Лицензия банка — как выдают и зачем она банку?
Чтобы начать работать как банк, каждое учреждение должно получить специальное разрешение – банковскую лицензию. В отсутствии ее невозможно проведения ни одной транзакции, даже самой простейшей.
Лицензия для банка – это разрешение, выдаваемое ЦБ учреждению, намеренному заниматься финансовым бизнесом. В этом документе прописаны все операции, которые разрешены к проведению данной организацией, и разрешенная валюта. Время действия разрешения не имеет определенных рамок, но ЦБ РФ может отозвать ее на законных основаниях.
Наличие разрешения свидетельствует о том, что клиенты защищены от недобропорядочного отношения к себе или обмана. Совершение кредитно-финансовых операций без полученных разрешений приводит к тому, что фин. учреждение будет оштрафован на крупную сумму или ликвидирован.
Все документы, которые выдает ЦБ, фиксируются в едином реестре, который публикуется раз в год в Вестнике Банка России.
Этот документ подтверждает способность учреждения проводить финансовые транзакции. Проверку проводит ЦБ РФ после подачи организацией всех документов на запрос лицензионного документа. Получение его и прохождение всех этапов проверки занимает много времени (в пределах 1-3 лет). Организация, которая пройдет проверку и докажет, что она способна осуществлять банковские операции, получает этот документ.
Для клиентов наличие официального разрешения от ЦБ свидетельствует о надежности учреждения. Все их запросы будут проводиться согласно закону и в установленном порядке. При возникновении чрезвычайных ситуаций, клиент всегда может обратиться к правовым органам для решения проблемы..
На территории страны выдачей лицензий и их отзывом занимается исключительно Центральный Банк РФ от имени государства. Это подтверждено законом федерального уровня «О деятельности банков» от 2.12.1990 года №395. Лицензии, выданные иными правовыми организациями РФ, считаются недействительными и не имеют юридической основы. Подделка банковской лицензии преследуется законодательно.
Чтобы получить лицензию, обязательно подать в срок все указанные документы. Этот срок составляет не меньше двух лет после госрегистрации. При этом, организация должна уже иметь капитал минимум 300 миллионов рублей.
Перечень документов, обязательных для получения разрешения от ЦБ:
Существуют несколько видов разрешений, которые может получить организация, и которые необходимы для проведения операций.
Виды лицензий:
ЦБ РФ может в любой момент отозвать выданные разрешения. О причинах более подробно . После этого организация не имеет права совершать какие-либо операции. Причинами отзыва является: нарушение законодательства, отрицательная финансовая деятельность, нарушение нормативов ликвидности и достатка активов, нарушение закона о легализации доходов, слияние или поглощение другой организацией или банком, выявление недостоверных сведений для получения лицензии, недостоверная финансовая отчетность, самоликвидация, нарушение иных законов и нормативных актов.
Узнать о том, что у финансового учреждения отозвана лицензия, можно в официальном издании ЦБ или в СМИ.
Если при отзыве лицензии учреждение не может расплатиться со своими вкладчиками, то выплатами занимается АСВ. Кредиты должны выплачиваться заемщиками в том же порядке и условиях, на которых были оформлены уже в пользу другого лица (покупателя кредитов закрытого фин. учреждения).
Выводы:
В статье подробно разъяснена суть банковской лицензии, описаны ее виды, порядок получения. Чем полезна эта информация заемщикам и вкладчикам? Как проверить, является ли деятельность фин.учреждения лицензионной, или банк объявлен банкротом? Ответы на эти и другие вопросы вы получите из статьи.
Лицензия – это официальное государственное разрешение, которое позволяет банковской организации:
Лицензия необходима любому банку для законной финансовой деятельности. В ином случае он не имеет права проводить денежные операции. В документе обязательно указана и валюта, с которой может работать кредитное учреждение. Лицензию банк получает после госрегистрации.
Если организация ведет банковскую деятельность без государственного разрешения, за это предусмотрена такая ответственность:
1. Для юрлиц:
2. Для физлиц – уголовная или гражданская ответственность.
В России выдачей лицензий занимается Центральный Банк. Он публикует информацию по ним в издании «Вестник Банка России». Там же находят отражение любые изменения, связанные с получением и отзывом разрешительных документов. Ознакомиться с этими сведениями доступно и на официальном ресурсе Банка России .
Действие лицензии – бессрочное, не ограниченное временными рамками. Имея разрешение на осуществление финансовых операций, организация может получить дополнительное расширения полномочий. На какие сделки банк имеет право, а на какие – нет, указано в лицензионном документе. Их существует несколько видов.
Также некоторые из перечисленных видов лицензий доступно получить уже функционирующему банку с целью расширения его деятельности. Это разрешения на:
Для получения всех лицензий, позволяющих привлекать вкладчиков, обязательными являются такие предпосылки:
Кроме этого банк, который планирует получить любые дополнительные лицензии, обязан соответствовать таким общим требованиям:
Эти условия должны выполняться банком в течение минимум полугода до подачи заявки на расширенную лицензию.
Еще одним видом документов, которые выдаются хорошо зарекомендовавшим себя банкам, является генеральная лицензия.
Этот документ не расширяет перечень денежных операций, которые вправе совершать банк. Он создает дополнительные возможности. Учреждение, владеющее генеральной лицензией, вправе:
Получить данное разрешение допустимо кредитной организации, которая:
Учреждение может функционировать и без генеральной лицензии. Однако ее наличие указывает на то, что банк развивается. Этот документ есть у многих крупных и средних банков (Промсвязьбанк, Россельхозбанк, Сбербанк России, ЮниКредитБанк и др.).
Чтобы стать обладателем лицензии, новосозданная кредитная организация подает в Банк России такие документы:
Чтобы расширить свои полномочия и стать обладателями дополнительных лицензий (в том числе и генеральной), банки подают в ЦБ РФ такие документы:
Банк, претендующий на генеральную лицензию, должен быть готов к комплексной проверке. По графику она проводится раз в два года. Если с момента последнего аудита до подачи заявления прошло менее 3 мес., повторной проверки не будет.
Также организация сама вправе обратиться в Банк России (в территориальное подразделение) с ходатайством о комплексной проверке.
Если лицензия – первичная, то процедура складывается из таких этапов:
За то, что Банк России рассмотрит вопрос о выдаче лицензии, финучреждение оплачивает сбор. Его величина не может быть более 1% уставного капитала организации. Средства пополняют федеральный бюджет.
2. В срок, не превышающий 6 мес., Центробанк лицензию банкулибо выдает, либо отказывает в ней.
3. Если решение положительное, кредитное учреждение сначала вносят в Единый госреестр юрлиц. Делает это соответствующий регистрирующий орган в течение 5 дней после получения документов от Банка России.
5. Организация вносит сумму уставного капитала и предъявляет соответствующие документы в Центробанк. После этого в течение 3х дней она получает лицензию.
Этапы выдачи дополнительной лицензии:
В помощь гражданам – сайт ЦБ РФ. В разделе «Справочник по кредитным организациям» любой пользователь найдет такие сведения об учреждении (необходимо для этого ввестиномер лицензии банкаили его название):
Получить № лицензии доступно на сайте организации либо узнать его в отделении. Копию разрешительного документа в учреждении выдадут по запросу клиента.
Эта информация также находится в свободном доступе на сайте Центробанка. Зайдите в раздел «Информация по кредитным организациям», далее – «Ликвидация кредитных организаций» . Количество лишенныхлицензии банков в 2015 году– 51 (по состоянию на 19.08.2015 г.) .
Основные причины на банковские операции:
ЦБ РФ также вправе лишить лицензии организацию, которая не вовремя предоставляет отчетную документацию либо подает неточные сведения.
4. На официальном интернет-ресурсе самого банка.
Процесс лицензирования брокеров ЦБ РФ, уже набрал обороты. Как минимум, половина из форекс-диллеров, работающих на территории РФ, должны были уже успеть получить лицензии. На самом деле все происходит с точностью до наоборот. Лицензию ЦБ РФ по состоянию на 01.02.2017 года успели получить только 6 брокеров. Что касается качества предоставления финансовых услуг, то становится понятным, что лицензия ЦБ РФ совсем не гарантирует рядовому безопасность и привлекательность услуг на валютном рынке.
Хотя есть и один положительный сдвиг – ЦБ РФ наконец-то зарегистрировал СРО для осуществления регуляции и контроля над в России.
Согласно нормам нового закона, с 1 января 2016 года, для работы на розничном сегменте рынка Форекс РФ форекс-дилеру необходимо:
К настоящему моменту лицензию ЦБ РФ успели получить только 6 , а именно:
Первой, кто получил лицензию ЦБ РФ стала брокерская компания «Финам». Обскакав своих конкурентов, первым, что сделало руководство этой компании – подало регулятору документы на создание саморегулирующейся организации. К чему такая спешка? Все просто! Стать учредителям и пока единственным членом СРО – значит, начать писать правила под себя.
Хорошая новость – 12.10.2016 года ЦБ РФ аккредитовал СРО (« »), с появлением которой на рынке Форекс РФ наконец-то начался процесс создания нормативно-правовой базы, согласно которой в последующем и будут работать российские дилеры на Forex.
На рассмотрении ЦБ РФ находятся пакеты документов на получение лицензии еще ряда брокерских компаний:
Отказано в лицензировании (причины не известны) с правом повторной подачи заявок таким компаниям, как:
Причины отказа в выдаче лицензий не афишируются. Все брокеры, которые получили отказ, в ближайшее время планируют подать заявку повторно.
Согласно законодательству РФ, лицензию ЦБ и стать членом СРО теперь должна получить любая компания, которая работает на территории России и предоставляет частным клиентам выход на валютный рынок (стать членом СРО без лицензии ЦБ нельзя). Пока на получение лицензии решились лишь немногие компании.
С одной стороны, лицензия ЦБ РФ – это довольно серьезный документ, как и любая другая государственная бумага, которая дает разрешение на осуществление специального вида деятельности. Как мы указали выше, российские трейдеры наконец-то получили легитимную саморегулирующуюся организацию, которая начала подробно регламентировать предоставление розничных форекс-услуг на территории РФ и вскоре станет первым защитником от часто работающих на «гране фола» брокеров.
Также, вскоре будет создан компенсационный фонд СРО, который в критических ситуациях (банкротство брокера) сможет возместить потерянные клиентами средства. Тогда как, форекс-компании станут работать в более четких законодательных рамках, которые регламентируют размер минимального уставного капитала, обученный персонал, центральный офис и прочие параметры, гарантирующие их стабильность работы.
С другой стороны, трейдеры получают кредитное плечо с размером 1:50, ограниченный перечень доступных для торговли валютных пар (только 26), ограничение по торговой просадке, защищающее от отрицательного баланса и навсегда распрощаются с бонусными предложениями. Плюс по новому порядку российские брокеры становятся налоговыми агентами, а значит – заработанной прибылью трейдерам придется делиться с государством.
И если проанализировать, то форекс-компании, получая лицензию ЦБ РФ и становясь членами СРО, теряют свои самые любимые маркетинговые инструменты, к которым привыкли не только они, но и сами трейдеры, а именно:
Их отсутствие делает рынок Форекс практически полностью недоступным для начинающих трейдеров. С минимальным депозитом в 100-200 USD, который считался стандартом для начала торговли и кредитным плечом 1:50 стартовать станет очень и очень сложно. И то благое намерение – оградить трейдеров от потери средств, ударит по этим же трейдерам.
Некоторыми известными компаниями, работающими на розничном рынке Форекс России было принято решение не получать лицензию ЦБ РФ и не становится членом СРО. К примеру, такая структура, как «Нефтепромбанк» еще в конце 2015 года сообщила о прекращении обслуживания своих частных «маржинальных» клиентов. Согласно рейтинга «Интерфакс-ЦЭА», форекс-дочка «Нефтепромбанка» занимала 11 место в рейтинге российских форекс-брокеров.
Брокер с российскими «корнями» Альфа-Форекс продолжил обслуживать российский розничный сегмент путем открытия счетов своих клиентов через кипрскую компанию AlfaCapitalHoldings. С одной стороны никто не запрещает гражданам России торговать у заграничных брокеров. С другой – теперь AlfaForex не сможет официально рекламировать свои услуги в РФ и открывать на территории Российской Федерации свои офисы и дилерскую сеть.
До получения лицензии форекс-дочка банка ВТБ24 работала по другой схеме. Согласно изобретенному ею механизму, она продолжала свою деятельность на розничном сегменте Форекс в России путем предоставления своим частным клиентам услуг по конверсионным операциям. Впрочем, этот шаг был временным, так как, в сентябре этот брокер все-таки получил лицензию ЦБ РФ.
Как продолжает оказывать услуги, к примеру – компания Альпари? Первый в России (согласно рейтинга «Интерфакс-ЦЭА») брокер, получив отказ от российского регулятора, продолжает свою деятельность от имени брокера Alpari, зарегистрированного на Сент-Винсент и Гренадинах.
Компания собирается подать заявку в ЦБ РФ повторно, что со слов представителей компании произойдет в третьем квартале этого года.
Однозначно – лицензия ЦБ РФ в сфере Форекс, это хорошо! Но только не с нынешними лицензионными требованиями. И пока время и практика расставит все на свои места, утечет много воды и клиентов от российских брокеров.
Немного разбираясь в маркетинге и специфике работы форекс-компаний, как и в мотивации современных трейдеров (что именно они ждут от валютного рынка и как это получают), понимаешь, что подавляющее количество начинающих и набирающих опыт трейдеров уйдут на другие рынки, где брокеры предлагают плечо 1:500 и многие другие «продукты», которые в умелых руках приносят во много раз больше прибыли, чем предложения компаний, которые получили или получат лицензию ЦБ РФ.
И никто не говорит, что «другие рынки» – это обязательно юрисдикция оффшорных Панамы или Британских Виргинских островов. Совсем нет! К примеру, регуляторы из Великобритании (FCA) и Австралии (ASIC), США (NFA) разрешают форекс-брокерам предоставлять клиентам плечо 1:500 и другие весомые преимущества. При том, что FCA, NFA и ASIC – это одни из немногих регуляторов, которые реально регулируют розничный Форекс.
Чем российские трейдеры хуже от западных, и от чего их пытаются защитить в России, неизвестно. И нынешняя ситуация с форекс-индустрией в РФ больше напоминает процесс, когда для того, чтобы создать что-то новое (необязательно) хорошее, сначала ломают старое, которое всего-то нужно было немного доработать и усилить.
На фоне того, как ЦБ РФ поставил российских форекс-брокеров перед выбором – получить лицензию и стать неинтересными для розничного сектора или работать под черным флагом, и не иметь официального выхода на рекламный рынок России, скорее всего, будущая схема работы российских форекс-диллеров будет следующей. У каждой компании будет «двойное лицо». То есть, в состав брокера будет входить российская компания, которая получила лицензию у ЦБ РФ и сможет рекламировать свой бренд на территории России и компания с оффшорной регистрацией, которая будет принимать основные потоки новых депозитов и предоставлять услуги согласно привычным всем условиям. На этой схеме все и остановится вплоть до того момента, когда лицензионные условия ЦБ РФ станут соответствовать реальным требованиям современного рынка Форекс.
Лицензирование банковской деятельности – процедура, которую проходят кредитные организации, чтобы получить право на осуществление банковских операций.
В России в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельност »осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемойЦентральным банком.
Ст.14. Для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций в Банк России в установленном им порядке представляются следующие документы:
1) заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций; в заявлении также указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа кредитной организации, по которому осуществляется связь с кредитной организацией;
2) учредительный договор (подлинник или нотариально удостоверенная копия), если его подписание предусмотрено федеральным законом;
3) устав (подлинник или нотариально удостоверенная копия);
4) бизнес-план, утвержденный собранием учредителей (участников) кредитной организации, протокол собрания учредителей (участников), содержащий решения об утверждении устава кредитной организации, а также кандидатур для назначения на должности руководителя кредитной организации и главного бухгалтера кредитной организации. Порядок составления бизнес-плана кредитной организации и критерии его оценки устанавливаются нормативными актами Банка России;
5) документы об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию кредитной организации и за предоставление лицензии на осуществление банковских операций при создании кредитной организации;
6) аудиторские заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности учредителей - юридических лиц;
(в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 344-ФЗ)
7) документы (согласно перечню, установленному нормативными актами Банка России), подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями - физическими лицами в уставный капитал кредитной организации;
8) анкеты кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, руководителя, главного бухгалтера филиала кредитной организации. Указанные анкеты заполняются этими кандидатами собственноручно и должны содержать сведения, установленные нормативными актами Банка России, а также сведения:
о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с представлением копии документа об образовании и о квалификации) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования - опыта руководства таким подразделением не менее двух лет;
9) анкеты кандидатов на должности единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций. Указанные анкеты заполняются этими кандидатами собственноручно и должны содержать сведения, установленные нормативными актами Банка России, а также сведения:
о наличии у этих лиц высшего образования (с представлением копии документа об образовании и о квалификации);
о наличии (об отсутствии) судимости (с представлением оригинала справки о наличии (об отсутствии) судимости, выданной Министерством внутренних дел Российской Федерации);
10) документы (согласно перечню, установленному нормативными актами Банка России), необходимые для оценки деловой репутации учредителей (участников) кредитных организаций, кандидатов в члены совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица - учредителя (участника) кредитной организации, приобретающего более 10 процентов акций (долей) кредитной организации.
Помимо документов, указанных в части первой настоящей статьи, Центральный банк Российской Федерации самостоятельно запрашивает в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, сведения о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями кредитной организации, а в налоговом органе запрашивает сведения о выполнении учредителями - юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года. Кредитная организация вправе представить документы, содержащие указанные сведения, по собственной инициативе.
Положения пункта 8 части первой настоящей статьи не распространяются на случай представления документов для государственной регистрации небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, и получения ею лицензии на осуществление банковских операций
При представлении документов, перечисленных в статье 14 настоящего Федерального закона, Банк России выдает учредителям кредитной организации письменное подтверждение получения от них документов, необходимых для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций.
Принятие решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом производится в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления всех предусмотренных настоящим Федеральным законом документов, а принятие такого решения в отношении небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, - в срок, не превышающий трех месяцев.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Банк России после принятия решения о государственной регистрации кредитной организации направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
(часть третья в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
На основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России.
(часть четвертая введена Федеральным законом от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
Банк России не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о кредитной организации уведомляет об этом ее учредителей с требованием произвести в месячный срок оплату 100 процентов объявленного уставного капитала кредитной организации и выдает учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи о кредитной организации в единый государственный реестр юридических лиц.
(часть пятая введена Федеральным законом от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
Неоплата или неполная оплата уставного капитала в установленный срок является основанием для обращения Банка России в суд с требованием о ликвидации кредитной организации.
(часть шестая в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Для оплаты уставного капитала Банк России открывает зарегистрированному банку, а при необходимости - и небанковской кредитной организации корреспондентский счет в Банке России. Реквизиты корреспондентского счета указываются в уведомлении Банка России о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций.
При предъявлении документов, подтверждающих оплату 100 процентов объявленного уставного капитала кредитной организации, Банк России в трехдневный срок выдает кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций.
Государственная регистрация кредитных организаций и выдача им лицензий на осуществление банковских операций
Кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в специальном порядке.
Решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Банком России. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации.
Банк России в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций.
Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации.
Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России.
Лицензирование банковских операций
Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России.
Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций.
Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.
В настоящее время в Российской Федерации вновь созданному банку могут быть выданы три вида лицензий:
– на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
– осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц). При наличии данной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков;
– привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Данная лицензия может быть выдана банку одновременно с лицензией второго вида.
С целью расширения своей деятельности банк может получить дополнительные лицензии. Для их получения он должен быть в течение последних шести месяцев финансово устойчивым; выполнять установленные Банком России требования к размеру капитала; выполнять обязательные резервные требования Банка России; не иметь задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта РФ, местным бюджетом и государственными внебюджетными фондами; иметь соответствующую организационную структуру, включающую службу внутреннего контроля; выполнять квалификационные требования Банка России к сотрудникам банка; соблюдать технические требования, включая требования к оборудованию, необходимому для осуществления банковских операций.
Действующему банку для расширения деятельности могут быть выданы следующие виды лицензий:
– на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
– привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Эта лицензия может быть выдана банку при наличии или одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте;
– привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях;
– привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте. Эта лицензия может быть выдана банку при наличии лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте или одновременно с ней;
– генеральная лицензия, которая может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте. Наличие лицензии на выполнение банковских операций с драгоценными металлами не является обязательным условием для получения генеральной лицензии.
Банк, имеющий генеральную лицензию , обладает правом в установленном порядке создавать филиалы за границей Российской Федерации и/или приобретать доли (акции) в уставном капитале кредитных организаций – нерезидентов. При рассмотрении вопроса о выдаче банку генеральной лицензии в нем проводится комплексная инспекционная проверка или принимаются во внимание результаты таковой, если она была завершена не ранее чем за три месяца до представления ходатайства о выдаче данной лицензии в территориальное учреждение Банка России. Генеральная лицензия и лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц могут быть выданы банку, с даты государственной регистрации которого прошло не менее двух лет. При этом выдаче лицензии на право привлечения во вклады денежных средств физических лиц предшествует принятие банка в систему страхования вкладов физических лиц в соответствии с условиями, предусмотренными Законом о страховании вкладов физических лиц.