происходит на алтаре ума, в сознании.

Садху если позволяют условия, следует есть только прасад.

Если таких условий нет то садху пытается создать их.

В идеале, садху ест пищу, которая:

  • приготовлена другими садху, брахмачари, санньяси, карма-санньяси, или прнинявшими обеты Дхармы мирянами-грихастхами,
  • предложена Богу верными дхарме, гуру, и ишта-девате садху,
  • раздавалась руками садху.

За исключением случаев, когда это необходимо для поддержания гармонии в обществе, миссии проповеди и служения, следует избегать есть пищу, приготовленную не садху, теми кто не следует дхарме, поскольку любая пища содержит в себе вибрации влияющие на ум и это влияние должно быть духовным.

Отношение к прасаду как к обычной пище, является формой неведения и неуважением, непониманием мистерии преображения прасада в процессе его подношения.

Прасад преображается из обычной еды в прасад через таинство, мистерию, теургию его подношения и приготовления.

Прасад - это подношение божествам делаемое силой мысли и ритуала.

Бог, святые всегда самодостаточны, пребывают в блаженстве и вечно удовлетворены.

Им ничего не нужно, они не питаются человеческой пищей, зачем же мы тогда делаем им подношения?

Наше подношение Богу, божествам, святым - это способ установления духовной мистической связи с ними, выражения нашей любви к ним, преданности, веры, и благодарности.

Это наш призыв к ним о благословениях.

Мистерия приготовления и преображения прасада

Следует всегда готовить, и раздавать, и принимать прасад с подобающим пиететом, настроем, благоговением, уважением.

Если человек готовит еду в вере и преданности, в настроении божественного присутствия, брахма-бхаве, в глубоком единстве с Богом, или с искренним желанием сделать подношение, доставить Богу, ишта-дэвате удовольствие, с пониманием, что эти продукты даны ему от Бога, ишта-дэваты с любовью, как благословение, то такая еда становится прасадом даже без ритуала.

Настрой веры, чистоты и поклонения открывает «дева-вахини» - духовный канал ануграхи, нисхождения благословений божеств и она освящается.

Ее освящение на материальном алтаре уже является как бы формальностью, хотя ритуал тоже важен так как состояние ума - вещь непостоянная, а едим мы ежедневно.

Богу и святым Прибежища нельзя предлагать ничего нечистого, поэтому старайтесь содержать кухню в чистоте.

2. Общие правила приготовления прасада

Для приготовления прасада нельзя использовать: мясо, рыбу, яйца, лук, чеснок, грибы и другие тяжелые продукты.

Несвежая и испорченная, забродившая пища так же не подойдет.

Во время приготовления прасада должна соблюдаться внешняя и внутренняя чистота которая включает:

Чистый ум,

Чистая речь,

Чистые руки,

Чистая посуда,

Чистое место.

1. Прежде чем начать готовить, следует ополоснуть рот и вымыть руки.

2. Во время приготовления пищу никогда не пробуют, на нее не следует пристально смотреть, медитируя исключительно на то, как доставить удовольствие своим подношением Богу, святым Древа Прибежища.

Готовя пищу, традиционно, мы не пробуем ее, потому что приготовление - это часть ритуала почитания, и мы вы готовим пищу не просто для себя, но для того, чтобы доставить удовольствие Богу в форме Тримурти, который должен быть первым, кто попробует ее и насладится ею, поскольку он первый и главный вкущающий и первый наслаждающийся.

3. Не следует готовить прасад в удрученном, смущенном, разгневанном, обиженном или напуганном состоянии, т. е. в в раджасе или тамасе, в любом кроме умиротворенного (саттвы).

Пища впитывает вибрации нашего ума.

4. Женщины во время «особых дней» не должны готовить прасад.

5. Желательно не пустословить во время приготовления прасада.

3. Ритуальные предметы, необходимые для освящения прасада

1. Сам алтарь

2. Новый поднос для предлагаемой пищи

3. Новая посуда (тарелка глубокая, мелкая, чашка, ложечка)

4. Специальные отдельные чистые куски ткани для мытья этой посуды.

6. Колокольчик.

7. Столик для размещения подноса у алтаря(поднос ставим не на алтарь а на специальный столик рядом)

8. Подстилка для подноса и подстилка для сидения.

9. Тексты с молитвами.

4. Предложение приготовленной пищи Богу и божествам на алтаре

Нужно помнить, что истинная цель всего этого ритуала прасада - выразить нашу преданность и благодарность Абсолюту, Богу в форме Тримурти и ишта-дэваты, святых, поэтому старайтесь вложить в приготовление пищи для всю вашу преданность и любовь к Нему, и ваше подношение будет принято.

Закончив приготовление еды, вы можете предлагать ее Богу в форме Тримурти-Брахмы, Вишну Шивы, в форме Даттатреи, в форме Древа прибежища, или в форме трех шакти-Сарасвати, Лакшми, Парвати.

1. Для освящения пищи должен быть специальный новый чистый поднос и посуда-тарелки, чашки и т. д. , которые никем больше не используются и не используются более ни для чего другого. Хранятся такой поднос и посуда отдельно, в чистом месте, не смешиваясь с другими предметами. Моются, после еды, протираются они также специальными отдельными средствами предназначенными только для них.

2. Когда еда готова, ее раскладывают на этом специальном подносе, по возможности красиво сервируют и подают не слишком горячую, украсив поднос цветами.

Можно положить в эту особую посуду понемногу от каждого блюда. Самый простой способ предложения - это просто сказать: «Дорогой Господь, Даттатрея, святые пожалуйста, примите эту пищу».

3. На подносе должен быть стакан чистой свежей воды.

Разные блюда кладем в разную посуду.

Жидкие блюда следует наливать в глубокую посуду, твердые - раскладываются в мелкую, хлеб можно класть прямо на поднос.

4. Соль, специи, приправы кладутся отдельно.

5. Этот специальный поднос с посудой ставится на алтарь.

6. После того, как поднос поставлен перед алтарем на специальный столик для прасада, надо сесть на коврик и, звеня в колокольчик, произнести трижды следующие мантры:

Гурур Брахма гурур вишну гурур дева махешвара…

Шлоки из Авадхута гиты

Даттатрея стотра

Даттарея гаятри

Предложив, нужно в течение нескольких минут повторять: ОМ Драм… или гуру-мантру.

Затем выждав 15 минут прасад можно подавать на стол, т. е. раздавать.

который можно использовать в дороге.

(полный вариант)

Зажечь свечу или лампу. Прочитать на выбор:
- Гуру мантру
- Мантру Гурур Брахма…
- Шлоки из «Авадхута гиты»
- Даттатрейя стотру
- Мантру Даттарейя-гаятри
После этого в течение нескольких минут повторять мантру: «ОМ ДРАМ ДАТТАТРЕЙЯЯ НАМАХА» или Гуру-мантру.
Оставить прасад на 15 минут на алтаре, после этого можно снять и раздавать.

(краткий вариант)

Раздача прасада

Раздача прасада бывает обычная и массовая - во время праздников и фестивалей садху.

Раздавать прасад особенно если раздача - массовая, как на бандаре, должны садху, знакомые с правилами ведического этикета. Они должны быть саттвичны, чисты, умиротворены и удовлетворены.

Желательно, чтобы раздающие прасад приняли прасад до начала его раздачи другим садху и гостям. Во время раздачи прасада не следует шуметь.

Каждое блюдо следует класть в небольшом количестве, в небольшие чашечки, предлагая впоследствии добавку до полного удовлетворения вкушающих. Прасад традиционно раздается в следующем порядке:

  • вода или напиток,
  • чапати или хлеб,
  • рис, чатни и дал,
  • горькие блюда (такие как горькая дыня и т. д.),
  • шпинат и вяжущие блюда,
  • жареные блюда,
  • овощи,
  • кислые блюда
  • сладости.

В первую очередь следует обслуживать старших садху. Грихастхи (домохозяева в своем доме) должны в первую очередь обслуживать пожилых людей и детей.

Нельзя касаться раздаточной ложкой тарелок вкушающих. Если это произошло, ложка считается оскверненной, и ее следует заменить или вымыть.

Раздавать прасад желательно из специальной раздаточной посуды, а не из посуды которая используется для предложения на алтарь. Нельзя касаться прасада стопами, или наступать или перешагивать через него. Нельзя позволять смотреть на прасад животным и тем более касаться его. Нельзя кормить животных там и тогда где вкушают прасад и из той же посуды.

5. Таинство вкушения прасада

Прасад - это освящённая пища, предложенная Богу и всем святым Прибежища.

Вкушение - это мистерия приобщения к таинству Бога и святых. Простая еда алхимически чудесно преображается в очищающий нектар, благодаря нисхождению благословений божеств и святых - вот в чем суть прасада.

Спустя 15 минут после предложения, прасад может быть снят с алтаря и подан на стол.

Принятие прасада - это сакральная мистерия приобщения к Божественному. Прасад - это дар милости, благословения Бога, его ануграха проявленная в пище.

Его принятие - это мистический акт, теургия нисхождения божественного света, мистерия.

С каждым кусочком прасада человек углубляется в божественном присутствии, чистом видении, едином вкусе, божественном величии, очищается становится немного ближе к Богу, к пробуждению.

Материальные иллюзии и желания, кармы, самскары и васаны человека поглощенного подношением и вкушением прасада понемногу тают, а изначальная связь с чистым измерением Абсолюта и святой Дхармой святых пробуждается в сердце того, кто вкушает освященную пищу.

В Кали югу из сострадания и из своей спонтанной игры Брахман проявился как Брахма, Шива, Вишну, Даттатрея и воплотился в своих божественных формах, а, по молитвам святых и садху, он через мистерию освящения также принял форму прасада, чтобы очистить нас.

В «Бхагавад-гите» говорится, что, не предлагая пищи Богу и святым, человек ест одну только карму, принимая же остатки предложенной Богу пищи, он освобождается от всех карм.

Если человек ест предложеннный Древу Прибежища, избранному божеству прасад, он освобождается от кармы и восстанавливает свою память о Божественном присутствии, Брахмане, Бхагаване Даттарейе и святых своего Прибежища.

Такое постоянное памятование и есть смысл прасада и само является благословением, нисходящей мислостью - ануграхой.

Принимайте прасад внимательно, молча, радостно, в благоговении, в состоянии божественного присутствия и единства.

Прасад непосредственно со специального подноса, предложенного на алтаре, называется маха-прасадом или «великим благословением».

На самом деле все едино, и нет никакой разницы между прасадом и маха-прасадом, тем не менее маха-прасад особенно уважается всеми садху, так как устанавливает персональную связь с Богом и божествами Прибежища благодаря мистерии преображения на алтаре.

Прасад - это остатки пищи, ритуально предложенной Богу, избранному божеству, древу Прибежища, если перевести буквально это означает «милость Бога». Прасад это Брахман, он не отличен от Брахмана, Шивы и Ишта-дэваты. И мы оказываем почитание ему в форме прасада, раздавая его и вкушая его.

6. Молитвы, читаемые перед вкушением прасада

Перед принятием прасада садху произносят следующие молитвы:

Поется мантра ОМ.

Ом - самая великая из всех мантр, прямо указывающая на четыре стопы Брахмана (вишва, тайджас, праджня и турья).

Медитируя на Ом мы устанавливаем непосредственную связь с Богом, Брахманом.

Молитва и подношение перед едой

Читается мантра освящения пищи:

«Аннам брахма, расо вишну, бхокта дева махешварах,

Ом праная сваха,

Ом апаная сваха,

Ом вьяная сваха,

Ом уданая сваха,

Ом саманая сваха»

(Пища - это Брахма, вкус - это Вишну, наслаждающийся едой - Махешвара. ОМ, почтение пране, почтение апане, почтение вьяне, почтение удане, почтение самане).

Затем взять в правую ладонь несколько капель чистой воды, провести над едой круг, смотрящей вверх ладонью с водой искренне в преданности мысленно читая предлагая мантру или молитву своему ишта девате (Даттатрее) как к изначальному источнику и настраиваясь на его благословение.

После этого вылить воду из ладони слева от себя.

7. Этика садху

Общие правила, связанные с самим принятием прасада.

Вспомните о духовных свойствах прасада и помните, что он освобождает нас от воздействия кармы. Прасад - это божественное благословение, ананда. Поэтому им следует наслаждаться.

Не отказывайтесь от прасада если вам предлагают. Это не только еда, но и мистерия.

Если мы отказываемся есть предлагаемый нам прасад, объясняя свой отказ отсутствием аппетита, сытостью, занятостью - это является непониманием. Необязательно есть много. Почтить прасад можно и в очень небольшом количестве, символически. Главное - дух уважения и почитания.

1. До и после еды следует сделать неполное омовение - вымыть руки и ополоснуть рот, (иногда в индии еще омывают и стопы если ходят босиком).

2. Для еды и питься в основном следует пользоваться правой рукой (в особенности, если вы едите только руками - левая рука используется для омовения, для западных искателей это по желанию). Левой рукой можно брать стаканы с напитками.

3. Прасад нельзя выбрасывать (если остался лишний прсад то в крайнем случае остатки можно скормить животным или положить в реку, где их доедят рыбы).

4. Если вы сидите на земле вкушая прасад, нельзя касаться к прасаду стопами, вытягивать ноги к тарелкам с прасадом.

5. Не пейте холодного после еды.

6. Будьте внимательны: Не следует переедать.

Согласно аюрведе: «Одна четверть желудка должна быть наполнена водой, половина пищей, а оставшаяся четверть - воздухом».

7. Во время вкушения прасада не следует обсуждать дела, лучше соблюдать мауну - молчание.

Во время больших праздников можно слушать бхаджаны. Иногда можно слушать священные писания - Шри Шанкарачарью, Йога Васиштху, Упанишады, Трипура Рахасью и т. д.

8. Следует быть «в настроении вкушения прасада», медитировать на то, что Бог форме Тримурти, Даттатрея, святые прибежища только что пробовали это подношение.

9. Самое главное - помнить о принципе Единой самаи, пребывании в присутствии и осонанности, можно просто быть в неизмышленном естественном присутствии вне ума, и единстве со святыми или медитировать на то, как Даттатрея в форме Тримурти по своей милости дает нам этот прасад. Можно вспоминать игры Шивы, Вишну, Брахмы, Даттатрейи, а также святых, описанные в Пуранах.

Тот, кто подлинно пребывает в единой самае освящает прасад одним этим фактом пребывания даже не нуждаясь во внешних ритуалах, хотя и делает их для других.

10. Следует брать прасад в том количестве, которое вы сможете съесть. Лишний прасад нужно переложить в другую тарелку до того, как вы начали есть.

11. Когда в дом приходят гости, маха-прасад от домашних Божеств алтаря или божеств ашрама нужно раздать понемногу всем присутствующим. Всем гостям, включая гуру и санньяси, нужно раздавать свежий, горячий прасад в необходимом количестве, кому сколько требуется.

12. Маха-прасад не следует есть прямо из тарелки из которой он предлагается алтарным божествам. Перед тем, как есть, его нужно переложить в другую посуду или к себе в тарелку.

13. Когда присутствуют старшие садху, мы должны уважительно подождать, когда они первые начнут есть, и только тогда следует начинать есть самим (если от них до этого не было других указаний).

14. После того, как вы уже начали принимать прасад, не желательно больше ни к чему прикасаться правой рукой.

15 После того как все в семье или ашраме поели, если ещё остался прасад, его можно сохранить до следующего принятия или кому-нибудь раздать.

16 Нельзя выбрасывать прасад. В самом крайнем случае, остатки прасада можно скормить животным или рыбам в реке (кошкам, собакам и т. д.).

17 Прасад следует принимать в умеренных количествах и предпочтительнее в установленное время дня.

18 Поев, следует вставать тогда, когда все закончат есть (за исключением случаев, когда есть разрешение присутствующих старших садху).

19 Не следует принимать прасад на виду у не садху, т. е. идя по улице, в людных местах, если это не специальные места для еды. (Это не касается правил для неосвященной еды). Насколько возможно, прасад следует принимать либо в уединённом месте, либо там, где принимают прасад другие садху.

20 Закончив принимать прасад, если нет специально назначенных для этого людей, необходимо вымыть или протереть то место, на котором вы сидели, а также ополоснуть руки, рот.

21. Если прием прасада делается в алтарной комнате, то алтарь на это время закрывается.

И сердце и ум садху-повара также должны быть в идеальной чистоте.

1. Кухня - как считается это продолжение алтаря, т. к. всё, что там готовится, будет предлагаться Божествам Древа Прибежища и святым. На кухне стараниями поваров обычная еда становится прасадом, поэтому, что бы человек ни делал на кухне, нужно делать это внимательно и с почтением к Божественным энергиям.

2. Там, где Божества формально установлены, например, в храме, ожидаются довольно высокие и строгие стандарты. По отношению же к домашним Божествам, для которых невозможно поддерживать строгие правила, могут быть быть сделаны упрощения.

Например, существует традиционное правило, что нельзя есть на кухне или перед Божествами. Однако, во многих домах алтарь, кухня и обеденный стол находятся в одной комнате, поэтому может оказаться невозможным соблюдать вышеупомянутое правило.

3. Тем не менее, практикующие домохозяева должны держать в уме идеальный стандарт и стараться подойти к нему как можно ближе, насколько это возможно в их ситуации. Нужно всегда помнить, что мы готовим для Божественных сил. Чем тщательнее человек относится к этим маленьким правилам, тем в большей степени он может осознать, что он готовит не для себя, а для Бога и святых.

4. На кухне можно носить только чистую, неоскверненную одежду. Нельзя приходить в одежде, в которой вы были на улице или в туалете.

5. Ногти поваров должны быть чистыми и подстриженными.

При входе на кухню нужно вымыть руки перед тем, как начать готовить.

В ашраме, перед тем как начать готовить, необходимо принять омовение. Дома предпочтительнее делать то же самое.

6. На кухне нельзя класть ничего в рот. Не следует полоскать рот над кухонной раковиной. Также нельзя пробовать приготовленное.

7. На кухне нежелательно есть и пить. Если же это неизбежно, занавеску перед Божествами следует опускать.

8. Посуду, в которой готовится еда для Божеств, в особенности, те тарелки и чашки, в которых она предлагается, следует хранить и мыть отдельно от тарелок, чашек и стаканов, из которых едят и пьют члены семьи.

9. Если у человека инфекционное заболевание, то он не должен работать на кухне, иначе он может осквернить еду и посуду.

10. Если человек прикоснётся к полу, к мусорному ведру или к нижней части своего тела, то он должен вымыть руки.

11. На кухне не должно быть пустословия, ненужных разговоров.

12. Кухонный стол, плиту, раковину и т. д. нужно мыть до и после приготовления пищи.

14. Любую вещь, упавшую на пол, нельзя сразу класть на стол. Если овощ падает на пол, его можно помыть и затем использовать. Если он коснулся чьих-либо стоп, его нужно выбросить.

15. Нельзя заходить на кухню после туалета, не совершив омовения.

16. Садху должны быть очень внимательными, чтобы в подношение не попало никаких волос и не осквернило его.

В этом отношении должна быть проявлена абсолютная предусмотрительность.

Во время приготовления пищи садху-повара должны держать свои волосы тщательно завязанными и покрытыми чем-либо сверху.

(по материалам наставлений гуру)

Освященная снедь – что это? Для чего мы периодически устраиваем освящение яств и праздничные трапезы, в которых они играют кулинарнообразущую роль? Не возникают ли порой ассоциации с идоложертвенным?..

Протоиерей Игорь Прекуп

Предвижу позывы кого-то из читателей возмутиться таким «кощунственным» сравнением (уж не пахнет ли здесь иконоборчеством: те, вот, тоже с подозрений в идолопоклонстве начинали, а? ).

Ну, во-первых, не лишне будет сказать, что и в самом деле могло бы и не случиться в истории Церкви, если бы не в богослужебную жизнь, когда и краску с икон скребли в евхаристическую Чашу, и брали иконы в восприемники и т.п.

Вообще, ересь или раскол – это, как правило, неадекватная реакция на неадекватную же интерпретацию Священного Писания и Предания в повседневной церковной жизни: будь-то поклонение иконе вместо почитания посредством нее того, кто на ней изображен, будь-то еще какие-нибудь «местночтимые» извращения типа современных «чугунков», «земелек» и прочих атрибутов псевдоправославного фетишизма, будь-то распространение в церковной среде культа силы и богатства или ослабление в ней нравственных устоев и т.д. – это и многое другое вполне может спровоцировать впадение в противоположную крайность по принципу: мне в такой «Церкви» не место, потому что там Христа нет… А нет Его там потому, что Его не может быть там, где есть (тут можно начать вставлять хоть имена личные, хоть нарицательные, хоть наименования категорий лиц и сообществ – чье «облико морале» не соответствует нашему представлению о Церкви).

Так вот, хочу сразу сказать, что ни к чему подобному не призываю, и нисколько в эту сторону даже не «дрейфую».

А во-вторых, вовремя обнаружить языческую примесь и научиться ее отфильтровывать – самое что ни на есть православное дело. Язычество ведь не в конкретных культах состоит. Думаете идола Перуна пустил в свободное плавание по Днепру, так он и уплыл? «Выдибай, господарю наш боже, выдибай* !» – кричали ему язычники; это же крик души, а не помраченного сознания… Т.е., конечно же, крик души, помраченной языческим заблуждением , не спорю, но именно души, которой язычество мило . И сколько княжеские дружинники не отталкивали идолище поганое от берега своими копьями, оно все же зацепилось за корягу, в честь чего и назвали это место Выдубицами.

Однако то же самое происходит и в наших душах. Вроде бы мы приняли Христа. Идола в своей душе сбросили, объявив ее престол посвященным Христу… да только никак мы Его туда не интронизируем, потому что не всей душой этого желаем. Есть в нас и княжеские воины, стремящиеся сплавить идола по течению, но есть и те, кто тоскует не столько по идолу, сколько по тому духу, по жизненному укладу, который идол собой символизировал и поддерживал.

И вот, в ком-то идол таки выплыл, и человек, отвергая чуждую ему христианскую веру, сознательно остается язычником (атеистом, агностиком, оккультистом, позитивистом, коммунистом, фашистом, демократом и пр. – какая разница, из чего делать культ, какого идола себе для поклонения вместо Бога выбрать и как его назвать?); для кого-то идол уплыл и тоски по нему нет, потому что человек всей душой принял Христа; а иной… внешне-то он идола по волнам отпустил и вдоль берега за ним не побежал (зачем нарываться на неприятности), и «по слову князя вошел в воды Днепра», то есть вступил в новое общество, признав его постулаты и культ, но не для того, чтобы «облечься во Христа», а чтобы безопасно внутренне оставаться прежним.

Что ему остается? Внешне признавая, исповедуя принятую веру, продолжать жить в прежнем духе, используя для отвода глаз новую атрибутику и новые поводы. А чтобы подмена не бросалась в глаза, надо постараться такой подход распространить как можно шире. Не секрет ведь, что распространенное воспринимается как норма. Некоторые люди, спекулируя на поверхностном (а то и вовсе не-) знании канонического права, заявляют, что обычай, просуществовавший свыше 30 лет, становится нормой , хотя на самом деле зачастую это не более, чем укоренившаяся порочная практика.

Обнаруживать такие «кривые дорожки», уводящие от «простоты во Христе», следует и в своей душе, и в окружающей нас жизни: мы же единая семья во Христе – нам и заботиться о том, чтобы порядок в доме поддерживался тот, который угоден Домовладыке. Это касается в первую очередь пастырей, но и мирян тоже. Мы ведь во Христе все друг другу – братья и сестры. Просто некоторые из нас поставлены «во образ» Отца. Но с остальных тоже никто ответственность не снимал за происходящее в доме, за нравы в нем, за соблюдение традиций, заложенных нашим Родоначальником, по Завету Которого мы, вроде как, пытаемся жить.

Поэтому такая культурная область как не может быть обойдена вниманием, если нам дорого сохранение в Церкви Божией единства во Христе, а не абы какого, лишь бы инфраструктура цвела.

“Освящение куличей”. Андрей Лысенко

Объявив трапезу областью культуры, вспомним для начала, что «культ» и «культура» – слова однокоренные. Культура вырастает из культа, но она, в свою очередь, если можно так сказать, в форме обратной связи формирует культ. Это значит, что христианские обряды как культурная форма, произошедшая из христианского почитания Бога, как бы возвращается к своему источнику, внося в понимание этого почитания новые нюансы. Что это за нюансы, за счет чего они образовались? Являются они следствием развития христианской мысли в определенных культурных и исторических условиях, или они – дань «миру сему» и не что иное, как заимствование чего-то чуждого по духу?

Итак, что же нам делать с трапезой-то? «Взять и отменить»?!.. Отнюдь.
Во-первых, необходимо позаботиться, чтобы ритуальные яства не превратились в некий суррогат Трапезы божественной. Вдумаемся: что происходит в день-деньской? Народ несет в храмы и выносит еду. Вносит и выносит, вносит… выносит. А взмыленный батюшка все это освящает, освящает, а народ вносит-выносит, и народу-то, народу!!!.. И все радуются. И правильно радуются: ! Наконец-то человек в храм пришел, чай не басурманин какой! Даст Бог через год снова придет, а сейчас отпразднует Пасху, чокнувшись яичком, отведав кулича да вкусив пасхи…

Нет, конечно, кошмар и ужас не в том, что люди сядут и радостно встретят праздник, увлеченно познавая «как прекрасен этот мир». Это-то на здоровье (в самом деле, дай Бог, чтобы наши кулинарные достижения не слишком вступали в противоречие с объективными законами физиологии, потому как все равно последнее слово за ней, родимой).

Кошмар, ужас и мрак состоит в том, что большинство людей пасхальным застольем заменяют, или, лучше сказать, подменяют Трапезу Господню: …

Ну, допустим, кто-то из них еще придет на крестный ход: прийти к началу, посмотреть или даже пройтись вместе со всеми – для многих это святое дело, после чего можно и по домам – праздновать! А остальные?..

Понятно, что все познается в сравнении, что у пришедшего в этот день освятить яства, может остаться что-то такое на сердце, что побудит его прийти снова уже в другое время. На службу ли, просто в промежутке – это уж как сложится. Хорошо, если так.

Но речь не о тех, кто рад бы прийти и «отстоять» пасхальную заутреню хотя бы. Когда человек хочет, но то ли по немощи, то ли из-за обстоятельств не может – это грустно, но все же не страшно. А вот, когда ему, чтобы считать, что праздник удался, не просто хватает ритуальных яств, но ему этого ПРИНЦИПИАЛЬНО хватает , и «нечего меня парить !..» – вот это по-настоящему страшно. Потому что под пасхальной вывеской происходит ритуальная трапеза, ничего общего с ней не имеющая, сколько бы ни раздавалось пасхальных приветствий при обильных возлияниях (которые, кстати, многими начинаются еще в Великую Субботу днем).

Тайная вечеря. Эскиз росписи храма Христа Спасителя в Москве. Г. И. Семирадский. 1876 г.

Где ритуал – там и культ. Праздник Христов, праздник Его Воскресения, открывающего дорогу нашему воскресению из мертвых, начинается на паперти, когда возглашается перед входом в храм возглас утрени и поется пасхальный тропарь, но только начинается, а продолжается-то он чудесной Пасхальной заутренней и достигает своего пика на Литургии во всеобщем причащении (опустим, как бы помягче выразиться, порочную практику непричащения мирян в пасхальную ночь под надуманным предлогом, что «благодать и так изобилует»). Это Трапеза Христова: Он Себя дает нам в снедь; Он – «Хлеб, сшедший с небес» (Ин. 6; 58), дает Себя нам в пищу, чтобы мы тем самым Его смерть возвещали, Его воскресение исповедовали ** . После этого уместно и разговеться. Тогда застолье будет как бы продолжением трапезы любви, начатой за богослужением. Но без всего этого…

Разумеется, я не берусь утверждать, что это трапеза бесовская (хотя иной раз…), но, что при этом происходит какое-то уклонение в сторону от Христа – несомненно. «Их бог – чрево» (Флп. 3; 19)

Для многих людей любой праздник – просто повод получить удовольствие. Кто и к Празднику праздников так относится, тот служит идолу наслаждения под видом поклонения Христу, да, впрочем, и вида зачастую не делает, просто пользуется христианскими ритуальными атрибутами за неимением других.

Ну, а во-вторых?

А во-вторых, избегая вышеописанного мрака и верно расставляя приоритеты, следует проявить осторожность в том, чтобы не превращать освященные пасхальные яства в подобие кошерной пищи. Безусловно, хорошо, что к освященным снедям отношение несколько иное. Несомненно, большое воспитательное значение имеет традиция не выбрасывать кожуру пасхальных яиц, а сжигать, но… когда из этого делают культ, когда тем же пасхальным яйцам приписывают особые благодатные свойства: типа, пожар потухнет, если бросить в огонь пасхальное яйцо (пример из этнографической копилки автора) – это опять же начинает попахивать язычеством.

Достойно внимания, что в Цветной Триоди, непосредственно после молитв на освящение пасхальных яств, дается пояснение, что это всё не какая-нибудь святыня, «несть пасха, ниже агнец, якоже нецыи глаголют и приемлют, и ему со всяким говением, якоже некоей святыни причащаются, но простое приношение » (курсив мой – И.П.), а освящение – это благословение, по прошествии поста, вкушать их . То есть освящение яств – это не выделение конкретных куличей и пасок, яиц да колбас*** и прочих «брашен» в какую-то сакральную снедь, а благословение на всю вообще скоромную пищу, которая через эти «начатки» освящается, т.е. на разговение . Христианин призывается к ее вкушению, дабы вместе с обильно подаваемыми Богом дарами наполняться Его благостью (см. молитву на освящение сыра и яиц): вместе с принятием тленной пищи мы, проникаясь благодарностью к ее Подателю, приобщаемся Его благости нетленной.

Сноски:

* «Выплыви, выйди на берег».

** Из молитвы на Литургии свт. Василия Великого.

*** Кстати, если сыр и яйца положено освящать в притворе храма, то мясное даже в притвор не положено вносить, но освящается оно во дворе священника.