Преподобного Савватия Соловецкого (1435).
Преподобный
Савватий Соловецкий пришел в Кирилло-Белоезерский монастырь
в 1396 году, где принял иноческий постриг.
Там он подвизался
долгое время, беспрекословно исполняя все послушания.
Смирение, кроткая любовь к братии и строгая жизнь отличали
преподобного Савватия среди других подвижников. Вскоре он
стал тяготиться вниманием и уважением братии и приходивших
мирян и, узнав, что на Ладожском озере есть каменистый
остров Валаам, решил переселиться туда. Тяжко скорбя,
простилась братия Кирилло-Белоезерского монастыря со святым
старцем. На Валааме мирская слава также стала беспокоить
смиренного старца. Между тем преподобный узнал, что на
севере есть необитаемый Соловецкий остров; он стал просить у
игумена благословения поселиться там в уединении. Однако
игумен и братия не пожелали расставаться со святым старцем.
По указанию Божию преподобный Савватий ночью оставил
Валаамскую обитель и направился к берегам Белого моря. Когда
он узнал от местных жителей, что остров находится в двух
днях плавания, что на нем много озер и что на острове никто
не живет, он еще больше возгорелся желанием там поселиться.
Удивленные жители спрашивали убеленного сединами подвижника,
как он будет там жить и чем питаться. "У меня такой Владыка,
- отвечал преподобный, - Который и дряхлости дает силы
свежей юности, и голодных питает досыта". Некоторое время
преподобный Савватий оставался в часовне, стоявшей вблизи
устья реки Выги, в местечке Сороки. Там он встретился с
подвизавшимся в отшельничестве преподобным Германом, и они
вместе решили переселиться на остров. На утлой ладье,
помолившись Богу, старцы отправились по суровому морю и
через три дня достигли Соловецкого острова. Подвижники
поселились около Секирной горы, где водрузили крест и
поставили келлию. В суровых условиях Севера подвизались
старцы в течение нескольких лет и своими подвигами освятили
безлюдный остров. И здесь порой враг человечества - диавол
искушал святых старцев. Некий рыбак с женой, движимый
чувством зависти, прибыл как-то на остров и поселился
неподалеку от подвижников. Но Господь не допустил
утвердиться мирянам рядом со старцами. Жене рыбака явились
два юноши со светлыми лицами и высекли ее прутьями. Рыбак
испугался, быстро собрал вещи и поспешил вернуться на
прежнее место жительства. Однажды, когда преподобный Герман
отправился по келейным нуждам на реку Онегу, преподобный
Савватий, оставшись один, почувствовал приближение кончины и
обратился с молитвой к Богу, чтобы Он сподобил его
причаститься Святых Таин. За два дня преподобный доплыл до
материка и в десяти верстах от реки Выги встретил игумена
Нафанаила, шедшего в далекое селение причащать больного
крестьянина. Игумен Нафанаил обрадовался встрече с
преподобным, исполнил его желание и выслушал при этом
рассказ о подвигах на острове. Простившись, они условились
встретиться в храме на реке Выге.
Придя в храм, святой старец молитвенно благодарил Бога за
причащение; он затворился в келлии, находившейся при храме,
и стал готовиться к отшествию в вечные селения. В то время к
берегу пристал новгородский купец Иоанн и, поклонившись
святым иконам в храме, пришел к святому старцу. Получив
благословение и наставление, он предложил преподобному часть
своего богатства и был опечален, когда услышал отказ. Желая
утешить купца, преподобный Савватий предложил ему остаться
до утра и обещал благополучие в дальнейшем пути. Но Иоанн
спешил отплыть. Внезапно началось землетрясение и на море
поднялся шторм. Испугавшись, купец остался, а утром, войдя в
келлию для благословения, увидел, что старец уже
преставился. Вместе с подошедшим игуменом Нафанаилом они
погребли преподобного Савватия в часовне и составили
описание его жития. Это совершилось 27 сентября 1435 года.
Через 30 лет святые мощи преподобного Савватия были
перенесены преподобным Зосимой
(† 1478; память
30 апреля
по н.ст.) и братией
на Соловецкий остров и положены в Преображенском храме. В
1566 году мощи преподобных Савватия и Зосимы
были
перенесены в церковь, названную в их честь (совместная
память
21 августа
по н.ст.).
Мч. Каллистрата и дружины его: Гимнасия и иных (304).
Святой Каллистрат, родом из Карфагена. Дед святого Каллистрата Неоскор служил при императоре Тиверии в Палестине, под началом прокуратора Иудеи Понтия Пилата, и был свидетелем Крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа, Его мученической смерти и преславного Воскресения. Отец святого был христианином, он воспитал сына в вере и благочестии. Как и его отец, святой Каллистрат стал воином и выделялся среди соратников-язычников добрым поведением и кротким нравом. Ночами, когда все спали, он обычно вставал на молитву. Однажды спавший возле него воин услышал, что святой Каллистрат призывает Имя Господа Иисуса Христа, и донес об этом военачальнику. Тот призвал Каллистрата, допросил его и хотел заставить принести жертву идолам, на что святой ответил твердым и решительным отказом. Тогда военачальник приказал избивать святого, а затем, израненного, волочить по острым камням. Побои и пытки не сломили твердой воли и мужественного терпения страдальца. Мучитель велел зашить святого в кожаный мешок и утопить в море. Однако мешок Промыслом Божиим наткнулся на острый камень и разорвался, а святой Каллистрат, поддержанный дельфинами, вышел на сушу невредимым. Увидев такое чудо, 49 воинов уверовали во Христа. Тогда военачальник бросил святого Каллистрата вместе с уверовавшими воинами в темницу. Все они были подвергнуты перед тем бесчеловечному избиению. В заточении святой Каллистрат продолжал проповедовать воинам Слово Божие и укреплял их дух к мученическому подвигу. Призванные вновь к военачальнику, страдальцы твердо исповедали веру во Христа, после чего им связали руки и ноги и бросили в пруд. Но связывавшие их узы распались. Со светлыми лицами стояли святые мученики в воде, радуясь своему Крещению, которому сопутствовал мученический подвиг. Над их головами был виден прекрасный, светлый венец, и все услышали голос: "Мужайся, Каллистрат, со стадом твоим, и иди успокоиться в вечных селениях". Одновременно с этим знамением земля содрогнулась и стоявший невдалеке идол упал и разбился. Видя все происходившее, 135 других воинов также уверовали в Господа Иисуса Христа. Военачальник, боясь возмущения в войске, судить их не стал, а святого Каллистрата с дружиной опять заключил в темницу, где они горячо молились и благодарили Создателя, давшего им силу переносить страдания. Ночью по приказу военачальника мучеников изрубили мечами на части. Святые останки их погребли оставшиеся в живых 135 воинов, а впоследствии на месте их страдания, как и предсказывал святой мученик Каллистрат, была сооружена церковь.
Сщмч. Димитрия пресвитера
(1918).
Сщмчч. Германа, еп. Вольского, и Михаила
пресвитера
(1919).
Сщмч. Петра, митр. Крутицкого
(1937).
Сщмч. Феодора пресвитера
(1937).
Апп. от 70-ти Марка, Аристарха и Зины
(I).
Мц. Епихарии
(284-305).
Прп. Игнатия
(963-975).
Прпп. Сергия
(1392) и Никона
(1426)
игуменов Радонежских.
Св. Флавиана, архиепископа Антиохийского
(404).
Сщмч. Анфима Грузина, митр. Валахийского
(1716).
Св. Рахели схима монахини Бородинского монастыря
(1928).
Св. Барри ученика св. Кадока.
|
. .
Собор преподобных Оптинских старцев.
Прп. Льва Оптинского (1841).
Прп. Феофана, постника Печерского, в Ближних пещерах (XII). .
Сщмчч. Филарета Великанова и Александра Гривского пресвитеров (1918).
Ап.:
111 Если совершается служба блж. Максима, то на литургии – чтения дня и блаженного: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Мф., 10 зач., IV, 25 – V, 12.
Тропарь апостола Филиппа, глас 3: Апостоле святый Филиппе… (см. приложение 2)Кондак апостола Филиппа, глас 4: Язы́ков лове́ц пречу́дный/ и ученико́в Христо́вых собесе́дник,/ апо́столов предызбра́нный,/ Фили́пп днесь ми́ру исцеле́ний подае́т Бо́гатство,/ покрыва́ет от обстоя́ний того́ хва́лящия./ Тем согла́сно зове́м ему́:// спаса́й вся моли́твами твои́ми, апо́столе.Тропарь преподобнаго Феофана, епископа Никейского, глас 8: Правосла́вия наста́вниче, благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ вселе́нныя свети́льниче, архиере́ев богодухнове́нное удобре́ние,/ Феофа́не прему́дре, уче́ньми твои́ми вся просвети́л еси́, цевни́це духо́вная,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.Кондак преподобнаго Феофана, епископа Никейского, глас 2: Возгреме́в Христо́во Бо́жественное Воплоще́ние,/ безпло́тныя враги́ до конца обличи́л еси́,/ чу́дне Феофа́не./ Сего́ ра́ди вси ве́рно и благоче́стно вопие́м ти:// моли́ непреста́нно о всех нас.
Оптинская обитель имеет огромное духовное значение для жизни всей нашей Церкви, потому что эта земля, эти стены, этот воздух, эти пейзажи, все, что нас окружает, – все это наполнено Божией благодатью. И не потому, что здесь красивые места, и не потому, что архитектура храмов замечательная, а потому, что на этом месте совершался великий молитвенный подвиг тех отцов, которых мы с вами сегодня молитвенно прославляем. Благодать Божия имеет силу воздействовать не только на разумное, живое, но и на неживое, неразумное, потому что все это есть Божие творение. Бог имеет особое отношение к Своему творению и неведомым для человека образом поддерживает бытие и космоса, вселенной, и земли нашей. Но в определенных местах Божественная благодать, поддерживающая миропорядок, присутствует исключительным образом, и происходит это по причине особой связи с Богом, которую эти места имели в прошлом и имеют в настоящем.
Богослужебные указания ожидаются
В октябре этого года есть множество праздников, которые особенно почитают православные верующие. В этом календаре представлены наиболее важные и серьезные из них.
Православные церковные праздники в октябре
2017 года
1 октября 2017 года, воскресенье
— Икон Божией Матери Молченской («Целительница»), Старорусской.
3 октября 2017 года, вторник
- Вмч. Евстафия Плакиды, жены его Феопистии и чад их
8 октября 2017 года, воскресенье
- Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского
9 октября 2017 года, понедельник
- Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова
13 октября 2017 года, пятница
- Сщмч. Григория еп., просветителя Великой Армении
Этот праздник очень почитается православными христианами. Предание говорит, что на момент 1 октября 910 года во Влахернском храме Константинополя находились риза Богородицы, ее пояс и головной покров. Именно тогда город был окружен сарацинами. Жители в ужасе молились о спасении.
Святой юродивый Андрей увидел над толпой Царицу Небесную в окружении ангелов. Пресвятая Богородица распростерла Свой покров над всеми людьми в храме и над городом. Вскоре враг отступил. Божия Матерь всегда простирает свой молитвенный покров над всеми православными и просит Иисуса Христа о даровании вечного спасения.
В этот день на Руси всегда шли в храмы семьями, чтобы в молитве просить милости и заступления Богородицы.
Прп. Романа Сладкопевца
16 октября 2017 года, понедельник
- Сщмчч. Дионисия Ареопагита, еп. Афинского, Рустика пресвитера и Елевферия диакона
20 октября 2017 года, пятница
- Псково-Печерской иконы Божией Матери «Умиление»
22 октября 2017 года, воскресенье
- Ап. Иакова Алфеева. Корсунской иконы Божией Матери
23 октября 2017 года, понедельник
- Прп. Амвросия Оптинского. Собор Волынских святых
24 октября 2017 года, вторник
- Память святых отцов VII Вселенского Собора. Собор Оптинских старцев.
25 октября 2017 года, среда
- Перенесение из Мальты в Гатчину части Древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Иоанна Крестителя.
26 октября 2017 года, четверг
- Иверской иконы Божией Матери
27 октября 2017 года, пятница
- Мчч. Назария, Гервасия, Протасия, Келсия
28 октября 2017 года, суббота
- Димитриевская родительская суббота. Поминовение усопших.
28 октября 2017 года, понедельник
- Иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»
29 октября 2017 года, вторник
- Мч. Лонгина сотника, иже при Кресте Господни
30 октября 2017 года, среда
- Мчч. бессребреников Космы и Дамиана Аравийских. Икон Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» и «Избавительница»
9 октября 2017 года - Понедельник, 282 день 2017 года по григорианскому календарю. 9 октября соответствует 26 сентября юлианского календаря (по старому стилю).
Также читайте:
Установлены следующие памятные даты: