Большая христианская библиотека. Библия онлайн Толкование проповедь из библии откровение 19 глава

Отдых

Главы, Иоанну картина уничтожения века сего была показана с 2х сторон:
1) с позиции буквального уничтожения всех сфер его системы вещей - об этом рассказала 16 глава,
2) с позиции духовного её уничтожения: духовная невеста Христа/его соправители при помощи Христа одержат полную духовную победу над миром сатаны. Будучи на земле все они сохранят верность Богу даже перед лицом смерти, поэтому в конечном итоге истина Божья восторжествует в мире человеческом, и лжеистина будет истреблена с земли. Эту духовную победу Христа и его соправителей и показывает 19 глава.

Здесь торжество непорочной «жены» Агнца, истинного царя Иеговы, - противопоставляется уничтожению развращенной «жены» лживого царя века сего, дьявола : Вавилона и всех его представителей.

19:1,2 После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему!
2 Ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее.
Здесь описан момент, начавшийся после разрушения «Вавилона», но - до уничтожения нечестивых века сего.
Напомним, сначала разрушат " Вавилон" (зверь и 10 союзных царей его уничтожат «центр» всех взаимосвязей мирового влияния , Откр. 17:12,16,17. Этот же момент описан в 16й главе в виде излияния 6 и частично 7й чаш гнева, Откр.16:12,17).
Затем будут уничтожены все "недобитки" империи дьявола, сожалеющие о гибели "Вавилона" (цари, купцы, корабельщики и прочий нечестивый народ конца века сего, процветавший в условиях процветания века сего, описанный в Откр.18. Момент их уничтожения описан в Откр.16:21 в виде уничтожения нечестивых градом).

Так вот, восторг множества голосов небожителей, напоминающих хор многочисленного народа (голос как бы многочисленного народа ) -звучит по поводу уничтожения "Вавилона".
Понятно, что Иоанну картина голосового восторга небожителей могла быть показана только в форме звучания голосов людей, ведь голоса ангелов ему не были известны (как и то, говорят ли вообще ангелы человеческим языком).

Этот хор голосов, знакомых и понятных Иоанну, дал ему понять, что за рабов Бога, погибающих на земле от "рук "Вавилона" за слово Бога, - переживают и небесные служители Бога. Они же - и радуются справедливому возмездию для мировой "блудницы": её уничтожению навеки за то, что наиболее всего она причиняла большие страдания рабам Всевышнего (Откр.7:3,4).

19: 3 И вторично сказали: аллилуия! И дым ее восходил во веки веков.
Хвалите Иаг - означает слово "аллилуия". Но в этом тексте важна вторая часть: Иоанну показали картину вечности для правления
дьявольской "супружеской четы": его царица вовеки не будет больше "рождать" на Земле мерзости своего "супруга".
То есть,
на Земле с правлением дьявола и появлением нечестивых - покончено навеки.

19:4-6 Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуия!
5 И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие.
6 И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель.

В этот момент на «заседании в тронном зале» Вседержителя – вся команда Его духовных помощников воздала Ему почести восхваления, так как, во-первых, инициатором всех событий по уничтожению империи зла века сего был Иегова Бог.
А во-вторых - Он же инициировал формирование эры Своего правления: после уничтожения системы правления дьявола на Земле установится эра правления Бога, потому и восклицают голоса всех небожителей о воцарении Вседержителя над земным миропорядком во всей вечности.

Призывая всех богобоязненных людей Земли восхвалять своего Бога (хвалите Бога нашего все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие ) – небесные духовные создания показывают, что эра правления Бога принесёт благо, прежде всего, этой категории людей.
(в буквальном смысле на данный момент восхвалять Бога могут только Его рабы - соправители Христа, так как на Земле в этом периоде никого нет, кроме "козлов", собранных для уничтожения навеки).

19:7 Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак  Агнца, и жена Его приготовила себя.
Слово "брак" обозначен греческим словом ga/mov
Переводится оно и как "брачный пир", "свадьба".
То есть, речь идёт о "виновниках" события: об Иисусе Христе и его "невесте", которая на свадьбе станет его "женой".

О "невесте" Христа Библия сообщает следующее: "невеста", она же - "церковь первенцев" (2Кор.11:2, Ефес.5:25-27, Евр.12:23) – должна была "до свадьбы" в течение всего периода "обручения" Христу (с момента его прихода на Землю) сохранить свою непорочность жениху (остаться верной Богу и Христу Его с момента призвания до самой смерти).

До свадьбы "невеста" Христа считается его "невестой": до тех пор, пока будущие соправители ходили по земле - они были его "невестой".
Свадьба (воссоединение жениха и невесты в качестве мужа и жены) произойдёт после того, как весь состав "невесты" будет забран на небеса посредством первого воскресения.

Первое воскресение начнётся при звучании седьмой трубы: в момент воцарения Христа над землёй (Откр.11:15; 1Фессал.4:16,17; 1Кор.15:52): все соправители попадут на небеса одной группой, вместе и одновременно, в виде «целостной» невесты (воскресение соправителей Христа не будет происходить постепенно, по мере смерти каждого из них, как учат некоторые. "Невеста" не будет "поступать" на небеса к "жениху" - по отдельным "частям", её восхождение на небеса будет единовременным и во всей полноте духовного тела, состоящего из 144 000 небесных помощников Христа)

Так как сбор "невесты" на небесах произойдёт при 7й трубе, а свадьба состоится после разрушения Вавилона - надо полагать, "невесте", забранной с Земли, дадут какое-то время на "подготовку" к свадьбе (от момента звучания 7й трубы до выливания 6й и частично 7й чаш гнева)
За это время небо будет очищено от дьявола (он будет сброшен Христом и его соправителями на Землю см. Откр.12:7-9 ), плюс - на Земле ещё будет сохраняться остаток огорчённых нечестивых (купцов, царей и подданных империи дьявола), которые должны быть уничтожены в Армагеддоне(Откр.16:20,21)

наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя.
Свадьба Иисуса Христа и соправителей, которой надлежит состояться после суда над Вавилоном и перед самым уничтожением всех откровенных богопротивников Земли - ознаменует начало новой эры на Земле: эры Божьего правления. В результате будет заключён духовный семейный союз мужа/Христа и жены /соправителей.

19:8 И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. (в английском тексте сказано "праведные дела святых".)
Напомним: в Откр.6:11 большей части соправителей, убитых за слово Бога - были даны белые одежды, что подтвердило решение Бога принять их в качестве «невесты» Христовой (на момент смерти каждого Своего служителя Иегова знает, чего заслуживает каждый умирающий)

А в день свадьбы, когда и остаток «невесты» присоединился к ним - всей «невесте» было разрешено одеться белоснежный свадебный наряд из чистого виссона - (под виссоном подразумевается тонкая белая льняная ткань).
В Ветхом Завете священники также одевались в "виссон" (Исх. 28:42).

Эта белая ткань символизирует праведность и признание святыми - носителей белых одежд. Речь тут идет о признании Вышними тех праведных дел, которые свидетельствуют о непорочности "невесты". Каждый соправитель прославил ими Бога и Христа Его - в своё время жизни на земле.

Главное их праведное дело – это признание Иисуса Христа Божьим Мессией и искупителем, что помогло им в максимально возможной степени исполнить волю Бога, подражая Христу. Благодаря крепости веры и стойкости в испытаниях - все соправители получили статус святых (праведник – это тот из искупленных, кто стремится исполнять волю Бога, а святой – тот, кто исполняет её во всей полноте, это высшая степень праведности, достигаемая в результате взаимодействия святого духа и собственных усилий человека, Еф.4:30-32; 1Кор.9:23-27)

19:9 И сказал мне [Ангел]: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии
Ангел заверяет Иоанна в истинности предстоящего свадебного пира и блаженстве участников свадьбы.
Так как не все званые смогут участвовать в брачном пире (званых много, участвующих будет мало, Мтф.22:14) - блаженство испытают те из званых, кто будет присутствовать на свадьбе:
ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним , суть званые и избранные и верные. (Откр.14:14 ).

Понятно, что в данном случае речь идёт о блаженстве соправителей Христа - категории тех самых образных "дев" со светильниками истины Бога, которые ожидали своего "жениха" (были зваными), но вошли с ним на духовный свадебный пир только достойные (Мтф. 25:1,10).
Они несли в мир свет истины и, несмотря на преследования звериных правителей века сего, сохранили верность Богу даже пред лицом смерти. Поэтому о них можно сказать, что они находятся со Христом, то есть, участвуют с ним в их совместном свадебном пире.

Косвенно к званным на "праздник" бракосочетания Христа относятся также и овцы из притчи о разделении народов на овец и козлов, приглашённые жить в Царстве Бога (Мтф.25:31-46).
Хотя "овцы" и не попадут на брак в качестве "невесты" Христа (разумных "дев" с горящими светильниками), однако, они тоже смогут испытать радость от "бракосочетания" Христа: их, в отличие от "козлов", не уничтожат в Армагеддоне и дадут шанс попасть в вечность Бога в качестве жителей райской Земли.
(подробнее -см. по притче о брачном пире, более широко освящающей тему бракосочетания Христа)

19:10 Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества.
Ангел выступает как сослужитель соправителей Христа, «несущих» на себе на Земле «свидетельство Иисусово»: об ангелах сказано, что они - служебные духи, посылаемые в помощь служителям Бога (Евр.1:14).

Иоанн, как и его братья - это соправители Христа: они не только доказывают своим образом жизни принадлежность к воскресшему Христу, но и свидетельствуют о Христе воскресшем, к которому сводится смысл всех пророчеств (свидетельство Иисусово есть дух пророчества ).
Все они, как видим, не должны кланяться никому из вышних, кроме Иеговы: хотя ангелы и помогают им исполнять поручения Бога, но благодарить за помощь следует только Иегову.

Этот текст (Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего ) показывает, что благодарения многообразным святым века сего, распространённом сегодня в виде воздаяния благодарений пред иконами деве Марии, Петру и Павлу, Петру и Февронии, Николаю угоднику и проч. - противоречит требованиям Бога и неугодно Ему.

19:11-13 И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует.
12 Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. [Он] имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого.
13 [Он был] облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: "Слово Божие".

Небо открылось взору Иоанна, и он видит явление воскресшего Иисуса Христа в качестве воинствующего Царя Божьего, побеждающего всех нечестивых.
Множество диадем (царских корон) на главе истинного царя Бога показаны здесь в противовес коронованному зверю дьявола, увенчанного множеством диадем фальшивого царя века сего и отражающего правление дьявола в качестве яркого представителя язычества и мракобесия.

Духовное имя Иисуса Христа, жившего с Богом на небесах ещё до своего прихода на землю в качестве человека - также упомянуто как «Слово» Всевышнего (Ин.1:1). Его одежда окроплена кровью потому, что царь Земли предстаёт здесь в качестве искупителя человечества, пролившего свою кровь за их спасение.

Примечание : некоторые исследователи отождествляют это место Писания с Ис.63:1-6, где речь идёт об Иегове в окровавленном одеянии, показывающем на примере истребления Едома - гибель навеки для всех, кто уподобится потомкам Исава: среди них не было ни одного, кто возлюбил бы Иегову и Его народ (потому Иегова и оказался "один" в точиле гнева Своего, никто из едомлян не поддержал справедливость Бога).
Из истории Едома, словарь Вихлянцева: Давид покорил это царство и идумеи сделались ненавистниками евреев. Они злорадствовали захвату Иерусалима Навуходоносором и даже помогали ему, но вскоре сами понесли то же иго. Позже рассеялись по южной Палестине .

Объединяя по смыслу эти два текста защитники догмата о так наз. «Троице» пытаются доказывать, что Иегова и Иисус Христос - это одно и то же лицо.
Однако если внимательно рассмотреть тексты Откровения, то заметны три существенных отличия от текстов Исаии:
1) Иисус топчет точило гнева Иеговы (наказывает нечестивых века сего) - не один, с ним воинства его духовной «жены» (соправителей, Откр.19:14)
2) Одежда его окроплена кровью – ещё до уничтожения нечестивых, а Иегова запятнал их кровью нечестивых во время их уничтожения (Ис.63:2,3)
3) Словом Божиим Библия называет только Иисуса Христа.

То есть, текст Откр.19:13 и Ис.63:1 - не тождественны, ибо говорят о разных духовных личностях.

19:14 И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый.
Текст Откр.19:8 показывает, что в одеяния из виссона чистого и белого одета духовная "жена" Христа. Стало быть, здесь речь идёт о соправителях Иисуса Христа, выступающих с ним в справедливом возмездии нечестивым.
Как и было предсказано для них – вся эта команда небесных воинов, победителей власти и давления сатаны ещё в этом веке - должна была бы пасти и сокрушить жезлом царственным всех язычников, упорствующих в нежелании покориться Иегове (Откр.2:26,27; 12:5) . Данное предсказание для них исполняется в этот момент: в момент заключения "брака".

Как покажут тексты Откр.19:17,18 "блюда" свадебного "стола" будут состоять из нечестивцев, погибших в Армагеддоне: из трупов царей, сильных мира сего, начальников, свободных и рабов, малых и великих - из тех самых "недобитков", которые оставались на земле после гибели "Вавилона" и сожалели о его гибели (купцы, корабельщики и проч. жители империи дьявола).

19:15 Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя.
Здесь образно показана абсолютная победа Божьего правления над правлением дьявола: как в духовном смысле ложь дьявола будет полностью разоблачена словом Бога (мечём, исходящим из уст Христа) - так и в физическом смысле все нечестивые Земли будут навеки уничтожены в «точиле» семи чаш гнева Иеговы с апогеем в Армагеддоне (см. также Откр.14:18-20)

19:17,18 И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию,
18 чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих.

"Блюда" свадебного "стола" состоят из нечестивцев, погибших в Армагеддоне: из трупов царей, сильных мира сего, начальников, свободных и рабов, малых и великих - из тех самых "недобитков", которые оставались на земле после гибели "Вавилона" и сожалели о его гибели (купцы, корабельщики и проч. жители империи дьявола).

То есть, истребление нечестивых века сего в Откр 16:21 описано в виде их уничтожения градом. А здесь - в виде приготовления "свадебного ужина" (на Земле "свадьба" Христа проявится градом с небес, добивающим остатки "козлов")

Призыв всем птицам слетаться на падаль показывает величину масштаба уничтожения нечестивых Земли всех рангов и категорий, начиная от самых незначительных подданных и, заканчивая, самими влиятельными правителями: для того, чтобы насытить всех птиц, питающихся падалью, нужно немалое количество трупов.

Трупы коней и сидящих на них - это символ уничтожения всего военного арсенала, как орудий убийства, так и управляющих ими.

19:19 И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его.
Здесь видим образ борьбы между системой правления Бога и дьявола.
Правление Бога при кончине века сего представлено Иисусом Христом и его командой небесных соправителей.
Правление дьявола при кончине века сего представлено всеми земными царями и их воинствами. Сбор языческих царей Земли духами злобы для битвы с Христом -показан также в Откр.16:13,14.

Восьмой зверь выделен особо потому, что ему надлежит уничтожить остаток соправителей Христа и разрушить Вавилон дьявола, то есть, стать причиной наступления конца века сего (Откр.13:5-7; 17:16,17). К тому же, это последний представитель "звериных" держав, боровшихся с народом Бога.

19:20 И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою;
Здесь описаны два зверя, показанные в Откр.13:
1) восьмой зверь из числа семи, описанный в виде семиглавого зверя с исцелённой от раны головой.
2) двурогий зверь или лжепророк (лжехристос), помогающий первому зверю властвовать над множеством людей кончины века сего.
Видим, что они оба будут уничтожены Иисусом Христом.

Иоанну показано, во-первых, что ни одна языческая богоборческая держава из всех описанных ранее, образ которых вместил в себе 8й и последний зверь /гонитель народа Бога - больше вовеки притеснять народ Бога не будет.
Во-вторых, что в лице последнего лжепророка, помогающего языческому правителю вести войну с истинными христианами - будут уничтожены все вообще духовные вожди, притесняющие народ Бога и искажающие слово Бога.
В-третьих, так как они живыми брошены в озеро огненное – это значит, что они будут уничтожены в разгар своей пагубной богоборческой деятельности. То есть, хотя ничто не будет предвещать их внезапного падения – они исчезнут весьма неожиданно и стремительно.

19:21 а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами.
Здесь образно показано полное уничтожение всех подданных империи дьявола: не только цари и лжепророки представляли на земле его интересы, но и нечестивые своим богопротивлением отстаивали их. Духовный меч Иисуса Христа погубит все остатки лжи на земле - вместе с их "носителями".

В результате победы Иисуса Христа и его команды небесных помощников на Земле будет внушительное зрелище погибших навеки "козлов": их будет так много, что все хищные птицы поднебесья смогут насытиться падалью.

После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия! спасение, и слава, и честь, и сила Господу нашему! Ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодеицу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее. И вторично сказали: аллилуия! И дым ее восходил во веки веков.

Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуия! И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие. И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых.

И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии. Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я - сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись, ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества.

И увидел я отверстое небо, и вот, конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие». И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих».

И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим посредине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих.

И увидел я зверя, и царей земных, и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его. И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою; а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами.

М. Песня хвалы и славы на небе (19:1-10)

1. МНОГОЧИСЛЕННЫЙ НАРОД НА НЕБЕСАХ СЛАВИТ БОГА (19:1-3)

Главы 4-18 в основном посвящены описанию событий, которые будут происходить на земле в годину великой скорби. Начиная с 19 главы, тема заметно меняется. Великая скорбь подходит к концу, и теперь в фокусе видения Иоанна происходящее на небе - второе пришествие Христа на землю. Для святых и для ангелов наступает время радости, время победы.

Откр. 19:1 . На известную последовательность описываемых событий указывают слова "После сего", которыми начинается 19 глава. Они явно относятся к происходившему в 18 главе. Итак, после "увиденных" им событий великой скорби Иоанн услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, хвалившего и славившего Бога, по-видимому, за суд, совершившийся над Вавилоном. (Заметим, что окончание 1 стиха надо понимать в том смысле, что спасение и слава, и честь и сила принадлежат Господу нашему, исходят от Него.) В богословской литературе, к сожалению, немало путаницы по части порядка событий, "происходящих" в главах 19-20; поэтому важно подчеркнуть, что славословие в 19:1 следует именно за разрушением Вавилона, описанным в 18 главе.

Словами "громкий голос" переданы по-русски греческие слова "мегален фонен" - буквально "сильный звук"; он исходил от многочисленного народа (сравните с Откр. 7:9, где речь идет о верующих, замученных в дни великой скорби). Для них суд над Вавилоном - особый повод для радости. Греч, слово халлелуиа произошло от схожего еврейского слова, употребляемого в Ветхом Завете. В Новом Завете оно встречается всего четыре раза, и только в книге Откровения (19:1,3-4,6).

Откр. 19:2-3 . В выражении хвалы Богу слава и сила Его, которые есть причина и результат совершенного Им акта спасения, упоминаются наряду с истинностью и праведностью судов Его. Осуждение Им великой любодейцы (сравните 17:1,4)-это праведный акт воздаяния за растление ею земли и убийство рабов Божиих (17:6). Однако наказанием блудницы лишь ознаменовано начало вечного наказания нечестивых, на что указывают слова …и дым ее восходил во веки веков.

2. ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ СТАРЦА ПОЮТ "АЛЛИЛУЙЯ" (19:4-5)

Откр. 19:4-5 . К хору множества людей, поющему "Аллилуйя", присоединяются двадцать четыре старца и четыре животных. Это еще одно свидетельство (и напоминание) в пользу того, что 24 старца представляют собой Церковь настоящего времени, в отличие от святых времени великой скорби, которые в стихе 1 представлены как "великое множество". Четыре "животных", впервые появляющиеся на страницах Откровения в 4:6-8, по всей вероятности, суть Ангелы, прославляющие Бога. И еще один голос слышит Иоанн, видимо, исходящий от Ангела, стоящего у престола, который призывает всех рабов Его и боящихся Его хвалить Бога (19:5).

3. ПРОРОЧЕСКОЕ ВОЗВЕЩЕНИЕ О БРАКОСОЧЕТАНИИ АГНЦА (19:6-9)

Откр. 19:6-8 . Последний, четвертый, раз аллилуйя, согласно свидетельству Иоанна, исходила как бы от многочисленного народа, и это было подобно шуму вод многих и громам сильным. Можно думать, что мощные и торжественные звуки эти неслись как с небес, так и с земли, т. е. что в этом славословии участвовали и праведники, пережившие великую скорбь.

Однако радость эта была не по поводу уже совершившегося, а по поводу того, что вот-вот должно было произойти. (Об этом свидетельствуют слова, которые в англ. переводе Библии переданы в настоящем времени: Ибо воцаряется Господь Бог Вседержитель.) Слово "Вседержитель" (пантократор) употреблено Иоанном в 1:8; 4:8; 11:17; 15:13; 16:7,14; 19:15; 21:22.

За призывом "радоваться" следует возвещение, что наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя.

Понятие "брака" в Библии часто употребляется для описания взаимоотношений между святыми и Богом. В Ветхом Завете, в книге Осии, например, Израиль представлен неверной женой Иеговы, "статус" которой будет восстановлен в грядущем царстве. И в Новом Завете взаимоотношения Христа и Церкви характеризуются как брачный союз, но, в отличие от Ветхого Завета, здесь Церковь предстает (как непорочная дева, ожидающая прихода своего небесного Жениха (2-Кор. 11:2).

Виссон чистый и светлый (подразумевается тонкая льняная ткань), в который одета невеста, символизирует праведность святых (стих 8). В Ветхом Завете первосвященники также одевались в "виссон"; Исх. 28:42; Лев. 6:10; 16:4,23,32.) (В английском тексте сказано не "праведность святых", а "праведные дела святых".) Речь тут (19:86) идет не столько об оправдании святых по вере, сколько о признании Богом тех добрых дел, которые святые совершали по благодати Его, и смысловое ударение здесь именно на добрых или праведных делах "невесты". В любом случае нет сомнения, что человеческая праведность достигается и Божией благодатью оправдания и личной добродетелью; она есть результат исторического взаимодействия Его благодати и собственных усилий человека.

Итак, здесь - последнее из записанных в Откровении 14 славословий, произносимых святыми, ангелами, 24 старцами и 4 животными. Гимны хвалы находим в следующих стихах: 4:8,11; 5:9-10,12-13; 7:10,12; 11:16-18; 15:3-4; 16:5-7; 19:1-4,6-8.

Откр. 19:9 . Ангел, повелевший Иоанну "написать" (14:3), повторяет свое поручение относительно следующих слов: блаженны званные на брачную вечерю Агнца!

Одно из ошибочных толкований, к сожалению, получившее распространение в церквах, привело к возникновению представления, будто Бог не делает различия между святыми. На самом деле при вдумчивом прочтении библейских текстов нельзя не заметить, что в Священном Писании "налицо" разные группы святых; в 19:9 мы видим, что "невеста" и приглашенные на брачную вечерю не одно и то же. Бог не отнесется ко всем одинаково. У Него есть план для Израиля как народа и план для спасенных израильтян.

В другом Его плане предусмотрены ветхозаветные язычники, уверовавшие в истинного Бога. Наконец в Новом Завете нам представлен Его план для Церкви, которая образует особую группу святых. И опять-таки в книге Откровения "святые, пришедшие от великой скорби", отличаются от других, прежних, групп уверовавших.

И дело тут не столько в разного характера и степени благословениях для разных этих групп, сколько в том, что у Бога есть план для каждой из них, зависящий от той роли, которую каждая призвана сыграть в осуществлении общего Его плана. В данном случае Церковь выступает в роли невесты, которой будут сопутствовать святые, отличающиеся от нее.

Богословы спорят о том, состоится ли это бракосочетание на небе или на земле. Но это и не столь важно. А вот при толковании этого места полезно обратиться к тому, как совершались бракосочетания на Ближнем Востоке в первом столетии. Брачная церемония включала следующие стадии:

1) официальное соглашение на брак между родителями невесты и жениха, с уплатою последними выкупа за невесту;

2) приход жениха за невестою (в Матф. 25:1-13);

3) брачный пир (Иоан. 2:1-11), который представлял собой праздник, длившийся несколько дней.

В Откр. 19:9 говорится о "брачной вечере", т. е. о третьей стадии брачной церемонии. И сообщение о ней совпадает со вторым пришествием Христа на землю. Однако лицезреть "брачную вечерю" Иоанну, по-видимому, не было дано. Расшифровывая всю эту символику, можно сказать, что первую стадию брачной церемонии Христос завершил в век Церкви через спасение людей, составивших ее. Стадия вторая совершится при восхищении Церкви с земли, когда Христос возьмет Свою невесту на небо, в дом Отца Своего (Иоан. 14:1-3).

Продолжая раскрытие этой аллегории, можно предположить, что начало Тысячелетнего царства явятся началом брачной вечери. Примечательно употребление в 19:7 слова "жена" (гине), вместо "невесты" "нимфе"; сравните Иоан. 3:29; Откр. 18:23; 21:2,9; 22:17); эта "замена", видимо, объясняется тем, что стадия вторая к тому времени завершится, и останется лишь празднование самой "вечери", которая таким образом будет происходить на земле. Об этом, как представляется, свидетельствуют и "брачные аллегория" в Новом Завете (Матф. 22:1-14; 25:1-13). Важность возвещенного в 16:6-7,9, как и приглашения на брачную вечерю, повторенного в 22:17, следует из фразы, произнесенной Ангелом: Сии суть истинные слова Божии.

4. ПОВЕЛЕНИЕ ПОКЛОНЯТЬСЯ БОГУ (19:10)

Откр. 19:10 . Столь впечатляющим было происходившее на небе, с четырежды повторенным "аллилуйя" и возвещением о начале брачного пиршества, что потрясенный апостол снова пал ниц, чтобы поклониться Ангелу, говорившему с ним. Когда он поклонился Ангелу в самом начале (1:17), то поклонился Христу, и это было правильно, но теперь Ангел удержал его, повелев поклоняться только Богу, так как ангелы - всего лишь сослужители Иоанну и братьям его. Ибо, добавил он, свидетельство Иисусово есть дух пророчества.

Другими словами, сущность и цель библейских пророчеств объясняются и определяются свидетельством об Иисусе Христе и необходимостью прославлять Его и Отца в Нем. В настоящее время одна из главных функций Духа Святого состоит в прославлении Иисуса Христа и в возвещении верующим о том, чему предстоит произойти (Иоан. 16:13). Потрясающее откровение, данное в первых 10 стихах 19 главы, образует вступление к тому, что будет открыто затем, - ко второму пришествию Иисуса Христа, что, собственно, является главной темой всей книги (1:1).

Н. Второе пришествие Христа (19:11-21)

В данном ему свыше откровении Иоанн пророчески увидел второе пришествие Христа и связанные с ним события. Учение о втором пришествии есть самая важная из доктрин Священного Писания (Пс. 2:1-9; 23:7-10; 95:10-13; 109; Ис. 9:6-7; Иер. 23:1-8; Иез. 37:15-28; Дан. 2:44-45; 7:13-14; Ос. 3:4-5; Ам. 9:11-15; Мих. 4:7; Зах. 2:10-12; 12; 14:1-9; Матф. 19:28; 24:27-31; 25:6,31-46; Мар. 13:24-27; Лук. 12:35-40; 17:24-37; 18:8; 21:25-28; Деян. 1:10-11; 15:16-18; Рим. 11:25-27; 2-Фес. 2:8; 2-Пет. 3:3-4; Иуд. 1:14-15; Откр. 1:7-8; 2:25-28; 16:15; 22:20). Второе пришествие Христа является и самым главным событием, предусмотренным Божиим планом.

Богословы консервативного направления практически единодушно считают, что это - событие грядущего времени (об этом говорится и в церковном символе веры), и что оно исполнится буквально, как буквально исполнилось первое Его пришествие в мир. Однако среди них существует расхождение во мнениях относительно времени восхищения Церкви, как описано оно в 1-Фес. 4:13-18 и 1-Кор. 15:51-58; совершится ли оно во время второго пришествия Христа на землю или, как полагают "довеликоскорбники", за семь лет до него?

Следует отметить, что ни одна из многих "деталей", раскрытых в Откр. 19:11-21, не свидетельствует о восхищении Церкви в согласии с тем, как это описано на страницах Нового Завета. Там Христос нигде не касается земли, и святые встречаются с Ним на воздухе (1-Фес. 4:17), тогда как в Откровении говорится о возвращении Его на землю.

Весьма примечательно, что в Откр. 19-20 хранится полное молчание относительно перемещения на небо святых, живущих на земле. По-видимому, это связано с тем, что они на земле и останутся и в Его Тысячелетнее царство войдут в своих земных телах. Ведь если бы восхищение Церкви состоялось при возвращении Христа на землю, то о таком важном событии должно было быть сказано в Откр. 19. Однако, повторяем, ничего подобного там нет. В свете этих и ряда других соображений представляется, что 19 глава косвенно подтверждает учение о восхищении Церкви как об отдельном событии, предшествующем второму пришествию, и о том, что святые, которые переживут великую скорбь, не будут восхищены на небо.

1. ОТКРОВЕНИЕ О ВСАДНИКЕ НА БЕЛОМ КОНЕ (19:11-13)

Откр. 19:11-13 . И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем. Хотя некоторые богословы отождествляют этого всадника со всадником в Откр. 6:2, подобное мнение опровергается контекстом соответствующих стихов. В Откр. 6:2 всадник на белом коне - мировой правитель времен великой скорби, а здесь всадник - Правитель, нисходящий с неба. Белый конь - знак Его грядущего триумфа.

В Римской империи существовал обычай: одержавший победу полководец с триумфом проезжал на белом коне по Виа Сакра - главной магистрали имперской столицы, а вслед за ним несли трофеи и вели пленных - свидетельство его победы (2-Кор. 2:14). Белый конь является, таким образом, символом Христовой победы (как являлся он и символом короткой антихристовой победы) над силами зла в этом мире.

Сидящий на белом коне называется Верный и Истинный, потому что и суд Его и война, которую Он ведет, - праведны. Христос "проницает" всякий грех и безоговорочно осуждает его; это выражено словами: очи у Него, как пламень огненный (сравните Откр. 1:14). Множество корон на голове Его - знак Его права властвовать и управлять.

Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого - это свидетельство о "невыразимости" Христа, о Его "неописуемости". И все-таки он носит вполне конкретные титулы. В Откр. 19:13 сказано: Имя Ему Слово Божие (сравните Иоан. 1:1,14; 1-Иоан. 1:1), а в Откр. 19:16 читаем: На одежде и на бедре Его написано имя: ЦАРЬ ЦАРЕЙ И ГОСПОДЬ ГОСПОДСТВУЮЩИХ (сравните 1-Тим. 6:13; Откр. 17:14) Итак, всадник на белом коне - Иисус Христос, возвращающийся в славе Своей на землю. Однако Он грядет как Судья, и это подтверждается тем, что Он был облечен в одежду, обагренную кровью (19:13; сравните Ис. 63:2-3; Откр. 14:20).

2. ПРИШЕСТВИЕ ЦАРЯ И ЕГО НЕБЕСНОГО ВОИНСТВА (19:14-16)

Откр. 19:14-16 . Поразительная картина эта довершается видением воинства небесного, которое следовало за ним на конях белых, облеченное в виссон белый и чистый (сравните стих 8). Иоанн видит, что из уст Христа исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Далее апостол говорит, что Он пасет народы жезлом железным (сравните Пс. 2:9; Откр. 2:27). Христос описывается Иоанном как Тот, Кто топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя (сравните 14:19-20; употребление слова "Вседержитель" в 1:8; 4:8; 11:17; 15:3; 16:7,14; 19:6; 21:22).

Вся эта сцена звучит как исполненное драматизма предвещание ужасного суда, который грядет. Из Матф. 24:30 следует, что жители земли своими глазами увидят эту превосходящую воображение картину. Они в это время будут убивать друг друга в последней мировой войне. В тот самый день, когда возвратится Христос, враждующие армии будут сражаться друг против друга на Святой Земле и в самом Иерусалиме (Зах. 14:7). Их приведут на место сражения ангелы сатаны - с тем, чтобы их руками сразиться с армиями небесными (Откр. 16:12-16).

3. УНИЧТОЖЕНИЕ НЕЧЕСТИВЫХ (19:17-21)

Откр. 19:17-18 . Однако, что такое земные армии перед воинством небесным? "Острый меч, исходящий из уст Христа" (стих 15), символизирует и высшую власть слова Его, по звуку которого силой свыше земные армии будут уничтожены. Миллионы людей и коней погибнут мгновенно. Потому и пишет Иоанн, что увиденный им Ангел, стоящий на солнце… воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим посредине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божью, чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных - всех тех, кто будут убиты Иисусом Христом.

Откр. 19:19-21 . Зверь и все его армии соберутся на войну против Христа и Его воинства. Итог этой битве, которая в Откр. 16:14 названа "бранью в оный великий день Бога Вседержителя", подводится в Откр. 19:19-21. Правитель мира - зверь и его лжепророк, производивший чудеса его силою, - будут схвачены. Их демонская сила, обольстившая мир, окажется недостаточной для их спасения. Оба они живые будут брошены в озеро огненное, горящее серою.

Местонахождение злых и нечестивых, живших на протяжении всей истории мира, вплоть до возвращения Христа, - ад (Лук. 16:23). "Озеро, горящее огнем и серою" - не то же самое, что ад; это место приготовлено для сатаны и его ангелов (Матф. 25:41), и люди не попадут в него до того момента, о котором говорится в Откр. 20:14-15.

Повторим, что армии, упомянутые выше, будут уничтожены по слову Христа (19:21 сравните 1:16; 2:12,16; 19:15). Число убитых будет таким огромным, что и хищные птицы не смогут пожрать все трупы. Это будет решающим поражением сил зла на земле, и завершится оно Божиими судами, которые последуют за этим: они настигнут неспасенных людей во всех уголках земли (Матф. 25:31-45).

То же самое вдохновенное слово Божие, которое так чудесно говорит о милости Бога ко всем, кто поверят Ему, и о том, что верующие в Него спасутся, не, оставляет сомнения и в суде, который грядет на всех отвергающих милость Его. Попытки интерпретаторов Библии либерального направления сосредоточить внимание читателей на тех местах Священного Писания, где говорится о любви Бога к людям, - в ущерб откровению о неизбежности справедливого Его суда - совершенно, неоправданны. Библия недвусмысленно заявляет, что нечестивых ожидает суд, который совершится в масштабах всего мира во второе пришествие Христа, и не будет суда, равного ему, со времен Ноева потопа.

Ликование на небе и на земле, пение аллилуия небожителями по поводу наступившего брака Агнца с его невестою (1–8). Поклонение Иоанна Ангелу, пояснявшему видение (9–10). Видение Верного и Истинного на Белом коне, Его внешний вид, украшения и одеяние (11–16). Суд Божий над зверем, лжепророком и их поклонниками (17–21).

Откр.19:1. После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему!

В 19 главе говорится о торжественной радости по поводу гибели Вавилона, ибо это событие предвозвещало близкое и окончательное торжество добра и истины. Св. тайнозритель слышит новый, громкий небесный (на небе в его противоположности земле) голос, т. е. звуки пения (ср. Откр.10:3, 16:18) исключительно блаженных Ангелов с четырьмя серафимами – животными во главе (Откр.4:8). Они взывают: «аллилуия» (с еврейского языка «хвалите Бога») (ср. Пс.105:48). Прославляют за спасение, которое нужно понимать в смысле совершенного избавления христианского общества от козней диавола. Под славою же нужно разуметь славу Божию, которая свойственна Богу от века; а сила, как Бож. всемогущество, есть основание этой победы, этого торжества.

Откр.19:2. Ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее.

Откр.19:3. И вторично сказали: аллилуия! И дым ее восходил во веки веков.

Откр.19:4. Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуия!

Третий стих содержит в себе повторение песни, но с присоединением нового основания этой хвалы Господа. Это то, что гибель Вавилона от десяти царей есть гибель вечная и окончательная, составляющая переход к вечному царству, ибо вечный дым говорит о вечном огне геенских мучений. Поэтому-то старцы и серафимы-животные падают и произносят: «аминь, аллилуия». (Пс.105:48).

Откр.19:5. Едва замолкло ангельское пение, как послышался голос от Бож. престола, от Самого Иисуса Христа, который требовал, чтобы все рабы Божии воздали славу Богу.

Откр.19:7. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя.

В ответ на призыв Бож. голоса Иисуса Христа Иоанн слышит новое пение. Звуки этого пения он сравнивает с шумом говора, пения многочисленного народа. Можно думать, что оно было столько же небесным, сколько земным. В нем участвуют все прославленные люди и мученики последнего времени, находящиеся на небе, и все те, которые назначены к прославлению, но еще находились на земле. Вследствие этого звуки пения были столь сильны и столь торжественны. Основание хвалы прежде всего в том, что наступило царство Вседержителя Бога, т. е. царство будущего века. Вторым побуждением к радостному славословию служит то, что уже наступил брак Агнца и жена Его приготовила себя. Здесь говорится о единении Иисуса Христа с Его обществом, но не о совершившемся наступлении этого царства, а только о моменте самом близком к нему. Это – тот же самый момент эсхатологии, когда Господь по звуку трубы Ангела собирает всех Свою избранных, отделив их от нечестивых, поставляет по правую сторону Своего престола (Мф 25:33) для произнесения окончательного приговора суда. Общество верных христиан, доживших до последнего времени, и есть эта женщина, эта невеста Агнца. Оно приготовило себя к встрече своего жениха, Иисуса Христа.

Откр.19:8. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых.

Невеста Иисуса Христа одета в льняную одежду, которая означает ее святость и которая дана была ей Самим Господом. Она есть свидетельство того, что невеста угодна Господу и может войти в Его брачный чертог. Светлость христианского одеяния названа праведностью святых. А эта праведность человека, как его право к близости к Богу, может достигаться и достигается одновременно двумя путями: и собственною добродетелью, и Бож. благодатью оправдания. Чистая и совершенная невеста Агнца, т. е. христианское общество последнего времени, есть такое общество, члены которого достигли высшего возможного для человека нравственного совершенства при содействии Бож. благодати; оно есть, так сказать, плод исторического взаимодействия благодати христианства и собственных усилий человека.

Откр.19:9. И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии.

В дальнейшем Иоанн слышит подтверждение будущего блаженного состояния изображенных и совершенных христиан. Ему повелевается одним из Ангелов написать: «блаженны званые…» – Это совершенные христиане последнего антихристианского времени, оставшиеся в живых до пришествия Господа. Их-то и утешает откровение и им говорит, что их скорби и страдания служат условием их блаженной жизни будущего. Они блаженны как званные, ибо для них как избранных и совершенных уготовано Богом блаженство, которое они и получат в награду за свои страдания, за свой труд при достижении благочестия и совершенства. Самая же брачная вечеря есть выражение самого тесного общения с Господом, которое может быть только в будущей жизни, только после окончательного и совершенного воцарения Иисуса Христа, после Его второго пришествия. Слова о блаженстве земных достойны полной веры и принятия, так как они принадлежат Самому Богу, совершеннейшей Истине и источнику всякого откровения, поэтому Ангел и называет их истинными Бож. словами.

Откр.19:10. Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества.

Иоанн пал к ногам Ангела. Преклонение Иоанна было естественным, невольным следствием чрезвычайного впечатления явления Ангела и его слов. Содержание слов было столь поразительно, что Иоанн не удержался и упал к ногам говорившего Ангела, как падал к ногам Ангела прор. Даниил. Ангел и исправляет эту невольную человеческую ошибку тайнозрителя и разъясняет, что, как бы ни были величественны те или другие явления на земле, люди из-за них не должны забывать Бога, Который есть их первопричина и единственно достойный поклонения и служения (Втор 6:13). – Свидетельство Иисуса есть Сам Иисус Христос, все то, чему Он учил и что Он совершил для спасения человеческого рода. Это свидетельство есть «дух пророчества», каковое выражение употреблено в смысле основания пророчества, того, что одушевляет пророчество и составляет его сущность: в свидетельстве Иисуса Христа, т. е. в Его учении и принесенном Им откровении, пророчестве, открыто и разъяснено, что только один Бог достоин поклонения и почитания. Вставкою 9 и 10 стихов было нарушено течение описания наступающего брачного вечера Агнца; с 11 ст. Иоанн снова обращается к этому описанию. Теперь говорится о тех уже, которые не только не удостоятся участия в брачной вечере, но подвергаются жестокому наказанию, как возмездию. Это – события последнего времени, времени страшного суда и последнего воздаяния.

Откр.19:11. И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует.

Откр.19:12. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого.

Иоанн видит отверстое небо; такое начало речи говорит о новом и совершенно отдельном видении. Раскрывается самое небо, чтобы дать проход на землю явившемуся белому коню с его всадником. Всадник называется Верным и Истинным. Эта имя – несомненно имя Иисуса Христа; оно указывает на постоянные свойства Его отношений к обществу верующих. Обладая такими свойствами, Он является страшным для Его врагов и незыблемою надеждою и утешением для Его почитателей. Чтобы быть праведным судиею, Он обладает глазами, подобными огненному пламени, т. е. Он проникает Своим взором все, все видит и уничтожает, что не угодно Ему и враждебно Ему. О том, что Он не только праведный Судия, но и всемогущий исполнитель своих приговоров, говорит множество диадим, украшающих Его голову. Это указывает на то, что весь мир принадлежит Ему, должен признать Его власть над собою и подчиниться приговору Его суда. Сообразно свойствам этой природы. Он носит и имя, которого никто не знает, кроме Его Самого: Божественная природа Иисуса Христа в ее сущности и полноте Божественных свойств непостижима для человека. Таинственное имя это находилось на диадимах. Такое предположение подтверждается тем, что собственно диадимы, как принадлежность царского достоинства, говорят о непостижимых свойствах Божественной природы Иисуса Христа.

Откр.19:13. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие».

Всадник является облеченным в одежды, обагренные кровью, – Иисус Христос в окровавленной одежде потому, что Он уже совершил часть Своего суда над грешным человечеством; нечестивые были наказаны страшными казнями, и Вавилон уже погиб. Иисус Христос является в мир второй раз и подобно тому, как о Его первом пришествии сказано было: «Слово плоть бысть», так и при втором пришествии Он назван Словом Божиим, как предвечный сын Божий.

Откр.19:14. И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый.

Откр.19:15. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя.

Иисуса Христа, как Судию и Мздовоздателя, сопровождают небесные воинства, состоящие исключительно из бесплотных Ангелов (Мф.16:27, 25:31). Воинство следовало на белых конях, чтобы соответствовать Своему предводителю, а одежда их была из белого виссона. Оружие, которым Христос побеждал врагов, есть меч, выходящий из Его уст (Откр.1:16, 2:12). Этот меч есть Его слово, слово Его всемогущества и всевеления. Он пасет народ жезлом железным, ибо всецело подчиняет их Своей власти и Своему решению. Он топчет точило вина ярости и гнева Божия (Откр.14:19-20). Весь символический образ есть изображение страшного суда и мздовоздания, когда нечестивые будут приведены к сознанию своего полного ничтожества. Христос, как всемогущий Царь, один только и может носить имя Царя и Господа.

Откр.19:16. На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих».

Откр.19:17. И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию,

Иоанн, далее, видит одного Ангела, стоящего на солнце. Это нужно понимать так, что он стоял окруженный лучами солнца. Его миссия в том, чтобы созвать птиц на предстоящую вечерю Божию. Она будет состоять в уничтожении птицами трупов убитых врагов Царства Божия. Враги собрались целым войском. Это собрание всех нечестивых нужно понимать так, что по премудрому промыслу Божию и Его всемогущему действию все нечестивые пред страшным судом будут отделены и испытают на себе то, что заслужили. По слову Апостола все живущие, дожившие до второго пришествия Господа, испытают изменение своих тел (1 Кор.15:51-52). Должны подвергнуться этому изменению и грешники, последователи антихриста. И если его изменение для праведников будет блаженным, спокойным и радостным, то для нечестивых оно будет мучительно. Ангельский призыв хищных птиц питаться трупами врагов Царства Божия есть указание на ужасы и страдания этих последних при окончательном перевороте.

Откр.19:18. чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих.

Откр.19:19. И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его.

Под воинством 19 ст. нужно разуметь крайнее напряжение и ycиление нечестия и боговраждебности пред пришествием Господа. Нечестивые уподобятся войску, выступившему на сражение и вызывающему Бога на борьбу с собою. Но коротка развязка этой долгой истории нечестия. Возмездие началось с тех, кто были виновниками человеческого нечестия последнего времени, – с антихриста и лжепророка. А так как их нечестие и их заслуженность вечных мучений будут для всех несомненны, то для них не будет даже и суда – они без суда будут живыми брошены в озеро огненное, геенну, на вечные мучения. Зверь-антихрист и его лжепророк первые получат возмездие, будут уничтожены духом уст Божиих и удалены с глаз остальных людей, собранных Господом для последнего суда. Страшное, мучительное изменение произойдет по приговору Божию: нечестивые (прочие) будут убиты мечом сидящего на коне, т. е. по действию всемогущества Божия и суда. Их прежние тела сделаются пищею птиц; в мучительном процессе они переродятся в новые, которые бы соответствовали предстоящим вечным мучениям, вечному ощущению непрерывающихся болей.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

19:1-10 Торжество непорочной невесты Агнца противопоставляется уничтожению развращенной лжецеркви (Вавилона).

19:1 аллилуйя! Хвалите Бога!

19:2 праведны. Оправданный Богом.

19:4 двадцать четыре старца и четыре животных. См. ком. к 4,4.6.

19:7 брак Агнца. Т.е. тесная связь, любовь и радость, царящие в отношения между Христом и Его народом. Брак - это осуществление изложенных в Писании обетований.

19:9 брачную вечерю. Вечеря Господня; в отличие от той, что предшествовала Его страданиям, это празднование полного воссоединения Христа и христиан.

19:10 свидетельство Иисусово... есть дух пророчества. Ангел выступает как сослужитель пророков (22,9). Иоанну был дан дух пророчества (22,6); он принимает свидетельство, даруемое ему Иисусом Христом (1,2; 6,9), и передает его Церкви (1,2). Служение Иоанна приравнивается к служению ангелов.

19:11-21 Эта последняя война - кульминация всех войн, которые вел Господь за Свой народ (Исх. 15,2; Втор, гл. 20; Авв. 3,8-15; Ис. 59,16-18; Иез, гл. 38; 39; Зах. 12,1-9; 14,3-5); она венчает победу, одержанную Христом на кресте (5,9.10; 12,10.11; Ин. 12,31; Кол. 2,15).

Этот фрагмент описывает шестой цикл судов, ведущих ко Второму пришествию (см. Введение: Характерные особенности и темы). В этом, как и в других, более поздних циклах, образы все больше сосредоточиваются на Втором пришествии Христа и на том, какие события непосредственно предваряют его. В этом цикле фактически все события являются частью Второго пришествия. Но в них - и это типично для книги Откровение - в полной мере проявляются принципы духовной борьбы, которые были действенны на всем протяжении истории Церкви (1 Ин. 5,4.5; Еф. 6,10-20). В конце истории Иисус Христос открывается как вечно сущий Бог (22,13; Евр. 13,8).

19:11 отверстое небо. В отличие от фрагмента 4,1, явление Бога с небес теперь открывается не только тайновидцу Иоанну, но и всему человечеству.