Силуанов антон, министр финансов. Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов. Биография, деятельность Где сейчас силуанов

Технологии

Антон Германович - министр финансов России (занимает этот пост с 2011 года). В новом правительстве во главе с Дмитрием Медведевым занял пост первого вице-премьера (с 18 мая 2018 года).

Образование и служба в армии

В 1985 году окончил Московский финансовый институт по специальности «финансы и кредит». Владеет немецким языком.

В марте 1987-го был призван в армию, отслужил два года.

Трудовая деятельность

В августе 1985-го устроился на работу в Министерство финансов РСФСР, где на протяжении полутора лет трудился сначала экономистом, а затем старшим экономистом.

После армии, в мае 1989-го, вернулся в Минфин РСФСР. За время работы здесь сменил ряд должностей: был ведущим экономистом, экономистом 1-й категории, заместителем начальника подотдела, консультантом.

На протяжении февраля 1992-го являлся заместителем начальника отдела в Министерстве экономики и финансов Российской Федерации.

В феврале 1992-го его пригласили на пост замначальника отдела бюджетного управления Министерства финансов Российской Федерации. Затем работал в качестве замруководителя бюджетного департамента - начальником отдела, заместителем руководителя бюджетного департамента. С октября 1997-го по июль 2003-го руководил департаментом макроэкономической политики и банковской деятельности Минфина РФ. С 22.03.2001 г. - член коллегии Минфина.

С июля 2003-го по май 2004-го был заместителем министра финансов России. Затем до декабря 2005 года являлся директором департамента межбюджетных отношений Минфина, а следом занял пост замминистра финансов РФ.

С сентября 2011-го исполнял обязанности министра финансов России, а уже в декабре того же года стал министром. Занимает этот пост по настоящее время.

Являлся председателем совета директоров Агентства по страхованию вкладов (АСВ), на этом посту его сменила Эльвира Набиуллина.

28 апреля 2017 года на заседании наблюдательного совета ВТБ избран председателем наблюдательного совета банка.

7 мая 2018-го выдвинутый на должность председателя нового правительства Дмитрий Медведев на встрече с фракцией «Единой России» в Госдуме предложил его кандидатуру на пост первого вице-премьера, курирующего экономику и финансы.

18 мая 2018 года утвержден первым вице-премьером правительства - министром финансов РФ. Отвечает за весь комплекс вопросов финансово-экономической политики, в том числе национальный проект по развитию малого и среднего бизнеса и поддержке предпринимательской инициативы.

Министр финансов РФ

Министр финансов РФ с декабря 2011 года, был исполняющим обязанности министра финансов с сентября по декабрь 2011 года. В прошлом - сотрудник министерства финансов РСФСР (1985-1987, 1989-1992), министерства экономики и финансов РСФСР (1992). Сотрудник министерства финансов РФ с 1992 года. С 2003 по 2004 и с 2005 по 2011 год занимал пост заместителя министра финансов. Кандидат экономических наук.

Антон Германович Силуанов родился 12 апреля 1963 года в Москве , , . Его отец Герман Силуанов работал в министерстве финансов СССР , , позднее - в министерстве финансов РФ (так, в 1996 году он занимал должность заместителя начальника департамента кредита и денежного обращения) .

В 1985 году Антон Силуанов окончил Московский финансовый институт (впоследствии - Финансовый университет при правительстве РФ , ) по специальности "финансы и кредит", после чего стал работать экономистом, а затем старшим экономистом в министерстве финансов РСФСР. В 1987 году Силуанов был призван на срочную службу в Советскую армию. В 1989 году он вернулся в Минфин, заняв должность ведущего экономиста, позднее был экономистом 1 категории, заместителем начальника подотдела и консультантом , , .

В министерстве финансов РСФСР Силуанов проработал до января 1992 года, когда после распада СССР путем слияния ведомства и министерства экономики РСФСР было образовано министерство экономики и финансов РСФСР . В новом ведомстве он в феврале 1992 года занял должность заместителя начальника отдела , . В том же месяце министерство экономики и финансов РСФСР было разделено на два ведомства: министерство экономики РФ и министерство финансов РФ . Силуанов остался работать в Минфине и в период до октября 1997 года, согласно официальной биографии, прошел путь от заместителя начальника отдела бюджетного управления, заместителя руководителя бюджетного департамента до начальника отдела, руководителя бюджетного департамента ведомства ,.

В 1994 году Силуанов защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Темой его диссертации была "Бюджетная политика государства в условиях перехода к рыночным отношениям. На примере Российской Федерации" , , .

В октябре 1997 года Силуанов возглавил департамент макроэкономической политики и банковской деятельности Минфина (департамент был образован в результате слияния департамента макроэкономической политики и департамента кредита и денежного обращения, которое началось в октябре 1996 года ) , , .

В марте 2001 года Силуанов вошел в коллегию Минфина , , . В июле 2003 года он стал заместителем министра финансов Алексея Кудрина , и в дальнейшем курировал вопросы, связанные с межбюджетными отношениями (отношениями между бюджетами разных субъектов федерации) и макроэкономической политикой , , . Спустя несколько месяцев, в октябре 2003 года, Силуанов стал членом комиссии правительства РФ по решению проблем закрытых административно-территориальных образований. Председателем комиссии, просуществовавшей до апреля 2004 года, был вице-премьер Борис Алешин .

В мае 2004 года в министерстве финансов произошла реорганизация, в результате которой Силуанов покинул пост замминистра и стал директором департамента межбюджетных отношений , , . В декабре 2005 года чиновник вновь стал замом Кудрина: ему было поручено курировать вопросы региональной деятельности Минфина , , , . В том же месяце Силуанов был включен в состав правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы , , возглавляемой премьер-министром РФ Михаилом Фрадковым . Членом комиссии Силуанов оставался до 2008 года , , , .

За время своей работы в министерстве финансов Силуанов входил в составы советов директоров и наблюдательные советы различных банков и государственных корпораций. Так, в 1999 году он стал членом совета директоров банка "Российский кредит" , в 2000 году - членом наблюдательного совета Россельхозбанка , в 2002 году был включен в состав совета директоров госкорпорации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" (АКРО) , а в январе 2004 году - совета директоров госкорпорации "Агентство по страхованию вкладов" , . В 2004 года и в 2008 годах Силуанов входил в наблюдательный совет Внешторгбанка , , (в 2009 году в списках членов совета не значился ). Кроме того, в ноябре 2007 года Силуанов стал членом наблюдательного совета госкорпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ" , а в апреле 2009 года - совета директоров ОАО "УралВагонЗавод" , . Силуанов также неоднократно упоминался в прессе в связи с программой поддержки моногородов (свернута осенью 2010 года ) , .

Отмечалось, что специализация Силуанова - межбюджетные отношения - очень узкая, поэтому он был известен лишь "немногим специалистам" . По некоторым данным, во время последнего отпуска Кудрина в августе 2011 года обязанности министра исполняли его заместители Татьяна Нестеренко и Алексей Лавров , однако в прессе публиковалась и информация о том, что замещать главу Минфина было поручено Силуанову .

26 сентября 2011 года Кудрин, который с 2000 года совмещал должности министра финансов и вице-премьера , был отправлен в отставку после своего заявления о разногласиях между ним и президентом России Дмитрием Медведевым относительно финансовой политики государства (так, в частности, Кудрин настаивал на сокращении военных расходов) , . 27 сентября 2011 года премьер-министр РФ Владимир Путин разделили обязанности Кудрина между первым вице-премьером Игорем Шуваловым (он стал курировать экономический блок в правительстве) и Силуановым, который был назначен исполняющим обязанности министра финансов. При этом Путин подчеркнул, что решение о назначении Силуанова согласовано с президентом Медведевым , , , . 29 сентября стало известно, что Силуанов также заменит Кудрина в антикризисном совете Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и на посту управляющего от России в Международном валютном фонде (МВФ) и во Всемирном банке , . В ноябре 2011 года он сменил экс-министра финансов и на других постах - представителя правительства в Национальном банковском совете (НБС; в декабре 2011 он стал также председателем этого органа ), совете директоров Агентства по страхованию вкладов (АСВ) и наблюдательном совете Внешэкономбанка (ВЭБ) , .

Комментируя повышение Силуанова, Кудрин в интервью газете "Ведомости" отмечал, что его бывший зам - "карьерный финансист, выросший в Минфине" . Сам Силуанов после своего назначения подчеркивал, что в дальнейшем политика министерства финансов не изменится и что он, как и Кудрин, главную задачу "видит в снижении рисков неисполнения бюджета". При этом он не подвергал сомнению необходимость сохранения военных расходов страны , . В свою очередь, эксперты, выступая с комментариями по поводу прихода Силуанова, называли того хорошим специалистом, но "временной фигурой", имея в виду, что ему не хватает политического веса , , . Несмотря на эти мнения, 16 декабря 2011 года Медведев назначил Силуанова министром финансов на постоянной основе ; в тот же день он был введен в состав Совета безопасности РФ . 10 января 2012 года Силуанов стал управляющим от РФ в МВФ, Международном банке реконструкции и развития (МБРР) и Многостороннем агентстве по гарантиям инвестиций , .

Весной 2012 года новым президентом РФ был избран Путин , который после своей инаугурации назначил Медведева новым премьер-министром . В новом кабинете Силуанов сохранил пост министра финансов .

Согласно официальным данным, Силуанов в 2009 году заработал больше, чем остальные заместители министра финансов - 9,3 миллиона рублей , , а его доходы в 2010 году превысили доходы Кудрина и составляли 8,9 миллиона рублей , .

Силуанов награжден почетной грамотой Минфина (2001 год), ему была объявлена благодарность президента и министра финансов РФ (обе - 2002 год) . Кроме того, в 2007 году он награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" I степени , , а в 2011 году - орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени .

Силуанов владеет немецким языком . Чиновник женат, у него есть сын .

Использованные материалы

Обновленное правительство России: состав. - РБК , 21.05.2012

Путин назначил Медведева премьер-министром России. - РИА Новости , 08.05.2012

В ЦИКе огласили окончательные результаты выборов президента РФ. - РИА Новости , 07.03.2012

Указ Президента России . Об управляющем от Российской Федерации в Международном валютном фонде, Международном банке реконструкции и развития и Многостороннем агентстве по гарантиям инвестиций, 10.01.2012

А.Силуанов назначен управляющим от России в МВФ. - РБК , 10.01.2012

А.Силуанов включен в состав Совета безопасности России. - РБК , 17.12.2011

Медведев назначил Антона Силуанова министром финансов. - РИА Новости , 16.12.2011

Силуанов избран председателем национального банковского совета. - РИА Новости , 13.12.2011

Кабмин РФ заменил Кудрина в НБС и советах АСВ и ВЭБа на Силуанова. - РИА Новости , 24.11.2011

Силуанов сменил Кудрина в Национальном банковском совете, ВЭБе и АСВ. - Известия , 24.11.2011

А.Кашеварова, А.Леднев . Силуанов в вузе не блистал, но ездил на картошку. - Life News , 29.09.2011

Силуанов сменит Кудрина в совете Антикризисного фонда ЕврАзЭС, МВФ. - РИА Новости , 29.09.2011

Силуанов сменит Кудрина в советах ЕврАзЭС, МВФ и Всемирного банка. - Газета.Ru , 29.09.2011

Максим Товкайло, Евгения Письменная, Маргарита Лютова . Кудрину нашли замену в Минфине. - Vedomosti.ru , 28.09.2011

Кудрин считает Антона Силуанова "карьерным финансистом". - Вечерняя Москва , 28.09.2011

Сергей Смирнов . Силуанов: повышать налоги пока не планируется. - Vedomosti.ru , 28.09.2011

Петр Нетреба . За Алексея Кудрина поработают двое. - Коммерсантъ , 28.09.2011. - №181 (4722)

Рустем Фаляхов . Между двух курсов. - Газета.Ru , 28.09.2011

Антон Силуанов, заместитель министра финансов РФ. - Коммерсантъ-Online , 27.09.2011

Исполнять обязанности министра финансов будет замминистра Cилуанов. - РИА Новости , 27.09.2011

Кто такой Антон Силуанов. - Газета.Ru , 27.09.2011

И.о. министра финансов назначен Антон Силуанов. - РБК , 27.09.2011

И.о. министра финансов РФ назначен Антон Силуанов. - ИА Росбалт , 27.09.2011

Минфин заранее подготовился к работе без Кудрина, уходившего в отпуск. - РИА Новости , 27.09.2011

Депутаты называют Силуанова хорошим специалистом, но фигурой временной. - РИА Новости , 27.09.2011

Медведев отправил в отставку Кудрина. - РИА Новости , 26.09.2011

Иван Синергиев, Валентина Калитка . Переход наличности. - Коммерсантъ-Online , 26.09.2011

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих Министерства финансов Российской Федерации за период с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2010 г. - , 01.06.2011

Елена Гостева . Депутаты и чиновники открыли свои кошельки. - BFM.ru , 16.05.2011

Указ Президента РФ от 2 февраля 2011 г. N 127 "О награждении государственными наградами Российской Федерации". - Администрация Президента РФ , 02.02.2011

Минфин РФ не планирует в 2011 году выделять бюджетные кредиты моногородам. - Банки.ру , 28.10.2010

Высказывания А.Г. Силуанова информационным агентствам. - Сайт министерства финансов РФ , 16.09.2010

Антон Силуанов – один из самых значимых чиновников в правительстве России, возглавляет министерство финансов. «Финансовый карьерист», как его называют коллеги, в столь трудное для страны время уверенно управляет бюджетом РФ и профессионально ведет деятельность по распределению финансовых средств государства в рамках возможного.

Министра финансов РФ считают человеком аналитического склада ума и жестким экономистом, который чувствует себя как рыба в воде в стихии цифр и расчетов. Способности чиновника высоко ценит и руководство РФ, неоднократно награждавшее главу Минфина высшими государственными наградами.

Родился Силуанов Антон Германович 12 апреля 1963 года в Москве в семье финансистов. По национальности русский. Герман Михайлович, отец будущего главы Минфина, был сотрудником министерства финансов СССР. Янина Николаевна, мать Антона Германовича, работала в экономическом издательстве и сегодня продолжает осуществлять деятельность в госуниверситете финансового ведомства РФ.

Тягу к финансам будущий министр приобрел еще в раннем детстве – в его доме постоянно обсуждались экономические темы разного плана, поэтому уже в школьные годы Антон Германович твердо решил, что будет финансистом. По окончании средней школы юноша без труда поступил в Московский финансовый институт, откуда и вышел дипломированным финансистом-экономистом. В это время на практике попробовал себя в роли сотрудника министерства финансов.

В студенческие годы Силуанов старательно изучал экономические науки и с полной отдачей выполнял общественные поручения. Ему не чужды и поездки на картошку, и работа на БАМе, куда будущий чиновник отправился за приключениями, а не за деньгами.


В 1987 году Антон Германович призван в ряды Советской армии, где также исполнял обязанности начфина, занимаясь контролем кассы и начислением зарплат сослуживцам. После армейской службы, получив звание старшего лейтенанта, Силуанов пошел работать в Минфин, несмотря на то что работа в финансовом ведомстве не приносила дохода. Тем не менее это поворотный момент в биографии будущего главы российского Минфина.

Политика

Карьера будущего министра финансов РФ началась, когда его взяли на госслужбу рядовым экономистом, но через несколько лет молодой чиновник сумел стать ведущим сотрудником и дослужиться до должности заместителя начальника финансового отдела. В министерстве финансов и экономики Силуанов продержался и в период распада СССР, когда финансовое ведомство разделилось на две части.


С 1994 по 2011 профессиональный экономист уверенно продвигался по карьерной лестнице – руководил департаментом макроэкономической политики Минфина, а также занимал должность заместителя министра финансов . Став одним из заместителей, Силуанов курировал вопросы, касающиеся отношений между бюджетами разных субъектов федерации, в результате чего возглавил департамент межбюджетных отношений.

За время работы в Министерстве финансов Силуанов участвовал в создании банковской сферы страны. Антон Германович являлся членом советов директоров нескольких банков и госкорпораций. При этом в 2007 году чиновник вошел в состав наблюдательного совета «Фонда содействия развитию ЖКХ» и выступал участником программы по развитию моногородов.


В тот период Антон Германович был малоизвестным специалистом, что обуславливалось узконаправленностью его деятельности. Но ему все же удалось быть замеченным высшим руководством страны, которое после разногласий с экс-министром финансов Алексеем Кудриным доверило Силуанову бюджет РФ. Тогда же вошел в антикризисный совет Евразийского экономического сообщества, был назначен управляющим от РФ в МВФ и во Всемирном банке, а также стал членом Совета безопасности.

Должность главы Минфина РФ досталась Антону Силуанову в нелегкие для России времена, из-за чего на нового министра были возложены большие надежды как простых граждан, так и государства в целом. Люди верят, что Силуанов сможет решить животрепещущие вопросы бюджета.


Главная цель в работе Силуанова – соблюдение и исполнение бюджета, что заставляет придерживаться жесткой денежной политики, направленной на ограничение бюджетных расходов. При этом министр финансов стойко выступает против повышения налогов и увеличения внешних заимствований, умея отстоять такую точку зрения в кабинете министров.

Личная жизнь

Статный (рост Силуанова - 178 см) финансист всегда находился в центре внимания, но личная жизнь чиновника тщательно скрыта от общественности. Известно, что министр финансов женат и воспитывает единственного сына Глеба, рожденного в 1999 году. Жена Антона Силуанова занимается финансовой деятельностью.

Супруги Силуановы воспитывают сына в строгости, требуя от него не выделяться среди сверстников и придерживаться скромности. По мнению министра финансов, выставлять напоказ благосостояние семьи – признак глупости и невежества, поэтому Антон Германович учит Глеба завоевывать место в обществе личными достижениями.


Силуанов называет себя примерным семьянином, который, несмотря на постоянную занятость, находит время для общения с семьей. Ввиду плотного графика мужчина организовал с близкими своеобразную традицию по выходным выбираться в ресторан, обсуждать семейные дела, наслаждаясь средиземноморской кухней.

Помимо экономической работы, министр финансов участвует в политической жизни страны, находясь в составе партии «Единая Россия», а также ведет научную деятельность в финансовом университете при правительстве РФ в должности декана. За свои достижения глава Минфина неоднократно награждался почетными орденами и благодарностями высшего руководства России.

Доходы

Согласно декларации за 2014 год, семья Силуанова – одна из богатейших в России. Совместный доход с супругой на тот момент составил 40 млн рублей. При этом министр финансов владеет несколькими квартирами в российской столице общей площадью порядка 500 кв.м, земельными участками для индивидуальной жилой застройки общей площадью почти 13000 кв.м, а также двумя жилыми домами площадью 152 и 204,5 кв.м.

По состоянию на 2014 в собственности Силуанова числились 3 автомобиля ГАЗ 69, ВАЗ 21011, BMW X6 и 3 мотоцикла BMW R 1200 GS, K 1600 GTL и Harley-Davidson FLSTC 103 ANV. Жена министра финансов владеет одним легковым авто марки BMW X5.


В 2016 году Антон Силуанов заработал 95,44 млн рублей. Об этом свидетельствует декларация о доходах членов правительства, опубликованная на сайте российского кабмина.

Из декларации 2016 года уже следует, что сегодня руководитель финансового ведомства владеет домом и квартирой, четырьмя гаражами, тремя земельными участками, а также двумя нежилыми зданиями. Кроме того, в собственности Силуанова находятся 5 транспортных средств. В 2015 году чиновник заработал 34,4 млн рублей. Таким образом, доходы Силуанова увеличились в 2,8 раза.

Антон Силуанов сейчас

«Мы не должны обращать внимания на санкции, но обязаны смотреть котировки цен на биржах», - добавил Силуанов.

В июле 2017 глава Минфина заявил об оптимистичных прогнозах относительно экономического роста страны. В кулуарах саммита G20 в Гамбурге Антон Силуанов заверил представителей СМИ, что Россия способна догнать страны еврозоны по темпу экономического роста к концу 2017 года.


«Идем поэтапно в реализации задачи президента в достижении мировых темпов экономического роста. Напомню, что темпы мировой экономики в текущем году планируются в 3,6%. В Европе и еврозоне 2%», –– отметил Силуанов.

18 марта 2018 года состоялись , на которых победу вновь одержал Владимир Путин. Сразу после избранного президента РФ правительство во главе председателем ушло в отставку.

После вступления в должность Владимир Путин вновь предложил место премьера Дмитрию Медведеву. 18 мая был озвучен перед журналистами. Антон Силуанов сохранил за собой должность министра финансов РФ. также политик стал и первым вице-премьером РФ.

Силуанов Антон, министр финансов

Иллюстрация: Министерство финансов РФ

Силуанов Антон Германович , министр финансов РФ. Родился 12 апреля 1963 года в Москве. Его родители работали в Министерстве финансов СССР, РСФСР, а потом и РФ. Поэтому будущая профессия Антона Германовича была во многом предопределена.

В 1985 году он окончил Московский финансовый институт по специальности «Финансы и кредит». В 1994-м защитил диссертацию на тему «Бюджетная политика государства в условиях перехода к рыночным отношениям. На примере Российской Федерации» и получил степень кандидата экономических наук.

После окончания вуза Силуанова распределили на работу экономистом в Министерство финансов РСФСР. Оттуда в 1987 году он был призван на срочную службу в армию.

В 1989 году, после демобилизации, он вернулся в Минфин на должность ведущего экономиста. Здесь до 1992-го работал в следующих должностях: экономист первой категории, ведущий экономист, заместитель начальника подотдела и консультант.

В 1992 году Минфин объединился с Министерством экономики РСФСР, в результате образовалось Министерство экономики и финансов РФ, где Силуанов занимал должность заместителя начальника отдела. В том же году ведомство разделяется на Министерство экономики и Министерство финансов. Антон Германович получил должность заместителя начальника отдела бюджетного управления Минфина РФ. Чуть позже он стал заместителем руководителя бюджетного департамента, а затем и начальником отдела и руководителем бюджетного департамента министерства.

В 1997 году Силуанов возглавил департамент макроэкономической политики и банковской деятельности. В 2001-м стал членом коллегии Минфина РФ .

В 2003 году Антон Германович был назначен заместителем министра финансов РФ Алексея Кудрина . В этой должности он курировал вопросы, связанные с бюджетами разных субъектов федерации и макроэкономической политикой.

В 2004 году количество заместителей министра было сокращено, и Силуанова назначили директором департамента межбюджетных отношений.

В 2005-м штат заместителей опять расширился, Антон Германович снова занял пост заместителя министра финансов РФ, на котором он курировал вопросы региональной деятельности Минфина.

С 27 сентября 2011 года, после отставки Кудрина, Силуанов исполнял обязанности министра финансов РФ.

С 16 декабря того же года он назначен министром финансов РФ. Алексей Кудрин в одном из своих интервью так прокомментировал это назначение: «Об Антоне Силуанове могу только сказать, что это профессионал, который владеет всеми механизмами работы, всеми рычагами и имеет очень большой опыт, поэтому он достоин поста министра».

В разные периоды своей работы в Министерстве финансов Силуанов входил в состав многих правительственных рабочих групп и комиссий, а также в состав советов директоров и наблюдательных советов различных кредитных организаций и госкорпораций.

Так, в 1999 году он стал членом совета директоров банка «Российский кредит». В 2000-м – членом наблюдательного совета Россельхозбанка. В 2002-м был включен в состав совета директоров Агентства по реструктуризации кредитных организаций. В этом же году вошел в состав группы при Министерстве экономического развития и торговли (МЭРТ) для доработки предложений по реформированию банковской системы. В 2003-м – в состав комиссии правительства РФ по решению проблем закрытых административно-территориальных образований. В 2005 году работал в правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы. В 2007-м стал членом наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ. С 2011 года возглавил совет директоров Агентства по страхованию вкладов и Национальный банковский совет , введен в состав совета безопасности России. С 2012 года является управляющим от РФ в Международном валютном фонде , Международном банке реконструкции и развития и Многостороннем агентстве по гарантиям инвестиций .

Силуанов награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Почетной грамотой Министерства финансов РФ, имеет благодарность президента РФ и министра финансов РФ.

Женат, у него есть сын.

14:46 — REGNUM Поступками человека управляет его прошлое.

Какой жизненный опыт аккумулирован в личности Антона Силуанова, будущего первого заместителя председателя правительства?

Став министром финансов России, защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора экономических наук в 2012 году, применив и служебные знания.

Тема диссертации — «Межбюджетные отношения в условиях развития федерализма в России».

Кажется, масло масляное. Развитие федерализма в диссертации рассматривается как развитие бюджетного федерализма, а это и есть отношения между федеральным, региональными и муниципальными бюджетами. Вот, и получается: межбюджетные отношения в условиях развития межбюджетных отношений. Масло масляное. И в чём, спрашивается, проблема?

Но не всё так просто.

В мире немало государств-федераций с вертикально-территориальным разделением властей со своими бюджетами. Понятие бюджетный федерализм было придумано для констатации и обобщения именно этого факта и в надежде на то, что реальный бюджетный федерализм когда-нибудь перестанет быть средоточием внутренних конфликтов и скрытых противоречий.

Пока это мечта. На деле даже на бумаге не получается так распределить полномочия и обеспечить их деньгами (доходными источниками), чтобы общефедеральные обещания человеческих благ овеществились в каждом российском муниципалитете, а деньги не растерялись по дороге к местному бюджету.

Поэтому можно записать в актив А. Силуанова как ученого министра его попытку лично проанализировать опыт зарубежного бюджетного федерализма и лично сформулировать «направления совершенствования российских межбюджетных отношений с учетом развития отечественной модели бюджетного федерализма и циклических колебаний экономической конъюнктуры».

Такова цель докторской работы.

Совершенствование межбюджетных отношений, оказывается, это нечто, не влияющее на развитие бюджетного федерализма, а лишь учитывающее его российскую модификацию.

По идее, надо бы так разрабатывать проблему, чтобы научно обоснованные изменения в межбюджетных отношениях укрепляли бы бюджетный федерализм в России, усиливали и расширяли возможности его участников на всех уровнях власти и управления. В интересах роста благосостояния граждан.

Иначе получается совершенствование межбюджетных отношений ради их усовершенствования, с потерей мыслимого результата уже на старте.

В итоге цель смещается с результата на процесс.

Ничего удивительного в таком концептуальном разрыве нет. Многие российские государственные документы и федеральные законы структурно верные, но концептуально разорванные. Есть цели, есть задачи, есть показатели их достижения, но между собой все они весьма слабо связаны или не связаны вовсе.

Можно взять любую государственную программу Российской Федерации и обнаружить в ней не одну-единственную цель, соответствующую названию программы, а множество целей. Куда же бьет такая многоцелевая установка: по цели или по квадрату? Ответ ясен — по пространству, а не по месту.

Министерство финансов является ответственным исполнителем государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков». Цель программы изложена в одном предложении, что создает внешнее впечатление о том, что она — единственная. Однако внутри формулы зашито сразу несколько целей:

— обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджетной системы;

— обеспечение ее устойчивости во времени и пространстве;

— повышение качества управления государственными финансами;

— повышение качества правового регулирования финансового рынка.

А. Силуанов соединил все это в один абзац: обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, повышение качества управления государственными финансами и правового регулирования финансового рынка, и назвал целью государственной программы.

Минфин и его подведомственные структуры являются единственными участниками этой программы. Спрашивается — а зачем вообще правительству России эта программа, которая носит узковедомственный и методический характер, а цели — с таким ускользающим горизонтом? Что ни сделаешь, еще больше предстоит сделать.

Гипотетический ответ таков: программа нужна для того, что завести под нее пока излишние бюджетные средства, которые в случае необходимости могли бы быть использованы на самые различные вневедомственные цели. Потому что эта госпрограмма — по определению самого Минфина — носит обеспечивающий характер. Что обеспечивающий? Саму себя, поскольку под другие госпрограммы, направления, проекты деньги тоже выделяются.

В диссертации А. Силуанова смущает также то, что из 222 пунктов библиографии шестьдесят восемь — это ссылки на федеральные законы, приказы и письма министерства финансов России, что к научным доказательствам не имеет никакого отношения.

Такой вот парадокс: деньги счет любят, а слова уплывают в бесконечность смыслов. Перенос фактического, а не заявленного в автореферате методологического подхода к разработке проблемы на управление правительством может оказаться непродуктивным в деятельности первого заместителя премьера.

Научная модель не прогностична для самого министра.

Для него и для вновь назначенных в 2017 году губернаторов оказалось новостью и загадкой — откуда взялись скелеты в бюджетном шкафу субъектов Российской Федерации в виде объемных коммерческих кредитов. В то время, когда правительство всё сделало для выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

2 триллиона 300 миллиардов рублей — таков долг субъектов Российской Федерации. Это и коммерческие долги, и просроченная задолженность бюджетных организаций (школ, больниц, высших учебных заведений). У полутора десятков регионов сумма долга составляет до ста процентов от величины годовых доходов, у тридцати — до восьмидесяти процентов. Еще у тридцати — менее 50% от доходов.

Министр финансов теперь надеется снизить долю коммерческого долга до 50 процентов от объёма налоговых и неналоговых доходов хотя бы к 2020 году. Нужна инвентаризация, после которой состоится перераспределение — «более адресное» — объёма межбюджетных трансфертов.

Таков опосредованный (или непосредственный?) результат реализации государственной программы «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков».

Как первому вице-премьеру Силуанову уже нельзя будет наступать на грабли бюджетной необеспеченности региональных и муниципальных полномочий, которые уже переданы по вертикали вниз, но не подкреплены ресурсами. Придется либо нарастить бюджетно-трансфертную подпитку, либо изъять не обеспеченные ресурсами полномочия. В худшем случае — проблемы будут нарастать, как снежный ком. И никакого прорывного развития на уровне субъектов Российской Федерации не случится.

Справедливости ради следует сказать, что ситуация в регионах гораздо лучше, чем раньше. В 2013 году дефицит бюджетов субъектов Российской Федерации составлял десять процентов от их собственных доходных источников. А в прошлом году он оказался минимальным.

Минфин озаботился также тем, чтобы миграция налоговой базы не приводила к потере региональной самодостаточности, а регионы имели устойчивую доходную базу и были стимулированы на развитие экономического потенциала. О мерах, обеспечивающих лучшую ситуацию, мы узнаем вскоре после формирования нового кабинета министров.

Всякая система хороша, если Минфин знает, чем она плоха

А. Силуанов считает, что министерство всегда находится на острие экономики, а его специалисты очень высоко квалифицированы и справедливо экипированы и во многом лучше разбираются в тех или иных отраслях, чем отраслевые ведомства. С его коллегами из Минфина считаются все отраслевые ведомства.

Сам министр в среднем ежемесячно получает зарплату, в три раза превышающую премьерскую. Примерно 1,7 миллиона рублей.

Дарья Антонова © ИА REGNUM

В силу привычки или речевой фигуральности министр использует ленинское выражение о том, что политика есть концентрированное выражение экономики.

На самом деле в правительстве Силуанова-Медведева не экономика будет определять политику и не политика определит экономику. И экономику, и политику отцентрирует бюджет.

Так сложилось или так сложили?

Председатель думского бюджетного комитета А. Макаров с трибуны Госдумы уже доказал, что нас спасет только бюджетная стратегия, потому что качество экономического прогноза у нас никакое. Прогноз социально-экономического развития может пять раз меняться в течение года. Даже в тот момент, когда закон о федеральном бюджете уже находится в Государственной думе.

Он прав, когда говорит, что у нас очень много стратегий, и очень многие уже научились стратегии писать и даже потом отчитываться о том, как их хорошо написали, а в общем-то, эффективность этих стратегий мала.

Это касается государственного программирования в целом. Поэтому функцию главного арбитра в процессе интеграции стратегических замыслов, бюджетирования и управления в стратегическом документальном хаосе вынужденно продолжает исполнять Минфин.

Раньше проектированию федерального бюджета предшествовало Бюджетное послание президента Российской Федерации. После прошлогодних очередных исправлений Бюджетного кодекса основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации разрабатывает и представляет в правительство исключительно Минфин.

Минфин ежегодно получает бюджетные запросы на следующий год и последующий плановый двухлетний период из министерств и ведомств и затем рассылает министерствам «возвратное» распределение бюджетных ассигнований по государственным программам. Что это такое?

Это означает, что в Минфине проанализировали бюджетные запросы ведомств, переоценили их и «возвратили» в виде предельных цифр на согласование министрам. Если министерство не согласно, то далее составляется перечень несогласованных вопросов и направляется в Минфин.

Арбитром — в случае несогласия министерств и ведомств с корректировкой Минфина — является правительство. Но такие случаи, когда разногласия с минфиновскими чиновниками выносились бы на уровень премьера, если и бывают, то очень редко.

Получается, что цели, задачи отраслевой деятельности и необходимый ресурс для их достижения рецензируются и оппонируются в финансовом ведомстве, как будто именно там определяются приоритеты в социально-экономическом развитии страны. По закону — так быть не должно. На практике — получается так, как получается.

Минфин не корректирует цели и задачи министерств, оставляя их на усмотрение ведомства. Может, даже не вчитывается в них. Просто по своему (методическому?) усмотрению применяет два из четырех действия из таблицы умножения.

Поэтому будущее назначение А. Силуанова первым заместителем председателя правительства — скорее формализация его фактического места в правительственной системе управления планирования, прогнозирования и управления. Возможно, на этом этапе истории российского государства это правильно.

Если синтезировать мысли из публичных выступлений А. Силуанова самого последнего времени, то получится следующая программа действий первого экономического вице-премьера.

Сохранится бюджетное правило, суть которого в сохранении расчетной величины цены на нефть и сдерживании инфляции. По мнению министра, это не только мера для сохранения резервов и формирования подушки безопасности для бюджета, но и прогнозируемость того, что у нас не будет рисков повторения кризисов, которые были в последние годы. Потому что кризисы в основном были связаны с бюджетом. Снижались цены на нефть, соответственно снижались и доходы, расходы не финансировались, всё «резали», дефицит увеличивался, высокая инфляция, дестабилизация курса и так далее. Собственно, так всегда шло развитие кризисов. И в этом году мы оцениваем до 3% ВВП дополнительные валютные поступления с нефтегазовых доходов в резервы.

У нас сократилась доля расходов на оборону. Доля расходов на здравоохранение, на человеческий капитал, наоборот, увеличилась. Силуанов считает, что одна из ключевых задач — это улучшение инфраструктуры. Очевидно, что без этого роста экономики не будет. Это и дороги, и авиасообщение. Особенно в восточной части нашей страны, на Дальнем Востоке. Из Владивостока в Хабаровск только через Москву можно добраться. Это же совершенно недопустимо. Поэтому вопрос инфраструктуры, очевидно, будет являться одним из приоритетов следующих бюджетных планах.

То же самое — вложение в человеческий капитал. Нам нужно вовлекать больше населения (особенно уязвимые группы) в активные производственные процессы. С другой стороны — населению должно быть доступно лучшее качество услуг независимо от того, в Москве вы находитесь или в любой другой точке нашей страны. И здесь есть отставание. Нам эти вопросы нужно подтягивать.

Какие могут быть источники? В первую очередь, конечно, это налоги. И совершенствование администрирования, что сокращает и теневой сектор. Оттуда будут браться деньги для приоритетов. Таким образом, изменения налоговой системы и улучшение администрирования — основные доходные источники для манёвра.

Мы должны создать у себя такой климат, который был бы более либеральным, более привлекательным, чтобы нивелировать влияние тех ограничений, которые вводятся в отношении России. Здесь и налоги, валютная либерализация, улучшение конкуренции, в том числе уменьшение доли госсектора и улучшение положения компаний (не госкомпаний, которые сегодня во многом доминируют в тех или иных секторах). Поэтому вопрос валютного контроля и валютного регулирования — один из важных в повестке дня.

По таможне: к 2020 году будет создано несколько центров электронного декларирования, которые позволят без контактов с работником таможенной службы оформлять таможенные грузы, оформлять экспорт и импорт участников внешней экономической деятельности. Такое дистанционное взаимодействие с таможней снизит и административные издержки, и коррупционные риски. Это, в конечном счете, улучшит администрирование. Все это делается для того, чтобы нормальные добросовестные компании могли работать с меньшими издержками и приносить больше доходов.

Как будет на самом деле — увидим.