1. Прочитайте отрывок из стихотворения М. Яснова.
Орфографический словарь
На прашлагодние ашипки прошлогодние ошибки
Сматреть Смотреть мне трудно без улыпки улыбки.
Пишу я лучче лучше многих в класе классе,
Мне падарил подарил падарок подарок Вася:
Я изучяла изучала весь енварь январь
Арфаграфичиский Орфографический славарь словарь.
2. Прочитайте оглавление учебника. Назовите правила письма, с которыми вы познакомились.
7. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.
3. Вспомните эти правила. Приведите примеры слов, в которых есть орфограммы на изученные правила письма.
1. Правописание слов с безударными гласными в корне.
вода, волна, гора, закрепить, мячи, окно
2. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
флажки, гриб, глазки, лодка, прыжки, лошадка
3. Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.
звёздный, радостный, солнце, пастбище, свистнуть
4. Правописание слов с удвоенными согласными.
класс, тонна, рассада, троллейбус, суббота
5. Правописание суффиксов и приставок.
полететь, прошёл, дописать, кустик, денёчек
6. Правописание приставок и предлогов.
на
конверте написал, побежал по
следам
7. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.
объезд, съехал, объяснение, разъярённый
4. Прочитайте. Какому правилу соответствует каждая группа слов?
1. Правописание слов с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.
2. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
3. Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.
4. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.
2. Правописание слов с безударными гласными в корне, непроверяемыми ударением.
Выберите любое правило и составьте свой словарик слов с орфограммой на это правило. Слова можете выбрать из учебника, из рабочей тетради или из словарей. Слова записывайте по алфавиту. Подчеркните в словах орфограммы на выбранное правило письма. Подготовьтесь представить свой словарик в классе.
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
Буква Б стоит в начале алфавита. Она обозначает звонкий согласный звук. Но не всегда она так звучит. Звучание зависит от соседних звуков. Когда рядом с Б вдруг окажется тихий, глуховатый звук, Б сразу меняется. Куда девается бодрость, звонкая радость?! В этих случаях при написании слова букву Б часто путают с её дальней родственницей-буквой П. У звука,который она обозначает, со звуком б одинаковое губное происхождение.
Ф. Кривин
арбуз , берёз ка, бород ка, верблюд , вяз кий, глаз , гриб ки, дожд ь, дорож ка, ёж , жид кий, загад ка, заряд ка, игруш ки, изумруд , ког ти, круж ка, лёд , лод ка, мёд , мяг кая, назад , нож ка, обрез ки, ошиб ка, подготов ка, посад ка, рез кий, рыб ка, слад кий, сторож , трав ка, труб ка, уз кая, упаков ка, флаж ки, хлеб , холод , чаш ка, чертёж , шарф , шуб ка, ягод ка.
Урок-игра по русскому языку: «Последний герой».
Пояснительная записка
Давно известно, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Использование игровых моментов на уроках русского языка и литературы пробуждает интерес к предмету, делает его увлекательным, любимым и нужным. Чем интереснее ребенку, тем прочнее его знания.
Цель: повторение и систематизация знаний обучающихся по орфографии, стилистике.
Задачи:
обучающие:
повторить основные теоретические сведения по орфографии, стилистики;
формировать умение у обучающихся различать стили речи;
учить обучающихся находить решение сложных ситуационных задач, требующих не только теоретических знаний, но и жизненн ой смелости, смекалки, сноровки.
развивающие:
способствовать развитию интереса к учебному предмету;
способствовать развитию коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность) ;
способствовать формированию навыков исследовательской работы;
воспитательные:
воспитывать любовь к родному языку;
воспитывать культуру поведения, общения с друзьями и товарищами;
воспитывать бережное отношение к слову.
Ход урока-игры
Учитель (или ведущий):
Здравствуйте, ребята и гости нашей игры. Сегодня заключительный урок по теме: функциональные стили речи. Наша цель: повторить и систематизировать знаний по орфографии, стилистике.
Мы собрались сегодня, чтобы провести игру “Последний герой” по русскому языку. Вам, участникам игры, предстоит нелёгкая задача: вспомнить всё, что вы изучали по орфографии. стилистике, а также напрячь своё воображение, чтобы стать победителем.
Вот правила игры:
“Последний герой” состоит из 2 туров. Вначале вам следует разделиться на 2 команды (выберите название команды, капитана, ведь мы отправимся с вами увлекательное путешествие). Команда, набравшая за 2 тура меньше всего очков, покидает остров (игру). После каждого задания из команды выбывают по 1 человеку, те, кто меньше всех набрали баллов. За этим будет следить компетентное жюри. Выбывшие становятся болельщиками.В конце останется только один, он и будет “Последним героем 2015 года”.
Итак, начинаем. Приглашаю вас совершить увлекательное путешествие, проверьте себя свои силы и знания. Мы с вами отправимся на корабле на необитаемый остров. Но на корабль попадут не все…
I тур.
Задание. Оно называется “Разминка”. Каждому участнику команды будет задано по 2 вопроса. Выбывают два человека, которые не справятся с заданием (по 1 человеку из каждой команды).
Что такое монолог? (Один человек говорит, все молча слушают).
Что такое диалог? (разговор двух или более лиц) .
Расскажите правило: -КОС-, -КАС-. (если после корня есть суффикс –а-, то в корне пишется А; если суффикса нет, то пишется О)
Расскажите правило: -ГОР-, -ГАР-. (если ударение падает на корень, то пишется в корне А, в безударном положении О)
Что изучает стилистика? (Стилистика – это раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности.)
Что мы называем стилем языка речи? (Стиль языка – это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение, официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность, науку; словесно-художественное творчество.)
Какие стили речи вы знаете? (разговорный, публицистический, художественный, научный, официально-деловой).
Что мы называем публицистическим стилем?(а гитационно-массовая деятельность (стиль газет, журналов, листовок и др.))
“Значимая часть слова, которая несёт в себе лексическое значение слова”. Что это? (корень).
Травка зеленеет. Это словосочетание или предложение? (предложение)
Что такое антонимы? (слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением)
К какой части речи относятся слова: скучающий, ответивший? (причастие)
Я, кто-то, такой, их. Какая это часть речи? (местоимение)
Назовите часть речи.которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей? (прилагательное)
Назовите часть речи.которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? (глагол)
Как сейчас произносится древнерусское слово “персты”? (пальцы)
Слово учителя:слово предоставляется жюри. Выбывают сразу два игрока, которые совсем не справились с заданием. Если таких игроков больше или совсем нет, то можно разыграть дополнительные вопросы:
На какие вопросы отвечает обстоятельство? (где, куда, зачем, почему, как…)
Расскажите правило “ЧК, ЧН” (В сочетании ЧК, ЧН мягкий знак не пишется)
Расскажите правило ЖИ, ШИ. (ЖИ, ШИ пиши с буквой И)
Что такое архаизмы? (слова, вышедшие из активного повседневного употребления; устаревшие слова)
Слово учителя: прошу на борт корабля! Нас ждут приключения! Итак, мы попали с вами на необитаемый остров. Посмотрите вокруг… везде вода… и только мы с вами на живописном острове. Он ещё не имеет названия, но в конце игры мы вправе дать ему название. Предлагаем назвать наш остров именем победителя игры, именем последнего героя.
Впереди –лес (джунгли), кишащий дикими зверями и змеями. Для преодоления внешних трудностей, нужно научиться преодолевать свои пороки – это и злоба, и ненависть, и подлость, и грубость, и многие другие… Следующее испытание – Задание №1 Общее дело . Если вы правильно вставите удвоенные согласные, то мы преодолеем это препятствие. Участники команд обмениваются работами и выставляют друг другу баллы. Задание оценивается по 5 шкале.
Ответы: Ка сс ета, ба л анс, ми сс ия, га л ерея, па сс ивный, па сс ажир, э фф ект, иди лл ия, ба ссе йн, а пп етит, а п атия, те рр итория, те рр аса, ко рр еспондент, ка р икатура.
Слово учителя: надеюсь, все справились с заданием. Посмотрите, вот и местные жители, аборигены. Но они говорят на непонятном для вас языке. Чтобы понять друг друга вам нужно разгадать кроссворд. Задание оценивается по 5 шкале.
Задание №2
По горизонтали
3. Предмет,им пользуются все ребята, которые ходят в школу.
По вертикали
7. Наука о правописании.
18. Наука о языке.
Слово учителя: пока жюри проверяют, как справились команды с заданием, проведем физминутку. Зарядку для глаз (иллюзии). Можно поиграть с болельщиками (за правильный ответдавать жетоны, они могут отдать их любому участнику игры).Теперь Вы знаете язык местных обитателей и вам надо наладить контакт.
Слово учителя: слово предоставляется жюри.
Задание №3 . Теперь, когда вы понимаете друг друга (местных жителей), придумайте приветствие! Расскажите о себе, о нашей культуре. Публичное выступление. Задание оценивается по 5 шкале.
Задание 4 .
Где
а
?
1. Р_стов
2. водор_сли
3. р_сток
4. возр_ст
Где
е
?
1. сж_гать
2. выт_реть
3. заб_рать
4. сд_рать
Где
о
?
1. з_ря
2. оз_рять
3. з_рница
4. з
..
ори
Где
и
?
1. зап_реть
2. ст_реть
3. ум_рать
4. бл_стеть
Ответы:
Где
а
?
1. Ростов
2. водоросли
3. росток
4. возр
а
ст
Где
е
?
1. сжигать
2. выт
е
реть
3. забирать
4. сдирать
Где
о
?
1. заря
2. озарять
3. зарница
4. з
о
ри
Где
и
?
1. запереть
2. стереть
3. ум
и
рать
4. блестеть
II тур.
Правила орфографии – наши добрые друзья. Сколько занимательного в нашем письме, и какая это всё-таки стройная система. А не лучше ли отказаться от всех правил и писать то, что слышишь. Идея заманчива! Тогда давайте попробуем разгадать и правильно записать 2 пословицы, которые написал местный житель. Итак, за д ело, друзья! Команда, которая первая разгадает пословицы -дополнительный балл.
«Смастэрством луди нерадяца но дабытым мастэрством гардяца»
«Кто граматэ гаразт таму нэпрапасть»
Задание №5.
Когда минует вешний ледоход…
Научный стиль: (1),(3).
Разговорный стиль: (4),(6).
Слово учителя: игра с игроками и болельщиками.
Все мы очень любим сказки, поэтому вопросы покажутся вам интересными, а не трудными.
Герой этот прошёл огонь и воду, выиграл 4 сражения, а в 5 трагически погиб. (Колобок)
Честный купец, а подарочек для дочери украл. («Аленький цветочек»)
Старик и старуха начинают плакать после проделки маленького зверька. Успокоились они тогда, когда получили взамен предмет, но только другого цвета. («Курочка ряба»)
Какой серый зверь обидел нечётное количество маленьких детишек? (Волк, «Волк и семеро козлят»)
С помощью этого предмета можно смастерить самые разные вещи, а можно убить страшного злодея – персонажа русских сказок. (Игла)
Как называется сказка о несчастном певце, которого съел, казалось бы, доброжелательный критик? («Колобок»)
На каком виде транспорта увёз Иван царевич Забаву? (Летучий корабль)
В какой сказке братец не послушал своей сестры и превратился в животное? Какое? (Козлёночек)
Кто умудрился находиться в одно и то же время далеко и близко, высоко и низко, всё видеть, всё слышать? (Машенька, «Машенька и медведь»)
В какой сказке главная героиня поймала холодное оружие и стала женой царевича? («Царевна лягушка»)
При помощи какой рыбы дурак царём стал? (Щука)
В какой русской народной сказке помощницей героини является коровушка? («Крошечка – Хаврошечка») (Победители викторины награждаются.)
Слово учителя: а теперь капитаны должны решить, кто покинет команду. Слово предоставляется жюри.
Задание №6. А теперь представьте, что этот остров заселили люди, животные…Пофантазируйте… Посмотрите мультфильм «Смысл жизни». На основе мультфильма Вам предлагается написать эссе.
Слово учителя: слово предоставляется жюри. Подведение итогов.
Дополнительное задание : Перед вами огромными буквами написано слово Интеллектуальность . Что обозначает это слово? Кто сможет объяснить? Задание заключается в следующем: за 1 минуту вы должны собрать большее количество существительных, используя все буквы данного слова. Называть слова будете по порядку, повторяться нельзя.
Гонка за лидером. Выберем лидера, последнего героя.
Слово учителя: задаю вопросы. Ваша задача - отвечать очень быстро. При ответах обращаем внимание на отгадки.
Начали.
1. Кто на голове лес носит? (Лось)
2. Домашний Дед мороз. (Холодильник)
4. Кошка с кисточками на голове. (Рысь)
5. Месяц зимних каникул. (Январь)
6. Плод дуба. (Жёлудь).
7. Комната, в которой спят. (Спальня)
8. Бабочка, которая «ест» одежду. (Моль)
На какую орфограмму слова - отгадки? Какова роль Ь?
Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб)
Дом для машины. (Гараж)
Что составляют 12 месяцев? (Год)
Набито пухом, лежит под ухом. (Подушка)
Вязаная рукавица. (Варежка)
Палка для игры в хоккей. (Клюшка)
Самое высокое животное. (Жираф)
Стакан с ручкой. (Кружка)
На какую орфограмму слова – отгадки? Как проверить парный согласный в слове?
Снежная буря. (Вьюга)
Лесные жители, насекомые-строители. (Муравьи)
Домашнее животное с пятачком на носу. (Свинья)
Растения с толстыми стволами и ветвями. (Деревья)
Мама, папа, дети – это…. (Семья)
Весною вырастают, осенью опадают. (Листья)
Тело птицы покрыто (Перьями)
Животное, близкое к человеку по строению. (Обезьяна)
На какую орфограмму слова – отгадки? Какова роль разделительного Ь?
Дополнительные вопросы:
Синенькая шубёнка весь мир покрыла. (Небо)
Летит – говорит, а сядет – молчит. (Оса)
Сапожник не сапожник, портной не портной, держит во рту щетинку, а в руках ножницы. (Рак)
Легко, кругло, а хвост не поднять. (Клубок)
Утка в воде, а хвост на горе. (Ковш)
С одной стороны – лес, а с другой – поле. (Шуба)
У матери 20 деток, все детки – однолетки. (Цыплёнок)
Сам дней не знает, а другим указывает. (Календарь)
Белая кошка лезет в окошко. (Рассвет)
Вокруг проруби сидят белые голуби. (Рот)
Кто ни взглянет, тот заплачет. (Лук)
Где вода столбом стоит? (Колодец)
Итог.
Рефлексия. На этом наша игра заканчивается. Под музыку “Остаться в живых” группы “Би-2” награждаются обучающиеся. Понравилась вам игра? Что вызвало у вас трудности? Над чем вам нужно еще поработать?
Ответы
Задание №1
Ответы: Ка сс ета, ба л анс, ми сс ия, га л ерея, па сс ивный, па сс ажир, э фф ект, иди лл ия, ба ссе йн, а пп етит, а п атия, те рр итория, те рр аса, ко рр еспондент, ка р икатура.
Задание №2
Задание 4 .
Ответы:
Где
а
?
1. Ростов
2. водоросли
3. росток
4. возр
а
ст
Где
е
?
1. сжигать
2. выт
е
реть
3. забирать
4. сдирать
Где
о
?
1. заря
2. озарять
3. зарница
4. з
о
ри
Где
и
?
1. запереть
2. стереть
3. ум
и
рать
4. блестеть
II тур.
Задание №5. Прочитайте 3 текста. К какому стилю речи они относятся? Как вы это определили?
1.Гроза – природное атмосферное явление, при котором в мощных кучево-дождевых облаках и между облаками и землёй возникают сильные электрические разряды – молнии, сопровождающиеся громом. (научный)
2.Сибирь моя! В разливах - грозовая,
Когда минует вешний ледоход…
А мне на части сердце разрывает
Последний твой осенний пароход (А. Кукарский) (художественный)
3.Ну и гроза прошла над нами! Страшно на улицу выйти!
Да, такой грозы давно не бывало. (разговорный)
2. Выделите в данном отрывке три текста, принадлежащих к разным стилям речи.
(1) Дождь – жидкие атмосферные осадки в виде капель диаметром 0,5-6 мм. (2) Дождь… (3) Различают ливневый и обложной дождь. (4) Я вчера попал под дождь – весь вымок до нитки. (5) Он начинается почти незаметно и идет долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов, над которыми низко нависло тоскливое серое небо. (6) Не повезло тебе!
Научный стиль: (1),(3).
Разговорный стиль: (4),(6).
Художественный стиль:(2), (5).
Приложение
Задание №1 Общее дело .
Ка(с,сс)ета, ба(л,лл)анс, ми(с,сс)ия, га(л,лл)ерея, па(с,сс)ивный, па(с,сс)ажир, э(ф,фф)ект, иди(л,лл)ия, ба(с,сс)ейн, а(п,пп)етит, а(п,пп)атия, те(р,рр)итория, те(р,рр)а(с,сс)а, ко(р,рр)еспондент, ка(р,рр)икатура.
Задание №1 Общее дело .
Ка(с,сс)ета, ба(л,лл)анс, ми(с,сс)ия, га(л,лл)ерея, па(с,сс)ивный, па(с,сс)ажир, э(ф,фф)ект, иди(л,лл)ия, ба(с,сс)ейн, а(п,пп)етит, а(п,пп)атия, те(р,рр)итория, те(р,рр)а(с,сс)а, ко(р,рр)еспондент, ка(р,рр)икатура.
По горизонтали
1. Раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка.
3. Предмет, им пользуются все ребята, которые ходят в школу.
7. Написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил.
12. Слова, пришедшие в русский язык из других языков.
14. Образное, устойчивое сочетание слов, построенное на переносном значении.
17. Словообразующая морфема, стоящая перед корнем.
19. Раздел языкознания, изучающий правильное произношение звуков, слов и ударение в словах.
21. Слова, имеющие одно лексическое значение.
23. Изменение имён существительных и прилагательных по числам и падежам.
По вертикали
2. Слова, противоположные по лексическому значению.
4. Говорящее окно, которое любят и взрослые и дети.
5. Звуки речи, состоящие из голоса и шума или только из шума.
6. Омоним к слову молния, разряд.
7. Наука о правописании.
8. Часть слова, образующая формы одного и того же слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении.
9. Часть речи, обозначающая предмет.
10. Слово, имеющее несколько лексических значений.
11. Значение слова, которое переносит прямое значение на другой предмет.
13. Передача звуков речи в слове на письме.
15. Слова, имеющие два и более лексических значений.
16. Изменение глаголов по лицам и числам.
18. Наука о языке.
20. Однокорневые слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях.
21. Слово, имеющее одно лексическое значение.
22. Слова, близкие по лексическому значению.
Задание 4 . Перед вами лабиринт. Лабиринт пройдет тот, кто правильно заполнит таблицу .
а
о
е
и
Где .. ори
Где
и
?
1. зап_реть
2. ст_реть
3. ум_рать
4. бл_стеть
Задание 4 . Перед вами лабиринт. Лабиринт пройдет тот, кто правильно заполнит таблицу .
а
о
е
и
Где .. ори
Где
и
?
1. зап_реть
2. ст_реть
3. ум_рать
4. бл_стеть
Задание №5. Прочитайте 3 текста. К какому стилю речи они относятся? Как вы это определили?
2.Сибирь моя! В разливах - грозовая,
Когда минует вешний ледоход…
А мне на части сердце разрывает
3.Ну и гроза прошла над нами! Страшно на улицу выйти!
2. Выделите в данном отрывке три текста, принадлежащих к разным стилям речи.
(1) Дождь – жидкие атмосферные осадки в виде капель диаметром 0,5-6 мм. (2) Дождь… (3) Различают ливневый и обложной дождь. (4) Я вчера попал под дождь – весь вымок до нитки. (5) Он начинается почти незаметно и идет долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов, над которыми низко нависло тоскливое серое небо. (6) Не повезло тебе!
Научный стиль:
Разговорный стиль:
Художественный стиль:
Задание №5. Прочитайте 3 текста. К какому стилю речи они относятся? Как вы это определили?
1.Гроза – природное атмосферное явление, при котором в мощных кучево-дождевых облаках и между облаками и землёй возникают сильные электрические разряды – молнии, сопровождающиеся громом.
2.Сибирь моя! В разливах - грозовая,
Когда минует вешний ледоход…
А мне на части сердце разрывает
Последний твой осенний пароход (А. Кукарский)
3.Ну и гроза прошла над нами! Страшно на улицу выйти!
-Да, такой грозы давно не бывало.
2. Выделите в данном отрывке три текста, принадлежащих к разным стилям речи.
(1) Дождь – жидкие атмосферные осадки в виде капель диаметром 0,5-6 мм. (2) Дождь… (3) Различают ливневый и обложной дождь. (4) Я вчера попал под дождь – весь вымок до нитки. (5) Он начинается почти незаметно и идет долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов, над которыми низко нависло тоскливое серое небо. (6) Не повезло тебе!
Научный стиль:
Разговорный стиль:
Художественный стиль:
Фонетико-орфографические игры.
Существует мнение, что фонетика – один из самых скучных разделов школьного курса русского языка. Но это не так. Фонетика предоставляет интересные возможности для организации языковых игр, составления занимательных задач и упражнений. Игры позволят разнообразить и оживить уроки русского языка.
Основными задачами фонетических игр являются:
Выявлять знания учащихся из фонетики в целях создания базы для обучения орфографии;
Закрепить знание о том, что если изменить один звук изменится слово;
Игра «Отгадай мультфильм»
Цель игры: понять классификацию согласных и гласных по акустическому принципу
Ход игры: Учитель показывает согласные буквы.
Вопрос: Какие звуки нужны для того, чтобы отгадать мультфильм?
Б-Л-СН-Ж-К- («Белоснежка»)
КР-С-В-Ц-Ч-Д-В-Щ- («Красавица и чудовище»)
М-Д-Г-СК-Р («Мадагаскар»)
Р-С-Л-ЧК- («Русалочка»)
Н-, П-Г-Д-! («Ну, погоди!»)
КР-СН--- Ш-П-ЧК- («Красная Шапочка»)
Ч-Р-П-ШК- Н-НД-З- («Черепашки Ниндзя»)
К-Н-К-Л- В ПР-СТ-КВ-Ш-Н- («Каникулы в Простоквашино»)
Игра « Чья команда победит?»
Ход игры: Учитель делит детей на две команды. Каждой команде на доске предлагается по 6 слов. Задача детей - подобрать и записать к ним парные слова, отличающиеся только глухостью или звонкостью одного или двух согласных. Кто быстрее сделает, тот и победит.
Хлеб-….(хлеба) булавка -….(булавочка) глаз -….(глаза)
Пляж-….(пляжи) блузка-….(блузочка) гриб-….(грибы)
Игра «Странное письмо»
Цель: исправить ошибки, вызванные смещением звонких и глухих согласных.
Приглашаю тебя на тень рождения точери. Том № жесть. Зелёная тверь налево. Дам будет много костей. Моя точка Дома. Шаль, что из-за тел не смогу тебя встретить. Бока.(Пока) Сахар.(Захар)
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
1.Проверьте Незнайку.
Незнайка играл в слова, составляя из двух слов одно. Проверьте, правильно ли он
составил слова?
Пол+осы=полосы
Кол+осы=колоссы
Вол+осы-волосы
Зуб+ь+я=зубья
Дуб+ь+я=дубья
2.Кто быстрее исправит ошибки. (Тема: Большая буква)
На карточках текст с ошибками.
Задание: Как можно быстрее найти и исправить все ошибки в написании прописной буквы.
3.Прочти предложение. (Тема: Падежные окончания.)
Из альбомного листа изготовляются карты, на которых записаны предложения, но вместо существительных помещены соответствующие рисунки.
Задание: читая предложение, учащиеся по рисункам называют имена существительные в соответствующем падеже, подбирая правильное окончание.
4. «Выбери три слова» (Игра используется для закрепление любых тем по русскому языку)
Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
На 9 карточках записаны девять слов:
1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.
2-й набор : подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.
Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.
рыбка | вьюга | чулок | подъезд | склад | ворона |
||
дубки | варенье | чучело | съемка | град | ворота |
||
гриб | ручьи | чум | подъем | клад | воробей |
5 . Игра « Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух.
Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили.
огород | парк | море | школа | столовая | зоопарк |
гря-ки | доро-ки | пло-цы | кни-ки | хле-цы | кле-ка |
кали-ка | бере-ки | фла-ки | обло-ки | пиро-ки | марты-ка |
реди-ка | ду-ки | ло-ки | тетра-ка | сли-ки | тра-ка |
морко-ка | ли-ки | остро-ки | промока-ка | голу-цы | реше-ка |
Задания:
Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
6. Игра «Бал»
Дидактическая задача: Повторить формулирование уточняющих вопросов и падежные окончания.
Игровая задача: Помоги предложениям попасть на Бал.
В королевстве Грамматики сегодня Бал. На него явилось много предложений. Но часовой не пропустит их во дворец до тех пор, пока у каждого существительного из явившихся не будет указано его спряжение. Помоги предложениям попасть на Бал. Какие вопросы задает часовой существительным?
Материалы:
На доске рисуется таблица, половины которой разделены часовым. Предложение разбирается одним учеником, принимаются подсказки из класса.
В мае цветет черемуха Мама подарила сыну книгу Ласточки возвращаются из Африки Заяц кормится корой дерева Сестра приехала к брату Саша написал письмо Лисица спряталась за кустом и т.д. Ч а с о в о й В (чем?) мае цветет (что?) черемуха. и т.д.
7. Игра «Найди окончание»
Дидактическая задача: Повторить падежные окончания имен существительных.
Игровая задача: Найти окончания некоторых слов в поговорках.
“Окончание – очень изменяемая, подвижная часть слова. Она легко может потеряться. Найди потерянные окончания для этих пословиц”.
Материалы:
Карточки
Без букваря и грамматик... не учатся и математик...
8. Игра « Клички»
Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить предложения.
ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
9 . Игра «Командная игра-цепочка»
Дидактическая задача: Дописать подходящие по смыслу существительные в винительном падеже.
Игровая задача: Сделать цепочку как можно длиннее.
10.Игра «Твердый – мягкий»
Цель: создать условия для повторения правописания твердого и мягкого знаков.
Учащиеся делятся на две команды. Одна команда называется «Камень», другая – «Вата».Команда «Камень» встает, если я прочитаю слово с твердым знаком, если читаю слово с мягким знаком, встает команда «Вата».
Слова: съезд, въехать, вьюга, льет, подъезд, лью, объявление, колья, полозья, объезд, колосья, пью, съемка и т.п.
11.Игра: Будь внимателен.
Из предложенных стихотворений выписать с сочетаниями жи, ши:
1. Жили в хижине чижи,
Мыши, ежики, стрижи,
В гости к ним идут моржи
И жирафы и ужи.
2. Жилет, животное, живот,
Жирафы, живопись, живет,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши,
Спешить, смешить,
Шипеть и шить.
Все сочетания ЖИ и ШИ
Только с буквой И пиши!
12.Игра: Словознайкин, дай ответ.
Цель: определить уровень развития детей, развивать память, мышление, речь.
Детям предлагается за определенное время вспомнить и записать как можно больше пословиц и поговорок, загадок и четверостиший, в которых встречаются слова и заданное правило – «Правописание слов с сочетаниями жи, ши». Например:
Пословицы и поговорки:
Жизнь дана на добрые дела.
Шила в мешке не утаишь.
Поспешишь –людей насмешишь.
Жизнь прожить - не поле перейти.
Дружба как стекло, разобьешь – не склеишь.
Загадки:
Два березовых коня
Через лес несут меня.
Кони эти рыжие,
А зовут их…(лыжами).
Он высокий и пятнистый
С длинной, длинной шеей,
А питается он листьями,
Листьями деревьев (жираф)
Четверостишье:
Шила шубку – сшила юбку,
Шила шапку – сшила тапку!
Хорошая швея Наташа!
13.Игра: Замени букву.
Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать
орфографическую
и
фонетическую
зоркость, внимательность, логическое мышление.
Детям предлагается исходное слово с орфограммой, они изменяют в нем последовательно либо один, либо два звука, сохраняя при этом сочетание –чк-, и получают новые слова. Выигрывает тот, кто составит наибольшее количество слов.
Дочка ручка
бочка речка
ночка свечка
кочка печка
точка почка
тучка дочка
тачка ночка
14.Игра: Назови один предмет.
Цель: отработка способов проверки безударных гласных.
Учитель говорит слово, обозначающее много одинаковых предметов, а ученики называют один такой предмет и объясняют какую гласную надо писать в корне слова. За правильный ответ ряд получает очко. Победитель выявляется по количеству очков.
Примерный материал: слова: врачи, глаза, грачи, сады, тазы, шары, бока, дожди, дворы, кроты, моря, ножи, плоды, поля, рога и т. д.
15.Игра: Большая буква.
Цель: закрепление правила написания заглавной буквы в словах.
Оборудование: у каждого ученика набор сигнальных карточек.
Учитель предлагает классу внимательно послушать стихотворение. Затем учащиеся отмечают сигнальными карточками, все правила написания большой буквы, о которых говориться в стихотворении. Далее нужно защитить каждый свой ответ, т. е. объяснить какое правило зафиксировано. Выигрывает тот, кто сумеет защитить все сигнальные карточки.
Буква обычная выросла вдруг, Ставится буква
Выросла выше букв – подруг У строчки в начале,
Смотрят с почтением Чтобы начало мы замечали.
На букву подруги, Имя, фамилия
Но почему? Пишутся с нею,
За какие заслуги? Чтобы заметнее быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Буква расти не сама захотела, Имя твое
Букве поручено важное дело: Имя улицы, города.
Ставиться в слове Буква большая -
Не зря и непросто Совсем не пустая,
Буква такого высокого роста.
В букве большой -
Уважения знак.(С. Измайлов)
16.Игра: Пол-минутки для шутки.
Цель: закрепить правописание заглавной буквы в кличках животных.
Оборудование: на доске записаны названия тех животных, которые встречаются в стихотворении Ю. Черных: собака, курица, корова, кошка, лошадь.
Учитель просит детей внимательно послушать стихотворение и сказать, что в нем не так. Правильный ответ поощряется игровым жетоном. Одни дети дописывают на доске к названиям животных - клички, а остальные выполняют эту работу в тетради.
Жили - были дед, да баба
С маленькою внучкою.
Кошку рыжую свою
Называли Жучкою,
А Хохлатой они
Звали жеребенка,
А еще у них была
Курица Буренка,
Собачонка Мурка,
А еще два козла,-
Сивка и Бурка.
17.Дидактическая игра «Будь внимателен».
Цель: активизировать память, внимание, словарный запас, опираясь на знание правил.
Из предложенных стихотворений выписать слова с сочетаниями жи, ши:
1. Жили в хижине чижи,
Мыши, ежики, стрижи,
В гости к ним идут моржи
И жирафы и ужи.
2. Жилет, животное, живот,
Жирафы, живопись, живет,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши,
Кружить, служить, дружить и жить,
Спешить, смешить,
Шипеть и шить.
Все сочетания ЖИ и ШИ
Только с буквой И пиши!
Орфографические игры на уроке английского языка
Игра « Add consonants».
Цель: формировать орфографические навыки у учащихся, развивать внимание, зрительную память, логику и гибкость мышления, познавательный интерес.
Оборудование: доска, мел.
Содержание: учитель (ведущий) пишет на доске гласные буквы. Добавив согласные, ученики получают другие слова.
Например, дается сочетание букв «
аi
»
. Возможные слова:
t
ail,
p
ail,
p
ain,
m
ain.
Выигрывает ученик, который написал последнее слово в ряду. Затем он должен прочитать и перевести все слова. Если он выполняет задание правильно – команда получает 5 баллов, за каждую ошибку снимается 1 балл.
Игра « Word composers».
Цель: формировать орфографические навыки у учащихся, развивать внимание, зрительную память, логику и гибкость мышления.
Оборудование: доска, мел.
Содержание: учитель (ведущий) пишет на доске слово, например слово
«
representanive»
.
Из букв этого слова дети должны составить новые слова и записать их. Например,
рresent, tea, test, nest, part,
art.
Выигрывает тот, кто назвал последнее слово
.
Игра « Riddles».
Цель: формировать орфографические навыки у учащихся, развивать внимание, воображение, логику и гибкость мышления, языковую догадку.
Оборудование: загадки на английском или на русском языке.
Содержание: учитель (ведущий) загадывает загадку, учащиеся должны написать ответы на доске. Загадки
:
- o
ver the head and under the hat (hair);
-
i
t runs all day but never runs away (clock);
-
i
s it eats it lives, if you give it a drink life goes away from it (fire);
-
i
t moves without legs and flies without wings (cloud);
-
e
very evening we can see all the planet… (on TV);
-
i
t lives in winter and dies in spring (snow).
Игра «Anagrams».
Цель: формировать орфографические навыки у учащихся, развивать внимание, воображение, логику и гибкость мышления.
Оборудование: карточки с анаграммами, доска, мел.
Содержание: В этой игре дети, меняя порядок букв, составляют новые слова.
Слова, от которых нужно образовать новые, ведущий пишет на карточках и раздает игрокам. Новые
слова учащиеся записывают на доске.
Ten – net
; Take – Kate
; Tea – eat
;
Race – care
;
Mile – lime
;
Lain – nail
; Deal – lead; Act – cat; State – taste; Saw – was;
Knee – keen.
За каждое правильно образованное слово игрок получает 1 балл. При этом он должен знать значение новообразованного слова.
Игра «Кто больше?»
Цель: проверка усвоения орфографии изученного лексического материала.
Оборудование: доска, мел.
Игра « Invisible words».
Игра «Слово рассыпалось».
Цель: формировать орфографические навыки у учащихся, развивать внимание, воображение, логику мышления.
Оборудование: карточки с буквами.
Игра «Размытые буквы».
Цель: формировать орфографические навыки у учащихся, развивать внимание, воображение, логику мышления.
Оборудование: доска, мел.