Силуанов антон, министр финансов. Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов. Биография, деятельность Силуанов сын

Хобби

Антон Германович - министр финансов России (занимает этот пост с 2011 года). В новом правительстве во главе с Дмитрием Медведевым занял пост первого вице-премьера (с 18 мая 2018 года).

Образование и служба в армии

В 1985 году окончил Московский финансовый институт по специальности «финансы и кредит». Владеет немецким языком.

В марте 1987-го был призван в армию, отслужил два года.

Трудовая деятельность

В августе 1985-го устроился на работу в Министерство финансов РСФСР, где на протяжении полутора лет трудился сначала экономистом, а затем старшим экономистом.

После армии, в мае 1989-го, вернулся в Минфин РСФСР. За время работы здесь сменил ряд должностей: был ведущим экономистом, экономистом 1-й категории, заместителем начальника подотдела, консультантом.

На протяжении февраля 1992-го являлся заместителем начальника отдела в Министерстве экономики и финансов Российской Федерации.

В феврале 1992-го его пригласили на пост замначальника отдела бюджетного управления Министерства финансов Российской Федерации. Затем работал в качестве замруководителя бюджетного департамента - начальником отдела, заместителем руководителя бюджетного департамента. С октября 1997-го по июль 2003-го руководил департаментом макроэкономической политики и банковской деятельности Минфина РФ. С 22.03.2001 г. - член коллегии Минфина.

С июля 2003-го по май 2004-го был заместителем министра финансов России. Затем до декабря 2005 года являлся директором департамента межбюджетных отношений Минфина, а следом занял пост замминистра финансов РФ.

С сентября 2011-го исполнял обязанности министра финансов России, а уже в декабре того же года стал министром. Занимает этот пост по настоящее время.

Являлся председателем совета директоров Агентства по страхованию вкладов (АСВ), на этом посту его сменила Эльвира Набиуллина.

28 апреля 2017 года на заседании наблюдательного совета ВТБ избран председателем наблюдательного совета банка.

7 мая 2018-го выдвинутый на должность председателя нового правительства Дмитрий Медведев на встрече с фракцией «Единой России» в Госдуме предложил его кандидатуру на пост первого вице-премьера, курирующего экономику и финансы.

18 мая 2018 года утвержден первым вице-премьером правительства - министром финансов РФ. Отвечает за весь комплекс вопросов финансово-экономической политики, в том числе национальный проект по развитию малого и среднего бизнеса и поддержке предпринимательской инициативы.


Имя: Антон Силуанов (Anton Siluanov)
День рождения: 12 апреля 1963 (54 года)
Место рождения: г. Москва
Вес: 85 кг
Рост: 178 см
Знак Зодиака: Овен
Восточный гороскоп: Кролик
Деятельность: политик, министр финансов РФ

Биография Антона Силуанова

Антон Германович Силуанов – экономист, политик. Настоящий «финансовый карьерист», в свои 48 лет он уже достиг головокружительного пика карьеры, став главой Минфина России. Он сочетает государственную службу с успешной политической деятельностью, занимается экономической наукой и преподает в Финансовом университете.

Силуанов Антон Германович

Детство Антона Силуанова

Антон Германович родился в семье профессиональных финансистов. Мать, Янина Николаевна, была сотрудницей ведущего экономического издательства, сейчас она продолжает трудиться в редакционно-издательском отделе Государственного университета Минфинансов РФ. Отец – Силуанов Герман Михайлович – занимал должность в Минфине СССР, ушел на заслуженный отдых в 1996 году.

С детства Антон часто слышал разговоры, связанные с финансами, эта тема ему была близка, поэтому когда вопрос встал о будущей профессии, он без раздумий выбрал финансовый факультет МФИ.

Здесь он, будучи старательным студентом, ездил с однокурсниками на картошку, посещал собрания, исполнял общественные поручения. Несмотря на выдающуюся активность, юноша учился на «отлично». Антон с первого курса пошел работать в стройотряд, а чуть погодя поехал на БАМ. Будущего финансиста манили не деньги, а «магистраль» приключений.

В 1987 году, после окончания института, Антон пошел служить в армию. В своей части, которая была под началом КГБ, он на протяжении двух лет исполнял обязанности начфина. Занимаясь финансовым обеспечением, Силуанов вел кассу, начислял зарплату солдатам и, в тоже время, исполнял обязанности дежурного по части. Закончил службу он в звании старшего лейтенанта.

Карьерный рост Антона Силуанова

Еще будучи студентом 5 курса, Антон попросился по распределению в Министерство финансов, несмотря на то, что зарплата там была изначально невысокая, а работа достаточно нудная. С 1985 по 1987 год он занимал должность экономиста, затем – старшего экономиста. Демобилизовавшись из армии, Силуанов продолжил свою трудовую деятельность в указанном учреждении. С 1989 года по 1992 год, являясь ведущим экономистом организации, он стал заместителем начальника подотдела, консультантом Минфина РСФСР.

Уже в 29 лет Антон Силуанов получил должность замначальника отдела Минфина и до 2011 года продолжал свой карьерный рост, занимая руководящие должности на различных уровнях, вплоть до заместителя Министра финансов РФ.

Антон Силуанов

В сентябре 2011 года Антон Германович Силуанов был назначен исполняющим обязанности Министра финансового ведомства, а с декабря этого же года указом премьера-министра Владимира Путина по согласованию с президентом Дмитрием Медведевым назначен Министром финансов РФ. Заняв место предыдущего министра финансов Алексея Кудрина, Силуанов представлял Россию в качестве управляющего в Международном валютном фонде (МВФ), во Всемирном банке.

Министр Антон Силуанов о сокращение бюджета в 2015 году

Должность Минфина РФ Антон Германович Силуанов занял в непростое для страны время. Разделяя взгляды своего предшественника, бывшего Министра финансов Алексея Кудрина, он не одобрял уровень финансовых затрат на военные нужды установленный на сегодняшний день.

Антон Силуанов. Эксклюзивное интервью

Будучи человеком аналитического ума, Силуанов поддерживал жесткую денежную политику и вместе со своей командой работал над восстановлением инновационного уровня рейтинга России. В январе 2015 года он был утвержден на должность члена наблюдательного совета главного финансового центра страны – Сбербанка России.

Работая в сфере государственного управления, Антон Германович находил время и для научной деятельности. Являясь доктором экономических наук, с января 2013 года он курировал финансово-экономический факультет ФУ при правительстве РФ в должности декана.

Антон Силуанов: пенсии в 2016 году разморозят

Будучи членом многочисленной партии «Единая Россия», с мая 2012 года он вошел в состав Высшего Совета партии.

Профессионализм Антона Силуанова был отмечен высшими государственными наградами: Почетной грамотой и Благодарностями Президента и Министерства финансов, орденами III и IV степени за заслуги перед Отечеством.

Семья Антона Силуанова

Антон Силуанов не говорит о личной жизни много, вполне справедливо считая ее «частным делом». Известно, что он женат, воспитывает шестнадцатилетнего сына Глеба. Деятельность его супруги также связана с финансовой сферой.

В списках «Forbes» за 2015 год Антон Силуанов оказался на 16 месте в двадцатке богатейших семей Кремля. Доход его семьи – 38,019 млн. рублей, личный доход – 36,386 млн. рублей. Силуановы являются владельцами нескольких квартир, расположенных в различных районах столицы, часть которых была приобретена, а часть досталась по наследству.

Министр Антон Силуанов

Антон Германович – примерный семьянин. В интервью с одним из журналистов «Вестей» он сказал, что почти каждые выходные со своими близкими ужинает в ресторане, где предпочитает заказывать средиземноморские блюда.

Своим достатком семья не кичится. По некоторым данным известно, что Силуанов от своего сына Глеба требует скромности, чтобы он не «выделялся» среди сверстников.

Антон Силуанов сегодня

В феврале Антон Силуанов вместе с Дмитрием Ливановым и Александром Хлопониным покинул ряды Высшего совета «Единой России» в связи с обновлением состава.

Антон Силуанов, возраст которого составляет 52 года, является российским политиком и экономистом. Последние четыре года он возглавляет российский Минфин и представляет интересы РФ в международных финансовых организациях: МВФ и Мировом банке.

Происхождение и годы учебы

Где родился Антон Силуанов? Биография его началась в Москве в 1963 году, в семье ответственного работника тогда еще союзного Минфина. Так что можно сказать, что Силуанов - потомственный финансист. О детских годах и юности нынешнего министра ничего не известно, ведь до своего назначения он был абсолютно непубличной фигурой. Но согласитесь, что трудно не предположить решающего влияния отца на выбор Антона пойти по его стопам и поступить после окончания школы на специальность «Финансы и кредит» в Московский финансовый институт, который он благополучно окончил в 1985 году.

Многих интересует вопрос «какова же национальность Антона Силуанова?». При чисто русской фамилии и отсутствии ярко выраженных еврейских черт во внешности зачастую можно встретить голословные обвинения в принадлежности его к еврейскому народу (как будто это преступление!). Муссируется имя его матери, Янины Николаевны (вспомните очаровательную белоруску Янину Жеймо - исполнительницу роли Золушки в классической советской киносказке), или отца, Германа Михайловича (кстати, преподобный Герман - один из основателей Валаамской обители). Конечно, какой-нибудь любитель физиогномики и может отыскать во внешности Силуанова какие-то признаки наличия "еврейской крови" (подобные ревнители "национальной чистоты", наверное, и Пушкину отказали бы в праве называться русским), но сам он никогда и нигде не упоминает об этом и не участвует в работе ни одной из многочисленных еврейских общественных организаций.

С августа 1985 года по март 1987 года Антон Германович Силуанов служил экономистом, а затем старшим экономистом Минфина РСФСР. В марте 1987 года он был призван в ряды Советской Армии. Вообще-то это весьма примечательный факт его биографии. Наверняка служащий центрального органа госуправления, да еще и при наличии высокопоставленного отца в той же системе Минфина мог бы, что называется, «отмазаться» от армейской службы. Но будущий российский министр финансов Антон Силуанов предпочел честно, как и миллионы других его соотечественников, тянуть два года армейскую лямку (пусть и в войсках КГБ, и в должности начфина части), что на взгляд автора весьма положительно его характеризует.

Вернувшись со службы в мае 1989 года, он вплоть по январь 1992-го продолжил свою карьеру в Минфине РСФСР, пройдя менее чем за три года путь от старшего экономиста до замначальника подотдела и консультанта Министерства финансов.

Карьера в 90-е годы

Как устроился в новой России Антон Силуанов? Биография его оказалась неразрывно связанной с Минфином. Сразу после распада Советского Союза новые российские власти обуял реформаторский раж. Не осталась вне поля их преобразований и финансовая система государства. Так, уже в ноябре 1991 года было решено объединить Минэкономики и Минфин РФ с одновременной ликвидацией Минфина СССР (а ведь еще сидел в Кремле Президент СССР Михаил Горбачев!). Новое ведомство получило наименование Минэкономфин. Антон Германович Силуанов был назначен в нем на должность замначальника отдела.

Однако просуществовало новорожденное министерство всего три месяца и в феврале 1992 года было вновь разделено на Минэкономики и Минфин. Вполне естественно, что наш герой остался работать в последнем. С февраля 1992 года по октябрь 1997 года он был замначальника отдела управления бюджетами, затем замначальника департамента бюджетов и наконец стал начальником этого департамента.

Интересный факт заключается в том, что вместе с Антоном Силуановым в то время в Минфине работал и его отец, Герман Силуанов, который в 1996 году был замначальника департамента кредита и денежного обращения. Вскоре этот департамент слили с другим, занимавшимся политикой в области макроэкономики, так что образовался новый департамент макроэкономики и банков, который и возглавил Антон Силуанов. Биография его в 90-е годы на этом достигла своего карьерного пика.

Следует отметить, что в 1994 году он получил степень кандидата экономических наук, защитив диссертацию, в которой исследовал принципы государственной бюджетной политики при замене централизованной экономики рыночной.

Российский Минфин как питомник руководящих кадров

Проработав все «лихие 90-е» в стенах этого ведомства, Антон Силуанов, вероятно, избежал многих соблазнов и опасностей, которые грозили его сверстникам, вступившим на скользкую дорожку российского бизнеса в то время. Работники Минфина просто делали свое дело при всех переменах российской действительности, которые происходили за окнами их здания. Страну сотрясали дефолты, забастовки, политические кризисы, даже две чеченские войны, и несмотря на все это, финансисты продолжали корпеть над своими сметами, распределяя по регионам скудный российский бюджет.

При этом Минфин вырастил целую плеяду руководителей, которые сумели проявить себя в целом ряде других областей. Так, в его коридорах нашли друг друга Татьяна Голикова и Через пост руководителя Минфина к премьерскому креслу прошли и Михаил Касьянов. «Зарисовался» на посту министра финансов и непотопляемый при всех российских переменах ныне пестующий молодую российскую наноиндустрию. А уж сколько вышло из недр Минфина известных банкиров, вроде нынешнего президента ВТБ 24 Михаила Задорнова, и не счесть.

Вот с какими знаменитыми людьми наверняка пересекался нынешний глава Минфина Антон Силуанов.

Карьера в новом тысячелетии

22 марта 2001 года Силуанов вошел в коллегию Минфина. С июля 2003 года по май 2004 года он был заместителем министра финансов В его задачи входило курирование отношений между бюджетами субъектов федерации. В мае того же года в министерстве был создан специализированный департамент по этим вопросам (межбюджетных отношений), который возглавил Силуанов. С декабря следующего года он вновь занял кресло замминистра, курирующего отношения между бюджетами.

Вообще эта сфера считается в финансовых кругах специализацией Силуанова. Дело это весьма хлопотное, с очень сильной добавкой политики к обычной бухгалтерии (в масштабах не предприятия, а государства, конечно же). Судите сами, читатель. В РФ аж 85 равноправных субъектов. И власти каждого из них норовят использовать свои бюджеты, как им заблагорассудится, аргументируя свои затраты нуждами региона. Субъекты стремятся вступать во взаимоотношения, минуя федеральный центр, ведь они могут находиться рядом географически, но, образно говоря, «за полсвета» от Москвы. К сожалению, люди к власти на местах приходят разные (недавняя история с руководством республики Коми, дружно пересевшим из начальственных кресел на тюремные нары, очень наглядно это подтвердила). Так что из федерального центра за этими транзакциями нужен, что называется, глаз да глаз. И таким «оком государевым» и был Антон Силуанов. В этом качестве, зная все подковерные ходы региональных властей, он часто сопровождал премьера Путина в поездках по стране. При этом депутаты Госдумы, в частности, из фракции «справедливороссов», отзываются о нем как о честном человеке, не замеченном в лоббировании чьих-либо коммерческих интересов.

Отставка Кудрина

В сентябре 2011 года, после того, как окончательно стало ясно, что новым премьером станет Дмитрий Медведев, со своего поста ушел министр финансов Алексей Кудрин. Он, правда, пытался представить свой уход следствием неких принципиальных разногласий с высшим российским руководством, упирая на недопустимость чрезмерного (по его мнению) повышения военных расходов (интересно, стал бы сегодня Кудрин использовать тот же аргумент?). Но любому мало-мальски понимающему расклад сил в новой конфигурации российской исполнительной власти было ясно: Кудрин слишком привык работать напрямую с Путиным, либо президентом, либо премьером. А подстраиваться под нового премьера, да еще с президентским опытом он не захотел (или не смог).

Назначение на министерский пост

В результате 27 сентября 2011 года премьер-министр России Владимир Путин назначил Силуанова и.о. министра финансов РФ. При этом первый вице-премьер Правительства РФ принял на себя обязанности Кудрина в качестве заместителя премьер-министра, ответственного за экономический блок. Так что Силуанову достались из сферы обязанностей и полномочий Кудрина только российские финансы. Он также заменил своего предшественника на министерском посту в совете управляющих МВФ, Всемирном банке и в антикризисном совете ЕврАзЭС.

Заняв пост премьер-министра в декабре 2011 года, Дмитрий Медведев назначил Силуанова на пост руководителя Минфина на постоянной основе

Деятельность в качестве министра финансов

Как проявил себя на новом высоком посту Антон Силуанов? Биография его (уже министерская) в первые два года работы складывалась вполне нормально. Цены на нефть и газ позволяли сводить бюджет без дефицита, так что вроде бы все было ничего. Правда, была одна загвоздка. Вступив в должность Президента РФ в 2012 году, Владимир Путин издал серию указов, известных в народе как «майские» и направленных на обеспечение повышения уровня жизни граждан РФ, прежде всего работников бюджетной сферы: учителей, врачей, преподавателей. То есть президенту было мало бездефицитного бюджета, он требовал увеличения расходов на социальные нужды и обращал это требование конкретно к Минфину, т. е. к Силуанову. Однако выполнение «майских» указов оказалось непосильным для финансовой системы страны, и Силуанов неоднократно заявлял о необходимости их отсрочки, вызывая недовольство президента и упоминание с его стороны о "публичной политической персональной ответственности".

Неизвестно, чем бы закончилось для Силуанова это постоянное затягивание с выполнением президентских предвыборных обещаний, но в начале 2014 года грянули украинские события, за которыми последовало присоединение Крыма, санкции Запада, потом война в Донбассе, ужесточение санкций, и всем в России стало ясно, что в ближайшие годы в стране будет «не до жиру». Тема выполнения «майских указов» естественным образом сошла не нет, но жить легче Силуанову не стало. Ведь российский бюджет стал дефицитным (два года подряд дефицит его свыше 2,5 трлн. рублей). Для покрытия этого дефицита Силуанову пришлось опустошать созданный в свое время Кудриным.

Осенью этого года Силуанов забил тревогу. Он во всеуслышание заявил, что в текущем году размер Резервного фонда сократится более чем вдвое, а в следующем году его средства исчерпаются. А что дальше - сокращение социальных выплат? Пока ответа нет, но премьер Медведев в своем интервью российским телеканалам в декабре текущего года поспешил успокоить россиян, назвав Силуанова «плохим полицейским», а себя - хорошим, намекая на то, что Антон Германович сгущает краски. Хотелось бы в это верить.

По каким еще вопросам, касающимся большинства россиян, высказывался Силуанов Антон? Пенсионный возраст, по его мнению, неизбежно придется повышать, и чем скорее это произойдет, тем лучше. Мнение, конечно, спорное, но нужно учитывать, что россияне уходят на пенсию чуть ли не раньше всех в мире.

Несколько слов о личной жизни министра

Жена Антона Силуанова также работает в финансовой сфере. У них есть 16-летний сын Глеб. Силуановы любят по выходным обедать в хорошем ресторане, отпуск проводят во французском Куршевеле.

ТАСС-ДОСЬЕ. 18 мая 2018 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев предложил президенту РФ Владимиру Путину список членов нового правительства. Глава государства согласился с предложенными кандидатурами. Первым заместителем председателя правительства РФ - министром финансов РФ будет назначен Антон Силуанов.

Антон Германович Силуанов родился 12 апреля 1963 г. в г. Москве. Отец - Герман Михайлович, работал в министерствах финансов СССР, РСФСР и РФ, до 1996 г. занимал должность заместителя начальника департамента кредита и денежного обращения Минфина. Мать - Янина Николаевна, была сотрудником издательства "Финансы и статистика", затем - редакционно-издательского отдела при Государственном университете Министерства финансов РФ.

В 1985 г. окончил Московский финансовый институт (ныне - Финансовый университет при правительстве РФ) по специальности "финансы и кредит".

В 1994 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук по теме "Бюджетная политика государства в условиях перехода к рыночным отношениям. На примере Российской Федерации".

Доктор экономических наук. В 2012 г. в Башкирской академии государственной службы и управления при президенте Республики Башкортостан защитил диссертацию на тему "Межбюджетные отношения в условиях развития федерализма в России".

С августа 1985 г. по март 1987 г. - экономист, старший экономист Министерства финансов РСФСР.

В 1987-1989 гг. проходил срочную службу в войсках Комитета государственной безопасности СССР.

С мая 1989 г. по январь 1992 г. - ведущий экономист, экономист 1-й категории, ведущий экономист, заместитель начальника подотдела, консультант Министерства финансов РСФСР.

В феврале 1992 г. - заместитель начальника отдела Министерства экономики и финансов РФ. В том же месяце на базе ведомства были созданы Министерство экономики и Министерство финансов РФ.

С февраля 1992 г. по октябрь 1997 г. - заместитель начальника отдела, заместитель руководителя - начальник отдела, заместитель руководителя Бюджетного управления (затем - одноименного департамента) Министерства финансов РФ (Минфин России).

С октября 1997 г. по июль 2003 г. - руководитель Департамента макроэкономической политики и банковской деятельности Минфина России.

С 24 июля 2003 г. по 17 мая 2004 г. занимал должность заместителя министра финансов РФ Алексея Кудрина, курировал вопросы межбюджетных отношений и макроэкономической политики.

С мая 2004 г. по декабрь 2005 г. - директор Департамента межбюджетных отношений Минфина РФ.

С декабря 2005 г. по сентябрь 2011 г. - заместитель министра финансов РФ Алексея Кудрина.

С 27 сентября по 16 декабря 2011 г. - и. о. министра финансов РФ. С 16 декабря 2011 г. был министром финансов РФ. В 2011-2012 г. работал в правительстве Владимира Путина. Сохранил свой пост в правительстве Дмитрия Медведева, которое было сформировано в мае 2012 г.

С января 2013 г. одновременно с работой в министерстве занимает должность декана финансово-экономического факультета Финансового университета при правительстве РФ.

Председатель совета директоров Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (с 2011 г.). Также с декабря 2011 г. возглавляет Национальный финансовый совет (до сентября 2013 г. - Национальный банковский совет).

Управляющий от РФ в Международном валютном фонде, Международном банке реконструкции и развития и Многостороннем агентстве по гарантиям инвестиций (с января 2012 г.).

Полномочный представитель РФ в совете Евразийского банка развития (с сентября 2012 г.).

Председатель Национального совета по обеспечению финансовой стабильности (с 15 июля 2013 г.).

Сопредседатель трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений (от правительства РФ. с 16 сентября 2013 г.).

Входил в высший совет партии "Единая Россия" (с мая 2012 г. по февраль 2016 г.).

Член попечительского совета Фонда развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд "Сколково").

Управляющий от России в Новом банке развития БРИКС (с июля 2015 г.).

Председатель наблюдательного совета Банка ВТБ (с апреля 2017 г.), ПАО "Алроса" (с июля 2015 г.).

Член наблюдательных советов госкорпорации "Ростех" (с сентября 2014 г.), Внешэкономбанка (с ноября 2011 г.), совета директоров АО "Российский экспортный центр" (с июля 2016 г.).

Общая сумма декларированного дохода за 2017 г. составила 25 млн 92 тыс. руб. Доходы супруги в декларации не указывались.

Действительный государственный советник РФ I класса (2008).

Награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV и III степеней (2011, 2013), медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" I степени (2007). Имеет Почетную грамоту (2010) и три благодарности президента РФ (2002, 2012, 2016). Также отмечен Почетной грамотой правительства РФ (2009).

Владеет немецким языком.

Женат. Сын Глеб (род. 1999), студент Финансовой академии при правительстве РФ.

Брат, Всеволод (род. 1976), работает в Министерстве финансов РФ.

14:46 — REGNUM Поступками человека управляет его прошлое.

Какой жизненный опыт аккумулирован в личности Антона Силуанова, будущего первого заместителя председателя правительства?

Став министром финансов России, защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора экономических наук в 2012 году, применив и служебные знания.

Тема диссертации — «Межбюджетные отношения в условиях развития федерализма в России».

Кажется, масло масляное. Развитие федерализма в диссертации рассматривается как развитие бюджетного федерализма, а это и есть отношения между федеральным, региональными и муниципальными бюджетами. Вот, и получается: межбюджетные отношения в условиях развития межбюджетных отношений. Масло масляное. И в чём, спрашивается, проблема?

Но не всё так просто.

В мире немало государств-федераций с вертикально-территориальным разделением властей со своими бюджетами. Понятие бюджетный федерализм было придумано для констатации и обобщения именно этого факта и в надежде на то, что реальный бюджетный федерализм когда-нибудь перестанет быть средоточием внутренних конфликтов и скрытых противоречий.

Пока это мечта. На деле даже на бумаге не получается так распределить полномочия и обеспечить их деньгами (доходными источниками), чтобы общефедеральные обещания человеческих благ овеществились в каждом российском муниципалитете, а деньги не растерялись по дороге к местному бюджету.

Поэтому можно записать в актив А. Силуанова как ученого министра его попытку лично проанализировать опыт зарубежного бюджетного федерализма и лично сформулировать «направления совершенствования российских межбюджетных отношений с учетом развития отечественной модели бюджетного федерализма и циклических колебаний экономической конъюнктуры».

Такова цель докторской работы.

Совершенствование межбюджетных отношений, оказывается, это нечто, не влияющее на развитие бюджетного федерализма, а лишь учитывающее его российскую модификацию.

По идее, надо бы так разрабатывать проблему, чтобы научно обоснованные изменения в межбюджетных отношениях укрепляли бы бюджетный федерализм в России, усиливали и расширяли возможности его участников на всех уровнях власти и управления. В интересах роста благосостояния граждан.

Иначе получается совершенствование межбюджетных отношений ради их усовершенствования, с потерей мыслимого результата уже на старте.

В итоге цель смещается с результата на процесс.

Ничего удивительного в таком концептуальном разрыве нет. Многие российские государственные документы и федеральные законы структурно верные, но концептуально разорванные. Есть цели, есть задачи, есть показатели их достижения, но между собой все они весьма слабо связаны или не связаны вовсе.

Можно взять любую государственную программу Российской Федерации и обнаружить в ней не одну-единственную цель, соответствующую названию программы, а множество целей. Куда же бьет такая многоцелевая установка: по цели или по квадрату? Ответ ясен — по пространству, а не по месту.

Министерство финансов является ответственным исполнителем государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков». Цель программы изложена в одном предложении, что создает внешнее впечатление о том, что она — единственная. Однако внутри формулы зашито сразу несколько целей:

— обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджетной системы;

— обеспечение ее устойчивости во времени и пространстве;

— повышение качества управления государственными финансами;

— повышение качества правового регулирования финансового рынка.

А. Силуанов соединил все это в один абзац: обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, повышение качества управления государственными финансами и правового регулирования финансового рынка, и назвал целью государственной программы.

Минфин и его подведомственные структуры являются единственными участниками этой программы. Спрашивается — а зачем вообще правительству России эта программа, которая носит узковедомственный и методический характер, а цели — с таким ускользающим горизонтом? Что ни сделаешь, еще больше предстоит сделать.

Гипотетический ответ таков: программа нужна для того, что завести под нее пока излишние бюджетные средства, которые в случае необходимости могли бы быть использованы на самые различные вневедомственные цели. Потому что эта госпрограмма — по определению самого Минфина — носит обеспечивающий характер. Что обеспечивающий? Саму себя, поскольку под другие госпрограммы, направления, проекты деньги тоже выделяются.

В диссертации А. Силуанова смущает также то, что из 222 пунктов библиографии шестьдесят восемь — это ссылки на федеральные законы, приказы и письма министерства финансов России, что к научным доказательствам не имеет никакого отношения.

Такой вот парадокс: деньги счет любят, а слова уплывают в бесконечность смыслов. Перенос фактического, а не заявленного в автореферате методологического подхода к разработке проблемы на управление правительством может оказаться непродуктивным в деятельности первого заместителя премьера.

Научная модель не прогностична для самого министра.

Для него и для вновь назначенных в 2017 году губернаторов оказалось новостью и загадкой — откуда взялись скелеты в бюджетном шкафу субъектов Российской Федерации в виде объемных коммерческих кредитов. В то время, когда правительство всё сделало для выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

2 триллиона 300 миллиардов рублей — таков долг субъектов Российской Федерации. Это и коммерческие долги, и просроченная задолженность бюджетных организаций (школ, больниц, высших учебных заведений). У полутора десятков регионов сумма долга составляет до ста процентов от величины годовых доходов, у тридцати — до восьмидесяти процентов. Еще у тридцати — менее 50% от доходов.

Министр финансов теперь надеется снизить долю коммерческого долга до 50 процентов от объёма налоговых и неналоговых доходов хотя бы к 2020 году. Нужна инвентаризация, после которой состоится перераспределение — «более адресное» — объёма межбюджетных трансфертов.

Таков опосредованный (или непосредственный?) результат реализации государственной программы «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков».

Как первому вице-премьеру Силуанову уже нельзя будет наступать на грабли бюджетной необеспеченности региональных и муниципальных полномочий, которые уже переданы по вертикали вниз, но не подкреплены ресурсами. Придется либо нарастить бюджетно-трансфертную подпитку, либо изъять не обеспеченные ресурсами полномочия. В худшем случае — проблемы будут нарастать, как снежный ком. И никакого прорывного развития на уровне субъектов Российской Федерации не случится.

Справедливости ради следует сказать, что ситуация в регионах гораздо лучше, чем раньше. В 2013 году дефицит бюджетов субъектов Российской Федерации составлял десять процентов от их собственных доходных источников. А в прошлом году он оказался минимальным.

Минфин озаботился также тем, чтобы миграция налоговой базы не приводила к потере региональной самодостаточности, а регионы имели устойчивую доходную базу и были стимулированы на развитие экономического потенциала. О мерах, обеспечивающих лучшую ситуацию, мы узнаем вскоре после формирования нового кабинета министров.

Всякая система хороша, если Минфин знает, чем она плоха

А. Силуанов считает, что министерство всегда находится на острие экономики, а его специалисты очень высоко квалифицированы и справедливо экипированы и во многом лучше разбираются в тех или иных отраслях, чем отраслевые ведомства. С его коллегами из Минфина считаются все отраслевые ведомства.

Сам министр в среднем ежемесячно получает зарплату, в три раза превышающую премьерскую. Примерно 1,7 миллиона рублей.

Дарья Антонова © ИА REGNUM

В силу привычки или речевой фигуральности министр использует ленинское выражение о том, что политика есть концентрированное выражение экономики.

На самом деле в правительстве Силуанова-Медведева не экономика будет определять политику и не политика определит экономику. И экономику, и политику отцентрирует бюджет.

Так сложилось или так сложили?

Председатель думского бюджетного комитета А. Макаров с трибуны Госдумы уже доказал, что нас спасет только бюджетная стратегия, потому что качество экономического прогноза у нас никакое. Прогноз социально-экономического развития может пять раз меняться в течение года. Даже в тот момент, когда закон о федеральном бюджете уже находится в Государственной думе.

Он прав, когда говорит, что у нас очень много стратегий, и очень многие уже научились стратегии писать и даже потом отчитываться о том, как их хорошо написали, а в общем-то, эффективность этих стратегий мала.

Это касается государственного программирования в целом. Поэтому функцию главного арбитра в процессе интеграции стратегических замыслов, бюджетирования и управления в стратегическом документальном хаосе вынужденно продолжает исполнять Минфин.

Раньше проектированию федерального бюджета предшествовало Бюджетное послание президента Российской Федерации. После прошлогодних очередных исправлений Бюджетного кодекса основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации разрабатывает и представляет в правительство исключительно Минфин.

Минфин ежегодно получает бюджетные запросы на следующий год и последующий плановый двухлетний период из министерств и ведомств и затем рассылает министерствам «возвратное» распределение бюджетных ассигнований по государственным программам. Что это такое?

Это означает, что в Минфине проанализировали бюджетные запросы ведомств, переоценили их и «возвратили» в виде предельных цифр на согласование министрам. Если министерство не согласно, то далее составляется перечень несогласованных вопросов и направляется в Минфин.

Арбитром — в случае несогласия министерств и ведомств с корректировкой Минфина — является правительство. Но такие случаи, когда разногласия с минфиновскими чиновниками выносились бы на уровень премьера, если и бывают, то очень редко.

Получается, что цели, задачи отраслевой деятельности и необходимый ресурс для их достижения рецензируются и оппонируются в финансовом ведомстве, как будто именно там определяются приоритеты в социально-экономическом развитии страны. По закону — так быть не должно. На практике — получается так, как получается.

Минфин не корректирует цели и задачи министерств, оставляя их на усмотрение ведомства. Может, даже не вчитывается в них. Просто по своему (методическому?) усмотрению применяет два из четырех действия из таблицы умножения.

Поэтому будущее назначение А. Силуанова первым заместителем председателя правительства — скорее формализация его фактического места в правительственной системе управления планирования, прогнозирования и управления. Возможно, на этом этапе истории российского государства это правильно.

Если синтезировать мысли из публичных выступлений А. Силуанова самого последнего времени, то получится следующая программа действий первого экономического вице-премьера.

Сохранится бюджетное правило, суть которого в сохранении расчетной величины цены на нефть и сдерживании инфляции. По мнению министра, это не только мера для сохранения резервов и формирования подушки безопасности для бюджета, но и прогнозируемость того, что у нас не будет рисков повторения кризисов, которые были в последние годы. Потому что кризисы в основном были связаны с бюджетом. Снижались цены на нефть, соответственно снижались и доходы, расходы не финансировались, всё «резали», дефицит увеличивался, высокая инфляция, дестабилизация курса и так далее. Собственно, так всегда шло развитие кризисов. И в этом году мы оцениваем до 3% ВВП дополнительные валютные поступления с нефтегазовых доходов в резервы.

У нас сократилась доля расходов на оборону. Доля расходов на здравоохранение, на человеческий капитал, наоборот, увеличилась. Силуанов считает, что одна из ключевых задач — это улучшение инфраструктуры. Очевидно, что без этого роста экономики не будет. Это и дороги, и авиасообщение. Особенно в восточной части нашей страны, на Дальнем Востоке. Из Владивостока в Хабаровск только через Москву можно добраться. Это же совершенно недопустимо. Поэтому вопрос инфраструктуры, очевидно, будет являться одним из приоритетов следующих бюджетных планах.

То же самое — вложение в человеческий капитал. Нам нужно вовлекать больше населения (особенно уязвимые группы) в активные производственные процессы. С другой стороны — населению должно быть доступно лучшее качество услуг независимо от того, в Москве вы находитесь или в любой другой точке нашей страны. И здесь есть отставание. Нам эти вопросы нужно подтягивать.

Какие могут быть источники? В первую очередь, конечно, это налоги. И совершенствование администрирования, что сокращает и теневой сектор. Оттуда будут браться деньги для приоритетов. Таким образом, изменения налоговой системы и улучшение администрирования — основные доходные источники для манёвра.

Мы должны создать у себя такой климат, который был бы более либеральным, более привлекательным, чтобы нивелировать влияние тех ограничений, которые вводятся в отношении России. Здесь и налоги, валютная либерализация, улучшение конкуренции, в том числе уменьшение доли госсектора и улучшение положения компаний (не госкомпаний, которые сегодня во многом доминируют в тех или иных секторах). Поэтому вопрос валютного контроля и валютного регулирования — один из важных в повестке дня.

По таможне: к 2020 году будет создано несколько центров электронного декларирования, которые позволят без контактов с работником таможенной службы оформлять таможенные грузы, оформлять экспорт и импорт участников внешней экономической деятельности. Такое дистанционное взаимодействие с таможней снизит и административные издержки, и коррупционные риски. Это, в конечном счете, улучшит администрирование. Все это делается для того, чтобы нормальные добросовестные компании могли работать с меньшими издержками и приносить больше доходов.

Как будет на самом деле — увидим.